Культура Руси icon

Культура Руси



НазваниеКультура Руси
Дата конвертации18.07.2012
Размер363,39 Kb.
ТипРеферат
Культура Руси


План. Введение. Как зарождалась культура Руси;. Письменность, грамотность, школы;. Летописи;. Литература;. Архитектура;. Искусство;. Быт народа;. Заключение. Введение. Как зарождалась культура Руси Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующееразвитие тесно связано с теми же историческими факторами, которыевоздействуют на становление и развитие хозяйства страны, еегосударственности, политической и духовной жизни общества. В понятиекультуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделиемнарода, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу,человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русскойгосударственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям -хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развиваласькак средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу изразличных племен; как государство, жизнь которого развертывалась наогромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточногославянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась каккультура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональныечерты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась какравнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, таки иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общейкультуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей,новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияниесоседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками,торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами,иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильноевлияние соседней Византии, которая для своего времени была одним изнаиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Русискладывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся подвлиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безогляднозаимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своемудошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только свлияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, ихпостоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземныхкультурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлисьцентрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, тосельское население было в основном хранителем старинных культурныхтрадиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах идеревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны,труднее поддавались различным культурным новшествам. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство,архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влияниемязыческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианстваположение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то,чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит ипредставлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру,особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развитияграмотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые былитеснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смоглопреодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Русисохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах,и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленныхчастях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельскойместности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовнойжизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные всвоей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русскойкультуры раннего средневековья. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народногомировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура,религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии нарусской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету,ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностьюсущественно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областяхкультуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияниебыло особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры(например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские,мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, чтовершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полкуИгореве" все пронизано языческими мотивами. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора нанародные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальнойисторией восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменомрусской культуры. Ее характерными чертами являются стремление кмонументальности, масштабности, образности в летописании; народность,цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое началов архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биениепульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этимгосподствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой,его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за ихболь и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русскойцеркви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились несразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Нопотом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго иповсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русьполитически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуреотдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местныеособенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в.монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русскихземель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство. Письменность, грамотность, школы Основой любой древней культуры является письменность. Когда оназародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русьпришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однакосогласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянскойписьменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археологД.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд,относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность).Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовалописьмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельствовизантийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во времяотбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием,написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодийстали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-точасти основывалась на принципах славянского письма, существовавшего увосточных, южных и западных славян задолго до их христианизации. История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл иМефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточнойЕвропы. Греческие богословские книги необходимо было перевести наславянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучанияславянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благообразованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящийиз 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ,ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились всовременном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления -ять, юс, ижица, фита. Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких понаписанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б -«буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь»,Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но ицифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в.арабские цифры вытеснили «буквенные».В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другаяславянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с болеесложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределиладальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла. Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся кпервой половине X в., имели «противени» - копии, также написанные наславянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент. Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности,грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковныеграмотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно впериод правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводыгреческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания.Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения,жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достояниемграмотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской,купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русскоелетописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводныесочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни иподвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводомвизантийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса. Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чемрасполагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались вшколах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и ЯрославаМудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широкомразвитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена восновном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельскойместности, в дальних, глухих местах население было почти сплошьнеграмотным. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но идевочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыряв Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах ипригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во времяархеологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акуловаизвлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Ядвадцать лет ждал этой находки!» - воскликнул руководитель экспедициипрофессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотностиРуси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким моглибыть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, очем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор внаучный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что вНовгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умелиписать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией,приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своейвозлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...». Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности наРуси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквейлюбители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы,молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, вовремя церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписалсясвоим христианским именем «Василий». Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определеннойподготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала болееэластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторонобрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней сторонекоры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла илидерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки сотверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволялатекстам сохраняться в земле столетиями. Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергаменполучался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти итщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистилипемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновьшлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивалив тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядокброшюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количествалистов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! Посвидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-.XV вв., за кожудля книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно былокупить три лошади. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писатьлебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменныхпринадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременноиз левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали,расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им жевыскабливали ошибки в тексте. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных,были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а прощеговоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовлениячернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую илиольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества,придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетияспустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на листпергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немногои в те времена. На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из нихбыл «устав» - с буквами без наклона, строго геометрической формы,напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространениемделового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче,более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленнонапоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать«скорописью» - плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скорописьпостепенно вытеснила другие виды письма. Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым,декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались междусобой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на лентуорнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды,ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма доXIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах идекоративных надписях «под старину». На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или двастолбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строкудлинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место,не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменялизнаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошоизвестных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п.Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знакударения - «силу». Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизусправа писали слово, с которого начиналась следующая страница. Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычныхнам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная извизантийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяяграницы между словами, иногда обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв.письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - дляобозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за деньудавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но икрасиво. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстомобязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто вформе рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву втексте - «инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшалиорнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастическогосущества. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - «писать с краснойстроки». Завершался раздел «концовкой» - небольшим рисунком, на пример,изображением двух птиц, похожих на павлинов. Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюрыписали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чащевсего это были портреты заказчиков или автора книги (например,евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюрыоказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублевписали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами,требовали большей тонкости художественного исполнения. Летописи Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, пониманияее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников иписьменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составлениелетописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самыеграмотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год загодом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видениеэпохи так, как ее понимали летописцы. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручениесоставить летопись давалось не просто самому грамотному и толковомучеловеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или инойкняжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность ичестность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем«социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своегозаказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому,более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу властизарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в другихстранах. Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Русивскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, быласоставлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со временипоявления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с еговпечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этоговремени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви.Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошоподготовленные и обученные люди - священники, монахи. Они располагалибогатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записямистаринных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были ивеликокняжеские архивы. Им подручней всего было выполнить эту ответственнуюи важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которойони жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокимиисторическими истоками. Ученые считают, что, прежде чем появились летописи - масштабныеисторические сочинения, охватывающие не сколько веков русской истории,существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы,которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Этобыли истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск противВизантии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнахСвятослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, житиясвятых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды. Позднее, уже в пору существования летописей к ним при соединялись всеновые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитойраспри 1097 г. и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русскихкнязей на половцев в 1111 г. Летопись включила в свой состав и воспоминанияВладимира Мономаха о жизни - его «Поучение детям». Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда онобъединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себяпредшествующую летопись, другие материалы. Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что онипредставляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующихлетописных записей, документов, разного рода устных и письменныхисторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор соответствующих заново написанных частейлетописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направитьидею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями. Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писалего, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смертиЯрослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-егоды XI в. Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и которыйвошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, такимобразом, по меньшей мере пятым по счету и создавался в первое десятилетиеXII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми иновыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания,эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русскоголетописания. В первых строках своей летописи Нестор поставил вопрос «Откуда есть пошлаРусская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская землястала есть». Таким образом, уже в этих первых словах летописи говорится отех масштабных целях, которые поставил перед собой автор. И действительно,летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире -сухих, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнегоисторика, вносящего в повествование философско-религиозные обобщения, своюобразную систему, темперамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы обэтом уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории.Русь - это один из европейских народов. Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе,например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкуюпанораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историюРуси - становление общерусской государственности с центром в Киеве, так имеждународные отношения Руси с окружающим миром. Целая галерея историческихдеятелей проходит на страницах Несторовой летописи - князья, бояре,посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военныхпоходах, об организации монастырей, закладке новых храмов и об открытиишкол, о религиозных спорах и реформах внутрирусской жизни. Постояннокасается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выраженийнедовольства княжеской политикой. На страницах летописи мы читаем овосстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Всеэто автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным,насколько вообще может быть объективным глубоко религиозный человек,руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели игреха. Но, прямо скажем, его религиозные оценки весьма близки кобщечеловеческим оценкам. Убийство, предательство, обман,клятвопреступление Нестор осуждает бескомпромиссно, но превозноситчестность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные человеческиекачества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси,патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались нетолько с точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусскихгосударственных идеалов. Этот мотив звучал особенно значительно впреддверии начавшегося политического распада. В 1116-1118 гг. летопись снова была переписана. Княживший тогда в КиевеВладимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показалроль в русской истории Святополка, по заказу которого в Киево-Печерскоммонастыре и писалась «Повесть временных лет». Мономах отнял летописание упечерских монахов и передал его в свой родовой Выдубицкий монастырь. Егоигумен Сильвестр и стал автором нового Свода. Положительные оценкиСвятополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния Владимира Мономаха, ноосновной корпус «Повести временных лет» остался неизменным. И в дальнейшемНесторов труд входил непременной составной частью как в киевскоелетописание, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной изсвязующих нитей для всей русской культуры. В дальнейшем по мере политического распада Руси и возвышения отдельныхрусских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгородапоявились свои летописные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме,Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском. Вкаждом из них отражались особенности истории своего края, на первый планвыносились собственные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописипоказывали историю правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского,Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись начала XIII в. стала посуществу биографией знаменитого князя-воина Даниила Галицкого; очерниговской ветви Рюриковичей повествовала в основном Черниговскаялетопись. И все же и в местном летописании четко просматривалисьобщерусские культурные истоки. История каждой земли сопоставлялась со всейрусской историей, «Повесть временных ле» являлась непременной частью многихместных летописных сводов, некоторые из них продолжали традицию русскоголетописания XI в. Так, незадолго до монголо-татарского нашествия, на рубежеХII-ХIII вв. в Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражалисьсобытия, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси,Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своемраспоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошознал летописец и европейскую историю. Он упомянул, например, III крестовыйпоход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах, в том числе вКиеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки летописныхсводов, которые становились источниками для новых исторических сочиненийХII-ХIII вв. Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальскийлетописный свод начала XIII в., охвативший историю страны от легендарногоКия до Всеволода Большое Гнездо. Литература Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности,появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусскойлитературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитиемлетописания, ростом общей образованности общества. У людей появиласьпотребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления осмысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом.Литература вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви,заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фонепоявлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековыепублицисты, поэты. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги иливойнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения наРуси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополитИларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово озаконе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил своепонимание места Руси в мировой истории. Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова,в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются кисторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание опервоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе иГлебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монахНестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работай. До этого онсоздал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове»Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси,воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторовбеспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях. Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаютсяновые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой,богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям»,ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. Вначале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, неменее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольныйрусский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудныйпуть - до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на островКрит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основанопервое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниилподробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при двореиерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гробаГосподня, поставил там лампаду от всей Русской земли; около гроба Христа онотпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан». И«Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русскойлитературы. XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светскихсочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них«Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении,испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничномчеловеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении»,Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силуСамсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудростьСоломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней историипомогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора,должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали,оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линиядревней русской литературы и здесь прочно утверждает себя. Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем«Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля,Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственногочеловека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию. В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города ТуроваКирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смыслачеловеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души итела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные длярусской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной исветской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русскойземли, которая была особенно важна в то время, как Владимиро-Суздальскиекнязья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивыпостоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских ибоярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы,сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскуюлитературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли такжесоставляло неотъемлемую часть общей русской культуры. Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в нейязыческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих инациональных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи.Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв кединству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» ине только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировойистории, о связи Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес,венецианцы, немцы, греки - все они связаны с судьбой Русской земли, гдеславен лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы. А ведь эти произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы впериод самой большой политической раздробленности страны. Архитектура Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне.К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы быластраной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема,избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как инароды, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятиестроительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений сокружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Русиязыческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Ксожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, ноархитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянныхсооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревяннойархитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание ихбашенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов,сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционнымукрашением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и донастоящей поры. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитаяДесятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя ВладимираКрестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоитзнаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже. Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для нихплинфы - большого плоского кирпича размером 40(30(3 см. Раствор,соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченогокирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских ипервых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком отКиева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывалисьвсе-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубыйвалун. Из него без всякой обработки клали стены. Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белогоизвестняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратныепрямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вотпочему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами. В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получилширокое распространение, так как был дешевле и доступнее камня. Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новыйстроительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей пообразу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмястолбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространствапрямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образецгреческие мастера, прибывшие на Русь, начинай со времени Владимира, а такжеработающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревяннойархитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первыерусские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроеныгреческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, тоСофийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийскихтрадиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцатьвеселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского соборавоскресила стиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси приЯрославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этимхрамом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне -константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы вдругих крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, и каждый из нихпретендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где былсооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси былипостроены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами,маленькими оконцами, свидетельства мощи и красоты. В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. Пообразному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русскиеоднокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносилсявверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитриевский собор воВладимире-на-Клязьме , собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления АндреяБоголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройкаУспенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегуКлязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» воВладимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью.При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Перли.Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимогосына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, вкоторой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть,просветленная созерцательность архитектурных линии. Брат Андрея - Всеволод III продолжал эту строительную деятельность. Егомастера оставили потомству замечательный Дмитриевский собор во Владимире -величественный и скромный. Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче.закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатыхлюдей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий сталаукрашающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видимна стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русскихгородах. Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, сталоорганическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, очем идет речь. Искусство Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятиемхристианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все этивиды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчикипо дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческихбогов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизымагических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты,играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенныхвождей, развлекали простое народ. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иноесодержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспетьхристианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если вязыческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось всеземное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу«духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души радинравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемсяв те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там иживопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковнымканонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианскимпринципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска),возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений,сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это былосвойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная,богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, тои ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать этуидею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишьпослушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь. И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящеепо своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческиммировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца,весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах идобродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Русииспытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетическихпредставлений. Выше уже шла речь о том, что однокупольный византийский храм на Руси XIв. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составлялорусское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в.строгая аскетическая манера византийской иконописи пре вращалась под кистьюрусских художников в портреты, близ кие к натуре, хотя русские иконы инесли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославилсяпечерский монах-живописец Алимпий, про которого современники говорили, чтоон «иконы писать хитр бе [был] зело». Про Алимпия рассказывали, чтоиконописание было главным средством его существования. Но заработанное онтратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимодля его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерскиймонастырь. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. ФрескиСофийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих ирусских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности нпростоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью ЯрославаМудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Прекраснаяиконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева.Известны своей большой художественной силой мозаики МихайловскогоЗлатоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которыепотеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими,округлыми. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертамистали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до насдошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златыевласы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуетсятрепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный»(также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровейпредстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе«Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Итаких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить,например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конецXII в.). Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно идля Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, гдезамечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевскийсобор. В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях ицерквах Ярославля было написано немало превосходных иконописныхпроизведений. Особенно известна среди них так называемая «ЯрославскаяОранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображениеБогородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров,запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки надчеловечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее,человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь исострадание, византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы - по-своему. На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалосьискусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшениявообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянныххрамов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени АндреяБоголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборовстала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков снаибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представлениярусичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второйполовины XIX - начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которыевоображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, вгромадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а чтокасается до остального, то можно расправляться как ни попало - дескать,дело пустое и вздорное... Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом делеискусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, впостоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей,ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизньпостоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Это касалось не только резьбы дереву и камню, но и многих видовхудожественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавалидревнерусские ювелиры - золотых и серебряных дел мастера. Они делалибраслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом,серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особеннымистаранием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги.Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениямиоклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадникаОстромира во времена Ярослава Мудрого. До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги(ХI-ХII вв.): кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шестьсеребряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см изпроволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышкисеребра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не располагаяувеличительными приборами, представить себе трудно. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческоеискусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «самикнязьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображениемузыкантов, играющих на деревянных духовых и струйных инструментах - лютнеи гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус вГаличе. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянскогоязыческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры;существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князяВладимира, при дворах других видных русских властелинов во время пировприсутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнныхинструментах. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор- песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных,застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей тоговремени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когданевест похищали, «умыкали» (конечно, с их согласия), в более поздних -когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласиии невесты, и родителей на брак. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - этобогатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой.Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет,тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это былочень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайнейнеобходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходециз народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромнойчародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич могобернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога.Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только изкрестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представительдуховенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладалсвоим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителяминародных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов. В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальныевнешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла всознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образполовцев с их ханом Тугорканем , борьба с которым заняла целый период вистории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводитсяХазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинныебогатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защитеОтечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростымибыли отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но всеони - и князь и герои в конце концов решали одно общее дело - дело народа.Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется ввиду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и ВладимираСвятославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитникаРуси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в болеедревних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян скиммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедропосылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатырисовсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера,древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов . Быт народа Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, каки быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связанс культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своеговремени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах внесколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, вкоторых группировалось по два-три двора. Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим ибогатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий, храмов,дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаромдочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию иприехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французскойстолицы по сравнению с блистающим на пути из «варяг в греки» Киевом. Здесьсияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцыВладимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивлялимонументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота- символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стоялибронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городенаходились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и домабогатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшалиськоврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно быловидеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и другихкиевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагалисьдружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управлениекняжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани иподати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекойтекло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда смясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщинывообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах.Известно немало женщин - деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестраМономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др.Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рогас вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелкихденег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такиераздачи во времена Владимира I. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота.Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как ив поздние времена, являлась баня. В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затемотдавали его на попечение и выучку пестуну; (от «пестовать» - воспитывать).В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли науправление волостями и городами. Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется,продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всеготогдашнего света, включая Индию и Багдад. По склонам гор к Подолу спускались разнообразные - от хороших деревянныхдомов до убогих землянок - жилища ремесленников, работных людей. У причаловДнепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь иогромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческиеусадистые насады, и бойкие, юркие лодочки. По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояреи дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотомплащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей былисделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахахи шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканыхрубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебрянымицепями ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами,другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью,чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогихкамешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носилинебогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскуюодежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками). Похожие храмы, дворцы, такие же деревянные дома и такие же полуземлянкина окраинах стояли и в других русских городах, так же шумели торги, а впраздники нарядные жители заполняли узкие улицы. Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах идеревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Тамлюди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводилискот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - откочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем,нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком истрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерамипри свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед,вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей исказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними слюбопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь,полная таких же забот и тревог, была еще впереди. Заключение Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, чтооставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашукультуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», МосковскогоКремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многогодругого. Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культурасредневековья исторически была обречена. С началом петровских реформизменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и сталапо преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русскаяархитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западныйхудожественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная вДревней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились -стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления. Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почтине изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру,сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культурыпроизошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с«пережитками старой идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни.Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники.Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традиционный укладкрестьянской жизни. За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековойкультуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы срелигией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В30-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиесяпамятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты, В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новыйудар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве,Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказалисьневосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только нафотографиях. Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного наэтом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются изнебытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народнойкультуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не даньмимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим.Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающаяобразованность от дикости. Литература. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во АН СССР, М-Л., 1958;. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996;. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура Руси iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура Руси iconСодержание Введение Культура языческой Руси принятие христианства Культура Киевской Руси. Двоеверие Заключение список использованной литературы Введение
Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость...
Культура Руси iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Культура Руси iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Культура Руси icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Культура Руси iconКультура Руси 15-16 вв

Культура Руси iconКультура древней Руси

Культура Руси iconКультура московской Руси

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы