Франция в международном разделении труда icon

Франция в международном разделении труда



НазваниеФранция в международном разделении труда
Дата конвертации17.07.2012
Размер346.9 Kb.
ТипРеферат
Франция в международном разделении труда


План. Франция в международном разделении труда. Стр. Введение 3 Глава 1. 1.1 Структура экономики Франции 5 1.2 Франция: вялое оживление 10 Глава 2. 2.1 Внешнеэкономические связи Франции 23 2 Торгово - экономические отношения Франции и России. 31 Приложение-1 34 Приложение-2 35 Список литературы 37Введение Экономический прогресс в наше время следует оценивать в двухвзаимосвязанных, хотя совсем не обязательно совпадающих, измерениях. Чтобыопределить его составляющие, общепринятые стандартные показатели уровня,структуры, динамики производства и потребления целесообразно дополнитьданными, характеризующими участие каждой страны в мировом разделении труда,и ресурсы, на которые это участие опирается. Последняя группа данныхсодержит уникальную информацию о конкурентоспособности продукции даннойстраны, которая в первом приближении может служить индикаторомэффективности соответствующих производств с точки зрения мировыхстандартов. В мировое разделение труда фактически включены многие сферыхозяйственной деятельности страны. Среди европейских стран Франция пользуется заслуженной популярностью какстрана высокого жизненного уровня населения, надежной личной безопасности исоциальной защищенности граждан. Франция является одной из наиболее развитых индустриально - аграрныхстран мира. Ее ВНП оценивается ориентировочно в 1500 млрд. долл. США. Поэтому показателю она занимает 5-ое место в мире, а по размеру ВНП на душунаселения ей прочно принадлежит 4-ое место (26,7 тыс. долл. США). По объему промышленного производства Франция занимает 5-ое место,уступая США, Японии, ФРГ и Великобритании. Промышленность создает около 25%ВНП, обеспечивает около трети рабочих мест. Ее основными отраслямиявляются: машиностроительная, химическая, сталелитейная, авиакосмическая,автомобилестроительная, электроника, судостроение, горнорудная,металлургия, текстильная, атомная энергетика, радиоэлектроника, пищевая. По объему сельскохозяйственного производства Франция занимает 3-е местов мире, уступая лишь США и Канаде. Она полностью обеспечивает себяосновными видами сельскохозяйственной продукции. По внешней торговле Франция занимает 4-е место после США, ФРГ и Японии.С 1981 г. доля экспорта в ВВП превышает 25%. Ее главными партнерамиявляются в первую очередь страны Евросоюза, на долю которых приходитсяоколо 65% всего товарооборота, а также Япония и США. Четыре последние годаФранция сводит свой торговый баланс с положительным сальдо, составившее в1996 г. 122,3 млрд. фр. (против 97,8 млрд. фр. в 1995 г.). Что касается взаимоотношений Росси и Франции, то они имеют многовековыекорни сотрудничества в самых различных областях, включая давние торгово -экономические традиции. Правда, за свою историю они испытывали как подъемы,так и спады. Новые процессы, происходящие в России, существенно повысили интерес ирасширили круг отечественных участников внешнеэкономической деятельности.Значительные изменения претерпела вся система внешнеэкономическогорегулирования. На мировой рынок вышли тысячи предприятий, кооперативов,фирм, товариществ, ассоциаций и других организаций, многие из которыхделают здесь лишь первые и не всегда удачные шаги и вместе с тем, возможно,захотят установить серьезные деловые отношения с французскими компаниями,освоить французский рынок. Франция долгое время является ведущим торгово - экономическим партнеромРоссии. Торгово - экономические связи между нашими странами развиваютсядинамично. За последние два года оборот взаимной торговли увеличивалсяежегодно в среднем на 10%. Этому во многом способствовали созданныесторонами солидные договорно - правовая и организационная базыэкономического сотрудничества и устранение некоторых ранее существовавшихпрепятствий. Вместе с тем в двусторонних отношениях существует множествонеиспользованных возможностей, связанных помимо других причин и снедостаточным знанием российскими и французскими партнерами друг друга,отсутствием необходимой информации. 1.1 Структура экономики Франции.Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействиемгосударства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК,проявляющемся в активном участии государства в регулировании ипрограммировании экономики, в распространении государственной собственностиФранция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг.произошло изменение основных направлений экономической политики отдирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Сохраняющийся государственный сектор занимает базовые, инфраструктурныеи отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70%производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80%авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и т.д. Государственныйсектор является важным инструментом экономической политики. Обновлениеосновного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отрасляххозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение вгосударственном программировании и планировании, которое получило широкоеразвитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальныеорганы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планыориентировали французскую экономику на освоение новых технологий,структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ. Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходитсясвыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторскиеработы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структурыхозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Стокрупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. Вряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В чернойметаллургии две крупнейшие компании «Юзинор» и «Сасилор» сосредоточили 70%производства стали, «Компани женераль д’электрисите» (КЖЕ), «Томсон» - 50%производства электронного и электротехнического оборудования, «Рено» и«Пежо» - почти все производство автомобилей. «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и«Иметаль» - почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбытцветных металлов. Процессы концентрации и централизации капитала иперестройки экономики Франции происходят одновременно с процессоминтернационализации производства и капитала, которые приводят к созданиюогромных по мощи ТНК. Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрациипроизводства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существеннуюроль. Мелкие и средние предприятия укрепляли свои позиции в период 70-80-хгг. К началу 90-х гг. на такие предприятия приходилось 99,9% всех фирм воФранции и 65% занятых. В других странах Запада эти цифры выглядят следующимобразом: в ФРГ - соответственно 99,8% и 65%, в Великобритании - 94 и 25%, вЯпонии - 99,3 и 80%. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемыхпредпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе недотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко.Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточностьнакопления первоначального и оборотного капитала. Доля мелких и среднихпредприятий во французской экономике по основным показателям составляет55,1% против 44,9% для крупных предприятий, то есть мелкие и средниепредприятия вносят преобладающий вклад в хозяйственное развитие страны. Поотраслям доля мелких и средних предприятий преобладает в нефинансовыхрыночных услугах (80,2%), строительстве и общественных работах (78,4%),торговле (78,3%). В промышленности их доля менее значительна - 35,8%, в томчисле в секторе производства средств производства около 20% и менее 10% вавтомобилестроении и производстве транспортных средств. Исключениесоставляют отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции (57,6%) ипроизводство товаров широкого потребления (68,7%). Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономикиФранции. На нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых.Услуги - наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасльфранцузской экономики, где занятость продолжает расти. Крупнымиподотраслями сферы услуг является торговля, туризм, связь, транспорт,банковское и страховое дело (4,5% ВВП и 2,7% занятых). По объему промышленного производства Франция занимает 5-е место средиразвитых стран мира (после США, Японии, ФРГ и Великобритании). Впромышленности создается более четверти ВВП и занято около 27%самостоятельного населения. Объем промышленного производства в 1996 г.возрос на 0,4% против 3,9% в 1995 г. Продолжает идти интенсивнаяструктурная перестройка производственного аппарата, начатая еще в середине70-х гг. В общем виде она сводится к следующему: происходит, с однойстороны, увеличение роли трех групп отраслей (энергетических, производствамашин и оборудования, выпуска автомобилей и предметов длительногопользования), с другой - относительное замедление развития отраслей,производящих сырье, полуфабрикаты и товары текущего потребления. По мнению французских деловых кругов, аэрокосмическая промышленность ипроизводство военной техники, ряд направлений станкостроения,автомобилестроение, цветная и черная металлургия, средства связи, атомнаяэнергетика, фармацевтика, производство удобрений, цементная и стекольнаяпромышленность успешно участвуют в конкурентной борьбе на мировом рынке. В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электроннойотраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвигсопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства втрадиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высокимудельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживаетконкуренции на мировом рынке со стороны некоторых западных и особенно«новых индустриальных стран». Например, в таких отраслях, как производствомебели, кожевенная, текстильная промышленность, французские предприятиянедостаточно конкурентоспособны и уступают более технически вооруженнымгерманским, более гибким итальянским и бельгийским компаниям. Вынужденная действовать в условиях жесткой конкуренции, Франция сделаластавку на развитие исследований, модернизацию производства, разработкуновых изделий и оборудования. Адаптация промышленных мощностей к новомуритму производства сопровождалась повышением производительности.Параллельно проходили компьютеризация отраслей и развитие математическогообеспечения, что позволило внедрять в производство современные системыавтоматического проектирования и управления технологическими процессами. Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции вЗападной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и4,8% самодеятельного населения страны, но оно дает примерно 25% продукции вЕС. В 1996 г. объем произведенной сельскохозяйственной продукции возрос на2,4% и составил 301,7 млрд. фр. Общая площадь пахотных земель составляет18,3 млн. га[1]. Характерной чертой социально - экономической структурыявляются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельныхугодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. Вземлевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйствсуществуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступаюткрупные хозяйства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйстваразмером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Ониобеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение впроизводстве практически всех отраслей сельского хозяйства. В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы веденияхозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первуюочередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативыдействуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50%продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40%молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственныепроизводственные объединения, которые возникли как выражение стремлениямелких и средних производителей выстоять против наступления крупногокапитала. Несмотря на продолжающийся во Франции сельскохозяйственный экономическийкризис (снижение закупочных цен на зерно, мясо, молоко в среднем на 13%,уменьшение числа фермерских хозяйств, наемных рабочих, старение деревни,вывод из оборота 15% пахотных земель и т.д.), Франция продолжает удерживатьлидерство в ЕС по производству основных видов сельскохозяйственнойпродукции и входит в мировую тройку ее крупнейших производителей. Этастрана располагает огромным научно - техническим и экономическимпотенциалом в области сельского хозяйства. Во Франции существует стройная,но довольно сложная система государственного регулирования рынкасельскохозяйственной продукции. Доля государственных субсидий в валовомдоходе сельского хозяйства колеблется по годам от 4,6% до 15%. Управление сельским хозяйством осуществляется как через системугосударственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, восновном отраслевого характера. Государственное регулированиеосуществляется в основном путем экономического воздействия. Существуетспециализированный банк «Креди Агриколь» с отделениями в местах, Фондэкономического и социального развития. Большое влияние на выработкуструктурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственнойориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используютсякак для расширения производства отдельных культур, укрепления структурыхозяйств, так и сокращения перепроизводства. Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится2/3 стоимости аграрной продукции. Франция является первым среди западныхстран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса.Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство,устричный промысел. Сельское хозяйство высоко индустриализировано. По насыщенности техникой,использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ,Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело кповышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственныхпродуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам,мясу - свыше 100%. На долю потребления во Франции приходится основная часть ВВП. В 1990г. оно составило 5082 млрд. фр., или 78% ВВП. Причем на долю потреблениясемей приходится около 77% всего объема конечного потребления.1.2 Франция: вялое оживление Характерной особенностью экономики в 90-е гг. стало замедление темповразвития, нижней точкой которого стал экономический спад 1993 г. Бурноеоживление в экономике, начавшееся весной 1994 г., замедлившись в 1995 -1996 гг., так и не переросло в циклический подъем. С весны 1995 г.хозяйственный механизм стал давать заметные сбои. Прокатившаяся в конце1995 г. по стране волна забастовок оказала на него дополнительноеразрушительное воздействие. Темпы роста экономики понизились: наквартальном уровне прирост ВВП был близок к нулю. В промышленности темпывыпуска продукции также замедлились и к концу 1996 г. уровень производстване достиг предкризисного максимума. В целом в 1995 - 1996 гг. темпыприроста ВВП понизились соответственно до 2,2 и 1,2 % (2,8 % в 1994 г.),промышленного производства - до 0,9 и 0,6 % ( 4,1 % ). Нынешние показатели роста ниже «нормальных» для французской экономики70 - 80 гг. Французское хозяйство не смогло преодолеть последствий кризиса1990 - 1993 гг., который был самым продолжительным после Второй мировойвойны, а по глубине уступил лишь кризису 1974 - 1975 гг., и сохранило целыйряд структурных и циклических диспропорций. Оживление, вызванное новымциклом восстановления производственного аппарата, остается вялым. Это результат чрезвычайно высокого уровня реальных банковских учетныхставок в 80-е годы, изменивших соотношение сил в пользу финансовогокапитала. Его представители были заинтересованы в стабилизации финансовыхрынков и использовали ситуацию для более прибыльных вложений. Отсюдапонижение инвестиций в производственную сферу в 90-е годы. Из-за недостатка собственных средств предприятия сдерживаликапиталовложения, заработную плату и создавали меньше рабочих мест. Нарынке создалась напряженная ситуация. Для сохранения уровня оплаты труда игарантий занятости трудящимся приходилось прилагать все больше усилий. Вусловиях неустойчивой занятости население увеличивало сбережения в ущербпотреблению, но эти деньги не возвращались в сферу производства. Состояние государственных финансов было плохим. Дефицит госбюджетаувеличился вследствие снижения налоговых поступлений при росте расходов, втом числе связанных с обслуживанием долга. В 1996 г. он составил 4,1% ВВП.По официальным оценкам размер государственного долга к концу 1996 г. достиг3544 млрд. фр. Таким образом за три года - с конца 1993 г. по конец 1996 г.государственный долг увеличился более, чем на 1000 млрд. фр. Нарасталдефицит системы социального страхования. Известно, что эта системафинансируется за счет выплат предпринимателей и взносов трудящихся. В 1990- 1993 гг. резкий рост расходов и сокращение поступлений из-за безработицыдовели дефицит системы до 56,4 млрд. фр. (1993 г.) против 0,4 млрд. в 1989г. В 1993 г. по решению правительства Э. Балладюра, накопленный дефицитсистемы социального страхования был присоединен к государственному бюджетуи включен в государственный долг для централизованного погашения. Состояниесистемы социального страхования стало признанным барометром болезнейнационального хозяйства. В мае 1995 г., после президентских выборов, кабинет министроввозглавил А. Жюппе. В тяжелой экономической ситуации новое консервативноеправительство продолжило курс на выполнение условий Маастрихтскогосоглашения. Проблемы дефицитов оно пыталось частично решить путемсдерживания расходов и структурных реформ. Расширение внутреннего спроса в 1995 - 1996 гг. было слабым искачкообразным и составило соответственно 2 и 1,1% (3% в 1994 г.).Суммарный объем производственных капиталовложений предприятий увеличился в1995 - 1996 гг. на 3,9 и 0,4% (в 1994 г. - на 0,5%). В промышленностиинвестиции, снизившиеся за 1991 - 1994 гг. на 33,5%, в 1995 -1996 гг.выросли на 16%. Более заметным это оживление было в металлургии,производстве промышленного оборудования, текстильной, деревообрабатывающей,целлюлозно-бумажной отраслях, базовой химии. В строительстве, торговле иуслугах оно было слабым. По мере ухудшения перспектив предприятий с весны 1995 г. оживлениеинвестиций стало затухать. «Руководители предприятий удваивали осторожностьперед тем, как произвести какие-нибудь инвестиции ...», - писал журнал«Нувель экономист» (4.7.1996, стр.57). По последним данным во 2-ом кв. 1997г. наметился незначительный рост общего объема инвестиций +0,2% после егоснижения в 1-ом кв. 1997 г. на 1,2%. Наличное оборудование сталоиспользоваться более полно. В 1995 г. загрузка производственных мощностейповысилась до 84,6% против 80% в 1993 г. (в 1996 г. - 83,6%). Нормапроизводственного накопления в 1995 - 1996 гг. составила 16% (18,9% в 1993г.). Инвестиции направлялись в основном на восстановление имеющегосяоборудования, а покупка нового была сведена к минимуму. Это неизбежно велок старению наличного парка. В 1995 - 1996 гг. финансовые показатели компаний улучшились меньше,чем предполагали предприниматели в начале оживления. Тем не менее невысокаязанятость и вызванное этим давление на заработную плату понижали общийуровень издержек и соответственно стабилизировали норму прибыли. Доляваловой прибыли в добавленной стоимости в 1993 - 1996 гг. оставалась накризисном уровне - 31,8% против 33,5% в 1989 г. С начала 1994 г. досередины 1995 г. компании пытались повысить массу прибыли путем увеличенияобъема продаж и доли прибыли в цене реализуемой продукции, но встретиливозрастающее противодействие потребителей. Понижение с весны 1995 г. объема продаж компаний и невысокая инфляцияожесточили межотраслевую борьбу за получение прибыли, победителями вкоторой стали компании, действующие в отраслях, выпускающих «промежуточную»продукцию. У производителей конечной продукции и в торговле масса прибылипонизилась, поскольку они не смогли повысить свои цены. Понижение совторого квартала 1995 г. банковских процентных ставок способствовалоулучшению счетов предприятий и финансированию производственных процессов.Однако компании продолжали страдать от чрезмерно высоких налогов, нехваткисобственных средств, значительной задолженности. Они пока плохоприспособились к условиям относительно низких банковских процентных ставок,дефляции и сбоям в реализации продукции. Важной статьей экономики для компаний оставалось уменьшение запасов ииздержек складирования. После незначительного увеличения в 1994 - 1995 гг.уровень запасов в 1996 г. сократился, что было связано с невысокимипотребностями производства и сбыта. Франция занимает второе место в мире после США по объему иностранныхкапиталовложений в экономику. По данным Банка Франции, в 1994 - 1995 гг.прямые иностранные инвестиции составляли около 60,7 млрд. фр. в год. Онипоступали в основном из США и Великобритании. В 1995 г. иностранный капиталпозволил создать или сохранить 20 тыс. рабочих мест. Правительство намерено удвоить этот показатель. С этой целью в 1995 г.была отменена обязательная регистрация иностранных инвесторов, делающихвложения во Франции, а в 1996 г. облегчена процедура получения разрешенийна работу прибывающих во Францию служащих иностранных компаний, открытиямагазинов и введены налоговые льготы для иностранного бизнеса. Личное потребление слабо поддерживало конъюнктуру. В 1995 г. оноувеличилось на 1,9%, а в 1996 г. - на 2,6%. Рост потребления в 1996 г.происходил при снижении покупательной способности населения. Со второгополугодия 1995 г. замедлился рост занятости, ставок заработной платы иусилилось налогообложение. Реальные доходы населения в 1995 - 1996 гг.увеличились соответственно на 2,8 и 1%. Норма сбережений в 1996 г. упала досамого низкого за 90-е годы уровня - 12,5% (13,4% в 1995 г.). Населениеменьше прибегало к потребительскому кредиту. С середины 1995 г. замедлилосьжилищное строительство. Лишь правительственные меры по стимулированиюспроса на автомобили положительно воздействовали на потребление до осени1996 г. Государственные расходы в 1995 - 1996 гг. увеличивались слабо.Правительство А. Жюппе считает своей задачей уменьшение дефицитагосударственного бюджета, долга и безработицы. В ноябре 1995 г.правительство объявило, что бюджетные проблемы останутся приоритетнымнаправлением его политики и в 1996 - 1997 гг. Их решение должностабилизировать общую макроэкономическую ситуацию, повысить темпыэкономического роста и занятости, смягчить кредитно-денежную политику. В конце 1995 г. были приняты меры по увеличению налогов и ограничениюгосрасходов, чтобы высвободить дополнительные средства на расширениезанятости. Самой болезненной стала экономия на заработной платегосударственных служащих. В начале 1996 г. были заморожены расходы,изысканы возможности по поддержанию личного потребления и жилищногостроительства, облегчению налогообложения малых и средних предприятий. В июне 1996 г. был опубликован правительственный доклад оналогообложении и объявлено о готовящейся масштабной налоговой реформе на1997 - 2007 гг. Ее цель - привести налоговую систему в соответствие севропейскими стандартами и стабилизировать экономический рост. Правительство намерено, в частности, упразднить многие сложныеналоговые скидки, снизить ставки подоходного налога до уровня другихзападноевропейских стран, провести широкую реформу налогов на компании,взимаемых центральными и местными органами власти. К 2001 г. предполагаетсяуменьшить подоходный налог (на 75 млрд. фр.), снизить минимальный имаксимальный уровни налогообложения (соответственно до 7 и 47% против 12 и56,8% в 1996 г.), повысить обязательные отчисления в фонд социальногострахования (до 3,4% против 2,4%). Были повышены косвенные налоги на бензин, алкоголь, сигареты,ликвидированы как изжившие себя некоторые фискальные привилегии дляпредставителей около ста профессий. Власти решили создать новый пенсионныйфонд с особыми фискальными льготами для тех, кто хотел бы увеличить размерполучаемой пенсии; упразднить к 2001 г. налоги для 1,5 млн. семей, имеющихменее трех детей. Дефицит консолидированного государственного бюджета в 1996 г. долженсоставить 4,25% ВВП. Администрация пыталась улучшить ситуацию, заставивбанки снизить процентные ставки по кредитам. На повестке дня дальнейшеесокращение расходов в 1997 г., так как в соответствии с маастрихтскимикритериями дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП. Повышенное внимание правительство уделяет состоянию системысоциального обеспечения по двум причинам. Во-первых, расходы на социальноеобеспечение составляют значительную часть бюджетной дыры, во-вторых,система на 85% финансируется не за счет налогов, а из отчислений,рассчитанных по платежным ведомостям предприятий. С ростом безработицы этипоступления снизились. Расходы на здравоохранение составляли примернополовину общего дефицита системы социального страхования, что было связанос ростом стоимости медицинских услуг и лекарств. В ноябре 1995 г. правительство объявило о реформе системы социальногострахования. Это вызвало волну социального протеста. По призыву крупнейшихпрофсоюзов ВКТ и «Форс увриер» забастовали железнодорожники, работникигородского общественного транспорта и некоторые категории госслужащих. Вряде городов вспыхнули уличные беспорядки. По официальным оценкам, 24 днязабастовок обошлись бюджету страны в 7,8 млрд. фр. (0,1% ВВП в 1995 г.). После прекращения массовых забастовок социальная напряженность неспала. Правительство пошло на уступки - был сохранен специальный режимпенсионного обеспечения для некоторых отраслей госсектора, заморожен планреорганизации Национального общества железных дорог и сильно урезаназапланированная реформа. Власти были вынуждены отказаться от жесткогоувязывания размеров пособий с ежегодными налоговыми поступлениями в бюджет,от увеличения необходимого для получения полной пенсии стажа работыгосслужащих, введения штрафов для врачей, превысивших ежегодный лимитмедицинских страховок. Дальнейшие действия правительства по реформированию системысоциального страхования некоторые комментаторы, явно преувеличивая, назваликануном новой французской революции. В начале 1996 г., после 8 месяцевподготовительной работы, отставки первого кабинета А. Жюппе, жесткихвыяснений отношений с профсоюзами и забастовщиками и дебатов в Национальномсобрании были приняты два первых правительственных закона. По первому напериод 1996 - 2009 гг. был введен дополнительный всеобщий налог (0,5%) совсех доходов, идущий на возмещение долга кассы социального страхования.Ежегодно он должен приносить правительству 25 млрд. фр. Второй закон предусматривал срочные меры по сокращению годовогодефицита кассы социального страхования с 60 млрд. фр., первоначальнонамеченных на 1996 г., до 17 млрд. Однако уже в середине 1996 г. былиопубликованы правительственные оценки, согласно которым, дефицит кассысоциального страхования составит в 1996 г. 48,6 млрд. фр. Публикация этих цифр вызвала новую волну социального недовольства.Профсоюзы, обеспокоенные грядущей потерей контроля за социальной кассой,потребовали прекратить «неэффективную антисоциальную» реформу. Наоборот,правительственные эксперты настаивали на ее продолжении, утверждая, что безпринятых мер дефицит кассы социального страхования был бы не менее 80 млрд.фр. По оценкам, на конец 1996 г. он составил 51,6 млрд. фр. (67,3 млрд. фр.в 1995 г.). Правительство погашает дефициты системы социального обеспеченияпрямыми платежами и гарантирует банковские займы. Финансирование госдолгапроисходило за счет поступлений от приватизации. В 1993 - 1994 гг. былиуспешно приватизированы «Банк насьональ де Пари», два более мелких банка,химическая компания «Рон - Пуленк», нефтяная «Эльф - Акитен», страховаягруппа «ЮАП». Приватизация других компаний задерживалась из-за ихубыточности, неблагоприятной общей и биржевой конъюнктуры, нежеланияпремьер-министра вступать в открытую борьбу с профсоюзами. Среди 17компаний, понесших большие убытки, - компьютерная группа «Бюль»,автомобилестроительная «Рено», металлургическая «Пешине», авиационная «ЭрФранс» и банк «Креди лионне». В 1995 г. правительство начало приватизациюкрупнейшей металлургической фирмы «Юзинор - Сасилор». Приватизацию Национального общества железных дорог и группы «Кредиэндюстриэль э коммерсьяль», объединяющей 11 региональных банков и 6финансовых институтов, правительство приостановило из-за мощного протестаслужащих. В целом же программа приватизации на 1996 г. была выполнена. Вчастный сектор, кроме «Пешине», «Рено», части «Эльф - Акитен», перешлигруппа «Тоталь», банк «Креди локаль де Франс», страховая компания «Ассюрансженераль де Франс». В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. -около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Несмотря на это, администрацияповысила субсидии с 27 млрд. фр. до 35,6 млрд. фр. государственнымпредприятиям «ЖИАТ» и «Эр Франс», «Компани женераль маритим» и банку«Сосьете марсейез де креди». В 1996 г. государство по-прежнемупредоставляло неотложную помощь предприятиям, которые должны были бытьпереданы в частные руки. Наиболее крупные субсидии получили компании«Томсон», «Эр Франс», Национальное общество железных дорог и банк «Кредилионне». Однако этих средств было явно недостаточно, чтобы улучшить ихсостояние перед передачей в частные руки. Государство является акционером всех приватизированных предприятий. Заним остается 0,8% акций «Рон - Пуленк», 0,75 - «Эльф - Акитен», 6,4 -«Ассюранс женераль де Франс», 11,5 - «Пешине», 12,5 - табачной фирмы«Сейтс», 9,8 - «Юзинор», 46% - «Рено». Часть акций остается в собственностисамих предприятий. В 1997 г. и в последующие годы правительство, согласно утвержденнойпрограмме, денационализирует еще 10 предприятий - «Эр Франс»,«Аэроспасьяль», «Бюлль», «СНЕКМА», страховую группу «ГАН» и компанию «Кесссантраль де реассюренс», банки «Креди лионне» , «Кесс насьональ декревуаянс», «Эрви» и «Сосьете марсейез де креди». В 1995 - 1996 гг. влияния внешнего спроса на оживление почти неощущалось. С весны 1995 г. ухудшение деловой конъюнктуры и потрясения наевропейских валютных рынках снизили конкурентоспособность французскойпродукции и ее долю на европейских рынках. Трудности в сбыте аэробусов изабастовки конца 1995 г. также привели к уменьшению экспорта; в 1996 г.ситуация несколько улучшилась, но позиции экспортеров не удалосьвосстановить. В то же время в 1994 - 1996 гг. доля иностранных товаров вобщем объеме потребления повысилась, так как импорт повышался быстрее, чемвнутренний спрос. Кризис в промышленности закончился еще в 4 квартале 1993 г., ноначавшееся со 2 квартала 1994 г. оживление в промышленности, как ужеуказывалось, не переросло в подъем. Хотя в отраслях, выпускающихпотребительские товары и промежуточную продукцию, оживление началось сразу(соответственно в 1 и 2 кварталах 1994 г.), в отраслях, производящихоборудование, за кратковременной, в течение двух кварталов, стабилизациейуровня производства последовал новый кризисный спад, продолжавшийся вплотьдо 1 квартала 1996 г. В целом уровень промышленного производства в 3квартале 1996 г. был выше кризисного минимума на 6,6% (после сокращения в1990 - 1993 гг. на 7,1%), выпуск потребительских товаров - на 3,6 (7,1%),«промежуточной продукции» - на 11,2 (11,7%), в производстве оборудования -на 2,6% (18,8%). Обозреватели отмечают, что в результате забастовок в конце 1995 г.особенно сильно пострадали мелкие и средние предприятия. По данным журнала«Экспресс», они составляют 99,8% общего числа предприятий и занимают 69,4%рабочих Франции. Французский мелкий бизнес понес потери в результатеограничения поставок субсидируемого сырья, роста транспортных расходов ит.п. По данным всеобщей конфедерации мелких и средних предприятий, в одномиз основных экономических регионов Франции - Иль де Франс, - около 60%предприятий мелкого и среднего бизнеса зарегистрировали ухудшение основныхпоказателей, а 27% вплотную подошли к банкротству. Тревогу властей ипредпринимательских объединений за мелкий и средний бизнес руководствоФранцузского общества кредитного страхования выразило следующим образом:«Затронута сердцевина экономической ткани Франции». Неудивительно, что правительство в конце 1995 г. срочно разработалоплан спасения мелких и средних предприятий. Он предусматривает для нихснижение налогов, тарифов на электроэнергию, пошлин, взимаемых при передачеправа собственности, реформу кредитования. Министерству мелких и среднихпредприятий, торговли и ремесел выделено из бюджета на их развитие 4 млрд.фр. Ужесточен контроль за деятельностью крупных торговых центров, которыевыступают главными конкурентами мелкого и среднего бизнеса в торговле. Низкие заработная плата и цены на «промежуточную» продукциюспособствовали сохранению невысокой себестоимости французской продукции, ажесткая конкуренция производителей также действовала на уровень ценконечной продукции. Потребительские цены увеличились в 1995 г. на 1,7%, а в1996 г. - на 1,8%. Кредитно-денежная политика была направлена на поддержание стабильностифранка по отношению к валютам других европейских стран, сдерживание ростаденежной массы в обращении, общей задолженности. Краткосрочные процентныеставки снижались вместе с официальными ставками ссудного процента, асреднесрочные в сентябре 1996 г. упали до самого низкого уровня с 60-хгодов. Это падение в значительной мере было связано с ослаблением кредитнойполитики Германии, но также и со значительным уменьшением к тому времениразницы в немецких и французских процентных ставках. Долгосрочные ставкипадали и в мае 1996 г. сравнялись с немецкими. Тем не менее франк ослаблялибольшой дефицит государственного бюджета и высокая безработица. После июня1995 г. Банк Франции смягчил кредитно-денежную политику. Средний курс поотношению к франку немецкой марки в 1996 г. составил 3,4 фр., а доллара США- 5,12 фр. В 1995 г. банковский сектор страдал от низкого спроса на кредиты,высоких операционных издержек и ставок рефинансирования, значительныхзатрат на покрытие безнадежных долгов. В результате прибыльностьбанковского сектора была ниже, чем в других странах. Государство оказалофинансовую поддержку пяти банкам, особенно «Креди лионне», поддержалонекоторые страховые компании, создало специальную корпоративную структуру,чтобы улучшить рефинансирование долгов. Государственный банк «Креди лионне» в 1992 - 1994 гг. терпел убытки,как утверждается в официальных заявлениях, из-за «неквалифицированногоуправления активами». Осуществляемый с 1995 г. план спасения банкабазировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть егопотери за длительный период. В 1995 г. банк получил кредит в 123,5 млрд.фр. Тем не менее банк и после поддержки имеет невысокий рейтингнадежности. Общие его убытки от неблагонадежных активов в 1995 г. составили8,2 млрд. фр., а убытки от потери репутации превысили 11,7 млрд. В 1996 г.банк вновь понес значительные убытки и пострадал от пожара, поэтому емувновь пришлось оказывать государственную поддержку. В 1996 г. в банковском секторе произошли важные изменения. «Крединасьональ» приобрел «Банк франсез де коммерс экстериор», а «Креди агриколь»- «Банк Эндосюэз» у бедствующей финансовой холдинговой компании «Сюэз».Снижение процентных ставок, увеличивая оборот кредитных учреждений,помогает им вновь стать рентабельными и облегчает финансирование дефицитагосударственного бюджета и долга. Одной из острейших социально - экономических проблем остаетсябезработица. С началом оживления численность официально зарегистрированныхбезработных перестала увеличиваться (в конце 1996 г. 3,1 млн. человек).Уровень безработицы составил в 1994 г. 12,4%, в 1995 г. - 11,7%, в середине1996 г. - 12,4%, к концу года он поднялся до 12,5%, в июне 1997 г. составил12,6%. Нынешняя безработица носит застойный характер, увеличивается еесредняя продолжительность. По данному показателю Франция занимает одно излидирующих мест в ЕС. В 1994 -1995 гг. новых рабочих мест создавалось мало и прежде всего вчастном секторе. С осени 1995 г. их число по экономике в целом фактическине выросло, но в сфере услуг увеличилось благодаря росту численностивременно и частично занятых и работающих по сокращенному графику. Наподобную работу чаще всего нанимают молодежь. Правительство проводит структурные меры для улучшения функционированиярынка рабочей силы. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатахчастным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение наработу уволенных. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато егоосуществление в оговоренных зонах. Однако расходы правительства на снижениебезработицы пока слишком малы. Официальные прогнозы на 1997 г. предполагают увеличение темпов ростаВВП до 2,2%, капиталовложений - до 3,8%, личного потребления - до 1,6%.Инфляция составит 1,8%. Частные прогностические организации тожепредсказывают невысокие темпы роста, вялую инвестиционную активностьпредприятий при незначительном повышении уровня запасов. Число безработныхбудет увеличиваться и достигнет 12,6% экономически активного населения.2.1 Внешнеэкономические связи Франции В условиях происходящей в послевоенный период радикальной ломкихозяйственных структур страны все возрастающую роль, главным образом впоследнее тридцатилетие, играют внешнеэкономические связи, и прежде всеговнешняя торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных отраслейэкономики и ведущей формой участия Франции в системе мирохозяйственныхотношений. Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство.Французским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю вмировом экспорте (6,5%) (4-е место) и сократить в импорте (6-7%) (3-4-еместо). Внешняя торговля занимает важное место в экономике Франции, посколькуона обеспечивает около трети экономического роста страны. Нынешниерезультаты внешней торговли являются ярким свидетельством того, что Франциясумела коренным образом изменить ситуацию конца 80-х - начала 90-х гг.,адаптировать свою экономику к конъюнктурным тенденциям в мире в последниечетыре года и стабилизировать свой внешнеторговый баланс после долгогопериода отрицательного сальдо. Сальдо внешнеторгового баланса Франции в 1996 г. достигло рекордновысокого уровня +122,3 млрд. фр., что на 24,8 млрд. фр. превышаетпоказатель 1995 г., который был самым высоким за всю историю страны. Однаков отличие от предыдущего года темпы роста импорта и экспорта в 1996 г. былинесколько ниже. Так, французский импорт увеличился на 2,2% против 8,5% в1995 г. и составил 1363,5 млрд. фр. Такой относительный слабый приростобъясняется вялыми темпами экономического роста страны: в 1996 г. онсоставил +1,5% против +2,2% в 1995 г. Кроме того, следует принять вовнимание значительное удорожание импорта энергетических товаров - на 18млрд. фр. или +23,7%, вызванные ростом цен на нефть. Очевидно, чтофранцузские предприниматели еще не приступили к прогнозируемыммассированным инвестициям в производство, поскольку объем импортаоборудования увеличился лишь на 6,1%. Прирост экспорта Франции в 1996 г. шел более динамично, чем приростимпорта: +3,5% против 9,3% в 1995 г. Объем продаж всех французских товарови услуг за рубежом составил 1485,8 млрд. фр. в 1995 г. Таким образом, высокий уровень положительного сальдо внешней торговлиФранции отражает, с одной стороны, внутреннюю конъюнктуру, выразившуюся внедостаточном росте закупок за границей при довольно устойчивом ростеэкспорта. С другой стороны, позитивные результаты внешней торговли Франциина протяжении последних четырех лет свидетельствуют о возрастающейконкурентоспособности французских товаров. В целом в 1996 г. Франция сохранила роль одной из ведущих торговыхдержав. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мирепосле США, Германии и Японии, хотя ее доля в мировой торговле несколькоснизилась в 1996 г. (5,6% против 5,8% в 1995 г.). В качестве приоритетных для развития внешнеэкономических связей Франциясчитает восемь стран (в алфавитном порядке): Бразилию, Индию, Индонезию,Китай, Мексику, Россию, ЮАР и Республику Корея. Наиболее активно во внешней торговле участвует промышленность, накоторую приходится до 4/5 национального экспорта товаров и услуг. Такиеведущие секторы индустрии, как химия и производство синтетических волокон,автомобиле-, судо- и авиастроение(экспорт составил 56% оборота, или 55,6млрд. фр.), военная промышленность, направляют на экспорт более 40% своейпродукции. Высокими темпами развивается информатика. Оборот отрасли вырос с 16,2млрд. фр. в 1978 г. до 80 млрд. фр. в 1990 г. Экспорт в 1990 году составил34% оборота. Высокоразвитой отраслью французской промышленности является производствоэлектронного и электротехнического оборудования производственного ибытового назначения. Экспорт продукции в 1990 г. вырос до 143,9 млрд. фр.(около 48% оборота отрасли и 15,7% экспорта всей промышленной продукции). В целом в машиностроении можно отметить сильные позиции Франции впроизводстве оборудования для разведки, добычи и обустройства нефтяных игазовых месторождений, энергетического оборудования. В областистанкостроения Франция занимает шестое место в мире. С 1987 г. эта отрасльразвивается достаточно высокими темпами. Экспорт достиг в 1990 г. 141,4млрд. долл. (15,4% промышленного экспорта). Одновременно импортировалипродукции на 156,4 млрд. фр. Франция является четвертой страной в мире по производству автомобилей.Французский автомобильный рынок относительно стабилен. Экспорт отрасли в1990 г. составил 2,095 млн. шт., или более 55,6%, на сумму 151,3 млрд. фр.(12,9% всего объема французского экспорта, или 16,9 промышленногоэкспорта). Франция является третьим в мире экспортером продукции дляжелезнодорожного транспорта. Однако за последние несколько лет его объемрезко сократился (с 4 млрд. до 1,8 млрд. фр. в 1990 г.), в то время какпродажи на внутреннем рынке существенно выросли и достигли 8,4 млрд. фр. в1990 г. По производству электроэнергии Франция занимает седьмое место в мире.Национальное производство электроэнергии составило в 1990 г. 82,3%, апотребление-34,4%. В 1990г. экспорт электроэнергии достиг 52,4 млрд. кВт/ч,или 13% национального производства. Во Франции представлены все секторы металлопроизводства - от стали иалюминия до золота, кобальта и т.д. Черная металлургия испытала на себе тяжелые последствия кризиса 1972-1973 годов и последующей за ним структурной перестройки промышленности.Отрасль длительное время находилась в кризисном состоянии. С 1974г.производство металлопродукции падало, достигнув в 1983 году уровня 1960 г.В 1984 г. падение прекратилось, и в последующие годы производствостабилизировалось. В 1988г. произошло заметное оживление спроса, загрузкамощностей значительно возросла. Сейчас Франция занимает девятое место вмире по выпуску металлопродукции, а также является одним из крупнейших вмире экспортеров и импортеров металлопродукции. В 1990 г. Францияэкспортировала ее на 46,2 млрд. фр., а импортировала на 40,8 млрд. фр. Несмотря на то что в стране нет крупных собственных запасов цветныхметаллов, она имеет достаточно развитую промышленность, функционирующую наимпортируемом сырье. Эта отрасль достаточно стабильна и не знает проблем, скоторыми сталкивается черная металлургия. В последние годы наметился прогресс в эволюции цветной металлургии засчет усилий предприятий отрасли, направленных на совершенствование качествапродукции (руд, металлов и полуфабрикатов) с целью удовлетворениясовременных потребностей рынка (новые сплавы и изделия, необходимые дляэлектроники и машиностроения). Сельское хозяйство - одно из важнейших направлений международнойспециализации Франции - реализует на внешнем рынке более 1/3 производимойпродукции по сравнению с 12% во второй половине 50-х гг. По объемусельскохозяйственного экспорта страна в целом отстает только от США,занимая первое место в Западной Европе. В аграрном экспорте преобладают«массовые» продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доляпродуктов высокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий,шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах. Тем не менее вофранцузской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места:увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а непереработанной продукции; ухудшился баланс в торговле со странами ЕС,которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами;значительная часть положительного сальдо объясняется дорогостоящейпрактикой субсидирования в рамках единой сельскохозяйственной политики ЕС ит.д. В 1990 г. объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 190,1млрд. фр. Страна экспортировала 28 тыс. т зерновых, 619 тыс. т говядины,более 1 млн. т сахара, значительные количества масла, сыров, вина,консервов, фруктов и овощей, шоколадных и кондитерских изделий, муки. В тоже время она закупает в больших объемах сельскохозяйственную продукцию -рапс, подсолнечник, свинину, баранину, конину, тропические фрукты и т.д. В1990 г. эти закупки составили 132,9 млрд. фр. (11% национального импорта). Страна остается первым в мире экспортером переработанных пищевыхпродуктов (10,3%), опережая Нидерланды (8,9%) и США (7,9%). Франция обладает крупнейшими в Западной Европе лесными ресурсами. Рыноклесоматериалов находится в последние годы на подъеме. Увеличиваетсяпроизводство целлюлозы, бумаги, картона. В то же время страна являетсяимпортером этих товаров. Так, экспорт необработанной древесины ипиломатериалов составил в 1990 г. 5,6 млн. т (4,6 млрд. фр.), а импорт -2,8 млн. т (5,9 млрд. фр.), экспорт продукции целлюлозно-бумажнойпромышленности - 22,8 млрд. фр., импорт - 44,3 млрд. фр. В сфере услуг отмечается значительное превышение экспорта над импортом(150%). По экспорту услуг Франция находится на 2-ом месте в мире (послеСША), ее доля в мировом экспорте - 12%. Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупнымстранам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится квысокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному(насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетическиеустановки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины). В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортныйкомпонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделениятруда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболеевысока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химическойпромышленности (40 - 60%). Это в значительной мере связано с особенностямиразвития научно - технического потенциала страны и внедрением научныхдостижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по долеНИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ - 3,6%). Характерной чертойнаучно - исследовательской деятельности выступает ее военнаянаправленность. Доля средств, направляемая на военные исследования,достигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ - около 5%. Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду изних она занимает ведущие позиции - атомная энергетика, авиационная техника,оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. Подругим сильно отстает - информатика, электроника, биотехнология. Внастоящее время на долю электронной, авиакосмической,автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтическойприходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же времяв таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищеваяпромышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении долязатрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях. Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему.Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля средичетырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции вэтом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20%импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговымпартнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран вторговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-егг. Недостатком географической структуры внешней торговли являетсязначительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимисярынками. Французские компании прилагают большие усилия для расширениявнешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорткапитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямыхинвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли. Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитыестраны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа,но значение ее уменьшилась. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%.За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 80-егг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторовв США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях -металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производствеавтомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капиталаинвестированы в ФРГ и Великобритании. Основная форма зарубежного вложенияфранцузских капиталов - приобретение иностранных фирм. В 1990 году былосделано 324 таких приобретения против 107 в 1988 году и 200 в 1989 году. В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямыхинвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранееи продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50%французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены встранах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляетсяв обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономныхпредприятий с ориентацией на местный рынок. Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место средииностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой вотдельности европейской страны значительно уступают им. Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долюзарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых,новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующиепозиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52%оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении -50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении -36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия,многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынкахразвивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счетфинансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют своюслабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступаеттолько США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны. Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи счленством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухстороннейпомощью. В условиях структурной перестройки экономики развивающихся стран иусиления процессов интернационализации производительных сил, увеличилсяобъем технической помощи, которая стала важным средством обеспечениядеятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительнаячасть помощи идет на сооружение объектов инфраструктуры, но увеличиваетсядоля аграрных и обрабатывающих отраслей. В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитиюэкспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоеваниявнутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейскогорынка»2.2 Торгово - экономические отношения Франции и России Между Россией и Францией подписаны десятки межправительственных,межведомственных и других соглашений и договоров, создающих договорно-правовую основу развития деловых контактов между обеими странами. Состояние российско-французской торговли характеризуется следующими данными: 1995 г. 1996 г. 1996 г. в % к1995 г. ( млн. долл.)Оборот 2592,4 2857,6 110,2Экспорт 1518,7 1596,6 105,1Импорт 1073,7 1261,0 117,4Сальдо 445,0 335,6 -Источник: Данные ГТК РФ По данным ГТК РФ, товарооборот России с Францией составил в 1996 г. 2,86млрд. долл., или на 10,2 % больше 1995г. Экспорт в 1996 г. возрос на 5,1%по сравнению с 1995г. (1,6 млрд. долл.), а импорт - на 17,4% (1,3 млрд.долл.). В результате превышения темпов роста импорта над экспортомположительное сальдо торгового баланса сократилось в 1996 г. до 335,6 млн.долл. против 445,0 млн. в 1995 г. В 1996 г. товарная структура российско-французской торговлисоответствовала сложившимся тенденциям. Сохраняется сырьевая направленностьроссийского экспорта при сокращении поставок машин и оборудования. В 1996 г. на энергоносители приходилось почти две трети стоимостногообъема российского экспорта. Россия сохраняла высокий удельный вес вобеспечении Франции газом. Она также входит в число крупнейших поставщиковнефти в эту страну. Так, в 1996 г. во Францию было поставлено 12,4 млрд.куб. м природного газа и 272,2 тыс. т нефти. Кроме того, Франция закупает в России различные химические продукты,лесные и целлюлозно-бумажные товары, черные и цветные металлы. Доля машин и оборудования в российском экспорте незначительна (2%). Измашинотехнических изделий относительно устойчивым спросом на рынке Франциипользуются легковые автомобили и запасные части к ним, отдельные видыметаллообрабатывающего и электротехнического оборудования. В товарной структуре российского импорта сократилась долясельскохозяйственной продукции и продовольствия, и возрос объем импортапотребительских товаров. Так, увеличились закупки парфюмерных икосметических товаров, медикаментов, одежды, обуви, мебели. В российском импорте несколько возросла доля машин и оборудования. Вдальнейшем рост импорта французских машин и оборудования во многом будетзависеть от решения вопросов использования французского кредита. Францияявляется одним из крупных инвесторов в экономику России. В 1995 г. (данныеГоскомстата РФ) фирмы Франции вложили в экономику России форме прямых ипортфельных инвестиций 95,9 млн. долл. Приоритеты отдаются тем конкретнымпроектам инвестиционного сотрудничества, которые могут дать ощутимую отдачув короткие сроки. Это прежде всего модернизация нефте - и газодобывающейпромышленности и внедрение современных технологий в агропромышленномкомплексе. Кроме того, французский капитал участвует в конверсии рядапредприятий оборонной промышленности России, на рынке торгово -посреднических, информационно - консультационных и других услуг.Активизируется деятельность французских инвесторов в банковской сфере восуществлении совместных проектов по управлению воздушным движением,создании сети спутниковой связи, модернизации алюминиевых заводов ипредприятий черной металлургии РФ. Особую заинтересованность французские фирмы проявляют в сфере разведки иосвоения нефтегазовых месторождений. Развивается сотрудничество вдеревообрабатывающей промышленности. С участием французских фирммодернизируются российские предприятия пищевой промышленности, сахарныезаводы. Имеются проекты сотрудничества в области железнодорожноготранспорта. В атомной энергетике совместно с Францией осуществляется разработкановых поколений реакторов для АЭС, систем повышения безопасностидействующих станций. Решается проблема захоронения радиоактивных отходов. Между российским космическим агентством и Национальным центромкосмических исследований Франции развивается сотрудничество в областиспускаемых аппаратов и пилотируемых полетов, наблюдения за поверхностьюЗемли. Интересы Франции в России связаны, прежде всего, с Московским регионом,а также с центрами атомной промышленности и регионами, имеющими запасынефти и газа, - в Нижнем Поволжье и Ненецком автономном округе. Приложение 1 Крупнейшие промышленные компании Франции Базовая Объем Чистая Число Экспортные ДоляНазвание отрасль продаж, прибыль, занятых, продажи, экспорта в промыш- 1991 г., 1991 г.,1991 г., 1991 г., общем объеме ленности млрд. фр. млрд. фр. тыс. млрд. фр. продаж, %«Эльф-Акитен» нефтеперера- батывающая 200,7 9,8 86,9 126,2 62,9«Рено» автомобильная 166,0 3,1147,2 71,9 43,3«Пежо-Ситроэн» автомобильная 160,2 5,5 156,8 89,1 55,7«Алькатель-Альстом» электронная 160,1 6,2 213,1 109,0 68,1«Тоталь» нефтехим. 143,0 5,8 46,0 93,8 67,0«Женераль дез`О» строительство водопроводов 134,9 2,6 198,6 35,1 27,0«Юзинор-Сасилор» черная метал- лургия 97,2-3,0 97,8 59,3 65,9«Рон-Пуленк» химическая 83,8 2,089,1 62,0 77,5«Сен-Гобэн» стекольное производство 75,1 2,5 104,7 50,8 72,5«Пешинэ» цветная метал- лургия 74,40,8 70,7 42,8 61,2«Томсон» электронная 71,3 -0,7 105,2 48,0 68,6«Мишлэн» резинотехни- ческая 67,6-0,6 135,6 54,0 80,5БСН пищевая 66,1 3,9 59,2 31,8 48,2«Шнейдер» электронная 59,0 0,3101,0 29,5 50,0«Аэроспасьяль» аэрокосми- ческая 48,60,2 43,4 31,8 64,8«Ай-Би-Эм Франс» электронная 39,5 0,8 19,3 18,2 45,6«СЭА индюстри» атомная 38,9 1,337,3 11,0 28,3«Бюлль» электроника 33,5 -3,3 39,9 21,8 65,0«Л`Ореаль» парфюмерно- косметическая 33,4 2,2 29,9 21,5 65,3«Эр ликид» газовая 31,8 2,1 28,0 21,1 66,0«Лафарж-Коппе» цементная 31,6




Похожие:

Франция в международном разделении труда iconКонтрольная работа По специальности «Менеджмент» задания контрольной работы
Новые тенденции в мировой экономике и международном разделении труда. Место и роль России в международном разделении труда и в современных...
Франция в международном разделении труда iconДокументи
1. /Франция в международном разделении труда.doc
Франция в международном разделении труда iconМесто Италии в международном географическом разделении труда

Франция в международном разделении труда iconКурсовая работа
Конец XX — начало XXI века является периодом формиро­вания новой системы мирового хозяйства со свойственной ей ие­рархией тех или...
Франция в международном разделении труда iconРоссия в мировой экономике содержание
Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных...
Франция в международном разделении труда iconМесто Италии в международном географическом разделении труда
...
Франция в международном разделении труда iconИндивидуальный сборник заданий
Сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства...
Франция в международном разделении труда iconЗадача 1 12
Экономические системы основаны на разделении труда, т е на относительном разграничении видов деятельности. Разделение труда предусматривает...
Франция в международном разделении труда icon2. Занятость и безработица. Формы и виды безработицы. Экономическая природа заработной платы. Теории и концепции зарплаты
Рынок труда отражает основные тенденции динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально- квалификационной,...
Франция в международном разделении труда iconДоговор о сотрудничестве между университетом г. Кан нижняя Нормандия, Франция
В рамках культурных договоров между двумя государствами и в соответствии со статьями конвенции о процедурах, признаваемых обеими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы