Рынок как экономическая категория icon

Рынок как экономическая категория



НазваниеРынок как экономическая категория
Дата конвертации18.07.2012
Размер378.71 Kb.
ТипРеферат
Рынок как экономическая категория


СодержаниеВведение 2I “Рынок” как экономическая категория 4Условия возникновения рынка 4II Особенности становления и развития рыночных отношений в Украине. 22ВЫВОД 29Список использованной литературы 32 Введение Данная курсовая работа посвящена теме, в которой раскрывается сущностьрынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегоднешний день, таккак жизнь общества непосредственно связана с рынком. С древних временсуществования человечества рынок определялся как место торговли товарами.Он и сейчас существует в виде колхозных рынков, где реализуются, главнымобразом,продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются товарынародного потребления, но их удельный вес в общем объеме товарооборотасравнительно небольшой. В современной экономике Украины рынок играет важную роль в развитиипредпринимательской сферы деятельности.Рынок интересует предпринимателяпрежде всего по двум направлениям: 1) положение товара, который он уже производит, и ситуация,складывающаяся вокруг него; 2) возможности для расширения своей доли рынка путем увеличения поставоктовара или начала производства нового товара, в котором ощущаетсяпотребность на этом рынке. Следовательно экономического эффекта можно достичь путем изучения рынка. Рынок также генерирует эквивалентные, то есть экономически равноправныеотношения во всех областях производства, на всех уровнях хозяйственнойжизни, культивирует знание, професиональность, компетентность, творческоеотношение к работе. Рынок, который базируется на правовых основах, является экономической"технологией", с помощью которой создаются условия для эффективногохозяйствования, динамизма производства. Такие конкретные проявленияэффективности, как производительность труда, качество работы, экономичностьпроизводства, научно-технический прогресс, в значительной мерепредопределяются рыночно-конкурентной средой. Рынок является "измерительным устройством" человеческого труда. Всягамма качеств, которые несет в себе энергия человеческого труда, в конечномитоге находит свое выражение в форме числа (стоимость товара, цена товара)в рыночной среде. Элементами товарности есть не только материальные вещи,предметы и услуги, а и результаты интеллектуального труда - идеи,управленческие решения, изобретения, результаты художественной деятельностии т.п. Невоспроизведенная уникальность "подарков природы" (земли, воздух,воды и др.) также является элементом товарности и потому также имеет своюценовую оценку. Кроме того, рынок стабилизирует денежное обращение, поддерживаетавторитет национальных денежных единиц; создает действующий механизммотивации работы; поддерживает "здоровье" сферы потребления; стимулируетразные формы бизнеса; утверждает уважение к писаным и неписаным правиламчеловеческого сосуществования. Все выше сказанное свидетельствует о том,что социальное и экономическоеразвитие Украины невозможно без развития ее рыночной системы.
I “Рынок” как экономическая категория Условия возникновения рынка В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируетсятакой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновениетоварно-денежных отношений раскрывают и причины возникновения товарногообращения и рынка. Вместе с тем рынок (как отдельный элемент) - это сложноеобразование, он имеет свою собственную структуру, для его функционированияи развития необходимы специфические условия. Со времени возникновения рынкаразные направления и школы экономической мысли неоднозначно толковали егосущность. Рынок как одна из категорий товарного производства в процессе эволюциииспытал важные количественно-качественные изменения, которые не могли несказаться на его определении в последние свыше два столетия. В работах А.Смита и Д. Рикардо термин "рынок" не приобрел четкого политэкономическогоопределения, поскольку его относили к внешним явлениям рыночной экономики,а потому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса. Первую попытку дать научное определение рынка сделал французскийэкономист О. Курно. По его мнению, этот термин обозначает "любой район, накотором взаимоотношения покупателей и продавцов свободные, поэтому цены наодни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться".Английский экономист А. Маршалл утверждал, что "чем совершенее рынок, темболее сильной является тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и тоже время платили за одну и туже вещь одинаковую цену". В учебнике"Экономикс" рынок рассматривается как "институт или механизм, которыйсводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков)отдельных товаров и услуг". Рынок - понятие более широкое и вместительное, чем мы иногда думаем. Этои универмаги, универсамы, разные палатки, где покупают продукты питания,одежда, обувь, товары ежедневного употребления. Существуют рынки, накоторых продают и покупают ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовыебиржи. На товарных биржах, где продают товары (зерно, цемент, сахар) постандартным показателям качества, покупатели и продавцы вступают вконкретные отношения. Два участника, или больше, берут на себя юридическиеобязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти ипрочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих ипотенциальных товаров формируют рынки. Как явление хозяйственной жизни рынок появился много сотен лет назадвследствие развития производства и обмена, которые породили товарноехозяйство. Состоялось это через развитие общественного разделения труда,появление экономически самостоятельных, юридически независимых субъектовхозяйствования и перехода от натурального производства к прямомупродуктообмену, а потом и к товарному обмену и рынку. Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно,не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожилобез рынка — в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйствапродукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственногопотребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительномраспределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, тоесть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основойбедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений,отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированиемтаких основных предпосылок, как экономическая обособленность илиавтономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждогоэкономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов иразделение труда между товаропроизводителями. Исторические условия возникновения рынка были следующими: Первое условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокойдревности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделениятруда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая —выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновениекупечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализацияотдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан сростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводынуждались в продуктах земледелия, а земледельцы соответственно в пище.Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возникмежобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. Бартер — одна из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко доподлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли несовпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобыза свой продукт получить то, что требовалось. Развитие обмена привело кпоявлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иныхтоваров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарноепроизводство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий,которые нужны их производителю не для собственного потребления, а вкачестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки другихнужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок,для удовлетворения потребностей других людей. Второе условие — это экономическая обособленность или автономностьпроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъектастремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда междутоваропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление кэквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взаменсвоего товара эквивалентное количество другого. А такое стремлениевозникает на основе экономической ограничен-ности, обособленностиинтересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частнойсобственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективнуюсобственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругоминтересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственныепредприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, ит.д.). Третье условие связано с развитием и углублением общественногоразделения труда, в том числе отношений специализации и кооперациипроизводства. На определен-ном развитии натурального хозяйства стало ясно,что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полногосамообеспечения при возраста-ющих потребностях, поэтому различные группыпроизво-дителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либопродукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни.постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натураль-ногохозяйства, образованию товарного производства. Наличие подобных предпосылок в обществе и делает рыночную, товарнуюформу связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создаетпрочную основу товарного хозяйства (производства), становится главнымэлементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являютсяпроизводственные системы независимых автономных товаропроизводителей,повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товарыодних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая сними в конкуренцию за деньги покупателя. Рынок — понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризоватьего однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать каклюбое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что вбытовом представлении людей рынок как место купли-продажи ассоциировалсяпрежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынкамисельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками.Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками.Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшемпонимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли и продажи, то нетразницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухепроисходит торговля. В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессовторговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят.В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, какрыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуетсямногими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемыхтоваров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровеньцен (дорогой, дешевый). Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок естьсистема экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами,опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продаетсяи покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но ссоблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок — это экономическиеотношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов. Субъекты рынка и его основные элементы. Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений,возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает темсамым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являютсягосударство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашниехозяйства. Государство как субъект рыночного хозяйства действует через системугосударственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняютфункции государственного регулирования экономики. Государство в лицеправительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке трудагосударство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственныхучреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства ипредметов потребления приобретает у производителей товары общественного,государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряддругих товаров, поступающих в результате закупок в государственнуюсобственность и частично предоставляемых затем населению. В качествепродавца государство продает в основном услуги, но способно продаватьземлю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся вгосударственной собственности, Обычно объем государственных продаж на рынкесущественно ниже объема государственных закупок. Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) иявляются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. Вряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности иматериальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье,оборудование. Торговые предприятия продают на. рынке все товары своеготоргового ассортимента. Приобретают же предприятия на рынке в первуюочередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию другихпредприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать такжеденьги в виде кредитов и ценные бумаги. Домашнее хозяйство — это единица, состоящая из одного и более человек,функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают нарынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли,капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительскогоназначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги. Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, покоторым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемыеодними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую— направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы закупленные товары. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трехосновных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Инструменты способствовали установлению равновесия на рынке. Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиромдля производителя при определении необходимости изменения объемовпроизводства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Ценыв конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будетпотреблен продукт. Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - этопредставленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством техили иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах иденежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется впродаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложениемпорождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия.Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при которомобеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итогеравновесие производства и потребления. Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя -максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственнойдеятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбепредпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытовтоваров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг кдругу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товарабольше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба междупродавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужденснижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара.Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другомвынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитныйтовар, каждый из них старается предложить по возможности более высокуюцену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и этостимулирует увеличение предложение данного товара. Виды Рынка Познание рынка как экономической категории невозможно без глубокогоанализа его структуры, то есть элементов, из которых он складывается, икоторые взаимодействуют между собою. Для этого следует избрать критерий, закоторым можно разграничить элементы рынка. Таких критериев может бытьнесколько, поскольку рынок есть сложным и разнообразным образованиемэкономической жизни. Классификацию рынков можно провести по следующим признакам (рис. 1): а) по географическому фактору. Можно говорить о рынке внутреннем, когдаотношения обмена осуществляются контрагентом на территории своей страны, ивнешнем, когда он действует на территории другого государства. В своюочередь, внутренний рынок можно подразделить на ряд региональных рынков; б) по объектам купли-продажи. В целом рынки можно классифицировать следующим образом: рынки потребительских товаров и услуг: — рынок продовольственных товаров; — рынок непродовольственных товаров; — рынок услуг; рынки факторов производства: — рынок рабочей силы (рынок труда); — рынок средств производства; — рынок сырья; рынки недвижимости: — рынок жилья; — рынок земли; финансовый рынок: — фондовый рынок; — денежный рынок; — фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов; информационный рынок; — рынок духовно-интеллектуального продукта. На рынке потребительских товаров происходит купля-продажа предметовпотребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель,поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя — домашние хозяйства. В зависимости от объектов продаж такой товарный рынок подразделяется нарынок продовольственных товаров и промышленных товаров. Рынокпродовольственных товаров, или продовольственный рынок, как ясно изназвания, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателямипродуктов питания, продовольствия. Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаровпредназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления,включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии,бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книгии письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительныхматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другиетовары аналогичного назначения. Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платныеуслуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки,парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана),коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение,газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержаниенормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги поремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки,реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение,подготовительное обучение). обслуживании.В развитых странах мира в сфереуслуг занят свыше 70% трудоспособного населения, в США - до 75%; создаетсясоответствующая частица ВВП. Это свидетельствует о существовании развитогорынка услуг. Рынок недвижимости охватывает в качестве объекта продаж недвижимость ввиде прежде всего двух основных товаров — жилья и земли. Рынок жильяраспространяет свое действие на жилые помещения. Возникли организации,торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах,биржах.Рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественныхценностей, используемых в социально-культурной сфере, образует основу рынканедвижимости. Особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личнойсобственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственногоназначения. Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономическихресурсов или факторов производства, которые делятся на первичныепроизводственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие, какземля (естественные ресурсы), капитал (инвестиционные ресурсы), труд, ипромежуточные, представляемые предприятиями другим предприятиям(полуфабрикаты). Кроме того, земля как объект, товар разнородна и делится насельскохозяйственные угодья, пашню, зоны прокладки коммуникаций, зонызалегания полезных ископаемых, строительные площади под жилье и объекты,зоны отдыха. Для каждого из этих видов земельных ресурсов возможен свойрынок, свои цены, свой механизм ценообразования. Рынок средств производства может быть назван рынком физическогокапитала, это исключительно обширный рынок, в сферу действия которогопопадают все материально-технические объекты, участвующие в производствепрямо или косвенно. Поэтому он состоит из трех рынков. Это, во-первых,рынок купли-продажи производственных зданий и сооружений; во-вторых, рынокмашин, технологического оборудования, приборов, аппаратов производственногоназначения; в-третьих, рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, изкоторых и посредством которых изготовляется продукция . Рынок рабочей силы — это свободная продажа каждым трудоспособнымчеловеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Такойрынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест. Обладатель рабочейсилы, то есть способностей к труду, использует на рынке труда право продажирабочей силы по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовомконтракте между нанимателем и наемным работником. В наиболее явной формерынок рабочей силы проявляется в виде бирж труда. Важным экономическим ресурсом, от которого зависит конкурентоспособностьи эффективность производства, являются инновации. Поэтому с некоторойстепенью условности отнесем к рынку факторов производства рынок инноваций.Это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговлиявляются технические и социально-экономические новшества,рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологическиенововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием «ноу-хау», то есть достижения научно-технического прогресса. Частью рынкаинноваций является рынок патентов и лицензий. Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, тоесть денег, валюты, акций, облигаций и других ценных бумаг. На рынкахтакого типа одни деньги и денежные средства продаются за другие. Финансовыйрынок — не просто обменный, позволяющий покупать и продавать денежныесредства, он призван обслуживать товарные рынки и рынок услуг, формироватьи обеспечивать товарно-денежные отношения во всем многообразии ихпроявлений. Преимущественно операции на валютном рынке осуществляют внаибольших банковских и валютно-биржевых центрах Лондона, Нью-Йорка,Цюриха, Токио и других городах. За 1990-2000 гг. ежедневный объем операцийна мировом валютном рынке возрос с 880 млрд долл. до 1,9 трлн долл. Рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основнойчастью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценныхбумаг. Он подразделяется на первичный рынок, где происходит размещениеновых выпусков ценных бумаг, и вторичный, предполагающий перепродажу ценныхбумаг. Рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) ипокупателей (фирм, населения, государства) кредита. В то же время вкачестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство,предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка. Денежный рынок — это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссудфинансовых учреждений. Основными элементами денежного рынка выступают спросна деньги и предложение денег. Этими факторами определяется цена ссудногоденежного капитала, которым торгуют на денежном рынке. Особенностьюденежного рынка является тот факт, что сделки, происходящие на этом рынке,опосредуются коммерческими банками. Рынки срочных контрактов, или фьючерсные рынки, представляют собойважнейший инструмент решения проблемы неопределенности цен и выступают какформа купли-продажи срочных контрактов. Рынки фьючерсные или рынки срочныхконтрактов делятся на биржевой рынок и внебиржевой. Биржевой рынок — этосовокупность сделок, совершаемых на фондовых и фьючерсных биржах, а также вфондовых и фьючерсных отделах товарных и валютных бирж. Внебиржевой рынок —сделки со срочными контрактами на различные активы, проходящие вне биржи.Он менее организован и получил на Западе название «уличного» рынка. Рынки срочных контрактов включают товарный рынок срочных контрактов,валютный рынок срочных контрактов, рынок срочных контрактов на ценныебумаги, рынок срочных контрактов по процентным ставкам, рынок срочныхконтрактов на фондовый индекс. Функционирование рынка товарных срочных контрактов проявляется всведении в одном месте потребителя и производителя с тем, чтобы онидоговорились о той цене, по которой определенные товары перейдут из рук вруки в определенные сроки в будущем. Основным продуктом продажи на такихрынках выступают фьючерсные и форвардные контракты на поставкутоваров.Первые рынки валютных контрактов начали действовать в 1982 году наЕвропейском опционном рынке в Амстердаме и на Филадельфийской бирже.Объектом сделок на рынке срочных контрактов на ценные бумаги выступаютпакеты ценных бумаг, которые включены в листинг, то есть отвечаюттребованиям министерства финансов. Информационный рынок представляется целесообразным выделить особо.Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт — информация,значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возрослоза последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широкомсмысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной,культурной и иной информации. Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действиена знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сутирассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынкаинтеллектуального продукта, творений человеческой мысли. К рынку интеллектуального продукта следует отнести куплю-продажу услугкультуры, образования, здравоохранения, а также любого информационногопродукта, возникающего в результате духовной деятельности. Важная роль в создании потребительского рынка должна принадлежатьгосударству. Это проведения гибкой и эффективной инвестиционной политикиотносительно структурной перестройки народного хозяйства, кредитной,налоговой политики в областях, которые вырабатывают товары народногопотребления, внешнеэкономической политики с привлечением иностранныхинвесторов в области, которые поставляют продукцию на рынок товаровпотребления. Государство должно стимулировать деловую активность всоциальное значащих областях. в) по соотношению спроса и предложения. Рынок стремится к достижениюравновесия спроса и предложения. Когда рыночная цена устанавливается науровне цены Рис. 1. Модель рынка равновесия и количество спрашиваемого товара совпадает с количествомпредлагаемого, такое состояние можно назвать сбалансированным рынком.Однако нетрудно заметить, что такое положение складывается далеко невсегда. Рыночная цена чаще не соответствует цене равновесия, хотя истремится к ней, и тогда величины спроса и предложения не совпадают. Еслиспрос меньше предложения, то мы имеем дело с перенасыщенным рынком, когдаже спрос больше предложения — с дефицитным. г) по конкурентности. Чаще всего рынок в зависимости от егоконкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции(совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции,подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынокмонополистической конкуренции. Рынок совершенной конкуренции Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствуетвозможность влияния участников рыночного процесса на условия реализациипродукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чистоконкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режимрынка свободной конкуренции определяется следующими признаками: а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ниодин из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночныепроцессы, прежде всего на цены. б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные посвойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар,который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особыхтоварных знаков и марок. в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации(о ценах, товарах, спросе, предложении); г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать егов силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологическихограничений, барьеров; д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны,участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы. А так как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, всеего участники находятся в равноправном положении и никто из его участниковне в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между нимивозникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой,«своей» цене при прочих равных условиях. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить своипозиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производствопродукции. Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностьюснизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицытовара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемуюприбыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товаратакже не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции нарынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) ипокупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам. Однако у высококонкурентного рынка есть и слабые стороны. Принципнеограниченного количества продавцов одного товара в известной мереадекватен незначительности капитала каждого из участников рынка.Следовательно, рынок совершенной конкуренции ставит препятствиеконцентрации капитала, без которой не удается создавать крупныепроизводства, осуществлять научно-техническое развитие, реализоватьмасштабные проекты. Кроме того, как уже указывалось, практически непредставляется возможным одновременно выполнить все условия, соблюстикритерии свободного рынка. Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальноймодели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединенияв состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтомувсе рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен».Основным отличием их выступает степень монополизации, На рынке монополистической конкуренции в значительной степенисоблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами.Вобщем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночнуюструктуру, в которой относительно большое число продавцов (несколькодесятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию.При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистическойконкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придаваязначения реакции других фирм. Примером такой отрасли может служитьпроизводство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров,книгоиздание, туризм. В условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продуктарычагом конкуренции становятся не только цены, но в той же степени икачество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами.Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности,примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты вдали от него.Соответственно на рынках монополистической конкуренции с дифференциациейтовара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду иназначению, но и качеством, рекламированием организацией торговли,способами привлечения к ним покупателей. Производители в условиях монополистической конкуренции обладаютограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели ипродавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяютнеобходимость и цену той иной продукции. Й еще один штрих, характеризующиймонополистическую конкуренцию, — легкость вступления в отрасль новых фирм. Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистическийрынок (от греческого oligos — немногие и poleo — продаю). Такой рынокобычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабупродаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признаколигополии — немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынкепродавцов (производителей). Хотя нет четкого количественного критерия олигополии, обычно число фирмна олигополистическом рынке не превышает десяти и колеблется в пределах оттрех до десяти. Четыре крупнейшие корпорации в США выпускают 80% моющихсредств, 90% сигарет, 70% швейных машин. Олигополистические признаки чащевсего отмечаются в автомобильной, фармацевтической, электронной, химическойпромышлен- ности. На олигополистическом рынке могут быть представлены как однородные,например сталь, уголь, алюминий, так и дифференцированные продукты(автомобили, моющие средства, электробытовые приборы). На рынке, где господствуют несколько монопольных продавцов, фирм, каждыйиз его участников занимает весомое положение, так как на его долюприходится значительная часть продаж. Это, с одной стороны, даетвозможность одной из фирм влиять на рынок в целом и на других егоучастников. Но с другой стороны, так как основная часть продаж приходитсяна остальные фирмы, то любой из олигополистов находится под существеннымвоздействием поведения остальных и вынужден учитывать эту зависимость.Поэтому ценовой диктат цен при олигополии ограничен. Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного рынкаособенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены постоянноизменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При олигополииже цены изменяются не так часто, а как правило, через большие промежуткивремени и значительно. Основным моментом становится и наличие барьеров привхождении в эту отрасль. Прежде всего им является величина фирмы, то естьдля проникновения на такой рынок фирма должна быть достаточно крупной,выпускать значительное количество товара, иметь возможность сниженияиздержек. Существование олигополии обусловлено тенденцией слияниянескольких небольших фирм, выпускающих однородную продукцию, приводящей куменьшению количества фирм. Существуют различные точки зрения на экономическую эффективностьолигополии. Согласно одной, рыночная власть «фирм-гигантов» необходима длядостижения быстрых темпов научно-технического прогресса: олигополиивыпускают луч- шую продукцию по более низким ценам, в сравнении с отраслью,представленной множеством мелких конкурирующих фирм. Согласно другой, болеетрадиционной точке зрения, ценообразование и производство в условияхолигополии схожи с аналогичными результатами в условиях чистой монополии. Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при котором количествофирм-продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается додвух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данномслучае каждой фирме принадлежит весьма значительная доля рынка, поэтому онаприобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком(продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой, полной монополии. Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной иличистой монополии (слово «монополия» происходит от греческого «monos polein»— «единственный продавец»), являющейся полярной противоположностьюсовершенной конкуренции. Абсолютно монополизированный рынок характеризуетсяследующими признаками: а) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасльпредставлена одной фирмой; б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Дляпокупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либокупить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара; в) продавец торгует только своим товаром; г) продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним; д) вступление в отрасль заблокировано. Итак, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствиеконкуренции в значительной степени объяснимо, если проанализироватьсуществующие барьеры для вступления в отрасль. Подобными барьерами можетбыть все, что блокирует дополнительное вступление в отрасль фирм, а значит,и потенциальную конкуренцию. На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии такназываемые естественные монополии. Они складываются в тех сферах, гдеконкуренция затруднительна или вообще неприменима, так как продукт можетбыть произведен только одной фирмой. К таким естественным монополиямотносятся большинство предприятий общественного, коммунальногообслуживания, предоставляющих населению газ, электричество, тепловуюэнергию, предприятия водоснабжения, кабельное телевидение, средстватранспорта. Почти все рынки подобных товаров и услуг подлежатгосударственному регулированию. Помимо естественной монополии не исключено возникновение маломасштабнойи временной монополии на продажу отдельных видов товаров и услуг, напримерпродажа билетов на спортивные зрелища или концерты. Иногда монополия можетбыть обусловлена изоляцией рынка. Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться постепени регулируемости — регулируемый и нерегулируемый. В зависимости от характера воздействия государства в лицегосударственных органов на основных участников рыночного процесса и ихвзаимодействия на рынке различают три типа рынков: нерегулируемый,регулируемый (частично регулируемый) и централизованно управляемый. Нерегулируемый рынок в «чистом» виде существовал лишь на ранней стадиивозникновения обмена. Это стихийный рынок, на котором объемы продаж и ценыформируются в результате прямых контактов, торга между участниками процессакупли-продажи. Практически отсутствует государственное вмешательство врыночный процесс. В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь визвестном приближении в виде «толкучек», «блошиных рынков», прочихлокальных торговых сделок. В значительной степени нерегулируемы «теневые»или «черные», нелегальные рынки. Противоположностью нерегулируемого является централизованно управляемыйрынок, в котором все отношения находятся под наблюдением и контролемнедремлющего государственного ока, предписывающего образ действий каждогосубъекта рыночного процесса. Схематически этот вид рынка может бытьпредставлен в следующем виде (рис. 11.5.1): На централизованно управляемом рынке вопросы: «Что производить?», «Какпроизводить?», «Для кого производить?» — решаются государственнымиорганами, выдающими однонаправленные плановые или административно-распорядительские указания. На самом деле при такой системе рынокпревращается в инструмент государственного распределения, в котором запокупателем частично сохранено лишь право принятия решения, когда и сколькопокупать. Кроме того, торговые посредники и потребители могут выражать своипожелания в форме предварительных заявок на производство и поставкипродукции. Централизованно управляемый рынок имеет место в условиях господствагосударственной собственности на основные средства рыночных структур и натовар. Рынок подменяется фактически государственной торговлей, практическицеликом управляемой государственными органами. В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки.Схема такого рынка изображена на рис. 11.5.2. Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лицезаконодательных и исполнительных органов устанавливает самые общие правилаповедения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких»ограничений, касающихся видов товаров, условий продажи, цен. Отношениямежду государством и агентами рыночного процесса приобретаютдвунаправленный характер, то есть возможно регулирование на основедоговоров, соглашений, государственных заказов, контрактов. Для исключениядиктата какого-либо субъекта рыночных отношений, в особенностипроизводителя, государство использует антимонопольные меры. Существование регулируемых рынков подобного типа связано с преобладаниемв рыночном хозяйстве негосударственных форм собственности: частной,групповой, коллективной, акционерной. Поэтому возможности государственноговмешательства в экономику ограничиваются. Одним из признаков классификации рынков могут быть его расположение,зона охвата рыночного пространства.Различают местный, национальный имировой рынок. Местный рынок - стартовая форма рыночной территории, обычноразвивающаяся в пределах села, города. Он был характерен доиндустриальнойстадии производства. Национальный (внутренний для страны) рынок образовался наиндустриальной стадии производства. Усовершенствованные транспорт, связь иреклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионахстраны. В итоге местные рынки стали органическими составными частямивнутреннего рынка государства. Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сферумеждународного обмена. Под термином «мировой рынок» понимают любыетоварообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей всегомножества продукции, товаров, услуг, независимо от того, кто являетсяагентом торговых операций. Обычно рынок принято называть мировым, если онобладает следующими признаками: а) участие в рынке многих стран; б)крупномасштабность сделок; в) регулярность товарообменных операций; г)ведение расчетов по торговым операциям в свободно конвертируемой валюте. Совокупность рынков, действующих в пределах, внутри страны, обменныхпроцессов и товарно-денежных отношений между участниками процессов на этихрынках именуют внутренним (национальным) рынком. Внутренний рынок образуетсферу обращения национальной экономики, а точнее, ту ее часть, котораяфункционирует, видоизменяется, развивается согласно законам, правилам,нормам, распространяющим свое действие на национальную экономику. В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональныерынки. О региональных рынках как самостоятельных структурных образованияхпринято говорить, если наблюдается формирование достаточно масштабных,регулярно действующих территориальных рыночных образований с ярковыраженными региональными признаками. В то же время правомерно говорить орегиональном рынке в том смысле, что зона его расположения естьопределенная территория. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступаетот производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичныхпродаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночныхпроцессов. Рынок непосредственной продажи — это рынок, в котором продавец получает,приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежныесредства покупателю. Обычно такой вид продажи товаров мы наблюдаем вмагазинах, ларьках, на продовольственных и вещевых рынках. Продажа за безналичные (по безналичному расчету) имеет место, когдапокупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. Вэтом случае; банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит ихна счет продавца. Продажа товаров в кредит широко распространена в странах с рыночнойэкономикой. Покупатель в данном случае приобретает товар в обмен наобязательство выплатить деньги целиком или отдельными частями позже воговоренные обязательством сроки. В редких случаях наблюдается продажа товаров в залог под личноеимущество покупателя. Покупатель закладывает продавцу свои вещи и затемвыкупает их, возвращая плату за товар, аналогично тому, как получают деньгиза заклад вещей в ломбардах. Предоставление товаров в прокат за определенную плату можноохарактеризовать как продажу товаров на определенное время пользования. Наконец, возможна товарообменная продажа, при которой продавцы продаюттовар в обмен на другие товары. По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынки. Рынок оптовой торговли — это купля и продажа товара в большихколичествах, крупными партиями продавцами непосредственно у производителейили На торговых базах, через биржи, на ярмарках. Рынок розничной торговли представляет собой куплю-продажу единичныхтоваров, то есть в небольшом количестве по розничной цене. Обычно в розницупродаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук, напродовольственных и вещевых рынках индивидуальным покупателям. По степени легализации рыночных процессов различают легальный (открытый,узаконенный) и так называемый «черный» рынок. Последний возникает чащевсего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажакоторых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо какобласть торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и нормторговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов,налогов, пошлин). Во втором случае правильнее говорить не о «черном», а о«теневом» рынке. Характерно, что теневой рынок вполне способен бытьлегитимным, то есть законопризнанным. Его существование зачастую имеетпричиной простое нежелание участников рынка выносить на свет наличиерыночных отношений между ними. Функции рынка Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромноевоздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенныхфункций (рис. 1). Функция информационная. Через постоянно меняющи-еся цены, процентныеставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информациюоб общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товарови услуг которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер,собирающий и перерабатываю-щий колоссальные объемы точечной информации ивыдаю-щий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству,которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверятьсобственное производство с меняющимися условиями рынка. Функция посредническая. Экономически обособлен-ные производители вусловиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга иобменяться результатами своей деятельности. Без рынка практическиневозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или инаятехнологическая и экономическая связь между конкретными участникамиобщественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточноразвитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимальногопоставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки,послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцупредоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услугиодного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовыхзатрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только ихсогласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражениеобществен-ной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ.Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой,чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка навсе сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответы навопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? Длякого производить? Как производить? Рынок немыслим без конкуренции.Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицупродукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс,повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем переливакапиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики,стимулирует расширение наиболее перспектив-ных отраслей. Сохранение иподдержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственногорегулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса ипредложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал красширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. Врезультате стихийные действия предпринимателей приводят к установлениюболее или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая«невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет ввиду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем вэтом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем невходила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он частоболее действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когдасознательно стремиться служить им». Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительнаясистема. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение,беспощад-ность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищаетобщественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособныххозяйст-венных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым иэффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровеньустойчивости всего общественного хозяйства в целом. Рис. 2. Функции Рынка Конкуренция как необходимый элемент рынка. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однакохарактер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способдостижения рыночного равновесия. Конкуренция в экономике — это соперничество экономических субъектов залучшую реализацию своих экономических интересов. Соперничающимиэкономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров (рис. 3).Лучшая реализация экономических интересов для первых будет означатьполучение в результате продажи товаров большего денежного дохода, длявторых — получение меньшими денежными затратами большего количестванеобходимых товаров и услуг. Конкуренция среди продавцов ведется за деньгипокупателей, а среди покупателей — за товары продавцов. Рис. 3. Конкуренция в экономике Значение конкуренции : Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участниковэкономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается иподдерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбратьопределенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-тонеобходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца —добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условияхпредложения своего товара. Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых дляэффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободноеценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можноутверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всейрыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективновыполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективностичастного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень егосоответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверкувыдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковканеэффективных структур. В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствованииэкономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержекна единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлениипроизводства. В различных отраслях экономики складывается разное состояниеконкуренции. Между полюсами — чистая конкуренция и чистая монополия —находятся такие типы конкуренции, как монополистическая конкуренция иолигополия (рис. 4). Рис. 4. Типы конкуренции Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершеннойконкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершеннаяконкуренция. Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когдамногочисленные, независимо действующие производители продают идентичную(стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянииконтролировать рыночную цену. Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например,пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Каждый из продавцов при этом не всостоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Продавец натаком рынке является "ценополучателем". Выделим основные характеристики чистой конкуренции: а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей; б) тождественная, стандартизированная продукция; в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого жесвободного выхода с них; г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должныиметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условияхреализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковымобъемом информации о рынке. Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосуществимыми.Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный типконкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершеннойконкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночнойценой. Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когдамногочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальныеили мнимые уникальные качества. Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающаязубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежийхлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос”. К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести: а) относительно большое число некрупных производителей; б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производителизанимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе однуи ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесьнаблюдается дифференциация продукта; в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля надрыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителейдостаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного,— относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукциюхарактеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чуткореагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться наприобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-тоособенности в свойствах товаров. Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так инеценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличиеот условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта:конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя впревосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являютсядостижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствованиякачества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламыи т. д.; г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасльновых производителей. Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительнонебольшое количество крупных фирм. Строго определить количество такихсубъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такуюколичественную характеристику олигополистического рынка, где числоконкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виденекоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могутбыть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов,локальные рынки ряда товаров и услуг в городах. Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящихидентичные или схожие товары. К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести: а) немногочисленность конкурентов. б) предложение стандартизированных или дифференцированных товаров. Рядпромышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент,являются стандартизированными продуктами. Дифференцированными товарами наолигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры,холодильники. в) сложность входа в отрасль новых предприятий; г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение илиустранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долюрынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" —при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельнымииздержками), так и "на входе" — при решении проблем ресурсного обеспечения(закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам,местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количествоконкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почвудля подобных стремлений. В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция.Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными.Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один изконкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначеобнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответныйход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, прикоторой имеется только один продавец товара, у которого нет близкихзаменителей. Основные характеристики чистой монополии: а) единственный продавец; б) товарная дифференциация отсутствует; в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя",он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара. Общественное регулирование деятельности естественных монополий можетосуществляться на основе использования различных форм. Обычно государствоприбегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен,или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государстводля таких субъектов определяет территорию деятельности, контролируеткачество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является лиестественный монополист частной или государственной структурой. Таким образом конкуренция имеет отрицательные и положительные черты.Негативные последствия конкуренции: вытеснение мелких производителейбольшим капиталом, разорение одних и обогащение других, усиление социальнойнесправедливости, значительное возрастание имущественной дифференциациинаселения, обострение безработицы, инфляции и т.п. Конкуренция имеет и положительные черты. Она является движущей силойрыночной экономики. В условиях конкуренции побеждает тот, кто создаетвысококачественную продукцию при наименьших затратах производства на основенаучно-технических достижений, передовой организации работы. Конкуренцияприносит пользу обществу: стимулирует экономию материальных, трудовых ифинансовых ресурсов, принуждает постоянно обновлять ассортимент, пристальноследить за научно-техническими новинками и активно внедрять их впроизводство. II Особенности становления и развития рыночных отношений в Украине. Формирование рыночной экономики в Укране начинается с воспроизведениярыночных институтов, которые существуют лишь в зачаточном состоянии. Этодолжно происходить по схеме, которая учитывает экономические, политические,исторические и психологические особенности, характерные для нашей страны. Прежде всего укажем, что Украина никогда не имела высокоразвитыхтоварно-денежных отношений, ее становление по сути началось после отменыкрепосного права в 1861 г. и происходило на фоне значительных феодальныхпережитков. Сильным было вмешательство государства в экономику. После 1917 г. на протяжении почти 70 лет страна шла путем развитияэкономики,который игнорировал рынок. Результат известный: создано обществос низкой эффективностью производства и отсталым уровнем жизни людей, общимогосударствлением и монополизированной, негибкой экономикой, подчинениемличных и коллективных интересов ведомственным, отсутствием демократическихинститутов. Одной из главных причин, которая привела к построению такого общества,была господствующая доктрина "безрыночного социализма". Эта теорияоказывала содействие экономическому обособлению от мирового рынка. Именнопоэтому Украина не заним




Похожие:

Рынок как экономическая категория iconВ г. Уфа курсовая
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица...
Рынок как экономическая категория iconКапитал как экономическая категория

Рынок как экономическая категория iconГосударственный кредит как экономическая категория

Рынок как экономическая категория iconНалоги как объективная экономическая категория

Рынок как экономическая категория iconБезработица как экономическая категория, ее теоретическое обоснование

Рынок как экономическая категория iconТрудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления

Рынок как экономическая категория iconЗав кафедрой мэ и мвко проф. Смитиенко Б. М
Платежный баланс как экономическая категория и инструмент экономического анализа
Рынок как экономическая категория iconФинансы и финансовая политика государства I. Финансы как экономическая категория
По своему характеру эти отношения производственные или экономические, так как они возникают в сфере общественного производства
Рынок как экономическая категория iconКурсовая работа на тему "инвестиционная политика республики казахстан"
Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро- и микроэкономики
Рынок как экономическая категория iconВопросы к экзамену по экономике для специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Собственность как экономическая категория. Альтернативные трактовки собственности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы