Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России icon

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России



НазваниеПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Дата конвертации25.07.2012
Размер375,95 Kb.
ТипРеферат
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России


БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Международные экономические отношения» на тему: Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России Выполнил: ст.гр. МЭО-32 Поленов Д.А. научный руководитель: асс. Бубыренко Ю.В. Белгород - 1999 ПЛАН Введение.1. Инвестиционный механизм.2. Государственное регулирование иностранных инвестиций.3. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику России.4. Взаимодействие Российского и иностранного капитала. Заключение. Приложения. Содержание:Введение 4I. Инвестиционный механизм 5II. Государственное регулирование иностранных инвестиций. 8III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала вэкономику России 14IV Взаимодействие российского и иностранного капитала. 18Заключение 30СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 32ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………….………33 Введение В связи с продолжающейся нестабильностью в экономического положенияРоссийской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашейстраны с привлечением в широких масштабах в российскую экономикуиностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания вРоссии цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизнинаселения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит отинвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества.Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы –либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либобесперспективная сырьевая ориентация страны. Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечениеиностранного капитала в материальное производство намного выгоднееполучения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножаютобщий государственный долг. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижениясреднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния,подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересыне совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важнопривлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций,одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом(например, образование новых индустриальных стран), но для нахождения каких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучитьконкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций внастоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательнуюбазы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, в моейработе большое внимание уделено последней из указанных, так как сегодняименно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс,то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент попривлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной,удерживающей инвесторов от крупных вложений. Цель и задачи написания данной курсовой работы – более полно осветитьположение иностранных инвесторов в России, инвестиционный механизм,сущность инвестирования, государственное регулирование иностранныхинвестиций и выявить проблемы и перспективы привлечения иностранныхинвестиций в экономику России. Предметом исследования данной работы являются иностранные инвестиции,привлекаемые, как в финансовый, так и нефинансовый сектор, типы иностранныхинвестиций, методы, применяемые иностранными компаниями при инвестированиисредств, правовая база для иностранных инвесторов и основные меры,принимаемые с целью привлечения иностранных инвестиций в Россию. Базой для написания данной работы являются материалы периодическойпечати за 1994-99г. I. Инвестиционный механизм Инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различныеотрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать,что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно бытьвзаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, накоторого последнее направлено, так и субъекту (инвестору). В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).1. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).1. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либополное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать надней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10%акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первуюочередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямыхинвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Япониивозросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%). Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: довторой мировой войны основная часть капиталовложений приходилась наотсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страныс уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведениесдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперьпреимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутринее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капиталастановится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток. Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансированияакций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует обувеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежныхпортфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиесяфинансированием долгосрочных вложений). На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в нормепроцентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокаянорма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов,особенно японских. В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется наденежный рынок и рынок собственно капиталов.1. Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.1. Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг. В последние годы на международном рынке используются нетрадиционныеформы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование,заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленныепроекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочногокредитования сближается с прямыми инвестициями. Выделим теперь главные причины привлекательности Российской Федерациии ее предприятий для иностранных кредиторов. Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитойпромышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, что онаобладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелаяпромышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большоевнимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в планеприбыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы впромышленности. Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и являютсяприродные ресурсы России, основная часть которых была слабо исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологическогооборудования. И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов, иностранныеинвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупных инвестиционныхвложений. Для выяснения причины данных действий внимательно рассмотримдинамику и структурные характеристики инвестиционного процесса в России. Специального рассмотрения заслуживает развитие и современное состояниеинвестирования в РФ. Остановимся на некоторых его структурныххарактеристиках. 1. Инвестиции сокращаются быстрее производства. В 1986-1990 гг. темпы прироста капиталовложений, по официальнымданным, были значительно выше соответствующих показателей национальногодохода. В последующие годы ситуация качественно изменилась: темпысокращения капиталовложений оказались выше показателей национальногодохода. Вместе с тем за исключением 1992 года динамика НД близка к динамикеинвестиций. 2. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов также неимеют тенденцию к расширению, несмотря на предпринятые меры. Национальныйинвестиционный комплекс переживает сложные времена. Экономический спадособенно сказывается на высокотехнологичных отраслях, аккумулирующихнаучный потенциал страны. Более того, их удельный вес, в том числе вструктуре инвестиционного комплекса, сокращается, что получило название“примитивизация” экономики. 3. Падает удельный вес капиталовложений в АПК. Наряду с уменьшениемкапиталовложений в инвестиционный комплекс, это, пожалуй, наиболее крупныйструктурный сдвиг в производственной сфере. Итак, экономика страны в настоящее время находится в сложномположении. Сокращаются условия роста и, следовательно, будущегопотребления, одновременно наблюдаются затруднения с получениемпромежуточных результатов (неэффективность инвестирования в АПК). В итогесокращающийся инвестиционный ресурс концентрируется в основном впромежуточном (сырьевом) секторе экономики и из него в наиболее прибыльныхотраслях ТЭК (прежде всего в нефтяной промышленности), что грозитпревращением страны в сырьевой придаток развитых капиталистическихгосударств. Таким образом, сегодня Российской Федерации прежде всего необходимакомплексная программа инвестирования, направленная на привлечениеотечественных и иностранных инвестиционных ресурсов и гармоничное развитиеструктуры отраслей народного хозяйства. II. Государственное регулирование иностранных инвестиций. В реализации комплексной программы стимулирования отечественных ииностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствованиезаконодательной базы инвестиционной деятельности в России, проведениенеобходимых организационных мероприятий. Основными из которых являются:стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном инетарифном регулировании инвестиций;заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых измененияхправовых норм;отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерныхдействий органов управления. Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первуюочередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированногоправа пользования землей нельзя рассчитывать на приток иностранногокапитала. Предлагаемый к принятию в 1999 году Закон об иностранных инвестицияхрассматривается в качестве инструмента создания в России благоприятногоинвестиционного климата по таким направлениям, как целевое использованиеамортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитиевторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело игарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возвратаотечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественныхи иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятиязаконодательных и нормативных актов. Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможностьоставлять в заграничных банках на счетах российских юридических ифизических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам иимпортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых долженподготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенностипринимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовныйкодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафнымисанкциями уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушениезакона. В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо внестидополнения в налоговое законодательство и нормативные документы,регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установитьпорядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принятналоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговыхпроверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорамоб обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов. Среди основополагающих законопроектов в области международногоинвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “Овнесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях вРСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах,заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях оразделе продукции”. При разработке указанных законопроектов предусматривались следующиепринципы:а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного факторастабильного развития экономики;б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственнуюсистему через производственно-инвестиционное сотрудничество;в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам поитогам конкурсов и аукционов;г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капиталав экономику России. Неотложные вопросы создания экономических условий активизацииотечественных и иностранных инвестиций в 1998 - 1999 годах решаютсяподготавливаемых указах Президента Российской Федерации. Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественныхинтересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации.Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций:перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости отпричин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлениикоторых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересамущерб;размеры страхового взноса;порядок заключения страховых договоров;круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и принаступлении страхового случая.Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельностистраховых учреждений. Для подготовки постановления Правительства Российской Федерациинамечается предоставить предложения по совершенствованию рынка ценныхбумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее времяФедеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при ПравительствеРоссийской Федерации совместно с некоторыми российскими банками иброкерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговойкомпании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценнымибумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажиценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежнаядеятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранныхинвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандартыдепозитарной деятельности на рынке ценных бумаг. Если затронуть вопрос о мобилизации внутренних инвестиций, то впостановлении правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 года “Опривлечении внебюджетных инвестиций” одобрено предложение МинэкономикиРоссии и Минфина России о создании инвестиционного финансового консорциума,участникам которого — коммерческим и инвестиционным банкам — разрешенвыпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансированияинвестиционных проектов. В целях же более активного использования иностранного капиталанеобходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должныпоощряться. Предусматривается утвердить постановлением ПравительстваРоссийской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей ипроизводств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут бытьдифференцированны исходя из специфики отраслей и видов деятельности, ихэкспортного потенциала. В соответствии с мировой практикой должны быть также установленыограничения при размещении иностранных инвестиций на территории РоссийскойФедерации как страны, принимающей иностранный капитал. Необходиморазработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранныхинвестиций или таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их взаконодательном порядке. Создание инвестиционного поля на котором протекает процесс усиливаетактуальность принятия необходимого числа подзаконных актов, дающих болеедетальные разъяснения и толкования действующих законов. Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий,предусмотренных в заключенных и намечаемых к подписанию международныхдоговоров в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций вРоссию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашениео торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с нимидокументы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения сЕвропейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения опоощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежаниидвойного налогообложения и другие). Таким образом, в стране имеется правовая база для иностранныхкапиталовложений. Однако, сегодняшнее неблагополучие в области привлеченияиностранных инвестиций свидетельствует, что ряд юридических норм все ещенуждается в определенной коррекции, то есть необходимо частичное обновлениезаконодательной базы с тем, чтобы она отвечала современным экономическимтребованиям. В настоящее время можно утверждать, что в России сложилисьнеблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохиминвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией исохраняющейся опасностью очередного передела собственности, продолжающимсяэкономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой,транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правоваянезащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуютинвестициям вообще, а иностранным в особенности. Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов -неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствиедля них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многихразвивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторовотпугивает непоследовательность экономической политики государства,постоянное изменение “правил игры”. Российское законодательство, регулирующее иностранные инвестициинеполно - оно направлено, главным образом, на прямые иностранныекапиталовложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капиталана биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. С другойстороны, некоторые аспекты деятельности иностранного капитала сильнозарегламентированы. Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений -одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Этазарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов(в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновникапринимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямогодействия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего нанедвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делатьи на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимостибольшого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще необразовался “конвейер” по решению в государственных органах многихстандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий ивремени. Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании Coca-Cola понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственносооружение завода, а 30 - всевозможные согласования. Отсутствие нормальныхотношений в сфере куплиродажи земли и пользования коммуникациями привелок тому, что компании пришлось “выбивать” участок для завода у горсовета(уверенного, что Coca-Cola должна платить за сам факт своего присутствия иобустраивать окружающую территорию) и возможность подключиться к инженернымсетям[1]. Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине фирмеMars потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики[2]. Нефтяным СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывознефти. Возможность получения таких льгот решается в субъективном порядке, асами льготы действуют в течение ограниченного срока - после чего процессначинается с начала[3]. Однако даже получение таких льгот не означает, чтоподобное соглашение будет выполнено. Например, американская OccidentalCompany приостановила инвестиции в СП “Парманефть” (республика Коми) послетого, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенноеоборудование начиная с 1993 г., что противоречит условиям инвестиционногоконкурса на право недропользования[4]. Сложилась ситуация, когда одно из основных условий реализации любогосравнительно крупного проекта - поддержка на правительственном илирегиональном уровне. Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностраннымкомпаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которыеставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников ивыполнение которых требует значительных усилий и расходов. Например, дляпроектов с участием иностранных компаний в Татарстане предусмотренызначительные налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль иНДС, уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготыдействуют только при вложении иностранной стороной не менее $100 тыс., аглавное, для их получения необходимо положительное решение специальнойреспубликанской комиссии, которая должна определить: работает ли проект наблаго республики[5]. Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производствазаключается в том, что иностранной компании приходится работать спредприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансовогообслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночныхусловиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современныхсбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций вмодернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому частовыгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных странили построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранномуинвестору предоставляются разнообразные льготы. Например, Президентроссийского представительства концерна ABB М.Асгари считает, что в РоссииABB вкладывает на каждый доллар “материальных” инвестиций три доллара“неосязаемых”: помощь специалистов и т.п.[6] Глава представительстваяпонской компании АТС в Москве А.Лежепеков заявил, что более половиныдоходов от реализуемых проектов уходит на поиск информации и обучение[7]. Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупныеинвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробныхпроектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянносталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменениезаконодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость отсубъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешноевыполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будетсопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирмачасто не рискует наращивать инвестиции в России. Иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителейпредприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся,что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров наих место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечьинвестиции и эффективно работать, деградируют. Так Балтийское морскоепароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их врезультате своей неплатежеспособности. До этого руководство пароходстваотвергло план шведско-российского СП “Болтик экспресс лайн” (занимающейсямаркетингом и организацией продажи билетов) по перестройке управлениякомпанией, сокращения персонала и переделки судов в соответствии севропейскими требованиями безопасности. Этот план позволил бы пароходствуэффективно действовать на европейском рынке (причем спрос на его услугиобеспечивала бы “Болтик экспресс лайн”) и привлечь средства, но требовалпередачи в залог части собственности, что было неприемлемо для руководствапредприятия[8]. Имеются примеры, когда администрация предприятий всяческипрепятствовала участию иностранных компаний в инвестиционных конкурсах, а вслучае продажи им (или их партнерам) акций отказывалось вноситьсоответствующие изменения в реестр акционеров. Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самыхпривлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасамприродных ресурсов, достаточно высоким (по сравнению со многимиразвивающимися странами) уровнем образования населения, емкому рынку. Приэтом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку вомногих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимостьрабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны. III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику России Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие вроссийской экономике благоприятного инвестиционного климата. В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации былипредприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климатадля отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темповинфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций синостранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимостьи спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные частик нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отмененоограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий,учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решенвопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курсарубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемойприбыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога насверхнормативное превышение расходов на оплату труда. В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшениемакроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, какследствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита дляинвестиционных целей. В 1999 году предложен к принятию Закон об иностранных инвестициях вРоссию, цель которого – предоставить гарантии иностранному инвестору,прежде всего от необоснованной национализации. Действующие законодательные акты в области налоговой политикипредоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий иорганизаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшиегоды необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентахРоссии на рынке инвестиционных капиталов. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику вомногом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитиекоторого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов ви стабилизации производства. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акцииприватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерендля акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях какнефтяная промышленность, энергетика, связь. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когдазначительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будетидти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российскихакционерных обществ, владеющих предприятиями. В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенноезначение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ попривлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируютблагоприятный инвестиционный климат регионов посредством организациивыставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционныхпроектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатныхизданиях. Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработалосовместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерациии заинтересованными органами государственной власти план мероприятий повопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данныйдокумент охватывает все направления региональной инвестиционной политики ипредусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранныхинвестиций в экономику субъектов Российской Федерации. Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежьяслужит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развитияэкономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно безсогласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперациюи производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Привлечение капитала из государств-участников Содружества НезависимыхГосударств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международногофинансового лизинга, создания договорных совместных организаций типаконсорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимотакже создать условия для привлечения частных российских инвесторов впроизводственные объекты государств-участников СНГ в продукции которыхзаинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно состранами Содружества Независимых государств механизм инвестиционногосотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение. В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций вэкономику России, обеспечения проведения последовательной работы искоординированной государственной политики в этой области Правительство РФприняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранныхинвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применениенационального режима к иностранным инвесторам. До последнего времени основной формой участия иностранного капитала ввиде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря назначительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размерыпривлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономикенезначительна. Необходимо совершенствовать способы определения доли российскихинвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработатьметодики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых вкачестве российской части уставных фондов коммерческих организаций синостранными инвестициями. Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовыхресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливаютпрямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вкладыдля кредитования развития российских предприятий с условием возвратакредита поставками продукции (компенсационные соглашения). Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнерпоставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен навстречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленномоборудовании. Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику являетсястимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежныхбанках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечкикапиталов из России. Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретныхтерриториях следует использовать механизм создания свободных экономическихзон. Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственнойподдержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранныхинвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, неотносящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этойсвязи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечиваетсязащита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовкезаконодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций поценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Длямелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за арендупроизводственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработатьединый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией. Необходимо совершенствовать работу международного коммерческогоарбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палатеРоссийской Федерации. Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следуетразработать специальные государственные программы предупрежденияпреступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России сповышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,информационное и организационное укрепление соответствующих оперативныхслужб, следственных органов и судов. В части информационного обеспечения инвестиционной деятельностипредставляется необходимым содействие государства действующим и создаваемымкоммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационногообеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка иактуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективахразвития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продажеакций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективногоинформационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранныхинвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образаРоссии на мировых рынках капитала принято постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействияиностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”. По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественноновая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям вРоссии, в состав которого входят представители зарубежных фирм,осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между ПравительствомРоссийской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработкиконкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата вРоссии, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации,созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции. Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямыхинвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущимимеждународными финансовыми организациями, прежде всего с Международнымвалютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейскимбанком реконструкции и развития и другими. При реализации широкой программы стимулирования отечественных ииностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы иоперативной корректировки состава мероприятий. IV Взаимодействие российского и иностранного капитала. Привлечение российскими банками средств частных иностранных инвесторовосуществляется, в основном, с помощью размещения своих ценных бумаг назападном фондовом рынке, через индивидуальные кредитные соглашения, приобслуживании инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и привыполнении заказов на покупку российских ценных бумаг. Можно отметить, что привлечение средств обычно становится возможно приусловии, что российский банк выполняет роль партнера, который занимаетсяпоиском выгодного вложения иностранных денег на фондовом рынке или впредприятия и берет на себя часть рисков. При этом иностранный инвесторчасто стремится получить возможность влиять на деятельность банка или дажеосуществлять полный контроль над ним. Один из крупнейших банков Франции - Banque Nationale de Paris (BNP)подписал соглашение с российским “Внешэкономбанком” в 1996 году о кредитена сумму 465 млн. французских франков (около $94 млн.). Кредит предназначендля финансирования проекта по строительству в Ставропольском крае (югРоссии) сахарного завода и поставкам для него оборудования. BNP возглавляетконсорциум в составе ряда западных банков, созданный для реализации этогопроекта[9]. “Столичный банк сбережений” (СБС) заключил уникальное (для России)кредитное соглашение с немецким CommerzBank в 1996 году. Российскому банкубыла открыта чрезвычайно крупная кредитная линия в DM1.3 млрд. с цельюкредитования предприятий Челябинской области. СБС полностью отвечает заотбор и непосредственное финансирование проектов. СБС был выбран дляобслуживания этой кредитной линии, потому что он сотрудничает счелябинскими предприятиями, обладает информацией о них и имеет хорошиеотношения с областной администрацией[10]. Все более широкое распространение получает практика привлечениясредств с помощью американских депозитных расписок (ADR), обмениваемые наакции. Выпуск этих ценных бумаг, распространяемых с помощью американскихбанков, стал возможен благодаря начавшейся работе этих банков на российскомфондовом рынке и приобретению ими соответствующего опыта. Российские банки,выпускающие ADR, также имеют опыт тесного сотрудничества с зарубежнымипартнерами. Обычно в составе акционеров таких банков имеются иностранныефинансовые институты. Под государственными финансовыми институтами будем понимать не толькоучреждения, контролируемые правительством той или иной страны, но имеждународные институты, такие как ЕБРР. Средства международных финансовыхинститутов также будем называть государственными. Российские финансовые институты привлекают средства иностранныхгосударственных банков, в основном, под программы помощи и развития и приобслуживании инвестиционных проектов. Однако списки банков, через которые осуществляется финансирование техили иных программ и проектов, зачастую определяются не зарубежнымиинвесторами, а российскими властными структурами. Например, под давлениемроссийского Правительства Всемирный банк был вынужден пересмотреть списокбанков, через которые будет осуществляться целевая инвестиционнаяпрограмма[11]. Список банков, претендующих на получение помощи в рамкахпрограммы развития финансовых учреждений (финансируется ВБ и ЕБРР)составлялся Правительством и ЦБ. Программа развития финансовых учреждений в России финансируется засчет средств займов ВБ и ЕБРР. Проект предполагает, в частности, доведениестандартов деятельности российских банков до мирового уровня за счетмодернизации банковских технологий, а также установление партнерскихотношений с ведущими зарубежными банками. В настоящее время порядка сорокароссийских банков являются претендентами на получение аккредитации дляучастия в проекте ВБ и ЕБРР. Ряду российских банков ЕБРР выделяет средства для микрокредитования икредитования малого бизнеса. Сотрудничество российских банков с иностранными государственнымифинансовыми институтами дает многие преимущества: o позволяет привлекать средства на выгодных условиях; o дает возможность интегрироваться в международную платежную систему и освоить международные стандарты; o служит катализатором развития отношений с частными зарубежными банками.Однако с течением времени значение такого сотрудничества должно ослабевать. Первые иностранные компании, начавшие целенаправленное внедрение нароссийский рынок, - это крупнейшие транснациональные корпорации,производящие недорогую продукцию массового спроса и считающие, что онидолжны присутствовать на всех крупных рынках. В качестве примеров можнопривести McDonalds, Mars, Coca-Cola, Funai и т.д. После массовых поставоктоваров такие компании обычно приступают к их производству внутри страны.Это диктуется высокими таможенными пошлинами и необходимостью размещатьпроизводство ближе к потребителям. Другая группа компаний, активно внедряющиеся на российский рынок - этоте фирмы, которые сотрудничали с СССР в 70-80-е годы, например, ABB,Siemens, Nokia. Высокий интерес к России проявляют также компании,специализирующиеся на добыче или торговле сырьевыми ресурсами, особенноте, которые имеют опыт работы в развивающихся странах, например, Exxon,Amoco, Chevron, Conoco, Trans World Metals. Тем не менее, обычно происходит изолированное проникновениеиностранной фирмы на российский рынок, без разработки глобальной стратегииработы в России. Лишь немногие иностранные компании решились не толькоосуществить отдельные проекты в России и странах СНГ, но и создатьмасштабную сеть своих производственных структур (для этого требуются какинвестиции в производство, так и создание всей необходимой инфраструктуры,характерной для ФПГ). Так, швейцарско-шведская машиностроительная группа ABB произвелаинвестиции в десятки предприятий бывших коммунистических стран и теперьсущественная часть ее ФПГ находится в Восточной Европе (включая Россию). В1994 г. эти предприятия произвели продукцию на $1.66 млрд.[12] Характерно,что ABB намеревался приобрести некоторые российские банки[13] и учредилшведско-российский инвестиционный фонд[14]. В настоящее время ABB владеет акциями 20 российских предприятий,специализирующихся в самых различных областях: контрольно-измерительнаяаппаратура, производство газовых турбин, электрогенераторов, кабелей,оборудование для нефтехимической промышленности[15]. Консорциум ABB-Chevronпринимает участие в реконструкции ведущих нефтеперерабатывающих заводовРоссии: “Киришинефтеоргсинтез”, “Пермьнефтеоргсинтез”,“Куйбышевнефтеоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Ангарская нефтехимическаякомпания”, Московский НПЗ. Высокую активность на российском рынке проявляет концерн Siemens,который создал здесь 11 совместных предприятий и одно предприятие со 100%-миностранным капиталом, получил крупные заказы на строительствомагистральных и местных коммуникационных линий, на выполнение ряда проектовнекоторых металлургических заводов, на реконструкцию ТЭЦ и автоматизациюсборочных линий ГАЗа[16]. Концерн приобрел крупные пакеты акций рядароссийских предприятий, в частности Калужского турбинного завода[17], АО“Электросила”[18]. При этом продвижение на российский рынок не происходит бессистемно.Siemens создает структуры для координации своих действий и анализароссийских условий. В частности, в концерне создан спецотдел, занимающийсяпроблемами организации финансовых потоков в России, выработкой мер противнехватки оборотных средств, в т.ч. организацией бартерных поставок[19]. Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемойдоли рынка достигается благодаря характерной для ФПГ связке финансовыеструктуры - промышленность - торговые структуры, а не методамиадминистративного характера. Например, одно из характерных обвиненийамериканских производителей против Японии - это недопущение американскихтоваров в японскую торговую сеть (часто при отсутствии законодательныхограничений и таможенных барьеров). Поэтому в рамках стратегии по внедрениюна российский рынок иностранные ФПГ создают собственные финансовые иторговые структуры в России. Примером создания развитых структур при внедрении на российский рынокможет служить российско-швейцарский холдинг “Э.К.С.Интернешнл” (Пермь).Холдинг контролируется швейцарской инвестиционно-торговой компаниейNorrexim (Цюрих). В него входят: “ЭКС опт” (оптовая торговля), ООО “ЭКСлимитед” (розничная торговля и управление инвестициями), ООО “Доктор ЭКС”(поставка медикаментов) с филиалами в Москве, Екатеринбурге, Ижевске иПермской области, российско-швейцарское предприятие “ЭКС Хандельс АГ”.Кредитование импортных поставок осуществляет компания Norpexal. Холдингвладеет 35% АКБ “Развитие” (Пермь) и 19% АКБ “Заря Урала”.[20] Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции нароссийском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россиючасто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданиемдистрибьюторской сети. Иностранная компания может создать, купить (илипоставить под контроль иным способом) российскую торговую фирму и выдать ейльготный товарный кредит с целью внедрить свой товар на рынок. После этогопроводится планомерное расширение присутствия на рынке, включающее (кромерекламы и привлечения дилеров) создание сервисных центров, конечныхпроизводств (из иностранных комплектующих или полуфабрикатов), привлечениек сотрудничеству финансовых структур. Финансовые структуры используются нетолько для денежных расчетов, но и для покупки российских предприятийсхожего профиля. Одна из причин успехов компании Coca-Cola на российском рынке -развитая сеть дистрибьюторов[21]. Характерно, что многие российскиепроизводители проиграли конкурентную борьбу на рынке прохладительныхнапитков именно из-за отсутствия сбытовой сети. Компания Rank Xerox создала на территории России 17 франчайзинговыхцентров (полиграфические центры, действующие самостоятельно, но от имениRank Xerox). Характерно, что за использование торговой марки Xeroxроссийская сторона обязуются закупать расходные и комплектующие (включаябумагу) только у Rank Xerox. Специфика российского рынка требует создания специальных структур,которые хорошо ориентируются на рынке и занимаются выработкой стратегии,координацией действий, установлением контактов и связей, заключениемконтрактов на поставку продукции. Так, для продвижения на российский рынокавтомобилей “Мерседес” создано АОЗТ “Мерседес-Бенц Автомобили”.Необходимость создания такой компании диктуется тем, что, по мнению одногоиз дистрибьюторов, “благодаря политике государства процесс торговлиавтомобилями стал скорее творческим, чем технологическим”.[22] Иностранные компании, внедряющиеся на российский рынок, стараютсяприменять современные финансовые инструменты, уменьшающие издержкипотребителей их продукции. Это ставит иностранные компании в более выгодноеположение по сравнению со многими российскими производителями. Например,компания General Electric предполагает передать Челябинскомуэлектрометаллургическому комбинату в лизинг работающую на газеэлектростанцию стоимостью $125 млн.[23] Учитывая, что основная стоимостьэлектростанции приходится на турбины, можно утверждать, что GeneralElectric имеет преимущество перед российскими производителями турбин,которые не работают через лизинг, а также не могут наладить поставкиэлектростанций “под ключ”. Некоторые крупные фирмы, реализуя масштабную стратегию продвижения нарынок СНГ, не только захватили часть рынка, но и активно внедряют своистандарты: например, концерн Siemens получил крупный контракт помодернизации системы телевещания Узбекистана и к 2000 году переделает ее состандарта SECAM в немецкий стандарт PAL[24]. Один из методов захвата сектора рынка - приобретение ключевого звена втехнологической цепочке. После этого может быть спровоцирован кризис натехнологически зависимых предприятиях, которые, в результате, могут бытькуплены по низкой цене. Возможности такого воздействия на предприятияпродемонстрировала компания Japan Chrome, которая, поставив под контрольказахстанских производителей хромовой руды, фактически разорила российскиезаводы, выпускающие хром[25]. Многие иностранные компании стремятся захватить конечные звеньятехнологических цепочек российских экспортноориентированных производств,т.е. поставить под контроль торговые компании, которые получают российскуюпродукцию и продают ее на мировом рынке. Это облегчается тем, чтороссийские поставщики часто в должной степени не ориентируются на рынке ине в состоянии создать собственные сбытовые структуры за рубежом. Крометого, российским поставщикам выгодно иметь дело только с одним партнером (скоторым имеются доверительные отношения), т.к. в российских условиях бываетнеобходимо переориентировать финансовые потоки за поставленную продукцию напосредников. Ряд иностранных компаний, имеющих опыт работы в развивающихся странах,при продвижении на рынок большое внимание уделяют лоббированию своихинтересов во властных структурах. Иногда компания находит чиновника,который “курирует” ее деятельность и защищает ее интересы. Особенно этокасается нефтедобывающих СП. Внедрение иностранных компаний на российский рынок частосопровождается давлением и финансовой поддержкой государственных институтовэтих стран. Например, значимая доля поставок оборудования в Россиюфинансируется эксимбанками стран-экспортеров (для стран ЕЭС эту функциювыполняет также ЕБРР); при этом деньги перечисляются непосредственнопроизводителям продукции (т.е. российские потребители фактически получаюттоварный кредит). Один из ярких примеров - финансирование Эксимбанком СШАпроизводства самолетов Ил-96 с американскими двигателями фирмыPritte&Whitney. Переход российского авиастроения на использованиеамериканских двигателей устраняет последнего конкурента Pritte&Whitney - АО“Пермские моторы” - на мировом рынке двигателей для магистральныхгражданских самолетов и делает эту фирму полным монополистом[26]. Иностранные государства также осуществляют политическое давление сцелью дать выход продукции своих производителей на российские рынки.Особенно часто это касается таможенных пошлин. Могут приниматься такжеспециальные стандарты, ставящие “своих” производителей в болееблагоприятные условия. Например, когда российские авиакомпании началииспользовать самолеты российского производства в рейсах Россия - США, тоамериканские экологические стандарты на самолеты были изменены такимобразом, чтобы российские самолеты им не соответствовали. В результате, вэтих рейсах российские компании используют самолеты американского илиевропейского производства. Во многих странах созданы специальные государственные органы, вфункции которых входит содействие в сбыте национальных товаров за рубежом.Например, в США имеется Американская торговая палата, в Совет директоровкоторой входят представители крупнейших компаний, в т.ч. присутствующие нароссийском рынке - Coca-Cola, General Electric и др. Устав этой организациивключает положение о том, что в ее обязанности входит “обеспечение связи сроссийским правительством”.[27]Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могутпреследовать следующие цели:1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых.2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово- сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.7) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей. Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынкене заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, началиинвестировать средства в производство этой продукции в России. Главнымобразом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производствотоваров широкого потребления, в частности в создание сборочных производствпо выпуску бытовой техники. Одними из первых свои предприятия в России организовали McDonalds(рестораны быстрого обслуживания), Coca-Cola (производство одноименногонапитка), Funai (сборка видеотехники). Собственное пищевое производство вПодмосковье организует компания Mars (объем инвестиций - $100 млн.)[28],инвестиционный проект намерена реализовать компания Cadburi (производствошоколада)[29]. Компания Philipp Morris купила контрольный пакетКраснодарской табачной фабрики и намерена финансировать ее реконструкцию вобъеме $60 млн. СП Poly Form создано американской ассоциацией производителей де- ловыхи защищенных бумаг Standard Rotator и российскими частными лицами. СейчасСП специализируется на выпуске финансовых документов и защищенных бумаг позаказу российских страховых компаний и пенсионных фондов. Его нынешняямощность позволит обрабатывать 5 тыс. тонн бумаги в год, в основномфинской.[30] Продукция СП пользуется высоким спросом, т.к. до недавнеговремени в России было лишь одно предприятие этого профиля - Гознак. Еще один мотив для вложения средств в российские предприятия -невысокая стоимость рабочей силы и некоторых видов сырья. Японская фирма Ensu организовала на Стерлитамакском станкостроительномзаводе выпуск обрабатывающих центров из японских комплектующих. За счетневысокой стоимости труда и дешевой энергии себестоимость продукции на 40%ниже, чем в Японии[31]. В отличие от слаборазвитых стран в России нет чрезвычайно дешевойнеквалифицированной рабочей силы, но стоимость труда квалифицированныхработников занижена. Это способствует использованию российских научных иинженерных кадров иностранными компаниями. Например, фирмы Motorola иSamsung проинвестировали создание собственных научно-исследовательскихцентров в области электроники в России. Подобный центр намерена создатьамериканская фирма Texas Instruments[32]. Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсыРоссии. Прежде всего - это нефтедобыча; в этой области создано более 30 СП,которые добыли в 1994 г. около 12 млн. тонн нефти[33] (общероссийскоепроизводство - около 300 млн. тонн). Добыча газа монополизирована“Газпромом”, поэтому интерес инвесторов вызывают либо глобальные проекты,реализуемые совместно с “Газпромом”, либо разработка небольшихместорождений (при поддержке местных властей), газ которых используется вэтом же регионе. Подобный небольшой проект реализуется, например, вОренбургской области[34]. Кроме того, при помощи иностранного капиталанекоторые нефтяные компании реализуют проекты по использованию попутногогаза. Ряд факторов препятствуют вложениям иностранного капитала в разработкуроссийских полезных ископаемых. Один из них - неясность прав собственностина землю и недра. Кроме того, часто возникают транспортные и таможенныепроблемы, например, нефтедобывающие СП сталкивались с отказами доступа кнефтепроводам и с произвольными повышениями тарифов за перекачку нефти итаможенных пошлин. Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российскихпредприятий - возможность купить потенциально прибыльное предприятие понизкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легкомогли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнаниярынка (особенно западного), неумения находить и работать с западнымипартнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, чтоприводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакетаакций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия спомощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным образомв создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностраннаяфирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовыеканалы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии ивекселя при расчетах). Так, купив петербургский пивзавод “Вена”, финская компанияSinebrychoff уволила руководство завода и коммерческую службу, поставилаоборудование для разлива пива в бочки европейского образца (т.к. тара имеетбольшое значение при сбыте)[35]. Многие иностранные фирмы, желая обеспечить спрос на свою продукцию нароссийском рынке, создают сервисные центры, сборочные производства,торговые предприятия. Несколько сборочных производств организовала в России корейская фирмаGoldstar. Телевизоры этой фирмы начал собирать радиоэлектронный завод“Авест” (Комсомольск-на-Амуре)[36]. Зеленогорский электрохимический завод(Красноярск-45) приступил к сборке видеоплееров и телевизоров Goldstar изкорейских комплектующих[37]. Фирма Mercedes-Benz организовала несколько “отверточных” производствпо сборке своих автобусов. Автобусы собираются, в частности на Голицынскомзаводе и в аэрокосмическом объединении “Полет”.[38] Иностранные компании могут использовать в России экологически“грязное” или устаревшее оборудование, которое запрещено или неэффективноиспользовать в западных странах. Германский концерн “Сименс” предложил России свои технологии иоборудование для переработки оружейного плутония в урано-плутониевоетопливо для российских АЭС на предприятии “Комплекс-300” ПО “Маяк”(Челябинская область). “Сименс” намерен использовать оборудование, котороепростаивает уже более 4 лет на законсервированном предприятии в Ханау(Германия). Оно было построено в 1991 г., но из-за протестов общественностипо поводу экологии не проработало ни одного дня[39]. Возможно также перемещение звена технологической цепочки (связанного с“грязным” производством) в Россию без перемещения оборудования, т.е.покупка предприятия соответствующего профиля. Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскуюэкономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямоеинвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно врамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программытребует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частныхпроектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, чтосредства пойдут на “латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектовесть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданнуюоколо него структуру. Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивоефинансовое положение и устаревшую структуру. Иностранные инвесторы непривыкли работать с такими предприятиями, например, неустойчивостьфинансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты,с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в своюочередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. этопозволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку.Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в тойили иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconРеферат по Мировой экономике Тема: Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных...
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconВведение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2
Современная проблематика привлечения иностранных инвестиций в экономику России и Краснодарского края 4
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Стал более насыщен потребительский рынок, несколько повысились реальные доходы населения, возросла склонность к сбережениям. Существенной...
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
В данной реферативной работе автором представлены мнения нескольких экономистов, которые отражают ту ситуацию, которая сложилась...
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения инвестиций в экономику России

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconВесельская Н. Р.    
Н. Р.             Правовое регулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана /Н. Р. Весельская, А. А. Нукушева//...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы