Крестьянская реформа начала 20 века icon

Крестьянская реформа начала 20 века



НазваниеКрестьянская реформа начала 20 века
Дата конвертации25.07.2012
Размер276.51 Kb.
ТипРеферат
Крестьянская реформа начала 20 века


Московский государственный ххх РЕФЕРАТ П. А. Столыпин и программа модернизации России Выполнил: студент ххх Проверила: Москва 2002 СодержаниеВведение 21. Положение крестьянства в начале ХХ века 22. Пётр Столыпин 33. Реформы Столыпина 5 3.1 Первые шаги. Создание кабинета. 5 3.2 Борьба с революционным терроризмом 6 3.3 Столыпин и Государственная Дума 7 3.4 Крестьянская реформа 9 3.5 Последние реформы 124. Итоги Столыпинских реформ 154. Заключение 17Список источников 19 Введение Начало XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашейстраны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот периодво многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране сейчас. Переднашей страной стоят во многом схожие проблемы и задачи: необходимостьсерьезнейших экономических, политических, социальных реформ, – как и столет назад. Поэтому российские реформы и реформаторы начала прошлого векавызывают определенный интерес. Один из наиболее ярких политиков того времени – Пётр АркадьевичСтолыпин. Он предложил свой путь, свое видение реформ, достаточно вменяемыхи ясных. Ему выпало решать один из вечных русских вопросов – о земле.Вопрос этот, до конца, не решен и сейчас. Положение крестьянства в начале ХХ века К началу прошлого века крестьянство составляло 4/5 населения страны(около 130 миллионов человек) и продолжало расти, прирост населениясоставлял во второй половине XIX века 1,8%. К рубежу века сельскоехозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе.Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резкоухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800[1]. Причин у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне сбольшим трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки илиаренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянскомбанке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг.власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и проститьнедоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить. Половинчатость реформы 1861 года привела к тому, что крестьяне неполучили ни достаточного количества земли, ни личной свободы, крепостнаязависимость от помещика превратилась в, практически такую же крепостнуюзависимость от общины. Закон 1861 года позволял выход из общины, повнесении всего выкупного платежа за землю. Но сразу внести выкуп ивыделиться могли лишь единицы. А когда к концу 80-х их стало больше,законом 1993 года запретил досрочный выкуп. Община препятствовала появлениюв России энергичного и трудолюбивого класса крестьянина-собственника(фермера). А класс мелких и средних собственников – это всегда основаобщества. Крестьяне, находясь в общине, не были заинтересованы в улучшенииземли, которую теряли при очередном переделе.
Хозяйствование на полосахземли, разбросанных по разным полям (что делалось в целях равных условий),измеряющихся к началу ХХ века аршинами, а то и лаптями к хорошимрезультатам привести не могло. А земли в центральных районах страныстановилось все меньше и меньше. Кроме того, большая часть лугов и лесов,которыми крестьяне достаточно свободно пользовались при крепостном праве,осталась в руках помещиков. Для нормального ведения хозяйства требовалось,чтобы на каждые 2 десятины пашни приходилось 1 десятина лугов, однако на1900 г. это соотношение составляло 3 к 1, а то и 4 к 1. Крестьянепрактически не пользовались удобрениями и сельскохозяйственной техникой, дабезлошадными были более 30%. Тяжелое положение такого большого количества людей, естественно, ни кчему хорошему привести не могло. И противники сохранения общины были и вправительстве. В 1889 году Госсовет признал создание «класса мелкихсобственников, который повсеместно служит источником экономическогопроцветания страны и верною опорою гражданского порядка». В конце XIX векаВитте пытался уговорить Николая начать аграрные реформы. Но община былаудобна государству – легко собирать налоги, крестьянину трудно было уйти вгород. Однако царское правительство (точнее сказать, сам царь) соблаговолилорешать аграрный вопрос, только испугавшись I русской революции икрестьянских бунтов. Решать эту непростую задачу выпало Петру АркадьевичуСтолыпину. Пётр Столыпин Пётр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) происходил из старинногодворянского рода, известного с XVI века. Среди его родственников – князьГорчаков, главнокомандующий времен крымской войны и М. Ю. Лермонтов.Военной карьерой (как было принято в его семье) он заниматься не мог – унего была повреждена правая рука. Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. После университета с1885 г. служил в статистическом отделе Министерства государственныхимуществ. В 1889 перешёл в Министерство внутренних дел. Столыпин был крупным помещиком, обладая около 8 тысячами десятинземли. Семья Столыпиных владела поместьями в Нижегородской, Казанской,Пензенской и Саратовской губерниях. Однако жил он в своем имении, вКовенской губернии, в Прибалтике. Часто ездил в Германию и видел, как тамживут крестьяне, видимо, поэтому он стал приверженцем создания хуторов вРоссии. Вскоре он был назначен предводителем дворянства Ковенского уезда. В1902 году – губернатором Гродненской губернии, став самым молодымгубернатором России[2]. Но полной самостоятельности на этом посту он неполучил: Гродненский губернатор подчинялся Виленскому генерал-губернатору.Уже в марте 1903 года П. А. Столыпин был назначен губернатором Саратовскойгубернии, большей по размерам и не подчинявшейся генерал-губернатору. С 1905 г. Саратовская губерния стала одним из очагов революционногодвижения, происходили массовые крестьянские бунты. По воспоминаниям егодочери (к которым, впрочем, надо относится осторожно), он старался неиспользовать армию при подавлении бунтов, старался появиться там сам иубедить людей разойтись по-хорошему. Кроме того, он постарался объединитьвсех противников революции. Благодаря чему были собраны средства,организована контрпропаганда революционных идей: были открыты народныеклубы и библиотеки, кассы взаимопомощи, оказывалась бесплатная медицинскаяпомощь. Кроме того, для борьбы с революционерами Столыпин привлекалчерносотенные организации. В конце 1905 года, в момент наивысшего подъемареволюции, пришлось применять и армию. Уже в Саратове на него былосовершено несколько покушений. В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел вкабинет Горемыкина (по некоторым сведениям, благодаря стараниям своегодруга Н. Д. Оболенского (начальник кабинета его величества) и родственникажены Д. Б. Нейдгарта[3]). Сразу же после выборов между достаточно левой Думой (из 450 депутатов– 170 кадеты, 100 трудовиков и всего 30 умеренных и правых) и реакционнымправительством Горемыкина возник конфликт. И Дума, и правительствовыдвигали друг к другу требования, которые не могли быть выполнены.Горемыкин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях ипризывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовилни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе. Основная борьба между Думой и правительством сосредоточилась нааграрном вопросе и проблеме смертной казни. Дума, подогреваемаяпредвыборными обещаниями и желаниями избирателей, настаивала сначала напринятии амнистии, потом на отмене смертной казни. А за неимениемвнесенного правительством проекта аграрной реформы, разрабатывала иобсуждала собственные проекты, которые предусматривали насильственноеотчуждение земель у помещиков. Окончательным поводом к роспуску сталопостановление 4 июля, в котором Государственная Дума заявила, что «отпринудительного отчуждения частновладельческих земель не отступит, отклоняявсе предложения с этим не согласованные». Правительство, в свою очередь,опубликовало сообщение, отвергавшее принцип насильственного отчужденияземли у помещиков с отговоркой – сначала «необходимо придти кбесповоротному убеждению в полной невозможности достигнуть тех жерезультатов без насильственной ломки существующих правоотношений». 9 июля 1906 года I Государственная Дума была распущена. Окончательноерешение принимал император, с участием И. Л. Горемыкина и П. А.Столыпина[4]. После роспуска Думы был отправлен в отставку и кабинет Горемыкина.Председателем Совета министров с сохранением поста Министра внутренних делбыл назначен П. А. Столыпин. Реформы Столыпина 1 Первые шаги. Создание кабинета. На посту председателя правительства Столыпину выпало разрешить оченьсложную задачу. В России ещё сохранялась революционная ситуация,продолжались, подогретые роспуском Думы, рабочие стачки и политическиетеррористические убийства и экспроприации. В различных частях империивспыхнули военные бунты, беспорядки начались даже в гвардейскомПреображенском полку, в котором служил император и который считалсяособенно преданным монархии. К началу августа опасные восстания начались вКронштадте и Свеаборге, в непосредственной близости к столице. Убедившись,что нее оправдываются их надежды на решение земельного вопроса при помощиДумы, крестьяне вновь усиливают движение против помещиков и властей.Учащаются столкновения крестьян с полицией и войсками, часто на почвезащиты вернувшихся в деревни крестьянских депутатов и развернувшегося вдеревнях митингового движения. Стране были нужны реформы. И Столыпин это понимал, он считалприменение одних только карательных мер верным признаком бессилиягосударства. По своим убеждениям он был монархист, но он поддерживалреформы 17 октября, стремился построить «правовую монархию», соединитьсамодержавие и послушную ему Думу. Столыпин говорил, что перед царем три дороги: 1) реакции, 2) передачивласти кадетам, 3) образования коалиционного правительства с участиемобщественных деятелей. Путь реакции нежелателен, кадеты скомпрометировалисебя «выборгским воззванием», остается только третий путь. Задачаправительства – проявить авторитет и силу и вместе с тем идти полиберальному пути, удерживая Государя от впадения в реакцию и подготовляявременными мерами основы тех законов, которые должны быть внесены вДуму»[5]. С самого начала Столыпин пытался создать коалиционноеправительство, чтобы заручится поддержкой либеральных партий, включив внего представителей правых и даже вменяемых левых (если так можно назватькадетов) течений. Как пишет в своих воспоминаниях А. П. Извольский(министр иностранных дел в правительстве Горемыкина и Столыпина), Столыпинсогласился на этот пост, только при условии увольнения двух наиболеереакционно настроенных министров: Стишинского (министра земледелия) иШиринского-Шихматова (обер-прокурора). Также Столыпин оставил за собойправо изменить в дальнейшем состав кабинета, введя в него членов Думы иГоссовета.[6] Что было определенным успехом: известна нелюбовь Государя ковсяческим посягательствам на его полномочия, а назначение министров былоодной из них. В министры земледелия предполагался Н. Н. Львов, бывший членфракции кадетов, вышедший из неё из-за разногласий по земельному вопросу; вминистры торговли – председатель Союза 17 октября А. И. Гучков[7]. Крометого, он надеялся пригласить в кабинет министров председателя партиикадетов - П. Н. Милюкова, который не принимал участия в «выборгскомвосстании». Однако все либеральные деятели отклоняли предложения Столыпина,или же требовали выполнения программы своей партии. Справедливости радиследует отметить, что Николай, после беседы с каждым из кандидатов, в своейзаписке Столыпину писал: дескать, не годятся в министры – не люди дела. Такчто получил Столыпин право назначать министров в свое правительство или нет– на самом деле большой вопрос. В своей реформаторской деятельности П. А. Столыпин использовал идеи,высказанные и разработанные ещё С. Ю. Витте и его правительством, хотя емупришлось публично откреститься от Витте, так как Николай II его непереносил. 25 августа 1906 года была обнародована программа мер, которыенамеревалось принять правительство Столыпина. В перечень намеченных реформвходили: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданскоеравноправие, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих(государственное страхование), реформа местного самоуправления, введениеземства в Прибалтийском и в Западном крае, земское и городскоесамоуправление в Царстве Польском, реформа местного суда, реформа средней ивысшей школы, введение подоходного налога, объединение полиции ижандармерии. Намеревался также созыв церковного собора и отмена некоторыхограничений для евреев. 2 Борьба с революционным терроризмом В 1906 г. возросло количество революционных выступлений, армейскихмятежей и убийств. За 1906 год было убито 768 и ранено 820 представителей иагентов власти, семья самого Столыпина стала жертвой террористическогопокушения: 12 августа 1906 г. эсеры-максималисты взорвали бомбу на казеннойдаче Столыпина. От взрыва погибло 29 человек, включая самих террористов,позже из 32 раненых скончалось ещё 6. При этом пострадал его 3 летний сын,и получила очень серьезную травму его дочь – она чуть не лишилась ног. СамСтолыпин не пострадал, всего же на него было совершено с десяток покушений. Столыпин был вынужден принять «меры исключительной охраныгосударственного порядка» . Для этого был принят Закон о военно-полевыхсудах. Этот Закон, по воспоминаниям А. П. Извольского, был компромиссоммежду некоторыми членами правительства, требовавшими расправы надпреступниками без суда и следствия и Столыпиным, который был против такихмер, считая, что они послужат только дальнейшему развитию хаоса ианархии.[8] Этот закон (скопированный с австрийского уложения о военно-полевых судах) в качестве временной меры, вводил особые суды из офицеров,разбиравшие дела, где преступление было очевидным. Суды эти вводились встолице и во всех губерниях, объявленных на особом положении (правда, этобыла почти вся территория страны). Весь процесс судопроизводства длился неболее 3-4 дней. Введенный по 87 статье, он действовал до 20 апреля 1907года и не был внесен на обсуждение в Думу (возможно – потому что всё равнобы не прошел, возможно – потому что Столыпин не хотел настаивать на этоймере). За время действия этих судов было казнено 683 (по другим данным –1102) человека.[9] В 1906-1909 годах по приговорам военно-окружных судовбыло повешено 2694 человека (за предшествующие 80 лет казнили в среднем по9 человек в год), 23 тысячи человек отправлено на каторгу, около 39 тысячвыслано административно без суда. Судей, которые выносили мягкие приговоры,отстраняли от должности[10]. Была введена сельская полиция. Однако числорепрессивных мер сокращалось: в 1908 г. смертных приговоров было вынесено697, в 1909 – 537, в 1910 – 129. Сократились и административные высылки: в1908 – около 10 тыс., в 1909 – менее 3000. Столыпин выступал противником не только «левого», но и правоготеррора. По его предложению III Дума приняла постановление, осуждающеелюбой террор – как красный, так и черный. Столыпин противодействовалчерносотенцам. До лета 1907 г. он еще питал иллюзии, что Союз русскогонарода может стать мощнейшим промонархическим движением. Но, послетерактов, устроенных черносотенцами, Столыпин резко от них отмежевался ипрекратил выдачу всяких субсидий.[11] 3 Столыпин и Государственная Дума Взаимоотношения Столыпина с Государственной Думой также достаточнолюбопытны. Во время работы с I Государственной Думой, будучи еще Министромвнутренних дел, Столыпин, в отличие от остальных членов правительстваГоремыкина, пытался работать с Думой всерьез. Он один, если неединственный во всем правительстве, спокойно и хладнокровно разговаривал сДумой, отвечая на её выпады, проявив определенный ораторский талант. Правдав статье Л. Сенчаковой есть ссылка на то, что для Столыпина речи писализвестный в то время и почти никому неизвестный сегодня чиновник –правовед, член Совета МВД – Я. И. Гурлянд.[12] Он считал, что стране нужна законодательная Дума – народноепредставительство легетимизирует монархию в глазах народа, при ней легчеполучать займы за границей. При ней становятся весомей принимаемые законы,легче урезать бюджетные аппетиты того или иного ведомства. Но Думу онпредпочитал иметь послушную. Отзывался Столыпин о решениях Думы довольноснисходительно, считая, что у Думы нет ни сил, ни средств к осуществлениюеё решений, и что все её решения – дорога в никуда.[13] Столыпин отвергалпредложения упразднить Думу, считая, что это приведет к началу новойреволюции. Большинство своих законов Столыпин провел не через Думу, видимо,не рассчитывая с ней договориться, а с помощью 87 статьи конституции, зачто его упрекали. Осенью 1906 началась подготовка к выборам II Госдумы. Проходила она,по мнению Л. Сенчаковой, при значительном давлении власти. Началосьоткрытое наступление на рабочих и крестьян: запрещали забастовки, разгонялиперевыборные собрания, конфисковали списки выборщиков, громили типографии,арестовывали агитаторов (одно только интересно: почему это при такомдавлении Дума оказалась такой левой?). С самого начала работы II Думы правительству было ясно, чтодоговорится с ней будет ещё трудней, чем с первой. Дума оказалась ещё болееоппозиционной, чем первая: более 2/5 составляли социалисты различныхтечений, более 1/5 получили кадеты и примыкавшие к ним мусульмане, 1/5монархисты. Когда же началось обсуждение аграрного вопроса, выяснилось, чтовсе партии левее октябристов и кадетов относятся к столыпинскому указу от 9ноября 1906 г, который правительство хотело провести через Думу, явноотрицательно, несмотря на все выступления самого Столыпина. Правительство решило распустить Думу, предлогом послужило обвинениеСоциал-демократической фракции в «военном заговоре» против государственногостроя. 3 июня был опубликован царский манифест, в составление которогопринял активное участие и П. А. Столыпин, о роспуске Госдумы и об измененииположения о выборах: в сторону ущемления прав крестьян, количество голосовуменьшалось в 2 раза, и рабочих. Сокращалось представительство национальныхокраин. Вообще, в голосовании смогло принять участие всего 3,5 млн.человек. В манифесте подчеркивалось, что власть царя остается основнойгосударства, все законы исходят от неё. И «в случаях крайней необходимостиза царской властью остаются обязанность и право изыскать иной путь». Темсамым правительство совершило государственный переворот, так как изменениеизбирательного права без согласия Думы являлось нарушением Новой редакцииОсновных законов Российской Империи и манифеста 17 октября 1905 г. Роспуск II Думы не вызвал подъема революционного движения. И рабочие,и крестьяне разуверились в том, что Дума может решить их проблемы, иизвестие о её роспуске они встретили довольно пассивно. Революцию в Россииможно было считать завершённой. Осенью состоялись выборы в III Государственную думу. Несмотря нажесткий избирательный закон, в думу примерно поровну прошли представителивсех течений. Наибольшую фракцию, по крайней мере, в начале работы Думысоставили «Октябристы», поддерживающие реформы Столыпина. Также в поддержкуСтолыпинских реформ высказались умеренные монархисты. Столыпин получилпослушную Думу, где он и уговорами, и угрозами подать в отставку могпродавить любой законопроект. В адрес III Думы один из министров сказал:«Благодарение Господу! – У нас нет парламента». 4 Крестьянская реформа Аграрная проблема одна из вечных проблем России. И Столыпин этопонимал: «В деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чернаяработа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать». Главная идеяего аграрных преобразований, на которой базировались все последующие –разрушение (или хотя бы раздробление) общины и создание класса крестьянина-собственника. Привить ему уважение к частной собственности, разумнуюконсервативность. Столыпин был противником идеи отчуждения земли, и дажепротивником аренды, считая, что временное владение землей будет вести к еедлительному истощению. «Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзяобхаживать улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне сосвоею землею. Уничтожение в крестьянине врожденного чувства собственностиведет ко многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшееих рабств. Смешно говорить этим людям о свободе и свободах». Созданиекласса крестьянина-единоличника снизило бы, по мнению Столыпина,революционную активность крестьян. А борьба с революцией была едва ли неглавной целью его назначения на этот пост. К тому же расселение крестьян похуторам затрудняло их революционную агитацию. Он не был сторонникомнасильственной ломки общины (по крайней мере, на словах). На заседанииДумы, он подчеркивал: «Пусть собственность эта будет общая там, где общинаеще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна,но пусть она будет крепкая, пусть наследственная»[14]. I Госдума, большинство депутатов которой были выбраны с обещанием такили иначе дать крестьянам землю, выдвинула на обсуждение три проектааграрной реформы и все они предполагали принудительное отчуждение земли укрупнейших землевладельцев. Наиболее адекватный проект был разработанкадетской фракции. Его основу разработал Н. Н. Кутлер Министр земледелия вправительстве С. Ю. Витте, (царь отверг этот проект и уволил Кутлера). Поэтому закону предполагалась денежная компенсация землевладельцам заотчужденную у них землю. Причем, предполагалось отчуждение земель,сдаваемых в аренду (около 40% всех помещичьих владений). Земля передаваласьв земельный фонд, контролируемый государством. Второй проект («проект 104»)являлся более радикальным: в нём предусматривалась национализация всехземель страны, контролировать которые должны были местные комитеты,избираемые на местах народом. Левые фракции Думы предложили проектуничтожающий частную собственность на землю и объявляющий еёобщенациональной собственностью. Каждый гражданин мог пользоваться такимколичеством земли, которое был способен обработать[15]. Разумеется, царскоеправительство не могло подержать идеи отчуждения помещичьей собственности –во время революции помещики оставались единственным классом, поддерживающимсамодержавие. Да и, вряд ли, полная передача всех земель крестьянам смоглабы исправить положение. В 1905 году крестьяне европейской части России владели (главнымобразом общинно) 160 млн. десятин пашни и брали в аренду еще 20-25 млн.,оставляя в частных некрестьянских руках 40 –50 млн. В дополнение к этомугосударство и корона владели 153 млн. десятин, но практически вся эта землябыла под лесами.[16] Сам Столыпин, объясняя уже II Думе неприемлемостьотчуждения помещичьих земель, говорил: «нельзя укрепить больное тело, питаяего вырезанными из него самого кусками мяса; надо дать толчок организму,создать прилив питательных соков к больному месту и тогда организм осилитболезнь». Он утверждал, что с уничтожением класса помещиков, будутразрушены редкие культурные очаги на местах. Уже со второй половины 1906 года, пользуясь отсутствием оппозиционнойДумы, по 87 статье Основного закона, которая разрешала проведениенеотложных мер в промежутках между сессиями Думы, Столыпин начал аграрнуюреформу. В разработке указов участвовали помимо Столыпина: А. В. Кривошеин,В. И. Гурко, А. И. Лыкошин, А. А. Риттих. Основной аграрной проблемой была – нехватка земли, для её разрешениябыл создан земельный фонд, в который указом 12 августа передавалисьКрестьянскому банку удельные земли сельскохозяйственного пользования,принадлежащие царской фамилии. Также для удовлетворения земельной нуждыпередавались кабинетские земли на Алтае (Указ 19 сентября). Указ 27 августаразрешал продажу казенных земель, годных для обработки. Указом 5 октябрякрестьяне были уравнены в правах со всеми сословиями в отношениигосударственной, воинской службы, поступления в высшие учебные заведения. Указом 19 октября Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссудыпод надельные земли, т. е. признавалась личная собственность крестьянина насвой участок земли. Все эти законы подготовили главный – Указ 9 ноября о раскрепощенииобщины. Таким образом, прекращалась власть общины. Уничтожались специальныесуды, юрисдикции которых подлежали до этого времени крестьяне, крестьянеосвобождались от коллективной ответственности по платежу налогов,разрешалась завещать свою землю, предоставлялось право в качествеземлевладельца участвовать в выборах и заседаниях земства[17]. Как законэтот указ был принят лишь 14 июня 1910 года, пройдя обсуждение в III Думе. Надельные земли, выкупные платежи с которых отменялись с 1 января1907, становились собственностью крестьянина. Этот указ позволял каждомукрестьянину право выхода из общины в любое время. Крестьянин мог в любоевремя требовать закрепления в единоличную собственность той земли, накоторой он работал. Применять насильственные меры к ломке общиныпредполагалось лишь, когда она препятствовала выходу крестьян, что быловесьма распространено. Выход крестьян предполагался в два этапа: сначалачересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Дляустранения чересполосицы указ устанавливал, что крестьянин при общемпеределе может требовать сведения всех своих земель к одному участку(отрубу). Если же за сведение земель в отрубы было 2/3 общины,размежевание могло происходить в любое время. В пределах каждого участка,указ утверждал право единоличного распоряжения домохозяина, в отличие отпринципа семейной коллективной собственности. Была снята семейная формасобственности на землю, надел стал собственностью землевладельца. Крестьянеосвобождались от принудительного севооборота. В целях недопущенияобразования латифундий и предотвращения спекуляции землей была запрещенапродажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6душевых наделов, определенных по реформе 1861 г. (в разных губерниях размернаделов колебался от 12 до 18 десятин). Споры между общиной и желающим изнее выйти разрешал земский начальник (чиновник МВД, надзирающий закрестьянами). Крестьяне, отделившиеся от общины, получали возможность получениекредита в Крестьянском банке под залог этих земель, могли приобретать нальготных условиях новые участки из земельного фонда. Этот фонд состоял нетолько из земель, разрешенных к продаже указами 27 августа и 19 сентября,но также из тех, которые продавали Крестьянскому банку помещики, неспособные вести хозяйство или, испугавшиеся революционных волнений.Столыпин дабы подать хороший пример продал Крестьянскому банку своеНижегородское имение[18]. (То есть, никакого насильственного отчуждениязачастую даже и не требовалось). Несмотря на декларируемую добровольность выхода из общины, оназачастую не соблюдалась. Указ 9 ноября разрешал принудительный выдел вовремя очередного общего передела, проходящего раз в 12 лет. В 1908 г. МВДиздало циркуляр, в котором разрешались принудительные выделы землипостоянно. Карьера губернаторов и земских начальников во многом зависела отвыполнения Указа 9 ноября, что толкало их на многочисленныезлоупотребления. В стране не было ни достаточных финансовых, ни административныхресурсов. По подсчетам Государственного контроля, минимальная стоимостьобустройства одного хозяйства на хуторе составляла от 250 до 500 рублей.Министерство земледелия выделило ссуд на общую сумму 32,9 млн. рублей вевропейской части России и столько же в Сибири, хотя было необходимо от 3до 6 миллиардов рублей[19]. Не хватало землемеров, способных справится стаким количеством премежеваний. В 1906 году их было всего 200, а к 1914 уже6 тысяч. Но на всю страну этого все равно не хватало. Вскоре правительствупришлось отказаться от идеи массового переселения на хутора, в первуюочередь межевалась земля для сведения в отрубы, да и то если вся общинасогласилась о разделе. Важнейшим элементов аграрных реформ Столыпина являлась колонизацияСибири. Переселение крестьян на свободные земли за Уралом начал ещё С. Ю.Витте в конце XIX века, Столыпин сделал это переселение более массовым.Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим было предоставлено право напереселение. Правительство выделяло средства на прокладку дорог,благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественныенужды. Конечно, и тут не все было безоблачно – около полумиллионапереселенцев вынуждено было вернуться обратно. 5 Последние реформы С 1909 г., по мнению С. С. Ольденбурга, определился новый курсполитики Столыпина - курс русского национализма. Осенью 1909 г. Столыпинвнес в Совет по делам местного самоуправления проект введения земства в 9западных губерниях, причем эти земства должны были иметь русскоебольшинство. Столыпин относился к этому закону с особым вниманием. Решенобыло отложить введение земства в тех губерниях, где русское население былов меньшинстве (Ковенской, Виленской, Гродненской), а в остальных ввестиземское положение 1890 г. со значительными поправками. Так как все крупноеземлевладение было польским, вдвое был снижен ценз, избиратели былиразделены на 2 курии – польскую и русскую, причем русская избирала большегласных. Законодательно закреплялось большинство русских в управах и всоставе земских служащих. Цель этого законопроекта, по словам самогоСтолыпина, - навсегда закрепить западный край за Россией, стремление«защитить права экономически слабого русского большинства от польскогоэкономически и культурного сильного меньшинства. Пройдя Думу, этотзаконопроект встретил сопротивление в Госсовете. Причины были разные:вызывало недовольство и национальные курии, и снижение ценза –нежелательный прецедент для других губерний, нежелание ограничивать вправах консервативное польское дворянство в пользу русской«полуинтеллигенции». Госсовет отклонил этот законопроект. Столыпин, подугрозой своей отставки, вынудил царя подписать указ о перерыве сессии палатна 2 дня. Также П. Н. Дурново и В. Ф. Трепову, как активным противникамзаконопроекта, было предписано покинуть столицу и до конца года не посещатьзаседаний Госсовета. 14 марта 1911 г. Закон о западном земстве был принятпо 87 статье. 14 марта 1910 г. был внесен законопроект о взаимоотношениях междуРоссией и Финляндией без согласия финляндского сейма и противоречащийОсновным Законам Великого Княжества Финляндского. По этому закону, финскийсейм сохранял только совещательный голос в вопросах общеимперского ивнутреннего законодательства. Закон этот вызвал массу недовольства и вРоссии, и в Финляндии, и за границей. В 1909 г. Столыпин представил царю законопроект о децентрализации.Предполагалось разделить Россию на 11 областей. Во главе предлагалосьпоставить областное земское собрание и областное правительственноеуправление. Земские собрания, образуемые на общих основаниях, принятых дляземских выборов, получали широкое право местного законодательства по всемвопросам, не имевшим общегосударственного значения. Также предполагалось«привлечение к управлению окраинами местных специалистов». Но царь, какобычно, нерешительно отнесся к продвижению этого закона, и смерть Столыпинаположила конец этому замыслу[20]. Столыпин также разработал реформу местного самоуправления. Всеказенные уездные учреждения России объединялись под властью выборногопредводителя дворянства. Однако учреждений становилось все больше, а дворянвсе меньше, и предводителя, служившего из чести, без жалованья, становилосьне из кого выбирать. Столыпин предложил поставить во главе уездаправительственного чиновника (назначаемого министром внутренних дел),оставив предводителю дворянства сословные дела. Также была разработанареформа местного самоуправления (земства). Его выбирали по куриям –дворяне, собственники недворянского происхождения и крестьяне-общинники.Большинство гласных принадлежало дворянам, но во многих уездах избирателей-дворян собиралось меньше, чем надо было выбрать гласных. Столыпин предложилсделать курии не сословными, а имущественными. А также понизитьизбирательный ценз. В будущем, в случае удачной крестьянской реформы, вчисло избирателей вошли бы и богатые крестьяне-единоличники (на это оченьрассчитывал Столыпин – именно тогда, говорил он, писаные свободы станутзаконом). Однако дворяне не хотели ничего менять. Они увидели в этомоскорбление, умаление своей власти в деревне. Проект предполагал такжеобъединение разрозненного управления в губерниях под руководствомгубернаторов, слабость которого способствовала распространению революции в1905 г. Предполагалось реорганизовать полицию. В мае 1911 года был направлен Николаю II доклад по вопросу обобновлении государственной администрации. Столыпин предложил создатьминистерство местного управления, занимающегося проблемами, связанными сземствами; департаменты здравоохранения, труда, национальных меньшинств иприродных ресурсов. Также предлагалось, чтоб министерствами руководилиспециалисты, что фактически привело бы к ограничению возможности Государяизбирать членов правительства. Однако Николай II не дал на него ответа. Столыпин предлагал укрепить финансовую систему за счет увеличенияпрямых и особенно косвенных налогов, повышения акциза на спиртные напитки,введения прогрессивного налога и налога с оборота. Был поставлен вопрос ореформировании промышленности – иностранные займы предполагалосьиспользовать только на исследования недр земли, строительство железныхдорог и дорог с твердым покрытием. Были разработаны и некоторые социальные законопроекты. Законопроект остраховании рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастныхслучаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий,ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков. Столыпинбыл инициатором введения всеобщего начального образования, постоянноувеличивая средства на развитие народного образования.. С 1908 года началась систематическая травля Столыпина правыми сначалапри попустительстве Николая, а потом и с его разрешения. Нападки левых,естественно не прекращались с 1906 года. Монархисты и консерваторы обвинялиего в нерешительности и бездеятельности, либералы – в диктаторских вкусах иповадках, социалисты называли его «погромщиком». 1 сентября 1911 г., во время спектакля в киевском оперном театре, гдеСтолыпин находился вместе с семьей царя, Столыпин был смертельно ранен.Покушение совершил Д. Богров – член партии эсеров и агент царской охранки. Причины убийства Столыпина до сих пор не ясны. Например, В. Сироткинсчитает, что Столыпин «сломал себе шею» на Григории Распутине. Столыпинпервым ещё в 1909 году поставил перед Николаем вопрос об устраненииРаспутина из столицы, даже отдал приказ административно выслать его народину с запретом жить в Петербурге. И ставленник Распутина генерал Курловтак организовал охрану Столыпина в Киеве, что 1 сентября тот был раненБогровым. Также есть мнение, что смерти Столыпина мог желать и сам царь. Идействительно, самостоятельный и умный председатель правительства, которыймог и возражать, вряд ли устраивал самодержца. Тем более свою главнуюфункцию (по крайней мере, то, что от него ждал сам царь) – разгромреволюции – он уже выполнил, а реформы царю были не нужны. Кроме того,против Столыпина настраивала Николая и императрица, которая считала, чтоцарь оказался в тени деятельного премьера. Не исключено также, что Богровдействовал по указанию партии эсеров. Хотя настолько плохая организацияохраны второго лица государства не может не настораживать. Кроме всегопрочего, Богров получил пригласительные билеты из рук начальника охранногоотделения Кулябки почти во все места, где пребывали царская чета иСтолыпин. Да и казнен убийца, по воспоминаниям современников былчрезвычайно быстро – «как если бы боялись, что он скажет слишком много». Скончался Пётр Аркадьевич Столыпин 5 сентября 1911 г. и был похороненв Киево-Печерской лавре. Итоги Столыпинских реформ Главной реформой Столыпина, доведенной до определенного результата,стала крестьянская реформа. С экономической точки зрения, начатая аграрнаяреформа была необходима и прогрессивна. В случае удачи она сулила болееинтенсивные формы хозяйствования, более высокие урожаи, более высокийуровень жизни. Между тем, Столыпину пришлось столкнуться с множеством проблем.Противники находились и справа и слева. Царь, поддерживавший Столыпинавначале, позже, когда угроза революции спала, фактически стал на позициюего противников. Большинство предложений Столыпина, даже принятых Госдумой,были отвергнуты промонархистским Госсоветом. Для успеха аграрной реформы надо было преодолеть три препятствия:Сопротивление консервативных помещичье-бюрократических верхов, на это ушло4 года, с 1907 по 1911, пока закон о хуторах и отрубах не был утвержденцарем.Консерватизм крестьянской общины. Русский крестьянин, никогда не знавшийчастной собственности, считал всю землю, принадлежащей тому, кто на нейработает. Среди крестьян была распространена идея «черного передела» -когда вся земля достанется крестьянам бесплатно, умело подогреваемаямногочисленными социалистическими агитаторами. Поэтому многие из крестьян,даже имея возможность, не покупали землю. Да и община появилась в Россиидавно, и была сформирована множеством факторов. В приполярном климате, прискудных почвах, суровой зиме, дождливой осени, ранних заморозках, выжитьможно было лишь «скопом», общиной, кормясь не только от земли, но и отлеса, воды, скота, отхожего промысла в городах. При таких почвах и климатепринципиального значения не имела форма собственности – твоя ли она, земля,частная, или общинная, или арендованная у помещика или сановника – всеравно прокормить она без общины семью не могла. В южных странах (США,Франция) или северных, но обогреваемых Гольфстримом (Англия, Германия,Дания), фермер одиночка мог выжить с семьей на 5-10 га земли. В Россииединоличник где-нибудь на Вологодчине и на 20-30 га своего хлеба могсобрать лишь до ноября. Отсюда - знаменитые русские нечерноземные пары(до 40%) – иначе земля вообще переставала родитьРоссийской «социалистической» интеллигенции (от эсеров до Льва Толстого) и…иерархов русской православной церкви, категорически выступавших противчастной собственности на землю с правом купли-продажи и считавших (и не безоснования), что реформа обогатит 10-15% крестьян, а остальных без общиннойзащиты пустит по миру[21]. Однако определенные перемены все же произошли. За 8 лет реформы изобщины вышло 26,1% крестьян. Однако всего лишь 15% из них выделились нахутор. Это было связано с объективными причинами: хутор – автономноехозяйство, где должно быть все - и поле, и выпас, и водопой. Он не можетбыть слишком маленьким, а известны случаи, и, видимо, достаточно частые,когда семьи из 10 и более человек жили на участке в 2-10 десятин. Это притом, что сколько-нибудь прибыльным в российских условиях могло бытьхозяйство в 20-30 дес. Хутору необходим выход к воде, а осуществить этоневозможно. Бурить артезианские колодцы крестьяне не умели, и денег на этоу них не было. Но действующие по инструкции чиновники создавали хутора и вбезводных степях. Всего, к началу войны, было создано 200 тысяч хуторов и1,3 млн. отрубов, к участковому хозяйству перешло 10% крестьян, хозяйства«крестьянского типа» владели в пределах Европейской России 89,3% пахотнойземли и приблизительно 94% скота. Но хутора эти были маломерные и слабые,по-прежнему основная масса не имела лошадей или имела только одну. Поголовное большинство выходивших были бедняки: вышедшие 26% крестьянвладели всего 16% общинной земли. Многие стремились продать свои земли иуйти в город, продавали свои земли и уезжающие в Сибирь: к началу первоймировой войны ј укрепленной земли была продана. В Сибирь прочно переселилось 2,44 млн. крестьян. Что составилополовину прироста населения сельских губерний Сибири. Многие становилисьдостаточно крепкими хозяевами. Однако проблему перенаселения европейскойчасти России это не решило – переселенцы составили всего 18% естественногоприроста сельского населения за эти годы. С 1907 г. началась развиваться крестьянская кредитная, а затем ипроизводственная, сбытовая и потребительская кооперация. Увеличиваетсяиспользование сельскохозяйственных машин. Правда, произошло это, во многом,благодаря отмене уплаты выкупных платежей. По мнению историка В. Сироткина, Столыпинская «фермеризация» далазначительный экономический эффект – в среднем с 1906 по 1914 урожайность у«хуторян» выросла на 14%, а в Сибири – до 25%. В 1912 году Россия вывозилазерна на 30% больше чем Аргентина, Канада и США вместе взятые. И если быРоссия не была втянута в войну эффект от реформы был бы еще большим. Ведь к1914 г. государственный запас зерна достиг 900 млн. пудов, и на этом хлебеРоссия жила всю мировую и гражданскую войну. Правда следует отметить, чтона этот период выпало немало рекордно урожайных годов: 1909, 1910, 1912,1913. Большинство же остальных реформ Столыпина или закончились ничем, ещепри его жизни, или не были продолжены после его смерти. Заключение Личность и реформаторскую деятельность Столыпина оценивали и оцениваютпо-разному и его современники, и современные историки. С. Ю. Витте, реформы которого, во многом продолжил Столыпин писал онем: «Средних умственных качеств, и среднего таланта, неискренний, лживый,беспринципный; принес некоторую долю пользы, но если эту пользу сравнить стем вредом, который он нанёс, то польза эта окажется микроскопической. Всвоём беспутном управлении Столыпин не придерживался никаких принципов, онразвратил Россию, окончательно русскую администрацию, совершенно уничтожилсамостоятельность судов… Столыпин развратил прессу, развратил многие слоиобщества, наконец, он развратил и уничтожил всякое достоинствоГосударственной Думы, обратив её в свой департамент». П. Б. Струве характеризовал Столыпина так: «Как бы ни относиться каграрной политике Столыпина, этой политикой он совершил огромный сдвиг врусской жизни. И – сдвиг поистине революционный и по существу, и формально.Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой,ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в одинряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железныхдорог». Современный историк В. Сироткин считает, что Столыпин предлагал«третий путь» развития: между классическим «диким» капитализмом и «диким»большевистским социализмом, по которому и пошло большинство правящих элитпосле Первой мировой войны.[22] Столыпин, по мнению Сироткина, создавалновый фундамент обновленной российской государственности, проводякрестьянскую реформу, вводя земства на Украине и в Белоруссии. Многие пишут, что реформы Столыпина запоздали. Скорее всего это так,но вина ли в этом Столыпина? К сожалению, в своих действиях он (и многиереформаторы до Столыпина) был ограничен и царем, отрицательно относящемусяко всем либеральным начинаниям премьера и до конца своих дней мечтающеговернуть себе всю полноту власти, и левой и правой оппозицией. Столыпинделал, то, что мог делать в подобных обстоятельствах. Но он много е делалверно, главное – он попытался создать из полукрепостного крестьянина-общинника – крестьянина-единоличника, собственника. Сделать его из низшего– средним классом, необходимого для стабилизации общества. Если бы этоудалось – дальнейшая либерализация была бы неизбежна (этому способствовалибы и предлагаемые им бессословные земства). К сожалению, этому формированиюсреднего класса помешала смерть Столыпина, I Мировая война и последовавшаяза ней революция 1917 г. Известно изречение Столыпина: «Дайте 20 лет покоя, и вы не узнаетеРоссию!» Иногда Столыпина обвиняют – дескать, он надеялся провести своюреформу за 20 лет, а это невозможно. Столыпин прекрасно понимал и говорилоб этом, что аграрные преобразования – дело десятилетий и что его реформа- лишь начало долгого пути. В этой фразе Столыпин акцентировал не на срок,он подчеркивал важность стабильности и спокойствия для реформ. И в этом оноказался абсолютно прав. Да, разумеется, вряд ли за 20 лет, аграрнаяреформа была бы полностью осуществлена, но результат ее, безусловно, был быочевиден, изменения, произошедшие в обществе, стали бы необратимы. К сожалению, этих 20 лет у России не оказалось. Список источников 1. Бок (Столыпина) М. П. Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине. – М., Товарищество «А. Н. Сытин и К», 1992. 2. Дякин В. С. Был ли шанс у Столыпина? Л. – Звезда, 1990, №12. 3. Извольский А. П. Воспоминания М. – Международные отношения, 1989. 4. История Росси в портретах, Смоленск «Русич», Брянск «Курсив», 1996. 5. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II в 2 т., М.– Изд. фирма «Феникс», 1992. 6. Пайпс Р. Россия при старом режиме М. – Независимая газета, 1993. 7. Сенчакова Л. «Крестьяне и Государственная Дума (1906-1907 гг), М. - Россия, №9-10, 1996. 8. Сироткин В. «Сергей Витте и Петр Столыпин: взлет и падение российских реформаторов». М. - Россия, 1994, № 4-5.-----------------------[1] Р. Пайпс Россия при старом режиме М. – Независимая газета, 1993, с. 218[2] М. П. Бок (Столыпина) Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине. – М.,Товарищество «А. Н. Сытин и К», 1992, с. 79[3] В. С. Дякин Был ли шанс у Столыпина? Л. – Звезда, 1990, №12[4] С. С. Ольденбург Царствование Императора Николая II М.– Изд. фирма«Феникс», 1992, с. 358[5] Ю. Соловьев «Оппонент Министра», Родина, № 11, 1990, стр. 18[6] А. П. Извольский Воспоминания М. – Международные отношения, 1989, с.130[7] С. С. Ольденбург с.[8] А. П. Извольский с. 151[9] С. С. Ольденбург с. 376[10] В.С. Дякин с. 113[11] В. Сироткин «Сергей Витте и Петр Столыпин: взлет и падение российскихреформаторов». Россия, 1994, № 4-5.с. 133-134[12] Л. Сенчакова «Крестьяне и Государственная Дума (1906-1907 гг), Россия,№9-10, 1996. с. 178[13] История России в портретах с. 348[14] История Росси в портретах, Смоленск «Русич», Брянск «Курсив», 1996, с.349[15] А. П. Извольский с. 112[16] Р. Пайпс с. 221[17] А. П. Извольский с. 152[18] М. П. Бок с. 146[19] В. С. Дякин с. 122[20] А. П. Столыпин Великий реформатор или провинциальный политик? М. –«Советская Россия» Родина, №11, 1990.[21] В. Сироткин с.130-131[22] В. Сироткин с. 122




Похожие:

Крестьянская реформа начала 20 века iconЗемство в России в середине XIX начале XX века
Крестьянская реформа 1861 г открыла ряд буржуазных преобразований в России во второй половине XIX в. Правительством Александра II...
Крестьянская реформа начала 20 века iconОтмена крепостного права в России (крестьянская реформа)

Крестьянская реформа начала 20 века iconКрестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление

Крестьянская реформа начала 20 века icon1. Крестьянская Россия на рубеже веков Петр Аркадьевич Столыпин Реформа П. А. Столыпина
Начало ХХ века для Российской Империи стало, в сущности, новой эпохой. Оно ознаменовало собой время социальных и политических катастроф...
Крестьянская реформа начала 20 века iconВведение Крестьянская реформа 1861 года
Причины ограниченности крестьянской реформы, ее итоги и значение
Крестьянская реформа начала 20 века iconДокументи
1. /Русская правда, Крестьянская реформа 1861 г..doc
Крестьянская реформа начала 20 века iconПрезидиум Российской академии наук постановил
«Студенческая корпорация России конца XIX начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации»; «Еврейское студенчество...
Крестьянская реформа начала 20 века iconГубернская реформа 1775 г
Реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний...
Крестьянская реформа начала 20 века iconЗемское самоуправление в России
Крестьянская реформа 1861 г открыла ряд буржуазных преобразований в России во второй половине XIX в. Правительством Александра II...
Крестьянская реформа начала 20 века iconУниверситетская реформа в россии 80-х годов ХIХ века и ее продолжение в начале ХХ века. (Исторический аспект исследования)
Ведущая организация: Национальный исследовательский университет строительства и архитектуры
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы