Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по icon

Кандидатской диссертации "Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в". Тема докторской диссертации "Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по



НазваниеКандидатской диссертации "Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в". Тема докторской диссертации "Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по
Дата конвертации17.07.2012
Размер80,66 Kb.
ТипБиография
Песков А.М. Павел 1


Оглавление Стр.Введение 21. О книге А. М. Пескова Павел 1 3Заключение 9Список использованной литературы. Введение Песков Алексей Михайлович родился 31 декабря 1953 г. в г. Москве.Окончил филологический факультет МГУ (1976). Кандидат филологических наук(1972), доктор филологических наук (1996). Доцент кафедры истории русскойлитературы филологического факультета (1991). Член союза писателей РФ. Область научных интересов: история русской литературы ХVIII- первойполовины ХIХ в.. Тема кандидатской диссертации "Буало в русской литературеХVIII - первой трети ХIХ в". Тема докторской диссертации "Жизнь итворчество Е.А.Боратынского. Научная биография". За время работы в МГУ им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой половиныХIХ в.» и спецкурс по истории идеологий в России (ХVII-ХIХ вв.). Ведетспецсеминар по проблемам историко-литературного комментария к произведениямХVIII-ХIХ вв. Подготовил 2 кандидатов наук. Автор предисловий икомментариев к отдельным изданиям сочинений русских писателей ХVIII и XIXвв. Основные труды: "Буало в русской литературе ХVIII-первой трети ХIХ в.", "Боратынский Ю. Истинная повесть", "Павел Первый, или 7 ноября" О книге А. М. Пескова Павел 1 В 1796 году скончалась Екатерина II, и на престол восходит ее сынПавел Петрович, прождавший очень долго часа. Очень много вдруг сталиписать, размышлять о Павле Петровиче, который выглядел когда карикатурой, асейчас бросаются во многие крайности: или он вообще светоч, дивный гений,или опять же карикатурная фигура, которая отправляет полками в Сибирь ивозвращает свои приказания через 5 минут после. Итак, царствовать Павел I начал в ночь с 6 на 7 ноября 1796 года.После того, как скончалась Екатерина. В памяти потомков его царствованиеосталось как череда мрачных анекдотов. Достоверность большей части этиханекдотов проверить нельзя, но процитировать некоторые из них можно.Например, анекдот, который запечатлен одним из юмористов. "Некий бригадирИгнатьев убежал от своей жены в Киев. Там, сказавшись холостым, он женилсяна дочери генерал-лейтенанта Нилуса. Через год первая его жена, узнав о еговторичном браке, подала прошение на высочайшее имя. На него последовалатакая резолюция: "Бригадира Игнатьева привезть из Киева в Москву и велетьему жить по-прежнему с первой женою, а второй его жене быть по-прежнемудевицей Нилус". Все знают анекдот о подпоручике Киже, и все, вероятно, знают о том,что люди, которые пережили эту эпоху, вспоминают ее со страхом. "Время этобыло самое ужасное. Государь был на многих в подозрении, сердце болело,слушая шепоты, и рад бы не знать того, что рассказывают. Словом, ежедневныйужас". Это воспоминание человека, который пережил эту эпоху, воспоминание,сделанное через несколько лет. А вот из письма 1800 года одного извысокопоставленных лиц к другому. Один пишет другому за границу: "Тирания ибезумие достигли предела". Как вспоминал один мемуарист, он спрашивалвпоследствии одного из сенаторов: "Почему же так страшно было жить?" Иотчасти этот сенатор объяснил. Он сказал, что "с великим прискорбиемпринужден был подписать кнут и ссылку сыну короткого знакомства своего, даи безвинному почти". Для чего же? Боялись иначе. Боялись поступать так,чтобы государь не прогневался на тех, кто исполняет его волю. Боялись дажеперечить в мелочах. Скорее, даже опережали желание государя наказать построже. И можносказать, что если хорошенько исследовать эту эпоху, то можно было бы,наверное, половину анекдотов просто отмести, а половине найти какое-торазумное и целесообразное объяснение. Скажем, например, запрет на быструюезду извозчиков наверняка последовал после того, как извозчики стали давитьмного народу. А, запрет выставлять горшки на внешнюю сторону окна. Когдаупало что-нибудь. Вероятно, многим нелепым указам можно найти какое-то логическоеобъяснение. Надо сказать, что Павел, при своем коротком царствовании, ацарствовал он 4 года и 4 месяца, создал такую вертикаль власти, которая, вобщем и целом, сохранялась на протяжении почти XIX века, и можно сказать,до 17 года. Император во главе, далее генерал-прокурор, далее то, что ужепри царствовании Александра, сразу, вскоре после убийства Павла I, былоназвано министром. Министерства введены были Александром. Министерство –это орган, который единоначально управляется, в отличие от коллегий,которые ввел в свое время Петр I. Так вот, император, генерал-прокурор, первоприсутствующий в коллегии,а фактически министр, и наконец, губернатор. Такая жесткая вертикаль властибыла выстроена Павлом. Павел принял ряд постановлений, касающихсяурегулирования системы крепостного права. Например, в момент его коронациинаряду с самым главным актом, который он мечтал обнародовать, когда придетк власти, а это акт о престолонаследии. То есть впервые в XVIII веке былоофициально зафиксировано, как должна передаваться власть от монарха кмонарху. Петр I, как известно, не оставил подобного завещания. Так вот,наряду с этим актом о престолонаследии был принят отдельный акт, касающийсясистемы крепостного права, в частности было запрещено помещикам принуждатькрестьян работать в воскресные и праздничные дни. И было высказано в этомакте пожелание, чтобы крестьяне работали на помещика не более трех дней внеделю. Был принят еще целый ряд актов. Так что нельзя в целом сказать, чтоПавел или суровый крепостник, или антикрепостник. Можно сказать так, что он, как и всякий просвещенный человек XVIIIвека, совершенно не приветствовал систему личной зависимости крестьянина отпомещика. Поэтому характерен один из его указов о том, что крестьян можнопродавать только вместе с землей. Екатерина допускала очень большие степени собственными жепожалованиями. Тем не менее, например, генерал-прокурор Волконский почтивсе ее царствование оставался в должности, хотя лично он был малоприятеней. Словом, для Екатерины важно было то, чтобы люди, которые управляютгосударством, были разумные, понимали толк в своем деле и качественноработали. А у Павла была совершенно иная установка. У него была установкане на человека, а на закон. И поэтому такое бешеное законотворчество в его4 года и 4 месяца. Он хотел сделать, в общем-то, несбыточное: создать такуюсистему законов, при которой неважно, кто занимал бы соответствующий пост,главное, что попав на этот пост, человек просто выполнял бы законы, и всебы шло правильно. Поэтому, и такое отношение к армии: это не простоигрушки, а как к некоей системе, где все действует, очень коротко, ясно ипонятно. Постольку, поскольку в бытность великим князем основная сфера егодеятельности (а он был очень энергичным и деятельным человеком от природы,то, что можно назвать холериком) была заключена преимущественно вкомандовании теми отрядами, которые были выделены ему для охраны. Почемутак произошло, я думаю, мы еще поговорим, почему так получилось в последние10 лет жизни Екатерины. Но получилось так, что вся его деятельностьоказалась сосредоточена на его военных отрядах. Да, он там создалзамечательную дисциплину, из его отрядов вышли люди, которые потом сталиреформировать армию. В частности, всеми проклятый Аракчеев был реформаторомрусской артиллерии. И, как вспоминал один из современников, очень многие вто время, когда стали вводить новый тип пушек, противились этому, говоря:"как же так можно отказываться от пушек, которыми громили турок на берегахКагула и Рымника?" Тем не менее, со временем выяснилось, что именно этипушки и должны стрелять уже во время следующих войн. Словом, Павел во время своей деятельности на посту монарха старалсяввести жесткий порядок. Я бы сказал, если пытаться формулировать какими-толозунгами смысл его царствования, то можно было бы назвать несколько такихпунктов. Это порядок, дисциплина, законность и справедливость. То, что онпытался сделать. При этом он старался участвовать буквально во всех делах,особенно поначалу. День его начинался в 5 часов утра. Он принималминистров, давал им указания, затем сам внезапно являлся в какие-нибудьучреждения проверять деятельность и прочее. При этом нередко обнаруживалисьдействительно серьезные злоупотребления, которые он мог устранить, нодругое дело, что когда люди, управляющие страной, живут в постоянномстрахе, что сейчас приедет государь, и если в их ведомстве будет что-то нев порядке, то немедленно полетят их головы. То тут они стараются сделать так, чтобы государь нашел еще большийпорядок, чем он хочет. Соответственно, степень строгости, дисциплины и т.д.усиливалась по мере того, как она адаптировалась конкретными полковниками,сенаторами, судьями и т.д. Приведу один пример, казусный, конечно же, издел судопроизводства. Этот пример хорошо свидетельствует, что дела в сфересудопроизводства обстояли ко времени вступления Павла на престол не самымлучшим образом. Вот какая история. Дворяне Рязанской губернии Антон Тарасов иГригорий Конев были схвачены и посажены под арест в 1757 году по обвинениюв грабеже. Дело происходило в конце царствования Елизаветы Петровны. Дело оних шло по разным инстанциям, и наконец, в 1782 году было представлено всенате. Прошло 25 лет, пока они находились под следствием. А в следующемгоду, в 1783-м, императрице представили на подпись приговор о лишении ихдворянства и ссылкой на поселение. Екатерина так до своей кончины и нерассмотрела доклада, и он оставался среди бумаг в ее кабинете. Когда Павлубыло доложено о том, он спросил, живы ли преступники. Оказалось, они 40 летнаходились под стражей, ожидая решения своей участи. Резолюцией 13 августа1797 года Павел приказал их освободить, вменив долговременное содержаниепод стражей в наказание. Знак его собственного стремления быть во всем справедливым. И когдаон, например, строит так, чтобы в западных газетах было напечатано письмоиз Петербурга о том, что Павел готов выступить в качестве участникаколлективной дуэли между монархами, чтобы решить все европейские споры, то,с одной стороны, конечно же, эта демонстрация его личного стремления, но, сдругой стороны, в общем-то, - это политическое действие. Он хочет бытьпосредником в Европе. И я бы сказал, что сам вызов на дуэль монархам Европы– это, конечно же, диковатая, с точки зрения окружающей публики, акция, нотем не менее, это акция, которая коренится не только в личном характереПавла. Она коренится, вообще, в той международной политики России, которуюРоссия вела на протяжении 60 лет до Павла. Ибо начиная с 40-х годов XVIIIвека российская армия уже настолько признавалась в Европе, и вообще, Россиябыла таким страшным военным соперником, что несколько раз в достаточнокритические моменты именно русские посланники диктовали на различного родаконгрессах волю русских императриц. Был случай, когда прекратилась войнатолько потому, что 30-тысячный русский корпус выступил за пределы Россиидля того, чтобы поучаствовать в этой войне. Словом, представление о Россиикак посреднице в европейских делах уже прочно укоренилось к концу XVIIIвека, и Павел мыслил себя продолжателем этого дела своих предшественниц:Екатерины, Елизаветы. Но при этом Павел не ведет и практически отказывается отдолговременных войн за присоединение новых территорий. Он фактическиконцентрирует армию внутри и в таких походах, как тот же самый альпийскийСуворова будет. Первое, что он сделал, когда пришел к власти: он отменил рекрутскийнабор, который был назначен Екатериной. Он объявил о том, что Россия неучаствует в войнах, что России нужно укреплять, прежде всего,обороноспособность. Действительно, он полагал, что армия развалена, и чтоармию надо укрепить, и необходимо время, для того чтобы это сделать. Но ужечерез 1,5 года после того, как он пришел к власти, в 98 году европейскиеполитические обстоятельства вынудили его начать военные действия уже вЕвропе. А так как он, конечно же, был противником всяких революций,республик и прочее, естественно, категорически возмущался якобинством воФранции, то послать войска против войска революционной Франции он считалделом совершенно необходимым, именно как одно из дел, благодаря которомумогут быть восстановлены монархи в Европе. Заключение "Когда Иван IV пролагал нам дорогу в Царствие Небесное, - пишет он, -его трепетали и всепреданнейше возгласили Грозным. Когда Пётр Iапостольским жезлом вбивал в нас сознание исторического долга передотечеством - его ужасалися и всеподданнейше нарекли Великим. Когда за то жесамое принялся Павел I - его убили". Таким вопросом задаётся современныйисследователь Алексей Михайлович Песков, автор весьма интересной монографии"Павел I" Сам же указанный историк намечает и ответ на прозвучавший вопрос. Онговорит о Павле I: "У него были не те современники. Они быстро угадали егомифологическую сущность, и его царствование скоро разменялось на циклскверных анекдотов. В сюжетах этого длинного цикла, как в кривом зеркале,напечатлелись все черты его исторического сана. Царский гнев предсталистерикой душевнобольного, царская воля - манией идиота, царская милость -капризами деспота, царский суд - расправой тирана. Сам же император ПавелПервый превратился в карикатуру на Петра Великого". Список использованной литературы.1. Песков А.М. Павел 1. -М.: 1999. -421 с.2. Сахаров А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века.—М.:АСТ,1996. – 544 с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconЛитература История русской литературы ХIХ века (вторая половина)
История русской литературы ХIХ века (вторая половина). Под ред. С. М. Петрова. – М.,1978
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconБ в. 12 историЯ зарубежной литературы
Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также...
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconНазвание проекта Текстология русской классической литературы: переписка В. А. Жуковского как памятник русской культуры первой половины XIX века Исполнитель и наименование ноц
Текстология русской классической литературы: переписка В. А. Жуковского как памятник русской культуры первой половины XIX века
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconДокументи
1. /произведения русской литературы 18 век/Бригадир.doc
2. /произведения...

Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconКурсы повышения квалификации История русской литературы в системном изложении (108 часов)
Курсы предназначены для учителей литературы, а также преподавателей основных и элективных курсов литературоведческой, культурологической,...
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconПрограмма дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconНа рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем "поэзией серебряного века"
Золотой век” русской поэзии, связанный с появлением на небосклоне таких “звезд первой величины”, как Пушкин и Лермонтов, несомненно,...
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы
В условиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconПредставление и защита диссертаций
Заключение должно быть выдано соискателю не позднее двух месяцев со дня представления для предварительной экспертизы кандидатской...
Кандидатской диссертации \"Буало в русской литературехviii первой трети ХIХ в\". Тема докторской диссертации \"Жизнь итворчество Е. А. Боратынского. Научная биография\". За время работы в мгу им прочитаны общие лекционные курсы: «Историярусской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой по iconЛ. Д. Троцкий в российских событиях 1917 первой трети 1918 гг
Кооперативное движение в России конца ХIХ – первой трети ХХ вв. (потребительская кооперация; сельскохозяйственная кооперация; маслоделательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы