Роль католической церкви в средневековой Европе icon

Роль католической церкви в средневековой Европе



НазваниеРоль католической церкви в средневековой Европе
Дата конвертации17.07.2012
Размер226,07 Kb.
ТипРеферат
Роль католической церкви в средневековой Европе


П Л А Н| |стр. ||Введение. |3 ||ГЛАВА I. ПОЛИТИКА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В VI-XI ВВ. | ||Часть 1. Григорий I Великий – основоположник церковного |4 ||государства. | ||Часть 2. Обретение папой светской власти. |4 ||Часть 3. Зависимость папства от римских феодалов и |7 ||германских императоров (IX-XI вв.). | || |9 ||ГЛАВА II. ВОЗВЫШЕНИЕ ПАПСТВА В XII-XIII ВВ. |12 ||Часть 1. Зенит могущества церкви при Иннокентии III. |12 ||Часть 2. Инквизиция. |14 ||ГЛАВА III. АВИНЬОНСКИЕ ПАПЫ И «ВЕЛИКИЙ ЗАПАДНЫЙ РАСКОЛ». | || |17 ||Заключение. |20 ||Список используемой литературы. |21 | В В Е Д Е Н И Е Тема моей курсовой работы – «Роль римско-католической церкви всредневековой Европе». Я выбрала эту тему не случайно, Мое вниманиепривлекала деятельность и позиция главы римско-католической какгосударственного человека. В этом я вижу современное звучание данной темы:что значит быть государственным человеком, что значит быть государственнымдеятелем? На мой взгляд, история средневековой католической церкви – этоистория взлетов и падений. Первая глава моей курсовой работы посвящена периоду РаннегоСредневековья. Католическая церковь только еще начинает формироваться каксветское государство. Основоположником идеи церковного государства выступилпапа Григорий I (Великий). В период с VI-XI вв., глава римско-католическойцеркви – римский папа, то обретал власть, то вновь терял ее. Вторая главамоей работы освещает период возвышения папства в XII-XIII вв., причиныстоль резкого поворота событий, а также внутреннее устройство системыинквизиции. Третья глава является заключительной. В ней рассмотрен период,называемый в истории, Осенью Средневековья. Этот этап представляет большийинтерес для историков, нежели для правоведов, так как в это время (XIV-XVвв.) папа находился сначала под властью французского короля (Авиньонскоепленение пап), а затем, после перенесения папской столицы в Рим, началасьборьба за власть, которая привела к Великой Схизме. Ничего нового взаконодательстве в это время не появляется, за исключением, пожалуй,принятия Констанцким Собором декретов, действие которых положило конецборьбе «недостойных» за Престол Св. Петра. Для написания работы я использовала литературу различных авторов. Восновном я пользовалась книгами Лозинского С.Г. «История папства» иКовальского Я.В. «Папы и папство». Лозинский прекрасно освещает историюримско-католической церкви. Ковальский знакомит с институтом папства,основными этапами его истории, он предлагает ознакомится с краткимибиографиями пап, когда-либо управлявших римско-католической церковью. ГЛАВА I. ПОЛИТИКА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В VI-XI ВВ. Часть 1. Григорий I Великий – основоположник церковного государства. Раннее Средневековье было ознаменовано осложнением отношений междуримско-католической церковью, Византией и Остготским королевством. Короли,знать и большая часть Остготского королевства исповедовали арианство.Правители Остготского королевства опирались на крупное римско-готскоеземлевладение, – как на церковное, так и на светское. Папа римскийпродолжал округлять свои землевладения, а короли-ариане никаких препятствийв этом начинании ему не чинили. Однако, остготским королям было совсем небезразлично, кто будет избран на трон Св. Петра. «Борьба за папский престолимела не только личный, но и политический характер; арианское остготскоекоролевство стремилось укрепить и создать прочную базу в Италии, Византияже мечтала о воссоединении империи».[1] Фактически, римские папы избирались остготским королем (несмотря надекрет о выборах, изданный в 499 г. папой Симмахом, по которому папепринадлежит право указать желательного преемника, в том случае, если папаумирал внезапно, новый понтифик избирался по жребию). Византия быланедовольна таким положением, так как отвергала римскую формулу двух естествв Христе, склоняясь к монофизитству. Между 520-530 гг. в Италии разгореласьвойна между Византией и остготским королевством, в ходе которой Остготскоекоролевство было полностью сокрушено и перестало существовать. ТерриторияИталии полностью отошла к Византии, которая на этот момент уже обладалаСицилией и югом Испании. Варварские королевства также не моглипротивостоять Византии и были ею вскоре покорены. Вместе с уничтожениемОстготского королевства (552 г.) император Юстиниан I Великий получаетконтроль за процессом избрания на папский престол, таким образом, превращаяпапу в орудие императора. На мой взгляд, это естественное стремлениеимператора обладать не только светской, но и духовной властью. Однако,такая позиция Юстиниана по отношению к папству вызывает недовольство вИталии, Африке и Галлии. Фактически, встал вопрос di segregazione[2]Западной и Восточной церквей. Постепенно Италия, особенно северная ицентральная ее части, во главе с Римом, отрывались от Византии. Я думаю,это объяснялось тем, что зимой сообщение между Константинополем и Римомпочти прекращалось и Рим получал свободу действий. Но, Рим, а именноримское духовенство, не желало вражды с Византией, так как Константинопользащищал Рим от лангобардов. Ситуация крайне меняется с избранием на папский престол в 590 г.правнука папы Феликса III Аниция, принявшего имя Григорий I. Григорий I вотличие от большинства предыдущих пап был избран римским духовенством, ауже потом император Маврикий утвердил его избрание (обычно император первымпредставлял Риму своего кандидата на папский престол). При Григории I Римнеоднократно подвергался нашествию лангобардов, однако Григорий не проситпомощи у Византии, а предпочитает откупаться от варваров. «Отдельныеимператорские гарнизоны, были совершенно недостаточны для защиты отлангобардов, и в стране стали возникать пограничные поселения военного типас маленькими крепостями».[3] Военные поселения образовывались на землекрупных землевладельцев, которые обычно становились управляющими поселений(трибунами). Так как церковь владела огромными землями, то трибунамистановились епископы. И постепенно вся власть (военная, судебно-административная) переходит из рук византийских чиновников к крупнымземлевладельцам. Но Григорий I не учел того обстоятельства, что епископов,сосредоточивших у себя крупные землевладения, трудно будет подчинитьпапской власти. Григорий I разрешил эту проблему путем повышения аренднойплаты и налогов. «Много усилий потратил он на организацию папских владений,значительная часть которых находилась на юге Италии, на Сицилии, вДалмации, Испании. Всюду он назначил экономов … поручил им составитьподробный реестр доходов. Часть доходов он предназначил на нужды населенияРима и выкуп пленников».[4] В отношении Византии папа вел хорошоспланированную политическую игру. Он использовал ослабление империи, длятого чтобы восстановить папский авторитет. При формальном нейтралитете поотношению к Византии, Григорий I вел тайные переговоры с антиохийским иалександрийским епископами, подстрекая их сопротивляться требованиямконстантинопольского патриарха. В конце концов папа прямо заявил онепризнании церковью «вселенского» титула патриарха, заявив, что существуетлишь титул «верховного епископа», на который может претендовать толькоепископ римский, то есть папа. Но папа Григорий сохранял лояльность поотношению к светским правителям Византии. Он не колеблясь, поддержалимператора Фоку (602-610 гг.), когда тот, после убийства Маврикия былвозведен на престол. Мне кажется, что таким образом, Григорий I стремилсяне только к тому чтобы стать светским правителем, но и к тому, чтобыупрочить авторитет католической церкви в Европе. Борьба между папой и константинопольским патриархом выявилаединственного главу церкви – римского папу. Теперь, когда авторитет церквина высоте, Риму необходимо установить связь с большинством европейскихдержав и обратить их правителей в свою веру, что и осуществляет Григорий.Политика Григория характеризовалась поворотом к новым возникающим вЗападной Европе государствам. Он установил контакты с королями Испании, сБрунгильдой – королевой Австразии, и прежде всего с лангобардами. Я считаю,основной достижением Григория I было обращение англосаксов в христианскуюверу. Начинания папы Григория Великого явились поворотным пунктом в историикатолицизма, хотя результатов его политики пришлось ждать 300 лет. ГригорийI в период своего понтификата стал светским главой Рима и заложил основымогущества церковного государства. Григорий I скончался в Риме 12 марта 604г., уже современники назвали его Великим, традиция зачислила его в списокдокторов церкви. Григорий I вывел римско-католическую церковь из под контролявизантийского императора. Григорий во многом увеличил авторитет папскойвласти за счет ослабления Византийской империи. Естественно, этого могло ине быть в том случае, если бы Константинополь уделял большее внимание«нейтральной» политике Рима. Однако, в это время Византийская империяподвергалась нападениям лангобардом и несла огромные материальные потери, вотличие от Рима, который предпочитал платить лангобардам, а затем стремилсясделать их союзниками, обратив в католицизм. Византия имела один светский идва духовных центра. Борьба за власть между римским и константинопольскимдуховенством была неизбежна, так как римский папа все больше подчеркивалсвои притязания на власть «во всей церкви», а константинопольский патриархносил титул «вселенский», что говорило о его превосходстве над властьюримских пап. Григорий I поставил для себя цель – наладить связь с Европой иобратить ее в католицизм, что он и сделал. Григорий Великий предвидел, чтоЕвропа обеспечит процветание римско-католической церкви. К сожалению,бесталанность преемников Григория I в значительной мере ослабила эффект егодеятельности. Часть 2. Обретение папой светской власти. В предыдущей части я рассмотрела и проанализировала проевропейскоенаправление политики папы Григория I. Григорию I удалось обрести светскуювласть в Риме, но после его смерти необходимо было избрать достойногопреемника для того, чтобы эту власть удержать. В 691 г. осенью в Трулле – купольном зале императорского дворца вКонстантинополе был открыт собор, одобривший 102 канона, регулирующихцерковную жизнь. Собор признал недостоверными Апостольские Постановления(сборник из 8 книг, якобы написанных апостолами). Юстиниан II, византийскийимператор, не смог принудить папу Сергия I (687-701 гг.) изменить обычаиримской церкви. Единственное, что мог сделать Юстиниан – это созвать собор.Собор был признан урегулировать церковно-правовые отношения в христианстве.«Папа Сергий послал на собор двух легатов. Каноны собора преследовали цельподнять христианскую мораль и покончить с остатками языческих обрядов.Собор разрешил духовенству вступать в брак».[5] Папские легаты одобрилирешения собора, но сам папа высказался против, так как собор навязывалзападному христианству обычаи восточной церкви. Мне кажется, что основнаяпричина недовольства Сергия I крылась в том, что собор уравнял в правахконстантинопольского патриарха и римского папу. Таким образом, византийскийимператор получил отпор при попытке вмешательства в дела католическойцеркви. Я полагаю, что Сергий I, отказавшись принять решения собора,подтвердил религиозную и политическую независимость Рима от византийскихвасилевсов. Рим все больше отдаляется от Константинополя. Особенно этостало заметно в период понтификата Константина (708-715 гг.) и Григория II(715-731 гг.). Константин и Григорий II также как и Григорий Великийстарались напрямую не выражать недовольства политикой Византии. Константинне одобрял политическую линию, проводимую Юстинианом II, однако согласовалс ним спорные вопросы собора в Трулло. Когда Юстиниан II был убитзаговорщиками, во главе которых стоял императорский офицер Барданес, папаКонстантин отказался признать узурпатора (Барданеса). Таким образом,Константин использовал внезапно возникшую неразбериху вокруг наследникавизантийского престола для того, чтобы еще больше отдалится от Византии.Григорий II продолжает искать союзников в государстве Меровингов в Англии,а также среди недавно обращенных в христианство племен, находящихся заРейном. Он противодействовал иконоборческой политике императора Льва III,но следил за тем, чтобы дело не дошло до антиимперского восстания, так какпонимал, что не наступил еще удобный момент для освобождения из под властиКонстантинополя. В 751 г. лангобарды захватили византийскую Равенну ивключили этот город с прилегающими провинциями в свое королевство. Такимобразом, уже при папе Захарии (741-752 гг.) Рим был освобожден из подвласти Восточной Империи. В 754 г. на реке Эна (Франкское государство) произошла встреча междупапой Стефаном (II) III и франкским королем Пипином III Коротким. Франкскийправитель обещал основать церковное государство, которым будут правитьпапы, и защищать его. Папа Стефан в ответ на это, признал Каролинговзаконными королями Франкского королевства. Этот договор между папой икоролем спас Рим от лангобардов. Кроме того, король лангобардов Айствульфпод давлением франков передал папе Равенский экзархат. Передача этих земельпапе именуется Пипиновым даром. Союз между папой и Франкским государствомоказался решающим фактором западной политики. Взаимоотношения с папами и вытекающие из них конфликты окажутся вбудущем главной проблемой западноевропейских империй, первая из которых, -Франкская, - была основана в 800 г. Часть 3. Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров (IX-XI вв.). После того как папа получил светскую власть, он стал собственникомвсех земель на территории папского государства. Таким образом, никто кромепапы не может отдавать в аренду или продавать земли. Однако, римская земельная знать не соглашалась подчиняться папскимчиновникам и желала заполучить земельное могущество понтифика. Для баронов,папа являлся, прежде всего самым богатым, крупным и сильным феодалом. Вборьбе с феодальной знатью папство пыталось объединить вокруг себя мелкихфеодалов. Но это привело к тому, что папские родственники (обычно ониназначались управляющими этих маленьких бароний) после смерти il papanatio[6] при следующем понтифике попадали в опалу (так как законодательноотсутствовала наследственная передача Престола Св. Петра, а новоизбранныйпапа пытался упрочить свои позиции за счет привлечения родственников), чтовынуждало их (так как они не могли противостоять силе нового понтифика)соединятся со знатными конкурентами папы и вести против него такую жеборьбу как и старые земельные магнаты. В середине IX в. появляются лжеисидоровы декреталии, представляющиесобой сборник, составленный (больше чем на половину) из подложныхдокументов. Основная идея декреталий сводилась к тому, что епископат долженбыть поставлен под опеку римского папы. Согласно декреталиям, папа былсвободен от ответственности перед королем и людьми. Мне кажется, что припомощи этого наполовину сфальсифицированного сборника, папство пыталосьвернуть людям веру в святость римского епископа. Нечто подобное произошлоуже в XIX в., в 1869 г., когда «Пий IX созвал Первый Ватиканский вселенскийсобор, который провозгласил догмат о непогрешимости папы».[7] В ходе ожесточенной борьбы между римскими феодалами и папством, изрук римского епископа постепенно начинает уходить светская власть. Врезультате папа вновь оказывается под контролем императора, но на этот разуже императора Франкской империи. Император Франкского империи Лотарь Iиздал Constitutio Romana, закон, который урегулировал отношения папы иимператора в пользу последнего. Данный акт признавал верховенствоимператора над понтификом. Согласно этому закону новоизбранный папа обязанприсягать на верность императору. Церковный совет находился под контролемимператорского уполномоченного. Во второй половине IX в. феодальный распад и процесс дальнейшейдецентрализации власти быстро усилился. После императора Лотаря Iтерритория империи раздробилась на ряд самостоятельных феодальныхгосударств. В это время на папский престол восходи Николай I (858-867 гг.).Николай I произвел так называемое разделение властей. Он разрешил вечныйспор между папой и императором за власть, решив, что впредь император небудет присваивать себе роли римского епископа, а папа имени императора.Исходя из такого представления о папстве, Николай I требовал всеобщегопризнания своего авторитета. Я полагаю, что могущество папства при НиколаеI объясняется слабостью власти ближайших преемников Карла Великого,наследовавших отдельны части его распавшийся империи. В X в. папа попадает под контроль знатной семьи Теофилактов. Снованачинается борьба за папский престол, которая истощает казну папскогогосударства. В результате распрей папа римский становится вассалом префектаРима Альбериха Теофилакта. Он уже не утверждает кандидатуру, предложеннуюдуховенством, а прямо назначает папу. Незадолго до смерти, Альберих взялклятву с римской аристократии, что при ближайших выборах папы они будутголосовать за его сына Октавиана. Кроме того, Альберих заявил, что светскаявласть передается его сыну по наследству. В 955 г. Октавиан был избран римским папой, и взошел на престол подименем Иоанн XII. Но «молодой» папа (ему было 18 лет) не мог руководитьцелым государством. «Материальную базу курии подрывали, угрожая основампапского государства, чрезмерные притязания земельной аристократии,избавившейся после смерти Альбериха от его террора. Крупные представителиитальянской знати и духовенства постепенно становились независимыми отпапы».[8] Стало ясно, что папское государство не может существовать безкоролевской или императорской опеки, без сильной руки. Иоанн XII былвынужден искать светского покровителя, коего он, и нашел в лице германскогокороля Оттона I. Сам факт обращения папы за помощью к королю поставилИоанна XII в подчиненное светскому правителю положение. Оттону не былонужно укрепление авторитета папы, ему нужна была лишь корона, полученная изрук папы римского. Оттон поощрял концентрацию крупных земель в рукахепископов. Иоанн XII, поняв политику Оттона I, изменил присяге императору ивступил в переговоры с врагами Оттона, подстрекал венгров и византийцевнапасть на Германию. Оттон I, в свою очередь, прибыл в Рим с цельюорганизовать собор, на котором вскоре папа Иоанн XII был предан проклятью инизложен. Результатом проведения собора был закон, смысл которого состоял втом, что папа будет избираться с согласия германского императора. В середине XI в. папство вступило в острый конфликт с Византией. ПапаЛев IX (1049-1054 гг.) потребовал от Византии возвращения папству земельЮжной Италии. Однако, Византия не пошла на поводу у Рима и собрала собор,на котором император Византийской империи обвинил Рим в искажении одного изнаиболее существенных догматов веры («святой дух исходит не от одного Бога,но и от сына»). На основании этого, собор пришел к выводу, что дальнейшееобщение Востока (Византии) с Западом (Римом) невозможно, и 1054 г. былознаменован разделением церквей. Таким образом, исключительное положение, которое занимал папа в VII-IX вв. в Европе, свелось практически к нулю в IX-XI вв. Папа перестал бытьсамостоятельным правителем и главой римско-католической церквиодновременно. ГЛАВА II. ВОЗВЫШЕНИЕ ПАПСТВА В XII-XIII ВВ. Часть 1. Зенит могущества церкви при Иннокентии III. Папство с середины XI в. добивалось повсеместного восстановленияканонического права, в том числе и в вопросе о выборах духовных иерархов.Каноническое право представляет собой совокупность норм, сформированных наоснове канонов – актов церковной власти, имеющих силу закона. «Каноническоеправо включает решения вселенских соборов, изречения отцов церкви, папскиедекреты, освященные церковной традицией, обычаи».[9] В 1059 г. наЛатеранском синоде, папа Николай II издал декрет об избрании папы римскогоколлегией кардиналов. С этого момента ни император, ни римская знать немогли избрать или назначить папу. Коллегия кардиналов былаинтернациональной по составу, таким образом, воплощая вселенскую церковь воглаве с понтификом. Одной из причин возвышения папства в XII в. явиласьорганизация крестовых походов. Крестоносцы, уходя в поход, отдавали своиземли церкви, «вплоть до благополучного возвращения». «Отдать церкви –означало защитить «осиротелую» землю от рук соперника с надеждой получитьее обратно при возвращении из крестового похода».[10] Таким образом, завремя крестовых походов церковь вновь возвратила себе земельные ресурсы.Так как крестоносцы редко возвращались, то церковь оставляла за собой правовладеть их землей. Новая страница в истории папства открывается с началом понтификатапапы римского Иннокентия III (1198-1216 гг.). Папа обратился к итальянцам спризывом противостоять германской расе. Иннокентий возбуждал народные массыпротив Германии, затем, чтобы самому обрести над ней власть. Папа подавлялвсякую попытку к независимости на севере Папской области. Таким образом,папа Иннокентий III используя ослабление Германии, смог подчинить себе нетолько епископат, но и светских владык. Иннокентий III стал сувереномзначительных территорий в Европе: короли Скандинавии, Португалии, Арагониии Англии, владыки Сербии и Болгарии признали земельную зависимость от папыи платили церкви огромную дань. Другие государства платили Грош Св. Петра,то есть ежегодное пожертвование Святому Престолу, и мирились свмешательством папы в дела их государств. Иннокентий III организоваладминистративный и фискальный аппараты, а точнее наделил их еще большейвластью. «Штат куриальных советников и легаты, разосланные во все страныЕвропы, контролировали выполнение папских постановлений».[11] ИннокентийIII стремился превратить всех государей Европы в вассалов Святого Престола.В 1198 г. вдова Генриха VI признала вассальную зависимость Сицилии от Рима,а после ее смерти в том же году, папа Иннокентий III стал регентом при еесыне Фридрихе II. В этом же году папа организовал IV крестовый поход противмусульманского Египта. Так как, у папы не хватило средств, чтобы оплатитьуслуги Венеции в организации крестового похода, он помог венецианцам в 1202г. захватить их торгового конкурента – город Задар. После захвата Задаракрестоносцы стали обсуждать перспективы вмешательства в византийские дела.Византия была обязана платить дань папе, но в 1204 г. византийскийимператор Исаак II не смог расплатится с папой, и крестоносцы опустошилиКонстантинополь. За год до смерти Иннокентий III созвал в Латеране величайший соборСредневековья – IV Латеранский собор. Собор осудил еретические учения ипризвал к борьбе с ними как церковь, так и светскую власть. Были выработаныюридические основания для учреждения инквизиции, о которой пойдет речь вследующей части курсовой работы. Христианам надлежало раз в годисповедоваться у приходского священника. Священникам вменялось вобязанность сохранять тайну исповеди. Собор предписал евреям носить особуюодежду и запретил выходить на улицу в Страстную Субботу. Папа ИннокентийIII настоял на принятии решений, которые превращали крестовые походы впостоянно действующий институт. Был установлен обязательный трехлетнийналог на церковь в размере 1/20 ее годовых доходов. Духовенствупредписывалось регулярно вести проповедь крестового похода. Мне кажется, что Иннокентий III был больше воином, чем духовнымнаставником. Но благодаря его победам папство обеспечило себе процветаниена век вперед. При столь честолюбивом священнике, каким являлся папаИннокентий III, преемники Престола Св. Петра достигли вершины своеговеличия. На Латеранском соборе Иннокентий III держался как «духовный и дажепочти как светский властитель востока и запада. К стопам его легата сложилсвою корону король Англии Иоанн, и Иннокентий мог гордится двумя самымиблестящими победами, какие когда-либо были одержаны над здравым смыслом инад человеколюбием – установлением догмата пресуществления и введениеминквизиции».[12] Часть 2. Инквизиция. В 1232 г. папа Григорий IX (1227-1241 гг., происходил из рода Сеньи,был дядей папы Иннокентия III) передал в ведение ордена доминиканцев(нищенствующий орден братьев-проповедников) инквизицию – тайный сыск,созданный римско-католической церковью для борьбы с еретиками. Такимобразом, инквизиция была выведена из под контроля епископов на местах(существовала с 1215 г.) и была непосредственно подчинена апостольскойстолице. Первый шаг на пути создания инквизиции как органа церкви,сотрудничавшего со светскими властями был сделан во время встречи папыЛуция III (1181-1185 гг.) с главой Священной Римской империи Фридрихом IБарбароссой в 1184 г. Выработанные ими средства, оказались, однако,недостаточными для пресечения деятельности многочисленных еретических сект,в первую очередь движения катаров и вальденсов в Западной Европе. Учениякатаров и вальденсов были решительно осуждены еще при папе Иннокентии IIIна IV Латеранском соборе. По завершении затянувшихся на целое двадцатилетиевойн с южнофранцузскими последователями ереси катаров – альбигойцами (1209-1229 гг.) на церковном соборе в Тулузе было решено ужесточить меры противеретиков. С переходом инквизиции в ведение ордена доминиканцев,преследование еретиков приобрело невиданный размах, наравне с еретикамипреследовались «ведьмы» и «колдуны». Верховным главой инквизиции являлся сам папа римский. «Именно ему –наместнику бога на земле – служила и подчинялась эта машина, созданнаяцерковью и существовавшая с ее благословения».[13] Монахи и инквизиторы,несмотря на то, что назначались на эти должности непосредственнымначальством, в правовом отношении зависели от папства. Существовалинквизиционный трибунал, который не подлежал цензуре или контролю состороны папских легатов или со стороны руководителей монашеских орденов,назначавших инквизиторов. Но папа римский не мог удержать под контролемдеятельность инквизиции, так как территориальный масштаб деятельностиинквизиции постоянно расширялся. С возникновением протестантской ереси,папство создало в системе курии учреждение, которое возглавило борьбу сересями во вселенском масштабе. Это учреждение было создано в 1542 г. папойПавлом III и вошло в историю под названием Священной конгреации римской ивселенской инквизиции. Инквизиторы обладали правом прощать друг другу исвоим подчиненным прегрешения, связанные с их профессиональнойдеятельностью (начиная с 1245 г.). Основанием для начала следствия служил донос или показанияподследственного, выдвинутые против третьего лица. На основе этогоинквизицией начиналось предварительное следствие, затем собранный материалпередавался юристам-квалификаторам (существовали с XIV в.). Получивположительное мнение юриста, инквизитор отдавался приказ об арестеподозреваемого. Очные ставки свидетелей обвинения с арестованнымизапрещались. Единственной причиной для отвода свидетелей являлась личнаявражда. Никаких ограничительных сроков для проведения следствия несуществовало. Инквизиторы при желании могли держать подозреваемого в камеренеограниченное время. Человек мог умереть в ходе следствия или допроса, нов этом случае не действовало знаменитое: cessanta causa cessateffectus[14], оставались родственники умершего. Следующим этапом послеследствия в инквизиционной процедуре являлся допрос. Цель допроса – любымспособом добиться у обвиняемого признания. На мой взгляд, отличительнойчертой инквизиторского суда являлось, то, что для него не существовалоникаких обстоятельств, смягчающих вину, кроме как полного подчиненияобвиняемого воле инквизиторов. Как я уже говорила, кроме осужденногонаказание несли его родственники и потомки. После того как следствие было завершено, инквизиторы оглашалиприговор. Таким образом, наступало аутодафе – церемония приведения висполнения приговора инквизиции. Аутодафе включало в себя оглашениеприговора в присутствии королевского двора и местных властей, исполнениеприговора: наказание плетьми, сожжение на костре и т.д., что осуществлялосьсветской властью. Я считаю, что суды инквизиции были чрезвычайно выгодны длякатолической церкви. Так как церковь получала средства для проведениякрестовых походов (в XIII в. довольно популярным наказанием былопринудительное участие в крестовых походах), кроме того, папская казнаобогащалась за счет изымаемых инквизицией материальных ресурсов уосужденных. Можно даже сказать, что инквизиция способствовала укреплениюверы, но основанием для веры был страх. Таким образом, возвышению папства в XII-XIII вв. способствовалопроведение крестовых походов и мудрая политика папства, ставившего своейцелью объединить вокруг Рима весь мир, сделать Рим духовным мировымцентром. Иннокентий III поднял Рим на вершину могущества, его преемники наСв. Престоле. продолжали его курс. ЧАСТЬ III. АВИНЬОНСКИЕ ПАПЫ И «ВЕЛИКИЙ ЗАПАДНЫЙ РАСКОЛ». Передача папством владений сицилийской короны Карлу Анжуйскомувызвала недовольство арагонского короля Педро III, опасавшегося чрезмерногоусиления власти Франции в Южной Италии. Результатом этого спора явилосьнизложение короля Педро III папой Мартином IV (1281-1285 гг.). Мартин IVпередал французскому принцу арагонскую корону и призвал к организациикрестового похода на Арагон. Крестоносцы предали «мечу и огню» всепобережье Арагона, однако, дойдя до Барселоны из-за недостатка армии(папско-французский крестоносный флот был уничтожен в морском сражении уПалермо) были вынуждены отступить. Был заключен мир, по которому папско-французская коалиция понесла огромные потери: Неаполитанское королевствораспалось на две части – остров Сицилию, доставшийся Арагону, и ЮжнуюИталию с Неаполем, оставшихся в руках французов. С ликвидацией германской проблемы, для папства возникла новая –французская. Экономическая политика Франции к началу XIV в. создалаблагоприятную почву для развития центристских тенденций. Естественно, чтопапство отстаивало везде свое неограниченное господство и не допускалообразования сильной власти, которая смогла бы оказать сопротивлениепритязаниям Рима. В это время «особая забота» о Франции становится в центревнимания папской политик. Папа старался не ссорится с Францией, уступая ейв территориальных вопросах. Но дружба между Римом и Францией быланепродолжительной. В 1294 г. французский король Филипп IV Красивый для покрытия военныхрасходов в войне с Англией, распространил на духовенство специальный налог.Но, это противоречило закону, согласно которому на обложение налогомдуховенства и церковных земель требовалось согласие Рима. Папа БонифацийVIII выступил с резкой критикой французской политики и запретил обложениеналогом духовенства без разрешения папской курии. Филипп IV в свою очередьзапретил вывоз из Франции золота, серебра и драгоценных камней за границу,и папа римский лишился возможности получать средства из Франции. Между тем,до Рима доходят слухи, что французский король распоряжается так, будто «насвете нет папы». 18 ноября 1302 г. появляется булла «Unam Sanctam», вкоторой говорилось, что на свете существует единая святая католическаяцерковь, кто не повинуется церкви, тот противится воле господней, а также вбулле было сказано, что «короли должны служить церкви по первому приказаниюпапы» и папе принадлежит право карать светскую власть. Папа все ещенадеялся на примирение с Францией. Однако, «государственный совет Франциипо инициативе ближайшего советника Филиппа IV – Гильома Ногаре обвинилБонифация VIII в том, что он противозаконно занимает престол и вынесрешение о немедленном созыве собора»[15] с целью низложения папы. Ногареотправился в Италию, собрав всех противников папы в небольшой отряд,захватил и заточил папу Бонифация VIII в городе Ананьи, для того, чтобыпомешать отлучению Филиппа IV от церкви. Вскоре папа был освобожденгорожанами, но через три дня после этого (11 сентября 1303 г.) БонифацийVIII умер в Риме от апоплексического удара. Новым папой был избран БенедиктXI, который был вскоре отравлен. На конклаве 1305 г., не без вмешательства Филиппа IV, папой былизбран француз Бертран де Го, принявший имя Климент V. Климент, венчавшийсяпапской тиарой в Лионе, отказался переехать в Рим и перенес папскую столицув Авиньон, положив тем самым начало Авиньонского пленения пап. Переноспапской столицы в Авиньон означал полное падение влияния сторонников«римского» папы. Авиньон находился во владениях французского короля, и онмог через своих сторонников диктовать политику, выгодную Франции. Но всебольшее количество стран становится недовольными авиньонского папы.Фактически, церковью управлял французский король. В 1328 г. римский император выступает против авиньонского папы ИоаннаXXII. Император объявил о выборах нового папы (фактически антипапы). В Римена папский престол был возведен Николай V. Но, спустя два года, лишенныйподдержки римского императора, антипапа Николай V сдался на милостьавиньонского папы Иоанна XXII и был заключен в авиньонском монастыре. В1370 г. усиливается антифранцузская оппозиция итальянских городов. В 1376г. папа Григорий XI в окружении 15 кардиналов окончательно покинулиАвиньон. Флоренция воспротивилась «профранцузскому» папе и организовалабунт с намерением недопустить Григория XI в Рим. Но папа все-таки сумелподавить мятеж, вернулся в Рим и наложил на Флоренцию интердикт. Такзакончилось Авиньонское пленение пап. В 1378 г., после смерти Григория XI, опасаясь того, что 16кардиналов, 11 из которых были французы, выберут папу-француза, римлянепостарались обеспечить избрание итальянца, оказав непосредственное давлениена конклав, в Риме папой избрали Урбана VI. Но через три месяца французскиекардиналы опираясь на своего короля Карла V объявили выборы в Рименедействительными и избрали папой француза – Климента VII. Резиденциейновоизбранного папы стал город Авиньон. Оба папы (авиньонский и римский)настаивали на своем законном избрании, предавая анафеме сторонников другдруга и наделяли своих сторонников одними и теми же постами в церковнойиерархии. Началась Великая Схизм, расколовшая западнохристианский мир надва, а в 1409-1417 гг. даже на три лагеря. Великая Схизма продолжаласьвплоть до 1417 г. 11 ноября 1417 г. Собор в Констанце избрал на папскийпрестол Мартина V, чем положил конец Великой Схизме. Собор принял пятьдекретов и утвердил план реформирования церкви, средневековое устройствокоторой оказалось к тому времени совершенно непригодным. Декреты определилипериодичность созыва вселенских соборов, процедуру утверждения пап, решенияспоров в случае повторения схизмы. Собор существенно ограничил праваримского папы, урезал его доходы и провозгласил собор высшим органомвласти, стоящим над папой. Но, в дальнейшем папство, опираясь на светскуювласть, уклонялось от решений Констанцкого собора. Таким образом, в XIV-XV вв. римско-католическая церковь былараздираема борьбой пап за власть. За этот период из-за постоянных раздоровначинается упадок папского могущества и итогом всему явилосьзаконодательное подчинение папы собору.З А К Л Ю Ч Е Н И Е Человек раннего Средневековья был твердо утвержден, что после смертион предстанет перед судией небесным и должен бужет дать отчет о своейземной жизни. Средневековое христианство нередко называют религией вины.Страх перед неясным будущим содействовал с верой в то, что праведнойжизнью, богоудгодными поступками можно не только заслужить прощение, но и,скажем вызвать дождь или одержать верх в сражении. С самого начала папство претендовало на особое положение вхристианском мире. Однако, в V-VIII вв. власть папы едва ли простираласьдальше некоторых областей Италии. В 751 г. франкский мажордом ПипинКороткий из рода Каролингов заключил союз с папством и в 754-756 гг.,разгромив лангобардов, основал светское государство пап в Средней Италии,ставшее основой независимости папства. Союз папы с Каролингамиспособствовал подчинению всех церквей Каролигской империи и папе. Во второй половине IX в. сформировалась теократическая доктринапапства. С точки зрения ее теоретика – Григория VII, папе должна былапринадлежать не только высшая духовная, но и высшая светская власть во всеммире. Короли и императоры лишь постольку управляют своими народамипоскольку они являются слугами и вассалами папского престола, официальноименовавшегося «рабом рабов Божьих». Во второй половине XII-XIII вв.папство встало во главе христианского мира, хотя ему и приходилось отражатьудары германских императоров и других венценосцев Европы. Эти столетияназываются эпохой папской теократии. Именно папы инициировали иорганизовывали крестовые походы на Восток. Но в XIV-XV вв. авторитетпапства заметно упал за счет Авиньонского пленения пап Францией и ВеликойСхизмы, когда Св. Престол находился одновременно у двух (а иногда и у трех)пап.Список используемой литературы.Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. – М.,1997. – Том VI.Григулевич И.Р. Инквизиция. – М.,1976.Григулевич И.Р. Папство. Век XX. – М.,1981.Католицизм. (под ред. Великовича Л.Н.). – М.,1991.Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991.Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. -----------------------[1] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 37.[2] итал. об отделении.[3] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 47.[4] Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991. – с. 58.[5] Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991. – с. 67.[6] итал. «родного» папы.[7] Григулевич И.Р. Папство. Век XX. – М.,1981. – с. 29.[8] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 83.[9] Католицизм. (под ред. Великовича Л.Н.). – М.,1991. – с. 108.[10] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 108.[11] Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991. – с. 124.[12] Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. – М.,1997. – Том VI. – с.517.[13] Григулевич И.Р. Инквизиция. – М.,1976. – с. 107.[14] лат. с прекращением причин прекращается следствие.[15] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 153.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Роль католической церкви в средневековой Европе iconРеформация
Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование...
Роль католической церкви в средневековой Европе iconЭкономическая жизнь
Фома также настаивал на том, что добрым католикам не подобает давать деньги взаймы под проценты. Поскольку Фома был большим авторитетом...
Роль католической церкви в средневековой Европе iconБорьба с ведомством в средневековой Европе и в России
Западной и Центральной Европе? Почему мы не можем говорить о столь глобальном искоренении ведовства в России? Было ли оно вообще...
Роль католической церкви в средневековой Европе iconСредневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви

Роль католической церкви в средневековой Европе iconТ. Б. Коваль Католицизм в современной Испании: «количество» и «качество» веры
«количестве» и «качестве» религиозной веры в условиях секуляризации последних десятилетий? И какова позиция испанской католической...
Роль католической церкви в средневековой Европе iconТ. Б. Коваль Католицизм в современной Испании: «количество» и «качество» веры
«количестве» и «качестве» религиозной веры в условиях секуляризации последних десятилетий? И какова позиция испанской католической...
Роль католической церкви в средневековой Европе iconПолитические и правовые идеи Реформации
Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование...
Роль католической церкви в средневековой Европе iconМаргинальная культура в средневековой Европе

Роль католической церкви в средневековой Европе iconИтоговый тест по культурологии
Общее наименование ряда западнохристианских конфессий, образовавшихся в результате реформации римско-католической церкви
Роль католической церкви в средневековой Европе iconБорьба с ведомством в средневековой Европе и в России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы