Социально-экономические проблемы угольной промышленности icon

Социально-экономические проблемы угольной промышленности



НазваниеСоциально-экономические проблемы угольной промышленности
Дата конвертации18.07.2012
Размер315.39 Kb.
ТипРеферат
Социально-экономические проблемы угольной промышленности


УГТУ-УПИ РЕФЕРАТ По предмету «экономическая география и регионалистика» На тему: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Кафедра: управление внешнеэкономической деятельностью предприятий Выполнил: Гусев Д.А, И-141 Проверил: ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 5СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 8СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКРЫТИЯ ШАХТ 9 Информированность о процедуре увольнения. 9 Выплата выходных пособий и компенсаций в связи с увольнением. 9 Выплата пособий в возмещении вреда (по регрессным искам). Передача дел в Фонд социального страхования. 9 Содействие Занятости 10 Предоставление высвобождаемым работникам предувольнительных консультационных услуг. 10 Наличие возможностей для профессиональной переподготовки. 11 Наличие временных рабочих мест в рамках программ общественных работ. 11 Доступность рабочих мест на действующих и новых предприятиях. 12 Расширение возможностей для занятости путем поддержки малого предпринимательства и микро кредитования. 12СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ШАХТЕРСКИХ ГОРОДОВ ИПОСЕЛКОВ 14 Состояние объектов социальной сферы. 15 Снабжение пайковым углем 15 Эффективность работы местных Наблюдательных советов*. 17 Уровень доверия шахтеров и жителей шахтерских городов и поселков к участникам процесса реструктуризации на местах. 18Экономические проблемы отрасли 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 ВВЕДЕНИЕ Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам углей.Лучшие по своему качеству угли залегают в Кузнецком и Печорском бассейнах.Ресурсы углей размещены по территории России неравномерно. Свыше 93 % всехугольных запасов приходится на восточные районы страны, а его основныепотребители находятся в европейской части. Важнейшим угольным бассейном России является Кузнецкий. Его площадь –70 тыс.км.2 . На его долю приходится 40 % всей добычи. Угли бассейна имеют,как правило, невысокую зольность (4-16%), низкое содержание серы (от 0,3 до0,65 %), фосфора. Залегают угли на глубине от 300 до 600 м. Мощностьпластов от 6 до 14м, а в ряде мест достигает 20-25 м. Добыча ведетсяшахтным и открытым способом. Балансовые запасы составляют 600 млрд.т. Позапасам, качеству углей и мощности пластов Кузбассу принадлежит одно изпервых мест в мире. Угли Кузбасса отличаются небольшой зольностью, высокойкалорийностью – до 8,6 тыс. ккал. Значительны ресурсы коксующих углей. Второй крупной угольной базой является Печорский бассейн с запасами210 млрд.т. Его угли отличаются высоким качеством, имеют теплотворнуюспособность 4-7,8 тыс.ккал. Значительная часть печорских углей коксуется. К угольным бассейнам общероссийского значения относится Канско-Ачинскийбуроугольный бассейн, запасы которого составляют 600 млрд. т. Он расположенв пределах Красноярского края и Кемеровской области. Пласты угля выходят наповерхность и создают условия для открытой добычи. Угли бассейна имеютсравнительно высокую зольность до 8-16 %, теплотворная способность их 2,8-4,6 тыс.ккал., но содержат значительно количество влаги ( до 48%), чтоприводит к быстрому окислению. Мощность пластов огромна - от 14 до 70 м,расположены они горизонтально и близко к поверхности. Канско-Ачинские углиимеют самую низкую себестоимость в России и используются как энергетическоетопливо. Здесь создается программно-целевой территориально-производственныйкомплекс с уже действующими и строящимися крупными тепловымиэлектростанциями. В бассейне выявлено 24 месторождения, в том числе 11крупнейших –Итатское, Березовское, Боготольское, Назаровское, Ирша-Бородинское. Располагают ресурсами углей и другие регионы России. Так, в Центральномрайоне находится Подмосковный угольный бассейн, на Урале – Кизеловский,Челябинский, Южно-Уральский, в Сибири – Минусинский, Черемховский,Улугхемский, Тунгусский, на Дальнем Востоке – Южно-Якутский бассейн свысококачественными углями, на базе которого формируется ТПК, а такжеБуреинский, Сучанский, Ленский бассейны. Углями богат о.Сахалин. Восточныерайоны Росси имеют большие перспективы развития угольной промышленности.Основная доля углей в России добывается шахтным способом, в тоже времярастет открытая добыча. Уже сейчас она составляет более 40 % общего объемадобычи. В настоящее время добыча угля составляет более 250 млн.т. в год. Вперспективе же она будет снижаться и в первую очередь в европейскихрайонах. В Кузбассе и Канско-Ачинском бассейнах предполагается некотороеувеличение добычи углей за счет открытой добычи. В советские времена специальность шахтёра была одной из престижных ихорошо оплачиваемых. Но положение дел кардинально изменилось после распадаСССР. Обозначив переход к рыночной экономике, уже российское правительствоне разобралось в ситуации, сложившейся в угольной отрасли. Так какбольшинство предприятий угольной промышленности были убыточны иподдерживались государственными дотациями, в отрасли обозначились огромныесоциально-экономические проблемы, вызванные необходимостью реструктуризацииотрасли и ликвидации убыточных предприятий. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Основной причиной социально-экономических проблем угольной отраслисчитается убыточность огромного количества предприятий угольнойпромышленности. Кроме того, принимаемые меры по реструктуризации отрасли несоответствуют изменяющейся ситуации (увеличению тарифов, инфляции, старениюоборудования и т.д.) Важным показателем экономической оценки угольных бассейнов являетсясебестоимость добычи. Она зависит от способа добычи, структуры и толщиныпласта, мощности карьера, качества угля, наличие потребителя и дальностьперевозки. Угольные бассейны восточных районов России опережают европейскуючасть по технико-экономическим показателям, что объясняется способом добычиугля в этих угольных бассейнах. Бурые угли в основном залегают на Урале, вВосточной Сибири, в Подмосковье. Каменные угли, в том числе коксующиеся,залегают в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутских бассейнах. На протяжении всей своей советской истории угольная отрасльруководствовалась крайне искаженными экономическими показателями.. Ценырезко занижались, и половина шахт всегда работала с убытком, но держаласьна плаву посредством государственных дотаций. В начале 90-х годов цены науголь были отпущены и стремительно скакнули вверх. И тут выяснилось, чтопереход на рыночную систему требует длительной подготовки, причем этоотносится не только к угольной отрасли, но и ко всем потребителям. Основополагающее значение для угольной отрасли и ее экономики имеетгромадное разнообразие горно-геологических условий залегания и природногокачества угольных запасов. В первую очередь природным факторомопределяются большие ( в 5-10 раз) различия в уровнях затрат и прибыльностиотдельных шахт и участков. По мере эксплуатации любого угледобывающегопредприятия горные работы все более передвигаются в глубь земных недр, чтосопровождается удлинением производственных коммуникаций и падении их«производительности». В итоге добычная способность шахты постепенноснижается, а ее экономический показатели ухудшаются. Периодическаяреконструкция угольного предприятия является не только средствомэкономически выгодного обновления, но и условием его физическогосуществования. Выбор эффективной стратегии дальнейшего развития угольной отраслиРоссии тесно связан с направлениями, темпами и результативностьюосуществляемых в стране социально-экономических преобразований. Пойдя по пути комплексной реструктуризации отрасли правительство,столкнулось с множеством трудностей и проблем. Угольная промышленность России в течение длительного периода являетсядотационной отраслью, что обусловлено не результатами хозяйственнойдеятельности, а сложившейся методологией и практикой формирования оптовыхцен на топливные ресурсы, при которых цены на уголь практически всегдаоставались ниже затрат на его добычу. В России для угольной промышленности в целях обеспечения ее устойчивойхозяйственной деятельности ежегодно из государственного бюджета выделяетсядотация на выполнение работ по воспроизводству мощностей и техническомуперевооружению (капитальные вложения), на оплату труда шахтеров потарифному соглашению, покрытие убытков части предприятий, а также насодержание социальной сферы. Правительством было принято решение о переходе с 1 июля 1993 г. напродажу угольной продукции по свободным ценам. В III и IV кварталах 1993 г.свободные цены на уголь превысили действовавшие ранее оптовые цены в 6-9раз с резкой дифференциацией по отдельным регионам. Но в связи с продолжавшейся инфляцией и постепенным ростом затрат надобычу угля отрасль и при свободных ценах не возмещает затрат, необходимыхдля добычи угля, воспроизводство мощностей и решение социальных проблем.Остаются убыточными около 200 шахт и разрезов или 67% их общего количества. Таким образом, государственная поддержка угольной промышленностиостается сегодня и в обозримом будущем решающим фактором финансовойстабильности отрасли. Причем, зарубежный опыт свидетельствует, что процессреструктуризации угольной промышленности не может быть не капиталоемким ибыстрым и, по существу, невозможен без гарантированной государственнойподдержки. Кроме того программа реструктуризации отрасли должна руководствоватьсяуникальностью ситуации в угольной отрасли. Во-первых, можно отметить специфику трудовых ресурсов, заключающуюся втом, что 30-40% трудящихся активного возраста готовы, несмотря на тяжелые иопасные условия труда, изменить место жительства с целью сохранениягорняцкой профессии ввиду ее престижности и традиционно более высокогоуровня оплаты труда. Ликвидация нерентабельных горных предприятий вызывалаво всем мире социальные потрясения. Негативный опыт закрытия части угольныхшахт России на первом этапе реструктуризации наглядно показал, что вкороткие сроки и без создания надлежащих компенсирующих рабочих мест иорганизованного переселения трудовых ресурсов эту задачу решить нельзя. Во-вторых, характерной особенностью горнопромышленных территорийявляется крайне низкий уровень предпринимательской активности населения,измеряемой числом занятых в малом и среднем бизнесе к общему числутрудящихся в регионе. Если в крупных городах это соотношение достигает 25-30%, то в горнопромышленных поселениях оно, как правило, не превышает 5-7%.Это объясняется особым, сформировавшимся за десятилетия, менталитетомместного населения, которое привыкло работать на крупном промышленномпредприятии. Такая работа гарантировала им уверенность в завтрашнем дне иопределенные социальные условия (в том числе оплату труда, обеспечениежильем, местами в детских дошкольных учреждениях и т.п.). В-третьих, на большинстве территорий социально-экономическая ситуацияосложняется высокой долей пенсионеров, часто доходящей до 40-50% местногонаселения, что обусловлено льготными условиями выхода горняков на пенсию. В-четвертых, необходимо иметь ввиду крайне низкий уровень развитиясоциальной инфраструктуры. Если в аналогичных поселениях горнодобывающихстран запада (США, Швеции, Канады и др.) в социальной сфере занято 60-70%трудящихся, а в производственной - 30-40%, то у нас это соотношение имеетобратное значение, причем за годы реформ оно практически не изменилось. В-пятых, характерной особенностью горнопромышленных регионов являетсяградообразующий характер горнодобывающих предприятий. Так, удельный веснаселения занятого на них часто составляет от 30 до 60% трудоспособногонаселения, а поступления от них в местный бюджет - 70-90% всех поступлений,что усиливает зависимость социально-экономической ситуации на территории отфинансово-экономического положения градообразующих предприятий. Пожалуй, все помнят забастовки шахтеров у стен «Белого Дома» в 1994-6году, заставившие всю страну задуматься над результативностью таких мер,как забастовки и заставившие правительство по-новому взглянуть на шахтеровс их проблемами. Эти забастовки были вызваны той тяжелейшей ситуацией,которая сложилась в угольной отрасли. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Социально-экономические проблемы угольной отрасли требуют комплексногорешения со стороны государства. Решить их призвана программа комплекснойреструктуризации угольной промышленности. Но эта программа не решает всехпроблем отрасли, так как ситуация в угольной промышленности стремительноменяется в связи с такими факторами, как рост тарифов, инфляция,недостаточное финансирование программы, задержки в финансировании и т. д. Реструктуризация отрасли также несет некоторые социально-экономическиепоследствия, которые можно разделить на: . -социальные последствия закрытия убыточных шахт . -социальные последствия для жителей шахтерских городов и поселков . -социально-экономические последствия реструктуризации для отрасли в целом Рассмотрим их более конкретно. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКРЫТИЯ ШАХТ V По материалам мониторинга, проведенного объединением «РОСУГОЛЬ» с 1995 по 2000 год в основных регионах угольной промышленностиИнформированность о процедуре увольнения. В большинстве регионов шахтеры, уволенные в связи с ликвидацией шахтили массовыми сокращениями, хорошо осведомлены об основных правилахувольнения, в том числе о возможности получения полагающихся пособий икомпенсаций. Как показали исследования, основными источниками информации одействующей системе выходных пособий и компенсаций для уволенных работниковявлялись администрации их предприятий и межличностное общение на работе идома. В Кемеровской области стала заметней роль профсоюзов в информированиишахтеров об их правах.Выплата выходных пособий и компенсаций в связи с увольнением. Если сравнивать размеры начисленных и фактически выплаченных сумм, тодоля выплат составляет от 91 до 99%. Как свидетельствуют опросы, существенно сократилась группареспондентов, столкнувшихся с трудностями при получении выплат, положенныхв связи с увольнением. В Кемеровской области в январе 1999 г. об этомзаявили 41% уволенных в связи с ликвидацией шахт, в апреле 2000 г. – 2%респондентов. В Ростовской области – соответственно 47% и 6%. Положительнаядинамика наблюдалась и в Тульской области: в январе 1999 г. 80%респондентов указывали на наличие серьезных проблем с получением выплат всвязи с увольнением, в апреле 2000 г. – 22% респондентов.Выплата пособий в возмещении вреда (по регрессным искам). Передача дел вФонд социального страхования. Из числа опрошенных шахтеров, уволенных по ликвидации и массовымсокращениям, в Кемеровской, Ростовской и Тульской областях пособия ввозмещение вреда получают около 100 респондентов. В силу малочисленностикатегории получателей пособий в возмещение вреда, причиненного работникамувечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, данные количественногоисследования были проанализированы в совокупности только по трем регионам.Результаты опроса показывают, что большая часть респондентов (около 70%)оформили свое право на получение пособий в возмещение вреда в течениепервого года после получения травмы и возникновения заболевания, каждыйпятый сделал это спустя три и более года. Большинство получателей пособий в возмещение вреда знают, что теперьэти выплаты осуществляет Фонд социального страхования (85% опрошенных). Восновном люди получают деньги в Сбербанке (51%) или на почте (25%). У 18%респондентов возникали проблемы с оформлением при передаче дел в ФСС. Намомент опроса 60% респондентов вовремя получили пособия в возмещение вреда.Имеющаяся задолженность относится в основном к 1998-1999 гг. Результаты исследования позволяют также утверждать, что средства навыплату пособий поступают регулярно, механизм оформления документов иосуществления выплат отлажен. Как показывает анализ индикаторов, произошли ощутимые положительныесдвиги в решении ряда социальных проблем, возникающих в ходе закрытиянеперспективных шахт и реструктуризации действующих угольных предприятий. Впервую очередь следует отметить высокий уровень информированности шахтеров,затронутых процессом ликвидации шахт, об основных правилах увольнения, втом числе о возможности получения полагающихся пособий и компенсаций. Заполтора года Мониторинга социальных последствий реструктуризации угольнойотрасли (с начала 1999 г. до середины 2000 г.) заметно улучшилось положениес выплатами выходных пособий и компенсаций, регрессных выплат, выплатзадолженности по заработной плате как на ликвидируемых, так и надействующих шахтах. Это обстоятельство способствовало смягчению социальнойситуации в угольных регионах. Повышению субъективных оценок материальногоположения шахтерских семей.Содействие Занятости Программой реструктуризации угольной промышленности предусмотренширокий комплекс мер, которые должны содействовать занятости высвобождаемыхи высвобожденных работников угольной отрасли, а также жителей шахтерскихгородов и поселков в ходе реструктуризации - программы местного развития иобеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Предоставление высвобождаемым работникам предувольнительных консультационных услуг. Согласно результатам третей фазы Мониторинга в Кемеровской области,наличие возможности получения предувольнительных консультаций отмечено 47%респондентов, в Ростовской – 58% и в Тульской – 69%. В ходе первой фазыМониторинга ситуация складывалась иным образом: 60,38 и 47% соответственно.Эти данные свидетельствуют, скорее всего, о снижении потребности вполучении консультационных услуг со стороны увольняемых работников вКемеровской области. Действительно, в Кемеровской области консультациямивоспользовались 17% опрошенных (в первой фазе – 27%). Социологические исследования поведения людей на рынке труда выявили,что люди чаще обращаются к посредникам и нуждаются в консультациях, когдасталкиваются с трудностями при поиске работы, в противном случае они большеполагаются на самостоятельное трудоустройство. Эти выводы подтверждаютданные Мониторинга, о которых пойдет речь при рассмотрении вопроса одоступности рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Онисвидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда в Кемеровской области,о снижении уровня тревожности людей в отношении получения новой работыпосле увольнения. К тому же рынок труда в Кемеровской области болеединамичен по сравнению с Тульской и Ростовской областями. Ответы на вопрос о том, кем организованы консультации, различаются порегионам. В Тульской области стала более заметной роль службы занятости, вКемеровской – профсоюзов. Роль работодателей в качестве организаторовпредувольнительных консультаций осталась сравнительно высокой во всех трехрегионах. Администрацию шахты в качестве основного источника информации ополагающихся выплатах отметили 46% респондентов в Кемеровской области и по68% в Ростовской и Тульской областях. Наличие возможностей для профессиональной переподготовки. На момент опроса лишь единицы опрошенных из числа уволенных шахтеров,не имеющих работы и ищущих ее, уже прошли профессиональную переподготовку инемногим меньше половины этой категории респондентов хотели бы ее пройти.Желающие пойти на переобучение по большей части такую возможность имеют (от45 до 55% общего числа желающих в зависимости от региона). Анализ ответов тех уволенных шахтеров, которые на момент опроса ужеустроились на работу, показывает, что профессиональная переподготовкадовольно распространена среди вновь поступивших на работу: от 17% нашедшихработу шахтеров в Тульской области и 19% - в Ростовской до 31% - вКемеровской проходили переподготовку на новом месте работы. В то же времялишь один-два устроившихся на работу респондента в каждом регионе отмечали,что они прошли переподготовку с помощь службы занятости. Наличие временных рабочих мест в рамках программ общественных работ. Исследования показали, что информация об общественных работах, которыеорганизуются местной администрацией постепенно распространяется срединаселения. Однако осведомленность о них по-прежнему низка: информированы обобщественных работах не более 10% опрошенных. Менее всего знают об этойформе временной занятости уволенные по ликвидации или сокращениючисленности (штатов) в Кемеровской области (1%), более всего (10%) – средиуволенных по сокращению в Ростовской области. Исследование, проведенноекачественными методами, выявило тенденцию повышения уровня оплаты ирасширения возможности участия в общественных работах (Ростовская иКемеровская области). Доступность рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Проблема получения работы особенно актуальна для тех высвобожденныхшахтеров, которые спустя несколько месяцев после увольнения ищут новоеместо работы. На момент опроса доля неработающих и ищущих работу средиуволенных по ликвидации или сокращению существенно различалась от региона крегиону. Лучше дела обстоят в Кемеровской области, хуже – в Тульской иРостовской областях. При этом доля неработающих среди уволенных шахтеров поиным причинам практически одинаковая для исследованных регионов исоставляет около четверти опрошенных. Сравнение полученных данных с результатами первой фазы Мониторингапоказывает, что ситуация на рынке труда для уволенных шахтеров вКемеровской и Тульской областях значительно улучшилась, а в Ростовскойобласти не изменилась. О том, что ситуация на рынке труда анализируемыхрегионов несколько улучшилась, говорят не только объективные показатели (сточки зрения доли ищущих работу), но и субъективные: у людей снизилисьопасения потерять работу. Судя по субъективным оценкам опрошенных, ситуацияна рынке труда в Ростовской области хуже, чем в других областях, гдеувольняющиеся преимущественно по собственному желанию (более мобильные)шахтеры обладают существенно меньшим уровнем тревожности. Расширение возможностей для занятости путем поддержки малого предпринимательства и микро кредитования. Исследования, проведенные в рамках третьей фазы Мониторинга, показали,что в процессе создания новых рабочих мест путем развития самозанятости иподдержки малого предпринимательства, существуют проблемы. Это малый объемсубсидий и кредитов, отсутствие рынков сбыта, маркетингового анализа,нехватка навыков ведения бизнеса у тех, кто начал свое дело на субсидии иликредиты в рамках программ поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем в Тульской области есть примеры успешного развитиябизнеса, открытого на средства господдержки угольной промышленности врамках программ местного развития. Так, были выделены кредиты настроительство электроремонтного предприятия, цеха по разливу газированныхнапитков, станции техобслуживания. Эти предприятия успешно функционируют ипланируют расширяться. Все они созданы представителями руководящего состава закрывающихся шахт– энергетиками, инженерами. Они имели доступ к информации ореструктуризации отрасли и о возможностях помощи новым предприятиям.Большинство работающих на этих предприятиях – высвобожденные угольщики. Практически во всех регионах участники программ местного развитияподчеркивали еще одно обстоятельство – низкую привлекательностьпредоставляемых кредитов. По словам всех, кто пользовался кредитами илиполучал субсидии на создание бизнеса, решающего значения эти деньги неимели. Во-первых, речь идет о небольших суммах. С их помощью ускоряетсярешение второстепенных задач, но важнейшим фактором успеха они нестановятся. Во-вторых, короткий срок кредита. Не оказывая существенноговлияния на организацию бизнеса, кредит, не успевая окупиться, уже долженбыть возвращен. В целом в рассматриваемых угольных регионах положение на рынках трудаулучшилось. Программы создания новых рабочих мест, содействия занятостипутем поддержки самозанятости и малого предпринимательства, осуществляемыев рамках смягчения социальных последствий реструктуризации угольнойотрасли, по-прежнему не в состоянии эффективно противостоять безработице.Предпринимаемые усилия по созданию новых рабочих мест недостаточны дляобеспечения работой всех высвобождаемых работников угольной отрасли,способных и желающих работать. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ШАХТЕРСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ Изменения в структуре доходов и занятости жителей шахтерских городов ипоселков по сравнению с базовыми данными. Изменения в структуре доходов изанятости жителей шахтерских городов и поселков исследованных регионовпроисходили на фоне общей положительной динамики социально-экономическогоразвития страны в целом, начиная с января 1999 г., когда проводилисьисследования в рамках первой фазы Мониторинга. Особенно заметно существенное повышение субъективных оценок измененияматериального положения семей жителей шахтерских регионов и их текущегоматериального положения. Сравнение данных количественных исследований, проведенных на первой итретьей фазах Мониторинга, свидетельствует о росте денежных доходов семей иулучшении их имущественного обеспечения (т.е. увеличении в среднемколичества товаров длительного пользования, имеющихся в распоряжениисемей). Во всех обследованных регионах за последние полтора года возросла доляработающего населения, особенно это заметно в Тульской области. Как минимумосталась неизменной или даже сократилась доля граждан, не имеющих работу иищущих ее. При этом заметно уменьшилась доля населения, занятого в угольнойпромышленности: в Ростовской и Кемеровской областях почти на треть. Долязанятых в угольной промышленности Тульской области низка (4-6% занятогонаселения), поэтому делать выводы о динамике занятых в этой отраслизатруднительно. Так же, как и уволенные шахтеры, опрошенное население своими ответамиподтверждает вывод об улучшении положения на рынках труда шахтерскихгородов и поселков анализируемых областей России. В полтора-два разаснизилась доля работающего населения, опасающегося потерять свою работу. Улучшилось положение дел в части полноты и своевременности выплатызаработной платы. В апреле 2000 г. во всех анализируемых регионах 2/3работающих (напомним, что речь идет о населении, а не только о шахтерах)уже получили заработную плату за месяц, предшествующий опросу. В начале1999г. в среднем лишь ? работающих респондентов давала такой ответ (16% - вТульской, до 37% - в Кемеровской области). В целом сократилась доля техреспондентов, кому приходилось получать заработную плату в натуральнойформе (товарами, продуктами питания, зачетом коммунальных платежей и п.т.). В целом исследования третьей фазы зафиксировали наметившееся улучшениесоциально-экономического положения в угольных регионах. Сравнение данныхпервой и третьей фаз Мониторинга убедительно демонстрирует положительнуюдинамику ситуации на рынке труда анализируемых областей и улучшениематериального положения жителей шахтерских городов и поселков.Состояние объектов социальной сферы. Данные качественных исследований, проведенных в рамках третьей фазыМониторинга, подтвердили, что состояние объектов социальной сферы вшахтерских городах неудовлетворительное. Передача объектов социальнойинфраструктуры в ведение муниципальных властей чаще всего осуществляласьбез достаточного финансирования, поэтому объекты постепенно приходят внегодность, перестают функционировать или перепрофилируются. В Киреевскомрайоне Тульской области, где проходило качественное исследование, нехваткажилья и его плохое состояние – одна их главных проблем. Количественные исследования показали, что в сравнении с респондентами,представляющими все население шахтерских городов и поселков, уволенныешахтеры чаще проживают в частных домах. А это значит, что качество жилья уних существенно хуже, поскольку, как правило, это одноэтажные дома старойзастройки и без необходимых удобств, которые обычно имеются в стандартныхмногоэтажных и многоквартирных домах. Состояние жилого фонда у уволенных шахтеров и населения в целомразличается незначительно: в Кемеровской области – от 38 до 44% опрошенныхсчитают, что их жилье нуждается в капитальном ремонте, еще 4% респондентовзаявили об аварийном состоянии домов, в которых они живут. У 41-46%респондентов дома требуют текущего ремонта, у остальных квартиры или доманаходятся в нормальном состоянии. В Тульской и Ростовской областях ситуацияс жилым фондом шахтерских городов и поселков такова: 46-50% жилья требуеткапитального ремонта,2-5% - находятся в аварийном состоянии, 10-12% - вхорошем состоянии, у прочих жилье (дом, квартиры) нуждается в текущемремонте. Уровень удовлетворенности своими жилищными условиями среди уволенныхшахтеров ниже, чем у населения шахтерских городов и поселков, особенно этозаметно в Ростовской и Тульской областях. По оценкам самих респондентов, характер обеспечения коммунальнымиуслугами не изменился или незначительно ухудшился. Речь идет главнымобразом об ухудшении положения с водоснабжением в Ростовской и Тульскойобластях и отключениях электричества в Ростовской области.Снабжение пайковым углем V Согласно действующему законодательству получение бесплатного (пайкового) угля является одной из льгот, которыми пользуются следующий категории: пенсионеры, которым назначена пенсия в связи с работой на шахте, разрезе, в подразделениях военизированной горноспасательной части (ВГСЧ); инвалиды, которые пользовались правом получателя бесплатного угля до наступления инвалидности; вдовы (вдовцы) бывших работников угольной отрасли, подразделений ВГСЧ; семьи, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, работавшего в угольной отрасли, в подразделениях ВГСЧ. В рамках Мониторинга было проведено специальное количественноеисследование 499 получателей пайкового угля. Для анализа такжеиспользовались углубленные интервью с получателями пай-угля,представителями местной администрации, руководства угольных компаний ишахт, профсоюзными работниками. Материалы этого исследования (в силу отсутствия региональнойрепрезентативности выборки) не позволяют проводить межрегиональныесравнения. Около 80% опрошенных получателей пай-угля - пенсионеры, работавшие напредприятиях угольной отрасли или в военизированных горно-спасательныхчастях. Вторая по величине категория получателей бесплатного угля – вдовыбывших работников угольной отрасли (12% опрошенных). Инвалиды составляютоколо 5% получателей этой льготы. Практически все получатели пай-угля – этонеработающие (96% опрошенных). Средний возраст получателей пай-угля – 66лет. Большая часть опрошенных проживает в частном секторе (имеет отдельныйдом или полдома) – 60% респондентов. Средний доход в семьях получателейбесплатного угля весной 2000г. составил 563 руб. на одного члена семьи вмесяц. Субъективные оценки респондентами уровня жизни своих семейсвидетельствуют о его весьма скромном уровне. Практически все участники опроса реально нуждаются в угле: 97%респондентов отметили, что их семьи используют уголь для отопления и другихбытовых нужд. Исследование показало, случаев нарушений при выдаче талонов наполучение бесплатного угля в 1999 г. практически не было. В основном люди не смогли получить талон по личным причинам. Лишьчетыре респондента отметили, что им было отказано в выдаче талона. В основном талоны выдаются на тех шахтах, где респонденты или члены ихсемей ранее работали (68% опрошенных). В городской администрации талоны в1999 г. получили 11% опрошенных. Остальные получили талоны в ликвидационныхкомиссиях, на других шахтах и т.п. В большинстве случаев талоны выдаются влетний период, а уголь по ним получают несколько позже, по мере надобности,- чаще осенью, перед началом отопительного сезона. На момент опроса (апрель– май 2000 г.) респонденты уже успели получить по талонам 1999 г.причитающийся им бесплатный уголь (87% опрошенных). Остальная причина, покоторой респонденты еще не получили уголь, - отсутствие в пунктах выдачи.Никто из респондентов не сослался на проблемы с транспортом как причинунесвоевременной доставки бесплатного угля. Вместе с тем транспортировка получаемого бесплатного угля являетсяпрерогативой самих получателей. В соответствии с законодательствомгосударство не берет на себя решение этой части проблемы по обеспечениюльготных категорий граждан пайковым углем. Исследование показало, чтонередко транспорт предоставляется администрацией угольных предприятий (34%респондентов отметили, что транспорт был предоставлен шахтой, на которойони получали уголь, 6% - шахтой, выдающей талоны на уголь), в редкихслучаях – местной администрацией (2%). Остальные респонденты ответили, чтотранспортировку бесплатного угля они обеспечивали самостоятельно (с помощьюродственников, путем частного найма автотранспорта и т.п.). Независимо от того, каким способом был обеспечен транспорт дляперевозки бесплатного угля, он, как правило, оплачивался получателями изсобственных средств. Лишь 16% опрошенных отметили, что уголь был импривезен бесплатно. За доставку пай-угля получателям пришлось заплатить всреднем 157 руб. (т.е. примерно 40 руб. за доставку 1 т угля). Многие респонденты не знают, за счет каких средств финансируется выдачабесплатного угля. Таким образом, исследование показало, что у большей части респондентовтрудностей с отоплением в 1999 г. не возникало (такой ответ дали 61%опрошенных). О них упомянули 22% опрошенных. Наиболее часто респондентыупоминали снижение нормы пай-угля в Ростовской области и низкое качествопай-угля в Тульской и Кемеровской областях.Эффективность работы местных Наблюдательных советов*. V *Во всех шахтерских городах, получающих средства государственной поддержки по программам местного развития, созданы общественные органы – Наблюдательные советы. В их состав входят, как правило, представители администрации города, службы занятости, руководство неугольных предприятий, а также представители профсоюзов и других общественных организаций. О задачах Наблюдательных советах см. в тексте. Исследования показали, что о наличии и деятельности НС знали в основномруководители и люди, причастные к этой деятельности. В шахтерских городах и поселках Ростовской области о том, чтосуществует НС, знают 14% жителей и 2% из числа уволенных шахтеров, вТульской – 5 и 3%, в Кемеровской – 16 и 17 соответственно. Содержательный и иногда позитивные оценки работы НС дают местныепредприниматели, которые получают средства господдержки угольнойпромышленности в рамках программ местного развития. Наиболее позитивныеотзывы о работе НС можно слышать от тех, кто не только входит в его состав,но и оказывает решающее влияние на принимаемые НС решения. Как правило (это же показатели и исследования на предыдущем этапе), эторуководители местных администраций, в некоторых случаях – руководителиугольной отрасли на местах. Из сказанного выше однако, не следует, что НС всегда только фикция илидекоративный институт. Основные задачи, которые они решают, включают:определение приоритетов и основных направлений и развития социальной сферыорганизацию и проведение конкурсного отбора проектов для финансирования сиспользованием средств господдержки привлечение других источниковфинансирования программы развития города (поселка). Во многих городах НС не ограничивают свою работу лишь распределениемсредств господдержки, они активно содействуют привлечению в городинвестиций, созданию соответствующего делового климата, инфраструктуры дляразвития бизнеса.Уровень доверия шахтеров и жителей шахтерских городов и поселков кучастникам процесса реструктуризации на местах. Ни один из основных институтов, на которых, по мнению шахтеров инаселения, лежит ответственность за проведение практики реструктуризацииотрасли (администрации предприятий, местные власти и т.д.), не пользуетсязаметным доверием и авторитетом. Менее негативное отношение выражено кпрофсоюзам, суду, СМИ, службе занятости. Оценка надежности информации, поступающей от различных участниковпроцесса реструктуризации о политических или экономических событиях, одна ита же в трех регионах, тем не менее уровень доверия к ним заметноразличается. Он выше в Кемеровской области, слабее в Ростовской иминимальный в Тульской области. Наибольшее доверие уволенные шахтеры выразили к СМИ (в первую очередь,телевидению, затем газетам, в меньшей степени радио). Следующими по степениавторитетности и надежности названы люди из ближайшего круга общения (членысемьи, родственники), затем соседи, сотрудники и коллеги по работе.Последних упомянули 24-27% опрошенных. Исключением является Кемеровскаяобласть – 41%, что говорит о сильной средовой сплоченности и солидарности. Экономические проблемы отрасли Основными экономическими проблемами отрасли являются: . Огромное количество убыточных предприятий . Моральное и физическое старение оборудования . Падение объемов производства . Недостаточность финансирования . Задолженность как самих предприятий, так и наличие должников и др. Решить эти и другие проблемы отрасли также должна была программакомплексной реструктуризации угольной промышленности. Говорить об успехахэтой программы еще рано - она работает лишь 6 лет ( с 1995 года), арассчитана на гораздо более долгосрочный период. Основными пунктами этойпрограммы являются: . Ликвидация убыточных и поддержание прибыльных предприятий . Реструктуризация системы управления отраслью . Организация процессов акционирования и приватизации предприятий отрасли . Формирование рыночной инфраструктуры и т. д. Основой экономической политики в отрасли было и остается рациональноеиспользование средств государственной поддержки, снижение нагрузки набюджет, максимальное использование возможностей самофинансирования.Значительное внимание при этом уделяется селекции предприятий прираспределении средств государственной поддержки, переводу бюджетногодотирования на возвратную основу, нацеленности предприятий на возмещениезатрат от удорожания потребляемых ресурсов за счет получаемых средств отреализации продукции. В результате в работе отрасли появился ряд позитивных изменений: . - угольные предприятия приступили к адаптации своей экономики к условиям свободного ценообразования, произошла дифференциация предприятий по фактору прибыльности (убыточности), шире стали использоваться возможности свободного ценообразования на угольную продукцию. На полное самофинансирование перешло 12 угледобывающих акционерных обществ и на частичное - 17 или соответственно 22% и 31% от общего числа; . - снизился удельный вес бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов отрасли и уменьшилась зависимость отдельных предприятий от "центра" в части обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов; . - прекращено выделение средств государственной поддержки на капитальное строительство неперспективным предприятиям, что позволило сохранить в1994г. объем средств, направляемых на приобретение технологического оборудования на уровне 1993 г. (в сопоставимых ценах). Средства государственной поддержки используются: . на реализацию Тарифного соглашения, определяющего условия оплаты труда шахтеров;(тарифное соглашение заключается между Российским независимым профессиональным союзом рабочих угольной промышленности, Министерством топлива и энергетики и Министерством труда Российской Федерации). На реализацию Тарифного соглашения недоплачено указанных средств в сумме 210 млрд.руб.. что вместе с долгами потребителей привело к задолженности по заработной плате в сумме 593,6 млрд.руб. ; . на поддержание производственной деятельности - прямое воспроизводство, нецентрализованные капитальные вложения ; . для покрытия убытков от производственной деятельности части угольных предприятий ; . на содержание социальной сферы в угольных регионах. При переходе на свободные цены в угольной промышленности на основеанализа технического состояния шахт и разрезов, их горно-геологическихусловий и уровня экономических показателей сформированы 4 группыпредприятий с различными формами и объемами государственной поддержки. К первой группе относятся шахты, разрезы, ОФ, обеспечивающие полноесамофинансирование за счет свободных цен на угольную продукцию (на их долюприходится 24% товарной продукции и 6,4% трудящихся); Во вторую группу включены предприятия, которым необходимагосударственная поддержка для финансирования нецентрализованных капитальныхвложений (их доля в добыче угля - 6,5%. в численности трудящихся - 7%). К третьей группе отнесены шахты и разрезы, которым необходимагосударственная поддержка для финансирования капитальных вложений, а такжедля реализации Тарифного соглашения (их доля в добыче угля-21%, вчисленности трудящихся - 22%). К четвертой группе отнесены предприятия, которым дотируются расходы накапитальные вложения, реализацию Тарифного соглашения, а также навозмещение убытков от производственной деятельности - на долю этой группыприходится 49% добычи и 65% численности. На последнюю группу приходитсяоколо 80% государственной поддержки. Введение свободных цен на уголь в определенной мере снизило нагрузку нагосударственный бюджет - из общей суммы затрат на добычу угля за счетпотребителей в 1994 г. возмещалось около 50% затрат (против 15% до переходана свободные цены). Вместе с этим, введение свободных цен на уголь резкообострило финансовые взаимоотношения предприятий угольной отрасли спотребителями, задолженность которых возросла с 98 млрд.руб. на 1 июля1993г. до 1.1 трлн.руб. на 1 апреля 1994 г. На долю металлургов пришлосьоколо одной трети общей задолженности, объектов энергетики - 28%. Около 40%долга пришлось на коммунально-бытовую сферу, военно-промышленный комплекс идр Прослеживается опасная тенденция к росту числа предприятий, которыемогут быть отнесены к четвертой группе, объединяющей убыточные предприятия,обреченные на банкротство в условиях рынка. В связи с постоянным ростом ценна потребляемые материальные ресурсы, тарифы, услуги и неплатежами запоставляемую угольную продукцию в весьма сложном положении оказываются исамые эффективные угольные предприятия, работающие на полномсамофинансировании. В связи с этим в дальнейшем государственную поддержкупредусмотрено осуществлять по следующим пяти направлениям : . инвестиции на осуществление мероприятий по реструктуризации отрасли; . возмещение убытков ограниченному кругу убыточных предприятий; . расходы по тарифному соглашению, . содержание социальной сферы до передачи ее местным органам, . закрытие и ликвидация предприятий Угледобывающим предприятиям как объектам инвестиционной деятельностиприсущ ряд специфических особенностей: . - значительная дифференциация экономических показателей предприятий, отражающая различные горно-геологические условия и природные качества угольных запасов; . - растянутость процесса создания и воспроизводства мощности любого угольного предприятия на весь срок его службы, связанная с непрерывным перемещением фронта работ по мере отработки запасов; . - периодические реконструкции и техническое перевооружение угольных предприятий; . - высокая степень риска инвестиций в угольную отрасль из-за выполняемой ею роли "замыкающей" отрасли топливно-энергетического комплекса. Основные принципы инвестиционной политики в угольной отрасли при еереструктуризации в период спада экономики: . - разгосударствление большинства предприятий отрасли и переход их на акционерную форму хозяйствования; . - оказание селективной государственной поддержки в инвестиционной деятельности наиболее эффективным (перспективным) предприятиям с одновременным закрытием неперспективных шахт и проведением санации низко рентабельных предприятий; . - создание специального целевого фонда инвестиционной поддержки угольной промышленности; . - развитие предпринимательства и конкурентных начал во всех видах инвестиционной деятельности ; . - расширение на предприятиях отрасли производства непрофильной высокорентабельной продукции на основе использования попутной сырьевой базы и начало проведения широкой диверсификации их деятельности; . - создание условий для привлечения иностранных инвестиций; . - повышение роли ренты как источника финансирования капитальных вложений в угольную отрасль; . - расширенное участие региональных фондов и органов управления, а также крупных потребителей угля в инвестировании отдельных проектов; . - первостепенное выделение, наряду с государственными, средств региональных фондов на финансирование развития региональной инфраструктуры. В период стабилизации экономики дополнительно к этим принципам следуетдобавить: . - передачу основных функций инвестиционной деятельности угольным компаниям (предприятиям) при ограниченном и четко регламентированном участии государственных органов; . - оказание селективной адресной государственной поддержки крупных инвестиционных проектов на возвратной и платной основе; . - широкое привлечение иностранных инвесторов и создание для этого гарантий надежности и прибыльности инвестиций в предприятия угольной отрасли. Важной составной частью инвестиционной программы должно стать четкорегламентированное финансирование работ и затрат, связанных с предстоящимзакрытием наиболее убыточных шахт, развитием в трудоизбыточных регионахнеобходимой инфраструктуры и созданием новых рабочих мест. Эти затратыдолжны учитываться при определении эффективности инвестиций в новоестроительство или в расширение угледобывающего производства, если этосвязано с необходимостью компенсировать выбывающие неэффективные мощности.К тому же необходимо учитывать, что капиталоемкость предприятий угольнойотрасли (в сопоставимых ценах) постоянно увеличивается, что обусловлено,главным образом, освоением новых месторождений с более сложными, чем надействующих предприятиях, горно-геологическими и климатическими условиями,а также с возрастающими затратами на создание безопасных условий труда итребуемое сооружение объектов инфраструктуры. Угольная промышленность России не имеет достаточных собственныхисточников капитальных вложений и получает государственную поддержку наинвестиции из федерального бюджета. Разработана также отраслевая программа адресных вложений под конкретныенаправления строительство обще районных объектов для освоения новыхперспективных месторождений. создания межотраслевых производств,переселение горняков из северных регионов России. Предусматривается направление инвестиций и для нормализации работыдействующих угольных предприятий за счет технического перевооружениянаиболее перспективных шахт и разрезов на новой технологической основе.Основными факторами, обусловившими в последние годы по существу кризисинвестиций, являлись высокая инфляция и спад производства. При этомособенно сильно инфляция ограничила собственные возможности угледобывающихпредприятии, поскольку в этих условиях существенно сократился основнойисточник капитальных вложений - амортизационные отчисления. В результатедоля амортизационного фонда покрывавшего в прошлом до 70% потребности винвестициях на простое воспроизводство снизилась до 25-35%. Сложное финансовое положение угледобывающих предприятии не позволило имкомпенсировать снижение реального объема амортизационных отчислениисредствами из прибыли, которые на практике перераспределялись в сторонутекущего потребления. В этих условиях для повышения эффективностиинвестиционной деятельности целесообразно ввести механизм индексацииамортизационных отчислении с пересмотром (переоценкой) стоимости основныхпроизводственных фондов отрасли в конце каждого года. В соответствии с отраслевыми и региональными программами частично ужеиспользуются такие экономические регуляторы, как инвестиционная субсидия(выплата инвестору определенного процента от сметной стоимости объекта),льготный инвестиционный кредит, выплата премий за сооружение объектов вустановленные сроки и др. Это в принципе способствует привлечению вугольную промышленность России иностранных инвестиций. Однако их широкомупритоку в инвестиционную сферу угольной отрасли препятствуют недостаточнаяразвитость рыночной и социальной инфраструктур информационного обеспеченияи др. Не отработаны также механизмы реализации правовых гарантииинвесторов. Принятие новой редакции законов об инвестициях концессий, свободныхэкономических зонах законодательное определение прав на землю должносоздать более привлекательные условия для иностранного (и частичноотечественного) капитала в угольную отрасль. Особое значение в активизацииинвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиции отнекоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединениеРоссии к многостороннему агентству по страхованию инвестиции. Иностранные инвестиции в угольной промышленности России могутосуществляться и частично уже осуществляются путем: . создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); . создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам их филиалов и представительств (в отдельных случаях); . приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений долей участия в предприятиях, акций облигаций и других ценных бумаг; . приобретения прав пользования природными ресурсами, а также иных имущественных прав (потенциально); . предоставления займов кредитов имущества и имущественных прав и т.п. На данном этапе сложно говорить о своевременности и правильностипринимаемых мер, но положительные тенденции, наблюдаемые в отрасли даютправо на осторожный, но , все же оптимизм. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом, в будущем столетии российский уголь несмотря насегодняшнее противоречивое отношение к нему сможет иметь решающее значениедля энергетики и других базовых отраслей экономики страны (коксохимияметаллургия и др) с развитием производственного потенциала угольной отраслидо уровня порядка 500 млн.т. в год. Те меры, которые принимаются в рамках программы реструктуризацииотрасли, на мой взгляд достаточны и требуют лишь постоянного контроля(особенно средства господдержки) и корректировки в зависимости отизменяющейся ситуации в отрасли. В заключении хотелось бы привести статистические данные, которые самиза себя скажут о том положении вещей, которое имеет место на данный момент.|показатель |2001 |Рост по сравнению с || | |2000 ||ДОБЫЧА УГЛЯ В ОБЩЕМ |222,2 млн т |+12,5млн т (6%) ||ОТКРЫТЫЙ СПОСОБ | |+7,4 млн т (3,3%) ||ЗАКРЫТЫЙ СПОСОБ | |+5,5 млн,т (2,7%) ||КОКСУЮЩИХСЯ |51,6 млн т |+2,4 млн т (4,8%) ||КУЗБАС | |+13,3 % ||ВОСТ-СИБ | |+3,6 % ||СЕВЕРНЫЙ | |+0,3% ||ЦЕНТРАЛЬНЫЙ | |+38,1% ||УРАЛЬСКИЙ | |-22,6% ||СЕВ-КАВКАЗСКИЙ | |-3,7 % ||ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ | |-1,4 % ||ЭКСПОРТ |34,3 млн т |+ 5,7 млн т (16,6%) ||ИМПОРТ |22,1 млн т |+1,1 млн т(4,9%) ||ПОСТАВКИ УГЛЯ РОС. |192,64 млн т |+3,3 млн т (1,7%) ||ПОТРЕБИТЕЛЯМ | | ||КРЕДИТОРСКАЯ | |+11,4 % ||ЗАДОЛЖЕННОСТЬ | | ||ПРОСРОЧЕННАЯ | |+7 % ||ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В БЮДЖЕТ | |+13,5 % ||КРЕДИТОР. |3 РАЗА ||ЗАДОЛЖЕННОСТЬ/ | ||ДЕБИТОРСКАЯ | ||ГОСПОДДЕРЖКА НА | |+57,4 % ||ЛИКВИДАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ | | ||ДОЛЯ СРЕДСТВ НА: | ||ПОДДЕРЖКУ УБЫТОЧНЫХ |10,2 % ||ШАХТ И РАЗРЕЗОВ | ||ПРОГРАММЫ МЕСТ. РАЗВ. |13,1 % ||БЕЗОПАСНОСТЬ |11 % ||НАУЧ.-ТЕХ. ПРОГРАММ |1,2 5 ||НАУЧ.-ТЕХ. И ПРОЕКТНОЕ |0,7 % ||ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ||УПРАВЛЕНИЕ |1,3 % | ЗАО “Росинформуголь” по данным отраслевой отчетности и материалам департаментов угольной промышленности и экономики и финансирования, гос. учреждений ГУРШ, “Соцуголь”, Компании “Росуглесбыт” 4 декабря 2001 года




Похожие:

Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconСоциально-экономические проблемы угольной промышленности
Выплата пособий в возмещении вреда (по регрессным искам). Передача дел в Фонд социального страхования. 9
Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconТрудовые ресурсы, их численность, характеристика развития угольной промышленности

Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconКольцова Олеся Юрьевна Социально-экономические проблемы на пути модернизации: возможности публичного поиска решений
Социально-экономические проблемы на пути модернизации: возможности публичного поиска решений
Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconВ первые годы ХХ в в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной
При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула...
Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconСоциально-экономические проблемы нтр и способы их решения

Социально-экономические проблемы угольной промышленности icon1. какие растворы называются буферными?вычислите pH буферного раствора,состоящего из 4мл угольной кислоты и 16мл гидрокарбоната натрия одинаковой концентрации
Константа электролитической диссоциации угольной кислоты равна 3,7*10минус 7 степени
Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconОтчет о научно-исследовательской работе
Социально-экономические проблемы подготовки военных специалистов в гражданских вузах России по теме №77. 09/…
Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconПрограмма дисциплины "Проблемы исторического познания"
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования курса и относится...
Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconПрограмма дисциплины "Проблемы исторического познания"
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования курса и относится...
Социально-экономические проблемы угольной промышленности iconВведение 3 I. Теоретическая часть 5
Изучениям, анализу, исследованиям подвергнуты всевозможные стороны жизнедеятельности всего мирового сообщества и его отдельные единицы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы