Донской монастырь icon

Донской монастырь



НазваниеДонской монастырь
Дата конвертации25.07.2012
Размер144,68 Kb.
ТипРеферат
Донской монастырь


Профессиональное Техническое Училище ( 7.РЕФЕРАТпо москвоведениюТЕМА:Донской МонастырьАфонина Валерия1СМ1998 Донской Монастырь. К юго-западу от центра древней Москвы, вблизи старой Калужскойдороги, высятся стены донского монастыря. Еще сравнительно недавно куполаего соборов, церквей и колоколен были видны над низенькой застройкой улицуже при въезде на Калужскую площадь. На гравюре Бликланда(1715) Донской и вовсе стоит среди полей ирощиц. В ту пору монастырь, окруженный слободками с их низкими деревяннымистроениями, невольно напоминал маленький городок с крепостью в центре, каки полагалось средневековому городу. Теперь, когда высокие дома почти вплотную подступают к стенаммонастыря, издали, идя по Донской улице, можно видеть купола Большогособора. Зелень бульваров и скверов охватывает стены монастыря. Не толькостаринные сооружения вводят нас в иную атмосферу-старая липовая аллея,лиственницы перед западным крыльцом Большого собора, просторные лужайки,заросшие кладбище и молодые яблони в саду за настоятельским корпусом - всеэто и зимой, запорошенное снегом, и летом, озаренное солнцем, располагает кпокою и размышлениям. Донской монастырь вошел в черту города в начале ХIХ века, а впору его основания территория, где был расположен монастырь, считаласьдалеким предместьем Москвы. В конце ХVI века Москва - столица уже могущественной державы иместо, хорошо укрепленное причем с древних времен дальними форпостамимосковских укреплений были большие монастыри: Ново-Девичий, Симонов,Андроников и другие. Окруженные могучими крепостными стенами, они моглислужить опорными пунктами обороны города. Донской монастырь был последним по времени создания из этогополукольца крепостей. Он стал предмостным укреплением Калужских ворот«Скородома» - Московской крепости, воздвигнутой в 1591 году. С событий 1591 года и начинается история Донского монастыря. Время было тревожное. Страна с большим трудом приходила в себяпосле Ливонской войны, опричной тирании Ивана Грозного и голода 60 - 70-хгодов. Царствовал слабоумный Федор Иоаннович, а «правил землею рукоювеликого государя» «царского величества шурин» энергичный и честолюбивыйБорис Годунов - «муж чудного разумения», как говорили о нем современники. Именно в эту пору окончательно сформировалась оборонительнаясистема столицы Руси - Москвы. К ее историческому центру - Кремлю -примкнул Китай-город. После страшного набега хана Давлет-Гирея на Москвуремесленные районы были защищены стенами Белого города. Между тем в оборонительном полукольце монастырей-крепостей,прикрывавшем Москву с юго-запада, имелась ощутимая брешь - Калужская дорогаоставалась незащищенной . В конце июня 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул своивойска к Москве. Русские пограничные рати не сумели сдержать татар. Почтине встречая сопротивления, ханское войско двигалось на север и уже в первыхчислах июля 1591 года достигло окраин Москвы. Первая крупная стычка русскихс татарами произошла у села Битца. Она оказалась неудачной для русскогоотряда. А Москва между тем готовилась к осаде. Из стрельцов,ополченцев и московского «наряда» - артиллерии Борис Годунов сформировалзащитное войско и назначил воеводами в полки старых московских бояр,опытных полководцев, сам стал «товарищем» - заместителем воеводы Большогополка, а в другие полки Борис Годунов поставил «товарищами» своих братьев.Русское войско стало лагерем у села Котлы, а на высоком холме, междуТульской и Калужской дорогами, под прикрытием подвижной деревянной крепости- «гуляй- города» была сосредоточена наиболее мощная часть артиллерии -осадные пушки. 4 июля 1591 года Казы-Гирей, стоявший лагерем в селеКоломенском, выслал для разведки боем передовые части, которых русскиеназывали «царевичами». Они попытались пробиться к Калужским воротамЗемляного города ( на месте нынешней Октябрьской площади ), с тем чтобы,переправившись через Крымский брод, вдоль по берегу реки Москвы прорватьсяк Кремлю. На этом пути их встретили огнем русские артиллеристы. Целый деньпродолжался бой на холме, у «гуляй-города». Крымские татары отступили,готовясь повторить нападение. Чтобы быть ближе к Москве, хан разделил своиотряды на две части, и с одной из них, оставив другую под Коломенском,передвинулся на высоты Воробьевых гор. Весь город лежал перед Казы-Гиреем,как на ладони. Это обстоятельство учел Борис Годунов, когда задумывалзамечательную военную хитрость. В ночь с 4 на 5 июля 1591года Москва осветилась кострами.Они вспыхнули на башнях Кремля, Белого города и в монастырях. Москвичи-ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. «Тое ночи пошли из обозу совсеми людьми и с нарядом на крымского царя Казы- Гирея, на его станы, гдеон стоит, и на походе близко крымского царя полков учали из нарядустрелять». А в то же время около татарского стана появился богатоодетый безоружный всадник. Татары захватили его и привели к хану. «Что естьтако на Москве великий шум ?» - спросили его, угрожая пыткой. А тотответил, что «приидоша к Москве многая сила Новгородская и иных государствМосковских, прити сее нощи на тебе». «Пленника жестоко пытали... но оноставался непоколебим и твердил все одно, не изменяя ни слова». Измученные ночной схваткой и убежденные стойкостьюпленника, татары поверили ему и бежали в ту же ночь так поспешно, что«между Москвою и городом Серпуховым ... повалили много мелкого леса ипередавили несчетное множество своих лошадей и людей». На следующее утропод городом татар уже не было. Войско Казы-Гирея было перехвачено на переправе через Окуи разгромлено. Поход Казы-Гирея оказался последним походом крымских татарна русскую землю, во время которого им удалось дойти до Москвы. В столице Руси царило ликование. Разгром Казы-Гиреясравнивался с победой на Куликовом поле. Это выразилось, в частности, чтоБорис Годунов помимо денег, земель и почетного звания «слуги», которое быловыше боярского, получил в награду золотой сосуд, захваченный русскими наКуликовом поле, названный «Мамай». Политический противник Бориса - дьяк Иван Тимофеевписал, что никогда участники походов Ивана Грозного не получали столькозолотых монет и дорогих тканей, сколько раздал Борис победителям Казы-Гирея. И, наконец, чтобы увековечить свою победу, на месте «гуляй-города»основал монастырь, который москвичи в честь иконы богоматери Донской,покровительницы воинов, помещенной там в церкви, прозвали «Донской, что вобозе». Место нового монастыря было выбрано, конечно, не только длятого, чтобы увековечить победу, но и стратегически продумано. В первые годы своего существования Донской монастырь был оченьневелик. Опись 1628 года, древнейшая из сохранившихся описей монастыря,рисует нам следующую картину: «...церковь камена, а в церкви образы и свечии книги, и на колокольнице колокола и всякое церковноестроение...да...келья игуменова, да келья братцкая, да ограда деревяннаязамет на 25 прясел». Перед нами небольшая крепостца, в ней два жилых здания(кельи) и в центре - церковь. Это и есть сохранившийся до наших дней такназываемый Старый, или Малый собор Донского монастыря. Документы, точно датирующие строительство собора, нам неизвестны. И. Е. Забелин, опираясь на летописное свидетельство, приводитубедительный расчет, из которого следует, что Малый собор мог быть завершенк 1593 году. Можно предполагать, что строительство храма было начато уже в1591 году, поскольку поставленная в память о разгроме Казы-Гирея Спасскаянадвратная церковь Симонова монастыря (ныне не существует) датируется 1591-1593 годами. Кроме того, Иван Тимофеев, непосредственный участник обороныМосквы в 1591 году, именно к этому году, судя по строю его повествования,относит и основание монастыря и построение в нем храма. Бесстолпный храм-памятник, своим планом напоминающий болеедревние храмы Руси, следует представить себе без пристроенных в болеепозднее время двух боковых приделов, трапезной и колокольни, закрывающихныне до половины фасады собора и порталы на южной, северной и западнойсторонах; растесанные окна надо мысленно сузить и дорисовать сандрики надними и, наконец, вообразить себе абрис шлемовидной главы, скрытой ныне подболее поздним куполом. Эти мысленные дорисовки необходимы, чтобыпредставить суть композиционного замысла мастера, ощутить мемориальнуюособенность сооружения, слитность его объема, поразительную цельностьсилуэта. Четверик, фасады которого расчленены лопатками на три вертикальныхделения, переходит в завершающую его трехступенчатую пирамиду изкокошников, венчаемую стройным барабаном. Не только лопатки, членящие стеныхрама и трех частного пониженного алтаря, но и весьма остроумный приемразмещения уменьшающихся кверху кокошников одного над другим, а не«вперебежку», усиливают устремленность архитектурной формы к своемузавершению. Вытянутая вверх аркатура барабана - последний штрих передвертикалью креста. Перспективные порталы также имеют подчеркнутуювертикальную направленностью. Изящный по рисунку антаблемент, отделяющий четверик отверха собора, подчинен общему вертикальному построению объема. Его широкийпояс раскрепован над лопатками (точнее, пилястрами), так же как иантаблемент алтаря и белокаменный цоколь, сохранившийся, впрочем, тольколишь на алтарных выступах. Упругое движение форм здания внутри ощутимо не меньше.Лопаткам на фасадах соответствуют выступы на внутренних стенах. Эти выступыпод сводами соединены арками и создают оригинальную для ХVI века «жесткую»конструкцию, несущую свод, в котором ясно видны ступени уменьшающихся впролете арок, соответствующих среднему ряду кокошников на фасадах. Это -один из элементов своеобразного сочетания крещатого и ступенчатого сводов иодновременно декоративный прием, направляющий взор к залитому светомбарабану - центру внутренней композиции. Барабан словно вырастает из свода- переход к его круглому отверстию решен без обычных для русского зодчествапарусов. Существенные переделки в интерьере храма не смоглиисказить присущую ему внутреннюю цельность пространства. Разделяя сожалениеИ. Е. Забелина - первого исследователя Донского монастыря - о техневозвратных утратах в интерьере Малого собора (из которых исчезновениестарого иконостаса, «распространение» внутреннего объема варварскойобрубкой боковых стен, растеска первоначальных окон наиболее печальны),нельзя не отметить еще одно обстоятельство, о котором Забелин либо не знал,либо умолчал по причинам, от него не зависящим. Дьяк Иван Тимофеев в своем «Временнике» писал: «Ночестолюбивый [ Борис ] под видом веры, ради явленного тогда богом истинногочуда, на обозном месте, где стояло православное ополчение всего войска,построил новый каменный храм во имя пресвятой богородицы, по названиюДонской и устроил при нем монастырь, по виду ради богоугодного дела, а поправде - из-за своего безмерного тщеславия, чтобы прославить победой своеимя в [ будущих ] поколениях. Как и в других подобных [ поступках ] онпонят был, так и в этих, потому, что на стенах [ храма ] красками, как влетописи - что приличествовало лишь святым - изобразил подобие своегообраза». Итак, храм-памятник победе над татарами с портретомполководца внутри на стене - таково первоначальное назначение Малогособора. Исследования, проведенные в соборе в связи среставрационными работами 1930-х и 1946-1950 годов, не открыли следовфресок конца ХVI века. Возможно, живопись, редкая по своему светскомусодержанию, погибла при капитальной перестройке собора, произведенной в 70-х годах ХVI века. Фрески могли быть уничтожены и раньше, если учесть томноговековое сугубо одностороннее отношение к личности Бориса Годунова,установившееся с момента воцарения дома Романовых - соперников Годунова вборьбе за трон. Эта односторонность надолго укоренилась как официальнаяисторическая версия благодаря «мнениям, принятым в летопись бессмыслием иливраждою» ( Карамзин). Канонизация в 1606 году «убиенного царевича Дмитрия»,гибель которого связывалась с именем Годунова, - одна из причин, по которойфрески могли исчезнуть в первом десятилетии ХVII века, не оставил следа нина стенах церкви, ни в документах. Одна подробность позволяет отнести Малый собор к собственногодуновским постройкам: на территории монастыря были обнаружены обломкиплиток из светлой глины, покрытые желтой и зеленой прозрачной глазурью,типичные для конца ХVI века, когда вновь ожила древняя традиция цветныхполов, идущая еще от времен Киевской Руси. Подобными плитками был выложенпол в приделах церкви в селе Вяземы - подмосковском имении Бориса Годунова. Дьяк Иван Тимофеев, по всей вероятности, высказался вполнеточно - Старый собор Донского монастыря строил сам Борис Годунов. Этоличное приношение господу богу от удачливого правителя, снарядившего длятакого дела лучшего мастера. Малый собор Донского монастыря стоит в ряду построек своеговремени как воплощение того нового, что было накоплено зодчеством ХV -ХVI веков в преддверии бурного роста светских черт в церковной архитектурена протяжении ХVI века. Какой бы архаичный и скромной ни показалась архитектура Малогособора в сравнении с Успенским собором Аристотеля Фиораванти, АрхангельскимАлевиза Нового и с шедеврами каменного шатрового зодчества, она, посуществу, продолжение поиска нового образа храма уже в нескольких иныхисторических условиях. Признаки «обмирщения» храмового зодчества вархитектурных формах Донского собора проявились значительно сдержанней, чемскажем, в алевизовской постройке или в столпообразных храмах середины века.Но, без сомнения, есть общие черты, сближающие этот небольшой монастырскийхрамик с грандиозными зданиями, украшающими центр столицы и царскиерезиденции на Москве-реке. Здесь на первый план выступает то отмеченноеранее обстоятельство, что Малый собор - храм-памятник определенномуисторическому событию. Тонко разработанная архитектурно-конструктивнаясхема здания, включавшая элементы классического ордера, может бытьвоспринята как стремление зодчего еще теснее, логичнее увязать традиционныеформы с теми новшествами, которые его привлекли в архитектуреАрхангельского собора. Опыт создателей столпообразных храмов был имтворчески основан. Малый собор - «строение об одной главе», что крайнередко не только для монастырских соборов, но и для соборов вообще.Допустимо, что приподнятое на кокошниках одноглавое завершение соборавызвано желанием зодчего придать облику храма тот вертекализм, туцентричность, которые послужили композиционной основой для столпообразныхкаменных сооружений. Однако закономерно, что небольшие размеры собора, егобесстолпное внутреннее пространство всегда вызывали у исследователейневольные ассоциации с обликом посадских храмов Москвы, продолжавшихдревнюю псковско-новгородскую традицию. Малый собор - явление сложное и вытекающее из всего предшествующегоопыта русской школы зодчества. Сказанное о Малом соборе особеннопоказательна. Архаичность плана с трехчастным алтарем, завершающая четвериктрехступенчатая пирамида кокошников, встречающаяся в таких постройках концаХV века, как собор Ферапонтова монастыря и храм Медведевой пустыни ( близРогачева ), сочетаются с подчеркнуто декоративной обработкой фасадовприемами, почерпнутыми зодчими из архитектуры Архангельского собора вКремле. Большой собор - одна из первых попыток в зодчестве связать свое,русское художественное богадство с усвоенными уже достижениями Запада. Ядроплана собора - квадрат с четырньмя столбами и трехчастным алтарем,-напоминающая привычную для крестовокупольных сооружениий схему, получаетнеобычные добавления с севера, юга и запада в виде нескольки приплюснутыхполукружий, повторяющих размеры и абрис центральной апсиды алтаря. Стены Донского монастыря выглядят необыкновенно архаично для временисвоего создания. Переднами еще вполне традионная древнерусская крепость. Если ограда монастыря вызывает в памяти крепостные сооружения болеедревних лет, монастырские ворота отличались совершенно иным духом. От воротконца ХVII века до наших дней сохранились лишь северные, святыеворота.Святые ворота явно несут в себе скорее черты гражданского, чемцерковного понимания архитектуры.Поэтому облик Тихвинского храма 1713-1714годов, для которого северные ворота послужили своеобразным «подклетом»,сливается с ними в одно целое. Тихвинская церковь - еще один этап в развитии любимого на Руситипа храма «под колоколы» - третий ярус церкви предназначен длязвонницы.Тихвинский надвратный храм построен на средства, данные царицейПрасковией Федоровной, но имя автора, создателя церкви, до сих порнеизвестно. Многими своими деталями Тихвинская церковь напоминает Меншиковубашню - церковь архангела Гавриила, сооруженную в усадьбе ближайшегосподвижника Петра I А. Д. Меншикова. Предполагаемому зодчему Меншиковойбашни Ивану Зарудному приписывали сооружение Тихвинской церкви. Общностьстиля и сходство отдельных элементов этих двух построек давали поводподобному предположению. Древний композиционный прием - восьмерик начетверике - в сочетании с классическим ордерным декором придал проектуЕвлашева необходимую традиционность, осовременную грамотной прорисовкойордера на фасадах. Относительно скромное предложение зодчего понравилосьмонастырским властям, и строительство колокольни по его проекту началось. Строительные работы по сооружению колокольни закончились осенью1753 года, но по каким-то причинам не были завершины резьбой капители икартуши в центре фронтов второго яруса. Оформив западную стену, новая колокольня, своей высотой превзойдяТихвинскую надвратную церковь, более строгими и тяжелами формами утвердилаза бывшими «задними» воротами роль главного въезда на территорию монастыря.В трех высотных сооружениях ансамбля она заняла промежуточное место,зрительно смягчив контраст между объемами Большого собора и почти невесомыхобликом Тихвинской церкви. Высотность колокольни, ее надвратное местоположение -продолжение той традиции парадного оформления въезда, которая былаупомянута в связи с архитектурой Тихвинской церкви, и одновременноразвитие типа храма «иже под колоколы». В последнем случаи объем собственноцеркви, размещенной во втором ярусе ( при этом верх первого ярусаиспользован как гульбище ), ничем внешне не ыявлен. Он воспринимается каксостовная часть всего объема, композиционный узел в пространственном иобразном решении здания. То общее, традиционно русское, московское, что заложено в трехосновных высотных постройках ансамбля - Большом соборе, Тихвинской церкви,и западой колокольне - ярусный принцеп построения масс, наличие гульбищ, -придало этим разновременным и разновысоким зданиям легко воспринимаемуюблизость. Серьезный удар благополучию монастыря нанес указ 1764 года осекуляризации церковных земель. Впрочем, один из самых трагичных моментовчумного бунта 1771 года - убийство московского митрополита Амвросия Зертис-Каменского - связан с территорией Донского монастыря. Похоронен былАмвросий в Малом соборе. В ограде каждого русского монастыря существовализахоронения. Первыми надгробиями бывали обычно надгробия монахов инастоятелей. До сих пор неясно, почему в Донском монастыре нет ни одногонадгробия раньше начала ХVIII века. Правдо, до середины ХVII века монастырьбыл очень беден и настоятелей хоронили, вероятно, в Андреевском монастыре,к которому Донской был приписан. Правда и то, что уже в ХVIII векеучастники на кладбище стали предметом спекуляции и практичные монахи моглисрыть забытые и бедные могилы. Вероятно, потому самые ранние надгробияДонского - это надгробия грузинских царевичей - Давида (1688) и его братьевМатвея и Александра (ум. 1711). Болбшинство надгробий должны былиподдерживать некую загробную иерархию и напоминать о чинах погребенного.Были и другие эпитафии - полные неподдельного горя или грусти. Так, врельфе надгробия Е. И. Барышниковой (ум. 1806) изображен античный персонаж- старик Хронос с косой, который невольно ассоциируется со смертью. Кресты,например, как таковые встречаются здесь только в двух уникальных памятникахконца ХVIII века. Еще в двух случиях кресты так замаскированы, что их несразу разглядишь. Крест как символ веры еще встречается в скульптурепамятников, но неизмеримо чаще попадаются урны, похожие на вазу, ангелы, неотичимые от амуров, и плакальщицы, похожие на муз. Гербы на монументахэтого «благочистивого» времени бросаются в глаза. Кладбище Донскогомонастыря росло от Старого собора, и места вокруг него ( и в нем самом )традиционно считались самами аристократическими и почетными. Тип надгроьия«плакальщица с урной», у которой стоят маленькие ангелы.Тут налицо всеэлементы такого надгробия - и гений, и плакальщица( правда, довольно рассудительная ), и барельеф умершего( смещенный, однако, со своего обычного места вверху пирамиды ), и самапирамида ( но увенчанная пламенем ). Все эти надгробия очень невелики, но,не видя их в натуре, можно сильно ошибиться в размерах: они оченьмонументальны. Невдалеке от Михайловской церкви стоит одно из самыххарактерных надгробий Донского - надгробие И. И. Козлова, созданноенеизвестным автором, надгробие, бесконечно далекое от христианскойсимволики с ее загробной сущностью. Типов надгробий к концу ХVIII векаочень немного: плиты, саркофаги, отдельные колонны на некоем основании,пирамиды, подиумы с завершением урной, колонны, пересеченные квадром. Новнутри каждого типа необычайное разнообразие, и во всем некрополе Донскогомонастыря не встретить двух абсолютно одинаковых надгробий. Если саркофагии могут вызвать какие-то кладбищенские ощущения, то обелиски могли быукрашать парки, а колонны на пьедесталах - служить ограждением домов илиоснованием для фонарей и т. п. К середине ХVIII века относятся наиболее«скульптурные» саркофаги, форма которых все больше усложняется, получаясвоеобразные надстройки в виде высоких крышек с короной или картушем(наиболее характерны надгробия Фонвизиных). Постепенно начиная с середины ХIХ века кресты завоевывают себевсе больше места. Их золотом рисует на саркофагах, ставят на голгофы(водружают даже огромные распятия), прикрепляют к надгробиям-часовенкам.Часовенки - новый тип надгробий, особенно распространенный во второйполовине ХIХ века. По сути дела, с той поры в Донском не появилось ниодного сколько-нибудь значительного сооружения, если не считать упомянутыхвыше часовен и усыпальниц некрополя. В ХIХ веке Донской монастырь -откровенно официальное, богатое и влиятельное церковное учреждение. ВМоскве уже не много осталось подобных мест, где прошлое так последовательнои полно рассказывает о себе. Если не принимать во внимание самой старой постройки монастыря- Малого собора, - то остальное крупные здания комплекса возведены всеголишь за полвека (начиная с 80-х г. ХVII столетия). Для той поры, когдамногие постройки возводились десятилетиями, полсотни лет - периоднебольшой. Это, пожалуй, одно из обстоятельств, почему Донской монастырьпроизводит впечатление ансамбля, созданного по единому замыслу. В самом деле, планировочное решение комплекса, где точно вцентре квадрата, образованного крепостными стенами, главенствует Большойсобор, стилевое единство зданий, наконец, фасадное построение монастыря поотношению к двум дорогам, ведущим к нему с севера и с запада, выделяют егосреди других московских монастырей. Но значение ансамбля Донского монастыряне исчерпывается только этим. В сооружениях, его образующих, запечатленапостепенная смена принципов древнерусского зодчества новыми взглядами наархитектуру, возросшими на все более тесном знакомстве со строительнымискусством Западной Европы. Нам думается, что все этапы «европеизации»русской архитектуры в ансамбле Донского монастыря выражены достаточночетко. И эта его черта поистине привлекательна.Литература:Ю. И. Аренкова, Г. И. МеховаДонской монастырьИздательство «Искусство» Москва 1970




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Донской монастырь iconРеферат по москвоведению тема: Донской Монастырь Афонина Валерия 1см 1998 Донской Монастырь
Охватывает стены монастыря. Не только старинные сооружения вводят нас в иную атмосферу-старая липовая аллея, лиственницы перед западным...
Донской монастырь iconДонской Монастырь
К юго-западу от центра древней Москвы, вблизи старой Калужской дороги, высятся стены донского монастыря. Еще сравнительно недавно...
Донской монастырь iconПутешествия нашей семьи этим летом мы ездили по монастырям и храмам городов Тюмени и Тобольска
Иоанно Введенский монастырь г. Тобольск Установка купола над входом в Абалакский монастырь г. Тобольск
Донской монастырь iconВиртуальная экскурсия в недавно возрожденный из руин и запустения Николо-Угрешский монастырь (Московская область)
Монастырь впечатляет каждого, кто впервые посещает его своей красотой и величественностью, а пребывание на его территории осветляет...
Донской монастырь iconPage4651-issakmassaosmute1
Лев Сапега; и обложил кругом Москву и занял все монастыри и деревеньки в окрестностях, также осадил Симонов монастырь. Меж тем Сапега...
Донской монастырь iconНикольская улица
Возникновение Никольской улицы относится к XIII веку, когда на месте современной улицы появилась дорога к Кремлю и посаду из Ростова...
Донской монастырь iconДмитрий Донской

Донской монастырь iconДмирий Донской (исторический портрет)

Донской монастырь iconВысокопетровский монастырь

Донской монастырь iconИверский монастырь

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы