Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян icon

Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян



НазваниеКиевская Русь раннефеодальное государство восточных славян
Дата конвертации17.07.2012
Размер216.01 Kb.
ТипРеферат
Киевская Русь - раннефеодальное государство восточных славян


Министерство путей сообщения РФ Дальневосточный государственный университет путей сообщения Кафедра Правоведение Курсовая работа по Истории государства и права России Тема: «Киевская Русь – раннефеодальное государство восточных славян» Выполнил: Студент 1 курса юридического факультета Мустафаев РусланИсмаилович Проверил: Мамаев С.В. Г.Тында 2003г. Содержание. Введение………………………………………………………………………3 Пункт 1 Норманская и Антинорманская теории…………………………………….4 Пункт 2 2.1 Становление и развитие Церкви в Русском государстве………………7 2.2 Влияние церкви на становление государственности…………………..10 Пункт 3 Общественный строй Киевской Руси……………………………………….16 Пункт 4 Государственный строй Киевской Руси…………………………………….20 Заключение…………………………………………………………………...24 Список литературы. Введение. Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашегонарода. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именноэтому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, пережившийна протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно ихзапомнил, оценил и передал на память следующим поколениям. Киевская Русь 9-12 веков – это, во-первых, колыбельгосударственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, -а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшаяважную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока иотдаленного Севера. От сравнительно небольшого союза славянских племен СреднегоПоднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как всевосточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтикии многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своихсоседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских инеславянских современных ему государств. В своей работе я намерен показать не только устройство Киевской Руси,влияние церкви на становление государственности, но и взгляды 2-х теорий наобразование Древнерусского государства. В работе я основываюсь на книги таких историков как – книгаДолгополовой «Роль православия в становлении государственности КиевскойРуси», в которой автор описывает принятие христианства как определяющийфактор в создании государственности. И книгу Оргиш «Образование Киевскогогос-ва и введение христианства», в которой принятие христианства ставитьсяна ровне с другими факторами. Также в работе я основываюсь на курсовую работу Горбунова А.Н.Пункт 1. Норманская и Антинорманская теории. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновенияДревнерусского государства. Эта проблема постоянных политическихспекуляций. К вопросу образования Русского государства обратилось иобращается большое число представителей различных наук – от истории,археологии до лингвистики и географии. В 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и ГерхардФридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научныхтрудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство былосоздано варягами. Они положили начало норманнской теории происхожденияРоссийского государства. Против этой теории решительно выступил М. В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историюРоссии. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманскойтеории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманская (славянская).Обе стороны ссылаются на две летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, онисчитают, что норманны добились господства над восточными славянами путёмвнешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашениякняжить); во-вторых, они считают, что слово «русь» норманнскогопроисхождения. Антинорманисты считают, что термин «русь» доваряжского происхождения ивосходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места,которые противоречат легенде о призвании трёх братьев княжить. За 852 годесть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже былаРусская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идёт речь о том,что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв считают, что записьо призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобыпротивопоставить два государства – Киевскую Русь и Византию. Авторулетописи для этого потребовалось указать иностранное происхождениекняжеской династии. Так Б.А. Рыбаков в книге «Первые века русской истории»пишет: «…а на место рассказа о Полянах и Киеве чужой рукой была вставленановгородская легенда о мнимом «призвании» князей-варягов в Новгород».Согласно исследованию А. А. Шахматова, Варяжские дружины стали называтьсярусью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникамнельзя узнать о каком-то племени русь.Вот уже в течение двух с лишним веков идут споры между представителяминорманнской и славянской школ в истории. Многие из них строят свои гипотезынасчёт образования государства на Руси. В основном все эти гипотезыстроятся на разном толковании летописей. Также историки спорят о том, вкаком городе зародилось это государство. Рыбаков в своей книге представляет такую гипотезу. «В старомземледельческом районе лесостепи на берегах реки Роси существовало племярос, или рус. Племя в основном было славянским. Центром племени был городРодень в устье р. Роси. В VI в., когда славяне оправились от гуннского разгрома, а в степяхпоявился новый враг – обры (авары), племена лесостепи сплотились в большойсоюз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднестровскогоплемени росов, или русов. В пределах этого союза сложилась своеобразнаякультура, отличавшая вошедшие в союз племена от других славянских племён.Союз племён VI – VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли.Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем. Несколько позднее первенствующее положение в союзе племёнПриднестровья перешло к северному соседу русов Поросья – к Полянам, сцентром в Киеве, на самом севере лесостепной полосы. Но поляне не передалисвоего имени другим племенам. Когда в IX в. сформировалось первое феодальное государство у восточныхславян, оно по давней 300-летней традиции продолжало именоваться Русью. В глазах иноземцев «русом», «русским» был каждый житель государстваРуси, каждый подданный киевского князя, правившего Русью. Даже варяги,приезжавшие в Киевскую Русь в качестве наёмных воинов или купцов и жившие вКиеве, получали наряду с другими наименование русов.» Как мы видим, данный автор выбирает Киев центром формированиягосударства на Руси.Пункт 2. 2.1. Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Принятие христианства имело огромное значение для всего русскогообщества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов,постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Но крещение Русине следует представлять, как простую перемену верований. Христианство, ставгосподствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений иучреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал житьмитрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Киевскиймитрополит был главой церкви на Руси. Свою власть он осуществлял с соборомепископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели правоадминистративного надзора над всеми епархиями (“епархия” – греч.“провинция”) русской церкви; вместе с собором они вершили суд надепископами, обвиненными в канонических преступлениях. О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайнескудные сведения, об одних – просто упоминание в Летописи, о другихизвестно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками, тоесть людьми греческой культуры. По мнению историка XIX века Е.Е.Голубинского “митрополиты, вступление которых на кафедру отмечено влетописях и о вступлении которых говориться как о приходе “придемитрополит”, все были греки”. Вероятно, многим из них славянский язык быллибо совсем неизвестен, либо они им овладевали уже на Руси. Незнание языкане могло не затруднять их отношений с духовенством и народом. Но греческое происхождение первых митрополитов Киевских имело и благиепоследствия для Церкви и Русского государства. Их независимость от местноговеликого князя в известной мере ограждала церковь от неправомерноговмешательства в ее внутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху,когда началось дробление русской земли на уделы, независимые от князеймитрополиты оставались средоточием и символом единства Руси. В княжескихмеждоусобицах они являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжескихдоговоров. В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. Вначале они тоже были греческого или южнославянского происхождения. Но уже ксередине XI их большинство стали составлять русичи. Что касается прав иобязанностей епархиального епископа Киевской Руси, то он, как этоготребовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главнымначальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенносоветником удельного князя в государственных делах. В княжеских распряхепископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствамиони скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест дляцелования. Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский иудельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословлялакнязя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, икогда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь ихобличала. Коллегиальным помощником древнерусского епархиального архиереябыл своеобразный пресвитериум – епархиальное духовенство собиралось в такназываемое соборное воскресенье на “соборики”, которые обсуждали важнейшиецерковно-административные и пастырские дела. Для ведения церковно-судебных,хозяйственных и финансовых дел привлекались и светские чиновники из бояр. Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после еекрещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количествусуществовавших тогда церквей. Из летописей известно, что киевский пожар1124 года истребил 600 церквей. Это известие говорит о том, что Киев висторически малое время после крещения Руси по числу церквей сравнялся сдревними центрами христианства. И в Киеве и во всех епархиях такжеустраивались монастыри, которые были основными поставщиками русскогоепископата. 2.2. Влияние Церкви на становление государственности.О религиозно-нравственном облике древнерусского человека, может быть,вернее всего можно судить по хрестоматийному “Поучению” Владимира Мономаха.Это сочинение не епископа, не монаха, не духоносного избранника из мирян, акнязя, церковью не прославленного, воззрения которого были типичны для всейкняжеско-боярско-дружинной среды и близки к общенародным представлениям ожизни и ее высших ценностях. То обстоятельство, что Владимир Мономах былвеликим государственным деятелем, ничего не меняет, не выделяет его изсреды, к которой он принадлежал, в которой складывался его нравственныйоблик. Чему же учит этот умудренный опытом человек своих детей? “Страхимейте Божий в сердци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатоквсякому добру”. “Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силекормите, и придайте сироте, и вдовицю оправите сами, и не вдайте сильнымпогубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убитиего“. Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти - “ащебудет повинен смерти”, то все равно “не погубляйте никакоже христьяны”. Вовсех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как невидит причин для братоубийственных войн. Все споры можно решать добром. Стеми же, кто жаждет войны (“мужами крови”), достойным князьям не по пути.При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономахотводит ей почетное место. И так же понимали жизнь, свое назначение и свойдолг современники Владимира Мономаха, русские люди XI – XII веков. Дляспасения необходимо жить по совести. Нравственно, духовно Русь за одно столетие претерпела глубинныйпереворот, равного которому она уже не знала. Как писал А.И. Солженицын“Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, онарасположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Онаприняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строймышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщуюохрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, сним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшиеместа своих окружий, его службам – свои предрассветья, его потам своювыдержку, его праздникам – свой досуг, его странника – свой кров ихлебушек”. На основе христианизации происходило становление нового типагосударственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь междусветской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первойполовине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведениецеркви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственныедела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер ивесов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанныхс углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так,как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов,Номоканона, получившего на Руси название Кормчей (одной из частей которойявлялась потом Русская Правда). В этом сборнике заключались церковныеправила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законыправославных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, накоторых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясьвизантийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношенияк земледельцам, какие были приняты в Греции. Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новыевласти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческиеобычаи, новые законы и суды. Для того чтобы оценить, какие происходилиизменения, необходимо ознакомиться с некоторыми чертами общественного бытаРуси в дохристианское время. Государство, в котором мы живем, имеет право и в то же времяобязанность карать виновных за преступления и проступки и по возможностипредупреждать всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскиваетсяи наказывается независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшиелюди. В древнейшее время это было не так. Князья не имели ни склонности, нивозможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когдак ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось“обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или егород. Человека защищал не князь, а свои, близкие ему, люди. Обычай “кровноймести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что егопризнавало даже тогдашнее законодательство. Иначе и быть не могло в такомобществе, где княжеская власть была еще слаба, где князь бывалиноплеменником и жил, окруженный дружиной таких же иноплеменников. Самиславяне имели такие же союзы и сообщества. Они жили или родами илиобщинами. Человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу, пользовалсязащитой рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя.Лишенный покровительства своих близких, прогнанный из какого-либосообщества, человек становился беззащитным, потому что никто не считал себяобязанным прийти к нему на помощь. Его можно было убить и остаться безвсякого наказания и возмездия. Такие беспризорные и беззащитные людиназывались изгоями, они были как бы “изжитые”, выкинутые из жизни люди. Роды жили замкнуто, чуждались один другого и враждовали между собой.Семейный быт отличался грубостью, тем более что везде существовал обычаймногоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещениятоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно примногоженстве, было очень нелегко. В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: людиделились на свободных и несвободных, или рабов. Это существовало снезапамятных времен. Главным источником рабов был плен. Свободныеназывались термином княжи мужи, рабы носили название челядь (в единственномчисле – холоп). Положение рабов было очень тяжело, они рассматривались, какрабочий скот, не могли иметь собственного имущества. Холоп мог найти себезащиту только у своего господина, когда господин его прогонял или отпускал,раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища. В языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения,какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось насамостоятельные союзы, которые лишь своими силами охраняли и защищали своихчленов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным ибеззащитным изгоем. Семья имела грубый языческий характер. Рабство былоочень распространено. Грубая сила господствовала в обществе и человеческаяличность сама по себе в нем не имела никакого значения. Христианская церковь не могла примириться с таким порядком. Вместе сХристианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и началакультуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки.Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала нанравы и учреждения Руси. Проповедью и церковной практикой она показывала,как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила,как они должны управлять: “воспрещать злым и казнить разбойников”. Князь неможет оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он долженблюсти в ней порядок. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они“имели приязнь” к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как наизбранника Божия. Церковь всячески поддерживала авторитет князей, смотря наних, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья роняли своедостоинство в грубых ссорах и междоусобицах, духовенство старалось мирить иучить, чтобы они чтили старейших и не переступали чужого предела. Такдуховенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка,имея перед собой пример Византии, где царская власть стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образоваласобою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство,затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которыеслужили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не могсам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют ипокровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов.Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. И какбы ни был, слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански – как на свободного человека. В церкви не существовало рабства:рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они былитолько прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользуцеркви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового,более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себезащиту и помощь все немощные и беззащитные. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственностив русском обществе. На основании церковного закона, принятого иподтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, всепроступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду некняжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы, более развитые,чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывалолучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности восставалодуховенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, вбеседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ бытьмилосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин. Впоучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. Постепенноизменялся и смягчался взгляд на раба, дурное обращение с рабами сталопочитаться “грехом”. Оно еще не каралось законом, но уже осуждалосьцерковью и становилось предосудительным. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческогообщества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчинялосебе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизньвсякой семьи. В то время, как княжеская власть была еще слаба и киевскиекнязья, когда их становилось много, сами стремились к разделениюгосударства, - церковь была едина и власть митрополита простираласьодинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось,прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннееединство и силу. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена вевропейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементомевропейского цивилизационного процесса.Пункт 3. Общественный строй Киевской Руси.Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие— это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права иобязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории:свободные, полузависимые и зависимые люди.Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Изних князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус«княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местногопроисхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство.Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, гдезанимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разныегруппы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частьюобщества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались болеестрого. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой(вира — высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь женвеликих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших бояр — в 3гривны золота, городских людей — в 3 гривны золота, а простых людей — в 60резан (ст. 30). Бояре при отсутствии сыновей были вправе передаватьнаследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли.Бояре также были освобождены от уплаты налогов.Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре могпопасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Современем в городах создается патрициат, который был более связан с городом,чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициевбыла из евреев.Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городскогонаселения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так,ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двортысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.К свободному населению относилось также духовенство, которое представлялособой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то времяведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. Вмонастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи(Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги,организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Русипринадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей иимел огромное моральное влияние на князей и все общество.К белому духовенству принадлежали церковники:священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белогодуховенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в началеXI века было более 400 церквей.Влияние христианства в Руси было достаточно сильным, и это еще раз даетоснование полагать, что его корни здесь проникали значительно глубже временВладимира.Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучениедетям» Владимира Мономаха. Он советует регулярно посещать церковь, молитьсяднем, ночью, в дороге повторять молитвы.Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридическибыли свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели отфеодальной верхушки.Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Онивладели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населенияКиевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинностьс личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству своеимущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда,как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим,чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Русиувеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается числонезависимых смердов. Растет количество смердов, которые работают набоярской земле, оставаясь при этом свободными. Полузависимые(полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленнаягруппа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые поразным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но приопределенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд бралв долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до тоговремени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп могиметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, ктодавал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за своипоступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступлениепротив свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором назакупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор несответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга,а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленногозакупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался вхолопа.Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим терминомназывали лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всехневольных людей.Основными источниками холопства были:• плен на войне;• брак с невольным;• рождение от холопов;• продажа при свидетелях;• злостное банкротство;• побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривалусловия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю,если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует,после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имелникаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин.Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холопне мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. Сраспространением христианства положение холопов улучшилось. Церковьпризывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их наволю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из тойсоциальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в КиевскойРуси происходила из холопов, которые получали свободу.Пункт 4 Государственный строй Киевской Руси.Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершинегосударственной власти стоял Великий князь. К органам власти относилисьтакже боярский совет (совет при князе), вече.Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. За все времясуществования Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче накняжеский престол сел не член этого рода, а боярин Владислав Кормильчич. Впонимании населения того времени Русью правил весь род князей, и каждыйчлен этого рода имел право на власть. Это единство княжеского родаспособствовало идее единства, соборности Русской земли. Киевская Русь неимела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великийкнязь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. ПослеЯрослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русскойземле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов кнаследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потомпо очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от егоавторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь былвоеначальником, ему принадлежала инициатива военных походов и ихорганизация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володетьи судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Так,Ярославичи решили отменить кровную месть, заменив ее штрафом. Князь собиралналоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имелвлияние на церковные дела. С летописей следует, что Ярослав и Изяслав IIприказывали созывать собор епископов и выбирать митрополита.Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частьюмеханизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, быломоральной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указывает насовещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это,боярские советы не стали государственным органом, с четко определеннымсоставом, компетенцией, функциями.Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со временродоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение итолько тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, сновавозрастает. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024года: победитель Ярослава, Мстислав, не занял киевский престол, посколькукиевляне в лице вече не пожелали этого.Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранныйнаселением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержаниетаких «рядов» до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывалисьобязанности князя перед населением.Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове.Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывалкнязь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, как проходили вечевыесобрания, кто на них председательствовал. На вече голосов не подсчитывали,побеждала та идея, которую поддерживало явное большинство. Участие в вечепринимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод,что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентскойформы и не превратились в постоянные государственные органы.Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси небыло. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские,десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполнялаадминистративные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняетдворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, прикоторой княжеские слуги со временем превратились в государственныхдолжностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились:• дворский — ведал всем княжеским хозяйством;• воевода — командующий всеми вооруженными силами княжества;• тиун конюший — отвечал за княжеские конюшни;•стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием.Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописиупоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостяхкнязья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлисьпредставителями князя. С середины XII века вместо посадников была введенадолжность наместников.В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:• тиуны,• мытники (взимали торговую пошлину — «мыть»),• вирники (взимали виру — штраф за убийство),• данщики (сборщики дани),• пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно») и др.Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великогокнязя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получиланазвание системы кормлений.Органом местного крестьянского самоуправления была вервь — сельскаятерриториальная община.Власть князя и его администрации распространялась на города и населениеземель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенноприобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Населениеэтих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам. Заключение.В своей курсовой работе я поставил определённые задачи которые хотелосветить.Прежде всего, я осветил 2 взгляда на образование древнерусскогогосударства: норманнскую и антинорманнскую теории. По норманнской теориигосударство в появилось в результате захвата варягами славянского населенияили в результате приглашения варяжского князя на управление Русью. А поантинорманской теории, государство Русь уже существовало на моментприглашения варяжского князя Рюрика на княжение.Вторая тема, которую я осветил – это влияние церкви на становлениегосударственности у восточных славян. Оказалось, что православная церковьсыграла очень большую роль в становлении древнерусского уклада. Вместе сХристианским учением церковь принесла на Русь начала культуры. Учаязычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Церковьстаралась поднять значение княжеской власти. Церковь опекала и питала тех,кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приюти покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов.Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности врусском обществе. Очень широко было влияние церкви на гражданский бытязыческого общества.И, наконец, я осветил общественный и политический уклад Киевской Руси. Гдеподробно описал деление древнерусского на сословия, и распределение властив древнерусской политической системе. Список литературы:1. Греков Б. Д. Киевская Русь. Изд. 3 переработанное и дополнен- ное М.Изд-во Академии наук СССР 1939г.2. Долгополова Л., Музыченко П. Роль православия в становлениигосударственности Киевской Руси. — Одесса, 1998.3. История государства и права СССР // Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф.Гончарова. — М.» 1972. — Ч. 1.4. Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннегосредневековья. М. Наука 1985г.5. Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введениехристианства.6 Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевскогогосударства. — М., 1949.7 Интернет: www.bankreferatov.ru www.referats.ru www.juristy.ru




Похожие:

Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconКиевская русь содержани е
Киевская Русь (или Древнерусское государство) – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате...
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconРусь Происхождение восточных славян Русь Происхождение восточных славян
Киево-Печерского монастыря летописец Нестор создал на основании древних сказаний основной исторический документ о Древней Руси “Летопись...
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconРусь Происхождение восточных славян

Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconРусь изначальная
Посставленные задачи помогут расскрыть суть в становлении будущих племенных союзов, т е в дальнейшем установлении государственности...
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconГосударственность у Восточных славян
Истоки государственности у восточных славян. Норманнская и славянская школы в истории 5
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconТесты по темам «Методология истории. Ранняя история славян. Киевская Русь. Политическая раздробленность. Русь и Золотая Орда. Образование Московского государства»
Как называется функция исторической науки, которая позволяет выработать на основе исторического опыта научно обоснованный курс?
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconВопросы по истории 9 класс
Возникновение государственности у восточных славян. (предпосылки, процесс). Дискуссия о происхождении Древнерусского государства...
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconКиевская Русь
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы сложилось в IX в в результате длительного внутреннего развития...
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconРусь Происхождение восточных славян
Каждого человека, кого раньше, кого позже наверняка волнует вопрос а откуда я взялся? Как я появился на свет?
Киевская Русь раннефеодальное государство восточных славян iconТема Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.)
Дайте общую характеристику «Русской Правды» как основного источника правовых норм Древнерусского государства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы