Иностранные инвестиции icon

Иностранные инвестиции



НазваниеИностранные инвестиции
Дата конвертации25.07.2012
Размер241.2 Kb.
ТипРеферат
Иностранные инвестиции


I. Введение Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику являетсяодной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решитьэкономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникамкапитала необходимо стране по нескольким причинам: - экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционныхресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникамфинансирования как конкретных проектов в сфере производства, так ибюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга); - привносимые иностранными инвесторами в российскую экономикусовременные технологии способны существенно повысить конкурентоспособностьотечественного производства (что особенно важно дляэкспортноориентированных отраслей); - предприятия с иностранными инвестициями, создавая новые рабочиеместа, способствуют повышениею уровня занятости населения России и снижениюсоциальной напряженности; - конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми”российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенноезначение в борьбе с монополизмом; - в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой циклдвижения капитала будет способствовать интеграции страны в мировоехозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда. В данном реферате мы будем рассматривать формы иностранныхинвестиций, связанные с непосред-ственным привлечением иностранногокапитала (создание совместных предприятий, привлечение капитала российскимикомпаниями на рынке ценных бумаг, создание на территории Россиипредприятий, полностью принадлежащих иностранным владельцам, привлечениекапитала на основе концессий и соглашений о разделе продукции), оставляя встороне такие формы, как получение зарубежных кредитов, получениеоборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции такого рода, в своюочередь, удобно разделить на две категории: - прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль надпредприятием на территории России или активно участвует в управлении им; - портфельные, при которых участие иностранного инвестора вуправлении предприятием отсутствует или весьма пассивно (в большинствеслучаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценныхбумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежныхинвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг. Граница между этими двумя видами инвестиций довольно условна (обычнопредполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного(уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов -портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельнымиинвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие делениепредставляется вполне целесообразным. II.
Иностранные инвестиции в России - общий обзор Активная деятельность по привлечению иност-ранных инвестиций вотечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 годубыли приняты первые нормативные документы о создании и функционированиисовместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами,которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций вроссийскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей деньрегулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятыйв 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатомпринятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностраннымиинвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуютсяна территории страны равными юридическими правами и несут равныеобязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением дея-тельностив некоторых стратегических отраслях эко-номики). Процесс массовойприватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российскогорынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественнойистории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестицийв России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнеевремя, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовойбазы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлеченияиностранных инвестиций в Россию. Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьмапротиворечива. Министерство эко-номики, Центральный Банк РФ, ГоскомстатРоссии и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, даютсущественно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоватьсяданными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала вРоссию к началу 1996 года составил около 6 млрд долларов, из которых около4,8 млрд долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,2 млрд - напортфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайненеравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлялоколо 1,0 млрд долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд долларов, а ожидаемаявеличина инвестиций в 1996 году не превышает 1,2 млрд долларов. Следуетотметить, что указанный уровень иностранных вложений является (учитываямасштабы российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечениязарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годыежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиландадостигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая -25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов. Следствием незначительного объема инвестиций является малая роль ужесуществующих предприятий с иностранными инвестициями в экономике России -на их долю, по самым оптимистичным данным, приходится менее 2% общегообъема промышленного производства в России (в данном случае в их число,согласно закону “Об иностранных инвестициях”, включены предприятия, вкладыиностранных инвесторов в которые оплачены в иностранной валюте, илипредприятия, в которых иностранцам принадлежит более 50% акций (паев)). Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятныйинвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются: - высокая общая политическая нестабильность; - резкий спад производства в период с 1991 года, следствием которого,в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленнуюпродукцию и услуги; - сверхвысокая инфляция и низкая предсказуемость курса рубля поотношению к иностранным валютам; - несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и вобласти иностранных инвестиций в частности; - высокий уровень налогообложения и внеш-неторговых пошлин; - неразвитость российского рынка капиталов; - недостаток качественной инфраструктуры; - фактическое отсутствие единой государственной политики в областипривлечения иностранных инвестиций. Все эти причины приводят к тому, что в рейтингах инвестиционнойпривлекательности Россия в последние годы устойчиво занимает место вовторой сотне государств мира - потенциальных получателей иностранныхинвестиций (лидерами этих рейтингов - наиболее привлекательными дляинвесторов странами - являются в последние годы государства Юго-ВосточнойАзии). Вместе с тем уже существующая практика иностранных инвестиций вРоссии выявила определенные закономерности, которые позволяют анализироватьсложившуюся структуру вложений зарубежного капитала и прогнозироватьразвитие инвестиционного процесса в ближайшие годы. Рассмотрим для началапрактику прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.III. Прямые иностранные инвестиции в России Основными способами привлечения прямых ино-странных вложений вэкономику России являются: -привлечение иностранного капитала в пред-принимательской форме путемсоздания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежныминвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); - регистрация на территории России предприятий, полностьюпринадлежащих иностранному капиталу; - привлечение иностранного капитала на основе концессий илисоглашений о разделе продукции; - создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное наактивное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономикубывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капиталапреобладало создание совместных предприятий российских юри-дических лиц сзарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (внынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченнойответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когданедостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон,невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидностьвклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности длякрупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупныхпакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) илисоздание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестированияостаются преобладающими и в настоящее время. До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов наоснове концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широкоприменяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранныхвложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государ-ственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов ужепроводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российскихместорождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое ихосвоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г.закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем напрактике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выпол-нение нормативная база. Не получили пока должного развития в России и свободные экономическиезоны (СЭЗ). В отсутствие эакона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” вПриморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуютпрактически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтамместных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот дляинвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечениюв СЭЗ иностранных вложений. Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередьпоказывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля такихинвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК/включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатыва-ющаяи целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты смалыми сроками оку-паемости и незначительной фондоемкостью (торговля,телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничныхзданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).Безусловным лидером является топливно-энергетический комплекс - по даннымГоскомстата, в 1995 году на его долю пришлось 49,5% (522 млн долларов) отобщего объема прямых иностранных вложений в России, оцениваемого прибл. в1,05 млрд долларов. Вслед за инвестициями в ТЭК следуют вложения в сферуторговли и общественного питания (103 млн долларов - 9,8% прямых вложений),строительство (59 млн долларов - 5,6% прямых инвестиций),деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (49,5 млндолларов - 4,7%). Таким образом, эти четыре отрасли в прошлом годупоглотили почти 70% вложений иностранного капитала; при этом общий объемзарубежных инвестиций, например, в такую фондоемкую отрасль какмашиностроение и металлообработка составил лишь около 43,5 млн долларов(около 4 процентов общего объема). Такой “отраслевой перекос” не случаен - он в значительной мереотражает реальное положение сегодняшней России в международном разделениитруда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортерсырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностраннойвысоко-технологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь напотребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестицийсвидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первуюочередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокиериски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это: -крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения вРоссию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннемурынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшойчастью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет иммириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этомуразряду разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов вроссийском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, OccidentalPetroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевойпромышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовомбизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти - в областителекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West); - средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россиюсверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (какправило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), преждевсего - в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимуществаперекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущиеинвестиционному климату России; - инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежныхстранах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за еепределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также впервую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемыепроекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счетхорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактовв стране. При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторовпрактически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся внаиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущихвсем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность инеобходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническомуперевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных име-таллургических предприятий, высокая конкуренция со стороныпроизводителей из стран с более стабильной экономикой (производствовысокотехнологичной про-дукции, легкая промышленность), отсутствие частнойсобственности на землю (сельскохозяйственное про-изводство). Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых ино-странных инвестициях вРоссию налицо и террито-риальная неравномерность - по данным Госкомстата, в1995 году свыше 55 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву иМосковскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи других субъектовРоссийской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежаидет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь -внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительскимспросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край),либо в регионы с высокой плотностью экспортноориентированных предприятийТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан). Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому итерриториальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании сих не-значительным для экономики в целом объемом заставляет сделать вывод опрактически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшнейРоссии. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительноговоздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль“катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства,ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этойтенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) можетпривести к т.н. “венесуэлизации” российской экономики - структуренационального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокийтехнологический разрыв между передовыми экспортноориентированнымиотраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК,деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия иобслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-производительным производством в других отраслях, ориентированных только навнутренний спрос (все остальные отрасли). Избежать этой тенденции и добиться существенного количественногоувеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно,очевидно, путем выработки комплексной государственной про-граммы попривлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран,в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общегоулучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти: - создание реально действующей системы льгот для иностранныхинвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализациямеханизма раздела продукции и создание реально действующих свободныхэкономических зон); - четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами,а также между федеральными и местными властными структурами; - создание стабильного экономического и внешнеторговогозаконодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделупродукции; - снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов; - введение частной собственности на землю; - создание механизмов страхования иностранных инвестиций. Примером того, как нерешенность этих проблем приводит к срыву крупныхиностранных вложений, может служить неудавшаяся продажа крупного пакетаакций российской телекоммуникационной компании “Связь-инвест” итальянскомуконцерну STET в декабре 1995 года. Успешная продажа государством 25% акцийэтой холдинговой компании могла принести в федеральный бюджет 1,5 млрддолларов, сделав вложение STET крупнейшей зарубежной инвестицией в Россию.Однако неопределенная структура собственности самого АО “Связьинвест” иотсутствие механизма надежного страхования подобных вложений намеждународном рынке привела к срыву этой крупнейшей сделки. К сожалению, надо отметить, что в настоящее время реализацияперечисленных выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего.Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира запривлечение зарубежных инвестиций не позволяет, по моему мнению, ожидатьсущественного количественного роста и изменения структуры прямых зарубежныхвложений в Россию в ближайшие несколько лет.IV. Портфельные иностранные инвестиции в Россию Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов вценные бумаги наиболее эффек-тивно работающих предприятий, а также в ценныебумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с цельюполучения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор,в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” поотношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, невмешивается в управление им. Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является дляроссийской экономики важнейшей задачей. С помощью средств зарубежныхпортфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач: - пополнение собственного капитала российских предприятий в целяхдолгосрочного развития путем размещения акций российских акционерныхобществ среди зарубежных портфельных инвесторов; - аккумулирование заемных средств российскими предприятиями дляреализации конкретных проектов пу-тем размещения среди портфельныхинвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов; - пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РоссийскойФедерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценныхбумаг, эмитированных соответствующими органами власти; - эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерациипутем его конвертации в госу-дарственные облигации с последующимразмещением их среди зарубежных инвесторов. Ниже будут рассмотрены два основных потока привлекаемых в Россиюиностранных портфельных инвестиций: - вложения портфельных инвесторов в акции и облигации российскихакционерных обществ, свободно обращающиеся на российском и зарубежном рынкеценных бумаг; - вложения иностранных портфельных инвесторов во внешние и внутренниедолговые обязательства Российской Федерации, а также ценные бумаги,эмитированные субъектами Федерации. Рынок корпоративных ценных бумаг Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рыноккорпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучернойприватизации в 1992-93 гг. Приватизация впервые обеспечила рыночноепредложение акций российских промышленных предприятий для стороннихинвесторов, привлекательность вложений в которые объяснялась следующимифакторами: - ваучерная (и ранняя денежная) приватизация практически непреследовала цели получения в государственный бюджет доходов отприватизации - главной ее целью было формальное юридическое преобразованиегосударственных предприятий в акционерные общества и создание таким образомпредпосылок для возникновения в России рынка капиталов. Следствием такогоподхода явился достаточно произвольный порядок определения уставныхкапиталов новых акционерных обществ и крайне низкая цена, по которой акциибыли проданы государством (так, капи-тализация нефтедобывающего объединения“Сургут-нефтегаз” с объемом ежегодной добычи нефти свыше 33 млн тонн поцене чекового аукциона в 1994 году составила всего около 16 млн долларов).Поэтому одним из важнейших факторов, способствовавших приобретению акцийнекоторых российских АО иностранными портфельными инвесторами, былаогромная не-дооцененность этих ценных бумаг по сравнению со сходнымикомпаниями в других странах (даже с учетом странового риска России); - акции многих российских предприятий (в особенности - предприятийэкспортноориентированных отраслей) имели, с точки зрения портфельныхинвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем. Несмотря на то,что в настоящее время эти компании не могут позволить себе выплатудивидендов своим акционерам, перспектива их развития позволяетпредположить, что в будущем эти АО могут стать устойчиво прибыльными, азначит - выплачивать высокие дивиденды по своим акциям, следствием чегоявится их курсовой рост; - высокая рисковость вложений в Россию, эко-номическая и политическаянестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильностикурсов российских акций и создать возможность получения высокойспекулятивной прибыли от операций с ними. Вместе с тем высокий общий уровень рисков и почти полное отсутствиеправового регулирования рынка ценных бумаг сдерживали ориентированных навложения в Россию инвесторов. Вследствие этого первыми иностраннымифинансовыми институтами, которые стали вкладывать в 1993-94 гг. свои иклиентские средства на российском рынке корпоративных ценных бумаг, явилисьлибо отделения крупных международных финансовых компаний (Credit SuisseFirst Boston, Fleming, Pioneer), либо молодые компании, созданныеспециалистами, хорошо знакомыми с российской спецификой (Brunswick, группа“Диалог”). Специфика нарождающегося рынка ценных бумаг России способствовалатому, что страна была отнесена инвесторами к так называемым “возникающимрынкам” (emerging markets), традиционно отличающимся высокими рисками,неразвитой инфраструктурой рынка капиталов, неустойчивостью курсов ценныхбумаг. Портфельные инвестиции на таких рынках так же традиционно сопряженыс высокой вероятностью значительных убытков и потери ликвидности вложений,но, в силу неустойчивости рынка способны приносить и фан-тастические дляустойчивых рынков прибыли. Работа по портфельному инвестированию на“возникающих рынках” является весьма специфичным видом финансового бизнеса,привлекающим весьма малую и наиболее рискованную часть инвестиционногокапитала развитых стран. Именно капитал такого рода и стал в первую очередьвкладываться в акции российских акционерных обществ, образованных впроцессе приватизации. Бурный рост курсов российских акций в 1994 году, сразу послеокончания чековой приватизации (курсы многих акций выросли в период с маяпо сентябрь в несколько раз), способствовал довольно значительному притокуиностранного капитала на российский фондовый рынок. Вновь создаваемые наЗападе специальные инвестиционные фонды, предназначенные для инвестиций вроссийские акции, в течение этого года инвестировали в них, по разнымданным, от 500 до 800 млн долларов (для сравнения - общий объем иностранныхпортфельных инвестиций в Россию за 1991-93 гг. составил лишь 60 млндолларов). В этот период выявились и наиболее привлекательные для западныхпортфельных инвесторов акции российских предприятий. За весьма редкимиисключениями к ним относились: - акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятийцветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых другихсырьевых отраслей, в значительной мере ориентированных на экспорт своейпродукции, а также обслуживающих экспорт морских пароходств; - акции предприятий - национальных или региональных монополистов встратегических отраслях национального хозяйства - энергетике, телеком-муникациях и т.п. Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение привложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакетыакций которых были закреплены за государством. Причиной этого является то,что процесс обращения акций “новых АО” после завершения чековойприватизации во многом сводился к скупке их российскими финансовымигруппами, борющимися за полный контроль над приватизированнымипредприятиями. Вместе с тем практика “возникающих рынков” (полностью под-твердившаяся и в России) свидетельствует о том, что для этих рынков весьмахарактерны грубые нарушения прав мелких акционеров крупными, что приводит крезкому обесцениванию акций, принадлежащих портфельным инвесторам (которые,как правило, владеют относительно некрупными пакетами). Нахождениеконтрольного пакета акций в руках государства, таким образом, являетсясвоеобразной страховкой от подобного произвола. Указанный выше выбор активов для портфельного инвстирования был неслучаен. Во многом он повторяет логику прямых иностранных вложений в Россию- инвесторы предпочитали вкладывать средства в акции предприятий, напродукцию которых в долгосрочной перспективе существует внешний иливнутренний платежеспособный спрос, что позволяет ожидать в будущемзначительных прибылей этих АО и высоких дивидендов по их акциям. Вместе с тем многих портфельных инвесторов привлекала на российскийрынок акций в первую очередь возможность получения сверхвысоких прибылейза счет спекуляций с российскими ценными бумагами, имеющими оченьнестабильную курсовую динамику. Помимо традиционных для "возникающихрынков” рисков, в России такой нестабильности способствовал дополни-тельныйспецифический фактор. Чековая приватизация, явившаяся практически бесплатной раздачейгосударственной собственности в виде акций вновь созданных АО в частныеруки, привела к тому, что акции российских предприятий оказались лишеныодной из своих титульных функций - давая акционеру право на участие вуправлении акционерным обществом и получение части его прибыли в видедивидендов, они не являлись инструментом привлечения средств в основнойкапитал предприятия для долгосрочного развития. Даже те относительно не-значительные средства, которые были получены от продажи части акций наденежных аукционах, пошли не на прямое финансирование соответствующих пред-приятий, преобразованных в АО, а в федеральный и региональные бюджеты.Таким образом, рынок российских акций оказался практически оторван отрельного сектора, и акции во многом превратились в чисто игровой,спекулятивный финансовый инструмент. Этому способствовал и тот факт, чтоподавляющее большинство “новых АО” даже при благоприятноймакроэкономической ситуации будет в состоянии платить дивиденды по своимакциям лишь через несколько лет - таким образом, практически невозможнымбыло и определение сколько-нибудь разумной цены тех или иных акций исходяиз предполагаемых дивидендов. В силу указанных причин спекулятивные тенденции среди иностранныхпортфельных вложений в России стали фактически доминирующими - на мойвзгляд, именно они определяют лицо иностранных инвестиций в российскиеакции и по сей день. Отрыв спекулятивного рынка акций от нуждающегося винвестициях реального сектора приводит к тому, что портфельные инвестиции вакции, несмотря на свой довольно значительный объем (в 1995 году, по разнымданным, их объем составил от 600 млн до 1,2 млрд долларов - от 30 до 60процентов всех инвестиций в Россию) не оказывают практически ни-какогопрямого положительного воздействия на экономику и не выполняют своейосновной задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эф-фективныев экономическом смысле отрасли и пред-приятия. Выражением такого отрыва является также то, что российскимпредприятиям (даже из числа тех немногих, которые пытаются делать это) покане удается привлечь срдства иностранных портфельных инвесторов путемвыпуска новых эмиссий акций и облигаций, реальные денежные средства отпродажи которых пошли бы на финансирование производства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящий моментиностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий неиграют для российской экономики значительной положительной роли. Причинаэтого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении нароссийском рынке капиталов, которое создалось в результате общегоэкономического кризиса и проведения чековой при-ватизации. В связи с этимрегулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальноймировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельныхвложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельныхинвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими вэтой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями,являются: - создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы,регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок ихобращения на фондовом рынке; - правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иныхкорпоративных ценных бумаг; - создание надежной общенациональной инфра-структуры фондового рынка,открытой как для отечест-венных, так и для зарубежных инвесторов; - организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценныхбумаг, предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынкахкапиталов; - создание внутрироссийской системы кол-лективных инвестиций (впервую очередь - инвес-тиционных фондов и трастовых структур), что должнопридать рынку ценных бумаг дополнительную ста-бильность и снизить егопривлекательность для спеку-лятивного иностранного капитала. Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономическогои политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранныхпортфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестицийокажется практически потерянной для развития российской экономики. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов засчет привлечения средств зару-бежных портфельных инвесторов в выпускаемыесоответствующими органами власти долговые ценные бумаги является оченьшироко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.Существенным его преимуществом является то, что такое финансированиебюджета является неин-фляционным - это особенно важно для тех государств,которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются впроведении жесткой денежной политики. Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций вгосударственные ценные бумаги: - привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынокгосударственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило,номини-рованных в национальной валюте; - размещение государственых (муниципальных) облигаций, специальнопредназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.Такие облигации, являющиеся частью внешнего государ-ственного долга, обычнономинируются в одной из ведущих мировых валют. До последнего времени в России практически не предпринимались попыткипривлечения иностранного капитала на этот рынок. Единственным видомроссийских государственных ценных бумаг, обращавшимся на зару-бежномфинансовом рынке были т.н. облигации Внеш-экономбанка СССР и облигациивнутреннего валютного займа 1993 г., которые не несли функции привлеченияиностранных инвестиций, а были лишь юридическим оформлением валютнойкредиторской задолженности государства перед российскими и зарубежнымипредприятиями. Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигацийвнутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имеющий своей целью финансированиефедерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первыхпорах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет,существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполнеобоснован - рынок внутреннего долга является также и мощным инструментомреализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более“мобильных”, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег можетсущественно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с темсверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля поотношению к доллару и меньшая рисковость вложений в эти ценные бумаги посравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежныепортфельные инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладыватьденьги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора сроссийскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.Статистики таких скрытых вложений не существовало, но, по некоторымоценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3-5 процентов всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрддолларов. Этот фактор, а также то, что к началу 1996 года стала очевиднойнехватка средств россйских инвесторов для финансирования расходов бюджета,привел к тому, что в феврале 1996 года иностранные портфельные инвесторыбыли допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутреннихзаймов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций,призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непред-сказуемогопритока/оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизиладоходность и ликвидность таких вложений. Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольнозначительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов- по оценкам Банка России, общий объем вложений иностранцев на этом рынке кначалу августа 1996 г. составил около 14 трлн руб. Основными иностраннымиинвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего российского долга средствасвоих клиентов, являются крупнейшие зарубежные финансовые структуры -Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit Suisse и т.п. Судя повсему, доля иностранных инвестиций на этом рынке, составляющая в настоящеевремя около 10% от его объема, будет возрастать - в условиях недостаткавнутренних инвестиционных ресурсов и неразвитости внешних заимствованийРоссии зарубежные вложения на рынке ГКО/ОФЗ являются одним из основныхисточ-ников пополнения федерального бюджета. Для обеспе-чения такихвложений российские власти, очевидно, будут проводить дальнейшуюлиберализацию этого рынка, чтобы повысить его привлекательность в глазахиностранных портфельных инвесторов. В отличие от привлечения средств иностранных инвесторов на рыноквнутреннего государственного долга, усилия федеральных и региональныхвластей России по привлечению долгосрочных заемных средств на между-народном рынке ценных бумаг пока не увенчались успе-хом (выпуск специальныхгосударственных облигаций, номинированных в иностранных валютах иразмещаемых за пределами Российской Федерации, позволил бы привлекать вфедеральный бюджет средства на гораздо больший срок и под гораздо меньшийпроцент, чем на рынке облигаций внутренних займов). Однако высокий риск долгосрочных (на срок свыше одного года) вложенийдаже в государственные ценные бумаги России и тяжелое состояние российскогобюджета не позволяют пока организовать размещение таких ценных бумаг назападных рынках. Вместе с тем в настоящее время Министерством финансовРоссии ведется подготовка к выпуску первого транша т.н. рос-сийских“еврооблигаций” - долгосрочных государ-ственных облигаций, номинированных вдолларах и предназначенных для размещения на европейских финансовых рынках.Размещение этих облигаций при посредничестве крупнейших международныхинвести-ционных структур (J.Р. Morgan и SBC Warburg), очевидно, начнется в1997 году, что должно явиться началом прин-ципиально нового этапа впривлечении средств ино-странных портфельных инвесторов в российскую эко-номику. Муниципальные ценные бумаги, эмитируемые ре-гиональными властями,пока не встретили интереса со стороны зарубежных инвесторов, в первуюочередь - вследствие их меньшей по сравнению с государственными облигацияминадежностью. Единственной целена-правленной попыткой российскихрегиональных властей привлечь средства инвесторов на зарубежных рынкахкапиталов был проект выпуска “еврооблигаций” Санкт-Петербурга, о которомбыло объявлено в начале 1996 года; однако, вследствие трудностей городскогобюджета, этот проект пока существует только на бумаге. Судя по всему, опривлечении средств иностранных инвесторов в муниципальные бумагироссийских регионов можно будет говорить лишь после выхода на международныерынки государственных облигаций РФ и относительной стабилизацииэкономической ситуации в стране.V. Заключение Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечениеиностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним изнеобходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требуетзначительных нормотворческих и организационных усилий как от российскихфедеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий ифинансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на: - улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизациюэкономической ситуации и создание эффективного экономическогозаконодательства; - организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов,обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором; - выход Российской Федерации и промышленных предприятий России намеждународные рынки ценных бумаг. Однако, т.к. все эти меры требуют для реализации достаточно большоговремени, в ближайшие два-три года нынешняя, весьма неудовлетворительная дляроссийской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд липретерпит качественные изменения.




Похожие:

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,...
Иностранные инвестиции icon1. Введение. 1 Иностранные инвестиции в царской россии. 3
Экономическое же определение инвестиций можно сформулировать следующим образом: инвестиции – это расходы на создание, расширение,...
Иностранные инвестиции iconКурсовая работа На тему: «Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики»
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,...
Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в экономику России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в народное хозяйство Украины на примере сэз
Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы