Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве icon

Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве



НазваниеЭкономическая роль государства в рыночном хозяйстве
Дата конвертации25.07.2012
Размер283,91 Kb.
ТипРеферат
Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве


Министерство образования РФСанкт-Петербургская государственная лесотехническая академияСыктывкарский лесной институтКафедра гуманитарной дисциплиныКУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине: Экономическая теорияна тему: Экономическая роль государства в рыночном хозяйствеВыполнила: студентка 2 курсаПопова Н.Ф. факультета инженерно-экономического специальность ЭиУАПформа обучения заочнаязачетка № 000565Проверил: доцент Коновалова Л.А.Сыктывкар 2002 СодержаниеСодержание 2Введение 31.Рынок и условия его возникновения 42.Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формированиерыночной структуры. 63.Типы государственного регулирования 84.Теоретические взгляды на государственное регулирование 105.Фиаско рынка и государственное вмешательство 116.Функции государства в экономике. 127.Распределение государственных функций между тремя ступенями власти:федеральным правительством, краевым (областным) управлением) и городским(районным). 158.Основные инструменты государственного регулирования 179.Роль налогов в рыночной экономике 1910. Проблемы и ограничения государственного вмешательства. 2110.1.Дерегулирование и приватизация. 22Заключение 26Список используемой литературы 27Введение Экономический порядок характеризуется разделением в определённойформе между государством и отдельными личностями прав принятияэкономических решений – особенно прав принятия решения относительноудовлетворения потребности. В экономике России большой упор делается на централизованноепланирование. С другой стороны, наша экономика представляет собойпреимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функцииправительства – федерального, местных органов власти – играют в нейсущественную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко.Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике,служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продуктаобеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится подэгидой правительства. Статистика показывает, что налоги и общий объём правительственныхрасходов – на покупку товаров и на социальные программы – составляетприблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудноподдающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных длязащиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защитыпотребителей от опасных продуктов, вовлекает правительство практически вовсе сферы экономической деятельности. Функционирование частного сектора на основе рыночной системымодифицируется самыми разными способами государственным сектором. 1.Рынок и условия его возникновения В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок.Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этойважнейшей экономической категории, можно сказать что рынок – это способвзаимодействия производителей и потребителей, основанный надецентрализации, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства, рыночные отношения охватываютвсю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входяти предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечныепотребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг ит.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на 3 группы: 1) домашние хозяйства; 2) бизнес (предпринимательство); 3) правительство. Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая впотребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и болеечеловек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты, сферыматериального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являютсясобственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются дляудовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли). [2,c.23] Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получениядохода (прибыли). Оно предполагает вложение дело собственного или заёмногокапитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, адля расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщикомтоваров и услуг в рыночном хозяйстве. Правительство предоставлено главным образом различными бюджетнымиорганизациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуютфункции государственного регулирования экономики. Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе идомашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например,по найму государственным служащим, вы являетесь представителемправительственной организации; владея ценными бумагами какой-либокорпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личногопотребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственносовременная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг,труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественноеразделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что влюбом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участниковхозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения всемипроизводственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группыпроизводителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Этои означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительногопреимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительноменьшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним изцентральных понятий в экономической теории. Производители обладают разныминавыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принципсравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамкахотдельного предприятия, так и в международных масштабах. Условием возникновения рынка является и так называемая экономическаяобособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами,созданными на основе общественного разделения труда и специализации,полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решенийпроизводители. Экономическая обособленность означает, что только сампроизводитель решает, что производить, как производить, кому и гдепродавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состояниюэкономической обособленности является режим частной собственности. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величинатрансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия играницы рыночной деятельности. И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободныйобмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обменмогут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому ичто производить, кому и с кем обмениваться ресурсами и произведённойпродукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных)коридорах, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будутподсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления ихдеятельности.[4,c.45] 2.Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры. В 1992 г. экономическая реформа в России стала делать первые шаги:1) тотальное огосударствление экономической сферы;2) сверхмонополизация и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации;3) подавленная инфляция;4) скрытая безработица;5) тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;6) отсутствие экономических мотивов с трудовой деятельности. Каковы основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период?Это приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрениепредпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно– социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами. Какизвестно, рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков:товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими целями впереходный период являются: 1. Развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарахпроизводственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рыноктоваров – не просто место продажи и купли, - это свободное ценообразование,когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе. 2. Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций,облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опиратьсяна опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизниобщества. Финансовый рынок – это вершина рыночной структуры. Переходныйпериод необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций,облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима. 3. создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населениязакончился период гарантированной занятости, когда руководитель предприятиябыл лишён возможности уволить непроизводительного работника, если только сего стороны не было зафиксировано антиобщественного поведения. Рабочиеместа были гарантированы для выпускников высших и средних учебныхзаведений, других категорий населения. Теперь же вводится контрастнаясистема найма работников, которая призвана повысить ответственность сторонв ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и нарынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением – вещьдовольно болезненная. Итак, рыночная экономика – это экономика, в которой взаимодействуют рынкитоваров и услуг, ценных бумаг, труда. 3.Типы государственного регулирования Необходимость выполнения государством определённых функций в сфереэкономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должносочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы инаправления государственного вмешательства, существует достаточно широкийспектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов –от полного государственного монополизма в управлении национальнымхозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, чтоэффективной может быть экономика только в условиях ничем не ограниченногочастного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть рядпромежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных игосударственных регуляторов, так называемое социально-ориентированноерыночное хозяйство ФРГ и Австрии, щведская модель смешанной экономики и т.д. [2,c.65] Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степеньгосударственного монополизма, была построена в нашей стране централизованноуправляемая экономика. В её основе лежало всеобъемлющее директивноепланирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в какомколичестве и что производить, какие при этом должны быть использованыресурсы, в каком объёме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплататруда и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всемстатьям плана, практически неразрешима уже в силу своей колоссальнойразмерности и статичности. Но даже в маловероятном случае проявления сбалансированного плана система,где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперёд,оказываются малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. Одна изпричин – из сферы экономики исключалась частная инициатива. Всеэкономические агенты действовали на основе спускаемых плановых заданий,приказов и распоряжений. Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых иобратных связей. Такие связи лежат в основе рыночного механизмасаморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливаетсяпри наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка кпроизводству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен. В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи,но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей принеподвижных и искажённых ценах, делало систему нечувствительной к динамикепотребительского спроса. Одно из следствий этого – перепроизводство в однихотраслях и дефицит в других. Дефицит был отличительным признаком плановойэкономики. В любой экономической системе, в том числе и в рыночной экономике,государство выступает в известном смысле, как экономический агент,обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговойполитики, государственного законодательства. Принуждения, если онорасширительно используется государством, сводит на нет все преимуществасвободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночномценообразовании. 4.Теоретические взгляды на государственное регулирование Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику былоразличным на разных этапах её становления и развития. В период формированиярыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина– меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимостигосударственного регулирования, для развития в стране торговли ипромышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей началрассматривать государственное вмешательство и связанные с эти ограничениякак помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие в концеXVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которыенегативно оценивали государственное вмешательство, сразу нашли огромноечисло горячих поклонников. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин, никто и никогдане снимал с национальных правительств ответственности за экономическоеположение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынкадолжна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическомосознании роли государства в рыночной экономике был связан с именемвыдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе“кейнсианской революции” , совершили переворот в классических воззрениях нарыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономическогоспада, необходимость государственной политики как средства, способногоустанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономикуиз кризисного состояния.[3,c.62] 5.Фиаско рынка и государственное вмешательство Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государствомтрадиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся внепределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего,касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которыепотребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себязаботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этойпродукции. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либопродукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило,требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, котораяповлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться.Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямойконтроль государства. Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., чтосуществуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночнаякоординация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Следует отметить, что “слёг” к проблемам справедливости и равенства. Ничемне ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законоврынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищённости.Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, этозаканчивается чрезвычайно серьёзными социальными конфликтами.Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должногосударство. Вмешательство государство требует и другая рыночная проблема –безработица. Необходимы условия по её сокращению или смягчению еёпоследствий, если она всё же неизбежна.[5,c.46] 6.Функции государства в экономике. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто иникогда не снимал с национальных правительств ответственности заэкономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся впонимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимойрукой» государства. Государство призвано корректировать те«несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оноберет на себя ответственность за создание относительно равных условий длявзаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективнойконкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государствутребуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворениеколлективных потребностей людей, создавать производство общественныхтоваров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем,что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих.Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук,ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромнымизатратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Посколькурынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулироватьрынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государстваложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютныхкурсов.[3,c.67] В целом государство реализует политические и социально-экономическиепринципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формированиимакроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции,важными из которых являются следующие: 1. создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.; 1. стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы; 2. социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения; 3. обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) своирасходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственноепредпринимательство. Государственные расходы считаются одним из важных инструментовмакроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так иресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование,социальное обеспечение. Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как ужеговорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, понетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости,ветеранам войн. Другим важным инструментом государственной политики являетсяналогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределениидоходов. Государственное регулирование способствует формированию хозяйственныхсвязей и пропорций, координированию экономических процессов и увязкечастных и общественных интересов. Государственное регулированиеосуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной,субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальныезаконодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности длясоперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитиюмонополизированного производства, установлению непомерно высоких цен. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено напротиводействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. Вчастности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСРпринят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности натоварных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные противобразования крупных компаний типа трестов и концернов, а также противнедобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственныйкомитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономическихструктур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобыобразование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизациина рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупныхэкономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупныхорганизаций.[7,c.97] На международном уровне конкуренция регулируется специальнымимежгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН попромышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и другихорганизаций. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматриваютиспользование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объемпроизводства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействуетна сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируяусловия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличениеобъема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковскиерезервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращаетсяпроизводство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковскиерезервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.Субвенционная форма регулирования предполагает предоставлениегосударственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям,предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство,добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНПразвитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки,государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемыеотрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случаеони не могли бы покрывать по рыночным ценам. Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действиерыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономическихресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов настороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукциина стороне предложения. Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется вобластях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или жев которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятиязанимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, чернаяметаллургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательстваварьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольновесома, о чем свидетельствуют данные. 7.Распределение государственных функций между тремя ступенями власти: федеральным правительством, краевым (областным) управлением) и городским (районным). Общее распределение полномочий и функций между различными ступенямигосударственной власти определено Конституцией Российской Федерации вст.ст.71, 72 и 132 соответственно для каждого уровня. Более детальное разъяснение функций для каждой из ступеней властисодержится в определяющих их полномочия законодательных актах. Так федеральное правительство согласно Закона РФ от 22 декабря 1992 г.N 4174-1 «О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации»: - осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики; - способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы в Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленных размера оплаты труда и уровня социального обеспечения; - организует разработку и исполнение федерального бюджета Российской Федерации, а также прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации и важнейших федеральных программ; - обеспечивает в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите прав собственности на всей территории Российской Федерации; - обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; - разрабатывает направления государственной социальной политики, принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд, совершенствует систему социального обеспечения; - осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества. Органы государственной власти края, области в пределах своихполномочий определенных Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. N 1723«Об основных началах организации государственной власти в субъектахРоссийской Федерации» осуществляют: - правовое (законодательное) регулирование; - рассматривают и утверждает бюджет края, области; - принимают правовые (законодательные) акты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств края, области, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета края, области; - осуществляют контроль за исполнением принятых ими правовых (законодательных) актов, исполнением бюджета и распоряжением (отчуждением) имуществом, относящимся к их собственности. В ведении муниципальных образований (Федеральный закон от 28 августа1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации») находятся вопросы местного значения, а такжеотдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органыместного самоуправления. К вопросам местного значения относятся: - принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; - местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; - комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; - контроль за использованием земель на территории муниципального образования; - создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; Ознакомиться с более полным списком функций можно в указанныхзаконодательных актах, перечисленные же выбраны как наиболее важные иимеющие отношение к экономике. 8.Основные инструменты государственного регулирования Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательствочерез расширение государственной собственности на материальные ресурсы,законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенноевмешательство с помощью различных мер экономической политики. Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных актов,призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночнойсистемы. Примером государственного регулирования экономики путём изданиязаконодательных актов может служить положение о кооперации воФранции.[8,c.53] Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, мерыэкономической политики могут быть направлены на: 1) стимулирование капиталовложений; 2) обеспечение полной занятости; 3) стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; 4) воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации; 5) поддержку устойчивого экономического роста; 6) перераспределение доходов. Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главнымобразом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика –это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путёмманипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежнаяполитика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы вобращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направлениягосударственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь врыночной и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетаниегосударственного регулирования и функционирования естественно сложившегосярыночного механизма. 9.Роль налогов в рыночной экономике В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно суверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговойсистемы, эффективная рыночная экономика невозможна. В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какиефункции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, чтоналогам принадлежит решающая роль в формировании доходной частигосударственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следуетпоставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика.Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику всовременном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – какона регулируется, какими способами, в каких формах. [9,c.59] Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: 1) Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении “правил игры”, т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано. 2) Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчиненияпредпринимателей, постепенно исчезает само понятие “вышестоящиеорганизации”, имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощьюраспоряжений, команд и приказов.[10,c.23] Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условияналогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаётусловия для ускоренного развития определённых отраслей и производств,способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящеевремя нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельскогохозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в РоссийскойФедерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другиесельскохозяйственные производства. Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночнуюэкономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без неготрудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежныхотношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитиюмалого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондовфинансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготногоналогообложения. Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов и льготгосударство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест,капитальные вложения о расширении производства др. Следующая функция налогов – распределительная, или, перераспределительная.Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий ипредпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитиепроизводственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции икапиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носитярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построеннаяналоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнуюнаправленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих другихстранах.[11,c.45]10. Проблемы и ограничения государственного вмешательства.Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательствагосударства. Однако существует грань, за которой происходят деформациирыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано илипоздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее отчрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения длярегулирования. Например, недопустимы любые действия государства,разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование,всеохватный административный контроль за ценами и др. ). Это не означает,что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цени должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключаетпланирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным посрокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальныхцелевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом являетсясамонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует толькокосвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применениеадминистративных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзяуповать только на экономические либо только на административные меры. Содной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономическийрегулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известногоэкономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше,чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждомадминистративном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что онкосвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает дляпроизводителей особый экономический режим, вынуждает их пересматриватьпроизводственные программы, искать новые источники финансированияинвестиций и т. д. [16,c.40]Среди методов государственного регулирования не существует совершеннонепригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том,чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболеецелесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходятза границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим,либо административным методам.Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следуетпользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночныестимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы,не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинаетдавать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своеговоздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одногоидеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфереэкономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничегонельзя изменить. Государство, использующее экономические инструментырегулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая приростденежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна,однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А еслипроцентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции,начинается торможение экономического развития. Именно так ситуацияразвивается в России.10.1.Дерегулирование и приватизация.Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов.Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов иконтроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которыедолжны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того,считается, что государственные регламентации снижают стимул кнововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этоготребуется разрешение соответствующей комиссии.По оценкам американских специалистов, государственное воздействие наэкономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4%в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422).В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногдавлечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос одерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагаетснятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальныхконкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги.Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовойавтотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результатеснизилися цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществудерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожноготранспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол.,15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President,Wash., 1989. P. 188). [15,c.93]Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам илиорганизациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Онавызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными инеэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственныйсектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получениюмощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Дляпредпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частноепредприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается.Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может нестремиться к повышению своей рентабельности.[13,c.42]Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там,где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок болееэффективно решит поставленные экономические задачи.Государственное регулирование в сельском хозяйстве.В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейшихсфер активного вмешательства. В этой области производства главный принципсвободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказываетсяпрактически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко непанацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяютбольшое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, нипотребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокойпроизводительности труда производство аграрной продукции значительнопревышает потребности населения.Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса ирационализации производства, максимально эффективному использованию всехпроизводственных факторов, особенно рабочей силы;б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизнисельского населения;в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".(В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве"-МЭиМО,1992г., N 11,стр.139. )Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные ценына важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производителизащищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынокограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощьюсистемы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены напродукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи спроведением аграрной политики несет государственный бюджет.Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынказерна. Исходным пунктом является ориентировочноя цена, рекомендуемаягосударством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются нетолько доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширениюпроизводства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная ценаснижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерноскупается государством по так называемой "интервенционной цене" внеограниченных количествах. [12,c.87]Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, наделе это правило не действует в отношении производителей многих аграрныхпродуктов.Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Этоозначает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающаяцену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачиваетэкспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С однойстороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольствакрестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В даннойситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, вто время как мелкие производители едва сводят концы с концами.Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственногорегулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйствеостанется неизменным. Заключение 1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынкаопределяются организацией денежного обращения, производством общественныхтоваров и услуг и устранение внешних эффектов. Максимально допустимыеграницы вмешательства государства в экономику определяютсяперераспределением доходов, обеспечение некоторого уровня занятости,противодействием монополизму и инфляции, проведением региональной политики. 2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические иадминистративные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.Существуют области, где применение административных методов эффективно и непротиворечит рыночному механизму. 3. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматическиобеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессахрыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику иобеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог лноосуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несёт не учтённыйрынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена натовары и услуги учитывала внешние эффекты. 4. Выход государства за ограниченные максимальные границы делаетнеобходимым разгосударствление экономики. Проблема особа актуальна длястран переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошозарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизациясобственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора. Список используемой литературыВ. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 1999.Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, N 3,2001.Камаев В.Д., “Учебник по основам экономической теории”, М.: “Владос”, 2000г.Камаев В.Д., “Экономическая теория. Учебник”, М.: Владос, 1999 г.Киперман Г.Я., Беляев А.З., “Налогообложение предприятий и граждан в РФ”,М.: МВЦ, 1998 г.1. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., “Введение в рыночную экономику”, М.: Высшая школа, 1999 г.Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал,N 11-12,2000И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 1999.К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 2000В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва, СОМИНТЕК,1999.И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,2000.В. Папава "Роль государства в современной экономической системе", ВопросыРыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”.Москва 2001.Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен вкапиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 2001.Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. “Курс экономической теории”, Киров “АСА”, 2000г.Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен вкапиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика",2000.С. Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1,1999.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconКурсовая работа по дисциплине: Экономическая теория на тему: Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве
Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры. 7
Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconКлассификация фирм в рыночном хозяйстве и их особенности

Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconЗанятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве

Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconЗанятность населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве

Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве icon1. Место и роль цены в рыночном хозяйстве
Наиболее важным показателем для компании является цена, основная функция которой состоит в обеспечении выручки от продажи товаров....
Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве icon1. Место и роль цены в рыночном хоз-ве
Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной сторож»)...
Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconЭкономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике

Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconФазы воспроизводства в рыночном хозяйстве § Производство в условиях рынка
Рассмотрим первую фазу в движении продукта — фазу производства в условиях капиталистического (рыночного) хозяйства
Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconДокументи
1. /УМК Экономическая Роль Государства.doc
Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве iconЭкономическая роль государства содержание
Анализ основных макроэкономических показателей социально-экономического развития россии 16
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы