Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека icon

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека



НазваниеЗигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека
Дата конвертации18.07.2012
Размер102,3 Kb.
ТипРеферат
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека


Курский Государственный Педагогический Университет Кафедра Философии Контрольная работа на тему «Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека» Выполнил: студент факультета иностранных языков Проверил: доцент кафедры философии Сикорский Б. Ф. Курск 2001 Мне хотелось бы кратко и насколько возможно ясно изложить, в какомсмысле следует употреблять выражение «бессознательное» в психоанализе, итолько в психоанализе. Представление — или всякий другой психический элемент в определённыймомент может быть в наличности в моем сознании, а в последующий можетоттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершеннонеизмененным снова всплыть, как мы говорим, в нашей памяти, без каких-либопредшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, мывынуждены принять, что представление сохранялось в нашей душе и в этотпромежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде,сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительноэтого, мы не можем делать никаких предположений. В этом пункте мы можем встретить философское возражение, что скрытоепредставление не может рассматриваться как объект психологии, но только какфизическое предрасположение к повторному протеканию тех же психическихявлений, в данном случае того же представления. Но мы на это ответим, чтотакая теория переступает область собственно психологии, что она простообходит проблему, устанавливая идентичность понятий «сознательного» и«психического», и что она, очевидно, не вправе оспаривать у психологииправо объяснять собственными средствами одно из её обыденнейших явлений —память. И так мы назовем представление, имеющееся в нашем сознании и намивоспринимаемое — «сознательным», и только таковое заслуживает смысла этоговыражения — «сознательное»; наоборот, скрытые представления, если мы имеемоснование признать, что они присутствуют в душевной жизни, как этонаблюдается в памяти, мы должны обозначить термином «бессознательные». Следовательно, бессознательное представление есть такое представление,которого мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менеепризнать на основании посторонних признаков и доказательств. Это следовало бы считать совершенно неинтересной описательной иликлассифицирующей работой, если бы она не останавливала нашего внимания нина чем другом, кроме явлений памяти или ассоциаций, относящихся кбессознательным промежуточным членам. Но хорошо известный эксперимент после«гипнотического внушения» показывает нам, насколько важно различатьсознательное от бессознательного, и поднимает значение этого различия. Приэтом эксперименте, как производил его Bernheim, субъект приводится вгипнотическое состояние и затем пробуждается из него. В то время, когда он,в гипнотическом состоянии, находился под влиянием врача, ему было приказанопроизвести известное действие в назначенное время, например спустя полчаса.После пробуждения субъект снова находится, по всей видимости, в полномсознании и обычном душевном состоянии, воспоминание о гипнотическомсостоянии отсутствует, и, несмотря на это, в заранее намеченный момент вдуше его выдвигается импульс сделать то или другое, и действие выполняетсясознательно, хотя и без понимания, почему это делается. Едва ли возможноиначе объяснить это явление, как предположением, что в душе этого человекаприказание оставалось в скрытой форме или бессознательным, пока не наступилданный момент, когда оно перешло в сознание. Но оно всплыло в сознании нево всем целом, а только как представление о действии, которое требуетсявыполнить. Все другие ассоциированные с этим представлением идеи —приказание, влияние врача, воспоминание о гипнотическом состоянии —остались еще и теперь бессознательными. Но мы можем еще большему научиться из этого эксперимента. Это насприведет от чисто описательного к динамическому пониманию явления. Идеявнушенного в гипнозе действия в назначенный момент стала не только объектомсознания, она стала деятельной, и это является наиболее важной сторонойявления: она перешла в действие, как только сознание заметило ееприсутствие. Так как истинным побуждением к действию было приказание врача,то едва ли можно допустить что-нибудь иное, кроме предположения, что идеяприказания стала также деятельной. Тем не менее эта последняя воспринята была не в сознании, не так, как еепроизводное — идея действия, она осталась бессознательной и была в то жесамое время действующей и бессознательной. Постгипнотическое внушение есть продукт лаборатории, искусственносозданное явление. Но если мы примем теорию истерических явлений так, какона была установлена сначала Р. Janet и разработана затем Breuer'oм, кнашим услугам будет огромное количество естественных фактов, которые ещеяснее и отчетливее покажут нам психологический характер постгипнотическоговнушения. Душевная жизнь истерических больных полна действующими, нобессознательными идеями; от них происходят все симптомы. Это действительнохарактерная черта истерического мышления — над ним властвуютбессознательные представления. Если у истерической женщины рвота, то это,может быть, произошло от мысли, что она беременна. И об этой мысли онаможет ничего не знать, но её легко открыть в её душевной жизни при помощитехнических процедур психоанализа и сделать эту мысль для неё сознательной.Если вы видите у неё жесты и подергивания, подражающие «припадку», она ни вкаком случае не сознает своих непроизвольных действий и наблюдает их, бытьможет, с чувством безучастного зрителя. Тем не менее анализ может доказать,что она исполняет свою роль в драматическом изображении одной сцены из еёжизни, воспоминание о которой становится бессознательно деятельным во времяприступа. То же господство деятельных, бессознательных идей анализомвскрывается как самое существенное в психологии всех других форм невроза. Из анализа невротических явлений мы узнаем, таким образом, что скрытаяили бессознательная мысль не должна быть непременно слабой и чтоприсутствие такой мысли в душевной жизни представляет косвенноедоказательство её принудительного характера, такое же ценноедоказательство, как и доставляемое сознанием. Мы чувствуем себя вправе, для согласования нашей классификации с этимрасширением наших познаний, установить основное различие между различнымивидами скрытых и бессознательных мыслей. Мы привыкли думать, что всякаяскрытая мысль такова вследствие своей слабости и что она становитсясознательной, как только приобретает силу. Но мы теперь убедились, чтосуществуют скрытые мысли, которые не проникают в сознание, как бы сильныони ни были. Поэтому мы предлагаем скрытые мысли первой группы называтьпредсознательными, тогда как выражение бессознательные (в узком смысле)сохранить для второй группы, которую мы наблюдаем при неврозах. Выражениебессознательное, которое мы до сих пор употребляли только в описательномсмысле, получает теперь более широкое значение. Оно обозначает не толькоскрытые мысли вообще, но преимущественно носящие определенный динамическийхарактер, а именно те, которые держатся вдали от сознания, несмотря на ихинтенсивность и активность. Прежде чем продолжать мое изложение, я хочу коснуться еще двухвозражений, которые тут могут возникнуть. Первое может быть формулированотак: вместо того чтобы устанавливать гипотезу о бессознательных мыслях, окоторых мы ничего не знаем, не лучше ли было бы принять, что сознаниеделимо, что отдельные мысли или иные душевные явления могут образоватьособую область сознательного, выделившуюся из главной области сознательнойпсихической деятельности и ставшую чуждой для последней. Хорошо известныепатологические случаи, как случай д-ра Azain'a, как будто очень подходятдля доказательства, что делимость сознания не является созданием фантазии. Я позволю себе возразить относительно этой теории, что она строит своеоснование просто на неправильном употреблении слова «сознательное». Мы неимеем никакого права настолько распространять смысл этого слова, что имобозначается такое сознание, о котором обладатель его ничего не знает. Еслифилософы затрудняются поверить в существование бессознательной мысли, тосуществование бессознательного сознания кажется мне еще менее приемлемым.Случаи, в которых описывается, как у д-ра Azam'a, деление сознания, моглибы скорее рассматриваться как блуждания сознания, причем последнее, что быоно собою ни представляло,— колеблется между двумя различными психическимикомплексами, которые попеременно становятся то сознательными, тобессознательными. Другое возражение, которое можно было бы предположить, состоит в том, чтомы применяем к нормальной психологии выводы, вытекающие главным образом изизучения патологических состояний. Это возражение мы можем устранитьфактом, который нам известен благодаря психоанализу. Известныефункциональные нарушения, очень часто встречающиеся у здоровых, как,например, оговорки, ошибки памяти и речи, забывание имен и т. п., легкомогут быть объяснены влиянием сильных бессознательных мыслей, совершеннотак же как и невротические симптомы. Мы приведем еще второй, болееубедительный аргумент при дальнейшем изложении. Сопоставляя предсознательные и бессознательные мысли, мы будем вынужденыпокинуть область классификации и составить мнение о функциональных идинамических отношениях в деятельности психики. Мы нашли действующеепредсознательное, которое без труда переходит в сознание, и действующеебессознательное, которое остается бессознательным и кажется отрезанным отсознания. Мы не знаем, идентичны ли были вначале эти два рода психическойдеятельности, или они противоположны по своей сущности, но мы можемспросить, почему они сделались различными в потоке психических явлений. Наэтот вопрос психология немедленно дает нам ясный ответ. Продуктдействующего бессознательного никаким образом не может проникнуть всознание, но для достижения этого необходима затрата некоторого усилия.Если мы попробуем это на себе, в нас появляется ясное чувство обороны,которое необходимо преодолеть, а если мы вызовем его у пациента, то получимнедвусмысленные признаки того, что мы называем сопротивлением. Из этого мыузнаем, что бессознательные мысли исключены из сознания при помощи живыхсил, сопротивляющихся их вхождению, тогда как другие мысли,предсознательные, не встречают на этом пути никаких препятствий.Психоанализ не оставляет сомнений в том, что отдаление бессознательныхмыслей вызывается исключительно только тенденциями, которые в нихвоплотились. Ближайшая и наиболее вероятная теория, которую мы можемустановить при такой стадии наших знаний, заключается в следующем,Бессознательное есть закономерная и неизбежная фаза процессов, которыепроявляет наша психическая деятельность; каждый психический акт начинаетсякак бессознательный и может или остаться таковым, или, развиваясь далее,дойти до сознания, смотря по тому, натолкнется он в это время насопротивление или нет. Различие между предсознательной и бессознательнойдеятельностью не очевидно, но возникает только тогда, когда на сценувыступает чувство «обороны». Только с этого момента различие междупредсознательными мыслями, появляющимися в сознании и имеющими возможностьвсегда туда вернуться, и бессознательными мыслями, которым это воспрещено,получает как теоретическое, так и практическое значение. Грубую, нодовольно подходящую аналогию этих предполагаемых отношений сознательнойдеятельности к бессознательной представляет область обыкновеннойфотографии. Первая стадия фотографии — негатив; каждое фотографическоеизображение должно проделать «негативный процесс», и некоторые из этихнегативов, хорошо проявившиеся, будут употреблены для «позитивногопроцесса», который заканчивается изготовлением портрета. Но различение между предсознательной и бессознательной деятельностью ипризнание разделяющей их перегородки не является ни последним, ни наиболеезначительным результатом психоаналитического исследования душевной жизни.Существует психический продукт, который встречается у самых нормальныхсубъектов и тем не менее является в высшей степени поразительной аналогиейс наиболее дикими проявлениями безумия, и для философов он оставался неболее понятным, чем само безумие, Я разумею сновидения. Психоанализуглубляется в анализ сновидений; толкование сновидений — это наиболеесовершенная из работ, выполненных до настоящего времени молодой наукой.Типический случай образования построения сновидения может быть описанследующим образом: вереница мыслей была пробуждена дневной духовнойдеятельностью и удержала кое-что из своей действенности, благодаря чему онаизбежала общего понижения интереса, который приводит к сну и составляетдуховную подготовку для сна. В течение ночи этой веренице мыслей удаетсянайти связь с какими-либо бессознательными желаниями, которые всегдаимеются в душевной жизни сновидца с само-то детства, но бывают -обыкновенно вытеснены и исключены из его сознательного существа.Поддержанные энергией, исходящей из бессознательного, эти мысли, остаткидневной деятельности, могут стать снова деятельными и всплыть в сознании вобразе сновидения. Таким образом, происходят троякого рода вещи. 1. Мысли проделали превращение, переодевание и искажение, которыеуказывают на участие бессознательных союзников. 2. Мыслям удалось овладеть сознанием в такое время, когда оно не должнобыло бы им быть доступно. 3. Кусочек бессознательного всплыл в сознании, что для него иначе было быневозможно. Мы овладели искусством отыскивать «дневные остатки» и скрытые мыслисновидений; сравнивая их с явным содержанием сновидения, мы можем судить опревращениях, которые они проделали, и о тех способах, какими совершалисьэти превращения. Скрытые мысли сновидения ничем не отличаются от продуктов нашей обычнойсознательной душевной деятельности. Они заслуживают названияпредсознательных и действительно могут стать сознательными в известныймомент бодрственного состояния. Но благодаря соединению с бессознательнымистремлениями, которое они совершили ночью, они были ассимилированыпоследними, приведены до известной степени в состояние бессознательныхмыслей и подчинены законам, управляющим бессознательной деятельностью. Мыимеем тут случай наблюдать то, чего не могли бы предполагать на основаниирассуждений или из какого-либо другого источника эмпирических знаний — чтозаконы бессознательной душевной деятельности во многом отличаются отзаконов сознательной деятельности. Подробным изучением мы достигаем знанияособенностей бессознательного и можем надеяться, что более глубокоеисследование явлений, образующих сновидения, даст нам еще больше. Это исследование закончено едва наполовину, и изложение полученныхрезультатов пока невозможно без того, чтобы не затронуть в высшей степенизапутанную проблему снотолкования. Но я не хотел бы закончить настоящуюстатью, не указав, что изменением и успехом в пашем пониманиибессознательного мы обязаны психоаналитическому изучению сновидений. Бессознательное казалось нам вначале только загадочной особенностьюопределённого психического процесса; теперь оно значит для нас больше, онослужит указанием на тo, что этот процесс входит в сущность известнойпсихической категории, которая известна нам по другим важным характернымчертам, и что оно принадлежит к системе психической деятельности,заслуживающей нашего полного внимания. Систему, которую мы узнаем по тому признаку, что отдельные явления, еесоставляющие, не доходят до сознания, мы обозначаем термином«бессознательного», за недостатком лучшего и более точного выражения. Япредлагаю для обозначения этой системы буквы Ubw, как сокращение слова«Unbewusst», бессознательное. Это третий и наиболее важный смысл, которыйприобрело в психоанализе выражение «бессознательное».Литература 1. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану, Коллоквиум московского круга, 1992. 2. «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В.М. Лейбин, Москва, «Республика», 1994 3. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва «Просвещение», 1989. 4. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconЗигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека
Мне хотелось бы кратко и насколько возможно ясно изложить, в каком смысле следует употреблять выражение «бессознательное» в психоанализе,...
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconБурбо Лиз
Зигмунд фрейд: это ему принадлежит грандиозное открытие бессознательного в человеке; это он осмелился заявить, что физическая природа...
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconЗигмунд Фрейд: концепция психоанализа

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconЗигмунд Фрейд Введение в психоанализ (лекции)

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconКонтрольная работа по предмету: «деловое общение»
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconКиївський державний лінгвістичний університет
Зигмунд Фрейд народився 6 травня 1856 року в Фрейберзі, провінційному місті, в сім'ї дрібного торговця. Незабаром сімейство Фрейдів...
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconКиївський державний лінгвістичний університет
Зигмунд Фрейд народився 6 травня 1856 року в Фрейберзі, провінційному місті, в сім'ї дрібного торговця. Незабаром сімейство Фрейдів...
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconКиївський державний лінгвістичний університет
Зигмунд Фрейд народився 6 травня 1856 року в Фрейберзі, провінційному місті, в сім'ї дрібного торговця. Незабаром сімейство Фрейдів...
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconРоль техники в жизни человека
Причины роковой роли техники в человеческой жизни. Итоги XIX века. О. Шпенглер. Х. Ортега-и-Гассет
Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека iconЛитература. Тема: Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним
На уроках литературы будем учиться разгадывать загадки текстов, пробовать себя не только в роли читателей, но и в роли писателей,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы