Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания icon

Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания



НазваниеДревние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания
Дата конвертации18.07.2012
Размер94.5 Kb.
ТипРеферат
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания


Древнего Египта Древний Египет—первое государство на Земле, первая могущественнаявеликая держава, первая империя, претендовавшая на мировоегосподство. Это было сильное государство, в котором народ былполностью подчинён правящему классу. Основными принципами, накоторых строилась верховная власть Египта, были её незыблемость инепостижимость. Определённых успехов добилась наука Древнего Египта. Активноразвивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том,что созвездие находятся на небе и днём, но делаются невидимыми в светесолнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины:различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. была установлена рольмозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце ХХI – начале ХIХ вв. до н.э. былавычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой историичасы—водяные и маленькие солнечные нашейные часики. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретён папирусдля письма, который затем получил распространение и в других государствахСредиземноморья. Папирус делали из тростника, покрывавшего огромныеплощади болотной местности в дельте Нила. Древней Месопотамии (Двуречье) В IV—III тыс. до н.э. на территории Двуречья—долине рек Тигр иЕвфрат—возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура.Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Древнейшая культура Двуречья—шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры—родоначальники всей вавилонскойкультуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создалипервые в человеческой истории поэмы – и «Золотом веке»; написали первыеэлегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры—авторы первыхи древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Ониразработали и записали первый календарь для двух сезонов (зима и лето),делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяцначинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедникавпервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная картапринадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты—лира иарфа—появились также у шумеров. Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу—этошумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи,берёт начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и довозникновения рисуночного письма здесь существовал ещё более древний способфиксации мыслей—завязывание узелков на верёвке. Со временем рисуночноеписьмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточноподробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходятк его неполному или символическому изображению. Древнейшие в миреписьменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся ксередине IV тыс. до н.э. Клинопись—это письменность, знаки которойсостоят из групп клинообразных чёрточек, они выдавливались на сырой глине.Клинопись возникла как идеогрофическо-ребусное письмо, в последствиипревратившееся в словесно-слоговое. На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800г. до н.э.,записаны произведения первой известной миру поэтессы—Энхедуанны, дочериаккадского царяСаргона. Возведённая в ранг верховной жрицы, она написала несколькогимнов в честь великих храмов и богов Земли. Древняя Индия. Индия—один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высокимуровнем культуры. На её территории обнаружено значительное количествоостатков материальной культуры, соответствующей период первобытно-общиногостроя и датируемой нижним палеолитом, мезолитом и особенно неолитом(разнообразные орудия охоты, тесла, зернотёрки, остатки тканей, черепкиразнообразных глиняных сосудов). Раскопки в долине реки Инда доказывает наличие здесь уже вIII—II тыс. до н.э. яркой и самобытной культуры. Культура Мохенджл-Даро иХараппы конца III тыс. до н.э. представлена наряду с традиционнымиорудиями труда из камня изделиями из бронза и меди (топоры, серпы, пилы,долоты, ножи, рыболовные крючки, наконечники стрел и копий). Жители этойдолины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокогоразвития и искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболеесовершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения иканализации. В городах строились двух- и трёхэтажные здания из обоженногокирпича. В глубокой древности в Индии начинает богатая и своеобразнаянаука. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность,насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков. В древнейшихисточниках, их называют веды, сохранились упоминания о агрикультуре(удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа),обработке металла (олово, меди, свинца, серебра, золота), медицине(анатомии, патологии, терапии, хирургии), геометрии (соотношение сторонпрямоугольника при построении жертвенников), шахматах. Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитиеарабской и ирано-персидской наук. Почётное место в истории математикизанимает учённый Арьяпхата, живший в V начале VI века н.э. Учённый зналзначение «пи», предположил оригинальное решение линейного уравнения. Крометого, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной.Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Болееразвита была алгебра; а понятия «цифра», «синус», «корень» впервыепоявились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиковпревзошло то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об оченьвысоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский учённыйАрьяпхата высказал идею о вращении земли вокруг своей оси, за что былгневно осуждён жрецами. Введение десятичной системы способствовало точнымастрономическим расчётам, хотя обсерваторий и телескопов у древних индийцевне было. Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел.Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов.Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня иночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали ошарообразности земли, предполагали о её вращение вокруг своей оси. Знание химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарство, духи,цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути. Древний Китай Древние китайцы уже V веке до н. э. узнали свойства прямоугольноготреугольника, в первом веке нашей эры был создан тракт «математика в 10главах», суммирующий математический закон, накопленные в Китае занесколько веков. Китайские учёные в первые в истории человечества ввелипонятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежать и многие технические изобретения:магнитный прибор, прародитель компаса (III до н. Э.), водяная мельница,машина-насос, подымающая воду на поверхность земли, первый в миресейсмограф. Активно развивалась астрономия. Уже во втором тысячиление до н. э.китайцы делили год на 12 месяцев, месяц—на 4 недели. С V века до н. э. онивели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод насозвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н. э. ими был составленпервый в мировой истории звездные каталог на 800 светил. В 28 году до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на солнце; ещёчерез 2 века астроном Чжан Хэн создал впервые в мире небесный глобус,воспроизводивший движение небесных тел. Значительных успехов добилась и медицина. В первом веке н. э. былсоставлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечениямногих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Древняя Греция Ученых Древней Греции уже не удовлетворяло представление о материикак о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов(первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. —умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов ипустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаютсяформой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. Помнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели,но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается вобъяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно безпривлечения веры в богов. Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другоефилософское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истинможет быть столько же, сколько существует людей. Представители этогонаправления— софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерныумение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включаярелигиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известнымсофистом был Протагор (480—415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть меравсех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469—399 до н.э.), однако онутверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности,но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развитиязнания Сократ считал разум. Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины.Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному иего лечению — вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создалучение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Былобразцом этического поведения — считается, что он — автор текста кодексадрев греческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основойобязательств, которые принимают врачи во многих странах при началеврачебной практики. Платон и Аристотель, оказали громадное влияние на дальнейшее развитиефилософии, а также христианской теологии. Платон (429—348 до н.э.) былучеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственнуюшколу — Академию. Сократ утверждал, что истинное знание можно получитьтолько о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинноезнание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и отом, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека,как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно ивечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей.Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи — лишь копии или отражениямира идей—невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве. Ученика Платона — Аристотеля (384—322 до н.э.) по праву называютэнциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самымразличным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике,математике. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но инатурфилософы, особенно Демокрит. Достижения прежней философии Аристотелькритически переработал, углубил и систематизировал в своей философскойсистеме. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы иматерии. Процесс развития выражается в стремлении материи к становлению,оформлению. И именно форма является тем началом, которое придаетопределенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждомсуществе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи.Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его спредметом, о методах мышления, логике. Как и Платон, он сознавал, чточеловек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всехчеловеческих поступков он признавал счастье, которое состоит восуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Аристотельоказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Новоговремени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядовДемокрита и Платона, имело последователей и материалистического, иобъективно-идеалистического направлений. В аристотелевской натурфилософии фундаментальное место занимает учениео движении. Движение он понимает в широком смысле, как изменение вообще,различая изменения качественные, количественные и изменения в пространстве. Кроме того, в понятие движения он включает психологические исоциальные изменения - там, где речь идёт об усвоении человеком знаний илиоб обработке материалов. Понятие движение включает в себя также переход изодного состояния в другое, например, из бытия в небытие. Все механические движения Аристотель делит на три вида: круговые,естественные и насильственные. Круговое движение - это самое совершенноедвижение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, ипричиной его является перводвигатель - бог, живущий за сферой неподвижныхзвёзд, где кончается материальная Вселенная. Земные же движения, где всё несовершенно и имеет начало и конец,бывают естественные и насильственные. Естественное движение- это движениетяжёлого тела вниз к центру Мира, к центру Земли, и лёгкого вверх. Этодвижение тел происходит само собой, в результате стремления тела занятьсвоё естественное место. Оно не нуждается в силах. Все остальные движенияна Земле насильственные и могут происходить только под действием внешнихсил ( в том числе равномерное и прямолинейное движение). Свой основнойпринцип динамики Аристотель формулирует так: « Всё, что находится вдвижении, движется благодаря воздействию другого».У Аристотеля мы находим также и соображения, дающие основание для,количественного определения силы. Для того чтобы лучше разобраться в сутидела р(вес тела. Рассуждения Аристотеля сводятся к следующему: силапропорциональна произведению скорости тела, к которому она приложена, наего вес, т.е. f= pv = ps/t ,где s- пройденный путь, t- соответствующее время, а v - скорость. Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное инебесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю,как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты вучении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. Аристотеля называют крёстным отцом физики: ведь название егокниги «Физика» стало названием всей физической науки. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техникиспособствовали расцвету математики, механики, астрономии, географии.Знамениты также другие ученые: Евклид (III в. до н.э.), создавшийэлементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276—194 до н.э.), довольно точноопределивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинныеразмеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в. —1-я пол. III в. до н.э.),доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; ГиппархАлександрийский (180/190—125 до н.э.), установивший точную длину солнечногогода и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; ГеронАлександрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины. Литература. 1) Н.А. Маркова «Культурология» 2) Б.В. Тураев «История Древнего Востока» 3) В.И. Кузнецов «Древний Китай» Кубанский Государственный Аграрный Университет Кафедра общей биологии и экологии РЕФЕРАТ Тема: «Древние цивилизации и их роль в появлении естество научного знания» г. Краснодар 2001 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconДревние цивилизации Америки

Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconТехнологии, их роль в туристской отрасли сущность информационных технологий; основные свойства. 2
Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в котором информация/ знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности...
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconГенезис развития теории и методики программно-методического обеспечения обучения в педагогической литературе
Истоки возникновения программно-методического обеспечения обучения уходят в глубокую древность. С развитием новой цивилизации, развивались...
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconГенезис развития теории и методики программно-методического обеспечения обучения в педагогической литературе
Истоки возникновения программно-методического обеспечения обучения уходят в глубокую древность. С развитием новой цивилизации, развивались...
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconЯпония в период с 20-х по 40-е годы
Показать, какую роль сыграла политика Японии на Дальнем Востоке в появлении новой расстановки сил
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconДревние цивилизации
Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия (Междуречье, Двуречье), сделалась колыбелью государств, принадлежащих...
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconОтношение человека к природе в начале цивилизации
В вавилоне поклонялись богу воды, древние индейцы — богу грома и солнца, многие верили в сверхъестественную связь между племенем...
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconДревние цивилизации Первые художники Земли
Мхк предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному...
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconШаманизм Все человечесике цивилизации прежили шаманизм. Шаманы
Все человечесике цивилизации прежили шаманизм. Шаманы – это не вожди, не священники, не колдуны, не мудрецы. Их роль заключается...
Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания iconПранаука предпосылки формирования научного знания
Книга «Золотая ветвь» (1890) исследует древние культы, мифы, обряды и проводит параллель с ранним Христианством
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы