Правовой статус иностранных инвестиций в России icon

Правовой статус иностранных инвестиций в России



НазваниеПравовой статус иностранных инвестиций в России
Дата конвертации17.07.2012
Размер324,73 Kb.
ТипРеферат
Правовой статус иностранных инвестиций в России


РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯФакультет: ЮРИДИЧЕСКИЙДисциплина: международное частное право КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Правовой статус иностранных инвестиций в России» Студентка: Криницына Анастасия Александровна, 4 курс. Студенческий билет № 1032006505 Шифр ЮЮ_01_43с_003 г.Березники 2003 г. П Л А Н 1. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций 3. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций 4. Иностранные инвестиции в Российской Федерации Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций Инвестиции — капитал, вложенный в производство, то есть стоимость,возрастающая благодаря своему функционированию в системе, обеспечивающейиспользование живого труда. Как отмечает А. Г. Богатырев: "инвестиции — "капитал" — этонакопленная и не использованная для потребления часть дохода заопределенный период производственной деятельности и вновь вложенная впроизводство". Таким образом, инвестиционными являются всякие сделки, ненаправленные на потребление. Законодательное определение понятия иностранных инвестиций имеетчрезвычайно большое значение, поскольку оно очерчивает круг лиц иотношений, которые регулируются соответствующими правовыми нормами. Какправило, в разных странах объем этого понятия устанавливается законодателемв соответствии с проводимой им инвестиционной политикой. Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных иинтеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства ивложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои рискпредпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода илииного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенногокапитала. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации" от 9 июля 1999 г. в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как"вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности,на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав,принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских правне изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации всоответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (виностранной валюте или в валюте Российской Федерации), иного имущества,имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав нарезультаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность),а также услуг и информации". В этом смысле гораздо более соответствует действительности определениеинвестиций, содержащееся в ст. 1 Федерального закона "Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальныхвложений" от 25 февраля 1999 г. В соответствии с этим законом подинвестициями следует понимать "денежные средства, ценные бумаги, иноеимущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежнуюоценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) инойдеятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезногоэффекта". В доктрине и практике международного частного права обычно различаютдве формы инвестирования: Ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов; Предпринимательская форма - предпринимательский капитал в виде прямыхи портфельных инвестиций. Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора вуправлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестицииассоциируются с созданием и функционированием за рубежом совместныхкомпаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Через вывозпрямых инвестиций инвестор может либо, учредить за рубежом новую фирму(самостоятельно или совместно с местным партнером), либо купитьсущественную долю (обычно не менее 10%) в уже действующем за рубежомпредприятии или полностью поглотить его. За рубежом подобныепредпринимательские структуры обычно имеют статус зарубежных филиаловродительских компаний (дочерние или ассоциированные компании), в отличие отРоссии, где под филиалами понимают то, что на Западе называют отделениями. Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, какправило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами,облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами. Таким образом,осуществление портфельных инвестиций ограничивается, как правило, покупкойнезначительного количества ценных бумаг предприятий, банков и другихучастников инвестиционного процесса. В некоторых случаях, как это было уже подчеркнуто выше, вложение ифункционирование капитала на территории иностранного государства можетвыходить за рамки указанных форм (например, приобретение частным лицомценных бумаг, владение которыми тем не менее не позволяет ему участвовать вуправлении предприятием) В связи с этим будет, наверное, правомернымставить вопрос о наличии в международной деловой практике третьейнепредпринимательской формы инвестирования. Правовое регулирование иностранных инвестиций В силу двойственного характера источников международного частногоправа можно выделить два основных блока правовых норм, целью которыхявляется регулирование инвестиционных отношений — нормы национальногозаконодательства отдельных государств и положения международно-правовыхсоглашений. Определенное регулирующее воздействие на эти отношенияоказывают также нормы инвестиционных контрактов, заключаемых частнымииностранными инвесторами со странами — реципиентами капитала. 1. Национальное законодательство. В развитых странах с рыночной экономикой, в большинстве развивающихсягосударств и в странах с переходной экономикой по отношению к иностранныминвестициям действует принцип национального режима. Он получил поддержку ина международном уровне. Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору:зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствоватьна тех же условиях, что и местные, вступая друг с другом в полноценнуюконкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользоватьсябольшинством местных льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны — реципиента капитала. 2. Международные договоры. Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так илииначе затрагивающих вопросы правового регулирования иностранных инвестиций:двусторонний и многосторонний. В рамках первого из них особое вниманиеследует уделить торговым договорам, договорам о защите и поощрениикапиталовложений и соглашениям о налогообложении. Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровнепроисходит при помощи следующих основных международных договоров. Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла вдревние времена и окончательно оформилась с образованием национальныхрынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. Кнастоящему времени торговые договоры из средства регулированиямеждународных торговых отношений постепенно превратились также в одну изформ регулирования иностранных инвестиций. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Этот вид соглашенийкак форма правового регулирования международных экономических отношенийвозник после Второй мировой войны. Их главная цель — обеспечение притокаиностранного частного капитала в другие страны путем предоставления емуюридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих,рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов иприбылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов идругие. В договорах об инвестициях обычно содержится определение понятий"инвестиции" (капиталовложения) и "инвестор". В этих соглашениях оговаривается предоставление иностранному инвесторурежима наибольшего благоприятствования или национального режима, а такжевозможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны –реципиента капитала, так и в международные судебные органы. В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах.Они имеют особое значение для нашей страны в условиях известнойнезавершенности и нестабильности российского законодательства. В силуобщепризнанного принципа приоритета положений международных договоров наднациональными правовыми актами, договоры об инвестициях могут оказыватьнепосредственное регулирующее воздействие на отношения с участиеминостранного инвестора, позволяя компенсировать недостатки соответствующихзаконов и подзаконных актов России. Соглашения о налогообложении. Вопросы налогообложения играют важнуюроль в деле инвестирования частного иностранного капитала. С помощьюсоглашений о налогообложении государства-участники стремятся создатьблагоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектови, таким образом, стимулировать инвестиционный процесс как основуэкономического развития. Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулированиявопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами.Государства, подписывающие такие соглашения, обычно берут на себяобязательство полностью или частично освобождать предприятия,контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения. Регулирование инвестиционных отношений на многостороннем уровне.Многостороннее правовое регулирование отношений, связанных с иностранныминвестированием капитала, начало складываться в 60-х годах XX столетия.Однако его предпосылки обозначились значительно раньше. Еще в 1929 г. вПариже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью заключениямногосторонней международной конвенции по обращению с иностранцами и ихсобственностью. Однако она закончилась безрезультатно. Во время Второй мировой войны в 1944 г. на международной конференции в г. Бреттон-Вудс (США) были созданы такие важныемеждународные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) иМеждународный банк реконструкции и развития (МБРР) .3. Инвестиционные контракты-соглашения. Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимаютинвестиционные контракты-соглашения, заключаемые между частными инвесторамии странами — реципиентами капитала. Они конкретизируют положенияинвестиционного законодательства того или иного государства с учетомгосударственной принадлежности иностранного инвестора, его экономическогопотенциала, а также значения планируемого капиталовложения в экономикустраны. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаютсязакрепленные в национальном законодательстве или международных соглашенияхобязательства государства — реципиента капитала перед иностраннымиинвесторами по созданию безопасного режима инвестирования. Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту,предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое илиюридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являютсяинвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранногоинвестора в данном государстве. Анализ национального законодательства различных государств имеждународных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящемувремени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантийзащиты иностранных инвестиций:• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющегоиностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;• гарантии недискриминации;• гарантии стабильности условий инвестирования;• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоватьсярезультатами своей деятельности;• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи сосуществлением инвестиций. В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются всеперечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовыхдокументов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральныезаконы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999г. и "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в формекапитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также,что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных емув результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов всоответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.5). Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи сосуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как они представляютсобой одно из наиболее важных средств реализации всех других видовгарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Согласно ст. 10 “Закона об иностранных инвестициях” 1999 г. спор сучастием иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлениеминвестиций и предпринимательской деятельности на территории России,разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральнымизаконами в суде, арбитражном суде либо в международном арбитраже(третейском суде). Большинство международных договоров о поощрении и защитекапиталовложений, в которых участвует Россия, оговаривают процедурупередачи споров относительно толкования и применения таких соглашений нарассмотрение изолированных третейских судов (арбитражей ad hoc), которыеформируются самими сторонами для каждого конкретного случая.Соответствующие положения содержатся, в частности, в договорах, заключенныхнашим государством с Австрией, Бельгией, Люксембургом, Болгарией,Великобританией, Грецией, Данией, Испанией, Канадой, КНР, Кореей, США,Францией и др. Кроме того, часть таких договоров предусматривает особую процедурурассмотрения споров между инвестором одного государства — участникасоглашения и другим государством-участником, касающегося обязательствпоследнего по данному договору. В соответствии с этой процедуройсоответствующие споры могут передаваться по выбору инвестора нарассмотрение: 1) компетентного суда или арбитража государства — реципиента капитала; 2) третейского суда "ad hoc"; 3) постоянно действующего международного коммерческого арбитражного органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты); 4) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. Каждый договор устанавливает свой собственный перечень таких органов. В тех случаях, когда международным договором или соглашением сторон непредусмотрено иное, а также в случае отсутствия соответствующегомеждународного соглашения, инвестиционные споры могут быть рассмотреныарбитражными судами или судами общей юрисдикции страны истца или ответчикана основе процессуального законодательства этого государства. Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов вэкономику зарубежных государств составляют так называемые некоммерческиериски. Связанные с ними неблагоприятные последствия являются, как правило,следствием неконституционной смены власти, изменения политического режима,проведения неконтролируемой национализации или конфискации собственности,отказа государства от своих международных обязательств и т. д. Поэтомувполне естественным является желание иностранных инвесторов создать системудополнительных гарантий, которая функционировала бы независимо отполитических катаклизмов. Одним из элементов такой системы являетсястрахование инвестиций. Эта деятельность может осуществляться частнымикомпаниями, государственными органами или международными организациями. Объектом договора страхования, заключаемого частной страховойкомпанией, являются ресурсы, вкладываемые физическими или юридическимилицами за рубежом, а страховым случаем — финансовые потери, связанные сполитическими рисками, которые эти страхователи понесли в соответствующеминостранном государстве. Преимуществами данной формы организациистрахования инвестиционных рисков считаются гибкость и маневренность,присущие деятельности частных компаний. Кроме того, такие компаниинезависимы от государства и, следовательно, инвестор может рассчитывать навозмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных государственныхорганов. Вместе с тем подобная независимость имеет определенные границы. Белистраховая компания, к примеру, сама находится в стране, переживающейсерьезные экономические и политические проблемы, то ее положение тоже будетнестабильным. Нельзя забывать и о том, что довольно часто инвестиции,вкладываемые в экономику зарубежных государств, исчисляются сотнямимиллионов долларов. Поэтому при наступлении страхового случае суммавозмещения, подлежащая выплате, может оказаться непосильной даже длякрупных страховых компаний с мировым именем. Наконец, следует иметь в виду,что частное страхование иностранных инвестиций обычно ограничено сроком в3—5 лет и на многие некоммерческие риски не распространяется. В отличие от частных государственные программы страхованияпредназначены, среди прочего, для проведения политики поощрения и защитыкапиталовложений, осуществляемых отечественными предприятиями иорганизациями за рубежом. Государственные страховщики обычно оформляютстрахование от импортных и экспортных, краткосрочных либо долгосрочных,рисков прямых инвестиций. В числе международных организаций, занимающихся страхованиеминостранных капиталовложений, особую роль играет Многостороннее агентствопо гарантиям инвестиций, учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией1985 г. Как и КЧЗИ, Агентство заключает договоры страхования отнекоммерческих рисков, перечень которых включает, в частности:неконвертируемость; лишение правительством права собственности иликонтроля; нарушение правительством договора в случаях невозможностиобращения в суд или арбитраж; потери вследствие военных действий илигражданских волнений и др. Страхование может покрывать как инвестиции вакции, так и в кредиты, выделенные или гарантированные держателями акций, атакже лицензирование, предоставление привилегий и договоры о разделепродукции. Иностранные инвестиции в Российской Федерации. Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" являетсяосновным источником права в рассматриваемой области отношений, это следуетиз названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений,а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательнойвласти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутогоакта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепциирегулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировкеотдельных его положений. Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях"необходимо отметить следующие: Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. Вчастности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов"является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм,чётко определяющих последствия принятия органами государства мер,нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практическив момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий вМинистерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на тогосударственном органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы, предписывающейрегистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность еёиспользования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её можетсвидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель непредставлял, или имел неправильное представление о возможных способахрегулирования данной области отношений. Эта формулировка привела впоследствии к некоторой неопределённости в процессе практическойрегистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюсяпроблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрациипредприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г.,предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностраннымиинвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченноморгане. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодательчётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельностисовместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься срегламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то,возможно указанного недостатка можно было бы избежать. До регистрации предприятия с участием иностранных инвесторов какие-либо сделки с ним запрещены. Лишь после государственной регистрации такоепредприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. На практике при решении этих вопросов возникают определенныесложности. Неясно, прежде всего, какое ведомство занимается регистрациейкоммерческих организаций с иностранными инвестициями. Бытует мнение - если,скажем, иностранный инвестор участвует в учреждении предприятия или инойкоммерческой организации в Сибири или на Дальнем Востоке, он должен ехать вМоскву, чтобы решить вопросы с регистрацией совместного предприятия. Следует сказать, что процедура государственной регистрациипредприятий с участием иностранного капитала меняется как в калейдоскопе.Зарубежным инвесторам довольно трудно уследить за сменой полномочийроссийских государственных органов, контролирующих вложение иностранныхкапиталов в экономику страны. Сначала государственными органами, осуществляющими регистрациюпредприятия с иностранными инвестициями, согласно ст. 16 Закона РСФСР "Обиностранных инвестициях в РСФСР" являлось Министерство финансов РСФСР илииные уполномоченные на это органы. Так, предприятия, объем иностранныхинвестиций в которых превышал 100 млн. рублей, регистрировались Минфином сразрешения Правительства. В ноябре 1991 г. Министерство разделило своюкомпетенцию с администрацией субъектов Федерации. Это означало, что,например, регистрация всех совместных предприятий, в которых объеминостранных инвестиций не превышает 100 млн. рублей независимо оторганизационно - правовой формы, была возложена на заместителя главыадминистрации Иркутской области. Затем в мае 1992 г. функции по регистрации иностранных инвестицийпереданы Комитету по иностранным инвестициям при Минфине России.Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. "О некоторых вопросахведения Государственного реестра предприятий" гласило: "Установить, чтоКомитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РоссийскойФедерации осуществляет государственную регистрацию предприятий синостранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей иугледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, атакже предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100млн. рублей". Позже Комитет по иностранным инвестициям расформировали, было созданоРоссийское агентство международного сотрудничества и развития. Но и этаструктура, как говорится, приказала долго жить. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г.No. 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационнаяпалата. Ее наделили функциями регистрации предприятий с иностраннымиинвестициями, ведения государственного реестра таких предприятий. В этоморгане должна была производиться государственная регистрация только двухтипов предприятий с иностранными инвестициями: предприятий, объеминостранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей; предприятийтопливно - энергетического комплекса (независимо от объема иностранныхинвестиций). В других случаях регистрация производится уполномоченными органамиреспублик, краев, областей. Наконец, ныне действующим Федеральным законом "Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации" функции регистрации коммерческихорганизаций с иностранными инвестициями возложены на органы юстиции. Воисполнение данного Закона Правительство РФ 5 сентября 1998 г. принялопостановление "О передаче Государственной регистрационной палаты приМинистерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстицииРоссийской Федерации". Государственная регистрационная палата при Минюсте России занимаетсярегистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями с объемоминостранных инвестиций в уставном (складочном) капитале свыше 100 тыс.рублей и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, действующихв сфере нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающейпромышленности. И это все функции регистрационной палаты. Стало быть, вовнимание принимаются два критерия, пользуясь которыми можно определитькомпетенцию, как ныне принято говорить, федерального центра в регистрациииностранных инвестиций. Первое - сфера вложения иностранного капитала:нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и угледобывающаяпромышленность. Второе - размер вклада иностранного инвестора превышает 100тыс. рублей. За этим исключением регистрация совместных предприятий и иныхкоммерческих организаций с участием иностранных инвестиций производится нев территориальных органах юстиции, но, как и раньше, в администрациисубъекта Федерации. Например, устав китайской коммерческой организации (ООО"Дальневосточная группа") зарегистрирован распоряжением заместителя главыадминистрации Иркутской области. До недавнего времени срок регистрации совместного предприятиясоставлял 21 день с момента поступления документов в соответствующийрегистрирующий орган. Теперь по Закону "Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации" он установлен в один месяц с момента надлежащейподачи документов. В течение этого срока совместное предприятие должно бытьзарегистрировано или же заявителю сообщается о причинах отказа. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может бытьотказано в государственной регистрации в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Инвесторможет обжаловать отказ в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации предприятия с иностраннымиинвестициями возможен также в случае нарушения установленного действующимна территории Российской федерации законодательством порядка образованиятакого предприятия либо несоответствия ему представленных документов. В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, связанных сучреждением и деятельностью филиалов и представительств иностранныхюридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионныхдоговоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организациипредпринимательской деятельности требует подробной регламентации, илихотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативнымиактами. За пределами регулирования Закона "Об иностранных инвестициях"остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранныхинвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы,связанные с функционированием так называемых договорных форм совместныхпредприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции(production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы нерассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций,содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении ихдействию рассматриваемого закона. Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях можетдействовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частнойсобственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютномрегулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единуюгосударственную инвестиционную политику. При работе над совершенствованием правового регулирования иностранныхинвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развитиязаконодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когдазаконы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихсястранах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы. Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестицийпромышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытатьсярешить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Однойиз таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства обиностранных инвестициях является вопрос о предмете регулированияинвестиционного права. Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевымвопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется кругправоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая тоили иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт егоправо на льготы и гарантии, провозглашенные в законе. Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все видыимущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностраннымиинвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности вцелях получения прибыли (дохода)." Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестицииявляются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело)на территории другого государства. Дающийся в законодательных актах и международных договорах переченьвидов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а неисчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все видыимущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает натерритории принимающей страны. В этот перечень входят: - недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; - акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; - право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; - права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов; - права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторскиеправа, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели,товарные знаки или знаки обслуживания, а также "good will" (это понятиеозначает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). Вэту же группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау". Международные соглашения распространяются как на капиталовложения,так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, вкачестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных ииных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническоеобслуживание, а также других вознаграждений. Точное определение понятия "иностранные инвестиции" имеет важноезначение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также идля участия России в различных международных конвенциях по иностранныминвестициям. Это будет способствовать не только совершенствованиюнационального законодательства, но и положительно повлияет на процессинтеграции России в действующие механизмы международно-правовогорегулирования иностранных инвестиций. Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранныхинвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальнойнеобходимость принятия системы допуска иностранного капитала, котораяподтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений встранах с развитой рыночной экономикой. Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматриваетосуществление иностранных инвестиций "путём долевого участия впредприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ...; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам,а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий,имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия впредприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иногоимущества, которое в соответствии с действующим на территории РФзаконодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретенияправ пользования землёй и другими природными ресурсами; приобретения другихимущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, незапрещённой действующим на территории РФ законодательством, включаяпредоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав".(ст.3). Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностраннымипартнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, всерегулирование иностранных инвестиций было практически сведено кустановлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферуприменения закона и, в конечном итоге, оттолкнуло значительное числопотенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов (Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93.,предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с ДойчеБанком иностранных инвестиций для развития Тюменской области, УказПрезидента РФ от 22.12.93. "О вопросах соглашений о разделе продукции припользовании недрами" , практика государственных органов, осуществляющихрегистрацию предприятий с иностранными инвестициями, в частностиРоссийского Агентства международного сотрудничества и развития (РАМС),ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреждаемых предприятийс иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российскихакционерных обществ.) свидетельствует о том, что в России существуетобъективная потребность в законодательном регулировании не толькодеятельности совместных предприятий, но также и других правовых формосуществления иностранных инвестиций. Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играетсоздание коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием.Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столькопартнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежныхэлементов контроля за производством. Для российской экономики весьмаполезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу,в отраслях , не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей,имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание такихорганизаций, тем более крупных предприятий, способных взять в свои рукибольшую часть российского рынка, следует лицензировать ( ПостановлениемПравительства РФ N 135 от 11.02.2002 г. в ряде отраслей введеналицензионная система регулирования хозяйственной деятельности, котораяраспространяется и на иностранных инвесторов). В условиях увеличенияобъемов иностранных инвестиций в России возникает необходимость усиленияантимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего за характером слиянийи поглощений. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в закон "Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках" от 25.05.95 г. распространяет свое действие на все хозяйствующиесубъекты, следовательно и на операции иностранных фирм. Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможностьучастия иностранных инвесторов в приватизации (ст.37 Закона). Приобретаяпакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, наинвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договорыкупли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаютсяопределенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этихпредприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороныпри невыполнении инвесторами данных обязательств. "Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоениеприродных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной сиспользованием объектов, находящихся в государственной собственности, но непереданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственноеведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионныхдоговоров" (ст.40 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР»).Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природногоресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Онвладеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательныхпоставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Всоответствии с российским Законом «О недрах» концессии должныпредоставляться на конкурсной основе, т.е. путем проведения тендеров.Тендеры в России получили большое распространение и также проводились входе реализации программы приватизации федеральными и региональными фондамиимущества, и через специально создаваемые тендерные комиссии при проведенииторгов по особо крупным проектам. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионныедоговоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себяобязательства осваивать разработку определенного природного ресурса,расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции(осуществляется "раздел продукции"). В связи с этим используется особыйналоговый режим, предусматривающий замену налогов, пошлин и другихобязательных платежей распределением произведенной продукции междуинвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регулируютсяпринятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции",который ,однако, не соответствует Закону "О недрах" по весьма существеннымвопросам:1) о природе возникающих прав (контракт или разрешение);2) платы за пользование недрами;2) прекращения действия соглашений и лицензий и многом другом. Международная практика сотрудничества с иностраннымиинвесторами знает и такую форму, как создание контрактных совместныхпредприятий, при этом российский и иностранный партнер не создают новогоюридического лица. Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключениедоговора о совместной деятельности (contractual joint ventures), ипредоставление целевых долгосрочных займов (international loan), изаключение таких внешнеторговых сделок как соглашения о передачетехнологии, ноу-хау, лицензионные, лизинговые соглашения и т.д. Вчастности, законодательство Европейского общего рынка применяет особыекритерии оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии,соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства,соглашений типа joint ventures. Применение к внешнеторговым операциямоценок, связанных с определением того, является ли целью заключениясоглашения переход права контроля за деятельностью лица - участника сделки, его контрагенту, означает использование критерия контроля с цельюпринятия решения о допуске иностранного капитала. (Такая процедурапредусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях в Канаде). Механизм регулирования законодательства об иностранныхинвестициях должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого иностранныминвестором, и возможного влияния инвестиции на состояние рыночныхотношений. Как показывает опыт принятия законов об иностранных инвестицияхв промышленно развитых странах, достижение этих целей и обеспечивается спомощью системы допуска иностранного капитала. При реализации системы допуска иностранного капиталацелесообразным представляется установление порядка регистрации инвестиций, не юридического лица - иностранного инвестора, с его субъективнымиправами, а непосредственно самих инвестиций. Это может включать в себярегистрацию факта внесения вклада в имущество вновь создаваемого или ужесуществующего предприятия, регистрацию покупки акций, регистрациювнешнеторговой сделки по импорту оборудования, предназначенного бытьвкладом в предприятие с иностранными инвестициями, лицензионного соглашенияи т.д.. Регистрация юридических фактов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа материальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е.приносить прибыль, является государственным регулированием инвестиций, акритерии, согласно которым соответствующий компетентный орган государствабудет принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чёткозакреплены в законодательстве об иностранных инвестициях. Одним из способов осуществления иностранных инвестиций согласно ст.3Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является "создание предприятий,полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиаловиностранных юридических лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия филиаловпроцедуре, установленной для случаев создания предприятий с иностраннымиинвестициями. Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов иностранныхпредприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24 Закона. Ст. 12 Закона "Обиностранных инвестициях в РФ", имеющая заголовок "Организационно-правовыеформы и виды предприятий с иностранными инвестициями", содержит два абзаца,первый из которых определяет организационно-правовые формы предприятий синостранными инвестициями, (в настоящий момент этот пункт следуеттрактовать исходя из положений Гражданского Кодекса РФ. Части первой.) а вовтором абзаце перечисляются виды предприятий с иностранными инвестициям.При этом, не называя напрямую перечень правовых категорий в главе "Видыпредприятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд ставиткак "предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (СП),"предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам", так и ихфилиалы, включая филиалы иностранных юридических лиц. Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предприятий ифилиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона устанавливает, что "Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициямиосуществляется ... для филиалов предприятий с иностранными инвестициями ифилиалов иностранных юридических лиц при наличии следующих документов...(перечень)." Согласно ст.17 Закона, предприятие с иностраннымиинвестициями "приобретает право юридического лица с момента регистрации".Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующим гражданскимзаконодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусом юридическоголица с обязательной регистрацией как основанием возникновенияправосубъектности этих образований. Указанный подход остался вправотворческой практике со времён регулирования деятельности СП в бывшемСССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица. Такимобразом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", провозглашая национальныйрежим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этотнедостаток. И если предположить, что филиалы предприятий с иностраннымиинвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в формеакционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то самсобой напрашивается вопрос о том, какая разница существует в правовомположении этих предприятий и их филиалов. Заставляет обратить на себя внимание и практический аспект открытияфилиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями. В РФпродолжает действовать Положение о порядке открытия и деятельности в СССРиностранных представительств Постановлением Совета Министров СССР N1074(Собрание Постановлений Совмина СССР N1.1991 год.), котороепредусматривает, что инофирмы могут открывать свои представительства сособого разрешения уполномоченного органа. При этом указывается, чторазрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которымизаинтересованы советские организации, в частности, "с известными у себя встране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качествепартнёров советских организаций", с "заключившими с соответствующимисоветскими организациями крупномасштабные сделки", с "имеющими большойтоварооборот с советскими организациями". Приведённый перечень инофирм,которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытиепредставительства, является примером перечня критериев, которыми обычноруководствуется регулирующий орган государства при принятии решения одопуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможностииностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере егоприложения. Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касалсяпроцедуры открытия филиалов предприятий с иностранными инвестициями, то вотношении представительств такой нормативный акт отсутствует, и на практикеместные органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрациюпредставительств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческихорганизаций. Требование регистрации открытия филиала или представительствавступает в противоречие с действующим гражданским законодательством,согласно которому филиалы и представительства, в том числе и иностранныхфирм, могут осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями,предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениямикоторых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующимиведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютногорегулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойногоналогообложения. Примером может служить договор между Россией и США "Об избежаниидвойного налогообложения и предотвращения уклонения о налогообложения вотношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.93г., ст 5. К числуведомственных нормативных актов, принятых в развитие Закона "Об основахналоговой системы РФ" относится инструкция ГНС N34 от 06 июня 1995 года "Оналогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", котораяпризнаёт в качестве плательщиков налогов на прибыль любые иностранныеюридические лица, действующие на территории РФ через постоянноепредставительство, при этом под представительством юридического лицапонимается бюро, контора, агентство, любое другое постоянное местоосуществления деятельности. Инструкция разграничивает понятияпредставительства и предприятия с иностранными инвестициями. "Еслииностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия синостранными инвестициями ... осуществляет также другую деятельность в РФот своего имени ... через постоянное место деятельности, оно такжеподлежит налогам на прибыль" п.10. Следует подчеркнуть, что в соответствиис этой инструкцией для целей налогообложения факт регистрациипредставительства инофирмы значения не имеет. Из вышеприведённых положений налоговой инструкции следует, чтопредставительства иностранных фирм могут выполнять свои функции необременяя себя заботами о регистрации, что соответствует требованиямсовременного делового оборота, интересам Бюджета России и соображениямздравого смысла. Открытие филиала или представительства иностранного юридического лицав принципе не может само по себе рассматриваться как инвестированиекапитала и не должно, таким образом, подпадать под действие Закона обиностранных инвестициях. Дело в том, что когда речь идёт обинвестировании, предполагается, что лицо - инвестор - предоставляетнекоторое имущество, которым он владеет на законном основании, с цельюпоследующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала илипредставительства иностранной фирмы является одной из форм осуществлениявнешнеэкономической деятельности иностранных юридических лиц на территорииРоссийской Федерации и может быть не связано с капиталовложениями, а иметьцелью облегчение заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёрами. Более современной с точки зрения делового оборота и созданияблагоприятного инвестиционного климата при сохранении государственногоконтроля является процедура аккредитации представительств иностранных фирм. Аккредитация не влечёт за собой создания нового юридического лица, идля осуществления внешнеэкономической деятельности фирме достаточноназначить своего представителя, который может быть избран из числароссийских граждан или юридических лиц. Для заключения сделок иосуществления других полномочий представителю выдаётся доверенность. На сегодняшний день аккредитацию представительств осуществляетТоргово-промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при МинистерствеЭкономики России. Для аккредитации представительства иностранной фирмынеобходимо предоставить следующие документы : устав компании, документ,подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытиипредставительства, доверенность, выданная компанией своему представителю(физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающаяплатёжеспособность компании и рекомендации фирм - российских партнёровкомпании. Срок рассмотрения документов для принятия решения - не более двухмесяцев. В случае открытия филиала или представительства иностранногоюридического лица задача государства заключается в том, чтобы обеспечитьстабильность торгового оборота путём защиты интересов добросовестных егоучастников. С этой целью и должны быть приняты новые нормативные актырегламентирующие порядок открытия филиалов и представительств. Существование процедуры аккредитации представительств наибольшимобразом соответствует понятию допуска иностранных инвестиций в страну, онаслужит цели не допустить открытие филиала или представительства ужеобанкротившейся или несуществующей фирмы. Государство с помощью процедурыаккредитации как бы фиксирует положение вещей на определённый моментвремени, таким образом удостоверяя, что иностранное юридическое лицо в действительности существует, и его финансовое положение заслуживаетдоверия. Органы государства и после процедуры аккредитации, как правилопродолжают осуществлять контроль за деятельностью иностранногоюридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могутпройти незамеченными изменения финансового состояния иностранногоконтрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным основаниям.Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отметить, что процедуруаккредитации следует рассматривать как факт признания иностранной фирмы,заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченныхорганов российским организациям в качестве надёжного делового партнёра. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ2. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в РоссийскойФедерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N39-ФЗ3. Постановление Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 26 "Орегистрации предприятий с иностранными инвестициями"4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 357"О некоторых вопросах ведения государственного реестра предприятий".5. Постановление Правительства РФ «О государственной регистрационной палатепри министерстве экономики Российской Федерации» от 6 июня 1994 г. N 6556. Постановление Правительства РФ «О передаче государственнойрегистрационной палаты при министерстве экономики Российской Федерации введение министерства юстиции Российской Федерации» от 5 сентября 1998 г. N10347. Инструкция ГНС N34 от 06 июня 1995 года "О налогообложении прибыли идоходов иностранных юридических лиц8. Богатырёв А.Д. "Инвестиционное право" Москва. Российское право1992 г.9. Международное частное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. – 2-е изд. – М.,2002.10. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. – М., 1999.11. В. Семиусов «Регистрация предприятий с иностранными инвестициями»«Российская юстиция» № 5, 2001 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правовой статус иностранных инвестиций в России iconДипломная работа по предмету «Международное право» по теме «Правовое положение иностранных инвестиций в России»
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в рф" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система...
Правовой статус иностранных инвестиций в России iconРеферат по Мировой экономике Тема: Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных...
Правовой статус иностранных инвестиций в России iconПравовая концепция иностранных инвестиций в России

Правовой статус иностранных инвестиций в России iconПравовое положение иностранных инвестиций в России

Правовой статус иностранных инвестиций в России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Правовой статус иностранных инвестиций в России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Правовой статус иностранных инвестиций в России icon3. Проблемы инвестиций в современной экономике России
Проблема инвестиций в России сейчас стоит достаточно остро. Российская экономика испытывает нехватки в инвестициях. Однако наблюдается...
Правовой статус иностранных инвестиций в России iconПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Правовой статус иностранных инвестиций в России iconАдминистративно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

Правовой статус иностранных инвестиций в России iconВ россии упростится порядок контроля иностранных инвестиций в стратегические предприятия

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы