Достоевский биография и творчество icon

Достоевский биография и творчество



НазваниеДостоевский биография и творчество
Дата конвертации17.07.2012
Размер133,1 Kb.
ТипБиография
Достоевский биография и творчество


ДОСТОЕВСКИЙ Федор МихайловичДостоевский Федор Михайлович родился в 1821 году,Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сынуниатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (гдеи родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственногодворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возиладетей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыресвященные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы"воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своемдетстве). В доме родителей читали вслух "Историю Государства Российского"Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С.Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы ознакомстве с Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не спервого детства". Ярким детским впечатлением писателя стала такжеветхозаветная "Книга Иова".С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое(Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились впамяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ"Мужик Марей" из "Дневника писателя" за 1876).Начало ученияВ 1832 Достоевский и его старший брат Михаил Достоевский начали заниматьсяс приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова(Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений иоторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию (ср.автобиографические черты героя романа "Подросток", переживающего глубокиенравственные потрясения в "пансионе Тушара"). Вместе с тем годы учебыотмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать писателя, ивскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург дляпродолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом,скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексическогоудара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевскогок отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, былодвойственным.В Инженерном училище (1838-43)С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствиивсегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал отвоенной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и отодиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А.Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищейначитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училищеоформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братомМихаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений,которые известны только по названиям - "Мария Стюарт" и "Борис Годунов", -рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому,самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского;зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В.Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургскойинженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решивполностью отдаться литературному творчеству.Начало литературного трудаСреди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак:переводом его повести "Евгения Гранде" писатель вступил на литературноепоприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю иЖорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал олитературных вкусах начинающего писателя: ему не чужда была в те годыромантическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичныеколлизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. Впроизведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его "поразила ...целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелестьстрогого сдержанного тона рассказа".Триумфальный дебютЗимой 1844 Достоевский задумал роман "Бедные люди", работу над которым онначал, по его словам, "вдруг", неожиданно, но отдался ей безраздельно. Ещев рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру,доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролетчитали "Бедных людей". Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразитьему восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукописьВ. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: "... роман открываеттакие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снилисьникому". Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевскогостала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодовв истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского,позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественныхпроизведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман былнапечатан в 1846 в "Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры.Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовалигромадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великоебудущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь "Бедныхлюдей" с гоголевской "Шинелью", имея в виду и образ главного герояполунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, иширокое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображенииобитателей "петербургских углов", в портретировании целой галереисоциальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы(обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось ивлияние пушкинского "Станционного смотрителя". Тема "маленького человека" иего трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первомромане обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя:сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом егосоциальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояниядействующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (неслучайно избрана форма "романа в письмах"), система двойников,"сопутствующих" главным героям.В литературном кругуВойдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф.Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию,"страстно принял все учение" критика, включая его социалистические идеи. Вконце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести "Двойник" (1846),в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающийего великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итогеего разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского скритиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева,высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Угнетающе действовалана писателя необходимость соглашаться почти на любую литературнуюподенщину. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал "страдатьраздражением всей нервной системы", появились первые симптомы эпилепсии,мучившей его всю жизнь.Достоевский и петрашевцыВ 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников- А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в которомобсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847Достоевский начал посещать "пятницы" М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 -кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. Насобраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемыосвобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактатыфранцузских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмоБелинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированнойлитературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболеерадикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние наДостоевского); общество ставило своей целью "произвести переворот вРоссии". Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: повоспоминаниям А. П. Милюкова, он "читал социальных писателей, но относилсяк ним критически". Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцевписатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловскойкрепости.Под следствием и на каторгеПосле 8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держалсямужественно и даже написал рассказ "Маленький герой" (напечатан в 1857), онбыл признан виновным "в умысле на ниспровержение ... государственногопорядка" и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже наэшафоте, после "ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годамикаторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников ("это былострадание невыразимое, бесконечное ... всякая минута тяготела как камень уменя на душе"). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, "суднад собой", "строгий пересмотр прежней жизни", сложная гамма чувств ототчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь этотдушевный опыт острожных лет стал биографической основой "Записок изМертвого дома" (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей ужесовременников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой "Записок"оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя АполлонГригорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, чтоДостоевский "достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессомдо того, что в "Мертвом доме" слился совсем с народом", однако шаг к такомусближению - через сознание общности судьбы - был сделан. Сразу послеосвобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири "народныхтипах" и знании "черного, горемычного быта" - опыте, которого "на целыетомы достанет". В "Записках" отражен наметившийся на каторге переворот всознании писателя, который он характеризовал позднее как "возврат кнародному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которымион в дальнейшем остро полемизировал.Возвращение в литературуС января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему быловозвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д.Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В СибириДостоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и егообитатели" (обе напечатаны в 1859). Центральный герой последней, Фома ФомичОпискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа,маниакальный себялюбец и утонченный садист, как психологический тип сталважным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестяхнамечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Достоевского:театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитиесобытий, усложненный психологический рисунок. Современники осталисьравнодушными к "Селу Степанчиково...", интерес к повести возник значительнопозднее, когда Н. М. Михайловский в статье "Жестокий талант" дал глубокийанализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самимписателем. Много споров вокруг "Села Степанчиково..." связано спредположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются"Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. Идея Тыняноваспровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературногоподтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-хгг., за которыми Достоевский жадно следил в Сибири.Достоевский-журналистВ 1859 Достоевский вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение житьв Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаиломстал издавать журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая огромную редакторскуюработу с авторской: писал публицистические и литературно-критическиестатьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшемучастии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной,и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались"почвеннические" идеи (см. Почвенники), генетически связанные сославянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников иславянофилов, поисками национального варианта развития и оптимальногосочетания начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из"всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к"примирительному взгляду на чужое". Статьи Достоевского, в особенности"Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), написанные по следам первойзаграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия),представляют собой критику западноевропейских институтов и страстновыраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразованиярусского общества на братских христианских основаниях: "русская идея ...будет синтезом всех тех идей, которые ... развивает Европа в отдельныхсвоих национальностях"."Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из подполья" (1864)На страницах журнала "Время", стремясь укрепить его репутацию, Достоевскийпечатал свой роман "Униженные и оскорбленные", само название котороговоспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и дажешире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Н.А. Добролюбов в статье "Забитые люди"). Насыщенный автобиографическимиаллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., романнаписан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослабленсоциальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ.Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетениетаинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколенийнизко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Достоевскомуудалось те же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудачаподготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в"Эпохе" повесть "Записки из подполья", которую В. В. Розанов считал"краеугольным камнем в литературной деятельности" Достоевского; исповедьподпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, егоспоры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини,противостоящей болезненному индивидуализму "антигероя", - все это нашлоразвитие в последующих романах, лишь после появления которых повестьполучила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.Семейные катастрофы и новая женитьбаВ 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился сА. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложныеотношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал дляромана "Игрок" (1866). В 1864 умерла жена Достоевского и, хотя они не былисчастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапноскончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданиюжурнала "Эпоха", однако вскоре прекратил его из-за падения подписки изаключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений,обязавшись к определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывалза границей лето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это времяработая над романом "Преступление и наказание", предназначенным для журнала"Русский вестник" М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные егороманы печатались в этом журнале). Параллельно Достоевскому пришлосьработать над вторым романом ("Игрок"), который он диктовал стенографисткеА. Г. Сниткиной (см. Достоевская А. Г.), которая не просто помогалаписателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. Послеокончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниямН. Н. Страхова, "новая женитьба скоро доставила ему в полной мере тосемейное счастье, которого он так желал"."Преступление и наказание" (1865-66)Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, всамом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением идушевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный снеосуществленным замыслом "Пьяненькие", новый роман Достоевского подводилитог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет.Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание,неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, "убийцы-теоретика",современного Наполеона, который, по словам писателя, "кончает тем, что п ри н у ж д е н сам на себя донести ... чтобы хотя погибнуть в каторге, нопримкнуть опять к людям...". Крах индивидуалистической идеи Раскольникова,его попытки стать "властелином судьбы", подняться над "тварью дрожащею" иодновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философскийответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав "убийцу иблудницу" главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникована улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановкусимволических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений,напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный стопографической точностью Петербург в символический образ призрачногогорода. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий,чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостреннаяпостановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов"(различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все этиособенности романа, традиционно считающегося лучшим произведениемДостоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотярадикальная критика истолковала "Преступление и наказание" как произведениетенденциозное, роман имел огромный успех.Мир великих романовВ 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Достоевский видел в"изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князьМышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой прощение имилосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживаетстолкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Егогибель - приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, "где только онни п р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту". Следующийроман "Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористическойдеятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народнаярасправа", но идеологическое пространство романа много шире: Достоевскийосмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-хгг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" вфилософско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самойхудожественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф,трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным"на события. Современники прочитали "Бесов" как рядовой антинигилистическийроман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознаниекоторого формируется в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщегоразложения" и "случайного семейства". Тема распада семейных связей нашлапродолжение в итоговом романе Достоевского - "Братья Карамазовы" (1879-80),задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с темкак роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема "отцов и детей"("детская" тема получила обостренно-трагедийное и вместе с темоптимистическое звучание в романе, особенно в книге "Мальчики"), а такжеконфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через "горнило сомнений",достигли здесь апогея и предопределили центральную антитезу романа:противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимнойлюбви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям вБоге и "мире Божьем" (эти мотивы достигают кульминации в "поэме" ИванаКарамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского - это целоемироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца.Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, "придавленные"идеей и оторванные от "почвы", при всей их неотделимости от российскогопространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, сталивосприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации."Дневник писателя". Конец путиВ 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где неограничился редакторской работой, решив печатать собственныепублицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны,рассказы. Эта пестрота "искупалась" единством интонации и взглядов автора,ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться "Дневникписателя", которому Достоевский посвятил в последние годы много сил,превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной иполитической жизни и изложив на его страницах свои политические,религиозные, эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактированияжурнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874,затем в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875возобновил работу над "Дневником", имевшим огромный успех и побудившиммногих людей вступить в переписку с его автором (вел "Дневник" с перерывамидо конца жизни). В обществе Достоевский приобрел высокий нравственныйавторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем егоприжизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве(1880), где он говорил о "всечеловечности" как высшем выражении русскогоидеала, о "русском скитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Этаречь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещаниемДостоевского. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть"Братьев Карамазовых" и издавать "Дневник писателя", в январе 1881Достоевский внезапно скончался.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Достоевский биография и творчество iconКонстантин Бальмонт. Биография и творчество Константин Бальмонт. Биография и творчество
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии
Достоевский биография и творчество iconИнформационное письмо приглашаем Вас принять участие в Международной научной конференции «биография и творчество с. А. Есенина в энциклопедическом формате»
«биография и творчество с. А. Есенина в энциклопедическом формате», посвященной 116-й годовщине со дня рождения С. А. Есенина
Достоевский биография и творчество iconБиография и творчество Ф. И. Тютчева

Достоевский биография и творчество iconБиография и творчество Булгакова

Достоевский биография и творчество iconБиография и творчество Пришвина

Достоевский биография и творчество iconБиография и творчество Андрея Рублёва

Достоевский биография и творчество iconКонстантин Бальмонт, биография и творчество

Достоевский биография и творчество iconФедор Михайлович Достоевский Стихотворения и стихотворные наброски, шуточные стихи, пародии, эпиграммы
«Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах т. 10»: «Наука», Ленинградское отделение; Ленинград; 1991
Достоевский биография и творчество iconТест№3 Жизнь и творчество А. С. Пушкина Часть Биография
Расставьте в хронологической последовательности важнейшие события жизни и творчества А. С. Пушкина
Достоевский биография и творчество iconФ. М. Достоевский
Отталкиваясь от реальных фактов окружающей действительности, пытаясь осмыслить и обобщить их, Достоевский настойчиво искал выход...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы