Кредитно-денежная политика ЦБ icon

Кредитно-денежная политика ЦБ



НазваниеКредитно-денежная политика ЦБ
Дата конвертации18.07.2012
Размер376.53 Kb.
ТипРеферат
Кредитно-денежная политика ЦБ


Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра государственного регулирования национальной экономики Денежно-кредитная политика центральных банков. Научный руководитель: Доктор экономических наук, профессор Шушарин А.Л. Томск 1997 План. 1. Введение 2 2. Роль и значение центрального банка . 4 2.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4 2.2 Функции центрального банка 7 2.3 Типы денежно-кредитной политики 11 3. Инструментарий денежно-кредитной политики. 11 3.1 Контроль над банковской системой. 16 3.2 Регулирование системы платежей. 22 3.3 Операции на открытом рынке 24 3.4 Учетная политика 25 3.5 Резервные требования 31 4. Заключение 34 5. список ипользованной литературы 36 Введение Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитогогосударства сегодня является центральный банк, выступающий проводникомофициальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитнаяполитика наряду с бюджетной составляет основу всего государственногорегулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельностицентральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может бытьэффективной рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратцерассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно-кредитной политики, а также затронем мировой опыт использованияинструментов данной политики. На современном этапе развития многих государств мира дискуссия о роли ифункциях центральных банков, начавшаяся практически с момента ихвозникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывшихсоциалистических странах и их переход к рыночной экономике отчетливопоказали огромную роль центрального банка западного образца в осуществленииважнейших социально- экономических преобразований. Недавно новый статусцентрального банка принят во Франции, на самом высоком уровне идут дебатыпо правам центрального банка в Великобритании, обсуждается положение очрезвычайных экономических полномочиях центрального банка в США.Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этихусловиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают ихс полномочиями и степенью независимости от правительственных органов. На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре влияния двухдолгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основеширокомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информациии средств дальней связи в банковской деятельности; снижение барьеров наэкономических и политических границах. Эти процессы открывают новыевозможности для развития системы платежей и расширения финансовых рынков. Вто же время они оказывают влияние на изменение управленческой структуры,частью которой является центральный банк со своей особой ролью врегулировании этих процессов. Роль и значение центрального банка . Цель денежно-кредитной политики центрального банка. Любое государство ставит перед собой цели экономического развития,основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов ростапроизводства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен,сохранение внешнеэкономического равновесия. Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целейсуществует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мирецентральный банк - это сохранение внутренней и внешней стоимостинациональной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментовденежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается втом, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращениии цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятсяпостоянно в поле зрения центрального банка. Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны такженеобходимо формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулированияэкономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать нахозяйственную активность, контролировать деятельность банковскихинститутов, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная роль центрального банка по мнению председателя Советауправляющих ФРС США Алана Гринспэна(1) сводится к достижению двух главныхцелей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой - согласовыватьстепень совокупной ликвидности со стабильными ценами. Если фискальнаяполитика фокусирует свои взгляды на составе и уровне правительственныхрасходов и налогов, то кредитно-денежная - на необходимом уровнеликвидности в данной экономики. Важным моментом оказывается вопрос остепени независимости центрального банка от правительства, чтобы не быловозможности получения прямых займов для покрытия бюджетного дефицита, таккак такой способ финансирования дефицита бюджета ведет к высокому уровнюинфляции. При этом под независимостью понимается лишь часть вопроса оразделении функций. Независимость центрального банка является довольно ограниченной, и ееследует понимать главным образом как некую самостоятельность внутри системыгосударственного регулирования, строго в пределах полномочий, данныхзаконодательной властью. Политика центральных банков ставит своей конечной целью долговременнуюстабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влиянияна принятие хозяйственных решений. (1) Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночнойэкономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозахсоотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений.Однако центральные банки прибегают и к другим кратко- и среднесрочныммакроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные колебания вэкономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы поддержатьэкономический рост. Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказываютвоздействие на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так какрешениям в области этой политики внутренне присуща ориентация на будущее.Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целейприменяются цели или показатели, представляющие собой нечто среднее междуполитическими решениями и конечными результатами, например, темпы ростаноминального и реального доходов или номинальные или реальные процентныеставки. Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственногорегулирования заключается в косвенном характере ее воздействия напроизводство. Такая политика может повлиять на принятие тех или иныххозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через измененияфинансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить надва этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение междуспросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия наизменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций,условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политикиподразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объемкредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цени т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так:смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен истимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежногобаланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительныхизменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большиедискуссии о методах решениях поставленных задач. В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации идеятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации,законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральнымизаконами. Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «ОЦентробанке» являются: «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательнойспособности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системырасчетов. Получение прибыли не является целью деятельности БанкаРоссии»(1).Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-19 мая Функции центрального банка «На этапе формирования центральных банков в различных странах ихосновной функцией было кредитование. По мере международного разделениятруда и развития внешнеэкономических связей сфера их кредитной деятельностипостоянно расширялась. В связи с этим наряду с укреплением положенияцентрального банка в национальных финансовых системах возросла их роль иактивность в международном кредитовании»(1). Однако в процессе дальнейшего развития экономической деятельностифункции центрального банка значительно диверсифицировались. Главной ихзаботой стало проведение денежно-кредитной политики. Сейчас уже никто неотрицает важности такой функции центрального банка, как обеспечениенадежной системы платежей. Осуществляемая центральным банком во многихпромышленно развитых странах роль распределителя финансовых средств иконтролера банковской системы не менее важна, чем денежная политика. Современные центральные банки формировались главным образом в процессефундаментального изменения денежной системы - в период перехода оттехнологии платежей, построенной на товарных деньгах, к технологиидоверительных (бумажных) денег. Ответственность за платежи в этом случае (вотличии от технологии расчетов с помощью товарных денег) несет третьясторона. Надежность долговых обязательств, а также качество платежейзависят от финансового положения и оперативности этой третьей стороны.Поэтому система базирующаяся на доверительных деньгах, требует надежногогаранта, чьи обязательства всеми принимаются и пользуются общим доверием.Именно этим объясняется, почему после ряда неудачных экспериментов снеуправляемыми частными гарантами- банками было признано, что рольбезусловного конечного гаранта должна быть центральному банку, призванномувыполнять эту важную общественную функцию . Таким образом, центральныебанки были созданы, чтобы гарантировать выполнение финансовых обязательств,принимаемых всеми в экономике, и, по существу, обеспечивать доверие ксистеме платежей на основе бумажных денег, придавая всем уверенность в ееединстве, надежности, эффективности. С расширением денежной сферы и возможностей коммерческих банковцентральные банки стали выполнять другую общественную функцию, хотя и менеезаметную, -оказания банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам,которые эти банки оказывают частным лицам и фирмам. Когда платежиосуществляются между банками, то центральный банк служит единственновозможным посредником, выступая как представитель банковской системы вцелом. Перевод оплаты через центральный банк - единственная платежнаяоперация,Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28которая немедленно и полностью погашает обязательство и завершает сделку,исключая любой риск. Деньги центрального банка, хранимые в банках илирезерве, исключаются из общего денежного снабжения и практически невидимы,но, тем не менее, действует как необходимый «смазочный материал» для всейденежной системы. В связи с этим современную систему платежей можнопредставить в виде пирамиды, в основании которой находятся индивидуальныевкладчики и фирмы, а в середине - коммерческие банки, оказывающие имплатежные услуги, а на вершине - центральный банк, выполняющий подобнуюсервисную роль для коммерческих банков. «Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков-финансистов, вытекают из трех главных функций денег: средство платежа, мерастоимости и средство накопления (еще выделяют две - средство обращения имировые деньги). В соответствии с этим рассматривается тройная функцияцентрального банка: 1) осуществление денежной политики; 2) организация системы платежей; 3) контроль банковской деятельности»(1). Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальнойстоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельностидолжен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежногообращения и средствами накопления. Система платежей призвана сделать деньгиэффективным и безопасным средством расчетов. Все эти кажущиеся различнымифункции в реальных условиях тесно взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежатьвнезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковскойдеятельности все особенности очень строгих и, вместе с тем, достаточногибких законов денежного обращения. Основной функцией любого центрального банка является осуществлениеконтроля за движением денежной массы и кредита, но это общее положение ,безусловно, нуждается в конкретизации. Давайте с вами посмотрим какиефункции декларирует и стремится выполнять ФРС США: «формулирует и проводит денежно-кредитную политику, стремясьсбалансировать рост денежной массы с потребностями экономики. Конечнымицелями служит неинфляционный экономический рост, высокий уровень занятости,оптимизация платежного баланса; осуществляет регулирование и надзор за финансовыми операциями дляподдержания устойчивости и одновременно динамичности кредитной системы. ФРСтакже осуществляет контроль за выполнением многих финансовых законов, будьто деятельностьСилаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28холдингов или предоставление потребительского кредита. ФРС имеетмонопольное право эмиссии банкнот, и денежное обращение в США состоиттолько из ее банкнот; играет роль «банка банков», поскольку все сберегательные институтыобязаны держать на счетах в окружных федеральных банках резервы отопределенной доли их депозитов; кроме того, ФРС снабжает наличными деньгамии обслуживает чековое обращение в стране; как «кредитор последней инстанции», обеспечивает важную функцию защитыот финансовой паники, которая может быть вызвана крахом крупного банка иликорпорации; выступает в качестве финансового агента американского правительства,выпускает и погашает государственные ценные бумаги, управляетправительственными счетами и финансовыми активами различных федеральныхведомств; может также воздействовать на объем биржевого кредита, изменяя правиладля гарантийных взносов инвесторов, берущих сумму на покупку акций (маржу); ведет дела с центральными банками других стран и вообще осуществляетмеждународные операции от имени американского правительства»(1). А теперь можно сравнить функции ФРС США с функциями, обозначенными взаконе о Банке России: 1) «во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 1) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 7) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежныхстранах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28. 9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ всевиды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач БанкаРоссии; 10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке ипродаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов синостранными государствами; 11)организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, таки через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ; 12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ иорганизует составление платежного баланса РФ; 13)в целях осуществления указанных функций проводит анализ ипрогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всегоденежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикуетсоответствующие материалы и статистические данные; 14)осуществляет иные функции в соответствии с федеральнымизаконами»(1).(ст. 4) После такого сравнения можно сделать вывод, что функции, возложенныена центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключениемнекоторых аспектов.Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-19 мая. Типы денежно-кредитной политики В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банкделает выбор между двумя основными типами монетарной политики, длякаждого из которых характерен свой набор инструментов и определенноесочетание экономических и административных методов регулирования. Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (такназываемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий иограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышениеуровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает исопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов,а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не тольков целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебанийделовой активности. Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширениеммасштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количестваденег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методовназывают еще политикой дешевых денег. Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так ирестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. Притотальной монетарной политике мероприятия Центрального банкараспространяются на все учреждения банковской системы, при селективной -на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенныевиды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политикапозволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие вопределенном направлении. При ее проведении практикуется использованиеследующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитированиеотдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам),установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведенииразличных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачиотдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитныхпотолков. Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набораинструментов регулирования деятельности коммерческих банковосуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя изсостояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такоговыбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаютсязаконодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лагмежду проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования ипроявлением эффекта от его реализации. Инструментарий денежно-кредитной политики. Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организациибанковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка,степени его независимости от правительства и других факторов. Он включаеткак методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковскихопераций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы,банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- имикроэкономическом уровне. Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом ведином экономическом пространстве достигается центральным банком путемразработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а такжепосредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или ихгрупп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так икосвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.Реакция рынка банковских услуг на прямые на прямые административные методывмешательства в деятельность банков более ощутима во времени ипространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагаетвысокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическомуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен. «К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) илизапреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных икачественных параметров деятельности банков. При использованииадминистративных методов воздействия наиболее широко применяются такиеинструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и напривлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов иотделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения,тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определениеноменклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков,допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)»(1). Административные методы, как правило, используются в странах сразвитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование преимущественно применялось в странахс рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на периодглобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРСприменяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.; Подредакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с. Банк России чаще использует такие административные меры какрегулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии спринятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. В прямые количественные ограничения включают установление лимитов нарефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельныхбанковских операций. Банк России в праве применять прямые количественныеограничения в исключительных случаях в целях проведения единойгосударственной денежно- кредитной политики после консультаций сПравительством РФ. «Банк России устанавливает роста одного или нескольких показателейденежной массы исходя из основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политикипредставляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направленияденежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры,параметры и инструменты денежно-кредитной политики»(1). К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом ирегулирования банковских операций относятся мероприятия, использованиекоторых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагаетустановление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группыэкономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимыхограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие.Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, вто время как нормативных и корректирующих - центрального банка. К нормативным методам воздействия относится использование такихинструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитныхресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, атакже иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению иустанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика иоперации на открытом рынке. Нормативные методы применяются путем установления и периодическогопересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в видесоотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект отвводимых нормативов проявляетсяЗакон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-19 мая.через относительно длительный промежуток времени. Основным нормативныминструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая вомногом определяет размер денежного мультипликатора. Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издаетнормативные акты, обязательные для федеральных органов государственнойвласти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всехюридических и физических лиц. При этом по закону нормативные актыЦентробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силусо дня их официального опубликования в официальном издании Банка России(«Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советомдиректоров и эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты БанкаРоссии обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в полномобъеме отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.(ст. 6) Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитныхопераций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качествекредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которыемогут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабахи с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью,возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие накредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации. «Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, которыеиспользует Банк России являются: 1)процентные ставки по операциям Банка России; 2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России(резервные требования); 3)операции на открытом рынке; 4)рефинансирование банков; 5)валютное регулирование; 6)установление ориентиров роста денежной массы; 7)прямые количественные ограничения»(1). Можно увидеть, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже неограничиваются преимущественно административными мерами. Такойинструментарий оглашен в законе о Банке России.Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-19 мая. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночноготипа с сильными традициями высококонкурентных рынков. В частности,Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовымипосредниками, в настоящее время меньше использует административныхметодов. В большинстве стран в целях управления и регулирования банковскихопераций Центральный банк ориентируется в основном на использованиеэкономических методов, работая, впрочем, и с административнымиинструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политикиразрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию вкаждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный моментметоды управления и инструменты воздействия на деятельность банков.Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многомопределяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейсясистемы приоритетов. В действующем банковском законодательстве нашей страны юридическизакрепляется переход от чисто административных к использованиюэкономических методов регулирования денежного обращения и кредитнойэмиссии, уровня банковских процентных ставок. Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банкамипостроены так, чтобы минимизировать вмешательство государства в действиясубъектов рыночной экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться втекущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольныефункции ограничиваются пределами действия соответствующих законов инаправлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но нетотальный контроль за банками второго уровня. В сегодняшних условиях инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны статьминимальные резервных требования, определение размеров рефинансированиякоммерческих банков и установление учетной ставки, а также операции наоткрытом рынке. В этой главе мы рассмотрим более подробно использованиеэтих методов регулирования. Контроль над банковской системой. В начале века необходимость наделения центрального банка контрольнымиполномочиями над коммерческими банками недооценивалась. Первый центральныйбанк получил такие полномочия в 1913 году, хотя многие годы их практическине использовал. Другие центральные банки стали осуществлять надзор забанками в 30-х годах прямо или косвенно через институт так называемых«банковских инспекторов». Банк Англии официально принял на себяответственность за банковский надзор только к концу 70-х годов, а в рядестран, например в Германии, центральный банк формально не имелконтролирующих прав, хотя постоянно способствовал укреплению положениячастных банков. Эти обстоятельства важно учитывать при оценке спецификинациональной финансовой структуры и реально существующей ситуации. Дебаты об эффективности контроля банковской системы со стороныцентрального банка возобновились в последнее время во Франции,Великобритании и США. Конечно, технически можно лишить центральный банкответственности за банковский контроль, так же, как теоретически возможноразделить функции денег - меры стоимости и средства платежа. Однаковыдвигаемые при этом аргументы, по оценкам экспертов БИ, не имеютдостаточно глубокого обоснования. Более тщательный анализ показывает, что вэтом случае возникает острое противоречие между ценовой и банковскойстабильностью. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что управлениеденежной политикой через единый центр значительно легче и эффективнее, чемкоординация деятельности различных финансовых институтов. Потери отподобной децентрализации становятся еще более очевидными при рассмотренииконкретных направлений финансовой политики. В то же время четкоепредставление о текущем положении банков необходимо для центрального банка,даже если он и не наделен контролирующими полномочиями. Эффективность этихполномочий может быть гораздо выше, если они переданы центральному банку,финансовому институту, который непосредственно знает, как функционируюткоммерческие банки, денежный рынок и система платежей. «В эволюции финансовой структуры за последние двадцать лет выделяютсятри главных направления: 1)диспропорционально быстрое развитие финансовых рынков и сделок поотношению к реальным экономическим процессам; 2)расплывчатость границ финансовой специализации; 3)интернационализация финансовой сферы»(1). Характерной чертой для многих финансовых систем является то, что ихразвитие сопровождалось значительной эрозией одной из опорСилаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28традиционной модели: прочной связи между центральным банком и всейбанковской системой. Со стиранием операционных границ между различнымивидами финансового посредничества все три основные функции, выполняемыецентральным банком, были задеты. Денежная политика, как приводной механизм,перестала вращать механизм банковской системы. Контроль, направленный наобеспечение стабильности, становится все менее эффективным, если он неохватывает внебанковские финансовые институты. Это связано с тем, чторастущие возможности рынка ценных бумаг означают, что у внебанковскихпосредников есть способности и желание предлагать свои услуги в областиплатежей. «В странах с развитой рыночной экономикой административные меры чащеприменяют в условиях кризисов. Так, например, по причине сильной инфляции инеэффективного воздействия центральным банком на процесс кредитования кначалу 1958г. во Франции возникла необходимость дополнить регулированиебанковской ликвидности прямым вмешательством в распределение кредитов. Вфеврале каждому банку было предложено при предоставлении кредитов непревышать, за незначительными исключениями, максимальную сумм, равнуюсредней арифметической сумме кредитов, выданных 30 сентября и 31 декабря1957г. Этот порядок был отменен в феврале 1959г., как только условияпозволили это сделать. Позже, с февраля 1963г. по июнь 1965г., а затем соктября 1968г. по октябрь 1970г., французские финансовые органы сноваприбегли к этому лимитированию, чтобы создать условия для восстановленияденежного и финансового равновесия»(1). Банк России также выполняет функцию банковского регулирования и надзораза деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзорза соблюдением кредитными организациями банковского законодательства,нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательныхнормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержаниестабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитныхорганизаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.Эту функцию осуществляет непосредственно орган банковского надзора,созданный внутри центрального банка. Центробанк РФ устанавливает обязательные для кредитных организацийправила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,составление и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности. Дляосуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,установленным СоветомБерже П. Денежный механизм. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 1993.-144с.директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организацийнеобходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений пополученной информации. Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализаэкономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получатьнеобходимую информацию у федеральных органов федеральной власти. Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциямнельзя разглашать без согласия соответствующей организации, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикуетсводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ. Банк России регистрирует кредитные организации в книге государственнойрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензиина осуществление банковских операций и имеет право отозвать их. По законуЦентробанк РФ в праве предъявлять квалификационные требования круководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтерукредитной организации. Необходимо уведомлять Банк России о приобретении в результате одной илинескольких сделок одним или группой юридических и физических лиц, связанныхмежду собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочернимиили зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций кредитнойорганизации, а если более 20 % - требуется предварительное согласиеЦентробанка. Не позднее 30 дней с момента получения ходатайства он сообщаетзаявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказдолжен быть мотивирован. Если Банк не сообщил о принятом решении в течениеуказанного срока, сделка купли - продажи акций кредитной организациисчитается разрешенной. Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций имеет правозапрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловойрепутации участников кредитной организации в случае приобретения ими более20 % акций кредитной организации. Он также может отказать в даче согласияна совершение сделки купли - продажи более 20 % акций кредитной организациипри установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателейакций. Приобретение акций кредитной организации за счет средствнерезидентов тоже регулируется федеральными законами. «В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк Россииможет устанавливать им обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемыхкредитных организаций, минимальный размер собственных средств длядействующих кредитных организаций; 2) предельный размер неденежной части уставного капитала; 3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 3) максимальный размер крупных кредитных рисков; 4) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 5) нормативы ликвидности кредитной организации; 6) нормативы достаточности капитала; 7) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; 8) размеры валютного, процентного и иных рисков; 9) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; 10) нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций других юридических лиц; 11) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам. Минимальный размер собственных средств по закону устанавливается каксумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределеннойприбыли. Об изменении минимального размера собственных средств Банк Россииофициально должен объявить не позднее чем за три года до момента еговведения. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанныхзаемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или дочерними,устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации.При определении размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитнойорганизации данному заемщику, а также гарантии и поручительства,предоставленные кредитной организацией заемщику. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается какпроцентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственныхсредств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объемкредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше5 % собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупныхкредитных рисков не может превышать 25 % собственных средств кредитнойорганизации. Банк России в праве вести реестр крупных кредитных рисковкредитных организаций. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитнойорганизации устанавливается как процентное соотношение величины вклада илиполученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков посчетам одного кредитора и собственных средств кредитной организации. Нормативы ликвидности определяются как: соотношение между ее активами ипассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и другихфакторов; соотношение ее ликвидных активов и суммарных активов. Нормативы достаточности капитала определяются как предельноесоотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммыее активов, взвешенных по уровню риска. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) гражданопределяется как предельное соотношение общей суммы денежных депозитов ивеличины собственных средств банка. Нормативы использования собственных средств кредитной организации дляприобретения акций других юридических лиц устанавливается в формепроцентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств банка.Размер норматива использования собственных средств для приобретения акцийне может превышать 25 % собственных средств кредитной организации»(1). Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позициикредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам.Он же определяет порядок формирования размер образуемых до налогообложениярезервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, дляпокрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладовграждан в соответствии с федеральными законами. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленныхбанком своим акционерам, определяется в процентах от собственных средствбанка. Этот норматив не может превышать 20 %. Банк России устанавливает методики определения собственных средствактивов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов сучетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскимиассоциациями и союзами. Он в праве дифференцированные нормативы и методикиих расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящемизменении нормативов и методик их расчета Банк России официально долженобъявить не позднее чем за месяц до их введения в действие.Для осуществления своих функций в области банковского надзора ирегулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и ихфилиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания обустранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет определенныесанкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществлятьсяуполномоченными Советом директоров и по его поручению - аудиторскимифирмами.Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-19 мая В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов,нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации,предоставление неполной или недостоверной информации Банк России имеетправо требовать от кредитной организации выявленных нарушений, взыскатьштраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставногофонда либо ограничить проведение отдельных операции на срок до шестимесяцев. «В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписанийоб устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения илисовершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозуинтересам кредиторов, Банк России имеет право: 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от оплаченного уставного фонда, но не более 1 % от минимального размера уставного капитала; 2) потребовать от кредитной организации: а) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению кредитнойорганизации, в том числе изменения структуры активов; б) замены руководителей кредитной организации; в) реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 3) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также открытие филиалов на срок до одного года; 4) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; 5) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами»(1). Банк России осуществляет также анализ деятельности кредитныхорганизаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересамкредиторов, стабильности банковской системы в целом. И в конце я бы хотел обобщить, что во многих странах центральные банкиявляются основным субъектом государственного банковского контроля.(1)Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь-1995- 19 мая Регулирование системы платежей. Нововведения в системе платежей характеризуются главным образомпереходом от использования почтовой и телексной связи к современныминформационным технологиям и средствам дальней связи. Этот переход позволилосуществлять платежи и переводы в реальное время и со сравнительно низкимииздержками независимо от размеров платежей, используемых расчетных единиц иместа осуществления торговых сделок. В результате скорость обращения денегможет неизмеримо возрастать по сравнению с традиционными стандартами.Прогрессивные изменения в системе платежей способствовали экспоненциальномуросту их объема, вследствие чего годовой поток платежей теперь в несколькораз превышает ВНП главных индустриальных стран. Для традиционных систем платежей и центрального банка комплекс этихнововведений создает дополнительные и довольно сложные проблемы, новыевозможности и риск. Большая часть прироста объемов платежей приходится надолю сетевых распределительных систем, таких как «CHIPS» в США, «CHAPS» вВеликобритании, «BOJNET» в Японии и «SIPS» в Италии. Однако посколькуплатежи, проходящие через эти системы, являются временными и отражаются вденежной базе только в конце дня, увеличение общего размера платежей поотношению к «чистым» сальдо балансов банков порождает обоснованный ростнекоторой тревоги, связанной с возрастанием риска размещения. «Фактическая ошибка в размещении платежа, сделанная одним из главныхучастников системы, может вызвать своеобразную цепную реакцию, то естьпирамида временных дневных платежей вызывает нарастающий системный риск. В1986г. по халатности одного из главных участников системы «CHIPS» (котораябыла реорганизована, чтобы снизить системный риск) в течение только одногодня пострадало 40 % ее участников. Аналогичные примеры приводятся и подругим подобным системам»(1). С начала 80-х годов ведутся разработки специальных технических средствдля центрального банка, дающие возможность снизить системный риск. При этомучитываются особенности функционирования автоматизированных информационно-расчетных систем, применяемых средств дальней связи, а так же технологиязачета накопленных за день (или финальных) платежей. С этой целью с 1982г.в ряде стран Западной Европы стала внедрятся система «Fedwire»,предназначенная, прежде всего, для центрального банка. Новые экономические условия требуют от центрального банкасовершенствования организации и технологии системы платежей на основеповышения их эффективности, обеспечения коммерческой(1)Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежныхстранах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.тайны, действенного контроля. Перспективы дальнейшей деятельностицентрального банка в этих условиях будут во многом зависеть от решенияследующих вопросов: как регулируется финансовый рынок; как осуществляетсяденежная политика; каким образом и смогут ли вообще коммерческие банкиснабжаться необходимыми денежными ресурсами для обеспечения нормальнойликвидности и избежания кризисных ситуаций. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращенияв России осуществляется исключительно Банком России. Банкноты и монетыБанка России являются единственным законным средством платежа на территорииРоссии, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России иобеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему понарицательной стоимости при всех видах платежей. Банкноты и монеты не могутбыть объявлены недействительными и не допускаются какие-либо ограничения посуммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России наденежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения неможет быть менее одного года, не превышает пяти лет. При этом описаниеновых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. БанкРоссии без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты всоответствии с установленными им правилами. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ наБанк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранениебанкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег длякредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядказамены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций для кредитныхорганизаций. Банк России является органом, координирующим, регулирующим илицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ.Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществлениябезналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышатьдвух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней впределах РФ. Банк России также осуществляет межбанковские расчеты черезсвои учреждения. Иностранная валюта в качестве средства платежа приосуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоватьсялишь в случаях, установленных федеральными законами. Операции на открытом рынке Важнейшим средством проведения денежно-кредитной политики ФРС СШАявляются операции на открытом рынке с ценными бумагами, на основе покупкиили продажи которых и осуществляется прямое воздействие на объем денежно-кредитных средств в обращении. Политику в этой области в структуре ФРСразрабатывает Федеральная комиссия по операциям на открытом рынке и всоответствии с ее основными направлениями непосредственно осуществляетфедеральный резервный банк в Нью-Йорке. Покупкой или продажей государственных ценных бумаг ФРС оказывает прямоевоздействие на объем резервов коммерческих банков и других депозитарныхфинансовых организаций, влияя тем самым на приток или отток денег изобращения. Конкретная направленность действий ФРС определяется решениями обужесточении или смягчении денежно-кредитной политики в соответствии сситуацией, складывающейся в экономики США на данном этапе развития. Большинство операций на открытом рынке носит защитный характер,поскольку они направлены на противодействие факторам, оказывающим влияниена объемы резервов вне пределов прямого контроля со стороны ФРС, которая,как правило, осуществляет краткосрочные сделки с крупными дилерами навторичном рынке казначейских ценных бумаг США. Бундесбанк Германии же менее часто прибегает к подобного родаинструменту регулирования, так как германский фондовый рынок слабее развит,чем рынки Нью-Йорка, Лондона или Парижа. При этом Бундесбанк неодобрительноотносится к выпуску правительством казначейских билетов и другихгосударственных долговых обязательств, потому что подобные меры ужеприводили к потери независимости центрального банка и краху национальнойвалюты. Хотя с1992 года объем такого рода операций резко увеличился, ипосле 1985 года Бундесбанк разрешил участвовать иностранным банкам воперациях с ценными бумагами, котирующимися в немецких марках. Под операциями на открытом рынке в российском законодательствепонимается купля - продажа Банком России казначейских векселей,государственных краткосрочных облигаций и прочих государственных ценныхбумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднееобратной сделки. Лимит же операций на открытом рынке утверждается Советомдиректоров. В настоящее время в мировой экономической практике именно операции наоткрытом рынке являются основным средством регулирования денежногопредложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостьюданного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру вкраткосрочных периодах, сглаживать нежелательные колебания денежной массы. В России рынок государственных облигаций развит неплохо (правда,более количественно, чем качественно). Правда, их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют взападных странах. Безусловно, в любом случае (и в России, и на Западе)главной является фискальная цель финансирование бюджетного дефицита.Однако как инструмент монетарного регулирования государственный долгприменяется в России весьма своеобразно. Например, главным результатом использования государственныхкраткосрочных обязательств при реализации мероприятий монетарной политикиявляется регулирование курса американского доллара по отношению кроссийскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов банковскойсистемы. Все-таки российские денежные власти ориентируются прежде всегона более грубые и простые инструменты - резервную норму и учетную ставку. Таким образом, операции, осуществляемые российским Центробанком наоткрытом рынке, довольно своеобразны. Сложность инструментов денежногорынка еще более осложняет выработку стратегий, а также реализациюмероприятий, направленных на приостановление спада промышленногопроизводства и сдерживание инфляции. Учетная политика Операции на открытом рынке дополняет политика в области учетных ставок,по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Приэтом взаимодействие различных инструментов денежно-кредитной политикизаключается в том, что колебания поступления денег в обращение, неполностью контролируемые операциями на открытом рынке, могут быть частичнокомпенсированы кредитами через «учетное окно». Потребность в его применениисвязана с периодически возникающим ужесточением условий на межбанковскомрынке кредитов, что превращает «учетное окно» в необходимый источникпополнения объемов банковских кредитов до уровня, определяемого резервнымитребованиями ФРС. Такая ситуация возникает прежде всего в момент ужесточения ФРС денежно-кредитной политики. Инструментом ужесточения становится продажа ценныхбумаг на открытом рынке, в результате которой происходит изъятие резервовиз банковской системы. Это приводит к повышению процентной ставки намежбанковском рынке, стимулирует банки к использованию возможностипополнения резервов через учетное окно. ФРС применяет и такой инструментужесточения или смягчения денежно-кредитной политики, как изменение учетнойставки, устанавливаемой на резервы, занимаемые через «учетное окно», что, всвою очередь, оказывает влияние на уровни межбанковской процентной ставки икраткосрочных процентных ставок в целом. Центральный банк может осуществлять регулирование кредитования иэмиссии платежных средств с целью сохранения стабильности цен, но безущерба для экономического развития страны. Мы как раз и рассматриваем одиниз способов регулирования кредита. Это и есть дисконтная политика, которуюон проводит, осуществляя переучет векселей и операции на денежном рынке. Ограничивая объем и повышая процентные ставки по предоставляемымкредитам, центральный банк вынуждает депозитные банки ограничивать объем ихопераций, в результате которых создаются новые платежные средства. Инаоборот, проводя либеральную политику «дешевых денег», он позволяет банкамрасширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок поразличным видам операций или проводить процентную политику без фиксациипроцентной ставки. Эти ставки представляют собой минимальные ставки, покоторым центральный банк осуществляет свои операции. Процентная политикаиспользуется для воздействия на рыночные процентные ставки в целяхукрепления рубля. Сюда же можно отнести установление ставкирефинансирования. А под рефинансированием понимается кредитование БанкомРоссии банков, в том числе учет и переучет векселей. Порядок и условиярефинансирования устанавливаются Банком России. Центральные банки обладают еще одним мощным средством денежно-кредитного регулирования. Они предоставляют ссуды банкам второго уровня.При этом возможны два варианта передачи денежных средств коммерческимбанкам. Первый вариант с помощью переучета долговых обязательств клиентовкоммерческих банков. При этом эти активы коммерческих банков передаются вЦентробанк в обмен на денежную наличность с определенными ограничениями. Большинство централизованных финансовых ресурсов национальных банков внастоящее время выделяются коммерческим банкам не в результате переучетавекселей, а посредством выдачи кредитов (часто под залог ценных бумаг). Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредствомустановления и пересмотра официальной процентной ставки двух основныхвидов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставкирефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений). Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы,предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше,чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Он в полной мере стремитсяиграть роль "кредитора последней инстанции". Политику переучетных операций как метод монетарного регулированияЦентральный банк осуществляет либо путем установления ставкиредисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий ихпереучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования.Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков можетвключать регулирование при помощи установления ставки по централизованнымкредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условийпредоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод). При проведении государственной учетной политики Центральный банк такжеиспользует не только экономические инструменты (изменение уровняофициальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночнымиставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи(разницы между средними процентными ставками по активным и пассивнымоперациям), установление верхней границы процентных ставок по отдельнымвидам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам. Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок дотрех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита вбольшинстве случаев не должен превышает полугода. Обычно в качествепокрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги. К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардногокредита принимаются лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входятгосударственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов поотношению к своим банкам, список которых утверждается органамиЦентрального банка. Одними из методов денежно-кредитной политики являются также определениеквот переучета, а также условий предоставления ломбардного кредита. Вдальнейшем все меры, предпринимаемые Центральным банком при кредитованииим коммерческих банков, будем называть учетной политикой (изменениемучетной ставки). При этом под учетной ставкой будем понимать"универсальный" процент, по которому Центральный банк взыскиваетпроцентные платежи по предоставляемым им ссудам. Коммерческий банк, берущий у Центрального банка ссуды, увеличиваеттем самым совокупные резервы банковской системы и тем самыммультипликативно расширяет денежную массу. Центральный банк может устанавливать и изменять учетную ставку. Сточки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собойиздержки, которые приносит приобретение резервов у Центробанка.Следовательно, падение учетной ставки поощряет банки второго уровня кзаимствованию резервов у Центрального банка. Опирающиеся на эти новыерезервы кредиты коммерческих банков увеличат денежное предложение.Увеличение государственными денежными властями официальной процентнойставки приведет к сокращению заимствований со стороны банков второгоуровня у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется в случаепроведения Центральным банком жесткой рестрикционной кредитно-денежнойполитики (так называемой политики дорогих денег). Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитойсмешанной экономикой учетная ставка является вторым по значениюинструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странахименно учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операциина открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию итактику монетарного регулирования. В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежноепредложение путем продаж государственных облигаций на открытом рынке, принеизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резковозрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать впротивоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а неусиливать последние. Механизм учета в этом случае играет рольсвоеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо координироватьдействия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуетсяпри осуществлении монетарного регулирования. При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целяхуменьш




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Кредитно-денежная политика ЦБ iconКредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика ЦБ iconКредитно-денежная политика
Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства стр. 4
Кредитно-денежная политика ЦБ iconТема равновесие на денежном рынке. Денежная система и кредитно-денежная политика
Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Создание денег банковским сектором
Кредитно-денежная политика ЦБ iconКредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика ЦБ iconКредитно-денежная политика в Республике Узбекистан

Кредитно-денежная политика ЦБ iconКредитно-денежная политика государства и банковская система

Кредитно-денежная политика ЦБ iconКредитно-денежная политика и ее влияние на общее экономическое равновесие

Кредитно-денежная политика ЦБ iconДокументы
1. /кредитно-денежная политика.doc
Кредитно-денежная политика ЦБ iconДокументы
1. /Кредитно-денежная политика.doc
Кредитно-денежная политика ЦБ iconКредитно-денежная система. Кредитная система в Российской Федерации|Выполнила |студентка || |1 курса 1 группы|| |Шатровская Е. Г || |шифр 00604 ||Проверил |преподаватель || |Суханова Е. В. | 2003г. СодержаниеВведение Кредитно-денежная система Банковская система Роль Центрального банка в экономике Сп

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы