Шпаргалки по истории социологии (2004г.) icon

Шпаргалки по истории социологии (2004г.)



НазваниеШпаргалки по истории социологии (2004г.)
Дата конвертации18.07.2012
Размер374,49 Kb.
ТипРеферат
Шпаргалки по истории социологии (2004г.)


Предмет и задачи социологии О. Конта. Соц-ию как позитив. науку Конт противопоставлял теологич и метафизич.спекуляциям об об-ве. С одной стор. он критиковал теологов, кот. рассматрчел как отличного от животного, считали его создан. Бога. С др. филос-метафизиков, он упрек. в том, что они поним. об-во как создание челов.разума. Соц-я по Конту наука кот. изуч. как совершенствуется разум челов. иего психика под влиян. обществ. жизни. Согласно этой концепц. индивид явл.абстракцией, а об-во – действит-ю, подчиняющ-ся естествен. законам Основыв на естственном хар-ре общетсв. явлен. Конт выступал противпереоценки роли велик людей, указ на соотв полит режима уровню развитияцивилизац. Область соц. исслед очерчивалась Контом очень широко инеопределенно, она включ те исслед. Которые выходят за пределы компетенцииназванных в его классификации наук. Будучи позитивистом, соц-ию Конт обосновывал по аналогии с точныминауками, науками о природе. По его мнению, следует отказаться от положенийкотор нельзя ни проверить ни опровергнуть, след соц-я должна изуч.Объективные законы, управляющие явлениями действительности. Для Контапозитивизм был 3высшей стадией развития сознан. чел-ва приходящ на сменутеолог и метафиз, след основным методом новой науки – наблюдение иэксперимент. Соц теория Конта включ 2самостоят части:соц. статику, соц. динамику. Соц.стат должна изуч соотношение элем-ов и факторов в системе – чел об-вовысший вид системы Динам - осмыслен проблем соц. развит и изменения. Задача нуки открытие законов развития об-ва как постоянно повторяющ связейм явлениями. Помимо описат и объясняющ функции, соц-я должна вып функ-июобоснов рацион, правильного государств и обществ порядка. След можноизбежать произвола правителей.Структурно-функцион анализ и теория действия ПарсонсаОдин из крупнейших соц-ов 20 в, стоявш у истоков стр-функ-ма. Парсонс (П)поставил перед собой задачу согласов тоер действия и понят соц системы.След П рассматр соц. действие как детерминированное соц. сист. Соц действие– отношения м/у челов и окр средой. Она вкл не только природн эл-ты, но исоц-ые напр. др людей, котор явл наиболее важн эл-ми среды. След. теор соц-действия – теор взаимодействия, в рамках котор челов приход-ся учиты нетолько свои действ, желан, но и чужие. Средва в котор функционир действиеимеет 2 границы верхнюю - предельная реальность, значения отражающ отношениндивида и об-ва к соц. отнош и их формам, смерти и рождения, добру и злу;нижнюю – физич,органич, физиологич явлен и процессы, характеризующ природучел. Нижн граница явл ресурсом для верх гр, а м/у границами – отношениякибернетического контроля. Действ и взаимод по П. Носят системн хар-р. Соцсистема совокупность 2 соц-ых деятелей, котор связ м/у собой стабильнотнош и осущ свои действия в пределах огранич среды. Соц сист имеет потребнне связ с потреб индивидов: 1. Потребн в адаптации,соотнесении со средой, и использ ее ресурсов, 2. Достиж целей стоящ передсистемой, 3. Интеграция поддерж внутр порядка и стабильн-ти 4. Выработкалатентного образца, обеспечив мотивировку для выполнения задач. Различ 3уровня абстракции в анализе соц действия: соц. система, культура иличность. Культура, котор задает предельно общую ориентацию действия ипредставл собой взаимосвяз систему общих ценностей. Личность есть системамотивив идей эмоций, интернализируемых кажд индивидом. Соц сист и личность2 самост и взаимосвяз центра, вокруг котор строится социологич описание. Помнен П. лИчность больше зависит от соц. сист, чем соц. сист от личн. Связьпрояв в существ типовых переменных котор индивид должен разрешать:1.универсализм (выбор м/у оценкой др. чел с т. зр подходящ только к немукритер.) 2. Поступки и кач-ва ( выбор м/у оценкой индивида с позицпоступков, котор он соверш и оценкой с позиц его личн кач-в) 3.Аффективность или аффективная нейтральность (выбор м/у взаимод основойкотор явл эмоцион отнош м/у индивид и взаимод основанным на практичинтересах) 4. Диффузность и специализация (выбор м/у цчастием в практиках иконцентрац на выполнен частн функций) Типовые перем универсальны, хар-ныдля всех соц систем. Становление соц-ии как науки. Осн. этапы Голландский социолог Боуман различ 4 стадии в становл соц-ии каксамостоят науки:1.Соц-я как часть общей фил-и социума, гос-ва, права о морали,сформировалась в единую этическ и религиозно-нормат. систему. Платон «Гос-во», Аристотель «Политика» изучение отдельн. институтов, гос-ва, семьи,права, проблема места человека в об-ве.2.Соц-я сближается с естественно-науч мышлен и начин изуч естественные зак-ти. Относится ко времени 16-17в. когда с одной ст, индивидуализм эпохиВозрожд и новые обществ и религ. Взгляды, с др. развитие естеств науксоздали нов. Возможности для рассмотрения об-ва и об-го строя.Представители: англ. эмпирики Локк, Юм, способствовали распрострреалистического подхода к рассмотр объектов действительности3. Соц-я сущ-ет как самостоят наука, использующ методы др. наук, преждевсего естеств. Явл продолжением 2 этапа и относ к 18в. первыми представит-ми Сен-Симон и Конт. В соц-ом мышлен господств. естеств-научн позитивизм. Кпоздним представ Маркс и Спенсер.4. Соц-я представл собой самост науку со своими методами, предмет и понят.– это новейший период развит соц-ии, хотя нет четкой грани м/у 3 и 4этапами. Самостоят хар-р науки в том, что объекты исслед. Анализир спомощью собств понятий и методов данной области науки.Др. взгляд (Франция): классич этап разв соц-ии 19-20в.1 этап.предсоциологический связ. С основат соц статистики Кетле; 2 этапинициирующий Конт введен термин соц-я, сформулир принципы нов. науки; 3школы одного фактора Лебон, Тард; 4 институциональный Дюркгейм разраб иприменил собств соц методы и процедуры, заложил основы науки как академичшколы, созда мощн научн школуПсихоаналит направл в соц-ии. Социал-я индивида по Фрейду. Теория соц. хар-ра ФроммаПсихоанализ был создан австрийским врачом З.Фрейдом. возник какпрактический психотерапевтич метод. Позже благодаря психоанализу ,сформиров понят «психотерапия» котор 1.занимает промежут место м/упсихиатрией и психолог. 2. Цель – лечен психич больных, но и активацияпрервавшегося личностного роста. Особенность психоанал – несмотря напрактич направленность, Фрейд разработ теоретич обоснование, превосходящпрактич цели ( место в истор как филос система) Центральн проблсоциолог компонента психоанализа и психоаналитич социологии явл соотношениечел. и об-ва, интересы кот наход в противоре др с др. Это и явл препятствличностн росту. Психопатолог и аномалии хар-ра, возник под влиян внешн фак-ов, возд соц среды, навязыв ребенку травмирующ импиративы. Психоанализпризнает правомерность норм, регулир соц отнош, их травмирующ эффект –незрелость детской псих-ки. Психоанализ стоит близко к микросоц-ии т.к.объект изучен взаимод внутри семьи. Эти взаимод м.б. как травматич так испособств личностн росту. Психоанализ удел особ вниман эмоцион жизниребенка. Отношен м/у ребенком и родит рассматр как важнейш условие развитияличности реб как центр фактор соц-зации (адаптац личности к социуму).Инстанции психики Я, Сверх – Я и Оно. Оно – резервуар влечений, либидотребует удовлетв всех желаний, вступ в конфл с реальн возможн. Желан могутвступ в конфл со Сверх – Я (обезличенные следы родит образов), воплощобществ нормы и ценности ( в основан образы и ценности конкретн родит),следоват интернализованные фигуры (перенесенные внутрь) вступ в конфл стребован Оно ( не всякое желан допустимо с т.зр. морали ) Я часть психичаппарата котор 1. Обеспечив адекватн восприят реальн 2. Выбир формы поведкотор согласов с треб реальн, притязаниями Оно и Сверх – Я. Психоанал –дополн социализац индивида. Здоров индив сдержив опасн для об-ва инстинкты,подчинаясь нормам и использ ср-ва не проводящ к болезнен резуль, невротик –не способен на это. В результ прохожд психоанал агрессивн и сексуальнчувства должны преврат в социальн чувства, принят соц форму. Формировинстанций психики происх до 6 лет, до того возраста когда разруш Эдиповкомплекс кажд ребен в опред период своего развит желает получить сексуальнлюбовь одного из родит ценой убийства др., но боится наказания(кастрации). Возникн соц контроля, Фрейд связыв с запретом на инцест, т.е.создание Эдипов комплекс (Тотем и Табу).Соц. хар-р ядро ст-ры хар-ра, присущ боль-ву членов культуры, в отлич отиндивид хар-ра, котор различен у людей одной кул-ры. Соц. хар-р рассматркак психолог фак-р, способств стабилизац функционир об-ва. Значение –позвол индивиду психологич безболезн-но приспособ к треб об-ва. Фроммвыделял непродуктивные (воспринимающ, эксплкататорский, накопительский,рыночный) и продуктивн типы хар-ра. В основе первых лежат негативнпсихологич мех-мы (мазохистский, садистский,деструктивн, конформистский), альтернатива им продуктивн тип хар-ра(ориентац на веру, бытие) функ-ция соц. хар-ра напралять и формиров челэнергию внутри дан об-ва во имя функционир дан. об-ваТеория соц обмена Блау.По мнению Блау процесс обмена связ с челов повед, и составл основу отношм/у индивид и группами. Он состави 4-х ступенч послед-ть ведущ отмежличностн обмена к соц-стр-ре и далее к соц изменен. Ступен 1 –межличностн обмен, 2 ступ – дифференциац статуса и власти, 3 – лкгитимациии организации, 4 оппозиции и изменения. Концепц соц обмена ограничкомплексом действий , кот зависят от вознагражд со стор др людей и которпрекращ если не следует ожидаем реакция.Налажен связи расширяются, взаимнвознагр служат укрепл и поддерж связей, при недостаточн вознагр ассоциацияслабеет и распадается. Вознагр м.б. внутренними (любовь уважение), внешними(деньги) Стороны не могут всега в равной степ вознагр др. др. в обмененерав-во след внутри ассоциации появл уровни власти.. Особ случам явлконкуренция или соц дифференциац, когда много людей стрем предложитьвознагражд. Но неизбежн дифф-ия на лидеров и сторонников создает необход-тьинтергации, что способств реинтеграции груп в ее новом диффернцируемстатусе. 2 Типа соц организац 1. Эмерджентные гр ( возник в проц обмена иконкуренц) 2. Гр создан для достиж конкр целей (произ-во товаров, участие всоревнован) В обоих тапах орг-ии есть лидир и оппозиц гр.Связующ ме-ом в сложн соц стр-ах явл нормы и ценности. Один из член грформир и согласов гр норму и получ вознагр за сохран стаб-ти. След гр иколлект вступ в обмен отношен с индивидом. Предложил множ-во примеровотнош по типу колл-индивид. Пример опосредов обмена явл организованнаяобаготворит-ть . Ценностн стереотипы рассматр как опосредующ соц жизнь в 2значен:1.Ценностн контекст-ср-во формирующ соц отношен 2. Обществ ценностиопосредуют связи в соц асоц. 4 типа цен выполн различ ф-ии:1.партикуляристские ср-во итеграции и опора солидарности, объед индивид наоснове межличн отношен.2.универсалистские, стереопипы определяющсравнительн ценность, расшир возможн косвен обмена. 3. Легитимный авторитетсистеме ценностей преоставл некотор людям( директорам, президен)большевласти, чем др. 4. Оппозиционные цен. позвол распростр ощущеннеобходимости перемен, узаконив оппозицию. Изуч центростремит и центробежнсилы внутри больших соц объед и утв что расшир теор соц обмена досоциетального уровня.4. Понятия соц функ и соц факта у Дюркгейма. «Социологизм»Осн раб: «Правила социологического метода» (1985), «Самоубийство. Соц этюд»Социальный факт «Социальные факты следует рассматривать как вещи» Эти фактыи явл предметом соц-ии.Соц факт – это «любой вид действия, зафиксированныйили нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющийсобственное существование, независимое от индивидуальных проявлений» (напр,законы и обычаи, религия, язык, денежная система). Социальная функция. Дсчитал, что функция соц явления или института состоит в том, чтобыустановить связь между институтом и определенной им потребностью обществакак целого. Например, найти функцию разделения труда означает поискпотребности, которую она удовлетворяет.Концепция социологизма. С целью понимания дюркгеймовского «социологизма» вэтом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта«социологизма», можно выделить несколько исходных теоретических позиций.1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая2. Общество – реальность особого рода, которая не сводится у другим ее видам. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается разнородность этих реальностей. Например. «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание – коллективное сознание».Следует особо отметить, что «социологизм» Д (в онтологическом плане) несводился только к утверждению наличности и автономии социальной реальности.Он утверждал и обосновывал приоритет социальной реальности по отношению киндивидуальной, а также ее исключительное значении в детерминациичеловеческого сознания и поведения.По Д, общество представляет собой более богатую и более «реальную»реальность, чес сам индивид. Общество у Д доминирует над индивидом, создаетего и является источником всех высших ценностей. Это характерная черта«социологизма» получила в истории социологии название «социальный реализм».Из онтологического аспекта дюркгеймовского «социологизма» вытекалисоответствующие методологические принципы познания социальной реальности.Он настаивает на применении в социологии методов познания, аналогичныхметодам естественных наук. Социологизм Дюркгейма в методологическом планехарактеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подходак социальным явлениям, требованием объяснять социальное другими социальнымиявлениями.Теория коммуникативного действия Хабермаса.Осн работы: «Теория коммуникативной компетентности» (1984) «О логике соцобеспечения» (1990).Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идеясоциальной эволюции и, одновременно, перспективу оформления собственнойоригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теориякоммуникативного действия. Исходным и центральным пунктом этой конц явлкатегор «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции.«Жизненный мир» определяется Хабермасом как горизонт значений, которыйсоставляет основание жизненного опыта индивида. Целью теориикоммуникативного действия является описание развертывания «жизненного мира»в эволюционной перспективе. Социальная эволюция, по Хаб, состоит в развитиикогнитивных способностей человека. Выделяемые Ю Хаб пять стадий социальнойэволюции: мифопоэтическая, космологическая, религиозная, метафизическая,современная – есть способы миропонимания. Методол аспекттеоркоммуникативного действия разрабат Хаб в книге «Знания и интересы».Эволюц жизненного мира приводит к возник ряда способов познания, каждый изкоторых, становится особой «идеологией», искажающей коммуникацию.Субъективная структура «жизненного мира», формирующаяся вокруг личности(самоидентичности) человека, служит источником эмансипационного интереса.Этот интерес приводит к появлению «критического знания», моделью которогорассматривается исторический материализм и концепция психоанализа З.Фрейда.Итак, теория Хабермаса представляет собой попытку соединения двух подходов– теории социального действия и теории социальной структуры. Вконцептуализации действия Хаб допускает двойное упрощение, сводя действие квзаимод-ю и рассматр любое взаим-ие как эквивалент «коммуник действия». Оннигде так и не определяет ясно и четко механизма эволюционных изменений,относительная постоянность государственной природы также находится вне поляего зрения. Политическая сфера сводится им к простым коммуникативнымсвязям, основной проблемой которых видится «искажение восприятия».Д. Мид как основоположник символического интеракционизма.Осн раб: «Разум, Я и общество» (1934) Методол основ его подхода всоциологии был прагматизм. Эволюцию он рассматр как процесс осознания ирешения пробл, а научный метод – как развивающееся в ходе эволюц процессасамосознание. Признаками чел, развившимися в ходе эволюции, Мид считалумение мыслить абстрактно, самосознание, целенапр и нравств повед..Об-во – это продолж процесс и состоит оно из соц актов. По Миду, соц акт –это взаим-ие, включ двух или более индивидов, между которыми существуетразделение труда. Вклад различных индивидов координ т о, чтобы достичьцелей, приносящих определенное удовлет кажд участнику. координир действиелюдей отличается большой степенью гибкости. Участники планируют свойсоциальный акт в контексте постоянного приспособ др к дрРеализация соц акта – процесс коммуникативный: взаимод всех типовразвиваются в процессе взаимного приспособл участников др к др. Взаимнаяориентация возникает и поддерживается в ходе постоянного обмена жестами.Жесты – это любые воспринимаемые движения, показывающие другой стороневнутренние ощущения или намерения первой.Жест, имеющий одно и то же значение для двух и более людей, - это значимыйсимвол, а язык и состоит из таких конвенциональных звуков. Те, кто занятсовместной деятельностью, постепенно создают мир общения, облегчающий ихпоследующее сотр-во.При изучении процессов коммуникации Мид предлагал пользоваться концепциямиимпульса, восприятия, манипуляции и консуммации.Импульс – некое нарушение, дефицит приспособления между организмом исредой, представление о трудной задаче, которая должна быть выполнена.Консуммация – устранение нарушения, беспорядка.М/у этими конеч точками акта нах-я восприятие и манипуляция. Один из главнпунктов дискуссий прагматистов – это хар-р мышл. По Миду, мыш – это формаповедения, происход когда деят-ть прервана. Перерыв может быть вызванвнешним препятствием, или отсутствием необходимых объектов. Когда актзаблокирован, имеет место большое количество вторичных приспособлений,включая экстренную мобилизацию (эмоцию) и сознательную рефлексию. С помощьюэтих процессов приостановленный акт может быть в конце концов завершен.Наиб знач достиж Д. Мида счит его теория «Я». «Я» - это не только чье-тотело, но и воспринимаемый объект. Поскольку большинство актов являютсякомпонентами более масштабных взаимодействий, люди, участвующие в них,взаимозависимы, - импульсы одного не могут быть полностью воплощены безсотрудничества коллег.Обобщая его концепцию,Мид использует термин «Я» в трех значениях:как восприним предмет, формир чел в конкретном историч контексте;как процесс самоконтроля;как личность человека. Соц-ия, Мид подчерк два важных контекста, в кот онапроисходит. Один – это игра-подражание, когда дети принимают на себяопределенные роли и имитируют людей, которых они знают: мать, почтальона,продавца. Но счит Мид, эффективн самоконтроль вырабат в ходе игры-состязания или в любом таком виде деят-ти, при кот треб колл согласовдействия. В состязаниях ответы других организованы, а деятельностьпроисходит в соответствии с правилами.«Система социологии» П. Сорокина, ее значение для отеч и мировойсоциологии.Исслед выд 4 осн этапа соц деят-ти Сорокина: первый – российский (1905-1920) – создание позитивистской модели социологии на бихевиористскойоснове. Гл раб: «Преступление и кара: подвиг и награда» (1913); вт – раннийамериканский (1920-1930) – соц бихевиоризм, теор соц стратификации, соцмобильности. раб «Социальная мобильность» (1927); третий – переломный(середина 30-х годов) – обращ к пробл кул-ры, создание интегральнойсистемы общественных наук. четвертый – завершающий – этика, проблемаспасения человечества через преодоление эгоизма.Соц-я – по Сорокину – изуч совм жизнь людей, зависим др от др. Степени иформы необходимости: эк, культ, биолог, социальная.Как социолог он начинал с концепции бихевиоризма. Социальное, по Сор, -это психическое взаимодействе индивидов, реализуемое в актах их поведения.Значительны достижения Сорокина в разработке социологического метода. Егоинтергралистский метод включает в качестве компонентов интуитивную,эмпирическую и рационалистическую процедуры.Эмпирическая или описательная процедура применяется в отношениипространственных скоплений социокультурных ценностей, а также их внешнихсоединений. Рац процедура исп-ся по отнош к явл кул-ры с высоким уринтеграции. Сорокин выделяет два подвида этой процедуры – причинно-функциональный и логико-смысловой. Оба являются логич средствамиупорядочения бесконечного множества слож явл социокультурного методаИнтуитивная процедура, по Сорокину, - это акт мистического опыта,помогающий познать сверхрац и сверхчувственное в чел и об-ве.В осн работе «Система социологии» он определяет социологию как изучспецифич соц явл, кот облад «внешним бытием» и допускают непосредственноенаблюдение. В частности, объектом этого наблюдения являются внешниедвигательные реакции индивида, живущего в среде себе подобных, исоставляющие поведение взаимод лиц.Сорокин предлагает два формальных критерия классиф соц гр – одностор имногосто: совокупность индивидов, объединенных в единое, взаимод-ее целоеодним признаком (например, языковым, профессиональным, возрастным, половыми т.д.);Сочет двух или более признаков, дающих как результат сложные группы –класс, нацию и др.Класс имеет три главных признака: профессиональный,имущественный, правовой Кр «горизонтального» расчленения Сорокин выделяет и«вертикальное», связ с анализом стр-ры гр, внутригр позиций индивидов.Именно на этой основе он построил теор соц стратиф и мобильности. В каждойгруппе есть свои «верхи» и «низы» или слои (страты). Он, выделял основаниядля вычленения страт: политические, экономические признаки.Цент-е место в его соц конц во вр российского периода занимал анализ мех-ов соц контроля и особенно этика с ее регулирующей соц функцией.Механизм социального контроля осуществляется обществом в видестандартизованных форм. Соц поведение – это поведение «должное»,«рекомендуемое», «запрещенное» и реакция общества осуществляется в видесанкций: негативных (кара) или позитивных награда Общее направление соцэвол – это усложнение и расширение социальных кругов, т.е. системысоциальных взаимодействий, приход к более быстрой смене шаблонов поведенияи укреплению среди них социально полезных. Соц прогресс, по Сорокину, - этоув числа взаимод и закрепление, соц полезных форм поведения. сфере.Учение К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе. Законы исторического развития.Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности вобласти социологии представляет собой материалистическое учение об обществеК. Маркса (1818-1683), Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. Присоздании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистическихустановок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления какфакты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характернымдля них причинно-следственным объяснением фактов. Предм соц в марксизме,явл изуч об-ва, основных закономерностей его развития, а также основныхсоциальных общностей и институтов.1) принцип истор материализма явл признание закономерности общественногоразвития. Признание закономерности означ призн действия в об-ве общих,повтор,связей м/у проц и явл.2) принципом детерминизма, то есть призн сущ-я причинно-следственныхсвязей. выделить главные явл способ производства материальных благ,состоящий из производительных сил и производственных отнош.3) принц материал уч об об-ве явл утверждение о поступат прогрессразвитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение обобщественно-экономических формациях как основ структурах общ жизни. Общ-экформация, "общество, находящ на опред, степени историч разв. Понятие«формация» К- Маркс заимствовал из ' современного ему естествознания. Этимпонятием в геологии, географии, биологии обозначались определенныеструктуры, связанные единством условий образования, сходством состава,взаимозависимостью элементов. Основу эк формации составляет способпроизводства, кот хар-ся ур и хар-ом разв производственных сил исоответствующими этому уровню и характеру производ отнош. Совокупностьпроизвод отнош образ основу общества, его базис, над кот надстраиваютсягос, правовые, полит отнош и учреждения.К. Маркс и Ф. Энгельс предст разв об-ва как поступат процесс, переходом отнизших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной крабовладельческой, затем к феод, капитал и коммунист.4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности ипричинной обусловленности в развитии увязываются в марксизме с признаниемсвоеобразия развития общественных процессов..5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится врусле традиционного типа научности и нацелена на признание объективностинаучных знаний об обществеФеномен бюрократии у М. Вебера.Понятие бюрократии имеет различные значения. В одних случаях онохарактеризует эффективную организационную форму с оптимальными, четкоформализованными процедурами. В др - испол как метафора, акцентирующаянегативные дейс-я больших организ (канцелярщина, волокита, отсутствиегибкости и т. д.).В понимании немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), бюрократия -«идеальный тип» организации, обеспечивающий наибольшую эффективность ипредсказуемость поведения членов организации.Вебер считал, что по своей эффективности, стабильности, дисциплине инадежности бюрократическая структура является лучшей, чем любая другаяорганизационная форма.Идеальная бюрократия по Веберу должна обладать хар-ми:1. Разделение труда и специализация. Все задания, необходимые длядостижения стоящих перед организацией целей, разделяются наузкоспециализированные виды работ. Разделение труда и специализация создаютусловия, при которых во всех звеньях работают специалисты-эксперты, несущиеполную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.2. Четко определенная иерархия власти. Каждый нижестоящий работник илиподразделение организации подчиняются вышестоящему руководителю. Каждыйруководитель в иерархии власти отвечает перед вышестоящим руководством нетолько за свои решения и действия, но и деятельность всех подчиненных емулиц. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях,делегированных с верхних уровней иерархии.3. Высокая формализация. Четкие правила и инструкции должны определятьответственность каждого члена организации и формы участия в выполненииобщей цели. Это обеспечивает единообразие и координацию поведения членоворганизации независимо от их индивидуальных особенностей и характерадеятельности.4. Внеличностный характер. Каждое официальное лицо в организации выполняетсвою работу беспристрастно и формально, постоянно сохраняя дистанцию сдругими членами организации и ее клиентами. Функционирование идеальнойбюрократической организации в соответствии с этим принципом исключаетинтерференцию личных интересов, симпатий и эмоций. По мнению Макса Вебера,любая пристрастность неизбежно наносит ущерб делу, 5. Кадровые решения,основанные на достоинствах. Найм на работу в организацию долженосновываться на технической квалификации будущего работника, его опыте иделовых качествах.6. Планирование карьеры. Найм в организацию - это начало карьеры на всюжизнь. В организации должна существовать система «продвижения» по службе всоответствии со старшинством и достижениями. Члены организации должны бытьограждены от произвольного увольнен.7. разделение организационной и личной жизни членов организации.8. Дисциплина. Наличие указанных характеристик способно обеспечитьзначительное повышение действенности организации. Бюрократическая формаорганизации и сегодня господствует в деловой практике всего мира.Вместе с тем веберовская концепция имеет некоторые ограничения,выразившиеся прежде всего в том, что характеристики идеальной организациикасаются только формальных аспектов организации и носят нормативныйхарактер. По Веберу, «рационализация» и «бюрократизация» - понятиятождественные. Он рассматривает организацию как некую безличную,механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов ипроблем членов организации, находящуюся во власти высшего руководителя идействующую согласно его предписаниям. Трактовка аномии у Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона. Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологические состояние индивидуального и общественного сознания, котороехарактеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисомобщества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью ихреализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Эмилем Дюркгеймом. Теория аномии разработана Робертом Мертоном. Аномия у Дюркгейма: состояние общества или личного отношения к обществу, вкотором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели иутрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующихколлективную или индивидуальную жизнь. Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество:аномическое разделение труда возникло ввиду распределения рабочих мест не всоответствии со способностями, что ведет к нерегулируемости экономическойдеятельности в таких обществах; в «Самоубийстве» Дюркгейм пытался провестикорреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями. Аномия у Мертона: социальные ситуации и индивидуальные ориентации, несоответствующие определяемым культурой целям и доступностьюинституционализированный средств их достижения (например, социальныеусловия, при которых в США в период депрессии процветала организованнаяпреступность). Трактовка аномии Мертоном позволила использовать это понятие приисследовании девиации: при разрыве между определенными культурой целями иодобренными обществом средствами, доступным личностям/группам возможны:1. «инновация»: преступление или другие социально осуждаемые средства достижения одобренных целей;2. «ритуализм»: попытки добиться одобренных средств без перспективы добиться успеха;3. «ретреатизм»: выбор;4. «восстание»: стремление изменить систему. Мертон показывает, что аномия может стать источником социальных измененийили источником социальных проблем3. Учение Г.Спенсора об обществе. Общество как соц. организм. В соц конц Спенсера (1980-1903) выдел два осн принципа: понимание обществакак организма и идея всеобщего закона эволюции тенденции к росту внутреннейдифференциации, сопровождающейся усовершенствованием процесса интеграцииорганов, - проявляются и в общественном развитии. Основная мысль "Основанийсоциологии" - аналогия между биологическим и социологическим организмами. принципы Спенсеровской социологии:Концепция общеста как организма(единство социального целого). Отвечает навопрос – действительно ли общество является реальной целостностью или этолишь коллективное имя для характеристики определенного числа индивидов,имеющих только номинальное существование. И Идея социальной эволюции Организм и обществоСходство: общество растет и увеличивается в размерах большую часть своегосуществования с ростом общества его структура усложняется (биологические существа –эволюция)диффер структуры сопровождается дифф функций на протяжении эволюцииразвития их взаимодействияаналогия между обществом и организмом может быть перевернута, каждыйорганизм – это общество, состоящее из отдельных индивидов; в обществе, как и в организме, даже когда жизнь в целом остановилась, отдельные состав части продолж жить некоторое времяРавзлич: составные части биолог организма формируют конкретное целое, вкотором все элементы неотъемлемая часть, а общество – это дискретное целое,живые элементы которого более или менее свободны и рассеяны;диффер функций в индивид организме такова, что способность чувствовать имыслить сконцентрирована только в определенной ее части, а в обществесознание распространено по всему агрегату и все его составные элементыспособны наслаждаться и страдать, если не одинаково, то примерно так же; вживом организме элементы существуют ради целого, в обществе же – наоборот. У любого развитого общества существуют три системы органов:поддерживающая система или система органов питания – производствонеобходимых продуктов в обществераспределительная система обеспечивает связь между различными частямисоциального организма с помощью разделения труда; регулятивная система от имени государства обеспечивает подчинение частейцелому. Специфическими частями органов являются социальные институты: домашние -ритуальные политические –церковь профессиональные -индустриальные Спенсер пытается проследить эволюцию каждого из них с помощьюсравнительного исторического анализа. Любой социальный процессрассматривается Спенсером как часть эволюции. Любое развитие включает всебя 2 аспекта: интеграцию и дифференциацию. Типы об-в простые ( по хар-ру руководства : имеющие рук-ля, с эпизодич рук-ем, стабильн рук-ем и сложные подразд в зависим от полит организац),двойной и тройной сложности, Развиваясь об-во становится сложным. Постепени оседлости: кочевое, оседлое и полуоседлое. По степени внутр регуляцвоинств (жесткий контроль) и индустриальн ( свобода членов отсутствиецентрализац)Исследов Дюркгеймом самоуб-ва Специальная работа Дюркгейма посвящена самоубийству. Он отвергалобъяснение самоубийства индивидуальными, психологическими мотивами ипровозглашал, что только социальные факторы являются его причиной.Самоубийство - очевидный пример нарушения соц связей. Изучение соц средыкак главной причины, влияющей на измен уровня самоубийств, характеризуетсоциологизм его подхода. Дюркгейм применил технику доказательства методомисключения: он систематически проверял и отбрасывал такие несоциальныефакты как «психол предрасположенность» (психологическое состояние, расовыеи наследственные факторы), черты физического окружения (климат, время года,время дня) и процесс подражания. Опираясь на офици статистику, он выяснил ряд особьенностей: уровеньсамоубийств выше летом, чем зимой, мужчины кончают с собой чаще женщин,старики чаще чем молодые, солдаты чаще чем гражданские, протестанты –чемкатолики, одинокие и вдовы – чем женатые, степень самоубийств выше вгородах, нежели в сельской местности. Он предположил, что самоубийств обратно связано со степенью интеграции ссоциальными группами, к которым человек принадлежит. Дюркгейм выделилчетыре типа самоубийства:1. Эгоистическое - разрушение социальных связей, отсутствие коллективной поддержки, состояние отчуждения и изоляции, вызывающее чувство одиночества, ощущение трагедийности существования. Причиной м.б. крайний индивидуализм, но почвой, его порождающей, является больное общество, «социальная болезнь».2. Альтруистический - личные интересы индивида полностью подчинены общественным, там, где интеграция группы так высока, что человек перестает ощущать себя независимой личностью. (старики, больные)3. Аномический - во времена социальных потрясений и экономических кризисов индивид теряет способность адаптироваться к социальным изменениям и новым социальным требованиям, теряет связи с обществом. Состояние социальной аномии означает отсутствие социальных норм поведения, слом старой иерархии ценностей и отсутствие новой, что порождает нравственную нестабильность в обществе. Фаталистический - результат возрастающего контроля над индивидом состороны группы, где есть избыток жесткой регуляции, становящейсяневыносимой для индивида. Т. обр., самоубийство - намеренный, сознательныйакт индивида, зависящий от социальной дисциплины; эталон нормальногосоциального поведения - это нормальный социальный субъект, уважающийправила и подчиняющийся коллективному авторитету. Франкфуртская школа в социологии. Периодизация ее развития.Лево-радикальное направление (неомарксизм, неофрейдизм). Представители: Ф.Полак, К. Виттфобель, Т. Адорно, Маркузе.. Образовалась она до первой мировой войны вокруг института социальныхисследований во Франкфурте-на-Майне, которым руководил тогда МаксХоркхаймер (1895-1973). Он и был, вместе с Теодором Адорно, организаторомэтого направления. Среди наиболее известных последователей Франкфуртскойшколы можно назвать Герберта Маркузе и Эриха Фромма. наиболее заметна онабыла в 60-еАдорно вместе с Хоркхаймером выпускают книгу под названием «Диалектикапросвещения», в которой исследуют современную цивилизацию. По их мнению,современная цивилизация, выросшая на принципе рациональности, точнее дажена культе рациональности, на культе покорения человеком природы, этоцивилизация тупиковая. Тупик вызван именно культом рациональности,происходящим от просвещения. Попытка покорить природу, господствовать надприродой приводит в конце концов не к господству, а к отчуждению человека.Это понятие отчуждения Хоркхаймер и Адорно берут из ранних работ Маркса.Возникает это отчуждение вследствие культа разума: человек привыкаетвластвовать над миром, это создает пропасть между человеком и миром, ипоэтому человек, отчуждаясь от мира, противопоставляя себя миру, неспособен проникнуть в тайны мира, не способен существовать с миром вгармонии. Это отчуждение человека от мира вызывает различного родапоследствия - прежде всего отношение как к вещи и к миру, и к самому себе,и к другим людям. Одним словом, проявление вещизма во всей его полноте.Вещизм по отношению к миру проявляется как потребительское отношение кмиру, по отношению же к людям он проявляется в возникновении различногорода агрессивных форм поведения, в том числе тоталитарных государств,фашистских и социалистических, в росте преступности, когда человек видит вдругом человеке некоторую вещь, способную удовлетворить его собственныеприхоти. Именно эта неудавшаяся цивилизация порождает фашизм, преступность,массовую культуру и все остальные «прелестиВпоследствии молодое поколение франкфуртцев - Маркузе и Фромм - будутискать и пути выхода. Маркузе, в частности, описывает современнуюдействительность как репрессивную цивилизацию. В молодости Маркузеувлекался Фрейдом, и фрейдистские положения он переводит в свою собственнуюфилософию. Маркузе привлекает в свою философию идеи Фрейда о либидо и сверх-яВторая идея Маркузе - это идея одномерного человека. В XIX в., в обществе,которое описывал Маркс, человек, по Маркузе, был двумерным: он потреблял ипроизводил различные материальные блага, но имел и второе измерение -революционное. В современном обществе человек утратил свою вторуюразмерность - революционную, и превратился только в потребителя. Этоодномерный человек. Фромм указывал, что чел двойственное существо, в этом его особ: с однойст, чел явл частью природы, с др - это существо, противостоящее природе.Это и природное существо, и над-природное. Как над-природное существочеловек свободен, а как природное он включен в причинно-следственные связиприроды. Отсюда и коренная дихотомия человеческого существования. Решениеэтой дихотомии Фромм также предлагает искать на путях соединения марксизмаи фрейдизма. По Фромму, каждое из этих учений имеет неоспоримоедостоинство, но каждое оказывается и весьма недостаточным. Скажем, Марксзамечательно исследовал общественные механизмы взаимодействия людей, оноткрыл законы общества, но, увлекшись законами общества, совершенно забылоб индивиде. Фрейд, наоборот, открыл глубинные законы чел психики, но всилу своего профессионал игнорировал обществ связи человекаГ. Зиммель и Ф. Теннис как представители форм соц-ии.Теннис 1855 г. Его научные интересы охватывали широкий круг проблем Егоглавная работа " Теорема философии культуры". Выработ в ней понятия"общность" и "общество" стали первым шагом в направлении разработки формсоциологии,Теннис полагал, любое социальное образование одновременно содержит в себечерты и общины и общества.Община и общество становилось, основным критерием классификации социальныхформ. Общественные сущности или формы соц жизни подразд на три типа: (1)социальные отношения, (2) группы, (3) корпорации или объединения.Социальные отношения существуют тогда, когда из них происходят взаимныеправа и обязанности участников. Социальные отношения - это отношения,имеющие объективный характер.Совокупность социальных отношений между более чем двумя участникамипредставляет собой "социальный круг". Социальный круг есть ступень переходаот отношения к группе. Группа образуется, когда объединение индивидовсознательно рассматривается ими как необходимое для достижения какой-тоцели. Далее: какая-либо соц форма именуется корпорацией или объединением втом случае, если она обладает внутренней организациейТочно так же сложный характер имеет классиф соц норм, кот делятся на: (1)нормы соц порядка, (2) правовые нормы, (3) нормы морали. Первое -совокупность норм самого общего порядка, основ первично на общем согласииили конвенции. Нормы порядка определяются нормативной силой фактов. Право,по Теннису, созд из обычаев или путем формального законодательства. Моральустанавливается религией или общественным мнением. Все указанныенормативные нормы, в свою очередь, делятся на "общинные" и "общественные".Георг Зиммель.1858 г.Три момента затрудняют адекватное понимание и оценку творчества Зиммельиспытал глубокое влияние идей К. Маркса.Понятие формы и тесно связанное с ним понятие содержания - важнейшиепонятия зиммелевской чистой социологии.В свою очередь форму лучше всего определить по задачам, которые онавыполняет. По Зим, задачи эти следующие: 1) форма соотносит друг с другомнесколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний; 3) формаструктурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.Пример зимм анализа соц проц как формы социации может служить его исследмоды. Мода, одновр предполаг и подражание, и индивидуализацию. Человек,следующий моде, одноврем и отличает себя от других, и утверждает своюпринадлежность к опред слою или группе. Невозможность моды без стремления киндивидуализации Зим доказывает тем, что в примитивных обществах,характеризующихся максимальной социальной однородностью, где отсутствуетстремление выделиться из общей массы, отсутствует и мода. Невозможностьмоды без стремления к подражанию, к слиянию с коллективом доказывается тем,что в обществах, характеризующихся распадом групповых норм, модаотсутствует.Вторая категория соц форм, исслед Зимм- соци тип. Чел, включе в опред родаотнош, обретает некот характерные кач-ва, кот явл для него сущностными, т.е. проявляющимися постоянно вне зависимости от природы того или иногоконкретн взаимодействия. Примеры соц типов, исслед Зимм, - циник, бедняк,кокетка, аристократ.Прим соц форм, относящи к 3 группе, именуемой моделью развития, можетслужить универсальный процесс взаимосвязи расширения группы с усилениеминдивидуальности.По мере ув группы члены ее становятся все менее похожими др на др. Усилениндивидуальности сопровождается деградац гр. И наоб, чем меньше, т. е.своеобразнее, группа, тем менее индивид ее представители.Структурно-функционалистская социология Р. Мертона.Роберт Кинг Мертон - один из круп представителей структурно-функциональногоанализа в США.Одна из основных работ Мертона - " Социальная теория и социальнаяструктура" (1949), в кот он определил взаимоотношения м/у соц теор иэмпирич исслед, создав понятия явных и латентных функций и дисфункций.Мертон впервые ввел в соц понятие дисфункции, разграничил явные и латентныесоц функции.Наиболее известна его книга "социальная теория и социальная структура",являющаяся сборником теоретических и исследовательских эссе. В одном изних, "Явные и латентные функции", он выделил два типа деятельности,обуславливающей нормальную работу социальной системы: явная деятельностьпредполагает, что ее последствия ожидаются и принимаются участниками, алатентная - это такая деятельность, когда ее последствия не предполагались,тем более не являются желательными.В работе "социальная структура и аномия" он доказывает, что источникоманомического поведения является расхождение между социально предписываемымицелями и приемлемыми средствами их достижения, например, в ситуации, когдаобразовательные и профессиональные средства достижения успеха отрицаютсяиндивидами или группами.Будучи энергичным и убедительным сторонником необходимости создания теорийсреднего уровня в социологии, он много сделал для их становления.Теория среднего уровня должна охватывать ограниченную группувзаимосвязанных явлений, а не весь социальный порядок в целом. Достоинствомтакой теории является легкость проверки гипотез с помощью эмпирическихисследований. Теория среднего уровня, по Мертону, есть связующее звеномежду общей социологической теорией и эмпирическими исследованиями.Теории соц конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера. Дарендорф, немецсоциолог либеральной ориентации, создал теор конфликмодели об-ва исходя из того, что любое об-во постоянно подвержено социзменениям и вследствие этого испытывает соц конфликт каждый момент. Онрассмотрел причины формир и этапы развит соц конфликтов, в основе которыхвидел конфликт интересов. Его работы: "Соц классы и классовый конфликт виндустриальном обществе" Для членов об-ва изначально характернонеравенство соц позиц (например, в распред собственности и власти), аотсюда и различ их интересов, что выз взаимные трения. Чтобы понятьприроду конфликта, необходимо понять природу интереса и способы егоосознания субъектами конфликта. И здесь Дарендорф выделяет объективные(латентные) и субъективные (явные) интересы. Они обнаруживаются уже напервом этапе проявления конфликта, когда вырисов "обе стороны" еще не явл вбуквальном смысле соц гр, не консолидировались в нее. Поэтому Дарендорфназывает их квазигруппами. Второй этап развития конфликта состоит восознании латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов субъектов и темсамым в организации квазигрупп в фактические группировки, организации группинтересов.Третий этап заключ в столкновениях тех или иных "идентичных" групп(например, классов, наций, политических организаций, малых групп и т.д.)По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежатполитические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет.Фундам конф теор создал Льюис Козер. Он доказал, что решен проблемы соцпорядка и обеспечение устойчивости соц системы не исключает, а вполнедопускает признание соц столкновений Работы: "Функция социальногоконфликта" (1956), Козер сделал акцент на позит функциях конфликтов, нараскрытии их интегрирующей и стабилизирующей роли в обществе. Основаконцепции Козера - признание неизбежности соц конфликтов в следствиенеудовлетворенности тех или иных групп распределением в обществе власти,богатства и статусов.Он разраб систему функций конфликта, выполняемых в социальных системах.Всеобъемлющих характер созданной Козером теории проявляется в том, что онаохватывает широкий круг переменных явлений: 1) причины конфликта, 2)острота конфликта, 3) длительность конфликта, 4) функции конфликта. Козер установил, что влияние конфликта на соц структуры зависит от типаструктуры. В слабо структурированных группах и в открытых (свободных)обществах конфликт выполняет стабилизирующие функции, снимает напряжениемежду антагонистами. В гибких социальных структурах индивиды, являясьантагонистами в одной конфликтной ситуации, выступают союзниками в другойситуации. В жестко структурированных (закрытых) обществах влияние конфликтаимеет обратный характер. Чем теснее группа, тем больше вероятность того,что конфликт будет более интенсивным из-за высокой степени вовлеченностичленов группы в ее деятельность.Теория структуризации Э. Гидденса и ее связь с теорией модерна.Основным тезисом теор структурации Э. Гидденса явл утверждение, что каждоеисследование в социальных науках или истории имеет дело с взаимосвязьюдействия и структуры.Гидденс считает, что лучшим примером "интегративной соц парадигмы" явлработы К. Маркса. Основной сферой исследования социальных наук, является"социальный опыт, упорядоченный во времени и пространстве".Отправной точкой в теории Гидденса является человеческая деятельность. Впроцессе самой этой деятельности и через нее субъекты производят условия,которые делают эту деятельность возможной". Человек как деятель является непросто осознающим себя, а еще и регулирующим непрерывный поток социальныхдействий и обстоятельств.Рационализацию действия Гидденс сопоставляет с его мотивацией: мотивациявключает желание субъекта, побуждающее к действию, она в большей степени,чем рационализация, является стимулом, притом стимулом многоаспектным,более того - всеобъемлющим; но часто не осознанна, хотя значима всоциальном поведении. Он различает дискурсивное (способность облекать мысли в слова) ипрактическое (способность облекать мысли в действия) сознание. Гидденс связдействие с властью, т. е. со способностью субъекта сделать выбор и изменитьситуацию.Теория структурации трактует структуру как двуединую сущность. Структураопределяется как "структурирующее начало (правила и ресурсы), позволяющееосуществить "увязывание" времени и пространства в социальных системах". Соцсистемы - это структурно организов репродуцированная соц практика илирепродуцированные отношения между субъектами или коллективами,организованные как регулярная социальная практика. Таким образом, свойствасоц систем рассматр и как средство, и как результат практич деят-тииндивидов; и эти системные свойства, в свою очередь, рекурсивно организуютпрактику индивидов.Периодизац истории соц в Рос. Осн содерж отдел периодов.Предсоциологический этап: российская соц мысль сформир программное поле социсслед, В итоге вторая полов 19 века и становится тем периодом, когда рядомс соц фил возникает и бурно развивается росс соц наука.1 этап 1860-1890 гг.:(народники, субъективная школа, натур направление,псих направление, Ковалевский, Плеханов). Как и на Западе, социология в Росвозник в лоне позитив доктрины, под "духовном руководством" О. Конта.Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 годувыходит две работы Лаврова ("Механическая теория мира", "Очерки теорииличности"), написанные в позитив духе. В 1865 году почти одновременнопоявляются три статьи о Конте и его философии в "Современнике", "Русскомслове", "Отечественных записках" (Лесевича, Писарева, Лаврова). В 1867 г.опублик книга "Огюст Конт и положительная философия" со статьями Льюиса иДж. Милля. Рецензия Лаврова на эту книгу 1868 года во многом задала тонвсей последующей рос позитив лит-ре. На рубеже 60-70 гг. появл первыесобственно соц работы Лаврова и Михайловского. В качестве основоположниковрос соц называют Лаврова, Е. В. де Роберти, Михайловского, Южакова,Лилиенфельда, Стронина. Предмет соц на этом этапе понимался в духе Конта:социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез научныхзнаний и исследующая всеобщие социальные законы. Сложился ряд школ инаправлений соц иссл: натуралист соц (Данилевский, Стронин, Мечников), психнаправ ( Лавров, Михайловский, Кареев), школа М. М. Ковалевского. Заявил осебе эк материализм (Г.В. Плеханов).2 этап 1890-1900 годы: (неокантианство, легальный марксизм, марксизмЛенина, христианская соц). Утвержд мнение, что соц есть одна из многих соцнаук, имеющая собственный предмет исслед и своеобразные задачи. Ведущаяшкола - неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий). Представителистарых школ (Н.И Кареев, М.М. Кавалевский) во многом уточняют свои позиции.Утверждается эк материализм (или марксистская социология), причем в двухвариантах: марксизм (Плеханов, Ленин) и "легальный" марксизм (Струве,Бердяев, С.Н. Булгаков). Начало преподавания. Росс социологи активноучаствуют в работе Междунар института соц.3 этап 10-20 годы 20 века: этот период, когда соци четко определяет свойпредмет и самое себя как общую теорию соц. Ведущей в социологии становитсянеопозитивистская ориентация (Сорокин, Тахтарев). Одновременно оформлсвоеобраз христианская соц в русле религ философии (Бердяев, С.Н.Булгаков), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета соц, но неприемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Нарастает процессинституционализации соц: в 1912 году открыта соц секция при истор фак-теПетербургского ун-та; 1916 - русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского; 1917 - вводится ученая степень по соц, образуются кафедры вПетроградском и Ярославском ун-тах; 1920- В Петроградском ун-те открываетсяпервый в Рос факультет обществ наук с соц отделением во главе с Сорокиным.4 этап 20-30 года 20 века: (марксистская социология, соц исследования).Бухарин, Бехтерев. 5 этап конец 50-х - конец 20 века: (второе рождение, развитие специальныхсоц теорий и иссле, продолжение институционализации)Совр соц в Рос: общая хар-ка и основные направ разв.Среди рос соц существует, как минимум, противопол оценки совр состояния россоц.Согласно первой оценке, чаще всего воспроизводимой руководителями соц факи кафедр, соц в России испытывает очевидный подъем. Аргументация в пользуэтого мнения весьма проста и подчиняется "линейной" логики экстенсивногороста. По их мнению, "повсюду стало много" во всех ее формах. В вузахстраны открылись более сотни кафедр. Множатся опросы общ мнения, проводимыепо самым различным темам. Социолог стал неотъемлемым участником многих коми полит проектов, а также передач телевидения. Книжные полки магазиновзаполнены учебниками социологии, нет числа соц конференциям, проводимым вовсех регионах России и т.д. Единственная проблема с этой точки зрения, по-прежнему, состоит в пока еще недостаточном финан госпрограмм соц образов исоц исслед (по линии Академии наук). Иную, противоположную, оценку,высказывают социологи, делающие акцент именно на проблеме качества новойроссийской социологии.Многие исследователи отмечают, что тенденции развития постсоветскойсоциологии весьма противоречивы. На каждое, казалось бы, позитивноепродвижение вперед приходится несколько шагов назад. Приобретение в одномнаправлении обернулось ощутимыми потерями в других направлениях. Скореедаже речь идет о некоем новом состоянии социологии, сочетающем в себедовольно контрастные характеристики. Поэтому однозначности в оценках быть,по определению, не может. Причину этого состояния, естественно, ищут втенденциях трансформации современного российского общества, ставящегосоциологию перед лицом серьезных испытаний. Чаще всего это выражается вуниверсальной формулой: "Какое общество, такая и социология (читай: наука,культура, армия, пожарная охрана, что угодно)".Институц междунар сотр-ва соц. Первая институц форма междун объед соци соо-ва возн по инициативефранцуза Рене Вормса в 1893 году в виде Междун инст социологии. Инстобъединил ведущих соц мира по своей организации он явл достаточно элитарными замкнутым объединением, так как стать его членом модно было только порекомендации нескольких членов и при единогласном одобрении всех остальныхчленов Института. В измен форме МИС существует и сейчас, однако после 2 мирпереносится организацию – Международную Социологическую Ассоциацию,призванную стать гораздо более широкой и демократичной. МСА возникла поинициативе департамента наук ЮНЕСКО, подобно ассоциациям(юр.,экон).,которые затем объединились в Международный Совет Социальных Наук. Цельюпобедителей, выигравших войну, было недопущение впредь возникновенияфашизма. Организационное совещание, на котором провозглашено созданиеМеждун Соц Ассоц, состоялось 14 октября 1984 года в Париже.Также было решено провести Учред соц конгресс. Через полгода раб МСА нацсоц ассоциац – члены МСА – сущ только в 8 странах : Бельг, Бразилии, Гер,Ит, Китае, Нидерх, США, Японии. Учредит конгресс сост в сентябре 1949 годав Осло. На нем предст 21 страна. Презид МСА был избран Л.Виртц, Пер местомМСА стал Осло.Первый Всемир соц конгр был организован Рене Кенигом в Цюрихе в 1950 годупод девизом «Соц иссл и его влияние на междунаротношение», дав стартинтеллект деятельности МСА. До 1962 года ВСК проводились с интервалом в 3года, а после 1962 года – через 4 года. В 1962 году ВСК был пров впервые за пределами Европы, в США (Вашингтоне).На конгрессе 1966 года во Франции впервые приняла участие делегациясоветских социологов. Для отеч науки это было очень важное событие, нашисоц приняли не только активное участие инициаторами новых. По инициативеИ.С. Кона – история социологии 08, И.В. Бестужев-Лада – социология будущего07. 1970 году в Болгарии состоялся 7 МСК, ключевой для МСА. Он проведенвпервые в Вост. Европе, в социал. Стране. Были введены: -введение механизма выборности при формир всех структур МСА. Результаты конгр оказали стимулир влияние на развитие соци. В нашейстране открылись десятки новых исслед соц центров, кафедр, лабораторий.Значительно расширилась тематика проводимых исслед. Институт социологии РАН основан в 1968 году как Институт конкретныхсоциальных исслед В 1972 г. изменил название на Институт соц исслед. В 1988г. преобразован в Инс соци АН СССР. С 1991 г. - Инс соци РАН. Первым дир Инс с 1968 г. по 1972 г. был академик А. М. Румянцев, с 1989г. по 13 июня 2000 г. - д.ф.н. В. А. Ядов. с 14 июня 2000 г. по наст вр -.Л.М. Дробижева Основная проблематика иссл в конце 60-х, начале 70-х гг. -теория, история и методология, методы и техника соци исслед, соц структура,соц труда и организации, соц города и деревни, исслед в области соцпрогнозирования и соц планирования общ-но-полит жизни, соц личности, маскоммуник и общ мнения, социальная демография, соц информация. Институт явл осн соц учреждением, где разраб фунд проблемы соц теории,готовятся и выпускаются труды по теории и истории социологии. В последниегоды Институтом опубликованы фундам книги, обобщающие итоги развития росссоц: "Социология в России" (отв. ред. В.А. Ядов), М., 1998 Одними из первых ученые Ин стали изучать совр элиты рос общества, ихформ, стратег поведения . Особое место заняло изуч регион элит, их состава,способов реакции на пол и экон. Новым направле для Инст явл изуч элеме сознан нас, как страхи и опасения,связанные со специф совр дейст-сти. Результ исслед "Катастрофическоесознание в современном мире" (отв. ред. В.Н. Шубкин, В.А. Ядов), Ж., 1999переданы в Министерство по чрезвыч ситуац, с кот намечены дальнейшие исследОб-во как сис у Парето. Пробл взаимод м/у элеме с-мы. Остатки ипроизводные. центр идей Парето - рассм об-ва как системы, наход в состояниипостепенно наруша и восст равновесия. Изменения в одной части системынемедленно перед др ее части, и вся сист приходит в движение, пока вновь невосст «динамическое равновесие». Парето разделял соци действия на логические и нелогические. «Нелогические» действия харак тем, что люди, их совершающие, не знаютистинных объект связей между явле и поэтому используют неадеква средствадля достиж целей, «нелогически» соединяя цели и средства.. «Логические» действия руковод не чувствами, а разумом и регулир нормами.Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчастиполитики. Сделав эмоц сферу чел деят гл звеном своей соц системы, Парето сделалоговорку, что не все чувства достойны внимания соц, а только такие, котпроявляются в опреде рода действиях, что дает возможность строго ихклассифицировать. Они неизменны, постоянны и потому являются темиэлементами социальной среды которые «детерминируют социальное равновесие»социолог дал название — «резидуи», что на языке хим наук означ «остатки»или «осадки», «Остатки» как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктовимеют, согласно Парето, врож, естественный, не поддающийся влиянию внешнихусловий характер.роль двух первых классов остатков. Первый класс включает «остатки», названные «инстинктом комбинаций»который якобы лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняяпсихологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять,комбинировать вещи, Второй класс — «остатки» «постоянства агрегатов», выражающие тенденциюподдерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи.. В остальные классы «остатков» Парето включил стремление человекапроявлять свои чувства в общественных действиях. В заключительных частях«Трактата...» Парето попытался применить теорию «остатков» к объяснениюевропейской истории, изображая ее в виде конфликта «остатков» первого ивторого классов — инстинкта изменений и консерватизма, новаторства иретроградства. Производные же базируются на осадках, могут делать осадки более или менееинтенсивными, усиливать или ослаблять их – и след способны влиять на соцравновесие. Ввнимание Парето уделял силе убеждения, присущей произв – он выделил 4класса производных:1 «простые уверения»: «надо, потому что надо», «это так, потому что этотак» (такие формулы мать часто использует, требуя чего-то от ребенка);2 аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет3 апелляция к чувствам, интересам4 «вербальные доказательства»: используются термины с двойственным смыслом. Общество как система. Индивиды, «молекулы» социальной системы, «образуютсоединение, которое, подобно химическим соединениям, может иметь свойства,не являющиеся суммой свойств составн частей». То есть об-во у Парето – этосистема, состоящая из взаимозависимых частей (изм одних элемента ведет кизм других).Теория круговорота элит В. Парато. Элита - это избра часть населения, остальная его часть лишь«приспосабливается к получ от нее стимулам




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconФилософия (шпаргалки 2004г.)

Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconШпаргалки к экзамену по истории

Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconШпаргалки по истории политических учений

Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconШпаргалки по истории государства и права Казахстана

Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconШпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века

Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconФ. И. О. руководителя(со-руководителей) проекта (полностью)
Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии, кафедра теории и истории социологии
Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconСоотношение социологии с другими науками Отношение социологии и истории
Преемственность означает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяемость...
Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconКурсовая работа по истории социологии
Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более...
Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconВопросы к экзамену по «Общей социологии» Основные понятия социологии. Предмет и объект социологии. Макро- и микросоциология. Отрасли социологии
Личность как социологическое понятие. Человек, индивид, индивидуальность, личность
Шпаргалки по истории социологии (2004г.) iconЕ. В. Савицкая
Российской Федерации составляли 4,8% ввп в 1997г., 2,9% ввп в 2000г и 3,5 ввп в 2004г. Расходы на начальное и среднее профессиональное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы