Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным icon

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным



НазваниеМатериальная и духовная культура древних славян по языковым данным
Дата конвертации25.07.2012
Размер311.57 Kb.
ТипРеферат
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА РЕФЕРАТ ПО ВВЕДЕНИЮ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ЯЗЫКОВЫМ ДАННЫМ Выполнила студентка 1 курса II группы Новикова Ирина Викторовна Проверила Фокина Мадина Александровна КОСТРОМА 2002 г.ПЛАН РЕФЕРАТА1. Введение. Почему я выбрала эту тему.2. Основная часть. . О древнеславянском языке . Откуда мы знаем о славянах. Велесова книга . Велесова книга о происхождении славян . Религиозные понятия древних славян . Связь обычаев с природными силами . Символика славян как прообраз письма . Узелковая письменность . Человек, семья, род . Общественные отношения . О физическом и нравственном характере славян . Нравы, быт, жилище древних славян3. Заключение. ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ Материальная и духовная культура славян является лишь частьювсемирной культуры, но, несмотря на это, она занимает здесь не последнееместо. Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае какчеловека, желающего знать больше о своём народе. Я думаю, что знаниепрошлого –это ключ к пониманию и настоящего. Мне кажется, что человек, какбы мы сейчас сказали, без корней, человек, не знающий и не любящийпрошлого, не имеет и будущего. Крайне важно слышать голос предков,почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося втечение веков и тысячелетий. Нельзя понять историю славянства без истории индоевропейцев. Славянство–ствол большого индоевропейского древа. Нам надо знать и помнить, что во IIи I тыс. до н.э. славяне являли собой целостный организм, впитавший в себявсе высшие духовные и материальные достижения индоевропейской цивилизации.Лишь в I тыс. н.э. славяне стали расширять границы своего обитания, иначался процесс культурного, языкового и политического обособленияславянских народов. Люди ещё со времён древности пытались осмыслить начало своегосуществования, т.к. человеку, живущему в обществе свойственно задаватьсамому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядяна небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек,восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось.Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной толькокрасивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особойментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли отом, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего,образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясьна опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себячастичкой вселенной. Отображение в языке находили все вещи и явления, которые окружаличеловека в глубокой древности. Даже те, которым он порой не мог найтиобъяснения.
Человек в те времена одушевлял любую неживую вещь, так какверил, что она имеет душу. Язык –единственное, чем человек моготреагировать на окружающую действительность. Как я уже отметила, славяне –особый народ с неповторимой историческойстезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность вовсех ее проявлениях. Эта черта присутствовала в сознании славян, потому чтонаши предки умели осмыслять настоящее иначе, чем это сейчас делаем мы.Когда мы теперь пытаемся понять жизнь древних славян, не следует подходитьк ней с нашими современными мерками. Мы пришли к этим меркам, опираясь наплечи прежних сотен поколений предшественников. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений,духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются какнекоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые,сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия,облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже вотдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказываетсянаиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства: Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово. Всего прочнее на земле –печаль И долговечней –царственное слово.(А.А. Ахматова.) Близость славянских языков –не просто наиболее яркий фактор,объединяющий всех славян. Эта близость вместе с тем представляет собойотражение их длительного истинного единства, их совместных познаний иусилий, общих духовных исканий, их единой жизни. Славянские языки–важнейшее средство общения славянских народов. Они вместе с тем –ихдрагоценная общественная память. Потому что ,,память –единственноедостояние человека, делающее его человеком”. (Д.С. Лихачев.) Приступая у работе над своим рефератом, я просмотрела немалолитературы, посвященной древним славянам. Обычно такие книги начинаются скраткого изложения событий эпохи, затем следует подробный разборобщественного устройства, и едва ли не последнее место отводится таким“малозначительным”, с точки зрения авторов, вещам, как одежда, жилище,домашние занятия. А ведь часто по названиям именно этих предметов мы можемсудить о культуре, быте, верованиях наших предков. Пренебрегая на нашвзгляд примитивными религиозными понятиями и обрядами, которые наполняливсе существование древнего человека, отмахиваясь от язычества, мы тем самымлишаем себя столь необходимых ключей к пониманию мира наших предков –идуховного и материального. О ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ Славянские языки считаются самой молодой языковой группой средииндоевропейских языков. Славянские языки: русский, польский,сербохорватский и словенский происходят от древнеславянского языка. Древниеславяне были одним народом и пользовались очень близкими говорами.Древнеславянский язык, как общий язык для всех славянских племен,существовал, по-видимому, еще в первой половине I тысячелетия н.э. Шловремя, и этот язык распался на диалекты. Произошло это примерно в VI –IXвв. н.э. Сформировались большие диалектные группы: южная, западная ивосточная. К этому же времени относится появление обособленных славянскихязыков. Ученые, исследовавшие древнеславянский язык, определили, что эторазделение произошло, когда славяне давно уже пользовались железом и имелизначительно развитые ремесла. Действительно, у славянских народов едины не только названия всехобщеупотребительных металлов: железа, золота, серебра, меди и олова, но имногочисленных изделий из железа. Таковы, например, названия: коса, долото,клещи, секира, серп, мотыга, пила, стремя, острога и многие другие. Весьмаважно, что и многие названия земледельческих орудий –плуг, рало, лемех–едины у всех славян. Характерно, что ремесленная терминология такжевосходит к общеславянскому языку, как и самое название ремесло имногочисленные названия профессий –кузнец, гончар, суконщик, ткач и т.д.Эти данные показывают, что общеславянский язык-основа сохранялся довольнодолго. Как удается ученым отдернуть завесу времени и получить представление оязыке того далекого времени? Тем более, когда речь идет о бесписьменномпраязыке, существовавшем очень отдаленном прошлом. Сведения о праславянскомязыке лингвисты получают, последовательно двигаясь от современногосостояния славянских языков в прошлое. Сравнивая русское слово сон,польское sen, и сербское сан, можно предположить, что слово со значением‘сон’ в праславянском начиналось со звука [s], затем шел какой-то гласный(более детальное исследование показывает, что это был особый краткий звук[ъ], а затем звук [n]. Так работает сравнительно исторический метод.Современные языки могут служить хорошими “информаторами”, если уметьрасшифровать, заложенную в них информацию. Ценнейшие сведения можнопочерпнуть из диалектов –в них, порой, сохраняются следы очень давнегопрошлого. Однако, этот реконструированный язык в значительно степени–условная схема. Живой древнеславянский язык, безусловно, отличался от нее. Вместе с народом язык рождается, живет, изменяется. И внимательныйвзгляд в прошлое языка –это погружение в историю народа. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН ВЕЛЕСОВА КНИГА В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянскихмифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги1. История книги ,посвященной богу богатства и мудрости Велесу, или Волосу, загадочна итрагична. В 1919 г., во время Гражданской войны, она была найдена офицеромбелой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харьковав имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в рукиписателя Ю.П. Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывалдревние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированномнемцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе иподлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Миролюбова и фотографияодной дощечки. ВЕЛЕСОВА КНИГА О ПРОИСХОЖДЕНИ СЛАВЯН Велесова книга –памятник сложный и объёмный. Подделать его такжесложно, как невозможно заново создать Авесту или Библию. Велесова книгаразрешает спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различныхплемен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие,представленное в ней, –исход индоевропейских племен из Семиречья, области,которая локализуется близ озера Балхаш и сегодня носит такое же название из-за семи рек, впадающих в него. Велесова книга описывает события мифическойи древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э. –конца I тыс. н.э. Прощесказать, периода единства славянских языков. Для понимания истоков культурного наследия наших предков по данным ихязыка, нелишним будет обратиться к описанию территории, на которой онижили. Прародину не следует понимать как исконную область обитания единогонарода с единым языком. Прародина –это условная, с сильно размытымирубежами территория, на которой происходит необычайно запутанный итрудноопределимый этногенический процесс. Сложность этногеническогопроцесса состоит в том, что он не всегда был одинаково направлен: тосближались между собой постепенно и неприметно близкородственные племена,то поглощали и ассимилировали соседние не родственные племена, то врезультате покорения одними племенами других или вторжениязавоевателейпроцесс поглощения ускорялся, то вдруг появлялись различные историческиецентры тяготения, родственные по языку племена как бы расщеплялись, иразные части прежнего общего массива оказывались втянутыми в другие,соседние этногенические процессы.Вопрос о том, где жили древние славяне отнюдь не самый важный1. Это не самая важная проблема в изучении культурного наследиянаших предков. Не менее важно выяснить, как они жили, каков был их быт, ихзанятия. Об этом мы, конечно же, можем с большой достоверностью судить наоснове их языковых данных. Наличие в языке древних славян тех или иных слов, названийпозволяет установить, что в тот или иной период они были знакомы с теми илииными предметами и явлениями, помогает увидеть в обществе новые процессы,установить связь с другими народами через заимствования иноязычных слов.Наряду с языковыми данными в изучении культурной стороны жизни славян могутбыть использованы факты фольклора, в которых отражены наиболее древние слоиязыка. Фольклор –жанр позволяющий восстановить различные черты древнейшихобычаев, обрядов, верований. По его данным мы можем судить о хозяйственнойжизни славян, особенностях их быта, общественного устройства. Дляреконструкции жизни древних славян можно прибегнуть также к даннымэтнографии, с целью охарактеризовать наиболее архаичные слои жизни славян.Перейдём к более конкретному рассмотрению данных языка славян. Существует убеждение, что тексты древних священных славянских песен,мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической наукедаже то немногое, что осталось –Велесову книгу, предположительно написаннуюновгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. Что касаетсядуховного наследия наших предков, то можно сказать, что до сих пор ведутсяспоры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Религиозные верования древних славян представляли собою, с однойстороны, поклонения явлениям природы, с другой –культ предков. Впрочем,языческая мифология славян не представляется достаточно четкой и ясной, иих представления о мироздании были, по-видимому, довольно смутными изапутанными. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя былиотдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов итолкователями их воли1. Древние славяне считали Небо и Землю живыми существами: мужским иженским началом, супружеской парой, чья любовь и породила все живое. БогНеба –Сварог, это имя происходит от древнего слова небо, а также означает“нечто сияющее, блестящее”. Другое имя Неба было Стрибог, что означает впереводе на современный язык отец-бог. Согласно легенде, именно Сварогнаучил людей выплавлять медь и железо, и дал первые законы, в частности,закон единобрачия. Венцом и идеалом жизни древний славянин считал пра-вед-ность, то есть следование древнейшему закону (Веды), данному людям богом. Земля же пользовалась у славян-язычников особой любовью. И до сих порбытует название Мать-Земля. В одной из былин говорится об одном богатыре,что он непобедим. Объяснение этому –“его Земля-Матушка любит”. Другойбогатырь, обладая немереной силой, не смог, как ни старался, поднять суму,в которой собрана была вся сила земная. Десятого мая справлялись “имениныЗемли”. В этот день ее нельзя было беспокоить: пахать, вскапывать. Землейклялись, и сейчас не забыто выражение: ”ешь землю”. У некоторых древнихславян богиня Земли носила имя Макош –мать счастливого жребия, богинясудьбы и водной стихии. “Ма” –понятно: мать, мама. А вот “кош”? Кошемназывали жребий, судьбу, счастье, а также короб для земных плодов, а ведьименно он составлял богатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот иполучается: Макош –Всеобщая Мать, Дарительница Урожая, Мать Земля. Онавместе с помощницами Долей и Недолей прядет нити человеческой судьбы,подобно античным мойрам. Сестры богини жизни и смерти Жива и Марена. Сыновьями Неба и Земли древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь. Бога Солнца называют Даждьбог или Дажьбог. Но это не от слова “дождь”,это значит –“дающий бог”, “податель всех благ”. Славяне верили, чтоДаждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белыхзлатогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит отогненного щита, который он возит с собой. Ночью Дажьбог с запада на востокизмеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки –утром и вечером–он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами–гусями, утками, лебедями. Отсюда появились обереги в виде уточки сголовой коня. Слово оберег происходит от глагола беречь, оберегать. Славяне верили,что славный бог Солнца поможет им, где бы он ни находился –в Дневном Миреили в Ночном, и даже по пути из одного в другой. В “Слове о полку Игореве”славяне названы “Дажьбожьими внуками” –внуками Солнца. Утренняя и ВечерняяЗори считались сестрой и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой.Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния, торжественнопраздновался их брак. Славяне считали Солнце всевидящим оком, котороестрого присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдениемзаконов. Другой сын Неба и Земли Перун –славянский бог грозы, бог молнии и грома.Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает “тот,кто сильно бьет”, “разящий”. Некоторые ученые усматривают связь имениПеруна с такими словами как “первый” и “правый”. Вероятно потому, что онбыл старшим сыном Сварога и самым первым защитником правды. Когда у славяепоявились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителемвоинов. Третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. В древниевремена Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизньчеловека. В глубочайшей древности огонь прогонял прочь тьму, холод и хищныхзверей. Позже –собирал вокруг себя несколько поколений рода –большую семью,символизируя ее нераздельную общность. В представлении древнего человеканечистая сила не смела приблизиться к огню, зато огонь был способеночистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв, и вот откудаобычай прыгать парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеютперелететь через пламя, не расцепив рук, –стало быть, их любви сужденадолгая жизнь. Да и саму любовь мужчины и женщины считали подобной огню.Вспомним выражение: “любовь вспыхнула в их сердцах…” Как звали бога Огня?Некоторые ученые полагают, что называли его Радогостем, Радигостом.Вероятнее же всего имя бога огня было настолько свято, что его старалисьпореже произносить вслух, заменяя иносказаниями, а с течением времени онопросто забылось, зато не забылось великое множество поверий и обрядовсвязанных с огнем. Огонь, добытый трением, считался чистым, несоприкоснувшимся ни с какой скверной. Ему приписывали особую священнуюсилу. Возжиганием такого Огня всякий раз отмечали наступление нового года.С Огнем славяне-язычники связывали возникновение людей. По некоторымсказаниям, боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которымивозгорелся Огонь –самое первое пламя любви. Велесова книга начинается призывом склониться перед триглавом богов:Сварогом, Перуном и Свентовитом. Эта славянская архаическая троицародственна инуистской ведической Тримурти, в которую древние арии включалиВаруну –небесного бога у славян Сварог, Индру –громовержца аналог Перуна иШиву –бога разрушителя вселенной славянский Волос, Велес. Различныежреческие школы древних славян неодинаково понимали тайну троицы, но такили иначе, священное знание славян обладало чертами монотеизма1. В Киеве в нее включали Сварога, Дажьбога и Срибога. Вместе с ниминаиболее почитаемыми были бог огня Семаргл, посредник между людьми инебесными богами, представавший в облике священного сокола Рарога ипобедивший в первой битве светлых и темных сил Черного Змея; бог богатстваи скота Велес, проводник в загробный мир и его царь, разрушитель вселеннойи одновременно символ мудрости, сын небесной коровы Земун, соперник Перунав свадебном мифе, низверженный на землю с небесного свода; В Новгороде триглав понимали иначе. Первоначально в него входилиСварог, Перун и Велес. Следы такого понимания сохранились в Велесовой книгепод именами Дид, Дуб и Сноп. Позже Велес был заменен Свентовитом. Небеснымотцом, дедом богов новгородцы считали только Сварога, который ожидаетлюдей в небесном рае Ирии. Он родник всему Роду, мужская половина, ипостасьРода. Древнейшим верховным мужским божеством был Род –бог неба, грозы,плодородия. Род –повелитель всего живого. Ученые давно спорят о том,насколько важную роль отводили славяне богу по имени Род. Некоторыесчитают, что это мелкое семейное божество вроде Домового. Другие, наоборот,считают Рода одним из самых важных верховных богов, принимавших участие всоздании Вселенной: согласно верованиям древних славян, именно он посылаетс небес на Землю души людей, когда рождаются дети, кроме того,исследователи предлагают обратить внимание на то, сколько важнейших словпроисходит от корня “род”: РОДня, уРОЖай, РОДина, приРОДа. В подробныхсловарях русского языка, например, в словаре В.И. Даля, перечень этих словзанимает ни одну страницу. Родом древние славяне называли всю Вселенную, нотакже понимали его как домашнего пращура, бога-предка, прародителя. Какличность Род выступал редко, поэтому славили не его, а мужское воплощениеРода –Сварога. Он предстает творцом Вселеннной, достает из Океана Землю.Как небесный кузнец, ударяя молотом по ”бел горюч камню”, рождает Семаргла–бога огня и создает первых людей, учит их кузнечному ремеслу, дает имзаконы. Почитание женских предков связано с широким распространениемматеринских культов. От Франции до Байкала повсеместно встречаются каменныефигурки женских богов, рожаниц с ярко выраженными чертами пола, получившихназвание палеотических венер и служивших атрибутами магии плодородия. Обогинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. Некоторыеисследователи ошибочно считали, что рожаницы –это многочисленные безликиебожества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, атакже при рождении детей. Однако современные ученые, обработав большойархеологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу,что Рожаниц было две: Мать и Дочь. Женская ипостась Рода и супруга Сварога матерь богов. Она же–Рожаница, матерь-Родиха, помогающая при родах. Рожаница-Мать связывалась уславян с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливаетсяурожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства. Древние славянедали ей имя Лада. Лада –богиня брака, изобилия, времени созревания урожая.К богине обращались с мольбами. Имя ее повторялось в припевах песен – “Ой,Ладо!”. С ее именем связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем сРодом. Все они имеют отношение к установлению порядка: “ЛАДа”, “ЛАДо”,-ласковое обращение к любимому супругу. “ЛАДины” –свадебный сговор.Болгарское “ЛАДувание” –гадание о женихах. Некоторые ученые утверждают, что у древних славян была богиня по имениЛеля1 –дочь Лады, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбельчасто называют ”люлькой”, в некоторых местностях крестных называют “леля”,бережное отношение к ребенку передают словом “лелеять”, аист, якобыприносящий детей, по-украински –“лелека”. Дочь-Рожаница, славянская Леля–богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности.Славяне считали, что именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах–будущем урожае. Лелю-Весну торжественно закликали –приглашали в гости,выходили встречать ее с подарками и угощениями. А прежде спрашивалиразрешения у матери Лады: отпустит ли дочь? Праздник рожаниц справляливесной в конце апреля, торжественно жгли костры. Согласно традиции это былженский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женскиеипостаси богов, сохраняя при этом всю тяжесть архаической смысловойнагрузки и символики. Вместе с тем они приобретают некую единую смысловуюфункцию –становятся покровительницами дома, очага, огня, территории,страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Женскиекульты, в какой бы модификации они не встречались, всегда тяготеют к одномуиз двух своих проявлений: либо они олицетворяют мир любви небесной, либо–земной. СВЯЗЬ ОБЫЧАЕВ С ПРИРОДНЫМИ СИЛАМИ. Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природынаиболее зримо запечетлена в представлениях славян о круговороте временгода. Его исходной точкой было наступление нового года –рождения новогосолнца в конце декабря, празднование, получившее греко-римское названиеКоляды. Полную победу нового громовника над зимой –смертью в день весеннегоравноденствия справляли обрядом похорон Марены. Сюда же относится обычайходить с маем –символом весны, маленькой елкой, разукрашенной лентами,яйцами, цветными перьями. Божество солнца, провожаемого на зиму, получилоназвание Купалы, Ярилы или Косторомы. В одном из старинных памятников онописывался следующим образом: Вечером накануне Иванова дня собираются вместе молодцы и девушки иплетут венки из разных цветов, надевают их на голову или привешивают упояса. Они разжигают костер и, взявшись за руки, пляшут кругом него и поютпесни, в которых часто упоминают Купалу. Потом они перепрыгивают черезогонь1. Сожжение или потопление в реке соломенного чучела или другогоизображения Купалы напоминает о связи праздника с солнечным божеством. Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, проводов зимы,разгульной масленицы, хороводов и зеленых березок, русальной недели идругих сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своегорода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы играда. Большие глубокие сосуды у славян именовались чарами и использовалисьдля новогоднего гадания об урожае –чародейства. На них часто изображалидвенадцать разных рисунков, составлявших замкнутый круг, символ двенадцатимесяцев. СИМВОЛИКА ДРЕВНИХ СЛАВЯН О культуре древних славян мы, конечно же, можем судить не столько пописьменным источникам, которые в большинстве своем не сохранились, сколькопо богатой символике. Она присутствует буквально везде: украшения, одежда,жилище, утварь и т.д. С древнейших времен славяне, охраняя себя от злыхсил, покрывали одежду и жилище изображениями-оберегами, сплетаяохранительную символику в единый образ неделимого мироздания. Головной уборкнягини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображениемглавнейших небесных сил, в центре находился Дажьбог. Чело княгини украшаливисочные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венцаспускались цепи-рясны, символизирующие воздушное пространство. Онипокрывались изображением либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающихс неба. К ряснам привешивались колты-подвески с изображением русалок. Этиколты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиесяростки. На женских браслетах, как правило, были представлены картинырусалий –весенних праздников в честь богинь подательниц дождя. Наконец нашею надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом,символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картинамироздания –небо, земля и подземный мир. На фасаде жилища славян позднейших времен изображались небеса и ходсолнца. Небо представлялось двухслойным, состоящим из тверди и хлябей, т.е.неиссякаемых запасов воды. Хляби изображались волнистыми линиями. Натверди, располагающейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трехпозициях –утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движетсяниже хлябей, изображение светила помещали на деревянных “полотенцах”,спускавшихся с крыши. Особенно богато украшалось узором центральное“полотенце”, символизировавшее полдень, –там ярко светящееся солнцеизображалось несколько раз, либо знак солнца, круг разделенный на восемьсекторов, дублировался коньком крыши, означавшим Солнце-коня. Нацентральном “полотенце” часто помещали и громовой знак (круг разделенный нашесть секторов) символ Рода или Перуна, оберегавший дом от попадания в негомолнии. УЗЕЛКОВАЯ ПИСЬМЕННОСЬ Не одна культура духовно развитого народа не может существовать безписьменности. ”Прежде убо словене немъаху письменъ, ну чертами и ръзанмигадааху погани сущи”. Обычно, основываясь на этих словах, написанных в IХв. болгарским монахом-черноризцом Храбром, и делают вывод о том, чтославяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не зналиписьменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилли Мефодий были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшейазбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записиВелесовой книги. Имеются также свидетельства, что, кроме греческой, славянеимели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковуюписьменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков,завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнемузелковом письме осталась в языке и в фольклоре. Мы до сих пор завязываем“узелки на память”, говорим о “нити повествования”, “хитросплетениисюжета”. В сказках Иван-царевич прежде чем отправиться в путешествие,получает клубок от бабы-Яги. Разматывая этот своеобразный древнийпутеводитель, он, возможно, читал узелковые записи и таким образом узнавал,как добраться до места. Сказка о клубке бабы-Яги уводит во временаматриархата. По мнению известного фольклориста В.Я. Проппа, баба-Яга –этотипичная языческая жрица, возможно, и хранительница “библиотеки клубков”.Хранились они в берестяных коробах. Отсюда возможно появление выражения“наврать с три короба”. При чтении нити с узелками вполне моглинаматываться на ”усы” –приспособления для чтения. Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов архаической эпохи. То, что Храбр назвал “чертами и ръзанми” есть некий прообраз рисуночного пиктографического письма, широко использовавшегося в орнаментальных украшениях ритуальных предметов. По нему ученые восстанавливают содержание узелкового письма. Так, изображение простой петли –окружности предположительно расшифровывается как знак Рода. В пиктографическом письме этот знак трактуется более широко: Род –как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить. Символ Рода –окружность, является основой для многих других узлов-иероглифов и условием, способным придать словам сокральное значение. Окружность с крестом –это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска Хорса. Знак другого солнечного бога более сложен, ибо Дажьбог еще и хозяин Вселенной, податель благ и прародитель славянского народа. Решеткой во времена первых пиктографических записей обозначалось вспаханное поле, сам пахарь, а также богатство. Праславяне были земледельческим народом, поклонявшимся Роду, этим можно объяснить совмещение символов Рода и поля в едином символе Дажьбога. Чуть усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение “громового колеса”, знака бога грозы Перуна, остроугольная колесница которого вызывала небесный грохот-гром. Узел-иероглиф солярной усложненной формы наподобие трезубца принадлежал богу огня Семарглу и его ипостаси соколу Рарогу. Как показали исследования археологов трезубец есть стилизированное изображение этой птицы, сложившей крылья. Узелковая-иероглифическая письменность древних славян, видимо, былаочень сложна. Доступна лишь избранным –жрецам и высшей знати, –она сталасвященным письмом. По мере распространения христианства и угасания древнейкультуры славян вместе с жрецами-волхвами погибли и тысячелетние знания,“завязанные” узелковым письмом. Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики не моглооставаться невостебованным ее историческими воспреемниками. Это богатствозаявляло и продолжает заявлять о себе исподволь: в образе мышления, стиля ифразеологии речи, мимики и жестов, неосознаваемых движениях души,соприкасающейся с миром родной природы. Ее формообразующее для насзначение состоит еще и в том, что с образами персонажей того далекого мирамы знакомимся в раннем детстве, поре, когда человек наиболее открыт этомумирозданию. Это персонажи сказок, легенд, мифов. Мифические сказания других народов искажались при записи и обработкеуже в древнейшее время. Славянский фольклор –это живая устная традиция, вменьшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры. Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес к славянскому народу пробудился в XVIII в. Тогдапоявляется серия записей, сборников и книг, среди которых выделяютсясборники Кирши Данилова и словарь М.Д. Чулкова “Абевега русских суеверий”.Сокровища устной культуры –народные песни, сказки, былины, духовные стихи–начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIXв. К середине этого века изучение народного мировоззрения, мифологии ифольклора оказалось столь глубоким, что А.Н. Афанасьев(1826 –1871) смогосуществить публикацию сначала сборника ”Народных русских сказок”(1855–1864), а затем обобщающего труда ”Поэтические воззрения славян наприроду”(1865 –1869). В 1860 –1874 гг. выходила в свет десятитомнаяпубликация “Песен, собранных Кириевским”, посмертный итог выдающейсядеятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского(1808–1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов мифических и историческихпесен, былин, сказок. Подвижническую работу в этом направлении проводилиэтнограф П.И. Якушкин(1822 –1872), поэт Н.М. Языков(1803 –1847), идеологславянофилов А.С. Хомяков(1804 –1860). Во второй половине XIX –XX вв. последовательно складываются целыешколы русской фольклористики и мифологии как науки. ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, РОД. Существенное место в праславянском языке занимают названия лиц, асреди них самым архаичным слоем считаются названия родственников. Вообщеродственные отношения у славян были развиты очень хорошо. Этим иобъясняется такое множество слов, связанных с названием близких людей.Рождение ребёнка в семье всегда воспринималось как очень важное событие,осознавался приход в мир нового человека, новой личности. С этим событиемочень часто было связано множество поверий, примет, обрядов. Перед тем, какбыть принятым в семью, ребёнок вместе с матерью должен былпройти обряд очищения. Только тогда он становился полноправным членомсемьи. Здесь его встречали родные лица, которые он постепенно начиналузнавать, а затем, постепенно производя какие-то звуки, начинал и называтьих. Неслучайно, что названия родственников во многих славянских языках инаречиях очень похожи друг на друга. Это такие слова как *baba, * mama,*nana,*deda, *teta, *lela. Следует также отметить, что слова, обозначающие названия родственниковнаходились в тесной взаимосвязи с общими наименованиям лиц. В основном всяразница сводилась к половым и возрастным признакам. Примерами такихразличий могут служить такие слова как *starъcь –старик, *junosa –юноша,*zena –жена (женщина). Из всех известных слов наиболееобщее значение имело слово *celovekъ. По написанию вполне понятное для нас,оно имеет до конца не выясненное происхождение. Довольно большая группа слов праславянского языка связана с браком исемьёй. Издревле известны такие общие для многих языков и наречий тоговремени слова как *brakъ –брак, *svatьba –свадьба, название супругов до(*zenjx, *nevestjъ) и после (*mouzь, *zena) свадьбы. А также названиясупругов после смерти одного из них: *vdovecь, *vdova. Также общеизвестнымиявляются слова, обозначающие близких родственников: свекор, тесть, сватья,сваха. Интересно отметить, что в индоевропейской системе свойств имелисьтермины для обозначения родственников мужа, а для обозначения родственниковжены слов не обнаружено. Связано это, прежде всего с тем, что родственникижены принадлежали не к роду мужа, а к другому, чужому роду, откуда,,умыкалась” невеста. Брак у древних славян заключался в результатепохищения невесты из другого рода. Значительно позднее похищение былозаменено на выкуп девушки из родного дома. В фольклорных текстах нашли своеотражение мотивы похищения и выкупа древними славянами будущих жен. С этимисобытиями связано очень большое количество обычаев и обрядов, чтосвидетельствует о пристальном внимании славян к семейной жизни вообще. Судяпо тому, что нам известно, что у некоторых племен древних славян не тольконе осуждалось, но даже зачастую приветствовалось многоженство. Осуждениюподвергалось лишь сожительство с чужими женами. Связи же с незамужнимиженщинами допускались, как, впрочем, и добрачные отношения. Встречая вистории подобные примеры в лицах видных политических деятелей того времени(князь Само, позднее и киевский князь Владимир), мы можем судить, чтоименно так оно и было. В те древние дикие времена случались и случаидетоубийства в раннем возрасте. Объяснения этому историки не могутнайти до сих пор. Что касается быта славянских племен, то летописец оставил нам о немследующие известия: “…каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах,каждый владел родом своим”. В настоящее время утрачено значение рода.Остались лишь производные слова родня, родство, родственник. Мы имеем узкоеограниченное понятие семьи. Наши предки понимали слово семья в широкомсмысле, который подразумевал всю совокупность степеней родства, как самыхблизких, так и самых отдаленных. Род означал и совокупность родственников,и каждого из них в отдельности. Первоначально предки наши не понималиникакой общественной связи вне родовой и потому употребляли слово род такжев смысле народа. Для обозначения родственных линий употребляется словоплемя. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Как уже упоминалось, распад праславянских языков произошел в серединеI тыс. до н.э. Значит, время существования единства –примерно I тыс. лет.Первая социальная организация –большая семья. Несколько таких семейсоставляли род, на более позднем этапе объединяющийся в более крупнуюгруппу *pleme, по признаку кровного родства. В частности об этомсвидетельствует такое понятие, как кровная месть – *mъstь. Во главе рода всегда стоял всеми уважаемый человек преклонных лет–старейшина или *dedъ. Очень часто в домах древних славян в самом главномуглу на видном месте стоял сноп из связанных между собой прутьев,называемый дедом. Во всех домах такие снопы почитались и воспринимались какживые, а иногда даже как члены семьи. Во главе племени ставился вождь–*vodjь. Он избирался посредством голосования на народном собрании–*sъvetь, *vetje. А также и воины, отличившиеся особым военным искусством имужеством, были первыми властелинами в своем отечестве. Эта властьобозначалась у славян такими понятиями как боярин, воевода, пан, жупан,король, краль, старец, владыка, князь. Последнее название позднее широкоупотреблялось у русских славян и по словопроисхождению имеет значениеродовое, означает старшего в роде, родоначальника, отца семейства. Родилосьоно едва ли не от коня: князь –*konjaz. У поморян в древнее время тридцатьлошадей составляли великое богатство и всякий хозяин коня назывался князем. Боярин несомненно происходит от боя и в начале своем моглоозначать воина отличной храбрости, а после обратилось в аристократическоесословие. Византийские летописи упоминают о боярах, вельможах. Воеводами назывались прежде одни воинские начальники, но так как они ив мирное время сумели сохранить господство над согражданами, то этоназвание означало уже вообще повелителей, властелинов у богемских исаксонских вендов, в Крайне –государя, в Польше не только воинскогопредводителя но и судию. Этимология слов ”воин”, ”воевода” указывает на воинственность нашихпредков. Славяне, завоевывая другие страны, получали некоторые сведения варифметике, хронологии. А также и собственное домоводство, торговля,приучили их к многосложному счислению. что славяне еще не зная грамоты.Имя tma, знаменующее 10 000, есть древнее славянское. Наблюдая течение года, славяне подобно римлянам делили его надвенадцать месяцев, и каждому из них давали название, согласное свременными явлениями или действиями природы. Январь –просинец, (вероятно отсиневы неба), февраль –сечень, март –сухий, апрель –березозол, май–травный, июнь –изок, (так называлась у славян какая-то певчая птица), июль–червен, август –зарев, (от зарей или зарниц), сентябрь –рюен или ревун,(как толкуют от рева зверей), октябрь –листопад, ноябрь –груден, (от грудснега или мерзлой грязи), декабрь –студеный. Столетие называлось веком илижизнью человеческой, во свидетельство того, что предки наши, одаренныекрепким сложением и здравой физической деятельностью жили долго. О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН Славяне жили в умеренном нежарком климате, способтвующем долглолетию,благоприятствующем крепости телесной. Природа страны имеет важное значениев образовании народного характера. Природа богатая, с лихвоювознаграждающая и слабый труд человека усыпляет деятельность последнего,как телесную так и умственную. Пробуждаясь раз вспышкою страсти, он можетпоказать чудеса , особеннно в подвигах силы физической, но такое напряжениесил не бывает продолжительным. Природа, более скупая на свои дары, требуетот человека постоянного и нелегкого труда, держащего его всегда ввозбужденном состоянии. Его деятельность не порывиста, но постоянна. Онпостоянно работает умом, неуклонно стремится к своей цели. Житель суровогоклимата любит движение, согревая им свою кровь, любит деятельность,привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется. Таковы были древние славяне из описаний летописцев, которые согласноизоброжают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, онисностили голод и всякую нужду, питались самой грубой и сырой пищей. Сбыстротой и чрезвычайной легкостью сходили на крутизны, спускались врасселены, смело бросались в опасные болота и глубокие реки. Они думали,что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость вдвижении. Славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи в пыли, безопрятности в одежде являлись они во многочисленном собрании людей. Греки,осуждая эту их черту, однако хвалят стройность славян, высокий рост,мужественную приятность лица. Загорелые, они казались смуглыми и все безисключения были русые, подобно другим коренным европейцам. Не славясьвоинским искусством, наши предки отличались чрезвычайной отважностью,храбрость была их природным свойством. Кроме обыкновенной храбрости, имелиособенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлятьнеприятелей мгновенным нападением и брать их в плен. Они умели еще долгоевремя таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей,выставляя конец их на поврехность воды. Славяне всегда были хорошимивоинами, они малыми средствами могли решать большие задачи. Терпеть,страдать, нести лишения, но всегда побеждать. Древнее оружие славянскоесостояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом и в больших, весьматяжелых щитах. Летописи VI в. изображают самыми черными красками жестокостьславян, но эта жестокость свойственная народу необразованному ивоинственному, может быть оправдана действием мести. Греки, озлобленные ихчастыми нападениями, безжалостно терзали славян, которые попадались им вруки и которые сносили всякое истязание с удивительной твердостью, безвоплей и стонов; умирали в муках и не отвечали ни слова на расспросы врагао числе и замыслах войска их. НРАВЫ, БЫТ, ЖИЛИЩЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Эти люди, на войне жестокие, возвращались домой с одним своимприродным добродушием. Из летописей нам известно, что они не знали нилукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, неизвестнуютогдашним грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срокдля их рабства, давая им возможность или выкупить себя и возвратиться вотечество, или жить с ними в свободе и братстве. Также единогласно хвалятлетописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякийпутешественник был для них как бы священен, встречали его с лаской, угощалис радостью, провожали с благословением. Славянин, уходя из дому, оставлялдверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, охотно посещаяславян, ценя их гостеприимство, хвалят целомудрие не только жен, но и мужейславянских. Торговля славян в их землях состояла только в обмене вещей: онине употребляли денег и брали золото у чужестранцев единственно как товар. Славяне имели некоторые понятия об искусстве. Они вырезали на деревеобразы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые неизменялись от солнечного жара и не смывались дождем. Имеется памятниккаменносечного искусства древних славян –это большие гладко обделанныеплиты, на которых выдолблены различные изображения. Занятые воинскойдеятельностью, подвергая жизнь свою постоянной опасности, предки наши малоуспевали в зодчестве, требующем времени и терпения, и не хотели строитьсебе домов прочных: не только в VI в., но и гораздо позже обитали вшалашах, хижинах, которые едва укрывали их от дождя и ветра. Самые городаславянские были не что иное как собрание хижин, окруженных забором илиземляным валом. Там возвышались подобия храмов в виде больших деревянныхкровов. Венеды называли их гонтинами, от слова гонт, доныне означающего нарусском языке особый род тесниц, употребляемых для кровли домов. В своихнизких хижинах древние славяне уже умели наслаждаться изящными искусствами.Северные венеды признавались греческому императору, что главное услаждениежизни их есть музыка и что они берут обыкновенно в путь с собой не оружие,а кифары или гусли, ими выдуманные. Волынка, гудок и дудка были такжеизвестны предкам нашим. И мирное время, и в военное, ввиду многочисленныхврагов славяне веселились и пели, забывая об опасности. Эти песни,вероятно, воспламеняли сердца их огнем мужества, представляли уму живыекартины битв и кровопролитий, сохраняли память дел великодушия и были внекотором смысле древнейшей историей славянской. Так везде рождалосьстихотворчество, изображая главные склонности народные; так песни кроатовболее всего славят мужество, а песни вендов возбуждают только к веселью и ксчастливому забвению житейских горестей. Иные, кажется, совсем не имеютсмысла, а привлекают одним согласием звуков и мягких слов, действуя толькона слух и не представляя ничего разуму. Сердечное удовольствие,производимое музыкой, заставляет людей, выражать его разнымителодвижениями: появляется пляска –любимая забава самых диких народов.Пляска славян состояла в том, чтобы в сильном напряжении мышц, взмахиватьруками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, чтосоответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых. Народныеигры и потехи: борьба, кулачный бой, беганье взапуски были их древнимизабавами, представлявшими символы борьбы и силы. Сведения об обычаях славянских племен дошли до нас из сочинений римских,византийских и арабских авторов I тыс. н.э. Так, интересные сведения овоенном искусстве славян сообщает византийский трактат “Стратегикон”,написанный на рубеже VI –VII вв.н.э. Из сочинений зарубежных авторов до настакже доходят сведения о быте, нравах, общественном устройстве, зачаткахкультуры древних славян. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Моя работа отнюдь не претендует на всеобъемлющую полноту. Я отразила вней лишь малую часть того культурного наследия по языковым данным, котороев большей степени сейчас утеряно. Каждому человеку, я считаю, необходимо знать о прошлом своей страны,народа, к какой бы нации он ни принадлежал. Без этого немыслимо осознаниесебя как культурного человека. Чувство патриотизма и любви к родинесвойственно, наверное, каждому порядочному человеку. Русскому ли, татаринули, англичанину ли, немцу свойственно это вечное благоговение к породившей,вскормившей и воспитавшей его земле, переходящее и непереборимое чувстволюбви. Приходя в библиотеки в поисках необходимой литературы о культуре древнихславян, я часто наталкивалась на непонимание работников. Не вполне различаяпонятия древней истории славян и несравненно более поздней истории древнейРуси после принятия христианства и просветительской деятельности Кирилла иМефодия, они приносили литературу, которую мне приходилось возвращатьназад. Обращаясь к картотекам я обращала внимание, как мало и часто совсемотсутствует литература по славянской филологии и культуре, не говоря о том,как трудно найти какую-то литературу о культуре наших предков связанной сязыковыми данными. Что было до Киевского государства на огромной территории Русскойравнины, для нас часто не совсем понятно –жили какие-то славянскиераздробленные племена, которые неизвестно откуда появились, но вдругсоздали мощное государство… Мне хотелось попытаться разобраться, как же это могло произойти,хотелось погрузиться в глубь времен. Чувствовалось, что за историей ДревнейРуси стоит древнейшая. Работая над этим рефератом, можно сказать, моейпервой такой объемной, пусть и небезупречной, работой, собирая информациюпо крохам, я с интересом узнавала сведения из далекого прошлого. Язадумывалась над происхождением многих слов, которые раньше считалапростыми, незамысловатыми и не имеющими предыстории. Для меня новыми былисведения об узелковой письменности, об обычаях и обрядах славян, их быте имногом другом. Неверно понимая историю славянства, мы связываем ее начало с IX в.н.э., с Киевской Русью, с Кириллом и Мефодием. У нас складывается абсолютнонеправильное мнение, что до появления азбуки, языка у древних славян несуществовало. Тем не менее, язык существовал и развивался. Мненебезынтересно было узнать о новых методах изучения праславянского языка.Ученые-лингвисты проводят исследования в области языкознания, и получаютвсе новые и новые знания о языке наших предков. Работу лингвистов дополняютархеологи, продолжают историки, этнографы, искусствоведы, и в итогеполучается целостная картина материальной и духовной культуры древнихславян. Нам сейчас, возможно, кажутся чуждыми, дикими нравы, религиозныеверования наших предков. Но ведь нужно понимать, что с тех пор прошли векахристианства, которые, несомненно, изменили не только внешний мирязычества, но и внутренний мир человека, внесли в его жизнь новыенравственные ценности, общечеловеческие нормы. Я считаю, что нам нельзя свысоты современности строго судить об их обычаях кровной мести (самосуда),употребления в пищу сырого мяса “зверины” и беспорядочности брачной жизни:многоженство и “умыкание” невест. ( По словам летописца, они “живяху влесе, якоже всякий зверь, живущие скотски: убиваху друг друга, ядоху всянечиста, и брака у них не бываше, но умыкиваху (похищали) у воды девиц”).Нельзя осуждать наших предков, потому что даже среди такого мрачногоязычества светлыми пятнышками выделяются тяготение некоторых славянскихплемен к единобожию (бог Сварог, давший первые нравственные законы, в томчисле, закон единобрачия). Особо стоит отметить стремление древних славян кискусству, красоте. Сквозь тьму язычества пробиваются первые ростки добра,нравственности и целомудрия. Невольно проникаешься уважением к этомудревнему народу, который в столь тяжелых условиях сохранял свое природноедобродушие, жизнерадостность и терпение, отмечаешь черты их характера,которым нам самим, подчас, нужно еще поучиться. Изучая литературу о материальной и духовной культуре славян, я еще разосознавала, что когда-то славяне были единым народом, с единымпраславянским языком. Но многие ли сейчас помнят об этом? Горько видеть,что народы, имеющие в прошлом единые корни, в настоящее время не толькоразделились на отдельные языковые группы, но часто даже враждуют междусобой. Мне хочется надеяться, что в третьем тысячелетии славяне одумаются,вспомнят о былой общности, сплотятся в целях самосохранения и вновь станутединым народом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.1. Всемирная история. –М.: Госиздат полит. литературы, 1956г.2. Карамзин Н.М. История государства Российского. -М.: Издательство “Правда”, 1987г. 3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. –М.:ЮНИТИ 2000г. 4. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. – М.: Наука и религия, 1992г. 5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. –М.: Издательство “Правда”, 1981г. 6. Семенова М.А. Мы –славяне. Популярная энциклопедия – СПб.: Азбука, 1998г. 7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., Издательство “Правда”, 1985г. 8. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию: учебное пособие. Минск, 1989г. 9. Хрестоматия по истории России. –М.: МИРОС-МЮ, 1994г.




Похожие:

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconДокументы
1. /МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ЯЗЫКОВЫМ ДАННЫМ.doc
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconМатериальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconКазанский государственный университет Исторический факультет Кафедра этнографии и археологии полевая этнографическая практика часть 1 материальная культура и фольклор методическое пособие Казань 2008
Предметом изучения этнографической науки являются материальная, соционормативная и духовная культура народов, их семейный, общественный...
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconДуховная культура Солнечные боги славян
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться...
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconРеферат по теме: История костюма древних славян Плешко Алиса, ученица 10 класса
Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские,...
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconЭкзаменационные/зачетные вопросы и билеты по предмету материальная и духовная культура россии за весенний семестр 2001 года

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconВопросы к зачету по дисциплине «Культурологиия»
Морфология культуры. Виды и формы культуры. Материальная и духовная культура в их соотношении
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconВопросы к зачету по дисциплине «Культурологиия»
Морфология культуры. Виды и формы культуры. Материальная и духовная культура в их соотношении
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconВведение Языческие праздники древних славян
Представления древних славян самым тесным образом связаны с их повседневной деятельностью. Языческий пантеон славянских богов представляет...
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным iconСравнение религий славян и скандинавов
Согласно общепринятой теории, мифологические системы древних славян и скандинавов восходят к единому индоевропейскому корню. Именно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы