Гражданский процесс в России icon

Гражданский процесс в России



НазваниеГражданский процесс в России
Дата конвертации18.07.2012
Размер114.27 Kb.
ТипРеферат
Гражданский процесс в России


Содержание. Стр. I. Введение. II. Административная юстиция России: 1. История становления. 2. Основные черты.III. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений: 1. Процессуальные особенности дел. 2. Дела по защите избирательных прав граждан. 3. Дела по жалобам на действия государственных органов. 4. Дела о признании нормативных актов противоречащими закону.IV. Заключение.V. Список литературы. I. Введение. Сегодня много говорят и пишут о необходимости перехода к рыночнымотношениям, формирования правового государства, становления демократическихтрадиций, институтов и норм. Хотя в Конституции в ст. 1 провозглашено, что"Россия есть демократическое правовое государство", это лишь цель, ккоторой необходимо стремиться. А в правовом государстве организована идействует система "административной юстиции". Проблема взаимоотношений гражданина с властью и её структурамизанимала общество с незапамятных времён. Человечество с древнейших времёнищет оптимальные формы соотношения государства и личности, сочетания ихинтересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первомместе, а благо народа представлять высший закон для государства. Однакопрактика не соответствует высоким идеалам и обычно упирается в выгоду длягосударства, отдельных его слоёв, облеченных публичной властью. В правовомгосударстве гражданин должен быть защищён от произвола администрации. Визитная карточка правовой жизни – правовые акты. В повседневнойжизни граждане сталкиваются не с правом вообще, а с правовыми актами,которых множество. Последние выступают основной составной частью правовойжизни, представляют собой важнейшие средства удовлетворения интересовсубъектов. В правовой жизни немало результатов откровенных правонарушений –неконституционные нормы общефедеральных и региональных законов, указовпрезидента, постановлений правительств, многочисленные противозаконныепредписания местных чиновников и т.д. Современная политическая жизнь общества характеризуется выборностьюосновных органов власти и местного самоуправления на всех уровнях: отПрезидента России и Государственной Думы до органов местногосамоуправления. Но и здесь нередко нарушаются права граждан. Все перечисленные выше сферы жизни общества непосредственно касаютсякаждого гражданина России. Необходимость судебного контроля за действиямиорганов исполнительной и законодательной власти вытекает из разделениявластей как основного начала государственного устройства в современнойРоссии. Отсюда и актуальность выбранной темы. II. Административная юстиция России: 1. История становления. Ещё в средние века в Англии было допущено предъявление иска "ккороне", т.е. к королю, его чиновникам. Гордая формула: "Англичанеуправляются законом и только законом" – долгие столетия была объектомзависти для Европы и, естественно, России.
После Великой Французскойреволюции идея административной юстиции начала распространяться в Европе истала повсеместной, не избежав, однако, существенных национальных различий. В России система административной юстиции начала создаваться вконце XIX века. Первой инстанцией являлись смешанные губернскиеприсутствия, рассматривающие строго ограниченный круг административных дел(налоговые, о дорожной повинности, о нарушении полицейских постановлений).Многие дела через присутствия не проходили, а рассматривались второй ипоследней инстанцией, департаментом Сената. Судебный порядок отсутствовал, господствовал письменный принцип.Сенаторы назначались из "особ первых трёх классов", причём не требовалосьни практического стажа, ни образования. Попытка Временного правительствасоздать административную юстицию не удалась. Революция 1917 г. смела всю буржуазную правовую систему дооснования. Однако почти сразу возникла потребность в организации судов длярассмотрения уголовных и гражданских дел, а чуть позже и органов, которыемогли бы разрешить и административные споры. Первый проект созданияадминистративных судов относится к 1918 г., он предусматривал созданиекомитета по рассмотрению жалоб. В течении нескольких лет бюро жалобдействовали не только как органы, ведующие приёмом жалоб, но и как органы"производящие расследование и разрешение жалоб", а в конце 1924г. они былиликвидированы, так и не превратившись в административные суды. Дискуссии поповоду необходимости создания административных судов и административнойюстиции прекратились на 40 лет, на долгие годы какое либо упоминание в СССРбыло исключено. После XX съезда КПСС стало возможным высказывать предложения онеобходимости возврата к тем проблемам, которые обсуждались в начале 20-хгодов, но до реального решения вопроса об обеспечении законности вовзаимоотношениях гражданина с органом управления или государственнымчиновником было ещё очень далеко. И хотя в Конституции закреплялось правогражданина обжаловать в суд неправомерные действия должностных лиц, ноформула "в установленном законом порядке" использовалась реакционерами длятого, чтобы препятствовать расширению защиты гражданами своих прав.Только 30 июня 1987 г. был принят закон "О порядке обжалования в суднеправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан". Однакоон нес отпечаток тоталитарной системы: гражданам было разрешено жаловатьсяна действия только отдельных должностных лиц, и запрещено жаловаться надействия коллегиальных органов. И уже через 2 года этот закон был отменён изаменён законом "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органовгосударственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан"(от 2.11.1989 г.) Поэтому реальное формирование института административнойюстиции в России началось лишь в конце 80-х годов. Предложение создания административных судов в России не находилоподдержки по соображениям роста административного аппарата и недостаткасредств. Это опасения сохраняются и сегодня. В современной России, несмотряна указание в Конституции РФ на административное судопроизводство (ст.118),отсутствует специальная система специальных органов, и в ближайшие годыюрисдикционные функции в сфере управленческой деятельности у нас будутосуществлять общие суды в порядке гражданского судопроизводства.Основные черты. Особенности административной юстиции в каждой стране достаточносущественны. Однако есть несколько общих черт, которые характеризуют этотинститут в целом. Во-первых, для всех систем административной юстициихарактерно отнесение к её ведению споров, которые носят административно-правовой характер. Во-вторых, в качестве юрисдикционного органа,используется орган специально созданный или приспособленный к разрешениюспоров о праве. Эту роль играют совершенно независимые от администрацииобщие суды либо специально созданные административные суды. В-третьих,каждая система административной юстиции предполагает, что рассмотрение иразрешение административных споров происходит в установленной закономпроцессуальной форме. Правовой институт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешенияспоров в сфере административного управления между гражданами иорганизациями, с одной стороны, и органами исполнительной власти, с другойстороны, получил название административной юстиции. В России, как уже отмечалось, административное судопроизводствоосуществляется всеми органами судебной власти: федеральными судами и судамисубъектов Федерации в соответствии с установленными правиламиподведомственности. Проверка законности нормативных актов относитсяисключительно к компетенции Конституционного суда (ст. 239 ГПК). Административная юстиция в России ориентирована на разрешениеспорных дел, в которых спор об административном праве является предметомсудебного рассмотрения. Дела, возникающие из административныхправоотношений, возбуждаются по жалобе заинтересованного лица, а вотдельных случаях по протесту прокурора. В некоторых случаях до обращения всуд обязательна подача жалобы в соответствующий административный орган,например, на неправильности в списках избирателей обращение к администрацииявляется обязательным (ст.233 ГПК). Дела, возникающие из административныхправоотношений, рассматриваются по общим правилам судопроизводства заотдельными изъятиями, установленными законом. В этом виде судопроизводствадействуют все принципы процесса, дело проходит все предусмотренные стадии,предусмотрена возможность обжалования судебного решения и т.д., ноисключается исковая терминология (дело возбуждается по жалобе или протеступрокурора), не предусматривается возможность заключения мировой сделки ипризнания иска и др. Основным способом защиты в этой категории дел является признаниенезаконным или необоснованным тех действий, которые совершены должностнымлицом или административным органом. Суд может обязать соответствующихдолжностных лиц устранить в полном объёме допущенные нарушения прав исвобод граждан (восстановить в очереди на жильё, возвратить водителюотобранные у него права и т.д.). Таковы основные черты административнойюстиции.Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовыхотношений:Процессуальные особенности дел. Каждый из органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, судыобщей юрисдикции, арбитражные суды разрешают отнесенные к их ведению дела вадминистративно- правовой или публично-правовой сфере. Термин, используемыйв Гражданско-процессуальном кодексе "производство по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений", достаточно условен, поскольку судыобщей юрисдикции рассматривают одновременно споры как из собственноадминистративных, так и налоговых, финансовых, конституционных и другихправоотношений. Перечень дел, отнесённых ст. 231 ГПК к ведению судов врамках данного производства давно устарел и в настоящее время не имеетособого юридического значения. Многие акты органов исполнительной власти могут оспариваться нетолько в производстве из административно- правовых отношений, но и висковом (например, споры об отказе в выдаче ордера) и особом производстве(жалобы на акты органов гражданского состояния). Особенности дел, возникающих из административно-правовых отношений,сводятся в основном к следующему. Предметом судебной деятельности являютсяотношения, которым присущи императивный и властный характер, участиегосударства в лице его различных органов и должностных лиц. Суд разбираетспор не о праве гражданском, а об административном, избирательном,налоговом либо ином праве. В качестве одного из участников выступает соответствующий органисполнительной власти или местного самоуправления, должностные лица. Кнаименованию сторон в данном производстве не применимы понятия истца тответчика. С одной стороны выступает гражданин или организация,оспаривающая соответствующий акт (действие или бездействие), а с другойстороны орган исполнительной власти, местного самоуправления, должностноелицо, чьи акты являются предметом судебной проверки. В данном виде производства не используются такие правила исковогопроизводства, как заключение мирового соглашения, передачи дел наразрешение третейского суда, правила договорной подсудности и т.д. Бремядоказывания законности своих действий возлагается на соответствующий орган,который издал, принял правовой акт, отказал в совершении юридическогодействия. Замена органа, должностного лица, чьи действия обжалуются,производится в соответствии с законом "Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан" и ГПК. Как видно, процессуальных особенностей рассмотрения и разрешениядел не так много, поэтому данные дела рассматриваются судами по правиламГражданского процессуального кодекса с теми изъятиями и дополнениями,которые установлены иными законами России.Дела о защите избирательных прав граждан. ГПК содержит главу 23 "Производство по делам о защитеизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации", но регламент рассмотрения этих дел практически не применяется,так как не соответствует современным правовым реалиям и избирательномузаконодательству России. Практически каждый Федеральный закон о выборахсодержит нормы процедурно-процессуального характера, которые отражаютпорядок разрешения споров. Споры при осуществлении избирательных прав могутбыть самыми разнообразными: дела, связанные с регистрацией кандидатов иизбирательных объединений, предвыборной агитацией, оспариванием текстабюллетеня, финансирования выборов и т.д. Решения и действия (бездействия)Центральной избирательной комиссии и её должностных лиц обжалуются вВерховный суд РФ, аналогичные действия избирательных комиссий субъектов РФ,окружных избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Федерации,действия или бездействия иных комиссий, а также комиссий референдума – врайонные суды. С жалобой на нарушение избирательного законодательства могутобращаться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательныеобъединения и т.д. По делам о защите избирательных прав установленасмешанная подведомственность, решения избирательных комиссий могут бытьобжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссиюсубъекта Федерации, Центральную избирательную комиссию. Но обращение вуказанные органы не является обязательным условием для подачи жалобы в суд. В соответствии с законом, суд вправе отменить решениесоответствующей комиссии об итогах голосования или результатах выборов, аотмена решений участковых комиссий более чем на ј избирательных участковвлечёт за собой признание недействительности выборов.Дела по жалобам на действия государственных органов. Среди таких дел можно выделить судопроизводство по жалобам напостановление административных органов и должностных лиц по наложениюадминистративных взысканий; и обжалование в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан. Первая группа дел рассматриваетпостановления органов, имеющих право наложения административных взысканий.Постановление может быть обжаловано в суд лицом, в отношении которого оновынесено, потерпевшим, их представителями, прокурором. Заявитель имеетправо обратиться с жалобой либо сразу в суд, либо через вышестоящий орган всуд. Жалоба может быть подана в 10-ти дневный срок со дня вынесенияпостановления, если этот срок пропущен по уважительной причине, суд можетего восстановить. Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления,кроме тех , по которым меры взыскания применены (предупреждение,административный арест). Жалоба должна быть рассмотрена в 10-ти дневныйсрок, суд проверяет законность и обоснованность административного акта ивыносит решение: 1) признав акт законным и обоснованным, оставляет его безизменения, а жалобу без удовлетворения; 2) признав административный актнезаконным, отменяет его и олтправляет дело на новое расследование; 3)отменяет административный акт и прекращает дело; 4) изменяет меру взысканияв пределах, предусмотренных нормами ответственности за административноеправонарушение, но не допустимо, чтобы взыскание не было усилено. Вторая группа дел носит универсальный характер. По сути дела, внастоящий момент допустимо обжалование любых действий государственныхорганов. Можно, например, обжаловать отказ соответствующих органов висправлении записи национальности в паспорте, в выдаче визы за границу, обустановлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы и т.д. Гражданин вправе обратится с жалобойнепосредственно в суд, либо к вышестоящим в порядке подчиненности органамили должностному лицу. Последние обязаны рассмотреть жалобу в месячныйсрок.Так, например, суд может обязать государственный орган произвестирегистрацию имущества, исправить в паспорте запись о национальности,отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания, выдать визу на выездиз страны и т.д.Но если обжалуемые действия государственного органа признаются законными,суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.Дела о признании нормативных актов противоречащими закону. Постановка вопроса о наличии такого производства вполне правомерна,поскольку разрешение дел о проверке соответствия нормативных актовфедеральным законам и Конституции РФ занимает всё большее место в судебнойпрактике. С заявлениями о признании нормативных актов противоречащимифедеральным законам в суды обращаются как прокуроры, так и граждане иорганизации. В качестве объекта оспаривания выступают нормативные акты,проверка которых отнесена к ведению судов общей юрисдикции. Это дела онесоответствии федеральным законам актов органов местного самоуправления,нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – министерств,ведомств, касающихся прав и свобод человека и организаций. Правовымиактами, соответствие которых закону может проверить суд по заявлениюпрокуроров, являются принятые вышеуказанными органами решения, содержащиеобязательные предписания (правила поведения), влекущие юридическиепоследствия. Такие акты могут носить как нормативный, так и индивидуальныйхарактер. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"предоставляет право по своему усмотрению обратиться в суд непосредственноили после предварительного опротестования акта в орган либо должностномулицу, которые его издали.Заключение. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируетсясудебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия)органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В настоящее время рамки института административной юстициизначительно расширились, поскольку возможности судебного контроля задействиями органов исполнительной и законодательной власти, должностных лицне ограничены. Практически любой вопрос, находящийся в ведении органовадминистративной юрисдикции, может быть в случае возникновения спорапередан на рассмотрение соответствующего компетентного суда. Предпочтительность судебного порядка при оспаривании актоворганов исполнительной и законодательной власти достаточно очевидна. Преждевсего, она проявляется в равенстве правового статуса гражданина и органавласти в гражданском процессе, наличии равных возможностей по доказыванию изащите своих прав и интересов, гласном характере судопроизводства.




Похожие:

Гражданский процесс в России iconА. оптимизация в организации арбитражного судопроизводства россии москва 2007 год Рецензенты: Морщакова Т. Г
«Судебная власть и правоохранительные органы», "Гражданское процессуальное право", "Арбитражный процесс", специального курса "Гражданский...
Гражданский процесс в России iconЛ. А. Оптимизация в организации арбитражного судопроизводства россии москва 2007 год Рецензенты: Морщакова Т. Г
«Судебная власть и правоохранительные органы», "Гражданское процессуальное право", "Арбитражный процесс", специального курса "Гражданский...
Гражданский процесс в России icon«Понятие международного гражданского процессуального права: предмет и метод регулирования» Вопросы к семинару. В каких значениях могут использоваться термины «международный гражданский процесс»
...
Гражданский процесс в России iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 15 гражданский процесс, арбитражный процесс

Гражданский процесс в России iconГражданский процесс

Гражданский процесс в России iconГражданский процесс

Гражданский процесс в России iconГражданский процесс

Гражданский процесс в России iconГражданский процесс (Контрольная)

Гражданский процесс в России iconГражданский процесс (Контрольная)

Гражданский процесс в России iconГражданский процесс (Контрольная)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы