Налоговая система Кыргызстана icon

Налоговая система Кыргызстана



НазваниеНалоговая система Кыргызстана
Дата конвертации18.07.2012
Размер371.17 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система Кыргызстана


Министерство образования Кыргызской Республики. Кыргызский Технический Университет им. И. Раззакова. Кафедра философии и социальных наук Факультет Информационных Технологий ДОКЛАДпо экономической теории на тему: Налоговая система КыргызстанаВыполнил: студент группы ТКМ-1-99 Курманов С.К. Бишкек-2001г. Налоговая система Кыргызской республики. Нет налогов - нет государства 1. Что такое налоги, нельзя ли вообще обойтись без них? Открыв любой экономический словарь, можно прочитать примерноследующее:"Налоги – обязательные платежи, взимаемыегосударством с физических и юридических лиц дляфинансирования государственных расходов (прежде всего, наздравоохранение, народное образование, оборону, содержание государственногоаппарата), но также служащий мощным экономическим регулятором". Физическиелица - это мы с вами, каждый гражданин государства, юридические -предприятия, организации, самостоятельно ведущие хозяйственную или инуюдеятельность. Мы с вами имеем паспорта. А каждое юридическое лицо имеетофициальное наименование, устав, юридический адрес, печать и расчетный счетв банке, обязательно проходит государственную регистрацию и должно бытьзанесено в государственный реестр. Физические и юридические лица являютсяналогоплательщиками. Налоги - своего рода складчина для оплаты тех дел,которые общество берет на себя, потому что это по каким-либо причинамоказывается лучше и эффективнее, чем если бы каждое лицо (физическое илиюридическое лицо) производило затраты самостоятельно, за свой счет. Самыйнаглядный пример: оборона от внешнего противника. Можно ли представитьсебе, что каждый гражданин купит себе автомат или танк, встанет на границуи грудью заслонит ее от агрессора? Конечно, здесь нужны объединенныедействия, организованная и вооруженная армия, поэтому нужно собрать деньгина оборону в один кошелек. Управление государством тоже немыслимо без сбораналогов: откуда иначе брать деньги для оплаты труда чиновников, на ихобслуживание связью и транспортом, на полицию и таможенную службу. Вспомнивмонархию, увидим, что изрядная доля налогов, собиравшихся с населения, шлана содержание двора его величества, не счесть, сколько средств ушло настроительство Зимнего дворца, Версаля, Прадо и других чудес света. Однимсловом, нет налогов - нет государства. Впрочем, есть не столь очевидныепримеры, скажем, забота о здоровье людей. Почти всюду существенную частьзабот о нем берет на себя государство, потому и собирает налоги. Но каждыйможет и должен также сам позаботиться о себе. Поэтому могут сочетаться"бесплатное" лечение - за счет налогов, собранных со всех вместе (больных издоровых), и платное - за счет самого заболевшего. То же относится кобразованию (диапазон не менее широк: от всеобщего бесплатного до частного)и пенсионному обеспечению (государственные пенсии и добровольноедополнительное пенсионное обеспечение).
В принципе любой сбор денег для финансирования какой-то конкретной задачиможет быть налогом на все общество или складчиной лишь для тех, ктонепосредственно заинтересован в решении этой задачи. Характерный пример:скандал, разразившийся в связи с введением платы за пересечение границ.Инициаторы объясняли ее необходимость стремлением лучше финансироватьпограничную службу за счет лиц, пересекающих границу; противники жедоказывали, что это задача республиканского бюджета (т.е. всего общества,включая тех, кто никогда за границу не ездит). Обе точки зрения имеют правона существование. Окончательный вердикт поможет вынести экономическийанализ, который показывает, что общество может понести ощутимый ущерб в техслучаях, когда новым сбором будут облагаться приграничные перевозки. Плата,хотя и не очень большая, может оказаться соизмеримой с себестоимостьютранспортировки грузов и сделает ееневыгодной, а значит, приведет к свертыванию важной для многих районовприграничной торговли. Все сказанное относится к налогам государственным.Но они могут быть и местными. Например, сбор на содержание колодцев сжителей какого-то села является своего рода местнымналогом. Еще в конце XVIII века великий английский экономист Адам Смитсформулировал основные требования к налоговой системе. Они признаются исегодня. Напомним их: налоги не должны быть чрезмерно обременительными; онидолжны быть понятны налогоплательщикам; каждый налогоплательщик должензнать, какую сумму, в какой срок он должен уплатить и почему; налоги должныбыть справедливыми и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщикидолжны платить примерно одинаковые налоги; государство должно уметьсобирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства. Исходя изэтого потолкуем об облагаемых налогах в Кыргызстане. ВЫБОР ПРАВИТЕЛЬСТВА: НАЛОГИ ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ?В данное время народом много говорится, что налоговая среда в Кыргызстанепрепятствует развитию отечественного производства и не способствуетпривлечению инвестиционных ресурсов. Несмотря на то, что налоги вКыргызстане по составу и ставкам почти такие же, как в других развитыхстранах, они подавляют рыночную активность предприятий и граждан. С чем этосвязано? Я взял анализ экспертов журнала «АКИpress» принципиального отличиязападной налоговой системы от нашей.На Западе налоговая система ориентирована на налогообложение личных доходовграждан. Основным налогоплательщиком является так называемый средний класс,имеющий достаточно высокий уровень доходов. Причем получают они доходыбольшей частью в форме заработной платы путем безналичного перечисления набанковские счета, что значительно облегчает администрирование налогов. Вбольшинстве западных стран экономика находится на подъеме, доходы населениярастут. Основная масса произведенного общественного продукта поступаетнепосредственно в руки частных лиц в виде заработной платы. К примеру. долязаработной платы наемных работников в структуре себестоимости продукциипредприятия в среднем достигает 70-80 процентов. Таким образом, западнаясистема налогообложения основана на высоких доходах граждан и еепрозрачности, Причем налогами облагается не весь доход, а только его часть,которая остается после вычета из дохода суммы, необходимой для нормальногоудовлетворения основных жизненных потребностей граждан. По некоторымоценкам, эта сумма достигает 12-14 тысяч долларов США в год. В большинствестран эта сумма и установлена в качестве необлагаемого налогамипрожиточного минимума. (Для сравнения, у нас необлагаемая база составляет1200 сомов в год или около 41 долларов в год.)В Кыргызстане производство находится в критическом финансовом состоянии, убольшинства предприятий нет средств даже на выплату заработной платы своимработникам. В структуре себестоимости продукции доля заработной платы непревышает 30"'о. Значительная часть доходов имеет полулегальный характер,их величина на весьма низком уровне, в обороте велика доли наличных денег,учет на предприятиях отстает западных стандартов. Поэтому, если одни и теже налоги па Западе не считаются чрезмерно обременительными и не тормозятразвитие производства и инвестиций, в Кыргызстане превращаются в фактор,грозящий экономической безопасности государства,У нас в результате налоговых реформ доходы работающих оказались"урезанными" не только за счет подоходного налога, удерживаемого попрогрессивно растущим налоговым ставкам, В Социальный фонд идут налоги сдоходов работающих – 5% (от них в пенсионный фонд - 4.5°.) и фонд занятости- 0.5%).По большому счету доходы работающих облагаются еще и 34% (из них впенсионный фонд- 27.5%, соцстрах - 3%, фонд занятости -1.5%, медицинскоестрахование –2%), несмотря на то, что он удерживается с производителя, тоесть работодателя. Таким образом, общая станка "социального" налогасоставляет 39%., из них в пенсионный фонд - 32%. Для сравнения, в ЗападнойЕвропе платежи в пенсионные фонды в среднем не превышают 15-20°'в. Причемсредняя продолжительности жизни населения 70 лет. У нас же работающие всюжизнь платят за будущую пенсию по очень высокой ставке, при этом многие изних не доживают до пенсии (особенно мужчины, средняя продолжительностьжизни которых не больше 65 лет),Высокая ставка налога в Соцфонд не стимулирует наших производителейрасширять производство, увеличивать заработную плату или создавать новыерабочие места. Во всем мире социальные взносы рассматриваются как средствоуменьшения выплат по корпорационному налогу (или налогу на прибыль) за счетсокращения облагаемой прибыли и как средство уменьшения налогов за счетпереложения ил на потребителя через цену товара. В наших условиях, когдакаждое первое предприятие убыточно, сохранение существующих грабительскихставок налогов в Соцфонд продолжает ухудшать финансовое положениепредприятий. Вторым важнейшим принципом западной налоговой системы является приоритетпроизводства перед интересами бюджета. Это означает, что власти оказываютподдержку национальному производству в самых разных формах, в том числе иналогами. Вопрос в том, что для общества важнее: обеспечить устойчивость иразвитие национального, производства или текущие, в основном, фискальныеинтересы исполнительной власти. В Кыргызстане потерпевшая крахэкономическая модель не определялась интересами частных компаний, бюджетомзанимается правительство, поэтому интересы бюджета преобладали.На Западе производство находится, в основном. в частных руках, и приоритетчастных интересов перед бюджетом там сформулирован в простой форме - какбессрочные "налоговые каникулы" для капиталов, вложенных в производство иостающихся в нем. Если же доходы предприятия вкладываются в производство,то они вычитаются из налогооблагаемой базы. Если предприятие не имеетприбыли, то оно совершенно законно не платит никаких налогов, кроме НДС,который перекладывается на потребителя, а при экспорте полностьюкомпенсируется. Налоговые правила таковы, что позволяют предприятиямсписывать из выручки приобретение оборудования и амортизационныеотчисления, формирование резервов. Предприятию, направившему свою прибыльна новые капиталовложения, часто возвращают уже уплаченные налоги. Такимобразом, основной принцип налогообложения западной модели - исключение изналогообложения капиталов, вложенных в производство, и прибыли,реинвестируемой на развитие производства. В Кыргызстане же налоговая политика основана на том. что как можнобольшая часть доходов общества должна аккумулироваться в бюджете. При этомсчитается,что государство через бюджет более эффективно и справедливо распорядитсяэтими ресурсами. Власти ошибаются, считая, что чрезмерная социальнаянагрузка нашего бюджета оправдывает существующую налоговую систему. Вусловиях неразвитости отечественного производства приоритет бюджетаозначает лишь одно - тяжелую налоговую удавку, которая давит напроизводство тем сильнее, чем хуже дела у правительства с бюджетом.Правительство берет на себя обязательства, которые оно не может исполнитьпри нынешнем состоянии отечественного производства. Что оно делает? Оноувеличивает ставки налогов, ужесточает администрирование, что, в своюочередь, еще больше сужает производственную активность. Вкладывать новыеинвестиции, расширять производство, осваивать новые технологии становитсяневыгодно - чем больше производство, тем больше налоги. Даже еслипроизводство не приносит доход его собственнику, оно облагается налогами.Таким образом, убыточные предприятия в будущем заведомо убыточны, выйти изэтого состояния без государственной поддержки (в форме кредитов напополнение оборотных средств н т.д.) уже невозможно. Но большому счету. приоритет интересов бюджета перед интересамипроизводителя означает приоритет бюджета перед инвестициями, необходимостькоторых в Кыргызстане Ощущается все сильнее. Для того. чтобы налоговая среда в Кыргызстане не тормозила развитиеинвестиционной активности, необходимо, по мнению экспертов, принять рядпостулатов на основе которых строиться будущая эффективная налоговаясистема. Во-первых, включить из налогооблагаемой базы капиталы, применяемыев производстве, включая прибыль, реинвестируемую в производство. Кромеэтого, необходимо отказаться от налогов на импорт, когда предметом ввозастановится технологическое оборудование, комплектующие и т.д. Во-вторых,остановить прямую государственную помощь субсидии, льготные кредиты,государственные инвестиционные программы (в тех областях, где без этогоможно обойтись). Нельзя допускать конкуренции государственных инвестиций счастным капиталом, как это происходит в последнее время. Огромная непосильная социальная нагрузка кыргызского бюджета наряду снеэффективными затратами на государственное управление становится тормозомдля развития отечественного производства. По мнению экспертов журнала«АКИpress», налоговая реформа должна проводиться с реформой пенсионногообеспечения (абсурд, когда ставка врача или учителя- налогоплательщиков –меньше пенсий отдельных граждан) и реформой государственного управления.Бюджет такой страны, как Кыргызстан, должен иметь на содержании не просто“социально уязвимые слои населения”,к которым причисляются все большеечисло трудоспособных граждан, способных позаботиться о себе сами, а толькоочень узкая категория населения. Наша налоговая и бюджетная политикаосновывается на том, что государство способно более эффективно заботиться осоциальных нуждах личности, чем сама личность. Это большая ошибка, онапорождает иждивенческие настроения, пассивность.Правительство хочет построить рынок с “человеческим лицом”.Но ему придетсявыбирать :или большой бюджет с действующими налогами, или отечественноепроизводство. Почему раньше все предприятия хорошо работали? Наши заводы раньше получали поддержку от государства и хорошоработали. А теперь поддержки нет. Чего же удивляться, что заводы стоят?Надо задуматься над главным: зачем предприятию нужна финансовая поддержка? Во времена социализма, когда вся экономика была государственной ицены на продукцию назначались произвольно, независимо от спроса ипредложения, это можно было понять. Установили чиновники из министерствацену на изделие ниже себестоимости, и предприятие стало планово-убыточным.Естественно, государству приходилось его поддерживать, чтобы оно моглонормально работать и развиваться. В условиях рынка цены не произвольные,определяются по жестким законам конкуренции, спроса и предложения,следовательно, экономически обоснованные. Сегодня большинство предприятийприватизировано, преобразовано в акционерные общества. В этих условиях,если завод не в состоянии выпускать продукцию, которую хотел бы купитьпотребитель, расточительно ведет свое хозяйство и терпит убытки, чего радикаждый из нас, налогоплательщиков, должен расплачиваться за леность,бесхозяйственность или отсутствие предприимчивости у его руководителей?Конечно, бывают исключения. Например, если в стране возникают принципиальноновые, нужные населению производства, государство должно на первых порахподдержать их. Дело в том, что поначалу, пока объемы выпуска изделий малы,их себестоимость почти неизбежно высока. В условиях открытости экономикипредприятие будет вынуждено конкурировать с иностранными фирмами,поставляющими на российский рынок аналогичные товары. У них производствомассовое, отлаженное. Конкурировать с ними поначалу очень трудно. Тут, какговорят экономисты, действует "эффект масштаба". Чтобы он начал действоватьи на молодом отечественном производстве, целесообразна государственнаяподдержка. Но невозможно понять утверждения нередко звучащие подобныеутверждения: "Мы выпускаем конкурентоспособные самолеты (удобрения илирыбные консервы), поэтому государство должно поддержать нас дотациями ильготными кредитами, иначе производство остановится". Как говорят в народе,если ты такой умный, то почему не богатый? Если выпускаешьконкурентоспособную продукцию, почему не продаешь ее, более того - почемуне поддерживаешь бюджет государства? Одно из двух: либо твоя продукциядействительно хороша и имеет разумную цену, тогда покупатели, как принято вкоммерции, охотно прокредитует заказы, либо слова о конкурентоспособности -очковтирательство. Такой завод не заслуживает помощи, он банкрот.При социализме гораздо меньше говорили о налогах. Они не были вцентре общественного внимания, как сейчас. Тогда налоговая система былалучше? Тогда только бухгалтеры предприятий ими интересовались, а простыеграждане порой ворчали, разделяя свою зарплату на "грязную" и "чистую", завычетом налогов. Однако налоговая система, существовавшая при социализме,страдала многими пороками. Прежде всего это относится к налогам наюридические лица (предприятия). Десятилетиями существовал порядок, когдагосударство просто изымало у предприятий "свободный остаток прибыли",оставляя им лишь то, что министерские чиновники считали достаточным дляфункционирования и планового развития производства. Легко понять, что такойпорядок начисто отбивал у коллективов и руководителей предприятий стимулы кувеличению прибыли, к рачительному хозяйствованию: они знали, что все равногосударство отберет заработанное. Несколько более эффективным был введенныйв 70-80-х годах нормативный метод распределения прибыли (для болеерентабельных предприятий норматив отчислений в бюджет был выше, для менеерентабельных - ниже: тем не менее это открывало широчайшие возможности длячиновничьего произвола, взяток, коррупции). Сам состав налогов (налог наприбыль, налог с оборота и др.) был приспособлен к условиямцентрализованного планирования и неэкономических, устанавливаемых волевымпутем цен на товары. Эти налоги тормозили развитие общественногопроизводства, сковывая инициативу трудовых коллективов. Налогоплательщик обязан платить государству налог. А какие обязательства у государства перед налогоплательщиками?В цивилизованном мире между государством и налогоплательщиком существуетвзаимная ответственность. Если, к примеру, вы платите налог на содержаниедорог, то в случае аварии, происшедшей из-за плохого их содержания, вамдолжен быть компенсирован причиненный ущерб. Более того, выплатабизнесменом всех налогов должна давать ему гарантию на безопасность ведениябизнеса. Для Кыргызстана это едва ли не самый больной вопрос. Есть немалослучаев, когда вместо обеспечения безопасности государственное учреждениестановится основным источником информации для рэкета. Тогда, считаютбизнесмены, уплата налогов теряет смысл. Следовательно, законно заботясь ополном сборе налогов, государство должно с максимальной добросовестностьювыполнять свои обязанности перед налогоплательщиками. Только в этом случаеоно может называться демократическим и правовым. Иначе это феодальноегосударство, диктатура или тирания.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИВ Кыргызской Республике Налоговая система представляет собой совокупностьобщегосударственных и местных налогов.Право введения и отмены налогов на территории республики, в том числепредоставления льгот по налогам, принадлежит высшему законодательномуоргану страны - Жогорку Кенешу.С 1 июля 1996 года в Кыргызской Республике вступил в силу Налоговый кодекс,который является сводом законоположений по всем налогам, ихадминистрированию, налоговым действиям налогоплательщиков , за исключениемтаможенных пошлин, сборов и платежей, которые регулируются таможеннымзаконодательством. В Кыргызской Республике в настоящее время взимаются следующие налоги,предусмотренные Налоговым кодексом 1.Общегосударственные: - налог на добавленную стоимость; - налог на прибыль юридических лиц; - земельный налог; - акцизный налог; - подоходный налог с физических лиц 2. Местные налоги и сборы (16 видов): - налог на рекламу; - налог за право пользования местной символикой; - налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж (2% -и налог); - налог с казино; - гостиничный налог; - налог на право охоты и рыболовства; - налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению; - налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье; - налог на используемые производственные и торгово-бытовые площади или их части; - налог с владельцев транспортных средств; - курортный сбор; - сбор с владельцев собак; - сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, конкурсов и выставок, проводимых в коммерческих целях; - сбор за парковку автотранспорта; - сбор со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах; - сбор за вывоз мусора с территории населенных пунктов;Кроме этих налогов, взимаемых в соответствии с Налоговым кодексом, естьналоги и платежи, предусмотренные другим действующим налоговымзаконодательством - налог на пользование автомобильными дорогами,отчисления средств для предупреждения чрезвычайных ситуаций, отчисления наразвитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы, арендная плата заземлю, госпошлина, прочие неналоговые поступления.Особенности налогообложения иностранных инвесторов и субъектов свободныхэкономических зон регулируются специальными законами о них-Положения межгосударственных договоров и иных актов, ратифицированныхЖогорку Кенешем Кыргызской Республики, участником которых являетсяКыргызская Республика, имеют приоритет перед положениями Налоговогокодекса.Налоги подлежат исчислению и уплате в национальной валюте КыргызскойРеспублики - в сомах в связи с чем выручка и все средства, поступающие виностранкой валюте, а также затраты в иностранной валюте, подлежащиевычетам, пересчитываются на сомы по официальному курсу Национального банкаКыргызской Республики на день совершения операций с валютой.Наибольшая доля поступлений в бюджет Кыргызской Республики приходится наналог на добавленную стоимость, удельный вес которого составил в доходнойчасти государственного бюджета в 1997 году 35,3% .Вторым по величине является акцизный налог, его удельный вес в 1997 годусоставил 9,4%, налог на прибыль юридических лиц составил 7,1%, подоходныйналоге физических лиц - 6,2%, земельный налог-5,6%. Общая сумма поступлений в бюджет Кыргызской Республики в 1997 годусоставила 4777,2 млн. сом, 15,7% к ВВП, в том числе налоговые поступлениясоставили 12,3%.Налоговая служба Кыргызской Республики и администрирование налогов.Администрирование налогов в Кыргызской Республике возложено наГосударственную налоговую службу, которая находится в подчинении и всоставе Министерства финансов Кыргызской Республики.Основными функциями Государственной налоговой службы являются сбор налогови обеспечение исполнения требований Налогового кодекса.Налоговая служба Кыргызской Республики состоит из 65 налоговых инспекций, втом числе 1 инспекция-центральный аппарат, 7 региональных инспекций и 57территориальных.Возглавляет Государственную налоговую службу директор, которому подчиняютсявсе региональные и территориальные налоговые инспекции, в том числеНалоговая полиция, входящая в состав Налоговой службы.Общее число налоговых работников в Кыргызской Республике 2510 человек причисленности населения 4,7 млн. человек, число налогоплательщиковюридических лиц, т.е. предприятий и организаций всех форм собственности наначало 1998 года составило 34,б тысяч, физических лиц 25,2 тыс. человек(кроме тех, кто работает по патентам, за 1997 год выдано свыше 130 тысячпатентов).Все налогоплательщики юридические лица, в том числе филиалы ипредставительства, а также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью на основе свидетельства, состоят на учетев налоговых инспекциях по месту своего нахождения. При постановке на учетналоговые инспекции присваивают налогоплательщикам идентификационныйналоговый номер (ИНН), который заносится в Единый реестр Государственнойналоговой инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Республики.В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции обеспечивают тайнусведений и информации относительно конкретного налогоплательщика-Проверкиправильности выполнения налогоплательщиком обязательств по налогампроизводятся только налоговыми органами один раз в год на основанииписьменного предписания начальника Государственной налоговой инспекции.Каждый налогоплательщик обязан не более одного раза в год представитьдекларацию в налоговую инспекцию по месту своей регистрации.НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И НАЛОГИ Нормативным правовым актом считается официальный письменный Документустановленной формы, принятый правотворческим органом в пределах егокомпетенции . Нормативные правовые акты имеют свою систему, в которую входят:Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы, законы,постановления Жогорку Кснеша и его палат, указы Президента, постановленияПравительства, акты министерств и административных ведомств, решенияместных государственных администраций и органов местного самоуправления.ПРИНЯТИЕ И ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ1 Нормативный правовой акт, например, закон, принятый Жогорку Кенешем,должен быть подписан Президентом республики. После подписания законподлежит официальному опубликованию в газете «Эркин-ТОО» в течение семидней.1 Официальным считается также опубликование законов и других нормативныхправовых актов в Своде законов. Ведомостях Жогорку Кенеша и сборникезаконов и актов Президента одновременно на кыргызском и русском языках. Припубликации законов в иных органах печати обязательна ссылка на официальныйисточник. Законы могут быть также обнародованы по телевидению, радио,разосланы в соответствующие государственные структуры.1 Днем официального опубликования считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст соответствующего нормативного правовогоакта в полном объеме.2. Действие закона начинается по истечении десяти дней с момента егоофициального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе или взаконе о порядке введения его в действие. Например, Налоговый Кодекс введенв действие отдельным законом от 26 июня 1996 года № 24 1 первого числамесяца, следующего за днем подписания кодекса, т. е. с 1 июля 1996 года.КОНСТИТУЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ* Налогоплательщику следует знать, что Конституция имеет высшуюкатегорическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. На основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты. ВКонституции закреплены общие принципы налогообложения, компетенциягосударства, органов власти и управления в этой сфере. На территории нашей республики действует принцип единой налоговойсистемы. Право введения или отмены налогов принадлежит исключительноЖогорку Кенешу. И, что самое важное, законы, устанавливающие новые налоги иухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, каждый гражданин в Кыргызстане имеет право (данный переченьне является исчерпывающим): - иметь собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своемуусмотрению; - на экономическую свободу, свободное использование способностей нимущества для любой экономической деятельности;- на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии Согласностатье 25 Конституции граждане обязаны платить налоги и сборы всоответствии с законодательством. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС Налоговый кодекс является сводом законоположений о налогах, иадминистрировании, налоговых действиях налогоплательщиков на территорииреспублики. Налогоплательщику необходимо обратить внимание на то, чтоНалоговый кодекс не регулирует: 1. таможенные пошлины, сборы и платежи, которые регулируются таможеннымзаконодательством; 2. особенности налогообложения иностранных инвесторов и субъектасвободных экономических зон (СЭЗ), которые регулируются соответствующимизаконами. ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО НАЛОГАМ Некоторые вопросы налогообложения также регулируются Указам' Президентареспублики®, постановленной и распоряжениями Правительства и различнымиведомственными актами. Например, Министерство финансов может издавать *инструкции по реализациитребований Налогового кодекса. Они имеют силу только после утвержденияПравительством и действуют до их отмены. Разъяснение положений Налоговогокодекса готовятся Министерством финансов публикуются в официальнойреспубликанской печати. Налоговая служба должна соблюдать установки данныхразъяснений до их отмены. В случае расхождения закона или иного нормативного правового акта сКонституцией действует Конституция Кыргызской Республики. В случае противоречия нормативных актов, издаваемых Президентом, ЖогоркуКенешем и его палатами, Правительством, закону - действует закон КыргызскойРеспублики. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ Положения межгосударственных договоров и иных актов, если их участникомявляется Кыргызская Республика и они ратифицированы Жогорку Кенешемреспублики, имеют приоритет перед положениями Налогового кодекса. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА - Государственный бюджет нашей республики состоит из республиканского и местных бюджетов, пополнение которых происходит за счет налогов, других обязательных платежей, доходов от государственного имущества и прочих поступлений. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. Согласно закону «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике»налогообложение иностранных инвесторов и иностранных инвестицийпроизводится в соответствии с налоговым законодательством нашей республики. Однако к иностранным инвесторам, зарегистрированным в нашейреспублике до вступления в силу указанного Закона, применяются льготы,предусмотренные частью первой статьи 20 и статьей 23 Закона КР «Обиностранных инвестициях в Республике Кыргызстан» от 28 июня 1991 года; №536-ХII, до истечения срока действия этих льгот.Налоговое законодательство Кыргызской республики предусматриваетзначительные льготы для иностранных инвесторов.В целях привлечения в Кыргызскую Республику потенциальных иностранныхинвесторов для стимулирования развития экспортного потенциала, активизациивнешнеэкономических связей, экономического и социального развитиягосударства на основе передовой техники, технологии, управленческого опыта,создания новых производств и рабочих мест, 16 декабря 1992 года был принятЗакон "О свободных экономических зонах", в соответствии с которым натерритории республики создано пять свободных экономических зон, из нихдействующих 3 - СЭЗ "Бишкек", "Каракол", "Нарын" (наиболее активная из нихСЭЗ "Бишкек"), в которых зарегистрировано 395 субъектов.Субъекты СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке освобождены отуплаты всех видов налогов, пошлин и сборов на период их деятельности всвободной экономической зоне, экспорт произведенной в СЭЗ продукцииосвобождается от квотирования и лицензирования. Для субъектов СЭЗустановлена только плата за предоставление льгот по налогам в размере от0,1% до 2% с выручки от реализации товаров и услуг.Кроме этого, в свободных экономических зонах Кыргызской Республикидействует особый таможенный режим, который включает отмену таможенныхпошлин на ввоз товаров, произведенных в СЭЗ, или на товары, предназначенныедля реэкспорта, а также беспрепятственное перемещение товаров черезграницу, отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт. На территориях свободных экономических зон предусмотрен особый валютный режим, предусматривающий обращение иностранной валюты, в том числе и в сфере оказания услуг и в расчетах между юридическими и физическими лицами, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Национальным банком Кыргызской Республики.В свободных экономических зонах действует упрошенный режим въезда и выездаиностранных граждан.Наибольшее число субъектов зарегистрировано и успешно действует в СЭЗ"Бишкек"-232, в том числе 15 совместных кыргызско-германских предприятий,большая часть из которых занимается торговой деятельностью, но, например,такое предприятие СП “Илвар" весьма успешно начало производство пива и естьперспективы для его дальнейшего развития, По основным видам налогов для иностранных инвесторов предусмотрены следующие льготы: По налогу на добавленную стоимость.1.Поставкой с нулевой ставкой является :- экспорт товаров;- поставка товаров ч услуг, оказываемая дипломатическим или консульскимпредставительствам в Кыргызской Республике;- поставка товаров или услуг международной организации, б соответствии смеждународными договорами, одной из сторон которых выступает КыргызскаяРеспублика. 2.Освобожден ной поставкой но НДС является импорт:-основных средств ( но не для поставки другому субъекту);-товары, поставляемые в качестве гуманитарной помощи в порядке,определяемом Правительством Кыргызской Республики;- товары, поставляемые для оказания помощи при ликвидации последствийстихийных бедствий, вооруженных конфликтов и несчастных случаев ;- медикаменты ( в соответствии с перечнем, утверждаемым ПравительствомКыргызской Республики);- детское питание;- учебные пособия и школьные принадлежности, научные издания;- товары, предназначенные для официального пользования иностраннымислужащими и представительствами, товары для личного пользования членамидипломатического, административного и технического персонала такихпредставительств, включая членов их семей, но не предназначенные дляперепродажи; По налогу на прибыль юридических лиц 1. Не облагается налогом прибыль зарегистрированного и имеющеголицензию инвестиционного фонда, полученная от операций с ценными бумагамиюридического лица-резидента и распределенная среди своих участников, вслучае если фонд соответствует определенным условиям, предусмотреннымНалоговым кодексом. 2. Освобождается от налогообложения прибыль общественныхорганизаций от благотворительной деятельности. 3. Предусмотрены ускоренные нормы амортизации - от 10% до 30% взависимости от пяти категорий основных средств. 4. Нет ограничений по установлению пределов оплаты труда и попредоставлению материальных и социальных льгот работающим, то есть всесуммы указанных расходов подлежат вычету из Совокупного годового доходаналогоплательщика, Кроме этого, помимо основных вычетов - традиционных (оплата труда,производственные расходы, амортизация, отчисления в Соцфонд и др.), приналогообложении предусмотрены дополнительные вычеты из совокупного годовогодохода юридического лица. такие как :- вычеты по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские ипроектно-изыскательские работы ( за исключением расходов, связанных сприобретением основных средств и их установкой);- вычеты расходов, связанных с добычей природных ресурсов ( в суммеамортизационных отчислений по ставке амортизации категории 2 , то есть до25%); - вычеты расходов по приобретению или производство нематериальныхактивов ( в сумме амортизационных отчислений по ставке амортизациикатегории 2 , то есть до 25%); Нематериальные активы - это объекты нематериальной собственности(патент, лицензия, торговая марка, авторское право и т.д.), которые могутбыть использованы в экономической деятельности в течение не менее 1налогового года и подлежат амортизации.- банки имеют право на вычеты убыточных кредитов, а также на суммы,связанные с отчислениями в резервы, установленные для погашения банковскихубытков, но не более 10% от суммы просроченных кредитов. По акцизному налогу (акцизы) 1. Освобождается от уплаты акцизного налога импорт следующих товаров :- товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемомПравительством Кыргызской Республики;-товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государств,правительств, международных организаций, включая оказание техническогосодействия; - товары, ввезенные для официального пользования иностраннымидипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также дляличного пользования их персонала, включая членов их семей, проживающихвместе с ними, и освобождаемые в соответствии с международными договорами,участником которых является Кыргызская Республика; - товары, импортируемые физическими лицами по нормам, утверждаемымПравительством Кыргызской Республики. По земельному налогу Согласно статье 8 Земельного Кодекса Кыргызской Республики земля можетвыделяться в пользование иностранным юридическим лицам. Юридическое лицо, для которого земля является основным средствомпроизводства, уплачивают только земельный налог. По подоходному налогу с физических лиц Выплата процентов и дивидендов физическим лицам освобождается от уплаты подоходного налога. Иностранные инвесторы обязаны вести бухгалтерский учет и отчетность по правилам, действующим в Кыргызстане, и представлять отчетные документы и информацию в налоговые, статистические и иные органы в установленном порядке. Иностранные инвесторы обязаны производить за своих работниковобязательные отчисления в Социальный фонд и иные внебюджетные целевыефинансовые фонды. Иностранные инвесторы и работники освобождаются от уплатыобязательных платежей в Социальный фонд и иные фонды Кыргызской Республикина величину, соответствующую сумме платежей в соответствующие фондыиностранного государства. НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ И ДРУГИЕ СБОРЫ. Государственная пошлина взимается соответствующими государственнымиорганами - судом, арбитражным судом, нотариатом и иными специальноуполномоченными органами - при выполнении ими определенных действий ивыдаче документов, имеющих юридическое значение. Сбором называется разовый обязательный денежный взнос, установленныйгосударством за оказываемые государственными органами услуги. Размер сборасоотносится со стоимостью предоставляемой услуги. Например, уплата 7% сборапри разгосударствлении и приватизации государственных предприятий. Под платежом подразумевается обязательный денежный взнос, периодическиуплачиваемый юридическими и физическими лицами за выполнениегосударственными органами своих функций. Например, плата за получениелицензии на право торговли и др.Из выше указанных видов налогов более подробно мы рассмотримобщегосударственные налоги. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой формуизъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадияхпроизводства и определяемой как разница между стоимостью реализованныхтоваров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных наиздержки производства и обращения.Плательщики налога.Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которыеосуществляют облагаемые НДС поставки(в том числе импортируют товары) изарегистрированы как плательщики НДС, а также лица, к которым предъявленотребование о регистрации.При импорте НДС уплачивается декларантом либо иным лицом одновременно суплатой других таможенных платежей до или в момент принятия грузовойтаможенной декларации к таможенному оформлению.Регистрация по НДСНалогоплательщик обязан зарегистрироваться, если в процессе экономическойдеятельности он в течении 12 календарных месяцев осуществлял облагаемые НДСпоставки (кроме освобожденных )и стоимость этих поставок превысиларегистрационный порог (30 тысяч сомов). Срок для регистрации: в течениеодного месяца по окончании периода, в котором оборот превысилрегистрационный порог.Налогоплательщик обязан аннулировать регистрацию по НДС при прекращенииоблагаемых НДС поставок или в случае, если стоимость облагаемых поставок(за последние 12 месяцев ) не превысила регистрационный порог. До аннулирования регистрации налогоплательщик обязан произвестиполный расчет с бюджетом по НДС.Объект обложения НДСНДС облагаются облагаемые поставки (импорт). Облагаемыми считаютсяпоставки, если они производятся на территории нашей республики, совершаютсяплательщиком НДС и не являются поставками, освобожденными от НДС илиоблагаемыми НДС по нулевой ставке. Определение облагаемой стоимостиОбъектом обложения НДС является стоимость реализуемой продукции (товаров),работ, услуг, которая исчисляется исходя из свободных (рыночных0 ценитарифов или исходя из государственных регулируемых оптовых и розничных цени тарифов, применяемых к отдельным видам продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг оказываемыхнаселению.Облагаемая стоимость включает сумму всех других сборов налогов и пошлин,уплачиваемых за поставку или в связи с поставкой, кроме тех, которыевзимаются в соответствии с Законом «О государственной пошлине». НДС,уплачиваемой за поставку, в облагаемую стоимость не включается.Облагаемая стоимость поставки соответственно увеличивается или уменьшается,если уже произведенная оплата за поставку увеличивается или уменьшается.В стоимость реализованной продукции, работ услуг, включаются: - суммы средств полученных предприятием от других предприятий и организаций в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленных в счет увеличения прибыли; - доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций; - средства, полученные от взимания штрафов взыскания пени, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); - суммы авансовых или иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет либо полученных по расчетным документам в порядке частичной предоплаты за реализованные товары (работы, услуги) Указанные суммы предприятий торговли и предприятий, получающих доходы от посреднической деятельности, облагаются в части надбавок, наценок, вознаграждений и других сборов. Освобождение поставки. Действующим законодательством установлен перечень оборотов, облагаемых НДС по нулевой ставке, а также перечень продукции (товаров), работ и услуг, освобождения от обложения этим налогом. Освобождение поставки от НДС означает, что налог не подлежит уплате, но поставщик не вправе требовать зачета НДС, Уплаченного за приобретенные материальные ресурсы. Например, налогом на добавленную стоимость не облагаются передача в аренду жилых сооружений, помещений и земли, поставка сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными производителями, финансовые услуги и т.д. Ставка НДС. Существует две ставки налога на добавленную стоимость-20% и нулевая ставка. Нулевая ставка на НДС означает, что НДС не подлежит уплате, хотя поставки таких товаров рассматриваются как облагаемые поставки, включая право на зачет налога, уплаченного за материальные ресурсы. Поставка имеет нулевую ставку, если товары экспортируются в государства, не являющиеся участниками СНГ, или поставляются дипломатическим и консульским представительствам или международными организациями в соответствии международными договорами Кыргызстана. Порядок исчисления НДС. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога подлежащей уплате по всем облагаемым поставкам, осуществленным налогоплательщиком в течение налогового периода, и подлежащей зачету суммой налога, уплаченного за материальные ресурсы в тот же налоговый период НДС. Сумма налога на добавленную стоимость на ввозимые на территорию республики товары исчисляются по формуле: Hc= Cm * 20% Где, Hc - сумма НДС, С – таможенная стоимость, 20% - ставка НДС. Исчисление НДС производится в валюте, в которой декларируется таможенная стоимость товара. Учет по НДС. Облагаемые субъекты обязаны вести учет всех приобретаемых материальных ресурсов и всех отгруженных товаров, работ и услуг на основе счета фактуры НДС и таможенных документов Счет-фактура НДС представляет собой документ, контролирующий правильность уплаты НДС. На основе счетов-фактур определяется как сумма налога, предъявляемая покупателю за поставку товаров, работ и услуг, так и сумма налога, уплаченная поставщику за поставку товаров, работ и услуг. Счет-фактура может выписываться только субъектами, зарегистрированными по НДС. В счете-фактуре отдельно указываются виды поставок: продажа, аренда, обмен, производство, ремонт, пенсионная продажа, например, с аукциона. Журналы (специальные книги учета) закупок и продажа представляют собой документы, которые служат для учета всех закупок и продаж товаров, работ и услуг и ведутся на основе счетов-фактур, получаемых при приобретении материальных ресурсов, и счетов-фактур, выписываемых при осуществлении поставок. Счета - фактуры, получаемые при приобретении материальных ресурсов, должны при получении нумероваться в последовательном порядке, вноситься в журнал закупок и храниться в деле в таком же порядке. Запись в журнале закупок должна содержать сведения о поставщике краткое описание поставки и информацию, достаточную для подведения итогов за каждый налоговый период: - сумму уплаченного за приобретаемые материальные ресурсы налога, подлежащего зачету; - сумму налога за импортированные товары; - сумму уплаченного за приобретаемые материальные ресурсы налога, который не подлежит зачету; - стоимость приобретаемых материальных ресурсов без налога; - стоимость импортированных товаров без налога; Счета – фактуры, выписанные при осуществлении поставок, нумеруются в последовательном порядке и вносятся в журнал продаж, копия счета-факиуры подшивается в дело в соответствии с порядковым номером. Запись в журнале продаж должна содержать сведения о покупателе и информацию, достаточную для подведения итоговза каждый налоговый период: сумму НДС взимаемого с поставок; стоимость поставок, облагаемых по стандартной ставке, без НДС; стоимость поставок освобожденных от НДС. При осуществлении продажи за наличный расчет в пунктах розничной продажи оформления счета-фактуры не требуются, если соблюдены следующие условия: - в пункте имеется кассовый аппарат, кассовая книга и т.п. для внесения данных по торговым операциям, проводимым на момент получения наличности и проведения платежей, а в конце рабочего дня подсчитывается баланс между денежными поступлениями и платежами; - в конце каждого рабочего дня в соответствующие книги вносятся данные по налогу, взимаемому с осуществленных поставок, и налогу уплаченному за приобретенные материальные ресурсы. Счет фактура составляется до или в момент получения наличных денег за выполненные работы или оказанные услуги. Сроки уплаты НДС. Дата налогового обязательства. Обязательство по уплате НДС возникает со дня: - отгрузки товаров потребителю; - при постановке недвижимости – с момента ее передачи потребителю; - полного выполнения работ и услуг. Датой налогового обязательства считается дата выписки счета-фактуры или дата получения оплаты за произведенную поставку, в зависимости оттого, что имело место ранее. Это же правило распространяется на поставки товаров, работ и услуг в течение продолжительного времени (более года), для которых датой налогового обязательства является дата выписки и регулярной передачи счетов-фактур по НДС или дата получения каждого регулярного платежа. Налоговый период НДС. Налоговым периодом НДС считается один календарный месяц. Срок уплаты НДС по облагаемым поставкам . НДС по облагаемым поставкам должен быть уплачен в течении 2 месяцев после окончания налогового периода. Каждый зарегистрированный по НДС налогоплательщик обязан представить в налоговую инспекцию по месту регистрации декларацию по НДС за каждый налоговый период и уплатить НДС за соответствующий налоговый период на момент представления декларации по НДС или до наступления этого срока. Декларация по НДС представляет собой документ, в котором содержится информация об экономической деятельности налогоплательщика за налоговый период. Она заполняется на официальном бланке налоговой инспекции. Например, декларация представляется за март месяц оплата производится не позднее 31 мая, за апрель месяц – не позднее 31-июня и т.д. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Подоходный налог является общегосударственным налогом, которыйуплачивается физическими лицами. Налог взимается по всей территории страныпо единым ставкам. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ПОДОХОДПОЮ НАЛОГА ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА - ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА Плательщиками налога являются все физические лица, получающие в течениекалендарного года доходы, подлежащие налогообложению -от занятости,инвестиций и экономической деятельности: - работающие на постоянной основе по месту основной работы (службы,учебы), а также работающие по совместительству в качестве рабочих ислужащих, в том числе сезонных и временных работников, нештатныхработников, надомников, домработниц, нянь и т.д.; - иностранцы, работающие в нашей стране на основе соглашений (междуправительствами Кыргызстана и зарубежных стран и трудовых договоров(контрактов) на выполнение работ и услуг; -выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договоры подряда, поручения, авторские договоры и т. д.); -зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации указанных лиц в органах статистики и в органах налоговой службы рассмотрен в главе, посвященной предпринимательской деятельности; - работающие на основе патента. РЕЗИДЕНТЫ И НЕРЕЗИДЕНТЫ Субъекты налогообложения различаются по принципу постоянного местапребывания: лица, имеющие постоянное место жительства в нашем государстве(резиденты) и не имеющие постоянного места жительства (нерезиденты).Резидентами считаются граждане нашей республики, иностранцы и лица безгражданства, непрерывно проживающие на ее территории 183 и более дней втечение календарного года. Нерезидентами считаются лица, непрерывнопроживающие на ее территории менее 183 дней в течение календарного года. Это подразделение необходимо для правильного исчисления совокупногогодового дохода, подлежащего обложению подоходным налогом. Дляналогоплательщика-резидента совокупный годовой доход состоит из доходов,полученных им на территории? нашей республики и за ее пределами, асовокупный годовой доход налогоплательщика-нерезидента состоит только издохода, полученного из источника, находящегося в Кыргызстане. Объект обложения подоходным налогом. Объектом обложения налогом является доход, который исчисляется какразница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами,предусмотренными законом (Для определения суммы, подлежащей подоходнымналогом, налогоплательщик должен произвести определенные вычеты изсовокупного годового дохода. Эти вычеты можно условно разделить на двегруппы: вычеты, разрешенные всем налогоплательщикам, и вычеты разрешенныеотдельным категориям налогоплательщиков. Здесь вычеты первой группы – этонеоблагаемый минимум дохода (см. ниже), а вычеты второй группы – этодополнительные ежемесячные вычеты (см. ниже)). Виды облагаемых доходов. Совокупный годовой доход складывается из доходов, полученных в: - денежной форме, т.е. в сомах или в иностранной валюте; - натуральной форме, т.е. в виде товаров, продукции имущества (движимого, недвижимого )и т.д.; - форме работ и услуг. Необлагаемые виды доходов. В налоговый кодекс включен исчерпывающий перечень необлагаемыхдоходов, которые освобождаются от налогообложения. Например, доход,полученный в качестве алиментов на содержание детей, субсидии, компенсациипенсии пособия, стипендии и переводы, полученные в установленном порядке отПравительства. Члены крестьянских и фермерских хозяйств, их объединений иассоциаций, для которых земля является основным средством производства,уплачивают только земельный налог. Необлагаемый минимум дохода. Необлагаемым минимумом дохода для каждого налогоплательщикаявляется доход в размере четырехмесячной минимальной заработной платыежемесячно в течение года, что с июля 1997 года составляет 360 сом (4(90) вмесяц или 4320 сом в год ((12). Эта сумма подлежит вычету из совокупногогодового дохода. Дополнительные ежемесячные вычеты. В зависимости от обстоятельств или принадлежности к определеннымкатегориям граждан налогоплательщик имеет право также на дополнительныеежемесячные вычеты из совокупного дохода, установленные законодательством(помимо необлагаемого минимума). Например, если налогоплательщик имеет всемье иждивенцев, то на каждого иждивенца он вправе вычесть из совокупногогодового дохода по одной минимальной месячной заработной плате ежемесячно втечение года. К числу иждивенцев относятся лица, живущие на средствафизического лица и не имеющие самостоятельных источников дохода, каксостоящие так и не состоящие с ним в родстве. Данная льгота предоставляетсятолько одному из членов семьи, имеющему максимальный доход.(см. п.4 ст. 76Налогового кодекса) Для некоторых категорий граждан установлена льгота в видедополнительного вычета за каждый месяц налогового года. Например, инвалидаи участники гражданской, Великой Отечественной войны имеют право на вычет вразмере 4-кратного минимального месячного заработка. Расходы, связанные с получением дохода.Получение дохода связано с затратами, поэтому законодательствоустанавливает льготу: из совокупного годового дохода вычитываютсясвязанные сего получением затраты налогоплательщика, зарегистрированного вкачестве индивидуального предпринимателя: - на оплату труда; - на предоставление материальных и социальных льгот работникам; - на оплату посреднических услуг брокеров, дилеров и инвестфондов по инвестированию средств в ценные бумаги; - другие производственные расходы, связанные с получением дохода. Другие виды вычетов: - командировочные расходы; - расходы по уплате процентов за долговое обязательство; - расходы на научно-исследоате5льские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы; - амортизационные отчисления по основным средствам ; - расходы на текущий ремонт; - расходы, связанные с добычей природных ресурсов; - расходы на нематериальные активы; - отчисления в Социальный фонд; - убытки от реализации ценных бумаг; - убытки связанные с экономической деятельностью. Ставки подоходного налога. Налогооблагаемых доход физического лица подлежит обложению налогом по следующим ставкам, применяемым к совокупному доходу, полученному в календарном году: - до 5-кратной минимальной годовой заработной платы – 5 процентов с суммы дохода; - от 5 до 15-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 5-кратной минимальной годовой заработной платы +10% с суммы превышающей ее; - от 15 до 25-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 55-кратной минимальной годовой заработной платы +15% с суммы превышающей ее; - от 25 до 35-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 25-кратной минимальной годовой заработной платы +20% с суммы превышающей ее; - от 35 до 45-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 35-кратной минимальной годовой заработной платы +30% с суммы превышающей ее; - свыше 45-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 45-кратной минимальной годовой заработной платы +40% с суммы превышающей ее; Формула подоходного налога. Суммирование все изложенное, можно вывести налоговую формулу для подоходного налога. Эта формула будет выглядеть следующим образом: 1. Доходы от занятости + доходы от экономической деятельности + другие доходы == СОВОКУПНЫЙ ГОДОВОЙ ДОХОД. 2. Совокупный годовой доход – ВЫЧЕТЫ (предусмотренные законом = = НАЛОГООБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД.. 3. Налогооблагаемый доход с отрицательным знаком ==УБЫТКИ: 4. Налогооблагаемый доход с положительным знаком(СТАВКА НАЛОГА == СУММА НАЛОГА. 5. Сумма налога—Сумма налога, удержанного по месту занятости—Сумма налога, уплаченного в результате осуществления экономической деятельности—Сумма налога, уплаченного в иностранном государстве и подлежащего зачету == НАЛОГ К УПЛАТЕ (если значение положительное ) НАЛОГ К ВОЗВРАТУ (если значение отрицательное ). УПЛАТА НАЛОГА ПУТЕМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПАТЕНТА. Налог может уплачиваться в бюджет в виде фиксированной платы (патента). Получив патент, налогоплательщик может осуществлять: - деятельность по реализации товаров народного потребления и продуктов повседневного спроса, например, пошив и реализацию одежды и других изделий; - деятельность в сфере бытового обслуживания населения, например, ремонт радиотелевизионной аппаратуры; - деятельность в социально-культурной сфере, например, репетиторство, физкультурно-оздоровительную деятельность, медицинскую и врачебную практику, - Другие виды деятельности, разведение и реализацию аквариумных рыб и птиц; изготовление и реализацию рыболовных снастей; Порядок декларирования доходов и уплаты подоходного налога физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на патентной основе, и порядок выдачи патентов подтвержден постановлением Правительства. Размер платы за патент устанавливается налоговым органом для каждого вида предпринимательской деятельности. Граждане имеющее право на дополнительные вычеты (согласно статье 76 Налогового кодекса) , должны знать, что размер платы за патент должен быть уменьшен на определенный коэффициент. Плата, за патент внесенная физическим лицом, является во всех случаях безвозвратной и не подлежит взаимозачету с другими видами и/или сроками его предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут получить патенты на отдельные виды деятельности в установленном порядке. При этом свидетельство сдавать в налоговый орган не обязательно. Граждане, приобретшие патент, не ведут книги учета доходов и расходов по указанным в патенте видам деятельности, не уплачивают подоходный налог с этих доходов, а при декларировании своих доходов по итогам года – не включают вышеуказанные доходы в совокупный годовой доход. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Налог на прибыль в нашей республике является общегосударственным налогом, который взимается на вей те5рритории страны по единым ставкам. Плательщиками налога на прибыль в Кыргызстане могут быть только юридические лица – организации, имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли (коммерческие организации), вне зависимости от организационно правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Некоммерческие организации не привлекаются к уплате и осуществлению иных предписываемых плательщикам налога на прибыль действий только в том случае, если они не получают прибыли от своей деятельности. Указанные выше правила в равной мере применяются в отношении объединений коммерческих и/или некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов). Принцип резидентства. При определении статуса плательщиков налога на прибыль применяется принцип резидентства, согласно которому резидентами считаются все зарегистрированные в соответствии с законами нашей республики юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность и получающие прибыль от источника доходов как в Кыргызстане, так и за его пределами. Налогоплательщиками-нерезидентами являются иностранные юридические лица, которые осуществляют экономическую деятельность на территории республики через постоянное учреждение, а также получают доходы из источников в Кыргызстане без образования постоянного учреждения. Доходы иностранных юридических лиц-нерезидентов, не осуществляющих деятельность в нашей республике через постоянное учреждение и не имеющих статуса юридического лица, подлежат налогообложению у источника возникновения дохода в Кыргызстане. Под постоянным учреждением подразумевается постоянное место деятельности налогоплательщика-нерезидента, через которое он полностью или частично осуществляет экономическую деятельность. Налогоплательщик-нерезидент, осуществляющий экономическую деятельность через постоянное учреждение, уплачивает налог на прибыль в порядке, предусмотренном для резидентов. ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ Состав совокупного годового дохода. Налогооблагаемой является прибыль, полученная плательщиком налога в процессе его деятельности и исчисленная как разница между суммой совокупного годового дохода налогоплательщика и суммой вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом. Под совокупным годовым доходом понимается выручка (без НДС),которая получена из различных источников в течение календарного года и складывается из всех видов доходов, полученных налогоплательщиком- нерези




Похожие:

Налоговая система Кыргызстана iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая система Кыргызстана iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Налоговая система Кыргызстана iconНалоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка
Российской Федерации. На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему...
Налоговая система Кыргызстана iconНалоговая система
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства
Налоговая система Кыргызстана iconПрограмма дисциплины «Налоговая система Российской Федерации» для направления 080100. 65 "Экономика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 65 "Экономика",...
Налоговая система Кыргызстана iconСистема ценообразования и налоговая система

Налоговая система Кыргызстана iconНалоговая система РФ

Налоговая система Кыргызстана iconНалоговая система РФ

Налоговая система Кыргызстана iconНалоговая система

Налоговая система Кыргызстана iconНалоговая Система РФ

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы