Структура таланта icon

Структура таланта



НазваниеСтруктура таланта
Дата конвертации18.07.2012
Размер218.39 Kb.
ТипРеферат
Структура таланта


План1.Введение2.Определение понятй способности, одарённость, талант.3.Структура таланта Воображение как составляющая таланта Энергопотенциал в структуре таланта Талант и воля Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере5.Заключение ВведениеНесмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологамив течение долгого времени на сегодняшний день не существует единойконцепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её вполном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторыеаспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры талантаимеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решенияконкретных психолого-педагогических задач современного образования. Поэтомутема реферата «Структура таланта» представляется актуальной исвоевременной. Целью данной работы является обзор литературы посвящённой исследованиямструктуры таланта, как в психологии, так и в смежных отраслях. Так какданный вопрос исторически пришёл в психологию из философии, а так жешироко освещаем в социологии, то при написании были использованы материалыданных направлений. [1]При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношенияхпонятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятияодарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются.Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта илиодарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий длядальнейшего раскрытия проблемы.В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так илииначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в морепсихологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренныхдетей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой ичаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, чтопорой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюдаэмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить оразвитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивогоотношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.В этой связи хочется отметить работы известного психолога, докторапсихологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренныхдетей занимают видное место в русской психологии. Многие психологическиепринципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинулиН.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучилпроблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода кизучению одаренности, где он наиболее полно структурировал этопсихологическое явление.Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов:Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однакодоступ к трудам этих авторов, к сожалению, сильно ограничен. Поэтому визучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столповрусской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людейпровел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как правило,знание механики любого явления позволяет более точно судить о егопроявлениях.Определение понятий способности,одарённость,талантАнализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будетпредопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в этипонятия.Значительные трудности в определении понятий способности и одаренностисвязаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимсяк толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный","одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степеньвыраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием"талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковомсловаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо илисклонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным"используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человекхарактеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, аспособляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться,устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия"умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяетсячерез соотношение с успехами в деятельности.При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер.Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность,данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данныебогом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранныхслов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающеесяврожденное качество, особые природные способности. Одаренностьрассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словареДаля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и втолковом словаре иностранных слов.Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны,одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям.Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а,говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характерданного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности иодаренность проявляются в успешности деятельности.В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности","одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности.Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможностьуспеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетаниеспособностей (индивидуально-психологических особенностей), от котороготакже зависит возможность успеха в деятельности.[19]Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однаконаучный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, аспособности являются результатом развития задатков.Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К нимотносятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувстви движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен отрождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылкиразвития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления иразвития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков,способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, котораятребует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакиеспособности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками онне обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом илихудожником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Кэтому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех жезадатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, атакже от условий жизни и особенно воспитания. [19]Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строгоговоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются непросто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природныеособенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретеноим в процессе жизни - системы условных рефлексов.На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервнойдеятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексовзависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстротывыработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители -возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или ихсвойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамическогостереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстропереходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Болееподробно я остановлюсь на вопросе анатомо-физиологических особенностейодаренных людей в приложении № 3. Перейдем непосредственно к рассмотрениюспособностей человека, как психологических свойств личности.Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре ) и степени развития.Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешноговыполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, чтоон способен, а к чему способен, то есть указывают качество егоспособностей. По качеству способности делятся на математические,технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские,спортивные и т. д.По широте различаются:общие;специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешноговыполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К нимотносятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма умузыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя ит. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видовдеятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна ихудожнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности,распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительнаяпамять, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то жевремя самой основной способностью человека является аналитико-синтетическаяспособность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явленияв сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливаетсамую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе исоздает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдаяразличных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства,улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и,обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различныеприемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости отразнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методыобучения и овладевает педагогическим мастерством.Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешноговыполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразноесочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либодеятельности, называется одаренностью.[5]Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (кконкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются"ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найтинаиболее действенные методы формирования у людей таких способностей иповышения общей культуры и результативности труда.Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается наособенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей,одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Ноочень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ееодинаковым способом.Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей уразличных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность исамобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, всемногообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания иобучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественноесвоеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя кучащимся различные методы индивидуального воздействия.Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структурыодаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, даютопределенные основания для попытки построения некоторых новых теоретическихположений относительно динамики и организации творческого процесса,сущности творчества.[15]Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенныхвозможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности- максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всехслучаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именнотворческого подхода.Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четкопроецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений,навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся черезфункционирование стратегий планирования и решения проблем.В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующиекомпоненты:анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новыеситуации и решать новые проблемы; эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантныеориентации и их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение ицелый ряд других.[20]А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей ( Н. С. Лейтес, В.М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В. М. Русалов,И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Понамарев и многие другие ), выдвинулследующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее :доминирующую роль познавательной мотивации;исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового,в постановке и решении проблемы;возможности достижения оригинальных решений;возможности прогнозирования и предвосхищения;способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокиеэтические, нравственные, интеллектуальные оценки.[17]При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, чтоодаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственнотворческой деятельности, проявлением творчества, функционирования"творческого человека". С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Егоисследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциаласледующие составляющие:задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичностипсихических процессов;интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления,доминирование познавательных интересов;любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению ипоиску проблем;быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям. выработке эталонов дляпоследующего отбора;проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок ивыбора пути решения, адекватность действий;эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение,влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д. 'настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие,систематичность в работе, смелое принятие решений;творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать;склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональноеиспользование средств, времени и т. п. ;интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами,овладение техникой труда, ремесленным мастерством;способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих иновых специальных проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных,экстремальных ситуаций и т. п. [16]Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявлениеодаренности через:доминирование интересов и мотивов;эмоциональную погруженность в деятельность;волю к решению к успеху;общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктовдеятельности;понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможностипродуцировать проекты);многовариантность решений;быстроту решений, оценок, прогнозов;искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и этусовокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальнуюпозицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основныхпараметрах, а именно:сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип; проявление творчества; проявление интеллекта; динамика деятельности; уровни достижений; эмоциональная окраска.По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющиепризнаки.Выделим основные типы творческой деятельности:научно-логический;технико-конструктивный;образно-художественный;вербально-поэтический;музыкально-двигательный;практико-технологический;ситуативный (спонтанный, рассудительный).Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:реконструктивное творчество;комбинаторное творчество;творчество через аналогии.Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:пониманию и структурированию исходной информации;постановки задачи;поиску и конструированию решений;прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целомнаиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:медленный;быстрый;сверхбыстрый.Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собойсубъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить триусловия:желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);достичь результата высшего класса;реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики. В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности,увлеченности можно выделить три типа:вдохновенный (иногда эйфорический);уверенный;сомневающийся.Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описываетразличные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразиесочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческойодаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видамспециальной одаренности - научной, технической, педагогической,художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлениемопределенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих спецификутворчества в конкретной сфере человеческой деятельности. [16]Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками- анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями,отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не виднореального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться кработам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека)обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи сокружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновеннойоснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию иинформацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводникомвоспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется -просто сохраняется) превращение их в факт сознания.[9] Таким образом,потенциально из задатков человека может быть создано столько работающихспособностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой ичеловеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностейзависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией можетпослужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могутшевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всехостальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многиелюди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.Таким образом, способности - процесс материализации исполнительнымиорганами психики и моторики природной чувствительности и смысловотраженного в предметные конструкции.Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видовспособностей:способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы( мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на этотпроцесс);способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной,рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез -завтра сделать то- то и то-то. );способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы,удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себяизнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия сконкретными вещами и предметами).[9]Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократнос помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенныхочков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно ктворчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что впсихологии чувствительность и способности изучаются как относительносамостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека.Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий(умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менееточное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на сменутенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку,к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. Иглавная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в которомчувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы - этообъединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующихразнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в единомцелом.Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностямисоздания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни заопределенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - системаспособностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющихцелостности. Причем это новообразование одновременно действующее ипознающее: действуя - человек познает, а познавая - действует, решаетзадачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может бытьбесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем темсамым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов,безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко: ”Сущностьталанта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особыхдостоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то другихспособностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известныезадачи.” [9]Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связьсоставляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта.Поэтому я хочу остановиться лишь на основных, интереснейших, на мой взгляд. Воображение как составляющая таланта Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивнаяспособность видеть сущность параметров - их природную логику. Онокомбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти ичувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает егопредметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтомувоображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизмвоображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, врезультате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как обизвестном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когдачеловек действует, не работая практически. Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотретьновый предмет в его будущем состоянии. Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать всоответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если памятьпретендует на активность и действенность, а не является только хранилищемопыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущегосебя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такоевоображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье непросто в воображении, а действительно с помощью воображения,прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизацииработы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают: 1. новизна воспринятого “что-то”; 2. осознание его как чего-то неизведанного, интересного; 3. импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1, 9] Воображение вместе с интуицией способно не только создать образбудущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояниесовершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности коткрытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии,способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детствав связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы иситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям. 1. По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления. 2. По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью. 3. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинаетсоздавать образы в соответствии с поставленной целью и определеннымитребованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степеньсоответствия результата поставленной задаче Энергопотенциал в структуре талантаОпределение энергопотенциала, на мой взгляд, было введено в структуруталанта Игорем Акимовым и Виктором Клименко далеко не случайно. Есть в этомпонятии прямая связь с психодинамиескими концепциями личности, например сидеей Фрейда о том, что талант –это продукт сублимации либидо,разрядка психической энергии по особенным каналам, для поддержаниягомеостаза личности , в некотором роде механизм самосохранения длявысокоэнергетичной системы, «аварийный клапан».Таким образом можнопредставить талант как функциональную систему, счастливый результатсоединения компонентов личности,в которой поступающая извне по сенсорным каналам информацияперерабатываетсяблагодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.Может сложиться впечатление, что только внутренние генетические факторыпозволяют человеку быть талантливым, но оно несомненно ошибочно. Ведьглавное качественноеотличие таланта именно в его реализации в процессе деятельности. Что жепозволяет таланту реализоваться, а не оставаться просто потенциальнойвозможностью, как этобывает довольно часто у людей просто с высокими способностями? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть волю, как один изключевых элементов структуры таланта. Талант и воляС.Л.Рубинштейн, описывая природу воли применяет понятие волевого действия.Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевоедействие сформировалось у человека в процессе труда, направленного напроизводство определённого продукта . Направляясь на определённую цель,действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель,преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат егодействия. Специфически все человеческие действия являются волевыми в этомшироком смысле слова. Однако осознание единичной цели своего желания,порождённой побуждением, которая в данную минуту владеет человеком,представляет ещё очень невысокую ступень сознательности. Сознательныйчеловек приступая к действию, отдаёт себе отчёт о последствиях, которыеповлечет за собой осуществление ставшей перед ним цели, а также о мотивах,которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружитьсярасхождение между желанной целью и нежелательными последствиями илитрудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связано еёреализация. Это волевое действие в более специфическом смысле слова в силупротиворечивости действительности, а также сложной иерархии различных ичасто противоречивых побуждений человека. Этот, в принципе, частный случайдовольно распространён. Он придаёт волевому действию особую направленность.В системе установок и мотиваций талантливого человека существуютнесомненно такие,которые никогда не воспринимаются сознательно. Те же, чтополучили осознанную связь с объектом действительности зачастую оказываютсяв условиях как субъективного, внутреннего сопротивления, так исопротивления внешнего. Когда же конфликт противоречивых тенденцийоказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действиепереходит в аффективное или импульсивное действие, разрядку. Может бытьименно благодаря аффективному состоянию талант получает способностьпретворить в действительность те свои намерения, которые нам кажутсяпрактически неосуществимыми? Вероятно в некоторых случаях это происходитименно так. Но всё-таки большинство талантливых людей решали тяжелейшиезадачи благодаря долгому и упорному труду, который был возможен лишь приналичии сильных волевых качеств. Всем известно выражение “мукитворчества”, но мало кто осознаёт, что сложный волевой творческий акт также труден, как и физическое напряжение штангиста. Это в равной степениотносится и к деятельности учёного и к труду художника. Различая волевыепроцессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мыне устанавливаем никакой противоположности между чувствами, интеллектом иволей. Один и тот же процесс может быть (и обычно бывает) иинтеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфереВозвращаясь к вопросу об аффективной разрядке, как об одном из путейреализации творческого потенциала, следует отметить, что речь идёт преждевсего о эмоциональном проявлении.Любой человек как субъект деятельности, который познаёт и изменяет мир, неявляется ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, нитаким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия.Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, впредметном мире, но и воздействует на других людей, и сам испытываетвоздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков,изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с нимпроисходит и им совершается, он относится определённым образом к тому, чтоего окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляетсферу чувств, или эмоций. Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь у всех талантливых людей, чьяодарённость заключается в способности к вербализации образов или вспособности выражать их изменяя объективную действительность, т.е уписателей, поэтов, художников и др.Их отличает возможность передать другимлюдям своё эмоциональное состояние, дать другим почувствовать то, что оничувствовали, увидеть то, что они видели. Так как эмоциональная сфера генетически несомненно первоначально связана синстинктами и влечениями, а так же с установками, как сознательными, так ибессознательными, то многие тенденции предопределяющие как замысел, так исам процесс творчества, могут никогда не осознаваться человеком.Частопроцесс творчества выглядит нежданным озарением, хотя за этим состояниемскрывается долгая психическая работа.Этот же самый процесс осознания можетоказаться и сильно растянутым во времени. Например, Леонардо да Винчи, одиниз величайших художников эпохи Ренесанса писал свой знаменитый портрет МоныЛизы в течение четырёх лет, не будучи в состоянии его закончить.Учитывая тоэмоциональное напряжение, которым для Леонардо ,по словамсовременников,сопровождался процесс творчества, этот факт свидетельствует овеличайшей способности к волевой регуляции своей деятельности. Заключение Таким образом, завершая обзор структуры таланта необходимо подвести итог,ещё раз вернуться к основному вопросу- В чём закльчается сущность таланта?Вданной работе выражен подход к таланту как к особому психическомусостоянию, была сделана попытка рассмотреть этот феномен в русле чистотеоретического системного подхода.Это возможно благодаря выделению основныхпсихических процессов и состояний качественное изменение в течении которыхи порождает данный феномен.Содержательная сторона этой проблемы, несомненнозаслуживает такого же внимания как и вопросы структуры.Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления,проблемы , проблемы развития одарённых детей – каждый из этих вопросовзаслуживает отдельной работы.Последний вопрос имееет сейчас очень большоезначение.Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор какединственный, благодаря которому человечество может двигатьсявперёд.Поэтому как за рубежом так и у нас в стране разрабатываются новыепрограммы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможност какможно раньше начать реализовывать свой потенциал.Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдойтеоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена ибудут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции. Список используемой литературыАкимов И.,Клименко В., О природе таланта.т.1.,Ст.М,1994гГильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996гКоршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 79г.Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М.,Школа-пресс,1993гПроблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности.Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2т,т2.М., Педагогика,89гТеплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.-----------------------[1] См.: Гончаренко Н.В, - Гений в науке и искусстве,Акимов И., Клименко В.,- О природе таланта----------------------- СПОСОБНОСТИ МЫШЛЕНИЕ ВОЛЯ ЧУВСТВА ВООБРАЖЕНИЕ ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Структура таланта icon2. Определение понятй способности, одарённость, талант. Структура таланта
...
Структура таланта iconАнкета Участницы конкурса «Ума красоты и таланта» Фотография (2 шт)конкурсантки (прикрепить к анкете скрепкой) Требования к фото: размер 10x15
Личные достижения (в спорте, учебе, науке и т д.)
Структура таланта icon«Одаренные дети – наше достояние»
Ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки...
Структура таланта iconЛинейная структура удовлетворяет следующим требованиям
Иерархическая древовидная структура данных это структура, удовлетворяющая следующим требованиям
Структура таланта iconПоложение о проведении третьего всероссийского инновационного форума молодежи
Миссия: Создать площадку для демонстрации молодежью своего таланта, поиска единомышленников и общественной поддержки и признания...
Структура таланта iconПоложение о проведении третьего всероссийского инновационного форума молодежи
Миссия: Создать площадку для демонстрации молодежью своего таланта, поиска единомышленников и общественной поддержки и признания...
Структура таланта iconРеферат
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический...
Структура таланта iconПримеры описания метаморфических пород
Структура гранобластическая, на отдельных участках наблюдается структура замещения
Структура таланта iconТема: Структура суспільного в-ва
Галузева структура і показники, що її характеризують. Фактори, які визначають галузеву структуру
Структура таланта iconСтруктура світового господарства
Структура внутрішня будова системи та сукупність стійких зв'язків у ній, що забезпечують її цілісність
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы