Культура славян icon

Культура славян



НазваниеКультура славян
Дата конвертации17.07.2012
Размер129,86 Kb.
ТипРеферат
Культура славян


ТАЙНЫ БЕРСЕРКОВ Неистовые берсерки, бросающиеся сломя голову в атаку, могут, пожалуй,создать впечатление отчаянной безысходности. Если расценивать их действия сточки зрения нормального человека. Подвиг - результат высшего накала сил.Духовных, психических, физических. Словом, это запредельное состояние. Чащевсего подвиг - явление спонтанное. Он как бы результирует личностныевозможности человека. Тут подводится черта под воспитанием, волей,характером, убеждениями. Берсерк - явление совершенно иное. Берсерк создандля подвига. Его героические способности аккумулируются самим статусомберсерка. Вообще это явления довольно мало изучено. Возможно потому, чтооно скрыто от глаз постороннего. Однако тайна всегда гипнотизирует людей.Создает домыслы, почти правдивые истории и чудесные откровения. Тайнаберсерков не удостоена даже таких фантазий. Она опущена в небытие. На ней лежит табу, проклятие. И все-таки... Дословно “берсерк” означает “свободный секач засека”. Состоит этослово из двух корней, относящихся к древнегерманскому языку: “баро” (daro)и “серко” (латинский эквивалент seco). Однако более точный перевод: “баронсечи”. Реформация немецкого языка опускает самостоятельное существованиепервого корня, превращая его уже в обозначение сословия “свободных” -баронов. От “серко”, и “секо” происходят: “секир”, “секатор”, “сечение” идругие слова этого смыслового ряда. “Бароны сечи” как понятие характерны не только для Древней Германии.Существовали они у разных европейских народов. Например, кельтское племясекванов, которое в восточнославянской традиции могло бы звучать как“берсерки - вятичи”, ввергало в панический ужас древних римлян видом дикойярости своих обнаженных воинов. Было это в 385 году до н.э., когда кельтывзяли Рим. Смею предположить, что феномен берсерков породило европейскоеВарварство. Оно всегда противопоставляется якобы более организованнойАнтике. Однако только слияние этих двух понятий способно продемонстрироватьподлинно гармоничный геополитический уклад, одной из граней которогоявляется боевая культура. Русские берсерки. Что известно о них? “Олбегъ Ратоборич, приимъ лукъсвои и наложи стрелу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всюизбиша...”(Радзивиловская летопись; Л.; Наука, 1989, с. 91.) Красноречиво.Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: “И ходил сеймуж на триста воинов” (!) Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописцаворотит от “богопротивности” кровавых разборок. Но что же заставляет нассомневаться по поводу летописной строки? Способность. Да, способностьсовершить подобное. Способность вообще. То, что Господь Бог такнеравномерно поделил между людьми. Но ведь никто не ставит под сомнение,допустим, композиторский дар, взрывающий молчание мира бурей страстей. Илидар ваятеля... А что же искусство боя? Или это не искусство вовсе, а толькорутина обоюдного членовредительства? Вовсе нет! Ведь верите же вы вовсемогущество мифических ниндзя. В их умопомрачительный выходки испособности. Согласитесь, что верите в почти невозможное. Так не в том лидело, что убедительность прикупается красноречием. Потоком слов. А можетбыть потоком кинофильмов трюкаческого жанра? Несколько лет назад в интервью немецкой газете “Ди Вельт” яутверждал, что могу технически доказать, как один способен драться противста. Дело за малым - понять, почему мы будем убивать друг друга. Ведь всече дерутся насмерть. Здесь следует убивать не только руками, но ичувствами, каждой животрепещущей клеткой своего организма, каждым движениемсвоего собственного самоосязания. Берсерк - это механизм, взорванныйсвирепой страстью, адреналином, идейной установкой, дыхательными приемами,звукоколебательными вибрациями и механической программой действия. Берсерквовсе не должен доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупатьсвою жизнь. Мне приходилось сталкиваться с мнением, что это не “наш” образдействия. “Нашим” считался удалой самурай, вырывающий сердце ужеповерженному противнику. Так мыслят сейчас многочисленные остепененныевластью приверженцы восточных единоборств. Эту школу мы все в той или инойстепени прошли, и она запечатлелась в нашем сознании. Трудно найти сейчасмужчину от 25-ти до 35-ти хотя бы один раз не побывавшего на занятияхвосточными единоборствами. Готов согласиться с тем, что берсерки - явление исключительное. Вовсене массовое. Однако оно порождено ритмами европейской истории, и русской втом числе. “Быть же у поганых 9 сотъ колеи, а у руси девяносто копии.Надеющимъся на силу, погани пондоша, а наши противу имъ... И сняшася обои,и бысть сеча зла... и половц побегоша, и наши по них погнаша, овысекуще...” (Радзивиловская летопись; Л.; Наука, 1989, с. 134.) Было бы неверным думать, что берсерк - всего только психопат соружием в руках. Свобода - вещь дорогая. По свободе и спрашивается с полна.Берсерки неслучайно привилегированная часть воинского сословия. Сложныймеханизм ратного труда выделяет им вовсе не стихийное буйство и жертвенноесумасбродство на ристалище, а вполне определенную, разработанную роль.Именно она делает берсерков элитой. Берсерк открывает бой! Он специальносоздан для того, чтобы провести показательный поединок на виду у всеговойска. Правда, это традиция европейская, и восточнославянского ратногодела она не коснулась. Вот откуда взялся “барон” сечи! Безусловно, берсеркииспользуются в разных целях. Например, достоверно известно, что онисоставляли личную охрану конунгов. Для этой цели на Руси использовалисьгриди. Хотя гриди никогда и не упоминаются в связи с умопомрачительнымииндивидуальными способностями. Более того, трудно доказать, чтоизвестнейшие русские берсерки - Рагдай, Ольбег, Демьян Куденевич, ЕвпатийКоловрат - были чьими-то тельниками. Судьба уготовила им совсем иные роли.Евпатий, к примеру, был воеводой, то есть, полководцем. То же касается идругого берсерка, которого звали Волчий Хвост. Он был воеводой у ВладимираСвятославовича. Согласно Радзивиловской летописи в 984 году киевскаядружина идет на радимичей. Перед рекой Песчаной войско останавливается ипосылает “пред собою” берсерка. Результат этого выхода: радимичи покорилисьКиеву, а на Руси появилась поговорка: “Песчанцы бегают от волчьего хвоста”! Нужно сказать, образ и символ волка вообще имеет самое прямоеотношение к берсерку и немало для него значит. Ведь волк - родовой тотемпрактически у всех воинских кланов дохристианской Европы. Как известно,воинские кланы происходят от охотничьих племен. На этом вопросе я подробноостанавливался в своей книге “Изначалие”, Волк - “рыскач”, символ охоты,промыслового сыска и беспощадности к затравленной жертве. Кроме того,волчья стая демонстрирует строгой иерархический порядок, столь необходимыйдля мало - мальски организованного войска. И еще: волчья стая - самаягрозная организованная сила лесов Средней полосы. Связь воинства с волкомвытекает и из использования символа - тотема зверя в качестве оберега. Таку сербов было принято нарекать новорожденного именем Вук (Волк) в томслучае, если в семье до этого умирали дети. Покровительство самого словадолжно было спасти ребенку жизнь. Охранный смысл вкладывался и в наречениегерманских младенцев “волчьими” именами: Рудольф, Вольфганг, Адольф,Майнольф, Рольф, Вольдемар, Вольфдитрих, Арнульф и др. Безусловно, волк близок берсерку как охотник, ибо берсерк тожерыскач. Только он охотится за войском. Кровавая эйфория “безумный секир”сродни азарту хищника, насевшего на табун. И все-таки этот символ имеет ещеодну притягательную грань. Волк - воплощение непонятно какзооморфированного колдовства. Волк пронизан им. Начнем с того, что именноволк вкусил сполна славу оборотня. Вервульф, волкодлак. Способностьперевоплощаться столь же необходима берсерку, как и чисто технический навыкдраки. Не будем забывать, что попытки объяснения феномена “воинов ярости”их современниками неизбежно соотносились с идеей “вселения духа”перевоплощения. Блуждание духа здесь особенно показательно еще и в связи стем, что, по представлениям древних мистиков, телесные действия вообщевторичны, тогда как состояние духа, взлет его или низвержение ипредопределяет исход любой схватки. Что-то вроде амплитудных колебаний.Однако дух берсерка незыблем, как гранитный монумент. Благодарядополнительным потусторонним “вливаниям”, или без таковых. Может быть, духчеловека сам тяготеет к волку? Вспомним хотя бы основателей Рима, нашедшихв волчице вторую мать. Впрочем, здесь может идти речь и о происхождении. Осокрушительной силе волчьих оберегов - духоносителей - упоминает еще в 1веке н.э. римский ученый Плиний Старший. Волк обожествлен. Да, речь идет о Семаргле, крылатом волкеГромовержца. Семаргл, Волк-небожитель, происходящий от огненного родабогов. Охотник за духами, пожиратель демонов. В народоэпической традициирусских это отразилось в сказочном повествовании об Иване-Царевиче и СеромВолке. Ему определена удивительная роль. Русский воинский миф видит вСемаргле переносчика душ (а точнее, духов) погибших воинов в божественныйлес Ирий, где стоит чертог Громовника. Огненный вихрь, Падающий с неба,чтобы забрать с собой и сопроводить искру вечного человеческого начала кнебесному пристанищу... Семаргл кружит над полем боя. Он словно быотсеивает достойных от трусов и предателей. Теперь о происхождении. “Брат-волк” - старший по происхождению.Возможно, это более всего влияет на сознание берсерка. Берсерк свято верит,что ведет свой род от волка. Волк пращур, то есть старинный предок. Предкомчеловек всегда будет признавать обожествленный человеческий образ - щураили чура. Но где-то впереди чура - мистический поворот эволюции... Да,берсерки явно не приверженцы теории Дарвина. В чем же квинтэссенция“волчьего” духа? Пусть это прозвучит парадоксально, но волк - это триумфодиночества. Почти символический образ: поднятая к луне морда и рвущая высьтягостная песня одиночества. А как же стая, спросите Вы? Стая - естьспособность организовываться для совместных действий в случаенеобходимости. Вот, что такое волчья стая. Но берсерку, олицетворяющемусобой триумф индивидуализма, нужна в первую очередь духовная поддержкасимвола-одиночки, символа отчужденности и полной независимости. Ради чего?Может быть, ради собственного благополучия. Вопрос, конечно, звучит нелепо,но задан он не в угоду риторике. Индивидуализм у нас всегда бивалсяидеологами коллективизма. Уравнители судеб справедливо усматривали в немугрозу стадной социалистической психологии. Вспомните пост-советскуюреакцию на фильм “Рембо”. Это была судорога ненависти. Для того, чтобы нераскрывать карты облаяли в очередной раз американскую агрессию (можноподумать, что Сталоне штурмовал Кремль!) Индивидуализм берсерка - это принцип максимальной самоотдачи. Причем,если простой смертный взяв в руки оружие, все-таки думает: быть ли убитымили остаться в живых, то перед берсерком этот вопрос не стоит. И ужконечно, самоотдача берсерка направлена не на стяжание собственных выгод иблаг. В этом отношении берсерки абсолютные бессеребренники. В берсерке, какни в ком другом, сидит инстинкт рода, толкающий задиру на самые опасныеневообразимые по отваге поступки. Разумеется, для подобного ведения боя одного остервенения мало. Здесьдействуют доведенные до совершенства механические принципы. Пространство, как известно, организованно по принципу круга. Зонадвигательного удобства для обычного человека. Для построения движения виных направлениях, человек вовлекает в действие более сложные и дажеконструктивно опасные эволюции опорно - двигательного аппарата. Например,при неправильно организованном движении за спину, на разворот корпуса,часто “рассыпаются” мениски коленных суставов, защемляются позвоночныедиски и т.п. Это происходит главным образом по двум причинам. Во-первых,человек, что называется, эволюционируют во фронтально направленномхождении, а во-вторых, он к тому же не имеет и специального двигательногонавыка при построении нетипичного действия. То есть, мало того, что данныйспособ движения конструктивно не оправдан, он еще и не освоен. Человеческийорганизм имеет большой запас прочности, но эксплуатировать его нужно,конечно же, осмысленно. Для берсерка, в данном случае, понятие спины несуществует. Иначе он мог бы драться в гуще боя, окруженный со всех сторонпротивниками. Для обычного строения воинства, как не вертись, всегда бедуетнеудобно отражать атаки из-за спины и привычно идти в лобовую атаку. Перемещения же берсерка построены таким образом, что он все времяскользит по ударам, смещая удар и смещаясь сам. В результате ни один ударне идет в проникающее поражение. Рефлексы берсерка реагируют не на удар вцелом, а на его отдельные фазы! Это очень важное обстоятельство. К примеру,если вас из года в год пытаются рубить мечом, Вы начинаете сперва подавлятьв себе панический страх, вызванный инстинктом самосохранения, а потомзамечаете, что в действиях, что в действиях противника есть кое-какиезакономерности. А уж если научиться их использовать, то становится вообщене страшно. Что же это за закономерности? В своем развитии удар проходиттри последовательные фазы: 1. Стартовая фаза. Иногда она выражена замахом. Замах создаетинерцию. Тем самым довольно легко предусмотреть траекторию удара. Хуже,когда противник бьет с короткой дистанции. Хотя такой удар значительнослабее предыдущего, приведенного в примере, он все равно достаточнобоеспособен, а кроме того, оставляет вашей реакции очень мало шансов. Нужносказать, что любой тип оружия влияет на двигательный стереотип егоиспользования. Саблей, например, сразу хочется ударить с размаху по косойтраектории, топором - сверху, острым клином - сделать колющий выпад и т.д.Правда, однажды я поплатился за излишнюю самоуверенность. Вызвав человекаиз толпы, я вручил ему боевое оружие и попросил нанести по мне любой ударна поражение. Реакция моего случайного партнера была моментальной, но хужевсего то, что он оказался человеком нестандартного мышления. Все произошлов долю секунды. Последнее обстоятельство не оставило мне шанса на выборправильной реакции. Я благодарен судьбе, что остался жив, хотя потерялмного крови. Он ударил клином так, как ударить невообразимо сложно,неудобно - по ломаной траектории, из под себя, с подрезом. Самоуверенностьбыла посрамлена. Прекрасно понимаю сейчас, что меня сбила с толку именностартовая фаза. 2. Сам удар или фаза поражения цели. Это фаза не столько самогорезультата, сколько подтверждения точности действия. Примерно как попаданиенитки в ушко иголки. Фаза очень скоростная. Ее страшатся более всего. Еслиименно она застигает врасплох вашу реакцию - считайте, что Вы уже труп 3.Наконец, конечная фаза удара. Выброс силы, выход мышечныхсокращений или инерции. Она создает последствия. От легкой царапины дорасчленения - в зависимости от объема прилагаемого воздействия. Эта фазапрерывает удар. Вполне естественно, что берсерк старается избежать столкновения совторой фазой. Во-первых, ему прийдется удержать удар. А во-вторых, завторой фазой всегда следует третья, стало быть, берсерку прийдется потерятьтемп перемещения, реагируя на выброс силы противника, замедлитьпространственные координации. Таким образом, Вы стараетесь опередить ударпротивника или, если не успеваете это сделать, уклоняетесь, атакуя ужетретью фазу, то есть, провал удара, когда противник достаточно беспомощен.Смею утверждает, что при нормальной тренированности все выше описанноевовсе не выглядит как умопомрачительная теория. Упрощенно говоря, Выатакуете или до удара противника, или после него. При условии, конечно, чтореакция позволила вам этот удар провалить. Как этот способ выглядит в гуще боя? Нужно сказать, что когдапротивник один, а вас много, то наседающие активно мешают друг другу. Призамахе оружием можно случайно задеть своего. Либо этот, свой простопомешает выполнить удар, перегородив его плечом, рукой, головой или своиморужием. Кроме того, окружившим удобно атаковать только тогда, когдаодиночка противник загнан в центр некоего круга, отчего легко досягаем совсех сторон. В случае же, если он все время движется, происходит ломанеедистанции. Одни его уже не могут достать, а с другими он слишкомсближается, тем самым затрудняя нанесения сильного удара. В конце концов,мы понимаем: если б нас оказалось меньше, то одиночке пришлось кудатруднее. Помимо того, у берсерка существует и такой прием: вовлечь противникав движение, заставить его побежать за тобой. Любая резкая смена направленияделает догоняющих беспомощными. А внезапный разворот в лобовую создаетжуткую сумятицу, когда задние налегают на передних. А этим, в свою очередь,перебивается способность динамичного использования. Еще одна особенность берсерков в том, что они “обоюдоруки”, то есть,одинаково владеют как правой, так и левой рукой, и часто с двумя клинкамиили секирами сразу. Таким же образом в славяно-горицкой борьбе полностьюотсутствует понятие “правша” или “левша”. Берсерк умеет обращать преимущество противника в его недостаток.Возьмем численность. Врагов следует дезорганизовать и скучить. Мобильнуюконницу врага, способную сомкнуть вокруг берсерка “железное” кольцо, онлегко разгонял, используя волчий рык, или вой: это пугало лошадей. Попадаяв поединок один на один с опытным хорошо подготовленным рубакой, берсеркзаходил от солнца, которое ослепляло противника значительно снижая егобоеспособность. Выезжая на лучников берсерк кружил вокруг войска, завлекаянеприятеля в погоню. Естественно, стрелки прекращали посылать стрелы, дабыне задеть своих. Нужно сказать, что бичем всех берсерков было стрелковое оружие. А споявлением огнестрельного берсерки вообще утратили свое значения. Естьодин немаловажный факт, позволяющий осмыслить тактику “бешенных секир”.Достоверно известно, что многих русских берсерков последним боем явиласьвойна на Калке. Тогда Русь впервые познакомилась с неизвестной доселе силой- монголами. Познакомилась и пришла в ужас. Почему? Ведь не из-за пораженияже. (Не все битвы выигрываются, это понятно.) И не из-за жестокости новоговрага. А из-за чего? Может быть, из-за организованности войска? Нет!Организованность - наука, известная хотя бы по Византии. Здесь было нечтодругое, а именно - способ использования стрелкового оружия. Дело в том, чтомонголы стреляли без предварительного выцеливания противника, с неимовернойскорострельностью и точным соблюдением некоего угла выпускания стрел. Такимобразом, стрелы летели не просто навесом, как это было всегда прибеспорядочной стрельбе, а с заданной траекторией, которую не пересекализакрывающие воинов щиты. Стрела проходила над щитом, а выбранный угол ударанаправлял ее в незакрытую доспехом часть - в гороло. На Калке берсерки оказались беспомощными против града стрелпротивника. Имея прекрасные рефлексы “бешеные” могут без труда уходить отодной - двух прицельно выпущенных стрел даже с близкого расстояния. Но отшквала, - конечно, нет. Мой личный рекорд 7 шагов. Наконечник боевой. Помнюоднажды, на кануне показательных выступлений я совершенно не выспался и,выставляя стрелка, вдруг почувствовал, что уйти от стрелы не смогу. В какой-то миг явственно представилась стрела, входящая в горло. Аж дыханиеперехватило!.. А стрелок уже начал выцеливать. Я успел остановить его ипереставить на двойную дистанцию. Впрочем, это только кажется, что с 15-20шагов то стрелы уходить легче. Безусловно, выигрывая какую-то долю секунды,вы рискуете попасть под разлет, который может составлять 15-20 см. Особенноэтом грешат неотцентрованные или просто плохо сделанные стрелы... Все упомянутое мной в связи с тактикой берсерка - далеко не полнаякартина его спланированного поведения на ристалище. Можно было бы вспомнитьеще способность “броть” седло при падении на землю; умение уходить под ногиконю, идущему быстрым шагом; уменее сбрасывать всадника перехватывая ударкопья, бегать по спинам лошадей в гуще боя и другое... Однако все это мало соотносимо с тем навыком состязательногодействия, который, собственно, и называется славяно-горицкой борьбой. Ипотому от описания общих способностей берсерка мы перейдем к конкретикебазовых движений. В данном случае речь идет уже о стилевой полноценностидвижения. А это напрямую зависит от способности полностью охарактеризоватьпространство. С этого мы и начали. Пространство - круг. Движение строится таким образом, чтобы все времяразворачивать вас в зону наименьшей досягаемости, то есть, за спину. Ударыоружием выполняются здесь по полной амплитуде, охватывая сразу двепротивоположные стороны. Но это оружием. В единоборстве такой способнецелесообразен. Однако сохраняется высокая подвижность корпуса на каждомударе . И что не менее важно - сохраняется идея атаковать в момент первой итретьей фазы удара противника. В восточных единоборствах реакция на вторуюфазу удара называется блоком. Славяно-горицкая борьба неразделима с идеейберсерков: “Лучше атаковать самому, чем быть атакованным !” Безусловно, чтобой, является сложным конгломератом различных ситуаций, не всегда даеттакую возможность. В этом случае в действие включается всклинивание ударапротивника, доведенное у нас до совершенства, чем просто сбивание руки илиноги противника...




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура славян iconДуховная культура Солнечные боги славян
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться...
Культура славян iconМатериальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках

Культура славян iconЯзыческая Культура Восточных Славян (особенности архаического сознания)

Культура славян iconМатериальная и духовная культура древних славян по языковым данным

Культура славян iconДокументы
1. /МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ЯЗЫКОВЫМ ДАННЫМ.doc
Культура славян iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура славян iconГосударственность у Восточных славян
Истоки государственности у восточных славян. Норманнская и славянская школы в истории 5
Культура славян iconРусь изначальная
Посставленные задачи помогут расскрыть суть в становлении будущих племенных союзов, т е в дальнейшем установлении государственности...
Культура славян iconСравнение религий славян и скандинавов
Согласно общепринятой теории, мифологические системы древних славян и скандинавов восходят к единому индоевропейскому корню. Именно...
Культура славян iconМетодические указания для студентов Раздел Морфология культуры. Уровни и отрасли культуры. Тема: Культура познания и отражения мира. Религиозная культура. Философская культура. Научная культура. Художественная культура (4 ч.)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы