Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте icon

Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте



НазваниеДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте
Дата конвертации18.07.2012
Размер272,08 Kb.
ТипРеферат
Денежные реформы в России от Петра Первого до С.Ю. Витте


План.1. Введение. Некоторые исторические аналогии. 32. Финансовая политика Петровской эпохи. 53. Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в. 94. Реформирование финансов Бунге и Вышнеградским. 135. Денежная реформа Витте. 216. Вывод. Итоги денежной реформы Витте. 267. Литература. 288. Введение. Некоторые исторические аналогии. Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С.Ю.Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятныхсоциальных последствий. У нас ничего подобного пока никак не получается... Сто лет разделяют нас, но сколько схожих проблем решались тогда исейчас! В конце прошлого века Россия, вывозившая за рубеж прежде всегохлеб, столкнулась с падением мировых цен на зерно. И найти адекватнуюзамену экспорта страна практически не могла. В конце века нынешнего мы с тревогой читаем о падении мировых цен нанефть (а это- главный источник нашей экспортной выручки сегодня). И вновьпочти не имеем возможности предложить еще что-либо на мировом рынке. Россияи тогда мучилась осознанием своей не очень почетной роли отсталогопоставщика сырья. Стыд за наше технологическое отставание перешел по наследству и к нам.В конце прошлого века Россия существенно реформировала системуналогообложения. И тогда, и сейчас в критической ситуации, когда надо былосущественно повысить доходы бюджета, взоры правительства обратились надоходы граждан. Доходных граждан и тогда, и сейчас в массе своей былонемного. Но именно они "вытаскивали" на своих плечах растущие доходыбюджета. Тогда народ замучили акцизами на повседневное и необходимое --керосин, табак, чай, кофе, спички. Сейчас нам предстоит платить немалыеналоги с продаж. Достаточно ощутим и подоходный налог. Есть, конечно, и разница между временами теми и нашими. Реформаторыконца ХХ века сначала довели своим налогообложением до разорения многиеотрасли промышленности. Сто лет назад все было наоборот. Предприниматели платили очень невысокие налоги. Важнейшую роль вэкономике играло государство. Громадные деньги, прежде всего бюджетные,уходили на строительство железных дорог, металлургических заводов итекстильных фабрик. Нынешние олигархи воровали бюджетные деньги, занимаясьпрежде всего банковским бизнесом. Тогда тоже были свои олигархи, но ониувлекались строительством на бюджетные деньги заводов и фабрик. Либеральные экономисты в конце прошлого века возмущались тем, чтоправительство упорно обеспечивало льготными кредитами крупные помещичьихозяйства и прощало им долги. Либеральные экономисты в конце века нынешнегоругают правительство за льготное кредитование "красных баронов"(руководителей крупных сельхозпредприятий) и прощение все тех же долгов.Помещики все равно обвиняли правительство в том, что оно не понимает нуждаграрного сектора. Руководители современных сельхозпредприятий обвиняютправительство в том же самом. Либералы прошлого требовали прекратитьпечатание необеспеченных денег. Либералы сегодняшнего дня хотят того же.Правые в тогдашней России обвиняли в кознях против российских финансовзападные банки и международный еврейский капитал. В таких же кознях, и всетех же самых, обвиняют сегодня российские левые. Обращаться к опыту прошлого всегда интересно. Безусловно, следуетпомнить, что исторические параллели всегда условны. Но исторический опытбесценен...Финансовая политика Петровской эпохи. Наибольшего напряжения военные расходы России достигают при ПетреВеликом. К расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы по созданиюфлота. Без всякой системы отыскиваются способы и средства дляудовлетворения новых потребностей. Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию иустановил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунскихполков, гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699г.), табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источникидоставили уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г.,а все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная войнапринесла новое увеличение всех государственных расходов. В 1701 г. окладныевоенные расходы равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в1710 г. - 2 455 382 рубля. Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру ЗападнойЕвропы, прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источникдоходов - регальные права. Значение монетной регалии сильно возрастает. В1701 г. передел монеты дает правительству 791 729 рублей, в 1702 г. - 1 296978 рублей, в 1703 г. - 738 647 рублей. Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета -был исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почтивдвое, возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовоеположение правительства. Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатацииоброчных статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права наугодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частнойсобственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялыедворы, частновладельческие мельницы, рыбные ловли. Затем начинаетсяусиленная монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннеми внешнем рынке. 1 января 1705 г. взята в казну продажа соли, причем сольпродавалась из казны вдвое дороже, чем поставляли ее подрядчики. 4 апреля1705 г. сделана казенной монополией продажа табака. В следующие годы (1707, 1709) к казенным товарам отнесены были такжедеготь, коломаз, мел, рыбий жир, ворванное и квашенное сало, щетина. Кказенным товарам причислились также селитра, юфт, пенька, поташ, воск,конопляное масло, льняное семя, клей, ревень, смола, икра - словом, чуть лине все важнейшие предметы отпускной торговли. Только к концу своего царствования, убедившись в вредном влияниитакого множества монополий на народную промышленность, Петр Великий сталпонемногу сокращать их число, облагая соответствующие произведения особымисборами). "Здешний двор - писал в 1706 г. Витворт - совсем превратился вкупеческий; не довольствуясь монополией на лучшие товары собственнойстраны, например, смолу, поташ, ревень, клей и т. д., он захватывает теперьиностранную торговлю. Купцам платят только за комиссию, а барыш принадлежитказне, которая принимает и риск". К этому же времени относится повышение питейного обложения,установлением "поведерной пошлины", и таможенных сборов - учреждениемуравнительной пошлины на торговый оборот в селениях. Исчерпав все эти новыересурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямомуобложению, причем начало раскладывать на дворы чуть ли не каждый новыйрасход. Непрерывно возрастало количество различных "запросных" и неокладныхсборов, которые, по мере умножения, поступали все неисправнее. В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямыесборы одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице -"душе". 26 ноября 1718 г. он приказывает произвести поголовную перепись, а11 января 1722 г. - сделать "раскладку на души мужского пола крестьян идворовых деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8гривен с персоны"; с 1724 г. началось взимание нового налога. Подушнаяподать, с присоединенной к ней оброчной четырехгривенной податью сгосударственных крестьян и однодворцев и податью с гостинной сотни ипосадских по 1 рубль 20 копеек с души, должна была заменить все старыесборы с дворового числа. Оклады старых прямых налогов не превышали 1,8миллиона рублей; новый оклад подушной и оброчной подати приносил 4,6миллиона рублей, т. е. заменяя их, давал огромный излишек в 2,8 миллионарублей, вследствие чего общий итог государственных доходов возвысился сразус 6 до 8 1/2 миллиона рублей. В итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, развившей до высшихпределов напряжение платежных сил страны на службе государству, общийдоходный бюджет получил в последний год царствования (по росписи 1724 г.)следующий вид: Прямые налоги (подушные и ясак) - 4 731 051 рубль (55,5%). Косвенные налоги - 2 128 622 рубля (24,9%). Регалии (монетная, соляная и почтовая) - 895 187 рублей (10,5%). Оброки с государственных имуществ и промысловые сборы регальногопроисхождения - 474 562 рубля (5,6%). Пошлины - 150 065 рублей (1,8 %). Сборы, не распределенные по рубрикам - 147 073 рубля (1,7%). Итого - 8 526 560 рублей (100%). Во главе финансового управления Петром поставлен был Сенат; длязаведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, длязаведования расходами - Штатс-контор-коллегия или Штатс-контора, дляповерки счетов и отчетов - Ревизион-контора. Однако, новые учреждения необъединили финансовое управление; в действительности сохранилосьспециализирование сборов, с предназначением каждого из них для определеннойотрасли управления. Содержание армии шло из 4 404 842 рубля (по росписи на1725 г.) подушных сборов; на расходы по флоту и гвардии предназначались всеостальные государственные сборы (питейные, таможенные и пр.) сорокапровинций (1 799 377 рублей); на общественные постройки шел соляной сбор(поступавший в кабинет по окладу 662 118 рублей); дворцовые расходыпокрывались доходами дворцовых волостей и Рижской губернии (332 553 рубля);расходы Иностранной коллегии происходили из прибыли денежных дворов; точнотакже и остальные центральные учреждения должны были содержаться изспециально приписанных к ним доходов, обыкновенно так или иначе связанных сих деятельностью. При раздробленности финансового управления не могло возникнуть идеи онеобходимости мер к улучшению общего финансового положения страны, и всезаботы направлялись только на ближайшее удовлетворение потребностей каждогоотдельного ведомства. В местном управлении царил полный хаос, произвол излоупотребления. Податная система лежит почти целиком (прямые налоги,питейный и соляной сбор) на низшем классе населения; расходный бюджет вразмере 2/3 идет на содержание армии и флота. Эти характерные чертыПетровской системы делаются надолго отличительными особенностями нашейфинансовой политики.Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в. Вошедшие со времен Екатерины II в нашу финансовую систему бумажныеденьги чрезвычайно скоро приобрели весьма важное влияние на состояниегосударственного хозяйства. Являясь легким ресурсом для покрытия дефицитови чрезвычайных нужд, выпуски бумажных денег, подобно прежней монетнойоперации, постепенно обесценивают денежные знаки по мере их умножения,вносят тем самым постоянно новые затруднения и колебания в государственныедоходы, и вызывают необходимость повышать налоги и прибегать к увеличениюгосударственных долгов. В конце царствования Екатерины II курсассигнационного рубля равнялся уже только 68 1/2 копейки металлической. При императоре Павле I количество ассигнаций увеличилось еще на 50миллионов рублей; курс колебался между 62 1/2 и 73 копейки. Непрестанныедефициты в царствование Александра I , достигнувшие значительных размеровпод влиянием войн с Швецией, Турцией и Францией, требовали ежегодногоповышения государственных доходов, источником которого с самого начала былиизбраны бумажные деньги. До 1805 выпуски их совершались в небольшихразмерах, и курс рубля, повысившийся в 1802 г. до 80 копеек, понижалсяочень медленно. Затем начались громадные выпуски ассигнаций: в 1805 г. на31,5 миллиона рублей, в 1806 г. на 27 миллионов рублей, в 1807 г. на 63миллиона рублей, в 1808 г. на 95 миллионов рублей, в 1809 г. на 55,8миллиона рублей, в 1810 г. на 46,1 миллиона рублей, в 1812 г. на 64,5миллиона рублей, в 1813 г. на 103,4 миллиона рублей, в 1814 г. на 48,8миллиона рублей. Этому соответствовало страшное падение курса: в 1806 г. онравнялся 67 1/2 копейки, 1807 г. - 53 3/4, в 1808 г. - 44 2/3, в 1809 г. -43 1/3, в 1810 г. - 25 2/5, в 1814 г. - 20 копеек серебром. В годы наиболее интенсивной борьбы с Наполеоном и вслед за ееокончанием (1812 - 15) бумажных денег было выпущено на 244,5 миллионоврублей, а между тем их действительная ценность (на серебро) едва достигала57,6 миллионов рублей. Общее повышение налогов и введение новых в 1810 и1812 годы, а также переложение всех сборов на ассигнации, не могли покрытьдаже убыли в действительной покупной силе поступлений, происходившей отпадения курса, вследствие чего неминуемо приходилось искусственно подавлятьвсякое развитие государственных потребностей. Несмотря на свой колоссально быстрый, по видимому, рост,государственные расходы, в переводе на серебро или вовсе не увеличивались,или даже сокращались. Расходы по армии и флоту, вместе с вновь возникшими,после образования в 1817 г. комиссии погашения долгов, крупными расходамина уплату государственного долга (55 - 60 миллионов рублей ежегодно),поглощали большую часть средств казны. Бюджеты всех прочих ведомствпостоянно подвергались урезкам и находились в подавленном состоянии;бюджет, например, Министерства народного просвещения, равнявшийся в 1804 г.2 878 118 рублей, составлял в 1816 г. только 2 470 562 рубля, в 1817 г. - 3091 792 рубля (т. е., в переводе на серебро, уменьшился в 2 1/4 раза);бюджет Министерства юстиции поднялся за то же время с 2,6 миллиона рублейдо 3,2 миллиона рублей (т. е. в действительности уменьшился в 2 1/2 раза) ит. д. Усиленной бережливостью, обусловленной сознанием крайнего напряженияфинансовых средств страны, объясняется, между прочим, и ничтожная суммачрезвычайных издержек войны с Наполеоном: она равнялась всего только 155миллионов рублей (т. е. менее 40 миллионов рублей на серебро). Вызванноеусиленными выпусками ассигнаций расстройство денежной и финансовой системыпроизвело такое впечатление на правительство, что оно решительно отказалосьприбегать вновь к этой операции. С 1817 г. правительство приступило к уничтожению части ассигнаций,общее количество которых сократилось с 836 миллионов рублей в 1817 г. до595 776 310 рублей к 1823 г. и оставалось на этой сумме до превращения их,путем девальвации, в кредитные билеты, в 1843 г. Невозможность покрыватьвсе дефициты одними выпусками бумажных денег и затем консолидация частиассигнаций, вызвали заключение новых займов; к концу 1823 г.консолидированный государственный долг составлял уже 672 миллиона рублей,займы у банков - 78 миллионов рублей, так что вместе с ассигнациями,признанными в 1810 г. государственным долгом, общая сумма последнего кконцу царствования Александра I равнялась 1345 миллионов рублей. В царствование Александра I учреждены: Министерство финансов,государственное казначейство (должность государственного казначея былаучреждена еще при Павле I), государственный контроль, комиссия погашениядолгов, повышены все налоги, сделан опыт установления временногоподоходного налога с помещичьих имений, учреждено казенное управлениевинной торговлей, издано систематическое положение о гербовом сборе. Значение подушных сборов в податной системе понизилось; в концецарствования (1823) они составляли только 28,3% всех государственныхдоходов. Заботы финансового управления в царствование Николая I былинаправлены на внесение порядка в расстроенное Отечественной войнойгосударственное хозяйство - установление равновесия в бюджет, улучшениеотчетности, восстановление государственного кредита, упорядочение денежнойсистемы. Первые 20 лет финансы находились под руководством Канкрина , с именемкоторого связана честь восстановления благоустройства в государственномкредите. Важнейшим его делом было водворение в стране металлическогообращения, посредством девальвации ассигнаций и замены их кредитнымибилетами, разменными на звонкую монету (в 1843 г.). Он настаивал на крайнейбережливости в испрашивании и расходовании государственных средств; в 1836г. образованы были даже особые комитеты для рассмотрения нормальныхрасходов, которыми и была составлена нормальная роспись. Остановитьувеличение государственных расходов в период, переполненный военнымидействиями, было, однако, невозможно; чрезвычайные потребности постояннопорождали дефициты и новые финансовые затруднения. Чтобы выйти из них,прибегали к обычным приемам - повышению старых налогов, учреждению новых и,наконец, к государственному кредиту. Обращение к внешнему кредитусовершалось с большой осторожностью, выпуск ассигнаций совсем непрактиковался; зато усиленно пользовались внутренним кредитом в видевыпуска краткосрочных билетов государственного казначейства (серии,созданные у нас Канкриным) и позаимствований у казенных кредитныхучреждений и комиссии погашения долгов. Накануне отставки Канкрина государственный долг равнялся:консолидированный - 862 миллиона рублей (возрос с 1723 г. на 703,5 миллионарублей), позаимствования у банков комиссии погашения долгов - 489,5миллиона рублей (увеличились на 411,5 миллиона рублей), серии - 102миллиона рублей, ассигнации - 595,8 миллиона рублей, всего 2049,5 миллионарублей ассигнациями. С уходом Канкрина дефициты снова начали расти,затруднения в средствах увеличивались, пока, наконец, Крымская война невызвала финансового кризиса, заставившего опять прибегнуть к выпускубумажных денег. Важнейшие из отдельных финансовых мероприятий царствования Николая I:восстановление питейного откупа, установление табачного налога вбандерольной форме и налога на свекловичный сахар, изданиепокровительственного таможенного тарифа, устройство денежной системыустановлением серебряного рубля как основной денежной единицы (1839),переложение государственных доходов и платежей на серебро (1840).Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским. Намеченные в царствование Александра II важнейшие улучшения финансовойсистемы удалось более или менее удачно осуществить только в последующиецарствования. Призванный в мае 1881 г. к должности министра финансов бывшийкиевский профессор Н.Х. Бунге старался осуществить следующую программу:приведение в равновесие доходов с расходами, путем соблюдения самой строгойи разумной экономии; улучшение податной системы, посредством болеесправедливого распределения налогов, соответственно действительнойналогоспособности плательщиков; покровительство всем отраслям народногопроизводства, в нем нуждающимся; развитие прочного и легко доступного всемклассам общества кредита; улучшение денежной системы, без стесненияторговли и промышленности. Осенью 1881 г. последовало Высочайшее повелениео соблюдении всеми ведомствами строгой бережливости и о неуклонномисполнении сметных правил. Все ежегодно повторяющиеся сверхсметныеназначения Высочайше повелено с 1883 г. вносить в смету. Этой меройсокращены были сверхсметные ассигнования вдвое (с 60 миллионов рублей до 30миллионов рублей), но не устранена недостаточность финансовых средств; всеросписи Н.Х. Бунге (за исключением 1883 г.) заключали в себе дефицит, аисполнение их сопровождалось еще большим дефицитом (по росписям 1881 - 1886годов общая сумма дефицитов предполагалась в 104,2 миллиона рублей, вдействительности же она превысила 224 миллиона рублей), но несмотря на то,что рост государственных расходов почти совсем приостановился (в 1881 г.обыкновенные расходы составляли 734,3 миллиона рублей, в 1882 г. - 709, в1883 г. - 723,7, в 1884 г. - 727,9, в 1885 г., без расходов по выкупнойоперации - 749,4, в 1886 г. - 780 миллионов рублей). Необходимость покрытия дефицитов, а также чрезвычайные расходы попогашению временных выпусков кредитных билетов и по возобновившейся с 1881г. постройке железных дорог, вынуждали приобретать средства путем новыхзаймов, которых было заключено, с 1881 по 1886 г., на сумму более 600миллионов рублей. Таким образом Бунге не удалось привести в равновесиегосударственный бюджет. Способ сведения росписей при нем ничем не отличалсяот прежнего порядка, но сама роспись получила большую полноту и ясность,вследствие включения в нее, в 1883 г., оборотов по железнодорожному фонду,в 1885 г. - выкупных платежей и расходов по выкупной операции. Все успешнееН.Х. Бунге исполнил ту часть его программы, которая касалась улучшенияподатной системы и которую он всегда признавал важнейшей целью своегоуправления. Для достижения этой цели были понижены выкупные платежи на 12миллионов рублей (с 1882 г.) и постепенно отменена, по указу 14 мая 1883г., подушная подать. Благодаря этим мерам, с крестьян было снято налогов на53 миллиона рублей, и хотя некоторая часть этой суммы опять пала накрестьян же, вследствие повышения питейного налога и превращения оброчногосбора с бывших государственных крестьян в выкупные платежи, в увеличенномразмере, но это не могло уменьшить принципиальные значения отмены подушногоналога, как меры, уничтожившей последний след рабства и открывшей путь кизменению паспортной системы, круговой поруки и иных неблагоприятныхусловий крестьянского строя. Понижение налогов с крестьян сопровождалосьвсе большим привлечением к обложению других, более имущих классовнаселения, до тех пор изъятых от прямого обложения или недостаточнообложенных. В 1882 г. установлен налог с имуществ, переходящих безмезднымиспособами (т. е. наследств и дарений), в 1885 г. - дополнительные сборы, 3-процентный и раскладочный, с торговых и промышленных предприятий, и 5-процентный налог на денежные капиталы; повышен поземельный налог и налог нанедвижимые имущества в городах. Вводя необходимую уравнительность вподатную систему, эти мероприятия, по мысли Бунге, должны были подготовлятьпочву для введения со временем подоходного обложения. К той же цели должнобыло клониться и учреждение особых местных органов финансового управления -податных инспекторов, на которых возложено было наблюдение за правильностьюраспределения прямых налогов и всестороннее изучение податных силнаселения. Заслуга реформирования податной системы, проведенного Бунге, являетсятем более высокой, что нужна была особая смелость, и дажесамоотверженность, чтобы решиться на отмену налогов в такое время, когдабюджет страдал ежегодными крупными дефицитами. Финансовые мероприятия,направленные на покровительство промышленности, заключались в повышенииставок таможенного тарифа. При современном финансовом и экономическомположении России Н.Х. Бунге видел в таможенных пошлинах не только источникдоходов и охрану промышленности, но и средство упрочения денежной единицы,путем возможного улучшения в нашу пользу платежного баланса. Почти ежегодноповышались пошлины по различным предметам ввоза и вывоза; наш таможенныйтариф, получивший уже с 1877 г., когда было установлено взимание пошлинзолотом, высокопошлинный характер, мало-помалу по многим статьям сделалсязапретительным. В области развития доступного населению кредита министерство Бунгеосуществило два важных мероприятия - устройство Крестьянского Поземельногобанка (в 1882 г.), целью которого было постановлено содействие крестьянам впокупке земель, и учреждение (в 1885 г.) Дворянского банка, для выдачи ссуддворянам на льготных условиях. В области улучшения денежной системы Н.Х.Бунге сделал относительно немного. Важнейшей мерой было осуществление указа1 января 1881 г. об уплате государственному банку долга за временновыпущенные кредитные билеты, с целью изъятия их из обращения, причем толькочасть этого долга была уплачена деньгами, а на остальную сумму сдана банкунереализованная рента. В 1883 г., в видах привлечения монеты в обращение,Бунге внес в Государственный совет представление о разрешении сделок назолото и обращения звонкой монеты по курсу в платежах между казной ичастными лицами. В этом представлении, не имевшем успеха, выразилосьизменение взглядов правительства на способ восстановления металлическогообращения. До Русско-турецкой войны оно не могло отрешиться от мысли онеобходимости восстановить ценность кредитного рубля до al-pari;представление 1883 г. свидетельствует о решимости отказаться от прежнеговоззрения. С осени 1884 г. Бунге стал стремиться к увеличению сосредоточенного вгосударственном банке запаса золота, посредством передачи ему поступающей втаможенные платежи звонкой монеты (к 1 января 1895 г. было таким путемсобрано 30 миллионов рублей, к 1886 г. - 74,7 миллионов рублей, к 1887 г. -88,4 миллиона рублей). С именем Н.Х. Бунге связано и начало коренного переворота вжелезнодорожной политике. С 1882 г. учреждается казенное управление вЕкатерининской, Ливенской и Баскунчакской железных дорогах. Эти первыезачатки казенной железнодорожной сети начинают быстро развиваться, как насчет переходящего в руки казны частных железных дорог, так и путемпостройки новых рельсовых линий на средства казны. По справедливомузамечанию В. Судейкина , "ни один из бывших в России министров финансов неначинал своей деятельности при столь благоприятных условиях, как И.А.Вышнеградский. В 1887 г. был огромный, небывалый урожай в России и плохой в Европе.Вывоз хлеба достиг пределов, до тех пор неслыханных. Последствием огромноговывоза было усиление доверия к России и повышение ее кредита на иностранныхрынках. Его предшественником был произведен ряд реформ, в корне изменившихвсю финансовую систему, а урожай произвел такие результаты, достижениекоторых требует напряженных усилий многих лет". Главнейшей задачейВышнеградского было восстановление металлического обращения. Согласно егопредставлению, комитет финансов, в заседании 28 июня 1887 г., призналжелательным стремиться к упрочению ценности рубля посредством размена егона золото по курсу, близкому к современному (1 рубль 50 копеек кредит за 1рубль металлический), в том убеждении, что "предметом всяких мероприятий вотношении денежного обращения, может быть не восстановление полнойноминальной ценности кредитного рубля, а лишь установление этой ценностинастолько прочно, чтобы был положен предел дальнейшим сколько-нибудьзначительным колебаниям". Журнал этого заседания был Высочайше одобрен итаким образом является моментом окончательного решения совершить реформуденежной системы путем девальвации. Составленный на этом основании проектразрешения сделок на звонкую монету остался, однако, без последствий, иВышнеградский должен был ограничиться теми же подготовительными работами, ккоторым приступил уже его предшественник, т. е. продолжением скоплениязолотых запасов, необходимых для покрытия размена. Решив приобретать золотоне займами, а покупкой, правительство должно было всеми мерами стремиться ктому, чтобы в казне имелись для того широкие свободные ресурсы и чтобыустановился возможно более благоприятный расчетный баланс, как средствопривлечения и удержания золота в стране. Работая над осуществлением этих необходимых условий, Вышнеградскийдержался крайней бережливости в ассигновании государственных средств идобился совершенного устранения сверхсметных кредитов. Усиленновзыскивались недоимки по отмененному подушному налогу, установлены новыеакцизы на керосин и спички, повышены питейный, табачный, сахарный акцизы,гербовый сбор, поземельный и промысловый налоги. Той же цели - установлениюравновесия в бюджете - соответствовали и совершенные Вышнеградским важныеулучшения в кредитной системе и железнодорожном хозяйстве. Воспользовавшисьобщим понижением ссудного процента на денежных рынках, он провел конверсиюбольшей части наших металлических займов, превратив их в 4-процентные иотсрочив уплату погашения по ним на более долгие сроки. КонверсииВышнеградского уменьшили размер наших золотых платежей, перенеслизначительную часть русских фондов на богатый французский денежный рынок,приучили владельцев наших государственных бумаг довольствоваться 4процентами дохода и проложили путь последующим, более крупным конверсиям. Вобласти отношений государства к железнодорожному хозяйству Вышнеградскийпроизвел решительную реформу, подчинив железнодорожное тарифное делоправительственному руководству и создав для этого особые тарифные органы всоставе министерства финансов. Вместе с тем точнее были определены финансовые отношения между казнойи частными железнодорожными обществами и произведен выкуп в казну огромнойсети железных дорог, по преимуществу убыточных, так как нахождение такихлиний в руках частных обществ, мало заинтересованных, в видугосударственной гарантии дохода, в улучшении условий эксплуатации исодержавших дорогие центральные управления, причиняло большие расходы казнеи служило одним из главных источников бюджетных дефицитов. Благодаря указанным мероприятиям, направленным на увеличениегосударственных доходов и на возможное сокращение расходов по двум важнымстатьям расходного бюджета, при крайней бережливости по всем прочим,равновесие между доходами и расходами было, наконец, установлено, ивпервые, после долгого дефицитного периода, наступило прочное превышениепервых над последними: в 1888 г. - на 53,3 миллиона рублей, в 1889 г. - на65,5 миллионов рублей, в 1890 г. - на 60,6 миллионов рублей, в 1891 г. - на13,8 миллионов рублей. Вторая цель - установление выгодного торгового баланса - достигалосьдвумя далеко не безопасными путями: во-первых, всевозможным поощрением кусилению хлебного вывоза, для чего правительство воспользовалось, междупрочим, правом установления железнодорожных тарифов и чему косвенноспособствовало усиленное взыскание недоимок и податей, вынуждавшее крестьянк спешной продаже хлебных запасов; во-вторых, постановлением препятствий кувеличению ввоза. В таможенной политике идеалом Вышнеградского былминимальный ввоз при возможно крупных размерах таможенного дохода, радичего происходили ежегодные повышения тех или иных тарифных ставок,установлен с 1888 г. (под тем предлогом, что временное улучшение курсарубля ослабило тарифную охрану) общий дополнительный таможенный сбор вразмере 20% и произведен общий пересмотр таможенных пошлин, закончившийсяизданием нового таможенного тарифа (по европейской торговле) 14 июня 1891г., проникнутого строго покровительственным характером. Желаемая цель, благодаря ряду урожайных годов, была внешним образомудачно достигнута. Торговый баланс в нашу пользу, равнявшийся в 1882 - 86годы в среднем 65,9 миллионов рублей ежегодно, в пятилетие управленияВышнеградского, составлял: в 1887 г. - 224,1 миллиона рублей, в 1888 г. -393,3 миллиона рублей, в 1889 г. - 313,7 миллионов рублей, в 1890 г. -277,3 миллионов рублей, в 1891 г. - 327,4 миллионов рублей. Достижениетакого высокого перевеса вывоза над ввозом дало возможность не тольковполне покрывать заграничные платежи по металлическим займам, но иприобретать покупкой золото для увеличения металлического фонда. Блестящая внешняя финансовая сторона действительности И.А.Вышнеградского далеко, однако, не находилась в соответствии с экономическимсостоянием населения; первый сильный неурожай привел всю систему кнесостоятельности. Быстрое усиление податного бремени и энергичные приемывзыскания как текущих платежей, так и недоимок по уже отмененным сборам,привели к крайнему напряжению податных сил крестьянского населения.Бедственный 1891 г. обнаружил глубокое оскудение крестьянства назначительном пространстве России и потребовал экстренных мер со стороныфинансового управления, в виде затраты 161 миллиона рублей напродовольствие голодающих. Превратив, в предшествовавшие годы, свободныересурсы казначейства и государственного банка в запасы золота, не имевшегообращения на внутреннем рынке, правительство оказалось вынужденнымприбегнуть к временному выпуску кредитных билетов на 150 миллионов рублей. Истощение запасов хлеба в стране, вызванное как одностороннимимероприятиями, клонившимися непосредственно к усилению его вывоза заграницу, так и косвенным действием податного гнета, повело к запрещениювывоза хлеба, а соединявшееся с этой мерой опасение за выгодность торговогобаланса и целость с таким трудом накопленного золота, заставила прибегнутьк внешнему золотому займу (3%), окончившемуся неудачей. Расход напродовольствие населения поглотил почти все свободные средстваказначейства, а расстройство хозяйственного положения разоренных неурожаемместностей увеличило до громадных размеров недоимки и отразилосьзначительным недобором по всем главнейшим статьям государственных доходов.Денежная реформа Витте. Преемнику И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте , предстояло устранить всеэти финансовые затруднения и довести до конца разрешение основных задачфинансового управления России: восстановление металлического обращения,улучшение кредитной системы, развитие и упорядочение железнодорожногохозяйства. Следуя в этих вопросах приемам И.А. Вышнеградского, новый министр вобщем направлении финансовой политики во многом приближается к Н.Х. Бунге.Воспользовавшись установившимся равновесием в бюджете, он выставилпринципом, что "финансовая политика не только не должна упускать извнимания нежелательных последствий излишней сдержанности в удовлетворенииназревающих потребностей, но, напротив, должна поставить своей задачейразумное содействие экономическим успехам и развитию производственных силстраны". Расширение расходов на эти цели, а также на некоторые долгоостававшиеся без удовлетворения общие государственные потребности, былопризнано необходимым. Для обеспечения правильного хода финансовогохозяйства признавалось необходимым не только устойчивое равновесие бюджета,но и некоторое превышение государственными доходами итога обыкновенно изгода в год повторяющихся расходов. Расширение государственных расходов ипризнанная необходимость снова образовать запас свободных ресурсовтребовали нового увеличения податного бремени. В конце 1892 г. одно за другим были проведены повышения налога с пивана 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, снефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлентакже дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ идополнительных торгово-промышленных сборов. В 1893 г. установленгосударственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотябы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков ипредставляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение. В 1894г. утверждено положение о казенной продаже питей в четырех восточныхгуберниях. Вместе с этими мерами, направленными на устранение причиненногоголодным годом ущерба государственным доходам, С.Ю. Витте должен былзаняться и созданными политикой своего предшественника финансовымизатруднениями: развившейся отчасти на почве кредитных и биржевыхмероприятий Вышнеградского спекулятивной игрой на курсе кредитного рубля иторговыми осложнениями с Германией, вызванными высокопокровительственнымтаможенным тарифом 1891 г. Энергично введенная таможенная война повела к взаимным уступкам,заставила Россию отказаться от принципа автономности таможенного тарифа, изакончилась торговыми договорами с Германией и другими государствами. Дляборьбы с биржевой спекуляцией был установлен ряд законодательных иадминистративных мероприятий, завершившихся полным успехом и достижениемустойчивого курса рубля. В 1894 г. окончилась тринадцатилетнее мирное царствование императораАлександра III. За это время в области бюджетного хозяйства прочноосуществлены выработанные еще в 60-х годах начала правильного сметногохозяйства, устранена хроническая язва дефицита и достигнуто устойчивоепревышение обыкновенных доходов над расходами. В области податной политикиположено начало осуществления принципа соразмерности податного бремени сзажиточностью населения. Желание устранить вредное влияние питейного налогавыразилось сперва в частичном ограничении питейной торговли, а затем вгосударственной монополизации ее. Создалась обширная новая отрасльфинансового хозяйства - казенная железнодорожная сеть крупных размеров;приняты меры к упорядочению всего вообще железнодорожного хозяйства. Государственные ресурсы увеличились в значительных размерах: в 1881 г.обыкновенные доходы (со включением выкупных платежей) дали 729,6 миллионоврублей, в 1893 г. - 1031,5 миллионов рублей. Государственный долг,составлявший в 1881 г. 3840,4 миллионов рублей кредиток, вследствиеусиленного выкупа железных дорог, постройки новых, конверсионных операций идефицитов первой половины царствования увеличился до 5589 миллионов рублей(к 1 января 1895 г.), но, благодаря досрочному выкупу некоторых займов иконверсии других, платежи по этому долгу увеличились с 237,8 миллионоврублей только до 257,3 миллионов рублей (т. е. всего на 19,5 миллионоврублей или 1,1% на сумму увеличения долга). Конверсии уменьшили ежегодныеплатежи по государственному долгу на 13,4 миллионов рублей золотом и 30миллионов рублей кредитными. Покровительственная тарифная политика создалавысокий перевес вывоза товаров над ввозом. Значительно улучшились условиягосударственного кредита: в 1880 г. 4-процентный металлический заем можнобыло поместить по курсу не выше 75%, а последний 4% заем истекшегоцарствования был выпущен по 97 1/4%. Обилие доходов в последнюю половинуцарствования и выгодный торговый баланс дали возможность правительствунакопить значительные запасы золота (к 1 января 1881 г. золотой фондсоставлял 291,1 миллионов рублей, к 15 декабря 1894 г. - 649,5 миллионоврублей) и подготовил важнейшее условие для проведения денежной реформы. После смерти императора Александра III финансовое управление осталосьв заведовании С.Ю. Витте. В 1895 г. освобожден от налога безмездный переходсельской собственности к ближайшим родственникам и облегчена уплатакрепостных пошлин по переходу заложенных имений (10 апреля), понижена на1/3 пошлина с застрахования имуществ (16 мая), земства освобождены отобязательных расходов на содержание некоторых учреждений (1 июня); в 1896г. понижена пробирная пошлина, установлено значительное облегчение поуплате крестьянами выкупного долга, который предоставлено пересрочивать нановые сроки (13 мая), понижен на половину, на 10 лет, государственныйпоземельный налог (манифестом 14 мая), отменен 1/4% судоходный сбор (17июня), значительно понижены пошлины за привилегии на изобретения (1 июля).В 1897 г. отменен паспортный сбор (7 апреля), являющийся одним из наиболеевредных и несправедливых налогов. В 1898 г. отменена подушная подать вСибири; издано новое положение о государственном промысловом налоге,имеющее целью сообщить ему большую уравнительность. Возобновленные С.Ю. Витте конверсии отличались колоссальными размерамии сопровождались почти полным преобразованием наших государственных займовв 4-процентные и унификацией большей части внутреннего долга в типгосударственной 4-процентной ренты. Усиленный выкуп железных дорогсосредоточил в руках казны важнейшие магистрали; наиболее важным фактом вэтой области является решение правительства соорудить на средства казнывеликую Сибирскую дорогу и исполнение значительной части этого. Затратабольших средств на это предприятие и необходимость постройки целого рядакрупных новых железнодорожных линий заставили правительство сделатьотступление от прежней политики и предоставить сооружение новых дорогнаиболее солидным из оставшихся частных железнодорожных обществ. Наиболее важным финансовым событием настоящего царствования являетсявосстановление металлического обращения. Добившись устойчивости курса кредитного рубля, правительствоприступило к тому законодательному шагу, перед которым вынуждены былиостановиться Бунге и Вышнеградский: Высочайше утвержденными 8 мая и 6ноября 1895 г. мнениями Государственного совета дозволено было заключениесделок на золото и взнос золотой монеты во все правительственные кассы покурсу (на 1896 г.) 1 рубль золотом равен 1 рубль 50 копеек кредитом.Высочайшим повелением 8 августа 1896 г. курс на золотую монету былфиксирован на неопределенное время и на государственный банк фактическивозложен размен кредитных билетов по этому курсу. Комитет финансоввыработал законопроект о законодательном утверждении за кредитным рублемопределенной цены на золото, путем возложения на государственный банкпостоянной обязанности размена кредитных билетов и установления точныхправил для выпуска билетов в обращение; этот проект был отклоненГосударственным советом. Указом 3 января 1897 г. установлена чеканкаимпериалов и полуимпериалов, с означением на них 15 рублей и 7 рублей 50копеек, и таким образом, нарицательное достоинство золотой монеты приведенов соответствие ее цены, определенной для обмена на кредитные билеты. Этоймерой закончена была девальвация и фактически установлено обращениекредитных билетов и золота на равных основаниях. Указом 29 августа 1897 г.установлены основания выпуска кредитных билетов государственным банком подобеспечение золотом; указами 14 ноября повелено чеканить пятирублевуюзолотую монету достоинством в одну третью часть империала и кредитныебилеты, путем утверждения новых надписей для них, объявлены разменными назвонкую монету. Этими мероприятиями завершен переход к золотому основаниюденежной системы; российской денежной монетой установлен золотой рубль, ссодержанием 17,424 долей чистого золота, а серебряная монета получиланазвание лишь вспомогательного орудия, роль которого в денежном обращенииокончательно определена указом 27 марта 1898 г. Денежная реформа завершилась перечислением в 1899 г. таможенных пошлинна новую валюту и изданием Высочайшего утверждения 7 июня 1899 г. новогомонетного устава. Он представляет собой, с одной стороны, кодификациюуказов, касавшихся установления новой денежной единицы на золотомосновании, с другой - повторение, а частью необходимое изменение оставшихсяв силе постановлений прежнего устава.Вывод. Итоги денежной реформы Витте. В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выгляделоследующим образом. Монетной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 гр.(17,424 доли) чистого золота, разделенный на 100 копеек. Главной монетойявлялась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотогослитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Она изготавливаласьобязательно 900 пробы, а достоинство определялось в 15 рублей (империал,равноценный сорока франкам), в 10 рублей, в 7 рублей 50 копеек и в 5рублей. Вспомогательной монетой в платежах служили серебряные и медныемонеты; первая изготавливалась двоякой пробы: 900-и достоинством в рубль,50 и 25 копеек и 500-и - в 20, 15, 10 и 5 копеек. Медная же монетачеканилась достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки. Чеканка серебряноймонеты за счет частных лиц не допускалась, и выпуск ее был ограниченопределенным пределом: количество ее в обращении не должно было превышатьсуммы в 3 рубля на каждого жителя империи. Закон требовал производить всерасчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливалобязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах нанеограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в веденииМинистерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе вПетербурге. Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банкомв размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременнопод обеспечение золотом. Металлическое обеспечение устанавливалось вследующем соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотомнаполовину, а сверх этого предела - в соответствии рубль за рубль.Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету безограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаковобеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всемдостоянием государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях,что и золотая монета, символом которой они служили. Достоинства кредитныхбилетов установлены были в 500, 100, 25, 10 рублей, а также в 5, 3 и 1рубль. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189%суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всегоденежного обращения. Введение золотой валюты укрепило государственные финансы истимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам ростапромышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому вбольшой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций виндустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.)их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В концеXIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российскогоденежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежноймассы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы вэту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять сталавозрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранитьв неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обменбумажных денег на золото. Проведенная в России в 1895-1898 гг. стабилизация рубля послужилаобразцом для других государств. Внимательно изучив опыт России, к денежнойреформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, после первой мировой войны -- Франция. До 1914 г. российский рубль стал одной из наиболее устойчивых валютмира.Литература. 1. История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 1996 2. История России 1961-1917. Москва, Терра, 1996 3. История СССР с древнейших времен до наших дней. Том V. Москва, Издательство “Наука”, 1968 г. 4. Международный исторический журнал. №№1 – 6 1999 г. 5. Л. Юровский На путях к денежной реформе", Москва, 1924 г. 6. Дейкин А. Великий эконом самодержавия: 100 лет назад завершилась денежная реформа С.Витте // Новоевремя. 1997 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте
Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода...
Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconС. Ю. Витте. Политический портрет "в россии необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются". Сергей Юльевич Витте План Введени Становление личности2

Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconС. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг

Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconРеформы Петра Первого

Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconЭкономические реформы Петра Первого

Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте icon“реформистская деятельность с. Ю. Витте” Подготовил Томилин В. А. Казань, 2001. План введение роль крестьянской общины в дореформеное время время и реформы с. Ю. Витте заключение список использованной литератур введение каждое время для истории России было по-своему судьбоносным

Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы