Психология и христианство icon

Психология и христианство



НазваниеПсихология и христианство
Дата конвертации25.07.2012
Размер84.75 Kb.
ТипРеферат
Психология и христианство


ББК 88. 834 Исследование психотерапевтических функций христианства О. А. Бобровская, Н. Г. Осухова (Кафедра психологии) Тема нашей статьи несколько непривычна для традиционной психологии; еёобсуждение на страницах научного сборника было невозможно всего лишьдесятилетие назад. Но времена меняются. И сегодня психологов интересует не«как должно быть», а как совершается то или иное воздействие на душучеловека на самом деле. Одной из областей, где существует масса предположений, домыслов итеоретических построений на тему «как это должно быть», но отсутствуютэкспериментальные исследования, несомненно, является влияние христианствана человека. Дело в том, что у религии и практической психологии (и прежде всего,психотерапии) множество точек соприкосновения: и та и другая имеют делопрежде всего с душой человека, помогают ему осмыслить жизнь и справится спредельными кризисными ситуациями, «тупиками», которые неизбежны на егожизненном Пути. Но если результативность психологического воздействиянеоднократно становилась предметом научного изучения, то влияниехристианства на развитие личности обсуждалось лишь на уровне философских ибогословских трактатов [1; 2; 5; 7; 9; 10], либо обыденных суждений [8]. Целью нашего исследования стало выявление тех функций христианства,которые условно можно назвать психотерапевтическими (в буквальном переводес греч. «психотерапия» — «забота о душе»). В первой части статьи даетсяанализ научной литературы по данной проблеме, во второй кратко представленыданные экспериментального исследования образа мира религиозных людей. Исторически возможно выделить несколько подходов к решению вопроса оботношении психологии и религии (эти подходы то сменяли друг друга вовремени, то сосуществовали одновременно). Так, первой была «богоборческая»позиция Ф. Ницше, который упрекает христианство в том, что оно преследуетлишь «дурные цели», отстранено от действительности, а всё содержаниехристианской религии — «мир фикций» [7, с. 29]. Единственный позитив,который, по Ницше, несет в себе учение Христа, заложено в понимании«искупления», то есть «понимание того, как надо жить» [7, с. 51],«практическое поведение — вот, что завещал он (Христос) человечеству» [7,с. 53]. Интересно, что другой «великий богоборец»,— создатель психоанализаЗигмунд Фрейд,— сумел преодолеть в своих работах соблазн полного отрицаниярелигии. Стремясь понять её роль в жизни человека, он опирается напсихоаналитические представления о природе человека и его влечениях.Основную ценность религии Фрейд усматривает в возможности посредством верыудовлетворять самые глубинные потребности человека и «воспитывать совесть».При этом сама религия воспринимается им как «драгоценнейший инвентарькультуры, высшая ценность» [7, с. 109]. Однако при этом Фрейд отстаивалправо практической психологии (прежде всего психоанализа) на выполнениеэтих функций своими средствами. Подобный подход был характерен практически для всей психологии первойполовины ХХ века.
Для 40–60-х годов характерна позиция, выраженная Э. Фроммом. Онотстаивает возможность сосуществования психологии и религии и ставит вопросо поиске общих средств воздействия. Ведь, по его мнению, цели религии ипсихоанализа в конечном итоге сходятся: «сознательная, исполненная силы, ане слабости любовь» [7, с. 200], «признание человеческой силы…, а не опытбессилия» [7, с. 211]. Он считает, что религия предоставляет человекуориентиры для выбора действий и способы самоанализа своих поступков снравственной точки зрения: «ритуал покаяния или утешение священника» [7, с.201]. Э. Фромм (в отличие от З. Фрейда да и многих более позднихисследователей), видит в религии ориентиры для «поиска смысла жизни», путь«самоосуществления» человека и достижения им целостности с собой и другими.К концу 60-х гг. ХХ века в зарубежной психологии вопрос об отношенияхпсихологии и религии утратил для зарубежной культуры актуальность, так какосуществилось взаимопроникновение ценностей психотерапии и религии(достаточно вспомнить теорию и практику Р. Мэя, М. Бубера, В. Франкла с ихвниманием к гуманным отношениям, нравственным ценностям и смыслу жизни). Особого разговора (а возможно, и отдельного исследования) требуетрусский вариант решения вопроса о соотношении психотерапии и религии. В начале ХХ века,— время, бывшее «настоящим расцветом богословия» (А.Мень),— интересующий нас вопрос обсуждался философами и богословами. Вдискуссиях участвовали С. Булгаков и Н. Бердяев, С. Франк и В. Несмелов,П. Флоренский и Н. Лосский, А. Лосев и В. Розанов. По разному они приходятк общей мысли о помощи религии в осознании жизненных целей, поиске смыслажизни, решении предельных вопросов человеческого бытия. 1917 год положил конец всем духовным поискам и исследованию вопроса офункциях религии. До конца 80-х годов этот вопрос не был актуальным, во-первых, из-за «тотального атеизма», во-вторых, из-за последовавшего после«искоренения» фрейдизма в конце 20-х годов негласного запрета напрактическую психологию. Однако в последние два десятилетия, споры, характерные для Запада вначале ХХ века, перенеслись в наше научное сообщество. На сегодняшний деньвыделяются три основные позиции по вопросу соотношения психологии ирелигии: . отрицание самой возможности контакта психологии и религии (из психологов эту точку зрения отстаивает М. Розин, из богословов — В. Ларичев); . признание психотерапевтических возможностей религии в помощи человеку, при решении кризисных ситуаций и стремлении изучить религиозные воздействия с психотехнической точки зрения; . стремление соединить психологию и религию, доходящее до провозглашения веры профессиональным требованием к психотерапевту (Б. Братусь). Такова краткая история вопроса о соотношении психологии и религии. Еслиже систематизировать различные представления ученых о психотерапевтическихфункциях религии, то, на наш взгляд, возможно выделить три основныефункции: ориентировочная, направляющая и смыслообразующая. Охарактеризуемкаждую из них. Ориентировочная функция, понимается как наличие определенных понятийныхи нравственных координат, которые позволяют человеку ориентироваться в мире(в понимании себя, других людей, событий жизни, принятии решений). Сюдаможно отнести то, что различные исследователи характеризуют следующимобразом: . освоение норм отношения к себе и другим, прав и обязанностей человека в мире (З. Фрейд, Н. О. Лосский, В. Несмелов, А. Введенский); . формирование позитивного отношения к себе (Э. Фромм, В. Джеймс, Н. О. Лосский, В. Несмелов, М. Тареев); . создание системы ориентиров в мире (Э. Фромм, С. Булгаков, В. Розанов, Б. Братусь); . построение временных ориентиров (З. Фрейд, С. Булгаков). Направляющая и побуждающая функции, заключаются в определениинаправленности деятельности и поведении человека, избирательном направленииего активности. Именно к этой функции мы относим встречающиеся в текстахфилософов: . принятие себя (С. Булгаков, Н. О. Лосский, А. Лосев, В. Розанов, В. Несмелов, М. Тареев, А. Мень, С. Хоружий); . принятие обязанностей (В. Несмелов); . ответственность за совершаемые выборы (В. Розанов, С. Хоружий). Смыслообразующая функция (как известно, именно смыслы лежат в основесоздания личной системы ценностей), заключается в придании определеннымидеям и деятельности того или иного личностного смысла (значимости длясебя). Как известно (С. Л. Леонтьев, В. В. Налимов, С. Л. Рубинштейн),именно через эту функцию совершается результирующий синтез первых двух ипоявляются возможности того или иного варианта развития, построенияжизненного пути. Смыслообразующую функцию мы усматриваем в следующем: . преодоление, через обретение смысла, жизненных трудностей (В. Джеймс, Е. Трубецкой); . решение вопросов о смысле жизни (Э. Фромм, Н. О. Лосский, В. Несмелов, С. Франк), в том числе собственного развития осуществления и поиска (В. Несмелов, Е. Трубецкой); . формирование отношения к смерти (З. Фрейд, В. Несмелов, П. Калиновский); . построение и осуществление личного духовного пути (В. Несмелов, Е. Трубецкой, С. Хоружий); . душевное, эмоциональное определение, способность обретения смысла через переживание (С. Булгаков, П. Флоренский, А. Мень); . Единство с собой и другими в соборности (Э. Фромм, А. Мень, С. Булгаков); . способность полноценно воспринимать прошлое, настоящее и будущее и их значение в своём жизненном пути (В. Джеймс, П. Калиновский). Таковы систематизированные нами представления философов, богословов,психологов о функциях религии (прежде всего, христианства) вжизнедеятельности человека. Но выполняет ли христианство эти функции насамом деле? Ответить на этот вопрос можно лишь путем изучения личностныхособенностей верующих людей и сравнения с людьми нерелигиозными. Именно такое экспериментальное исследование было предпринято нами. Вответе на вопрос, какую именно личностную характеристику изучать, у нас небыло сомнений: субъективный образ мира. Это интегративное образованиевключает в себя прошлый жизненный опыт человека, образы, схемы,представления о мире, о себе, которые постепенно приобретают относительнуюустойчивость и определяют для человека то, как он смотрит на мир, чтовоспринимает от него и как затем взаимодействует с ним. Образ мираопределяет особенности восприятия человека и регулирует его деятельность иповедение [4]. Для выявления образа мира была отобрана адекватная целям исследования,его гипотезе и методологическим позициям система диагностических методик:«Картина мира», опросник Кэттела, тест самоактуализации. Каждая издиагностических методик выполняла свою функцию. Тест «Картина мира»позволил (обходя психологические защитные механизмы) получить представлениео глубинном эмоциональном содержании структурных компонентов образа мира(«образ Я», «Я и другие», «Я и окружающий мир», «Меры добра — зла»). ТестКэттела дал возможность статистически измерить особенности личностныххарактеристик. Самоактуализационный тест позволил уточнить выявленные ранееданные и получить информацию об основных тенденциях личностного развития.Всего в исследовании участвовало 54 человека: 27 верующих и 27нерелигиозных людей. Использование комплексного подхода в изучении особенностей образа мираобеспечивало повышение эффективности результатов, которые потом подверглисьанализу и интерпретации. Выявлены следующие особенности образа мира религиозных людей: . более высокий уровень развития эмпатии, чувствительности, эмоциональной сферы; . преобладание позитивного «образа Я», который приводит к устойчивости этого образа, уверенности в себе, способности адекватно реагировать в неизвестных обстоятельствах. Выявилась часть верующих, отрицающих «Я- телесное», думаем, эта особенность в некоторой степени закономерна: в православии стали традицией споры о соотношении духовного и телесного, которые порой доходили до проповеди аскетизма. В целом в религиозной группе принятие себя имеет более высокий уровень, чем в нерелигиозной; . позитивное отношение к другим: развитое доверие, открытость, эмоциональная значимость контактов с окружающими, чувствительность во взаимоотношениях; . для образа окружающего мира характерна определенность, четкость координат при более высоком, чем в контрольной группе, уровне доверия к миру, который представляется «добрым», «принимающим», «теплым» (условно можно говорить о более оптимистичном и гуманистичном образе мира). Преобладающими ценностями в отношениях с миром оказались ценности добра. Верующие обладают и большей гибкостью, способностью к развитию, во взаимоотношениях с миром; . ориентация во времени верующих также оказалась высокой, по сравнению с неверующими. В структуре их образа мира представлены все временные отрезки, преобладающие оптимистической направленностью на настоящее и будущее. Религиозные люди обладают способностью более полно и осмысленно проживать настоящее. В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что для верующихрелигия выполняет функцию удовлетворения потребностей человека в поискежизненных координат, предельных нравственных ценностей, предоставлениенравственных ориентиров и обобщенных способов взаимодействия с собой идругими, способом самопонимания и самостроительства, а также она оказываетвлияние на становление целостного непротиворечивого образа мира, в которомпреобладающее значение имеют представления о добре, нравственных ценностях;для верующих характерно спокойное отношение к смерти. Мы понимаем, что читателю-атеисту, возможно, будет сложно осмыслить ипринять эти выводы. Признаемся, что они были несколько неожиданными и длянас самих. Впрочем, удивляться нечему: ещё Павел Флоренский в начале векаутверждал, что любая вера лучше безверия. Перефразировав, скажем: любаяпродуманная и последовательно реализуемая система гуманного, нравственноговоспитания лучше, чем её отсутствие. Об этом не стоит забывать в нашесложное время. Литература.1. Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви.— М., 1991.2. Мень А. Таинство. Слово и образ.— Л., 1991.3. Налимов В. В. В поисках иных смыслов.— М., 1993.4. Осухова Н. Г., Медведев Д. А. «Очки, через которые мы смотрим на мир»: диагностика образа мира при помощи сказки. //Ученые записки. Материалы докладов итоговой научной конференции (23 апреля 1993 г.).— Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995.— Ч. II.—С. 31-39.5. Смысл жизни. Антология.—М., 1994.6. Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления //Вопр. психологии.— 1988.— № 4.— С. 34-46.7. Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод.— М., 1990.8. Филипповская О. В. «Тайна сия велика есть» (Из дневника участника круглого стола «Психотерапия и духовная жизнь») //Моск. психотер. журнал.— 1992.— № 1.— С. 161-168.9. Флоренский П. А. Собр. соч.: В 2-х т.— Т. 1.— М., 1994.; Т. 2.— М., 1996.10. Хоружий С. С. Диптих безмолвия.—М., 1991.




Похожие:

Психология и христианство iconПсихология и Христианство (Статья)

Психология и христианство iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Психология и христианство icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: возрастная психология и психология развития, педагогическая...
Психология и христианство icon1. Пояснительная записка. Требования к студентам. Поскольку курс «Психология менеджмента»
«Менеджмент», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности»
Психология и христианство iconПояснительная записка. Требования к студентам
«Общая психология», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Психология личности»
Психология и христианство icon«Психология труда, инженерная психология и эргономика» направление 030300. 62 «психология»
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...
Психология и христианство iconХристианство на Руси. Реформа языческого культа Христианство на Руси. Реформа языческого культа
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности: скрижаль откровений...
Психология и христианство icon1. Пояснительная записка
«Общая психология», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Психология личности»
Психология и христианство icon«Психология»
Знания в объеме дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности»
Психология и христианство iconПредмет общей психологии
Юридическая психология. Изучает психику и её особенности у преступников и сотрудников правоохранительных органов. Включает в себя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы