История эстетики icon

История эстетики



НазваниеИстория эстетики
Дата конвертации25.07.2012
Размер140.58 Kb.
ТипРеферат
История эстетики


В истории эстетики стилевые направления, сменяющие одно другое,отличающиеся противоположными ориентациями, т.е. в истории искусства иэстетики наблюдается действие закона антитезы. Если искусство античности было ориентировано на разум, то искусство иэстетика средневековья – на эмоционально – мистическую сферу; еслиискусство Возрождения во многом воскрешало традиции античности ируководствовалось рассудочными поисками прекрасного, то пришедшее ему насмену барокко было во многом противоположно нормам Возрождения. Классицизми Просвещение были противоположны барокко и ориентировались на рассудок иразум. Романтизм полностью полагался на чувство. Рассматривая стилевые направления ХVIIв. (барокко, классицизм,рококо), можно убедиться как в их глубинной связи с Возрождением, так и спротивоположностью этой эпохе. Своеобразный барочный период (период крушения, упадка) можнообнаружить в любой эпохе. Так родосская скульптурная школа и искусстводиадонов были проявлением «барокко» для Древней Греции. Строительствоцезарей III u IV в.в., имевшее грандиозный и роскошный характер, такжеможет быть охарактеризовано как барочное. Готика тоже представляет собойвычурный «пламенный »стиль , т.е. каждый исторический период имеет свой пики упадок. Историческое барокко приходит на смену итальянскому ренессансу.Но и ренессанской культуре есть черты, расцветшие позднее в барокко. «Болезнь католической церкви», которая выразилась сначала ввыступлениях Савонаролы, затем в выступлениях Лютера и швейцарскихреформаторов, во многом повлияла на течение художественной жизни. Все этонанесло огромный удар по церкви. Эта духовная буря и проявилась впроизведениях Микеланджело, последователе, приверженца Савонаролы.После Микеланджело церковь сумела произвести «лояльных протестантов»,приведших к движению контрреформации. С этого момента барочное искусство,берущее начало с Сикстинской Капеллы и Пармского собора Корреджо, получаетхарактер необходимого и даже официального. Слова «иезуитское искусство» и«барокко» - почти синонимы. Барокко – дух трагедии, противоречия,стремление отдалиться от земли, искусство сомнений и неудовлетворенныхчаяний, борьба аскетизма с чувственностью, экстаз, даже истерика. До 1630-х г.г. искусство барокко находится под влиянием Микеланджело иконтрреформации. Далее оно становится более легким, даже циничным, внешне –декоративным, прославляло уже не только церковь, но и королевскую власть вне меньшей степени. Искусство барокко (так же как и его теория, не оформленная в стройнуюсистему) получило наибольшее распространение в Италии. Термин «барокко»означает силлогизм, и жемчужину необычной (странной) формы. Под бароккоподразумевалось нечто вычурное, даже уродливое. Это название было внасмешку дано эстетами XVIII в. искусству XVI и XVIIв.в. Оно былоунаследовано и художественной критикой XIXв. Считалось упадком красоты ихорошего вкуса. Поэтому до сих пор критики часто используют термин барокко,характеризуя завершение или упадок определенного стиля.
Но историческоебарокко - XVII в. Со временем термин «барокко»утерял негативный подтекст истал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке илитературе. Немецкий историк искусств Г.Вельфин рассматривал Ренессанс ибароккр как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых неможет претендовать на приоритетность. Среди теоретиков можно назвать Джамбаттисто Марино Перегрини,Эммануэле Тезауро.Неаполитанский поэт Джамбаттисто Марино Перегрини (представитель такназываемого «нового искусства») был ярчайшим представителем этогонаправления. Он сознательно противопоставлял свое творчество и своитворческие принципы Петрарке : «Поэта цель – чудесное и поражающее. Тот,кто не может удивить … пусть идет к скребнице» .Этот принцип необходимости удивления Марино считал общим для разных видовискусств. Более того, он считал, что пространственные и временные мскусствародственны. Живопись есть немая поэзия. Поэзия, – говорящая живопись. Идеясинтеза искусств (в частности, музыки и поэзии, если не считать античныхмистерий) – идея барочная. Она оказалась очень плодотворной. Благодаря ейродилась опера. Значительными в истории искусства оказались и поискисинтеза скульптуры и живописи, предпринятые Л.Бернини. Еще одним теоретиком барокко был Маттео Перегрини. Известен его«Трактат об остроумии». Он считался теоретиком «умеренного барокко» .Значительным выразителем барочных идей был итальянец Эммануэле Тезауро. Емупринадлежат трактаты «Подзорная труба Аристотеля»(1654) и «Моральнаяфилософия»(1670). Он согласен с Аристотелем в том, что искусство естьподражание природе. Но толкует это подражание иначе: «Те, кто умеют всовершенстве подражать симметрии природных тел, называются ученейшемимастерами, но только те, кто творит с должной остротой и проявляет тонкоечувство, одарены быстротой ума». Истинное в искусстве совсем не то, чтоистинно в природе. Поэтические замыслы «не истинны, но подражают истине»,остроумие создает фантастические образы «из невещественного творитбытующее». Художественная концепция барокко считает основной созидательной силойостроумие (предвосхищение романтической иронии). Во многом крушениевозрожденческих идеалов приводит к этому. Барочное остроумие – умениесводить несхожее. Оттого, что барочные мастера придавали такое большое значениеостроумию, рождается особое отношение их к метафоре, иносказанию, эмблеме,символу (более изящному, выразительному способу выражения художественногосмысла, чем средневековая символизация). В искусстве барокко метафорыпредставлены и в камне, и в слове.Барочное искусство уделяет особое внимание воображению, замыслу, которыйдолжен быть остроумным, поражать новизной. Барокко допускает в свою сферубезобразное, гротескное, фантастическое. Принцип сведения противоположностей заменяет в искусстве бароккопринцип меры (так у Бернини тяжелый камень превращается в тончайшуюдрапировку ткани; скульптура дает живописный эффект; архитектура становитсяподобной застывшей музыке, слово сливается с музыкой, фантастическоеподается как реальное, веселое оборачивается трагичным). Совмещение плановсверхреального, мистического и натуралистического впервые присутствует вэстетике барокко, затем проявляется в романтизме и в сюрреализме. Теоретическая мысль барокко отходит и от той возрожденческой мысли,что искусство (особенно изобразительное) – это наука, что оно основано назаконах логического мышления, что искусство вызвано задачами познания.Барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логикинауки. Остроумие есть признак гениальности. Художественный дар даетсяБогом, и никакая теория не в состоянии помочь его обрести. «Не теория, новдохновение рождает творения поэта и музыканта ». В эпоху барокко мировоззрение человека не только было расколото (какв эпоху Возрождения – самоутверждение и трагизм), но окончательно потерялоцельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постиглоглубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания.Не случайно в этот период, но уже во Франции, появляется такой мыслитель,как Паскаль. Он во многом не принимал рациональную парадигму и отказывалсяпризнавать мир устойчивым, жил на грани бытия и небытия, над пропастью. Паскаль ощущал связь красоты с самим воспринимающим субъектом. Онпытался соединить индивидуальность эстетического переживания с некимиобщими, объективными основами. Подчеркивал особую роль эстетическогопереживания, считал его необходимым элементом социальной жизни: «Это(красота) нечто, столь малое, что затрудняются его определить, движетземлей, принципами, армиями, всем миром. Будь нос Клеопатры короче, ликземли был бы иным». Барокко – это пышность, декоративность, величие, замысловатость,текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно былопризвано возвеличивать католическую церковь и короля.Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Не прошли даромидеи Дж. Бруно, Кампанеллы, успехи физики, астрономии.Доминирующими видами искусства выступали изобразительное – архитектура,скульптура, живопись.Стиль дворцовых построек создал абсолютизм. Дворец уже не крепость, как всредние века, а, как пишет Э.Фукс, «низведенный на Землю Олимп, где всеговорит о том, что здесь обитают боги. Обширная передняя, огромные залы игалереи. Стены покрыты сверху донизу зеркалами, ослепляющими взоры. Беззеркал не могут обойтись ни поза, ни жажда представительствования…Сады ипарки – сверкающие поляны Олимпа, вечно смеющиеся и вечно веселые».(Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994г., с.13). Искусство барокко – величие, помпезность. Одна из постоянных его тем –тема божественного государя. Юпитер и Марс наделены государевыми чертами.Античные мифы превращены в историю жизни королевской династии. «В его рукахпокоятся гром и молнии, и, сгорая от сладострастной истомы, рвутся к немубожественно прекрасные тела Данаи и Леды. От него родится новое поколение,и если блистательно возрождается век древних героев, то только благодаряему (государю)».Искусство барокко,– это, прежде всего, искусство католической религии. Барокко – порожденное кризисом Возрождения художественное направлениеXVI-XVII вв, к которому относятся Л.Ариосто, Т.Тассо (Италия), Г.Сакс,А.Грифиус, Г.Гриммельсхаузен (Германия), Лопе де Вега, П. Кальдерсон,Ф.Кеведо (Испания), Б.Джонсон, Дж.Уэбстер (Англия).Торквато Тассо (1544 - 1595) выступает как поэт и как теоретик искусства(«Рассуждение о героической поэме»). В центре его внимания теория эпопеи.Тассо опирается на Аристотеля, но в отличие от него отдает предпочтение нетрагедии, а героической поэме и строит свои концепции на ее материале.Теория, по мнению Тассо, должна выработать образец героической поэмы.Однако этот образец не заключается в каком – либо одном, даже лучшемпоэтическом произведении («Илиаде» или «Энеиде», например), он может бытьсоздан на основе теоретического изучения всех существующих поэм.В понимании сути поэзии Тассо идет от аристотелевского «мимезиса»: поэзия –подражание словом. О предмете подражания Тассо высказывает самостоятельноесуждение: в отличие от стоиков, считавших предметом поэзиидействия богов илюдей, Тассо говорит о том, что поэзия – это словесное подражание действиямчеловеческим (если поэзия и выводит богов и животных, то приписывает имчеловеческие действия). Природа и ее явления служат только побочнымиукрашениями, главное же в поэзии – человек и все человеческое. Оновозбуждает в нас приветливое участие и может служить назиданием нашейсобственной жизни.Цель поэта, согласно Тассо, идея прекрасного. Тассо говорит и овзаимоотношении полезного (практического) и незаинтересованного вэстетическом отношении искусства к действительновти: «Сличая цельнаслаждения с целью пользы, нельзя не признать, -пишет он, что перваяблагороднее второй, потому что мы желаем этой цели для нее самой и всегодругого для нее же желаем. Вот почему эта цель имеет совершенное сходство сблаженством, в котором заключена цель гражданина; сверх того она и дружна сдобродетелью, ибо возвышает природу человека». Эти положения Тассо явилисьдля эстетики переломным пунктом в решении проблемы о цели искусства. Тассоговорит о двух моментах в искусстве: о его пользе (низшее начало) инаслаждении (высшее начало).«Если поэт, поскольку он поэт, будет иметь наслаждение предметом, он неустранится от этой цели, к которой должен устремлять все свои мысли, какстрельцы свои стрелы; но поскольку он есть гражданин и член города или, покрайней мере, поскольку искусство его подчинено искусству верхомному надвсеми (Тассо имеет в виду искусство политики, управления государством,ведения гражданской жизни) – он избирает целью благородную пользу. Итак издвух целей, предполагаемых поэтом, одна, собственно, принадлежит егоискусству, другая – искусству высшему; но, взирая на собственную цель свою,да остережется он перейти в противное, ибо благородные наслаждения противнынеблагородным».Признав за художественным творчеством общественное значение, Тассо видит вэтих возможностях как бы внешнюю цель искусства, внутренняя же его цель –наслаждение – основывается на незаинтересованном отношении к объекту. Тассосчитал гражданственность необходимым свойством художника, но в сфереискусства гражданин обязан быть поэтом.Тассо – защитник в теории и проводник на практике аристотелевского принципаединства действия.Поэма должна быть похожа на сотворенный богом мир, а последний обладаетединством: «Мир, заключающий в своем лоне столько разнообразных предметов,один, одна его форма и сущность, один узел, связующий все его частиразногласным согласием: нет в нем недостатка, - и все, что ни есть, служитв нем к необходимости или к украшению: подобным образом по моему мнению, ипревосходный поэт (которыйне по чему иному именуется божественным, как потому, что в действиях своих, уподобляясь верховному художнику, становитсяпричастником его божественности) создает поэму, в которой, как в маломмире, так строятся войска, готовятся битвы на суше и на море, осаждаютсягорода, происходят единоборства, турниры, описываются голод, жажда, бури,пожары, чудеса; собираются советы на небесах и в аду; попеременно виднымятежи, раздоры, заблуждения, волшебства, подвиги, жестокости, смелости,вежливости, великодушия, любви, то счастливые, то несчастные, - и, несмотряна все это разнообразие предметов, поэма должна быть единою, единою ееформа и душа, чтобы все сии предметы друг ко другу относились, один отдругого зависели, чтобы по отнятии одной части или по перемене места онойразрушалось самое целое».Художественное произведение для Тассо – единый мир, целостный, внутреннезамкнутый, организованный, не могущий быть измененным ни в одной своейчасти без разрушения целого.Творчество поэта для Тассо – подражаниетворчеству бога. Поэт, по Тассо, как бы сотворяет свой мир:» искусствостроить поэму» походит «на разум вселенной, который есть соединениепротивоположностей, как разум музыки». Наиболее значительным и известным характером итальянского барокко былДжованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он прославлял и абсолютизм икатолицизм. Это был ченловек огромной творческой энергии, который поражалразнообразием дарований: архитектор, скульптор, декоратор, живописец,рисовальщик. Он из тех редких художников, кто прожил долгую и безбеднуюжизнь. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римскойхудожественной жизни. Его авторитет был непререкаем.С одной стороны его творчество – отражение требований церкви ( не случайноцерковь всегда покровительствовала его таланту ), с другой – оно расшириловозможности пространственных (пластических) видов искусства. С однойстороны он составил славу католического искусства, с другой – он же«развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприличнококетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век.Одна из знаменитых скульптур Бернини – Давид. Он представлен совсем по-иному, чем у Микеланджело. Там – покой, здесь – экспрессия, чувство,порывистое движение. То же отражено и на лице. Оно искажено гримасой гневаи ярости. В отличие от монументальности возрожденцев, Бернини стремится кконкретности изображения события.Действие, динамика – стержень решения композиций Бернини «ПохищениеПрозерпины», «Аполлон и Дафна». Этот художник сумел одним из первых (послеантичных скульпторов) подойти к проблеме передачи движения пространственнымвидом искусства.Особенно выразительно это представлено в его скульптуре «Аполлон и Дафна»(история Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Аполлон преследует Дафну,дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона), давшую слово сохранитьцеломудрие и остаться безбрачной. Она обратилась за помощью к богам, и богипревратили ее в лавровое дерево. Тщетно Аполлон обнимал его, назад в Дафнуоно не превратилось. А лавр стал с этих пор излюбленным растением Аполлона).Бернини удивительно точно передал момент метаморфозы тела нимфы в корни,ветви дерева. Камень передает и нежность кожи Дафны, и легкость волос, иповерхность появляющегося дерева.Бернини сумел подойти к жанру скульптурного портрета. Портрет кардиналаШипионе Боргезе передает и дряблость кожи, и атлас мантии, и характерноедвижение, чувствуется человек самоуверенный, умный, чувственный, властный.Интересно, что Бернини был автором прекрасных карикатур. Он умел схватыватьсамые броские черты человека.Бернини создал ряд замечательных так называемых парадных портретов (иногдаговорят парадно - романтических). Например, портрет Франческо д’ Эстеизображает истинного властелина, суверена. Одним из самых характерныхпроизведений Бернини в этом жанре является портрет Людовика XIVв. Даже незная, чей это портрет, можно по повороту головы, парадному одеянию, кудрямпарика догадаться, что это король. Бернини показывает наряду с величием иаристократическую спесь, пустое высокомерие, эгоизм. Э.Фукс в «Иллюстрированной истории нравов» пишет об эпохе барокко како «художественном отражении княжеского абсолютизма, художественной формулевеличия, позы, представительности… Выше монарха ни в идее, ни на практикенет никого… В лице абсолютного государя на земле шествует само божество.Отсюда великолепие, золотом сверкающая пышность, в которую облекаетсяабсолютный монарх... чопорный, до мельчайших подробностей продуманныйцеремониал, которым обставлена каждая услуга, оказываемая ему с моментапробуждения и до минуты его погружения в сон ».Интересно, что Людовик XIV не умел ни читать, ни писать. Тем не менее,отмечает Э.Фукс, когда знаменитый Ж.Б.Кольбер (министр финансов с 1665 г.)узнал, что его сын причислен к придворным Людовика, то усмотрел в этомвысшее счастье. Он обращается к Людовику так: “Сир, наша обязанностьблагоговейно молчать и ежедневно благодарить Бога за то, что Он позволилнам родиться под скипетром государя, не признающего иных границ, кромесобственной воли”. В скульптурных работах Бернини захватывают патетика чувств, зрелищноевеликолепие, живописные эффекты, сочетание разных по фактуре и по цветуматериалов, использование света. Папские надгробья – фактически театральныемизансцены, все в них создано так, чтобы вызвать шквал эмоций.Не оставил Бернини без внимания и излюбленные культовые сюжеты XVII в. –мученичества, экстазы, видения, апофеозы. Так, сюжетом его знаменитойскульптурной композиции «Экстаз святой Терезы» послужило одно из писемиспанской монахини XVI в., в котором она рассказала, как увидела ангела,посланного ей Богом.Бернини удалось передать внутреннее состояние этой монахини, чего неприходилось сделать еще никому из художников (скульптурная композициянаходится в капелле Корнаро).Творчество Бернини отличается еще и тем, что он ищет для усилениявыразительности новые приемы, обращается к синтезу искусств (скульптура иархитектура). Например, балдахин и кафедра в соборе св. Петра. Берниниизвлекает из традиционных материалов невиданные пластические эффекты.К прекраснейшим созданиям Бернини принадлежат фонтаны, исполненные огромнойдинамической силы. Здесь интересен союз скульптуры и воды. Например,знаменитый фонтан Тритон, фонтан «четырех рек». Фонтаны Бернини сталинеотъемлемой частью архитектуры Рима.Бернини остался в истории и как знаменитый архитектор. В зодчестве бароккоисчезает гармония форм, присущих архитектуре Возрождения. Вместо равновесиячастей – их борьба, контрасты, динамическое взаимодействие. Усложняетсярельеф стены, формы повышенно пластичны, как бы подвижны, они "порождают" ипродолжают друг друга. Архитектура барокко как бы втягивает человека в своепространство.К творениям Бернини относится церковь Сант Андреа аль Квиринале :фасадсловно изгибается, ограда вогнутой формы, полукруглые ступени, в основеплана церкви очертания эллипса, интерьер обходят капеллы – ниши; колонны,пилястры, скульптура видна в сложных ракурсах, что создает впечатление ихбесконечного разнообразия; интересно. Интересно и решениекупола: кессонырасположены уменьшающимися в размерах к центру, что создает иллюзиюособенной легкости купола и особой устремленности его ввысь.Очень интересно и решение «Королевской лестницы» в Ватикане. Различнымиперспективными приемами Бернини создает иллюзию ее огромного масштаба ипротяженности.Во дворце Барбенини помещения расположены анфиладой, по одной оси, и этопостепенное раскрытие, своеобразное «движение» пространства задавалоприподнято-величавый ритм праздничным церемониям.Площадь перед собором св. Петра – одно из великих творений Бернини. Двегалереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобнораспростертым объятиям», по выражению Бернини. Центр площади (ее общаяглубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют еепоперечную ось. Площадь перед собором особенно отчетливо выявляетархитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство.Он добился впечатления композиционного единства собора – здания,строившегося различными мастерами на протяжении двух столетий. Фасад соборавырастает перед идущим в момент непосредственного приближения к нему, нограндиозная площадь уже психологически настраивает человека на этовосприятие. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблемИталии XVII в. Все это вместе взятое, усиливало настроение религиозной патетики.Архитектурное творчество Бернини подтверждает эмоциональное начало.Церковь Сант – Карла знаменитого архитектора Франческо Борроминипредставляет собой со стороны фасада поистине живой организм, в нейприсутствует беспокойный ритм архитектурных форм. Она предстает какэффектное декоративное зрелище. Живописец Караваджо (1573 – 1610г.г.)- олицетворение безудержноготемперамента в живописи. Характерной чертой его творчества является типаж.В его творчестве представлены народные образы («Мученичество апостолаПетра»). Особое место в направлении барокко занимает Питер Пауль Рубенс. Этотфламандский художник многими искусствоведами относим к барочномунаправлению в искусстве. Барокко проявило себя в архитектуре (Дж.Л.Бернини), в музыке(А.Вивальди), в живописи (М.Караваджо, П.П.Рубенс), в литературе(П.Кальдерон). Внутри барокко как направления развивался ряд течений и школ:маньеризм (Италия), гонгоризм (Испания),прециозная литература (Франция,метафизическая школа (Англия), вторая силезская школа (Германия).Порожденное эпохой опустошительных войн, духовных и материальных кризисов,социальной разобщенности, барокко сменяется классицизмом, опирающемся наобщество, в котором произошла консолидация социальных сил под эгидойсильной королевской власти.Тема : Эстетика барокко. ПЛАН:1. причины появления барокко.2. История термина «барокко».3. Теоретики барокко.4. Основные принципы барокко: o особая роль остроумия o основная роль гениальности, связь ее с остроумием o ориентация на внутреннюю противоречивость бытия o субъективный характер прекрасного.5. Искусство барокко: - живопись; - поэзия; - архитектура.




Похожие:

История эстетики iconИстория эстетики
В истории эстетики стилевые направления, сменяющие одно другое, отличающиеся противоположными ориентациями, т е в истории искусства...
История эстетики iconПримерный перечень вопросов к зачёту и экзамену История эстетики как наука. Основные этапы развития эстетической мысли. «Гармония»
«Гармония», «мера»,«калокагатия» как первые эстетические категории. Категории эстетики
История эстетики iconПлан Введение Предмет эстетики сотрудников овд основные компоненты эстетики сотрудников овд заключение Список литературы Введение Актуальность данной проблемы
Овд. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Предмет эстетики сотрудника овд»
История эстетики iconЭстетика
В истории эстетики стилевые направления, сменяющие одно другое, отличающиеся противоположными ориентациями, т е в истории искусства...
История эстетики iconПоложение о проведении Межнационального областного конкурса эстетики
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения конкурса среди девушек – Межнациональный областной конкурс эстетики «Цветок...
История эстетики iconФилософия Как устроен мир идей по Платону
Литература: В. Ф. Асмус. Платон. М., 2005; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1994; Диалоги Платона...
История эстетики iconДисциплина Основы эстетики Число недель

История эстетики iconРабочая программа дисциплины «история востоковедения в россии»
Корреквизиты: «История Китая», «История Японии», «История Кореи», «история стран Восточной Азии»
История эстетики iconПояснительная записка Цифровые образовательные ресурсы (презентации) «Древнейшая история Красноярского края»
Исторические науки (история времен и народов, история религии, история культуры, история науки, археология)
История эстетики iconКоваленко александра валериевна
Оценка восприятия эстетики лица пациентами с гнатическими формами аномалий окклюзии до и после комбинированного лечения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы