Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» icon

Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский»



НазваниеВыдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский»
Дата конвертации18.07.2012
Размер144.82 Kb.
ТипРеферат
Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский


Сообщение по психологии на тему «П.П.Блонский» студентки 32 группы Ведькаловой Н. 2004 год Выдающийся советский психолог и педагог П.П.Блонский. Павел Петрович Блонский (1884-1944) выдающийся советский ученый, психологи педагог. Деятельность его была чрезвычайно многогранна. Широко иразносторонне образованный и эрудированный человек, он отличался глубиной исмелостью мысли в постановке и решении актуальных научных проблем.П.П.Блонский написал около 200 трудов по различным вопросам психологии,педагогики и философии. Среди них – капитальные монографии, учебники,методические и экспериментальные исследования. Многие из них не утратилисвоего значения и в настоящее время. Педагогические произведения П.П.Блонского привлекали внимание В.И.Ленина.Читая его книгу «Трудовая школа», Ленин подчеркнул страницы, где авторотмечает роль техники и индустрии в развитии общества. По рекомендацииВ.И.Ленина ученый был введен в состав Государственного ученого совета(ГУСа). Как психолог и педагог П.П.Блонский прошел большой и сложный путь,типичный для представителей прогрессивной интеллигенции дореволюционнойРоссии. Еще до Октябрьской революции он изучал марксистскую литературу. Безколебаний встал на сторону Советской власти. «Я считаю для себя величайшимсчастьем, писал он, - что жил в эпоху Октябрьской революции. Такие эпохизаставляют задумываться решительно над всем, ставят все под вопрос,обнажают самые скрытые основы… Я счастлив, что дух Октябрьской революциивдохновлял меня в моей педагогике…». С первых дней существования Советского государства П.П.Блонский сталпоборником новой, социалистической школы, пропагандистом идей К.Маркса,Ф.Энгельса, В.И.Ленина о воспитании. Когда реакционное учительство Москвы иПетрограда после Октября объявило забастовку, Блонский ее решительно осудили через газету «Известия Рабочих и Солдатских Депутатов» (1917, № 208)призвал учителей прекратить саботаж и вернуться к плодотворной работе.Осенью 1919 г. его назначили профессором Московского университета; онпреподал также в ряде других высших учебных заведений. П.П.Блонский принялактивное участие в организации Академии социального воспитания (Академиякоммунистического воспитания им. Н.К.Крупской) и стал ее первым ректором. Вэто время он активно сотрудничает в журналах «Трудовая школа», «Социальноевоспитание», «Народное просвещение», «На путях к новой школе, являясьчленом редколлегий этих журналов. Наряду с огромной педагогической и организаторской деятельностьюП.П.Блонский занимался изучением сложнейших теоретических проблемпсихологии и педагогики. Проводимая им научно-исследовательская работа вИнституте научной педагогики, Институте национальностей, Институтеполитехнического образования была огромной. В этот период он написал такиеизвестные работы, как «Трудовая школа» в двух частях (1919), «Реформанауки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 г. из-подпера ученого вышло более ста работ.
Среди них первые учебники для школ ивысших учебных заведений. Его статьи публиковались в США и Германии; по нимсудили за рубежом о состоянии советской школы и педагогики. Активно участвовал П.П.Блонский в общественной жизни нашей страны. В 1923г. он избирается депутатом Московского Совета, а в 1924 г. – членомправления Московского губпроса. Почти все съезды и конференции по народномуобразованию проходили при его активном участии. Последние 10 лет своейжизни П.П.Блонский работал в институте психологии, где руководиллабораторией мышления и готовил кадры для психологической науки. В немгармонически сочетались крупный ученый и талантливый педагог. С именем П.П.Блонского связано становление и развитие советскойпсихологической науки. «Далеко не сразу, а лишь в итоге горячих дискуссий,- вспоминал А.А.Смирнов, - возобладали и получили общее признание основныеположения диалектико-материалистической философии о психике как свойствевысокоорганизованной материи, функции нервной системы, продукте мозга, осоциальной обусловленности личности. Жесткие битвы пришлось вести за этиположения пионерам советской психологической науки – П.П.Блонскому иК.Н.Корнилову, первыми поднявшими знамя борьбы за построение марксисткойпсихологии. Велика и незыблема их историческая заслуга перед советскойнаукой». Одним из первых П.П.Блонский выступил против идеалистическойпсихологии, применив ленинскую теорию отражения к изучению конкретныхвопросов психологии, и в первую очередь памяти и мышления. В книгах«Реформа науки» и «Очерк научной психологии» он решительно высказался зато, чтобы психология разрабатывалась на основе марксизма. Генетический илиисторический принцип, на основе которого Блонский проводил своиисследования, стал в 20-е гг. ведущим для многих психологов. «Это истиннодиалектическая точка зрения в психологии»,- писал Л.С.Выготский. Если в первых психологических работах П.П.Блонского заметны тенденциимеханицизма, биологизаторства, то в «Психологических очерках» (1927)отчетливо проявилось стремление преодолеть вульгарно-социологические имеханистические взгляды. Он резко критикует американских психологов,пытавшихся объяснить все социологические проблемы с чисто психологическихпозиций. Отмечая тесную связь психологии с социологией, П.П.Блонскийсчитал, что эта связь напоминает взаимоотношения между психологией,физиологией и биологией. Для того чтобы развиваться, говорил он, психологиядолжна черпать материал из сравнительной анатомии, физиологии, историиразвития человечества. Его идея связи психологии с другими науками нетеряет своего значения и в наше время. Вместе с тем он выступал противподмены психологии биологией и физиологией, называя эту подмену«упростительством», указывал на ошибочность тенденции смешивать психологиюс социологией. «Между тем,- писал П.П.Блонский, - так нередко бывает. То,что издается, например, в Соединенных Штатах под названием «социальнаяпсихология», есть не что иное, как построение субъективной психологическойсоциологии, т.е. замена социологии психологией. Поэтому к попыткампостроить социальную психологию надо подходить с большой осторожностью,чтобы не получить здесь вместо психологии суррогат социологии». Большое значение П.П.Блонский придавал конкретным методам научногопсихологического исследования, подвергая резкой критике методидеалистической психологии – самонаблюдения. Он отводил ему лишьвспомогательную роль, подчеркивая важное значение наблюдения иэксперимента. Он одним из первых высказывался за исследование массовыхпсихологических явлений с помощью математики. П.П.Блонский опирался на учение И.П.Павлова об условных рефлексах прирассмотрении таких психологических явлений, как привычка, ассоциация и т.д.Вместе с Н.К.Крупской он выступал против реакционной теории моральнойдефективности, которая «чаще всего прикрывает самую презрительную излостную реакцию в педагогике». В книгах «Память и мышление» (1935), «Развитие мышления школьника»(1935), а также в статьях «Психология доказывания и ее особенности удетей», «Проблемы участия движения, практической деятельности и мышления ввосприятии», «Психология желания» П.П.Блонский диалектически рассматриваетпроцессы памяти, восприятия, воли в связи с конкретной деятельностьючеловека, формирует генетическую или «стадиальную» теорию памяти, вскрываетвнутреннюю связь памяти с мышлением и речью. Память поднимаясь в связи сразвитием мышления на более высокую ступень, приближается к мышлению. Вжизни на каждом шагу, отмечал Блонский, наблюдаются связь и переходы памятив мышление. В действительности, утверждал он, не только память – опорамышления, но и мышление, достигая известной ступени развития, начинаетоказывать все большее влияние на память, становиться ее опорой. Влияниемышления на память проявляется в запоминании и припоминании, которые навысшей ступени памяти, приближаясь к мышлению, по сути превращаются в него. П.П.Блонский исходил из диалектического принципа взаимосвязи восприятия,памяти, мышления и речи, и этот принцип нашел у него широкое и плодотворноеприменение в изучении процессов понимания и усвоения. Для понимания,говорил он, необходимы знания, которые связываются таким образом, чтобыстал понятен смысл целого. Понимать – значит не просто знать, а знать, «чток чему». Он обстоятельно исследовал процесс и стадии понимания. Он первым в советской психологии осуществил экспериментальноеисследование процесса понимания и наметил правильный путь изучения этойпроблемы в целом. Развитие мышления в процессе обучения – одна из важнейшихпроблем в педагогической психологии. П.П.Блонский дал подробный анализмышления учащихся в плане логики. Глубоко и всесторонне изучены имформирование и развитие видов суждений (проблематических, гипотетических идизъюнктивных) и умозаключений, особенности доказательств у детей. Ценнымбыло то, что исследователь не отрывал развития памяти, мышления и другихпсихических процессов от общего развития человека. В 20-30-е гг. советская психология использовала идеи П.П.Блонского,которые были связаны с внедрением материалистического подхода к психическимявлениям, с применением объективных методов исследования и сближениемпсихологии с жизнью и практикой строительства социализма. В трудах выдающегося ученого мы видим определенную систему, котораяпомогает разобраться в сложной психической деятельности человека и понять,что и как можно использовать для успешного решения педагогических задач. П.П.Блонский был и крупным педагогом. Его интересы распространялись отдошкольного воспитания до вузовского преподавания. Он энергично проводилидею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики,трудового воспитания и политехнического образования. В работах П.П.Блонского содержится много критических замечаний в адресбуржуазной педагогики; он смотрел на нее как на «бессодержательнуюидеалистическую декламацию». По его убеждению, только в обществе, гдевласть находится в руках трудящихся, возможна педагогика как наука. Вместес тем Блонский иногда увлекался некоторыми педагогическими теориямибуржуазного Запада и США (Д.Дьюи, Г.Шаррельман). Но, допуская ошибки,ученый всегда находил в себе мужество признавать их и исправлять. В психолого-педагогическом творчестве П.П.Блонского значительное местоотводится характеристике этапов детского возраста. В 20-е гг. возрастнаяпериодизация связывалась им в основном с биологическими признаками, причемв ее основе лежали чисто анатомо-физиологические признаки (развитие зубов,эндокринных желез, состав крови и т.д.). В трудах Блонского тех летпроявилась биологизаторская тенденция при выяснении возрастных этаповразвития ребенка. Ученому импонировала идея целостного изучения ребенка. Висследованиях возрастных особенностей детей он широко пользовалсядостижениями педагогики, психологии, физиологии и биологии. Выступая за комплексное изучение ребенка, П.П.Блонский опирался напедологию, рассматривая ее как естественнонаучную дисциплину. Увлечениепедологией повлекло за собой применение механического биологизаторскогоподхода к развитию ребенка. В работах, написанных в первой половине 20-хгг., он рассматривал ребенка в раннем возрасте как инстинктивно-эмоциональное существо. У детей, говорил он, потребность в обществевозникает лишь к концу дошкольного возраста. Преувеличение биологическихпотребностей и инстинктов приводило к недооценке роли и значения воспитаниядля психического развития детей-дошкольников. На рубеже 20-30-х гг. взгляды П.П.Блонского на ребенка и факторыформирования его личности изменились. Теперь он указывал, что сшестимесячного возраста дети вступают в общение с окружающей средой; сэтого времени начинается их социализация. Он подчеркивал огромную рольвоспитания и обучения в формировании человеческой личности. Вне воспитанияи обучения, утверждал П.П.Блонский, невозможно развитие ребенка. Несомненный интерес представляют высказывания П.П.Блонского о школьномвозрасте. Он считал необходимым регулировать различные виды деятельностимладших школьников. Большинство учеников начальных классов, говорил он,октябрята и пионеры. Через школу и отряд они втягиваются в общественнуюжизнь. Отвергая утверждение буржуазной педагогики, будто ребенокаполитичен, П.П.Блонский писал, что даже маленький школьник имеетполитическую направленность. Буржуазная педагогика и психология называли подросковый возраст«катастрофическим», периодом «тяжелого кризиса». Бернфельд, Бюллер, Штерн,Гирфельд и другие выводили все возрастные особенности из специфики половогосозревания подростков. П.П.Блонский отрицательно относился к таким теориям.Подобные «пансексуалистические теории», говорил он, не соответствуютдействительности. «Выведение всей общественной жизни подростка из егоискания своей Гретхен – образец сентиментально-романтическоготеоретизирования, пожалуй, не нуждающийся в детальной критике ввиду явногопротиворечия ему действительности». Вместе с тем Блонский считалнеобходимым учитывать особенности подросткового возраста, связанные споловым развитием. В 1935 г. вышел в свет его труд «Очерки детской сексуальности». Всоветской педагогической и психологической литературе это была перваябольшая работа по вопросам полового развития и воспитания. Она быланаправлена в первую очередь против фрейдистской теории. Автор подчеркивалсвязь между фрейдизмом и его интересом к самым темным областям душевнойжизни, к мистицизму и отмечал буржуазное увлечение фрейдизмом и половуюраспущенность в Западной Европе и США. В его исследовании получили научнуюинтерпретацию такие вопросы, как сексуальные переживания мальчиков идевочек разных возрастов, влияние этих переживаний на половую жизнь взрелом возрасте. Заслуживают внимания его высказывания об организацииполового воспитания, в котором, по его мнению, огромную роль играют среда,контроль и просветительская работа. Половое созревание, как полагалП.П.Блонский, является существенным, но не основным фактором развития.«Если младший школьный возраст,- отмечал он,- характеризуется большойподвижностью, то подростка в первую очередь характеризует интенсивнейшийрост его сил. Он все ближе и ближе подходит к тому, чтобы сделатьсяполноценным работником, каковым и делается в юношеском возрасте». Параллельно физическому идет интеллектуальное и общественное созреваниеподростков, подчеркивал П.П.Блонский. Подросток рассматривает явлениячеловеческой жизни не столько с узкобытовой точки зрения, сколько с широкойобщественной. У него возникает множество общественно-политических вопросов,но решать их он не умеет. Ученый считал особенно важным, чтобы подростокполучал правильное освещение их не только в общении с учителями, но и путемчтения политической литературы. Этот возраст он называл возрастом«политической деятельности» и находил большую разницу между советскимподростком и подростком капиталистических стран. По его словам, на Западебольшинство подростков растут в условиях нужды, безработицы, эксплуатации,одуряющей классовое сознание учебы. У нас подросток развивается в новыхобщественных условиях и отношениях, он получает коммунистические установки,приобретает диалектико-материалистическое понимание природы и общественныхотношений. П.П.Блонский уделял большое внимание целям воспитания. В большинстверабот, написанных в советское время, он с марксистских позиций освещал этупроблему, настойчиво подчеркивал роль общества, коллектива, труда ввоспитании всесторонне развитых людей. Являясь одним из организаторов и теоретиков новой, социалистическойшколы, П.П.Блонский указывал, что «не профессиональная школа»,специализирующая подростка в определенной фиксированной профессии, нополитическая, дающая всестороннее научно-индустриальное образование,является современной школой. И такое учебное заведение гарантирует своимвоспитанникам в качестве конечного результата равное приобщение к мирусовременной культуры». Единая политическая школа, соединяя знания с действием и образование сумением, является школой воли и интеллекта, воспитательницей характера,образовательницей мышления ребенка. Большую роль в ней играет индустрия,которая по словам Блонского, давая социальное образование, дает и нужныйсинтез знания и действия. Педагог-марксист подчеркивал роль техники ииндустрии в развитии общества. В борьбе за новую школу П.П.Блонский находился на тех же позициях, накоторых стояли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, М.Н.Покровский. Вместе с нимион отстаивал идею трудовой, политехнической и общеобразовательной школы,идею объединения обучения с производительным трудом на политехнической иобщеобразовательной школы, идею объединения с производительным трудом наполитехнической основе. П.П.Блонский проделал большую работу по освобождению школьных учебныхпрограмм от словесно-догматических и религиозно-нравственных предметов,которые доминировали в старой школе. В содержании школьного образования онотводил важное место наукам о природе и обществе, формирующимматериалистическое мировоззрение, стремился подойти к каждой дисциплине сточки зрения того, какую роль она играет в подготовке учащихся к трудовойжизни. Важнейшими требованиями к содержанию образования ученый считал научность,идейно-политическую направленность обучения, связь школы с жизнью, учетвозрастных и индивидуальных особенностей учащихся. П.П.Блонский всегдавыступал за то, чтобы содержание школьного образования было тесно связано сзадачами строительства социализма. Разрабатывая программу школьногообразования, он уделял особое внимание проблеме соотношения науки ишкольного предмета. Ум школьника сознательнее, активнее и глубже усваиваетподлинно научные знания, чем всякого рода суррогаты науки, говорил Блонскийи призывал смелее вводить в содержание школьного образования данныесовременной науки. Вместе с Н.К.Крупской и С.Т.Шацким П.П.Блонский участвовал в составлениипрограмм ГУСа, сыгравших положительную роль в развитии советской школы. Этипрограммы создавались в 20-е гг., когда еще отсутствовал опыт и приходилосьидти неизведанными путями, преодолевая большие трудности, а порой иошибки. Так, П.П.Блонский не был приверженцем комплексного построенияпрограмм для старших классов и решительно отказался от всякого участия в ихсоставлении. Этот метод, по его мнению, был непригоден для школ второйступени. Однако для него, равно как и для других советских педагогов,остался незамеченным такой существенный недостаток комплексного построенияпрограмм, как нарушение систематичности знаний. Большое внимание уделял П.П.Блонский воспитанию активности исамостоятельности учащихся в процессе обучения. Образование, говорил он,требует активного отношения к себе, и лучше не «получать», а «строить»,«делать свое образование». В связи с этим сохраняют интерес еговысказывания о стимулировании активной самостоятельной деятельности,развивающей познавательные способности. Являясь активным существом,ребенок, говорил Блонский, томится от безделья, неподвижности и пассивногосозерцания. По своей природе он ищет знания. Ему надо оказать помощь впоисках материала для самостоятельной работы, чтобы эта тяга не оставаласьбез применения. Даже самая лучшая школа, отмечал Блонский, не может датьстолько знаний, сколько нужно для жизни. Поэтому главная задача школы –выработать у детей желание и умение приобретать знания на протяжении всейжизни. Обучение в классе, по его словам, не в состоянии дать ученику такойбагаж знаний, который избавил бы его от необходимости дальнейшего ихприобретения. Человек не в силах сохранить в памяти те знания, которые онприобрел во время учебы. Вот почему одна из основных задач школы –вооружение учащихся умениями и навыками самообразования. П.П.Блонский всегда был сторонником «активных методов» обучения,обеспечивающих высокое качество знаний. Старая школа, говорил он, строилаработу не на мысли, а на памяти учащихся. Образование, которое давала она,не способствовало развитию самостоятельного мышления. В новой школенеобходимо сделать учение интересным, увлекательным, удовлетворяющиминтеллектуальные запросы школьников. Одним из таких методов он считал«исследовательский метод», который, по его мнению, способствует активному,критическому восприятию мыслей, воспитывает охоту и привычку к проверкеобщепринятых положений. Вместе с тем этот метод вооружает учащихся умениемориентироваться в окружающей действительности, способствует формированию уних творческих способностей и потребности к творчеству. В своих работах П.П.Блонский много внимания уделял учителю. Оннеоднократно подчеркивал необходимость воспитания и перевоспитанияработников просвещения в духе идеологии пролетариата. Учитель, говорил он,должен принять активное участие в социалистическом изменении общественныхотношений. Только марксист может быть педагогом социалистической трудовойшколы. Назначение учителя – воспитывать людей, строящих новое общество. Они организатор, активный строитель социалистического просвещения. Ученыйнастойчиво претворял в жизнь ленинское указание о том, что учительстводолжно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Очень важно,подчеркивал он, чтобы учитель любил детей, был близок им, умел учить ивоспитывать. Преподаватель должен знать возрастные особенности, психологиюшкольников и в соответствии с ними строить учебный процесс, использоватьрациональную методику обучения и воспитания. Особенно нужно воспитателюумение пробуждать интерес к своему предмету, воздействовать наэмоциональную сферу, давать яркие образы, хорошо рассказывать. Учительдолжен непрерывно совершенствовать свои знания и мастерство, и здесь, какподчеркивал Блонский, велика роль самообразования. Учитель, если он неучиться, не учитель; не надо спешить развивать детей, надо сначаларазвивать самих себя. Без самообразования, без творческого роста невозможнопреподавать. В новой школе, подчеркивал Блонский, может работать лишьчеловек, знающий технику и современное производство. В подготовке именно такого учителя П.П.Блонский принимал самое активноеучастие. В первоначальный период строительства советской школы он возглавилАкадемию социального воспитания. Отличительной чертой академии была теснаясвязь научной подготовки с практической деятельностью. «Когда-то мы с тов.П.П.Блонским, - писала Н.К.Крупская, - много думали о том, как надовоспитывать современного педагога, чтобы он знал производство, знал деревнюи фабрику. Блонский завел в АКВ такой обычай, что студенты проводили I-оеполугодие на производстве… работали у станка. Это наложило печать на всю ихработу». П.П.Блонский был истинным патриотом, кристально честным советским ученым,который весь свой талант, полностью раскрывшийся после Великой Октябрьскойреволюции, отдал служению коммунистическим идеалам. Он близок нам своимиидеями, своим отношением к целому ряду теоретических и практических проблемсоветской школы. Его наследие может во многом быть использовано в нынешнейпедагогике, в воспитательной работе с подрастающим поколением, приорганизации психологических и педагогических исследований. ТрудыП.П.Блонского входят в золотой фонд советской психологии и педагогики.




Похожие:

Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconВопросы к зачету по возрастной психологии
Исследования отечественных психологов в области психологии развития в 1/3 XX века (А. Ф. Лазурский, П. П. Блонский, М. Я. Басов)
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconРеферат по предмету «педагогика высших школ» на тему: «павел петрович блонский»
Однако несправедливо было бы недооценивать вклад этого замечательного ученого в отечественную науку. В свое время он выступал одним...
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconСтатья на тему: Тест как форма контроля знаний. Цель
Как прозорливо отмечал П. П. Блонский «тесты это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела», и хочется...
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconРеферат
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический...
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconПреподаватель психологии общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Федеральный компонент
Клиническая психология (квалификация- «психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»)
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconМоскаль Ирина Владимировна, педагог психолог Паршикова Елена Александровна, педагог-психолог Дом детского творчества, п. Пурпе, янао программа
Понятие "эмоциональное выгорание" определяется как "синдром физического и эмоционального истощения, который включает развитие отрицательной...
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconМаршал Жуков выдающийся советский полководец

Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconПоложение городского конкурса районного этапа «Лучший педагог-психолог – 2012»
Настоящее Положение определяет порядок проведения финала номинации «Лучший педагог-психолог – 2012»городского конкурса «Лучший учитель...
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconНеделя психологии. Делать нужно только то, что умеешь. Делать нужно только то, во что веришь
Но как? Как организовать, а самое главное – подготовить проведение. Ведь нужно много изготовить, воплотить… а в школе ты один педагог-психолог....
Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский Сообщение по психологии на тему «П. П. Блонский» iconПрогулки, содержание и методика проведения отдельных моментов в коррекционно – развивающем обучении. Педагог – психолог: Кочутина С. А
Какие цели ставит педагог при проведении прогулок?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы