Курс лекций по международному праву icon

Курс лекций по международному праву



НазваниеКурс лекций по международному праву
Дата конвертации17.07.2012
Размер301,12 Kb.
ТипКурс лекций
Курс лекций по международному праву


Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА 1. Понятие, сущность и функции международного права. 2. Источники и процесс международного правотворчества. 3. Основные международно-правовые принципы и другие структурообразующие элементы системы международногоправа. 1. Существуют две правовые системы - внутригосударственная имеждународная. Термин “международное право” сложился исторически. В средниевека, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения междугосударствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое,однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jus gentium”(право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношенияримских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима,а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем название быломодифицировано - “jus inter gentes” (“право между народами” или“международное право”). Международное право - это особая правовая система, регулирующаямеждународные отношения его субъектов посредством юридических норм,создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного(обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы,характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях. Субъект международного права - это самостоятельное образование,которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способнообладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать всоздании и реализации его норм. К субъектам международного публичного праваотносятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение,государство-подобные образования, международные учреждения. Объектом данной отрасли права является регулирование системымеждународных отношений, которые выступают как совокупность экономических,политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иныхсвязей между государствами, основными социальными, экономическими иобщественными движениями, действующими на международной арене, т.е. международами в широком смысле этого слова. Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении свнутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно многосходных черт и отличий. Сходства между международным ивнутригосударственным правом заключаются в том, что они: * представляют собой совокупность юридических принципов и норм -обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может бытьобеспечено принудительно; * обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли -институты - нормы); * используют практически одни и те же юридические конструкции иопределения, но поскольку каждая правовая система обладает своейспецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым внациональном праве. В то же время своеобразие международного права проявляется в различныхаспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объектурегулирования, поскольку международное право охватывает своейрегламентацией общественные отношения исключительно с участием публичногоиностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулируетотношения с участием международных аспектов только “в том числе”, отдаваяприоритет внутренним отношениям в данном обществе. Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являютсяфизические и юридические лица, органы государства, то субъектамимеждународного права - главным образом образования, имеющие публичныйхарактер на международной арене (государства, нации и народы,государствоподобные образования и т.д.). В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системыразличаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладаетнормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи идоговоры. В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовыхсистемах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательногооргана, нормы международного права создаются самими субъектамимеждународного права, прежде всего государствами, путем соглашения,сущностью которого является согласование воль государств и других субъектовМПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются “сверхувниз”, то международно-правовые нормы - “горизонтально”. В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характеркоторых находится в зависимости от социальной природы данного государства,нормы международного права имеют в основном общедемократический характер. В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существуетсудебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах,функционирование международного права и прежде всего его применениясущественно отличаются от функционирования и применениявнутригосударственного права. Содержание и сущность международного публичного права раскрываетсятакже в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП различаютсяпрежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирования,форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МППвыступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП - физические июридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплексмеждународных отношений в различных областях прежде всегомежгосударственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являютсячастноправовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МППотносятся прежде всего международный договор и международный обычай, тоисточниками МЧП служат национальное законодательство, международныедоговоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественныеотношения и вырабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП вкачестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; еслиосновной формой ответственности в МПП является международно-правоваяответственность, то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП -глобальная система права, то МЧП - национальная (в каждом государствен своеМЧП). Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, котороепроявляется в том, что обе правовые системы имеют однородную направленность(регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (преждевсего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Такимобразом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда,способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоятельнойправовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя какмеждународно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующиеболее-менее однородные отношения. Функции МПП - это основные направления его воздействия на социальнуюсреду, определяемые его общественным назначением. По своим внешнимпризнакам они делятся на две группы: социально-политические и юридическиефункции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующейсистемы международных отношений, относятся: * функция поддержания в системе международных отношений должногостабильного порядка; * функция противодействия существованию и появлению новых отношений иинститутов, противоречащих его целям и принципам (предотвращениеконфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.); * функция интернационализации, состоящая в расширении и углублениивзаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международногосообщества; * информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается впередаче накопленного опыта рационального поведения государств, впросвещении относительно возможностей использования права, в воспитании вдухе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особеннокасательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировоесообщество). Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовоерегулирование межгосударственных отношений, вошли: * координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливаютобщеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношенийгосударств; * регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствамитвердо установленных правил, без которых невозможны их совместноесуществование и общение; * обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МППимеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правиламповедения; * охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов,которые защищают законные права и интересы государств (при этом несуществует надгосударственных механизмов принуждения, в случаенеобходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержаниемеждународного правопорядка). Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. Присоздании нормы МПП в результате соглашения имеется два основных аспектаправотворчества: первый - относительно содержания собственно нормы, второй- о придании ей юридически обязательной силы (зачастую, согласившись осодержании нормы, государства договариваются о придании ей не юридической,а политической силы, что уже не влечет международно-правового характера.Соглашение государств придает обязательную силу и всему МПП в целом, чтонаходит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств помеждународному праву (принцип pacta sunt servanda - договоры должнысоблюдаться). Свобода воли, соглашения государств не означают произвола. Онидетерминированы условиями существования государств. Признание за МППобязательной силы определяется потребностями жизни мирового сообщества икоренными интересами государств. МПП ограничивает свободу действийгосударств, но не его суверенитет. Более того, оно дает ему все большиегарантии. Оно разграничивает сферы действия суверенитета государств,регулирует взаимодействие суверенных властей, тем самым устраняявозможность “наложения и коллизий суверенитетов”. МПП расширяетвозможности суверенной власти, благодаря чему последняя приобретаетвозможность и способность юридически регулировать международные отношения,увеличивая тем самым степень своего политического влияния на мировоеразвитие. Таким образом, принимая на себя международно-правовыеобязательства, государство расширяет возможности осуществления своихсуверенных прав, иначе оно бы их не принимало. МПП, находясь в ряду других механизмов регулирования международныхотношений (политика, идеология, мораль), имеет с ними весьма сложныевзаимосвязи. Внешняя политика - это стратегия международной деятельностигосударства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействияна окружающую среду, в состав которого входит и международное право. МППоткрывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в еераспоряжение чисто юридические средства. Что касается дипломатии, то онаявляется важнейшим инструментом создания норм международного права. В то жевремя, МПП не является результатом какой-то определенной политики,представляет собой самостоятельное социальное явление и, более того,ограничивает политику общеприемлемыми рамками. Так, в Уставе СНГ средиосновных принципов содержится и такой как “верховенство международногоправа в межгосударственных отношениях” (ст.3). Идеология и международное право суть явления взаимосвязанные. Они обаотносятся к нормативным явлениям. Политика и право служат важнейшимисредствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика иправо нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, атакже теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеологиявоздействует на международное право как через политику, так инепосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральныефилософские идеи, принципы, установки. В состав идеологии входят имеждународно-правовое сознание, которому принадлежит важная роль вфункционировании международного права. Так, например, в период “холоднойвойны” у определенной части западных юристов-международников существовалаустойчивая точка зрения, согласно которой в силу коренных различий видеологии соглашения между социалистическими и капиталистическимигосударствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательныйидеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того, чтоСССР - это “империя зла”. “Взаимностью”, впрочем, платили и советскиеправоведы. Крайней точкой зрения, пожалуй, являются утверждения А.Гитлера:“...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами, стоящими на однойи той же мировоззренческой платформе”. В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями,принципами, нормами, а также практикой их реализации. Кроме того, МППрегламентирует и содержание идеологической деятельности на международнойарене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру илинарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. Внастоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений иправа. Под этим следует понимать устранение из международных споров опреимуществе той или иной социальной системы, а также приемовидеологической войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служитфактором дальнейшего развития мирового развития. Постоянное взаимодействие существует также между международнойобщечеловеческой моралью и международным правом. Нередко моральные нормыпревращаются в нормы МПП, или, точнее, в МПП возникают нормы,соответствующие нормам общечеловеческой морали. Так, например, преступленияпротив мира и человечности длительное время осуждались лишь моральныминормами. Однако после первой мировой войны они постепенно превратились впринципы МПП, окончательно оформившись после второй мировой войны. “Всущности, весь Устав ООН, этот важнейший документ международного права,основан на некоторых простых законах нравственности и справедливости...Нельзя недооценивать того факта, что дух современного международного прававыражает вековые чаяния народов”.1 Показательным является также тот факт,что фундаментальный принцип международного права - принцип добросовестногособлюдения обязательств - является одновременно ключевым принципоммеждународной морали, международного “кодекса джентльменского поведения”государства. В настоящее время роль международного права возрастает, так какмировое сообщество находится в состоянии очередной трансформации послеликвидации послевоенной биполярной модели международного развития. С однойстороны, усиливаются процессы регионализации межгосударственных отношений;с другой стороны, развивается общемировое информационное пространство,которое все больше объединяет мировое сообщество; с третьей стороны,нарастают новые противоречия в отношениях между крупнейшими державами,которые приводят к возникновению новых форм сотрудничества и переделуполитического влияния; с четвертой стороны, постепенно ослабляется рольмеждународных механизмов по поддержанию, которые в целом успешно работали впериод “холодной войны” (ООН, КБСЕ и т.д.) и так далее. В этих условияхмеждународное право может выступить инструментом поддержания порядка вмировом сообществе, обеспечить преемственность между позитивнымидостижениями в международном сотрудничестве XX века и грядущей модельюмеждународных отношений века XXI. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООНна 60-м пленарном заседании 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 опровозглашении 90-х гг. XX в. Десятилетием международного права. 2. Если социальным содержанием международного права являетсясогласованная воля субъектов, то его юридическим содержанием - правилоповедения. Правило поведения есть юридическое содержание понятие нормы.Норма международного права - это правило поведения, которое признаетсягосударствами и другими субъектами международного права в качествеюридически обязательного. Таким образом, международное право существует вформе норм. Процесс совершенствования системы международного публичногоправа означает процесс нормотворчества, в основе которого лежит соглашениесубъектов, являющееся единственным способом создания норм. Конечнымрезультатом нормотворчества является возникновение источника международногоправа. Источником международного права принято считать форму выражения егонормы и соответственно - форму нормотворчества. Несмотря на различие теоретических концепций относительно источниковмеждународного права, по этому вопросу существует соглашение, участникамикоторого является большинство государств мира. Это - Статут Международногосуда, ст.38 которого, сформулированная еще после первой мировой войны дляПостоянной палаты международного правосудия, гласит: “Суд, который обязанрешать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а). международные конвенции, как общие, так и специальные,устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б). международный обычай как доказательство всеобщей практики,признанной в качестве правовой нормы; в). общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г). с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктринынаиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных нацийв качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”. Тем не менее, приходится признать, что источники сформулированыдовольно туманно, поэтому необходимо их более четко классифицировать. Всеисточники международного права разделяются на две основные группы: основныеи вспомогательные средства создания международно-правовых норм. В первую группу вошли международный обычай и международный договор, ковторой относятся решения международных организаций, внутригосударственноезаконодательство, судебные решения, доктрины ученых в областимеждународного права. Международный обычай - сложившееся в международной практике правилоповедения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо)юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b”п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики, принятой вкачестве правовой нормы”. В современном МПП существует два вида обычных норм. Первый,традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило,за которым признается юридическая сила. При этом практика должна бытьдостаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нееможно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизациитребование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшейинтенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельногопроявления практики. Второй, новый, вид обычной нормы представляет собой нормы, создаваемыене длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил,содержащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначалаформулируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организацийи конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общегомеждународного права. Примером, в частности, могут служить резолюцииГенеральной Ассамблеи ООН или Заключительный акт СБСЕ. Важное значение вопределении практики, в становлении обычных норм принадлежит МеждународномуСуду ООН. Акты международных организаций, являющиеся выражениемсогласованных позиций нескольких государств не только формируют ификсируют, но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы. Совокупность обычных норм обеих видов принято называть общиммеждународным правом, которое является ядром всей международно-правовойсистемы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. Приформировании норм общего права в данном случае основную роль играет внастоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения,значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычноймеждународно-правовой нормы. О возрастании роли общего международного праваговорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всехрешениях опирается преимущественно на обычное право. Более того, он даетобычным нормам четкие юридические формулировки. Международный договор - соглашение между субъектами МПП относительноустановления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Впрошлом договору принадлежала важная роль в формировании международногоправа. Международные договоры разделяются на общие международные конвенции,в которых участвуют или могут участвовать все государства и которыесодержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества,т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятсядоговоры с ограниченным числом участников, для которых обязательныположения этих договоров. Характерной чертой современного международногоправа является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамкахООН их было заключено свыше 200. Многосторонние международные договоры могут быть источниками как нормобщего права (опосредованно), так и непосредственно содержать материальныенормы международного публичного права. Однако, как справедливо отмечаютисследователи, даже договор, рассчитанный на всеобщее участие, обязателенлишь для его сторон, в отличие от обычая, который не требует специальногоактивного утверждения (молчание - знак согласия). Еще в меньшей мере можносчитать в качестве источников общего права двусторонние договоры. Онивлияют на общее международное право лишь как разновидность практики, приэтом весьма авторитетной. Формы участия международных организаций в правотворческом процессевесьма разнообразны. В процессе работы международных организаций происходитпроцесс согласования воль государств, выяснения потребностей и возможностейсоздания новых норм, в том числе и путем заключения многостороннихдоговоров. Подготавливается почва для начала процесса нормотворчества.Нередко в своих резолюциях организации определяют также принципы и нормы,подлежащие воплощению в договорах. Вспомогательные источники международного не могут рассматриваться какформы нормотворчества в области общего права. Резолюции международных организаций подразделяются с точки зренияпроцесса нормотворчества на юридически обязательные и рекомендательные. Рядспециализированных учреждений принимают имеющие различные названиянормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательныедля государств в области, входящей в компетенцию данной международнойорганизации (Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи,Всемирная организация здравоохранения и т.д.). Регламенты принимаются двумяосновными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламентыВОЗ) или явно выраженным одобрением , например, ратификацией (Всемирныйпочтовый союз). Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами,которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права, о чем говорилосьвыше. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюцийвходят в международное право, трансформировавшись в договорные нормы.Например, резолюции ГА ООН сыграли первостепенную роль в создании комплексадоговоров по правам человека, Договора о нераспространении ядерного оружияи т.д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН -Международной организации труда (МОТ), Организации Объединенных наций повопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т.д. К международному правотворчеству в качестве вспомогательного источникапривлекается внутригосударственное право. Достаточно вспомнить хотя бы тотфакт, что права человека впервые были сформулированы в национальныхдокументах, а в последствии, как один из самых ценных институтовперекочевал в общее международное право. В данном случае национальное правовыступило в качестве первичного источника. В дальнейшем институт правчеловека трансформировался в практике ООН. Особая роль принадлежитодносторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т.д.),которые не являясь источником международного права (не создают норм), темне менее могут порождать для государства юридические обязательства. Судебные решения в качестве самостоятельного источника международногоправа признаются в англоязычных государствах. Однако, как вспомогательныйисточник права, решения Международного Суда ООН, имеют важное значениепрежде всего по причине выше упомянутой конкретизации обычных норм. Крометого, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути созданияобычных международных норм, поскольку в них формулируются или уточняютсяважные принципы, регулирующие международные отношения. Особое место в международно-правовой системе принадлежит в доктринаммеждународного права. Теория всегда играла существенную роль вюриспруденции. Достаточно хотя бы вспомнить, что Дигесты Юстинианапредставляли собой свод выдержек из трудов римских юристов. В формированиимеждународного права труды юристов имели очень большое значение. Именно вэтих трудах была высказана сама идея его сознания. Тем не менее историческидоктрины международного права всегда страдали национализмом и только впоследнее время усиливается процесс интернационализации международно-правовой теории. Особое значение при этом имеет коллективное мнение юристовразных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, какАссоциация международного права, созданная в 1873 г. (штаб-квартира вЛондоне), Института международного права (учрежден в 1873 г. в Брюсселе) ит.д. Тем не менее, доктрина, согласно российской теории права, - тольковспомогательное средство для определения норм. Одним из важнейших способов международного правотворчества являетсякодификация международного права. Кодификация - процесс систематизациидействующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы,заменяющий устаревшие нормы новыми. Кодификация международного права осуществляется следующими основнымиспособами: * установлением точного содержания и четкого формулирования ужеиздавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норммеждународного права в той или иной сфере отношений между государствами; * изменением или пересмотром устаревших норм; * разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностеймеждународных отношений; * закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм ведином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях),либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций). Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальнаякодификация осуществляется в форме договоров. Она началась во второйполовине прошлого века и целиком была вначале посвящена законам и правувойны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные поинициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций.Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданиемООН, которая создала механизм для кодификации международного права.Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящаяиз 34 членов, избираемых ГА на 5-летний срок. На базе проектов КМА былиприняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому иконсульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д.Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделенияООН (например, Комиссия по правам человека). Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями всоответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примеромпервого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектовкодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов МеждународнымКрасным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевских конвенции1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных протокола к ним 1977 г.Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А.Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного праваактивно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права иИнститут международного права. 3. Система МПП представляет собой довольно сложную структуру,состоящую из различных элементов. Ядро современного МПП образуют егоосновные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а такжеглавное содержание международного права и обладающие высшей юридическойсилой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой.Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие(зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) ирегиональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие иотраслевые (принципы морского права). Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации опринципах международного права, касающихся дружественных отношений исотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.,Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципыМПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной июридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировалисемь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два. Принципы МПП имеют свои характерные черты: * универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектовМПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка); * необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает изобщей особенности системы МПП); * наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержаниянекоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованнымипринципы мира и сотрудничества); * взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функцийтолько в том случае, когда они будут рассматриваться как системавзаимодействующих элементов; * авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП илиновой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы”в международном праве); * иерархичность (так, например, центральное место занимает принципнеприменения силы). Комплексу международно-правовых принципов присущи две основныефункции: стабилизирующая, которая заключается в определении основвзаимодействия субъектов МПП путем создания нормативных рамок; иразвивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, чтопоявляется в практике международных отношений. Рассмотрим содержание основных принципов международного публичногоправа. Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввидуотсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самихсубъектов. В таких условиях - единственных выход - установление правовыхрамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил:избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, всоответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общихинтересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозысилой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООНв случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженногонападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержаниямеждународного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократнопринимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа.Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципаотказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно сопределением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г.Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силыгосударством против суверенитета, территориальной неприкосновенности илиполитической независимости другого государства. Использование иных, кромевооруженных средств (экономических, политических) может бытьквалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатамони подобны военным мерам. В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образомсогласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВСгосударства на территорию другого государства; военной оккупация; полнойили частичной аннексии территории; применения любого оружия однимгосударством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одногогосударства на ВС другого; применения ВС одного государства, находящихся посоглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий,предусмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территориииностранного государства после прекращения действия соглашения о ихпребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им враспоряжение другого государства территория использовалась последним длясовершения актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженныхбанд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другогогосударства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушениемпринципа неприменения силы следует также считать насильственные действия вотношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокадупортов или берегов государства, любые насильственные действия,препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение. В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любогохарактера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н.“превентивная оборона”). На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск вАфганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., вГренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г. Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3,ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировалаэтот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает своимеждународные споры с другими государствами мирными средствами такимобразом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность исправедливость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципаявляются применение только мирных средств разрешения споров и сохранениепри этом состояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретныхсредств, то здесь за государствами остается широкий выбор. Нормативное содержание данного принципа стало в последние годыпредметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте(Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирногоурегулирования международных споров. Итоговым документом, в частностипредусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ поурегулированию споров”, который может быть использован по требованию любойиз сторон в споре и действует в качестве примирительного органа. Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного принципапринято большое количество международных документов, среди которыхвыделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пактао правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и обэкономических, социальных и культурных правах); конвенции опредупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), оликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации всехформ дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.)и т.д. Анализ международных актов позволяет выбелить основные положенияпринципа уважения прав человека: * признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, атакже их равных и неотъемлемых прав является основой свободы,справедливости и всеобщего мира; * каждое государство обязано содействовать путем совместных исамостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свободв соответствии с Уставом ООН; * право человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир иправопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнегосредства к восстанию против тирании и угнетения; * Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся впределах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия покакому-либо признаку; * каждый человек несет обязанности в отношении других людей и тогообщества и государства, к которым он принадлежит; * государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимыедля обеспечения международно признанных прав человека; * государство обязано гарантировать любому лицу, права которогонарушены, эффективные средства правовой защиты; * государство обязано обеспечить право человека знать свои права ипоступать в соответствии с ними. Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждоегосударство обязано уважать суверенитет других участников системы, то естьих право осуществлять в пределах собственной территории законодательную,исполнительную, административную и судебную власть без какого-либовмешательства со стороны других государств, а также самостоятельнопроводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее изопределения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти неимеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений,что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана напринципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает,что все нормы международного права применяются ко всем государствамодинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другиеособенности. Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает всебя следующие элементы: * государства юридически равны; * каждое государство пользуется правами, присущими полномусуверенитету; * каждое государство обязано уважать правосубъектность другихгосударств; * Территориальная целостность и политическая независимость государстванеприкосновенны; * каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать своиполитические, социальные, экономически и культурные системы; * каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять своимеждународные обязательства и жить в мире с другими государствами. В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себяобязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различияв развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п. Несмотря на то, что формально правовой статус всех государстводинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результатекоторого великие государства имеют больше механизмов влияния на процессмеждународного нормотворчества. Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущностиэтого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенциягосударства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиницияявляется относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем,вмешательством считаются любые меры государств или международныхорганизаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъектумеждународного права решать дела, по существу входящие в его внутреннююкомпетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозымиру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольноотносить к своей компетенции любые вопросы. Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямоевмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое,политическое и др.) одного государства другого к подчинению его волирешение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией.Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические идругие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами илиорганизациями, находящимися под их контролем. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принципбыл выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г.Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимостьнезаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация ит.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает болееширокое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные видыпосягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целейзахвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешениятерриториального суверена, разработка иностранными лицами или государствамиприродных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории вследствие нарушение этого принципа признается незаконным. Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четкосформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время можетрассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважениятерриториальной целостности. Он означает: * признание существующих границ в качестве юридически установленных всоответствии с международным правом; * отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или вбудущем; * отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозусилой или ее применение. Посягательство на государственные границы означает односторонниедействия или требования, направленные на их изменение положения линииграницы, ее юридического оформления или фактического положения линииграницы на местности. Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципомнеприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекаетобязанность государства не допускать незаконного пересечения границы сдругим государством, а также право контролировать движение через границу.Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет большерегиональный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе -Заключительном акте СБСЕ. Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данногопринципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимогогосударства, свободное присоединение к независимому государству илиобъединение с ним, или установление любого другого политического статуса,свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народомправа на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился внеразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половинетекущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальнойцелостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как оченьтонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства,что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императиваостаются два требования в отношении уже созданных государств: * каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственныхдействий, лишающих народы их права на самоопределение; * каждое государство обязано воздерживаться от любых действий,направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостностии единства любого государства. Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г.Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различийих политических, экономических и социальных систем в следующихнаправлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение правчеловека; осуществление международных отношений в экономической,социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии спринципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН ипринятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическомуразвитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеетхарактер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международномуправу. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно внем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственнымспособами создания юридически обязательных норм для суверенных государствявляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархияобязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие изобщепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам,действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г.добавил к такому пониманию принципа положение о том, что при осуществлениисвоих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы иадминистративные правила, государства должны сообразовываться со своимиобязательствами по международному праву. В соответствии с этим в Законе омеждународных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерациявыступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм,подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международногоправа - принципу добросовестного выполнения обязательств по международномуправу”. Общие принципы, являясь фундаментом всей системы МПП, пронизываютостальные ее струкутрообразующие элементы. Система МПП делится на отрасли -крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующихболее или менее обособленные международные отношения, отличающиесякачественным своеобразием. Каждая отрасль помимо того, что руководствуетсяобщими принципами МПП, имеет и свои “собственные” принципы. Например, вкосмическом праве действует принцип запрещения национального присвоениякосмического пространства и т.п. Деление на отрасли МПП до сих пор являетсяпредметом научных споров и поэтому выглядит весьма приблизительным: правомеждународных договоров, регулирующее порядок заключения, исполнения ипрекращения международных договоров; право международных организаций,регулирующее учреждение и деятельность межгосударственных организаций.Помимо этих отраслей существуют право международной безопасности;международное гуманитарное право; дипломатическое и консульское право;международное морское право; международное воздушное право; международноекосмическое право; международное уголовное право; международноеэкономическое право; международное атомное право; международноеэкологическое право; международное право в период вооруженных конфликтов. Отрасли МПП, в свою очередь, состоят из более простых образований -подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретныеотношения в специфической ситуации, либо отношения на стыке двух илинескольких отраслей МПП. Примером могут служить две подотраслимеждународного гуманитарного права - гуманитарное право в мирный период игуманитарное право в период вооруженных конфликтов. В данном случае предметрегулирования остается неизменным - обеспечение и защита прав человека, номеняются условия предмета регулирования. Международно-правовой институт - группа международных норм,регламентирующих более или менее однородные отношения. При этом, однако,отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаютсякачественным своеобразием, позволяющим их вычленить из массы других, “недотягивают” до статуса отраслевых. В качестве примера можно привестиинститут гражданства в гуманитарном праве, институт признания илиправопреемства и т.д. Первичными ячейками МПП являются его нормы. Взяв за основу некоторыеважные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Международно-правовые нормы делятся: * по содержанию и месту в системе - на цели, принципы и нормы; * по сфере действия - на универсальные (глобально действующие, имеющиевсеобщую обязательную силу и являющиеся основой общего права), региональные(обладающие региональной спецификой и служащих источником для выработкиглобальных норм) и партикулярные (местные, распространяющие свое действиена ограниченный круг участников, в большинстве своем - на двусторонниеотношения); * по юридической силе - на императивные ( недопускающих отклонения отуниверсальных норм даже путем соглашения между государствами и непризнающие действительными противоречащие им обычаи и договора) идиспозитивные (допускающие отступления от них по соглашению вовзаимоотношениях сторон); * по функциям в системе - на материальные (содержащие конкретныеправила обязательного поведения субъектов МПП) и процессуальные(регулирующие процессы создания и осуществления международного права); * по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - наобычные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия), договорные(создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения), нормырешений международных организаций (вспомогательные). Различаются кроме того “жесткие” и “мягкие” нормы МПП. Вторые, вотличие от первых, не порождают четких прав и обязанностей, а лишь даютобщую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. Дляподобных норм характерны формулировки типа “добиваться”, “стремиться”,“принимать необходимые меры” и т.п.1 Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества.-М.,1968.- С.231-232.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Курс лекций по международному праву icon2 мп – 3-й семестр 2010-2011 уч год Тематика лекций по международному праву для студентов 2 курса мп факультета
Понятие международного права, его предмет, объекты, система. 1 лекция (2 уч часа). – 10. 02
Курс лекций по международному праву iconКурс лекций по гражданскому праву для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006
Курс лекций по гражданскому праву для студентов всех специальностей и форм обучения
Курс лекций по международному праву iconКурс лекций по административному праву

Курс лекций по международному праву iconВопросы к экзамену по международному праву, III курс миу
Понятие, сущность и система международного права. Его кодификация и прогрессивное развитие
Курс лекций по международному праву iconВопросы к экзамену по международному праву, III курс миу
Понятие, сущность и система международного права. Его кодификация и прогрессивное развитие
Курс лекций по международному праву iconКурс лекций для студентов заочного обучения Бурмистрова Л. А., Финансы предприятий: Курс лекций / гуу. М., 1999
Данный курс лекций, из которого можно узнать ответ на многие вопросы по организации финансов предприятия. Те же проблемы, которые...
Курс лекций по международному праву iconДокументи
1. /5 курс озо 2сем/Темы курсовых работ по международному частному праву для студентов 5 курса...
Курс лекций по международному праву iconЛекции по Международному праву

Курс лекций по международному праву iconШпаргалка по международному праву

Курс лекций по международному праву iconОтчет об участии Ивлева Григория Александровича в конкурсе им. Мартенса по международному гуманитарному праву в г. Москва 13-18 апреля 2009г
Ивлева Григория Александровича в конкурсе им. Мартенса по международному гуманитарному праву в г. Москва 13-18 апреля 2009г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы