Роль центрального банка icon

Роль центрального банка



НазваниеРоль центрального банка
Дата конвертации25.07.2012
Размер378,96 Kb.
ТипРеферат
Роль центрального банка


Министерство образования Российской Федерации Башкирский государственный университет Экономический факультет Кафедра экономики и управления Курсовая работа по предмету «Макроэкономика» на тему: Роль Центрального банка Выполнил: студент пятого курса заочного отделения экономического факультета БашГУ Полупанов Дмитрий Васильевич Проверила: Муратова Зухра Маратовна Уфа - 2000 СодержаниеВведение 31. Особенности возникновения и формы организации центральных банков, ихклассификация. 4 Банк Франции 4 Банк Англии. 5 Банк России 5 Классификация центральных банков 72. Сущность, функции и операции центральных банков. 10 Сущность центральных банков, их структура. 10 Функции центральных банков. Взгляды экономистов на функции центральных банков. 11 Денежно-кредитная политика центральных банков. 14 Операции центральных банков. 183. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне. 204. Центральный банк Российской Федерации. 22Заключение 27Литература 28Приложение. Организационная структура Центрального банка. 30 Введение Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживаетсерьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система,возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций,модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов. Существенные изменения происходят и в функционировании банков:повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве;расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитныеинституты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживаниявнутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимальногоразграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковскоезаконодательство в соответствии с задачами современного этапахозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральныебанки. В курсовой работе рассмотрены формы организации центральных банков, напримере Банков Франции, Великобритании и России прослеживаются два способавозникновения ЦБ. Приводится классификация центральных банков. Подробнорассмотрены роль и операции ЦБ, их функции - эмиссионного центра,валютного центра, банка банков, банкира правительства, центра денежно-кредитного регулирования экономики. Изучено международное сотрудничествоцентральных банков. Отдельный раздел посвящен функциям и роли Центральногобанка Российской Федерации в настоящее время. 1. Особенности возникновения и формы организации центральных банков, их классификация. Исторически существовали два пути образования центральных банков. Однииз них стали центральными в результате длительной исторической эволюции.Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношениявозникли сравнительно рано (в середине XIX – начале XX вв.). Так, БанкАнглии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции – в 1848 г., БанкИспании – в 1874 г. В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большоеразвитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статусакционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономическийкризис 1929 – 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденциигосударственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. былнационализирован Банк Канады, в 1942 г. – Банк Японии, в 1946 г. – БанкАнглии и Банк Франции. Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г.,центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого началабыли учреждены как эмиссионные центры. После второй мировой войны были созданы государственный эмиссионныеинституты в ФРГ – Бундесбанк (1957 г.) и Австрии – Резервный банк Австрии(1960 г.). В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своейсути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально непринадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь частькапитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50%капитала Национального банка Бельгии. Рассмотрим организационно-правовые основы центральных банков ведущихпромышленно развитых стран на примере Франции и Великобритании, а такжеБанка России. Банк Франции Во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло,был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк инационализирован. Акции были реализованы на ј наличными и на ѕгосударственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильногопадения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”. В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создатьцентральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинивсебе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован.Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы. Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя,которые назначаются президентом республики на неограниченный срок.Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляетГенеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаютсяминистром финансов. Банк контролируется казначейством и министерством финансов. Банк Англии. Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях остройпотребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредитыправительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственнообменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии былопредоставлено право размещения государственных займов, в результате чегобыла сформирована система управления государственным долгом через этотБанк. В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получилправо на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были замененыновыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотомбанкнот. После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован.Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено правоконтроля над банками. Высший орган банка – Директорат, состоящий из четырех штатныхдиректоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим изаместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительствуявляются представителями ведущих банков и концернов промышленности иторговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает втесном контакте с правительством. Банк России[1] Банк России, как приемник Государственного банка Российской империи,Народного банка РСФСР, Государственного банка РСФСР и СССР, возник сразукак государственный банк. Государственный банк Российской империи возник в 1860 году по указуимператора Александра II. Являлся банком краткосрочного коммерческогокредита и, согласно уставу, был учрежден «для оживления торговых оборотов иукрепления денежной кредитной системы». В его функции входили учетвекселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаги иностранных трат, покупку и продажу золота и серебра, получение платежейпо векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приемвкладов, выдача ссуд и покупку государственных бумаг за свой счет. С 1860по 1894 год являлся вспомогательным учреждением Министерства Финансов. С конца 80-ых годов XIX века Государственный банк Российской империиподготовил денежную реформу, которая была проведена в 1895-1898 гг. иознаменовалась введением в России золотого монометаллизма. В ходе этихреформ банк получил эмиссионное право. С принятием в 1984 году нового устава начинается второй период вдеятельности Государственного банка Российской империи. После денежногокризиса, вызванного Русско-японской войной 1905-1906 гг. онтрансформировался в банк банков. Государственный банк Российской империиявлялся крупнейшим в Европе учреждением по количеству золотого запаса.Прекратил свое существование после 7 ноября 1917 года. Народный банк РСФСР существовал с 1917 по 1920 годы. Официальнодействовал по уставу 1894 года, но фактически был вспомогательнымучреждением Наркомфина. Занимался в основном эмиссией бумажных денег. Вэпоху военного коммунизма и всеобщих безденежных расчетов его роль быласведена до минимума, и, в итоге, Народный банк РСФСР был расформирован. Государственный банк РСФСР возник в связи с объявлением новойэкономической политики 10 января 1921 года. В 1923 году после образованияСоветского Союза преобразовывается в Государственный банк СССР. Банкполучил исключительное эмиссионное право. 20 декабря 1991 года Госбанк СССРбыл расформирован, в связи с роспуском Советского Союза. Активы переданы вЦентральный банк Российской Федерации. В банковской системе нашей страны Центральный банк Российской Федерации(ЦБР, Банк России) определён как главный банк страны и кредитор последнейинстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложеныфункции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка врамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призванприводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией ивыступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, приэтом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методыуправления и только в отдельных случаях административные. Принципы организации и деятельности ЦБР, его статус, задачи, функции,полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом оЦентральном Банке и другими федеральными законами. Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральнойвласти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включаяфедеральные банки. Таким образом, Банк России - экономическая служба, органгосударственной власти. Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству,одной из функций которого[2] является проведение единой финансовой,кредитной и денежной политики. Подотчетен Банк России также законодательнойвласти, в ведении которой[3] находится также назначение и освобождение отдолжности Председателя банка. Контроль над Банком России осуществляет иПрезидент: он представляет кандидатуру Председателя банка ГосударственнойДуме[4]. В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" БанкРоссии выступает в статусе юридического лица, то есть организации, которая"имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этимимуществом"[5]. Между тем доктор юридических наук, заведующий сектором"Банковское право" Института государства и права РАН Г.А. Тосунян считает,что "имущество Банка России не отвечает признакам как имущества,принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества,принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. СобственностьюБанка России оно также не является, указанное имущество - федеральнаясобственность"[6]. Таким образом, в определении статуса Центрального банкаРФ содержатся спорные моменты. Банк России управляется Советом директоров, состоящим из 12 членов,назначаемых Государственной Думой каждые 4 года. Кандидатуру ПредседателяСовета директоров ей представляет Президент, а остальных членов – уженазначенный Председатель. Классификация центральных банков По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды: . Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах; . Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям; . Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц). Некоторые центральные банки, как отмечалось выше, были сразу образованыв качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались какакционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Доля собственности государства в капитале центрального банка являетсяважнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое взначительной степени зависит от национальных традиций и особенностейразвития банковской системы. Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США иНемецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банковпринадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является большевопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя инаходится в собственности банков и страховых компаний, является болеезависимым от государственных органов. Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка отгосударства, является процедура назначения или выбора руководства банка. Поэтому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам. Первая группа – страны, в которых руководящие органы центрального банка(Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираютсяиз предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия,Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония. Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банканазначается советом управляющих Банка, в который не входят политическиедеятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержденПрезидентом страны. К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначениипринимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральнымбанком. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банкане может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляютсобой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы отгосударства. Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, являетсястепень подробности определения в законодательстве целей и задач егодеятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельностицентрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются егополномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японииосновные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробноизложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банкаопределены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкогофедерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Крометого, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставленыследующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитногообеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этомЗаконе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политикуправительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранениюпокупательной силы денег. В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачицентрального банка сформулированы лишь в общих чертах. Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи незафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства.Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанныхна исторических документах. Четвертым фактором независимости центрального банка являетсязаконодательно установленное право государственных органов на ихвмешательство в денежно-кредитную политику. Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладаютцентральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке переданоправительству. Центральный банк является лишь консультантом и долженвыполнять решения правительства. В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония,законодательно установлена возможность государственных органов вмешиватьсяв политику центрального банка. В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательствогосударства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязанкоординировать свою политику с экономической политикой правительства. И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признакуявляются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих странотсутствует право государства на вмешательство в денежную политикуцентрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системыСША Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту. Пятый фактор независимости центрального банка – наличиезаконодательного ограничения кредитования правительства. По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии,Нидерландов и ФРГ. Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии,где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны ипредусмотрен законодательством. Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, вкоторых формально не существует ограничения объема кредитованияправительства. Это свидетельствует о большей степени зависимостицентрального банка по этому признаку от государства. В Великобритании и США распределение кредитов государствуосуществляется при участии центрального банка на открытом рынке. Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банкасвидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влияниина экономические процессы при помощи предоставленного ему закономинструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и обособой роли в денежно-кредитной системе страны. Как следует из материалов МФВ, ставка инфляции в среднем значительно нижев странах, которые имеют высоко независимые ЦБ[7]. Исследование работы ЦБряда стран за 1960-89 годы, приводит к выводу о том, что более независимыеЦБ работают с более низкой инфляционной ставкой. Кроме того, установлено исуществование обратной связи между независимостью ЦБ и инфляционнойизменчивостью[8]. Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банкагосударству, исторически между банком и правительством сложились тесныесвязи, особенно усилившиеся на современном этапе. 2. Сущность, функции и операции центральных банков. Сущность центральных банков, их структура. Эмиссионными банками являются центральные банки, наделенные правомэмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача банков, выполняющихфункции центральных, торгующих денежным товаром только среди банков и невступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственнымиединицами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетнойдеятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческимиорганизациями, ни органами государственного управления в традиционномпонимании этого слова. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими неможет располагать ни один из других банков. Это обстоятельство дает емувозможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить ихдеятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организациибанковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки ииные кредитные учреждения. Сущность центрального банка проявляется в следующих функциях: . Эмиссия и контроль денежного обращения; . Расчетный и резервный центр банков; . Управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета; . Выполнение роли «кредитора последней инстанции», «банка банков»; . Установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки центрального банка по кредитам; . Определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация; . Проведение научных исследований; . Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно- финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране; . Формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики. Наделение центрального банка указанными полномочиями позволяетобеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы.Для реализации перечисленных функций центральному банку необходимы обширнаясеть региональных учреждений и центральный аппарат. Оргструктура центрального банка представлена его основными органамиуправления, а также службами и подразделениями, каждое из которыхнаделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенныефункции (см. Приложение). В случае организации банка в форме акционерногообщества создаются характерные для него органы управления (например,ревизионная комиссия, наблюдательный совет и т.д.). Функции центральных банков. Взгляды экономистов на функциицентральных банков. Центральный банк представляет собой орган государственногорегулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссиибанкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. В современных условиях центральный банк выполняет следующие основныенароднохозяйственные функции: (большинство из них уже были называны ранее) . Эмиссионный центр страны; . Валютный центр; . Банк банков и расчетный центр; . Банк правительства; . Центр денежно-кредитного регулирования экономики. 1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что центральные банки в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось. В период золотого монометаллизма банкноты центральных банков имелидвойное обеспечение – золотое и вексельное (товарное). Так, в Англии в соответствии с системой банкнотной эмиссии, введенной в1844 г., как я уже писала ранее, Банк Англии обязан был обеспечиватьбанкноты на 100% золотом за исключением фидуциарной эмиссии, т.е.непокрытых золотом банкнот в сумме 14 млн. фунтов стерлингов. После Первой мировой войны в соответствии с денежной реформой 1925-1928гг. в стране был введен золотослитковый стандарт, т.е. банкноты БанкаАнглии обменивались на золото не в монетах, как раньше, а при условиипредъявления их на крупную сумму – на сумму, эквивалентную 400 тройскимунциям (12,4 кг), что составляло около 1700 ф. ст. Кроме того, в 1928 г. размер фидуциарной эмиссии был увеличен до 260млн. ф. ст. и предоставлено право казначейству, по согласованию с БанкомАнглии, расширять или сокращать ее размеры. В 1931 г. Англия отменила золотослитковый стандарт. В настоящее время основным обеспечением банкнот являются коммерческиевекселя, золотовалютные резервы и государственные ценные бумаги. За центральным банком как представителем государства законодательнозакреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е.общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнаннымокончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторыхстранах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но ихчеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкнотысоставляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран,поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотнаяэмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле иобеспечения ликвидности кредитной системы. Я считаю, что чем выше доляналичного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии. 2.Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечениябанкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютныерезервы. Кроме того, центральный банк осуществляет регулирование, т.е.регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы,как учетная (дисконтная) политика и валютная интервенция. И, наконец,центральный банк представляет свою страну в международных и региональныхвалютно-финансовых организациях: МВФ, Всемирном банке, Банке международныхрасчетов, Европейском союзе, ЕБРР, Европейском инвестиционном банке и др. 3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка вкредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являютсяне торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, восновном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят вцентральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов натекущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. сталиобязательными, т.е. центральный банк в административном порядкеустанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков подепозитам. В периоды напряженного положения на денежном рынке центральные банкиосуществляют кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, атакже перезалога их ценных бумаг. В последнее время взаимоотношения центрального банка с кредитнойсистемой в промышленно развитых странах претерпели значительные изменения,что связано прежде всего с проведением мероприятий по либерализации рынкакапиталов. В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитнымиучреждениями определяются следующим: во-первых, центральный банк являетсядля них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляетконтроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особуюроль как регулирующего, контролирующего, исследовательского иинформационного центра кредитной системы страны. 4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет исполнениегосударственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентомгосударства по размещение государственного долга. Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете вцентральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. Приэтом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками нацентральный банк. Следовательно, центральный банк исполняет роль банкира поотношению к государству. Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободнымиденежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции поисполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банкпринимает налоговые платежи, которые зачисляет на его текущий счет. Как агент государства по размещению государственного долга центральныйбанк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку назаймы и размещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховыхкомпаний и других участников денежного рынка. Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкираправительства, поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет такженепосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов. 5. Проведение денежно-кредитной политики, чему будет посвящен отдельныйпараграф. В современной экономической теории регулирования рыночной экономикисуществуют несколько подходов и соответственно ряд программ денежно-кредитной политики. Особо выделяются два направления – кейнсианскаядоктрина и современный монетаризм. Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мировогоэкономического кризиса 1929- 1933 гг., который выявил нестабильность«автоматического саморегулирования» рыночной экономики, как это пыталисьдоказать представители неоклассического направления экономической мысли. В 1936 году английский экономист Дж. М. Кейнс в работе «Общая теориязанятости, процента и денег»[9] выдвинул теорию дефицитного финансирования,в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечениезанятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства вэкономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментоврегулирования. Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль:она должна была обеспечить проведение политики «дешевых денег», то естьнизких процентных ставок для решения проблемы эффективного спроса – личногопотребления и инвестиций. Кейнс ратовал за дефицит государственного бюджетаи расширение денежной эмиссии центрального банка, то есть игнорировалпроблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег. Кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующимнаправлением в теории и практике государственного регулирования экономикистран Запада, особенно после Второй мировой войны. Крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляцияв середине семидесятых годов вызвали отход от кейнсианской доктрины. С середины семидесятых годов господствующим направлением экономическоймысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристскаяконцепция американского монетариста М. Фридмена[10], которая являетсятеоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики. Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системенароднохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центральногобанка – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, вчастности, проведения антиинфляционной политики. Серьезную опасность монетаристы видят в манипулировании денежноймассой, то есть в проведении «гибкой» денежно-кредитной политики, посколькупроявлению эффекта монетарных мероприятий в процессе регулирования присущезапаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом всфере производства от 5 до 21 месяца в условиях циклического кризиса, и 13-14 – при циклическом подъеме. В связи с эти монетаристы делают вывод, чтоцентральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы –не более 3-5% в год. По мнению М. Фридмена ориентация не накратковременные, а на долговременные тенденции динамики денежного обращениябудет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов ростаэкономики. Основываясь на монетаризме, неоконсерваторы выступают противантициклического регулирования рыночной экономики, поскольку, по их мнению,государственное регулирование спроса нарушает действие стихийных рыночныхсил, следствием чего является усиление инфляционных тенденций. Монетаризмвыступает за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей отсостояния конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главнаяфункция этой политики – контроль за выпуском денег в обращение всоответствии с определенным правилом, то есть уровнем, соответствующимдолговременному темпу роста экономики. Что касается политики обязательных, или минимальных резервов, то еетребования используются практически во всех промышленно развитых странах,за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Видные западныеэкономисты, как, например, американский экономист П. Самуэльсон[11],считают политику обязательных, или минимальных резервов сильно действующими мощным орудием центрального банка. Денежно-кредитная политика центральных банков. Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулированияэкономики, являющегося составной частью экономической политикиправительства, главными целями которой служат достижение стабильногоэкономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравниваниеплатежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операцийбазу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другиекредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массыв большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкнотыцентрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитнойсферы может быть успешным лишь в том случае, если государство черезцентральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операцийкоммерческих банков. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими иэкономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономическогороста. Причем она используется не как отдельный элемент регулированияэкономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансоваяполитика, политика доходов и др. Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, нонаиболее распространенными из них являются: . Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика); . Изменение норм обязательных резервов банков; . Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг; . Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.). Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общимив том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынокссудных капиталов в целом. Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленныена регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) иликредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортнойторговли). К выборочным методам относятся: . Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки); . Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др. Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая илипонижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействиена возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что всвою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровеньрыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызываясоответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянииплатежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствуетпривлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итогеактивизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностраннойвалюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курснациональной валюты. Снижение ставки приводит к противоположнымрезультатам. Изменение процентной ставки центрального банка особенно активноиспользуется в условиях нарушения равновесия платежного баланса иобострения валютных кризисов. Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, наих возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательныхрезервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств«заморожена» на счетах центрального банка и не может использоватьсякоммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаютсябанковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты побанковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширениюбанковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента. Изменение норм резервных требований, представляющее собой один изстарейших и наиболее распространенных методов регулирования (впервые он былприменен в США в 1913 г.), относится к косвенным методам регулированияденежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов. Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческихбанков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке иопределяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Нормаминимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования),их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшомгороде), институциональных различий (вида кредитного учреждения). Внастоящее время географические и институциональные различия постепенностираются. Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение:с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидностикоммерческих банков, с другой – используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространеннымметодом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытомрынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объемимеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги наоткрытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних исоответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Этоприводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудногопроцента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральныйбанк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности повыдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированиюбанковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценныхбумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционноприменяются операции центрального банка с векселями (казначейскими икоммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа ихограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставокпроцента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночнойнормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у нихкраткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставокслужат операции центрального банка с долгосрочными государственнымиобязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызываетповышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них).Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности,которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к еерыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигацийприводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажаоблигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса иповышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок.Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентныеставки через расширение или ограничение банковской наличности. В целом операции на открытом рынке различаются в зависимости от: . Условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО); . Объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами; . Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами; . Сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или на небанковском секторе рынка; . Способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком. Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узкомсмысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией ибезработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития черезрегулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы,долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена надостижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции,проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочныхпроцентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютномрынке. Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту вобмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения наиностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты.Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, топредложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, акурс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет. Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерацииосуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов,учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами,установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской систе6мы Банк Россиирефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своейучетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залогразличных активов. Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение междуразмером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценкириска; показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношениямежду активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а такжевозможности реализации активов; минимальный размер обязательных резервов,депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствамбанков; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенногопроцента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска впонятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, атакже выданные по его поручению обязательства); ограничение размероввалютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченныхдепозитов для приобретения акций юридических лиц. Банк России осуществляет функции регулирования и надзора задеятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитнойсистемы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельностьбанков. Операции центральных банков. Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в егооперациях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсовбанка и активные – операции по их размещению. Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве странявляется эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапевыпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотоеобеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжаютдействовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместноотменено официальное золотое содержание денежных единиц. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитованиикоммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов.Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот.Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другимибанковскими обязательствами; при кредитовании государства –государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота ииностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначеговоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. Вэтом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операцийбанка. Размеры пассивной операции центрального банка «эмиссия банкнот»зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерствуфинансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можносказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны поотношению к пассивным. Сказанное не означает, однако, что любая ссуда центрального банкакредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такиекредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства,открытые в центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, адепозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центральногобанка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы,зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средствагосбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственногокапитала банка. К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностраннойвалютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей(акцептованных солидными банками), казначейских векселей, государственныхоблигаций и других ценных бумаг; учетные операции – покупка центральным банком векселей у государства ибанков. покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, таккак при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которыекоммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которуюцентральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой,которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока егопогашения, образует доход банка. Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческимбанкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой,или учетной ставкой центрального банка. Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестициицентрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги.Покупка центральным банком государственных обязательств в большинствепромышленно развитых стран служит главной и даже единственной формойкредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е.предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует(например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) илиограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить вниманиена то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительнаячасть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банкомна рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государствавыступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитныеучреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки центральным банкомгосударственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковскойсистемы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Государственный долг России почти целиком образовался в результатепрямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом оцентральном банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний можетпредоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценныхбумаг. 3. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне. Впервые сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровнепроявилось при создании международного банка центральных банков – Банкамеждународных расчетов (БМР) в Базеле в 1930 г. Его организаторами былицентральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии игруппа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. Все этибанки подписали конвенцию со Швейцарией, на территории которойфункционирует банк. В настоящее время членами БМР являются центральные банки 33 стран: всех стран Западной Европы, шести стран Восточной Европы, которые вступили внего в довоенные годы и остались его акционерами, а также США, Японии,Австралии, ЮАР и др. Одной из задач БМР было облегчение расчетов по репарационным платежамГермании и военным долгам, а также содействие сотрудничеству центральныхбанков и расчетов между ними. Главная же задача Банка – координациядеятельности центральных банков ведущих промышленно развитых стран. В соответствии с Уставом БМР выполняет две главные функции: оказываетсодействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечиваетблагоприятные условия для международных финансовых операций; в качестведоверенного лица или агента проводит международные расчеты со своимичленами. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне былопродолжено после Второй мировой войны в рамках создания Европейскогоплатежного союза (1950-1958 гг.), который позволил европейским странамвозобновить товарообмен, несмотря на сохранившуюся неконвертируемостьнациональных валют. Европейский платежный союз (ЕПС) был создан для решенияспецифических задач и после их решения был распущен, т.е. представлял собойвременный компромисс в сложившихся после войны условиях в Западной Европе. Соглашение о Европейском платежном союзе подписали 17 стран. Деятельность ЕПС состояла в том, что ежемесячно проводился зачет всехплатежей стран-участниц, выводилось сальдо каждой страны, котороепередавалось Банку международных расчетов, и страны вступали уже вотношения с БМР, который выполнял роль агента или посредника в этоммногостороннем клиринге. Затем БМР осуществлял регулирование пассивных иактивных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в соответствии с ихквотами в ЕПС. Механизм Европейского платежного союза привел к перекачиванию золота идолларов из стран-должников в страны-кредиторы, в первую очередь в ФРГ. Таким образом, межгосударственное сотрудничество центральных банковосуществлялось в рамках ЕПС, что привело к значительной либерализациивнешней торговли в западноевропейских странах и введению обратимости валют.С декабря 1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением. Послепрекращения деятельности ЕПС все страны-члены ЕПС смогли избежатьдальнейшего роста дефицита платежных балансов и выплатить свои долги. И, наконец, сотрудничество центральных банков на межгосударственномуровне продолжается в рамках Европейского союза (ЕС), что представляетсобой долгосрочную стратегию, ведущую страны-участницы от элементарноготаможенного союза к сотрудничеству на более высоком уровне в рамках общейвалютной политики. 4. Центральный банк Российской Федерации. Деятельность Центрального банка РФ регулируется Федеральным законом “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принятГосударственной Думой 12 апреля 1995 г. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственностигосударства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным иисполнительным органам государственной власти. Наряду с этим Банксамостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависимот органов государственного управления экономикой. Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемойподчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения,расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации.Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся наположении местных органов Центрального банка. Таким образом, ЦБР можно представить как единую систему, имеющуюсвоеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. Наместах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или прикрупных территориальных учреждениях (национальных банках, напримерНациональный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ(центральные операционные управления). Однако эти территориальныеучреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускатьнормативные документы. Функции и задачи территориальных органов определяются специальнымПоложением, утверждаемым Советом директоров. Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируютэкономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе,организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютногоконтроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетныеоперации по бюджету и внебюджетным фондам. К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальномподразделении ЦБР, а к крупным банкам в Главном управлении по надзору задеятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждогокоммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ)- подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующейтерритории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведениюкорреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащиебанку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо датьсоответствующее поручение в виде платежного поручения или сводногоплатежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческогобанка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальномуправлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутсясчета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют отпривлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностьюосуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право вбезусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦна другие счета. Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей странавообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано наРКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этогоможет не произойти. Как уже отмечалось, в каждом РКЦ к коммерческому банку, так же как и вГлавном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдениемкоммерческим банком экономических нормативов и своевременной сдачейотчетности. В начале каждого месяца коммерческие банки сдают отчетность вРКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческимибанками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в началекаждого года - подробный отчет за прошлый год. В соответствии с законом актом основными целями деятельности БанкаРоссии являются: . защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам; . развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; . обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Во взаимодействии с Правительством России он разрабатывает и проводитединую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту иобеспечение устойчивости рубля: . монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; . устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; . осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом; . осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; . регистрируют эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральными законами; . осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; . определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; . организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно. Банк России участвует в разработке прогноза платежного балансаРоссийской Федерации и организации составления платежного баланса России. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются внеобходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Какправило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления ЦБР, в котором у нихимеется корреспондентский счет. Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций,если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь51% акций Сберегательного банка РФ, участвовать в капитале Внешэкономбанкаи Внешторгбанка РФ. В капитале других коммерческих банков и кредитныхорганизаций ЦБ России участвовать не имеет права. Получение прибыли неявляется целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд. руб.В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческомрасчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределахполученных доходов. Высшим органом управления Банка России, как было отмечено выше,является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцатьчленов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаютсяГосударственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно ито же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд(12 лет). Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу,оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения вработе. Федеральным законом от 12 апреля 1995 года установлены основные функциии операции Центрального Банка Российской Федерации. Функция проведения государственной денежно-кредитной политики поразвитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения ипокупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя этуфункцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политикиправительства и использует различные методы денежно-кредитного управлениябанковской системы, входящие в его компетенцию. Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный банквозложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежныхзнаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают вобращение после перечисления из резервных фондов в оборотные фонды банков. Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денегявляется монопольным правом Центрального банка и находится только в егокомпетенции. Выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального банка,используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денегпроизводится в размерах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется всоответствии с предусмотренными целями, она осуществляется в двух формах:деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличныеденьги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народногохозяйства и бюджета. Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансированияпортфеля ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, чтоЦБР как “банк банков” производит кредитование только банковских учреждений.Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовыхбанков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслейнародного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкамрефинансирования, установленным Центральным банком. Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляетсяустановлением маржи или предельного уровня превышения ставокрефинансирования Центрального банка. Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. Привыполнении этой функции “банк банков” устанавливает принципы организациирасчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов,этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций. Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежныесредства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этимсчетам. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализациитоваров, работ, услуг. Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетовкоммерческих банков в РКЦ Банка России. Эти счета используются для переводаденежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашейстраны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуютсячерез сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческимибанками. Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета истатистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией БанкРоссии создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовыхопераций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкамдеятельности кредитных учреждений. Важнейшие из них - правила кредитования предприятий и хозяйственныхорганизаций коммерческими банками. Правила Центрального банкапредусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременнымвозвратом предоставленных средств. Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения сналичными деньгами в хозяйствах и банках. Соблюдение этих правил имеетбольшое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращенияиздержек и ускорения оборота наличных денег. Правила бухгалтерского учета[12] отражают порядок совершенияэмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующимсчетам Центрального и коммерческих банков. Правила статистическойотчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц оработе банков применительно к участкам их деятельности. Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнениеэтой функции Банк России рассматривает пакет документов для открытия новогокредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии направо ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитнымучреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнениявозлагаемых на них обязанностей. Функция организации государственного контроля за деятельностьюкредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала ихопераций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за ихдеятельностью.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Роль центрального банка iconБанковские правоотношения и Центральный Банк дипломная работа по праву
Создание центрального банка российской федерации (банка россии) и его роль в банковской системе 6
Роль центрального банка icon1. Структура современной кредитной системы
Современная кредитная система. Роль центрального банка и коммерческого банка в кредитной системе
Роль центрального банка iconРоль центрального банка в банковской системе

Роль центрального банка iconРоль центрального банка в денежно кредитной политике государства

Роль центрального банка iconРоль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации

Роль центрального банка iconПрограмма дисциплины «Банковские системы. Роль центрального банка» для направления 080102. 65 «Мировая экономика»

Роль центрального банка iconМеханизм функционирования кредитной системы
Кредитная система. Место и роль в ней центрального банка и коммерческих банков
Роль центрального банка icon«Роль Центрального банка в регулировании денежного обращения»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Роль центрального банка iconПрограмма дисциплины «Банковские системы. Роль центрального банка» для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра

Роль центрального банка iconПрограмма дисциплины «Банковские системы. Роль центрального банка» для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы