Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве icon

Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве



НазваниеЗанятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве
Дата конвертации17.07.2012
Размер290,89 Kb.
ТипРеферат
Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра “Менеджмент”. Курсовая работа. На тему: "ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ" Студент группы ВУ 1-1 : Прихненко А. А. Москва 1997 Содержание.1. ВВЕДЕНИЕ. 32. Теоретические проблемы регулирования безработицы. 3 2.1 ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ. 3 2.2 ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. 8 2.3 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. 93. Проблемы практического регулирования безработицы. 13 3.1 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ. 13 3.2 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ. 214. БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. 235. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 266. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 277. ПРИЛОЖЕНИЕ. 28ВВЕДЕНИЕ. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целеймакроэкономической политики государства. Экономическая система, создающаядополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количествообщественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворитьматериальные потребности населения. При неполном использовании имеющихсяресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своихпроизводственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненныминтересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности,в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая ихтаковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологическийстресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицыявляется одним из ключевых показателей для определения общего состоянияэкономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначностьситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы длякурсовой работы. Теоретические проблемы регулирования безработицы.1 ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ. В экономической теории используется два показателя, которые могутобрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда.Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабовбезработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработныхк численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва вработе. Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную,циклическую, добровольную. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную спеременой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силыкакая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочиеместа. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связис переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитываютприступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, гдевременные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень доходалюдей, например, в строительстве. В период внедрения новых достиженийтехнического прогресса, такое движение становится не только неизбежным , нои более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательнойт.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работына более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает болеевысокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовыхресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национальногопродукта. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной.С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологиипроисходят важные изменения, которые , в свою очередь, изменяют структуруобщего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторыевиды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другиепрофессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к.рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечаетновой структуре рабочих мест. Разница между структурной и фрикционной безработицей весьманеопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных”безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурныебезработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционнаябезработица носит более краткосрочный характер, а структурная болеедолговременная и поэтому считается более серьезной проблемой. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынкатруда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантныхрабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работесистемы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие побезработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастаетпродолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисковработы. Циклическую безработицу вызывает спад производства во времяпромышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла,которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов.Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятостьсокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицуиногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом коживлению и подъему число безработных обычно становится меньше. Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существуетпрослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинамне хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия попринудительному устройству так называемых “бомжей” не привели кпереориентации этой категории населения. Таким образом безработица является характерной чертой рыночнойэкономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеейрыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означаетполного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную иструктурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровеньбезработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной иструктурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полнойзанятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равнанулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественнымуровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественнойбезработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровеньподнялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочейсилы и институциональными изменениями. Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемаяГоскомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономикеРоссии. Здесь самое время ознакомиться с методикой, разработанноймеждународной организацией труда (МОТ), и в частности с опытом, накопленнымв этой области США. Для расчета показателей безработицы производится сбор данных наосновании ежемесячных опросов около 50 тысяч случайно выбранных семейныххозяйств. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивидработу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени онуже потратил на трудоустройство; какие действия он предпринимал с этойцелью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия);занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе. Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получитьработу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы (то естьэкономически активного населения). Многие люди из этой категории могуттрудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студентыдневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются изкатегории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет изаключенные, отбывающие наказание в тюрьме. Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих надействительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы,а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском сектореэкономики, эта категория экономически активного населения не учитывается,что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы длягражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных вчисленности совокупной рабочей силы и численности рабочей силы данногосектора соответственно. Расхождение между величинами составляет околодесятой доли процента, и в публикациях чаще встречается последнийпоказатель. Тем не менее методология Международной организации труда не можетпреодолеть некоторых неточностей, связанных с измерением уровнябезработицы, в связи с чем официальное определение нормы безработицы можнокритиковать как за уменьшение истинного числа безработных, так и за егопреувеличение. Одним из способов избежания неясностей являетсясопоставление официального определения безработного с понятиями"неработающий" и "неспособный найти работу". "Безработный и "неработающий". На практике определения безработного изанятого существенно отличаются от понятий "работающий" и "неработающий". Содной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например,домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они засвой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых невключаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли онизаработную плату за труд или работают бесплатно. С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает вкатегорию безработных. К ним можно отнести много людей, не делающих ничего,чтобы найти себе новую работу. Безработными не считаются те, ктоотсутствует в данный момент на рабочем месте из-за болезни или плохойпогоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполныйрабочий день и т.д.). "Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия насамом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработныхпопадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие местоработы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можнотакже говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнееместо в поисках лучшего варианта.2 ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно изсамых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т.Мальтуса (конец 18 века ) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил,что безработицу вызывают демографические причины, в результате которыхтемпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостатокэтой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновениебезработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале”(вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растетмасса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника.Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темповнакопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовкаматематически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет,то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то что росткапитала происходит еще более высокими темпами. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развитиярыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночногохозяйства. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало послеМаркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономикаразвивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга,следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертываниепроизводства, увеличение армии безработных. Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что онпредставил логическую модель механизма, раскручивающего экономическуюнестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил,что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве убольшинства населения не весь доход потребляется, определенная его частьпревращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимоиметь определенный уровень так называемого эффективного спроса,потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гаситинтерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции.При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже можетсвертываться, что приводит к безработице. Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А.Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.)обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершеннаяконкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономистыуказывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную платуквалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпускапродукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеетвозможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взятьодного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшейзарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение,что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулироватьзанятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источниковбезработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армиябезработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низкимуровнем заработной платы.3 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которойруководствуется правительство конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокойзаработной плате, предлагают : 1. содействовать снижению заработной платы ; 2. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы ; 3. государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы . Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработнойплаты и рабочего времени между несколькими работниками. Использованиечастичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранениинеблагоприятной конъюнктуры . В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы крешению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в нестоль уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будетрассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ:кейнсианской и монетаристской. В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялиськейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономикане может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от такназываемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений иинвестиций). Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости,характерная для современного общества, имеет свои корни внедопотреблении..."[1]. Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов употребителя у него в силу психологических факторов "склонность ксбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спадпроизводства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризисасаморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственногоэкономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудныйпроцент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие"мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всейзанятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильновзаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции. Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляциявозникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полнойзанятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, ана объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точкизрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства идохода. В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривуюФиллипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию иучитывать их негативное влияние в долгосрочном плане. Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривойФиллипса как простого и доступного решения проблемы выбора целейэкономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежнаяплата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридменвысказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", которыйжестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерамигосударственной политики. Если правительство старается поддержать занятостьвыше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитныхметодов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект иприведут лишь к росту цен. С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большейстепени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действияхпредстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальныхоговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, стечением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упоркейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительствовынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко всеболее крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя"бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считалнерациональным достижение полной занятости. Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельностикейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатовгосударственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффектаэтих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частныхинвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферугосударственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличениягосинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора. Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормыбезработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионовбезработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом"свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать втрудовом процессе. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны,но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристыобвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получаюткомпенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобызаставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться отстимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однакополитика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери длянародного хозяйства. Проблемы практического регулирования безработицы.1 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ. Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается оттой, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населениясократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые неотражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия,но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органахслужбы занятости в качестве безработных. В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшениемчисла работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно вмашиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемызанятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышаетсредний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массоваябезработица. Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцеврегистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самыйвысокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чемв 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5раз. В середине 1995 г. самый высокий уровень безработицы былзарегистрирован в Ингушетии (20,2 %), а самый низкий в Москве (0,4%). Аналогичная картина наблюдалась и по напряженности на рынке труда.Самая высокая напряженность в середине 1995 г. отмечалась в Ингушетии (321человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве, где на двухбезработных приходилось три вакантных рабочих места. Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы)за первое полугодие 1995 г. наблюдалось также в Ингушетии - 2,5 раза. Приэтом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количествабезработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданскаяобласти, Республика Адыгея. В Москве за первое полугодие 1995 годачисленность безработицы и уровень безработицы практически не изменились. Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской,Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза большесреднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились впервом полугодии 1995 г. в административных отпусках или вынужденноработали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятостьв некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в10 раз меньше чем в среднем по России). Интересна также дифференциация регионов страны по составубезработных. Первоначально основную массу безработных в России составлялиженщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лицапредпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицыбыл выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнемобразования, доля молодежи. Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутоститого или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, гдепреобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можноговорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы инапряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики(например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, вТатарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь,мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы оченьостра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднемпо стране В общем случае все регионы Российской Федерации по остротезарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп. Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия,Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область,Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всейвидимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральнойслужбой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнембезработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских),большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица -в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с оченьбольшой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% -максимальный показатель по России). Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большойнапряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Нотемпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном эторегионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионовотличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесьВладимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административныхотпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15%соответственно. Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труданиже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы вышесреднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. Вних уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда,темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе многосеверных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годыздесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению сосреднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), иличисленность населения резко сократилась из-за миграционного оттока(Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва иСанкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовымсозданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля,банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытиядефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство,коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитомработающих, пришлось использовать временных работников с Украины, изБелоруссии, Закавказья. Итак, в России острая безработица имеется в регионах двух типов. Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения(Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский БурятскийАО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количествомолодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономическогокризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтипвыделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовымпритоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типабезработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения. Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболеекризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкаяпромышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшимсокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типуотносятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская идр. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл. Важен также вопрос сельской безработицы в России. В прогнозах начала90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развалапромышленности, сформировавшейся за советский период (гигантскиепредприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособныадаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считаласькрайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных изгородских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы неоправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельскогонаселения превышает аналогичный показатель для городского населения. Оченьвысока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочихмест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается врегионах с высоким естественным приростом и в северныхнесельскохозяйственных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томскойобласти и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городскойпоказатель (на конец 1995 г.). Повышенной сельской безработицей отличаютсятакже депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошломмаятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская,Владимирская и др. области). Итак, развитие безработицы в России на современном этапе существенноотличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемовпроизводства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетомнезарегистрированных безработных не превышает 10%[2]. При этом уровеньбезработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. Впричинах безработицы существует значительная региональная дифференциация.Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденныхпереселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционныйотток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях,незначительный - в других). Наблюдается рост длительности безработицы. Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабахбезработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровеньбезработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицыпричины финансового характера, так как Государственный фонд занятостиспособен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятоститолько при уровне безработицы не более 3%. За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна,например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию,сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставитнеобходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такаяцена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростомкомпенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в формепотерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости частирабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математическивыразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП.Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышаетестественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНПсоставляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путемроста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. Придругом варианте экономической политики занятость населения могла быувеличиться на 4,5 млн. человек. Как отмечалось выше, официальная статистическая информация обезработице далеко не адекватна реальному положению дел. Так, в отчете Госкомстата за 1996 г. сообщается, что официальныйстатус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономическиактивного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спадапроизводства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынкетруда определяет скрытая безработица. Международная организация труда (МОТ) провела исследование,показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официальнопризнанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатамисследования, заявил, что российские источники “самым бесчеловечнымобразом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица вРоссии в 1996 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такогорасхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгоднорегистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работычеловек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души”чтобы сократить налоги. В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количестварабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн. Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаясядифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользукоторых перераспределяется сегодня национальный доход, не могутсформировать мощного спроса на предметы массового потребленияотечественного производства, что способствует его стагнации и, какследствие, безработице. В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. Присохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканскиестраны по глубине расслоения общества по доходам. Однако не следует переоценивать значение безработицы каксамостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особеннопо отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которыхформируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Россиипроходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономическойсфере демографические являются самыми точными в силу того, что демографиякак наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полнуюинформацию. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ иГоскомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны.Население России будет продолжать уменьшаться несмотря на ощутимыймиграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политическойситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В странеускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрастемоложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов)сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до 21,4 млн. человек в 2005 году(с 23,7% до 15,4%). Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составетрудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, -словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в рядетерриторий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдутизменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В этукатегорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людеймалочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблемузанятости, в особенности для молодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономическийспад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% попессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономикиРоссии из кризиса безработица понимается как результат и следствиеэкономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей неотводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования.Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степенипредопределяющий его грядущую динамику. Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то,что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течениенескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономическиедиспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамикезанятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий ростбезработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловойактивности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса ростбезработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов.По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая"гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы.Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад,вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будетдезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.2 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ. В последние годы на мировом рынке труда сложилась следующая ситуацияс безработицей. В странах ОЭСР в конце 1995 г. численность лиц, не имеющихработы, снизилась по сравнению с началом 1994 г. на 0,6%, составив 7,4%экономически активного населения. В основе постепенного сокращениябезработицы лежал процесс создания дополнительных рабочих мест, которыйпроисходил на фоне умеренных среднегодовых темпов увеличения численностиэкономически активного населения. Японии, в отличие от североамериканских и западноевропейскихгосударств, в минувшем году не удалось выйти из полосы экономическогокризиса. Это неизбежно отразилось на положении с безработицей, удельный вескоторой (3,2%) поднялся до наивысшего за всю послевоенную историю страныуровня. Улучшение положения на рынке труда западноевропейских стран(которое началось значительно позднее, чем в странах Северной Америки, -лишь во 2-м квартале 1994 г.) не смогло кардинальным образом изменитьситуацию с использованием трудовых ресурсов в этом регионе. Уровеньбезработицы здесь в 2-3 раза превышает аналогичные показатели других странразвитого капиталистического мира. Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в странах сразвитой рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный”характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темповэкономического развития первыми покидают ряды безработных наиболееквалифицированные кадры. Так, в США в удельный вес безработных средименеджеров и специалистов снизился в 1995 г. по сравнению с предыдущимгодом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг - на 4,квалифицированных рабочих - на 5,2%, неквалифицированных - на 3,3%. Возможность трудоустройства для лиц с низким уровнем образования ипрофессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остаетсявесьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работникисоставляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой,несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжаетувеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно безработных (тех, кто не имеетработы более года) составляла в странах Западной Европы 0,9% экономическиактивного населения, в1993 - 4,7, то в 1994 г. - 6,6%. Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые людидо 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а вИспании и Италии - более половины. К этим проблемам рынка труда следуетдобавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельныхгеографических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитиирегионов, их отраслевой специализации, особенностями государственнойполитики занятости. Например, уровень безработицы в Тихоокеанском регионеСША (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий показатель для Центральногосеверо-западного района (4,2%). Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных группнаселения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительствапромышленно развитых стран наращивать государственной финансирование нарынке труда. По сравнению с 1990 - 1991 гг. Удельный вес расходов напроведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с1,6 до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, вИспании - с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3,в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1994-1995 гг. Лишьстраны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, моглипозволить себе сократить расходы на программы занятости, и то прежде всегоза счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доляфинансирования таких программ по сравнению с 1990 - 1991 гг. снизилась с0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20. В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилиянаправлялись на осуществление программ переподготовки и переквалификациибезработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на проведениеактивных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы наподдержание занятости среди молодежи. И наконец, в отдельных странах(Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров достигаетфинансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов. Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в 1996 - 1997 гг.возможно лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темповроста занятости до 1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономическиактивного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не болеечем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов впромышленно развитых странах сохранит свою остроту. БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешнихусловиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мергосударственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и еепереход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опытрегулирования безработицы, изложенный выше. Вот наиболее важные меры такого рода: I. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников. II. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве. III. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации. IV. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д. V. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. Вцелом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудованиепредприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальныхвложений означает создание новых рабочих мест. Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городенаходится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулированиеинвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональныхпрограмм содействия занятости. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурныхизменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большимпотенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегоднябудет большим плюсом в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потомучто ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем вбудущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточноэффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочихмест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том,что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютнаявеличина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смоглисоздать до 50 новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна безпродуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы ужеубедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она исоздавалась. За последние два года безработица приобрела вид крупногомакроэкономического явления, превратившись в самостоятельный факторразвития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такойполитики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ.Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовойстабилизации была недооценена. В мире накоплен большой теоретический и практический опыт порегулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе.Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впередиреального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия,которые могут подхлестнуть безработицу. Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнембезработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не всреднесрочном, то в долгосрочном периоде. Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни одинвлиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по стольактуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентностироссийских властных структур и их реального желания вывести экономику изспада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицыявляется ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможноналадить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблемабезработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояниеэкономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, разваливпромышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 годачисленность занятого населения сократилась на 9 процентов. До недавнего времени Правительство России не обращало должноговнимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения.Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ вРоссийской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается насовершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчейбумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой дляэкономического возрождения России.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1) “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.2) “Общая экономическая теория” В.И. Ведяпин, Москва, 1995 г.3) “Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Москва, 1991 г.4) “Общая теория занятости, процента и денег” Кейнс Дж.-М, Москва, 1993 г.5) Коммерсантъ-дэйли, 1997 г., 12 марта №26) Коммерсантъ-дэйли, 1997 г., 8 февраля №71) Вестник Московского Университета, серия 5 - География, 1997 г., №17) Вопросы экономики, 1997 г., №28) Страховое дело, 1996 г., №119) Известия, 1996 г., 15 мая, №2810) Известия, 1996 г., 21 марта, №531) Финансовые известия, 1996г., 7 марта, №25ПРИЛОЖЕНИЕ. Безработица в странах ОЭСР[3].Таблица №1 Уровень безработицы, %. [pic]Таблица №2 Численность безработных, млн. человек.[pic]Таблица №3 Численность безработных в России[4].| |1992 г.|1993 г. |1994 г. |1995 г. ||Общая численность |3587,8 |3954,3 |5433,3 |6410,4 ||безработных (млн. человек) | | | | || из них (%): | | | | ||cтуденты, учащиеся, |19,7 |14,1 |9,7 |8,1 ||пенсионеры | | | | ||женщины |49,5 |48,2 |46,2 |45,8 ||лица, проживающие в сельской|16,6 |16,8 |18,4 |20,8 ||местности | | | | ||Численность безработных, |577,7 |835,5 |1636,8 |2327,0 ||зарегистрированных в гос. | | | | ||службе занятости (млн. | | | | ||человек) | | | | || из них (%): | | | | ||женщины |72,2 |67,9 |64,2 |62,5 ||лица, проживающие в сельской|17,6 |25,1 |27,2 |28,9 ||местности | | | | ||Отношение безработных |16,1 |20,1 |29,9 |38,5 ||зарегистрированных в гос. | | | | ||службе занятости к общей | | | | ||численности безработных. | | | | |Таблица №4 Распределение численности безработных по полу, возрасту и ровню образования в 1995 г.| |Всего |Мужчины |Женщины ||Безработные - всего |100 |100 |100 ||в том числе, лет: | | | ||16 - 19 |10,3 |8,3 |12,6 ||20 - 24 |17,9 |18,0 |17,8 ||25 - 29 |12,7 |13,2 |12,2 ||30 - 49 |48,8 |49,8 |47,6 ||50 - 54 |4,0 |3,8 |4,2 ||55 - 59 |4,4 |5,1 |3,7 ||60 - 72 |1,9 |1,8 |1,9 ||Средний возраст |33,9 |34,2 |33,5 ||безработных, лет | | | ||Безработные - всего |100 |100 |100 || в том числе | | | ||образование: | | | ||высшее профессиональное |9,3 |8,3 |10,4 ||среднее профессиональное|28,6 |23,1 |34,7 || |43,7 |46,5 |40,6 ||среднее (полное) общее |17,0 |20,4 |13,2 ||основное общее |1,4 |1,7 |1,1 ||не имеют основного | | | ||общего | | | |-----------------------[1] - “Общая теория занятости, процента и денег” Дж.-М. Кейнс, Москва, 1993г.[2] - в данном абзаце приводятся цифры за 1995 г. из-за отсутствияофициальной информации об объеме производства за 1996 г.[3] - по данным “OECD Economic Outlook” за соответствующие годы[4] - “Россия в цифрах: краткий статистический справочник”, Москва, 1996 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconЗанятность населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве

Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconКурсовая работа. На тему: "занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве"
Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из клю­чевых показателей для определения общего...
Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве icon«занятость населения и ее регулирование»
Занятость как категория и социальное состояние. Рынок труда, занятость и безработица
Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconЗанятость населения и ее регулирование
К32 Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / Р. Б. Квеско. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,...
Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconПресс-релиз занятость численность населения, занятость и безработица в Республике Татарстан по состоянию на 1 июля 2012г
Численность постоянного населения республики в 2011году составляла 3787,4 тыс человек
Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconКурсовая работа по дисциплине: Экономическая теория на тему: Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве
Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры. 7
Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconКлассификация фирм в рыночном хозяйстве и их особенности

Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconЭкономическая роль государства в рыночном хозяйстве

Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconЛекция занятость населения и ее взаимодействие с рынком труда. Теории занятости
Рассматривая занятость как основной элемент рынка труда можно выделить ряд основных подходов к анализу его функционирования
Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве iconРынки труда как регуляторы занятости и безработицы
Тогда занятость можно определить как ту или иную форму реализации этих способностей. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы