Мировоззрение и его исторические типы icon

Мировоззрение и его исторические типы



НазваниеМировоззрение и его исторические типы
Дата конвертации18.07.2012
Размер145.6 Kb.
ТипРеферат
Мировоззрение и его исторические типы


Содержание:Понятие мировоззрения 2Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия 5Литература: 16 Понятие мировоззрения Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. Ичтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен нетолько много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то илииное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое иправильное понимание мира – мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в немчеловека, на отношение человека к окружающей его действительности и самомусебе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». У человека всегда существовала потребность выработать общеепредставление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представлениепринято называть универсальной картиной мира. Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленныхнаукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почемусуществует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и кприроде и т.д. Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждыйчеловек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представлениео решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений иответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечаяна вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди наоснове имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картинумира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве,закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружаетчеловека. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общуюсвою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии сопределенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживатьсядостаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или инымиличностными установками человека, особенностями его характера. Однако такаясвязь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. Аэто означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всейдеятельности людей. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общейкартине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способностипонять этот мир и целесообразно действовать в нем. Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученныезнания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь вмировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира исамого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- этоопределенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пластычеловеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные врезультате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовныеценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов. Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,определенное видение и понимание мира, а также программа поведения идействий человека. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошломуили сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, котороеосновано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно– эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденныхнеадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа,безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет«все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он являетсянаиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формоймировоззрения. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Онавозникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечествов форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такиеглобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященныеустройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялосьразличным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможнымиспытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особоеместо занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретенииремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как онсуществовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме —это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это неинтеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическоеруководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит втом, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит дляоправдания определенных общественных установок, для санкционированияопределенного типа верований и поведения. В период господствамифологического мышления еще не возникла потребность в полученииспециальных знаний. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый видмировоззрения, специфическое образное синкретическое представление оявлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней формечеловеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований,нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Еслиприменительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесьимеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственногосопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце даето себе знать», «познать женщину» и т. д.). Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать своезнание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовалокак нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытномсознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, чтодействует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней какее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии былгенетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхожденияприродных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто когопородил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творениямира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный,безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Всевозникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаосапроизошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась имогучая, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночии Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера.Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана,и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Морерождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мирасвязана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схемаприсутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомитьсяс такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ опрошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Такимобразом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивалодуховную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытномучеловеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях ихразвития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данномобществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенныенормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторамиобщественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию междумиром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, такимобразом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственноймировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковыже были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их спецификапри разрешении мировоззренческих вопросов? Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозноемировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религияапеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образомразводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком какоткровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру неоставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другиеобразования культуры, развивались, приобретали многообразные формы наВостоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высшихценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к нимжизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не вземную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслыоцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютномукритерию. Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представлениятесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытномобществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однакобыло бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны.Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительнонезависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадияхразвития общества мифология и религия составляли единое целое. Ссодержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций,мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются«религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет своюспецифику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческихконструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира наестественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этиммировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на двауровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношениеверы также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религииобусловливается тем, что основным элементом религии является культоваясистема, т. е. система обрядовых действий, направленных на установлениеопределенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий мифстановится религиозным в той мере, в какой он включается в культовуюсистему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему,приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основойформальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов,обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческиечувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга,справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая ихприсутствие со священным, сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человекупреодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты егобытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясьфилософским языком, религия призвана «укоренить» человека втрансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в приданиинормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческогобытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл изнание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает емупреодолевать житейские трудности. На протяжении всей истории существования человечества философияскладывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающаямировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или еготеоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовноеоблако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляетжизненно важный уровень мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так:понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такаяформа общественного и индивидуального сознания, которая постояннотеоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чемпросто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла,наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякоемировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточносвязные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотени тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верованияи представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразнымвыражением и хранителем исторической памяти. В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьмадалеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мирасего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманноерассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном,цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» –философ, даже если он и не подозревает об этом. Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что самафилософия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философскоезнание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новымиоткрытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однакофилософский дух, философское сознание – это не только теория, тем болеетеория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическоезнание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую,безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем инойкомпонент сознания – духовно-практический. Именно он выражаетсмысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, типфилософского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда ещене существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своеготворческого развития. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с темпредмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерениемира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности,увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путьк самым совершенным ценностям. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретическогои практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальнойформы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – вреальном процессе исследования, развития идейного содержания философскихучений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, анеобходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Также,как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знаниене отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежнийуровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В историимысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение отабстрактного знания к знанию все более и более конкретному.Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же,как и последовательности в логических определениях самой цели, то естьистория познания соответствует объективной логике познаваемого предмета. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовностичеловека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не толькокаждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельныйчеловек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическимисуждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте ицельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в видесистемы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а такжеобраза жизни человека и общества. Философия является одной из основных форм общественного сознания,системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развитияи становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, аклассическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.Первоначально возник материализм как разновидность философскогомировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единствамира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущностиматерии из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученикии продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальнымоснованием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания:Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенныйвклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в ученииФалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху вразвитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любойнауки. У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоялПифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом какмировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес иПифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений,так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философскихмировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческихнаправлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита иПлатона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиальноопосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. УПлатона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно«идеи». Они тоже принципиально неделимы. Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из котороговполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное поотношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальноеоснование. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир несводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некуюсущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя приниматькажущееся за действительное. Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.Материальный мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. ОтсюдаДемокрит полагал два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платонже, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мираидей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания,то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души,вселившейся в тело человека в момент его рождения. Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставлениемировоззрений определяется противопоставлением политических целей иинтересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены напостроение всеобъемлющей философии, объединяющей различныемировоззренческие подходы. Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образоминтенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянскогогорода стала резко контрастировать с феодально-деревенской жизньюподавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистическогодвижения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родилсяи провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслительДанте Алигьери (1265-1321). В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как быпредставляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, сдругой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженнойсоциальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всехпроявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо». Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянскоговозрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка. Главным направлениемего поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красотеженщины и природы. Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея егомаксимального сближения с богом на путях человеческой творческойдеятельности, особенно на путях его поэтического творчества. Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всегопонятие человеческой деятельности. Литература: 1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. 2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989. 3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994. 4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с. 5. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997. 6. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.




Похожие:

Мировоззрение и его исторические типы iconМировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития м нужно выделить различные этапы, т е., характеризуя...
Мировоззрение и его исторические типы iconЭкзаменационные вопросы по философии для поступающих в аспирантуру Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы
Мировоззрение как совокупность принципов познавательного, ценностного, поведенческого взаимодействия человека с миром. Структура...
Мировоззрение и его исторические типы icon1. Понятие, предназначение и смысл философии. 1
Мировоззрение, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие. 7
Мировоззрение и его исторические типы iconПонятие, предназначение и смысл философии. 2
Мировоззрение, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие. 8
Мировоззрение и его исторические типы icon8. Мировоззрение, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие
Мировоззрение это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к...
Мировоззрение и его исторические типы icon1. Мировоззрение, его виды. Научное мировоззрение. Адекватность понятия Мировоззрение
Мировоззрение система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому...
Мировоззрение и его исторические типы iconДокументы
1. /Исторические типы философии/Исторические типы философии/Исторические типы философии.doc
Мировоззрение и его исторические типы iconСодержание программы по курсу «философия» Тема 1
Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы...
Мировоззрение и его исторические типы iconМировозрение и его исторические типы

Мировоззрение и его исторические типы iconЭкзаменационные вопросы по философии для поступающих в аспирантуру
Мировоззрение как совокупность принципов познавательного, ценностного, поведенческого взаимодействия человека с миром. Структура...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы