Государственное регулирование экономики icon

Государственное регулирование экономики



НазваниеГосударственное регулирование экономики
Дата конвертации17.07.2012
Размер383.21 Kb.
ТипРеферат
Государственное регулирование экономики


СодержаниеСодержание. 1Введение. 11. Границы вмешательства государства в экономику. 32. Субъекты экономической политики. 63. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики20 3.1 Лицензирование. 22 3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики244. Государственный контроль за частным бизнесом. 275. Регулирование рыночных отношений как функция российского государства. 32Заключение. 33Библиографический список. 35 Введение. Данная работа посвящена вопросам функционирования государственногорегулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в.сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложностьсовременной социально-экономической жизни постепенно привела корганическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственныхначал. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующимифакторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могутбыть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются вгосударственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитиесоциальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системыпревратилась в один из важнейших источников экономического роста. Вчастности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояниенаучных исследований непосредственно влияют на темпы и качествоэкономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. Вдальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всейвероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественныхфакторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающихогромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, накачество экономического роста, относятся здравоохранение, социальноеобеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального идуховного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуреобщества и, следовательно, реализация принципов социального партнерстваопределяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность. Особым фактором объективного усиления роли государства выступаетчрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современнойэкономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночнойсистемы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, чтофундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться какв сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществеобычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовыхинститутов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже приухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты неснижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика взначительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннемукапитализму. Цель данной работы – рассмотреть методы, пути и формы государственногорегулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведенанализ учебной и общеэкономической литературы. Отметим тот факт, чтоуказанные вопросы детально освещены в финансовой периодике. Особо хочетсяотметить учебник Губина Е. «Методы, свойства и формы государственногорегулирования экономики» и работу Ревенкова А. «Планирование в системегосударственного регулирования экономики» опубликованную в журнале«Экономист» в №8 за 2001 год. Первая глава работы посвящена рассмотрению вопроса о границахвмешательства государства в экономику страны. Вторая глава рассматриваетсубъекты экономической политики. Следующая глава затрагивает понятияметодов, средств и формы государственного регулирования экономики.Четвертая глава показывает как осуществляется государственный контроль зачастным бизнесом. И последняя глава данной работы рассматриваетрегулирование рыночных отношений как функцию российского государства. 1. Границы вмешательства государства в экономику. Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику.Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизмрыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения. Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизмсвободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются вденежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которыеневозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугахколлективного пользования : национальная оборона, государственноеуправление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций,охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. Впроцессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразныедефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Этивнешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальноераспределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства вэкономику. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения,предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешнихэффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономикусвободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимыеграницы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынкавообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государствануждается даже идеальный свободный рынок. Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новыеобласти экономической жизни, где проявляется ограниченность механизмарынка, что делает необходимым более широкое участие государства вхозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимальнодопустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы. 1. Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результатесвободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходовзависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, невладеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие).Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют илюди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночноеприменение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем,кто занят производством общественных товаров, их содержание становитсязадачей государства, а не рынка. Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться вперераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночногомеханизма , несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает правочеловека на достойное существование в обществе. Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторыхважнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционированиярыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, какпредоставление законного статуса частным предприятиям, определение правчастной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительствоустанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения междупредприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основезаконодательства государство выполняет функции арбитра в областиэкономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством,включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка,введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежнойсистемы, облегчающий обмен товаров и услуг. 2. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике.При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могутлишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная системарегистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей,подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций;уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечномсчете банкротство. Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытаетсярегулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственныекомиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемыеуслуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, ктоможет и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права неаналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированнымирабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерврабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, чтоставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностьюстановится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержанияопределенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утратившихрабочие места. 3. Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни”рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной иантиинфляционной профилактики. Суть государственной антициклической политики, или регулированияхозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов идепрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения изанятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительныефинансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. Вусловиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнутьопасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшениеплатежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением иотсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задачагосударственного регулирования экономики – притормозить рост спроса,капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократитьперепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом,уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства,инвестиций и занятости в будущем. 4. Развитие фундаментальных научных исследований с длительнымисроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношенииприбыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государствостимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынокболее эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видовновой техники и технологии. Государство проводит региональную политику, решая вопросы,возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических,национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональнаяполитика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственныхкапиталовложений, которые обеспечивают привелегированное положениеотдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказываетсяотраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжногокризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств– носителей научно - технического прогресса, призванных привести кпрогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и вовсем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности иконкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры попритормаживанию чрезмерной концентрации производства. 5. Реализация национальных интересов в мировой экономике(регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведениегосударством соответствующей внешнеторговой политики, контроль надмеждународной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютныекурсы, управление платежными балансами и многое другое. Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределыгосударственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточношироки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования иэффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночнойэкономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживаетадминистративный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность,сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведетфискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальнуюзащищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то внародном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкоекачество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в областинаучно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдаютте, ради которых государство шло на превышение пределов разумноговмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимымразгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственнойактивности. 2. Субъекты экономической политики. Субъектами экономической политики являются носители, выразители иисполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов – это социальные группы,отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам,по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым ирегиональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермерыи земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственныеслужащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные ихсоциально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому илииному региону, виду деятельности. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственнойэкономической политикой. Носители экономических интересов объединены в развитых странахрыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы,союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов(профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-запредставляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковскихучреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения,например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных вприватизации какого- либо земельного участка, принадлежащегомуниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственныхинтересов. Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственнойэкономической политикой. Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственногорегулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенныепо иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они ибудут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. Вгосударствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания,Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты иправительства, соответственно защищающие общегосударственные и местныеэкономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органоввласти среди субъектов государственного регулирования экономики, все болеенезависимыми в осуществлении государственного регулирования отзаконодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная,третья линия трансформации частных экономических интересов вгосударственной экономической политике. Интересным с точки зрения изучения механизма государственногорегулирования экономики является слияние субъектов государственной ичастной экономической политики и возникновение в результате этого новыхрегулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схемупарламентской или президентской республики. Например, создается орган изпредставителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной властидля регулирования тарифных соглашений между предпринимателями итрудящимися. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативнуюдеятельность, но в действительности решающим образом воздействует нагосударственную экономическую политику. К таким органам относятся различныесоветы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п. Другая группа государственно-частных органов хозяйственногорегулирования – это советы по сферам деятельности, например, научно -технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. Вотличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственныхорганов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков,различных организаций и общественных движений. Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов игосударственным регулированием экономики: носители (в данном случаезаинтересованные фирмы) – выразители (союзы предпринимателей) – советы пригосударственных регулирующих органах. По этой линии происходиткорректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,профессиональных, общественных групп. Обратная связь государственного регулирования экономики с носителямихозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшенииструктуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижениитемпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаютсяв показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: вуровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов ит.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации,состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно черезсвои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить спредупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостьюгосударственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы –выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельныелица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии навыборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую частьпрограммы этой партии, или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов кправящей партии или партиям – это главная линия обратной связи междугосударственной экономической политикой и носителями хозяйственныхинтересов. Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органыгосударственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснятреакцию носителей государственных интересов на общую направленность иконкретные меры государственной экономической политики во время выборов,дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы(забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативнаяинформация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственныхсубъектов в случае осуществления той или иной меры государственногорегулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетныхопросов, которые проводятся специализированными научно-исследовательскимицентрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средствгосударственного регулирования экономики и государственной экономическойполитики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и вгосударственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот методпревратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики,обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителямиэкономических интересов. Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственногорегулирования экономики от экономических интересов, механизм этойзависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается массаотклонений от модели – идет борьба между отдельными группами интересов завлияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм,известны факты коррупции в органах государственной экономической политики вразных странах. Но механизм государственного регулирования экономикифункционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям. 3. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики Как отмечалось ранее, методы государственного воздействия на экономикуподразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования в основном связаны сиспользованием административных средств воздействия на экономическиеотношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействиемгосударственных органов на регулируемые отношения и поведениесоответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулированииадминистративных средств выражается в принятии субъектом управления врамках компетенции управленческого решения в виде правового актауправления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямоепредписание императивного (директивного) характера на совершениеопределенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и мерыпринуждения. К административным средствам государственного регулированияотносятся, например, государственная регистрация субъектовпредпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видовпредпринимательской деятельности и т.д. Косвенные методы государственного регулирования основываются наэкономических средствах воздействия на регулируемые отношения со сторонысубъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованночерез экономические интересы без прямого властного воздействия отражаютсяна поведении участников экономических отношений путем создания условий,влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов,как материального поощрения, так и ответственности. К экономическимсредствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетнойполитики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие. Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой исоответственно административные и экономические средства государственногорегулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются всоответствующую правовую форму Как уже отмечалось, право следует рассматривать в качествесамостоятельного и одного из основных средств государственногорегулирования экономики. Основная задача государства заключается вформировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности.Без правовых норм невозможно применение административных и экономическихсредств государственного регулирования. Любые средства, будь тоадминистративные или экономические, не могут быть применены вне правовойформы их существования. Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственногорегулирования экономики, так называемые правовые средства. К числу правовыхсредств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор,ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средствашироко применяются не только во взаимоотношениях между субъектамипредпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений,но и при государственном регулировании экономики и предпринимательскойдеятельности. Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайноразнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенныхдействий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем илииным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписаниясовершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрациюопределенных действий; установление квот и других ограничений; применениемер административного принуждения; применение материальных санкций; выдачагосударственных заказов; контроль и надзор и т.д.3.1 Лицензирование. Лицензирование — одно из наиболее характерных административных средствгосударственного регулирования экономики, которое представляет собойразрешение государства в лице его органов на определенные действия, в томчисле нате или иные виды предпринимательской деятельности. Лицензия представляет собой разрешение (право) на лицензируемый виддеятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальномупредпринимателю. К лицензируемым относятся лишь те виды деятельность., осуществлениекоторых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасностигосударства и регулирование которых невозможно иными методами, кроме каклицензированием. Вид деятельности, на выполнение которого на территориигосударства требуется получение лицензии в соответствии с законом являетсялицензируемым. Полномочия лицензирующих органов помимо собственно лицензированиявключают также:. надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;. приостановление действия лицензии;. возобновление действия лицензии;. переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;. формирование и ведение реестра лицензий. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, можетвыполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальнымпредпринимателем. Деятельность, на ведение которой федеральными органами государственнойвласти выдана лицензия, может осуществляться на всей территориигосударства. Срок действия лицензии устанавливается документом о лицензированииконкретного вида деятельности. В различных государствах лицензия выдается на различные срокидействия. Обычно срок действия лицензии составляет не менее чем один год. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата,если иное не предусмотрено документом о лицензировании конкретного видадеятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано, если за времядействия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований иусловий. Одно из обязательных лицензионных требований и условий приосуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности — соблюдениезаконодательства страны, экологических санитарно-эпидемиологических,гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений олицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для ихОсуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могутдополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензиии лицензиату, в частности квалификационные требования к работникамюридического лица. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальныхусловий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могутдополнительно включаться требования о соответствии указанным специальнымусловиям объекта, в котором или с помощью которого выполняется такой виддеятельности. Под объектами понимаются здание, сооружение, оборудование ииные технические средства, с помощью которых ведется лицензируемый виддеятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношениилицензируемого вида деятельности определяется документом о лицензированииконкретного вида деятельности. Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующийлицензирующий орган необходимые документы. Устанавливается максимальный размер платы за рассмотрение заявлениясоискателя лицензии. Обычно срок для принятия лицензирующим органом решения о выдаче или оботказе в выдаче лицензии не превышает 30 дней со дня получения заявлениясоискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленномзаконодательством страны, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии илибездействие лицензирующего органа. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условийосуществляется государственными надзорными и контрольными органами,лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органымогут приостанавливать и аннулировать действие лицензии в случаях,установленных законом. Перечень видов деятельности, на выполнение которых требуются лицензии,устанавливается государственным законом, и со дня вступления его в силувведение лицензирования иных видов деятельности возможно только путемвнесения изменений и дополнений в установленный законом перечень. 3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики Экономические средства государственного регулирования экономики неменее разнообразны, чем административные. Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование ипланирование. Рыночная экономика в отличие от экономики административно-командноготипа является системой саморегулируемой, не требующей постоянного ивсеобъемлющего внешнего вмешательства. Однако и эта система требуетвнешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности врамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы, потрясавшие вXIX и XX веках капиталистическую экономику, привели к выводу онеобходимости использования государственного регулирования в целяхдостижения стабильного и эффективного развития рынка. Прогнозирование ипланирование и есть те инструменты, которые позволяют устранить отмеченныевыше недостатки рыночной экономики, преодолеть ограниченность еевозможностей. И прогнозирование, и планирование — имманентно присущие любойэкономике инструменты, способы достижения сбалансированности развития. Государственное прогнозирование социально-экономического развитиягосударства представляет собой систему научно обоснованных представлений онаправлениях социально-экономического развития страны, основанных назаконах рыночного хозяйства. Планирование — деятельность государства в лице его органов управления,а также субъектов экономической деятельности по разработке планов,представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям,ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.Прогнозирование представляет собой предпосылку для планирования. Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную,среднесрочную и краткосрочную перспективу. Временной промежуток прогноза социально-экономического развития надолгосрочную перспективу колеблется в различных государствах по-разному.Обычно прогноз разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза на долгосрочную перспективу разрабатываетсяконцепция социально-экономического развития государства на долгосрочнуюперспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономическогоразвития страны, определяются возможные цели социально-экономическогоразвития, пути и средства достижения указанных целей. Обычно прогноз социально-экономического развития на среднесрочнуюперспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегоднокорректируется. Первое после вступления в должность Президента Российской ФедерацииПослание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержитспециальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развитияРоссийской Федерации на среднесрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективуразрабатывается ежегодно. Документ содержит специальный раздел, посвященныйанализу выполнения программы социально-экономического развития государствана среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделениемзадач на предстоящий год. Различают государственное директивное и индикативное планирование.Директивное планирование предполагает обязательность и ответственностьсоответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативноепланирование предполагает установление в плане определенных показателей(например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики,состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с цельюдостижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ееотдельных частей. При планировании используются различные методы или их сочетание:балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы имодели. В современных условиях широко используется программно-целевой методпланирования, с выделением долгосрочных целевых комплексных программ. Действующим законодательством государства установлен порядокразработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственныхцелевых программ, в осуществлении которых участвует страна. Федеральная целевая программа, финансируемая за счет бюджетных средствили средств государственных внебюджетных фондов, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических(экологических) результатов реализации указанной программы, наименованиезаказчика программы, сведения о распределении объемов и источниковфинансирования по годам, другие документы и материалы. При разработке федеральных целевых программ предусматриваются:. решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно- технических, природоохранных и других важнейших задач;. согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, целях их наиболее эффективного использования;. комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;. согласованность решения федеральных и региональных задач;. достижение требуемого конечного результата в установленные сроки. Президент страны в целях обеспечения решения особо важныхобщегосударственных задач может выступать инициатором федеральных программ,называемых президентскими. 4. Государственный контроль за частным бизнесом. Контроль — средство государственного регулирования экономики ичастного бизнеса деятельности. Поскольку государственный контрольосуществляется государственными органами, то его следует рассматривать какодну из форм государственной власти. Государственный контроль в сфере частного бизнеса илипредпринимательской деятельности представляет собой систему проверки инаблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациямитребований нормативных актов. Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на двавида: общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, в том числе всфере хозяйственной деятельности, и административный надзор. В науке административного, права отличие контроля от надзора сводитсяк следующим наиболее характерным чертам: а) органы надзора (в том числе и прокурорского) выполняют свои функциии полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно неподчинены; органы контроля — в основном в отношении организационноподчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарноговоздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административногонадзора применяются меры административного воздействия к физическим июридическим лицам; в) по действующему законодательству страны органы контроля занимаютсяпроверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органыадминистративного надзора проверяют соблюдение специальных правил наподнадзорных им объектах. Виды контроля различаются в зависимости от оснований классификации.Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль испециальный контроль. К специальному может быть отнесен валютный контроль,при котором проверяется конкретный вопрос соблюдения валютногозаконодательства. В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяютпредварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контрольимеет целью предупреждение и профилактику параметров предпринимательскойдеятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реальноосуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контрольпредполагает проверку исполнения тех или иных решений государственныхорганов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующихрезультатов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль, и характераполномочий контролирующих органов выделяются:. контроль Президента страны;. контроль органов законодательной (представительной власти);. контроль органов исполнительной власти;. контроль органов судебной власти. Значение налогового контроля для частного бизнеса огромно. Однако онне является контролем собственно за ним. Основная его задача заключается впроверке выполнения бизнесменом требований законодателя по выплате налогови иных налоговых платежей. К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностьюследует отнести, например, надзор лицензирующим органом за соблюдениемлицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:. проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;. запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;. составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;. выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений;. выносить предупреждение лицензиату;. осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия. Непосредственный государственный контроль за предпринимательскойдеятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках. Один из характерных примеров непосредственного контроля за частнойдеятельностью — валютный контроль. Его цель — обеспечение соблюдениявалютного законодательства при валютных операциях. К большинству валютных операций в различных станах в соответствии сдействующим законодательством относятся: а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав навалютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием вкачестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов виностранной валюте; б) ввоз и пересылка в государство, а также вывоз и пересылка изгосударства валютных ценностей; в) международные денежные переводы; г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте страны. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валютеподразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанныес движением капитала. К текущим валютным операциям относятся: а) переводы в страну и из страны иностранной валюты для расчетов безотсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатовинтеллектуальной деятельности), а также для расчетов, связанных скредитованием экспортно-импортных операций; б) получение и предоставление финансовых кредитов; в) переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходовпо вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движениемкапитала; г) переводы неторгового характера в государство и из государства,включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, атакже другие аналогичные операции. К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся: а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия сцелью извлечения дохода и получения прав на участие в управлениипредприятием; б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг; в) переводы валюты и валютных ценностей в оплату права собственностина здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимоепо законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, атакже иных прав на недвижимость; г) предоставление и получение отсрочки платежа на определенный срок поэкспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальнойдеятельности); д) предоставление и получение финансовых кредитов на установленныйсрок; е) все иные валютные операции, не являющиеся текущим валютнымиоперациями. Основные направления валютного контроля: а) определение соответствия проводимых валютных операций действующемузаконодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валютеперед государством, а также обязательств по продаже и ной валюты навнутреннем рынке страны; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютнымоперациям, а также по операциям нерезидентов в валюте государства. Валютный контроль в государстве осуществляется органами валютногоконтроля и их агентами. Органами валютного контроля в основном являются Центральный банкстраны и правительство. Агенты валютного контроля — организации, которые в соответствии сзаконодательными актами страны могут выполнять функции валютного контроля.Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютногоконтроля. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля,подотчетными Центральному банку государства. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издаютнормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами инерезидентами в стране. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции: а) контролируют проводимые в государстве резидентами и нерезидентамивалютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиямлицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютногоконтроля; б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов государстве. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетностии документации по валютным операциям. 5. Регулирование рыночных отношений как функция российского государства. Одна из основных функций государства — экономическая. Она заключаетсяв создании необходимых условий для устойчивого развития экономическихотношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этихотношений. Роль государства на различных этапах развития общества неодинакова.Современное российское общество характеризуется переходным состояниемэкономики, что не может не учитываться при изучении проблемы соотношениягосударства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет обэкономике рыночного типа, о рынке. Объективная необходимость государственного регулирования рыночныхотношений основывается на ограниченности возможностей рынка в производствеобщественных товаров, что и является основным побудительным мотивом вдеятельности государства в сфере экономики. К так называемым общественным товарам обычно относят национальнуюсистему образования, здравоохранения, оборону государства, систему охраныокружающей среды, создание и поддержание правопорядка в обществе иэкономике и т.д. Негативные последствия деятельности рынка нивелируются спомощью государства в сферах распределения материальных благ, созданияконкурентной среды, обеспечения рынка необходимой информацией, уменьшениянегативных последствий деятельности отдельных предпринимателей. Следует отметить не только влияние государства на экономику, но ивлияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализасовременной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолтыприводят к смене правительств, государственных деятелей, измененияминституциональной структуры. Государственное регулирование экономики должно осуществляться наоснове четко сформулированной государственной экономической политики.Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственноерегулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в нашевремя идентичны. Государственная экономическая политика представляет собой основныенаправления деятельности государства в сфере экономики, в то время какгосударственное регулирование экономики — деятельность государства в лицеего органов, направленная на реализацию государственной экономическойполитики с использованием специальных средств, форм и методов. Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной,стабильной и предсказуемой государственной экономической политики —существенный недостаток, препятствующий эффективному государственномурегулированию рынка. В настоящее время государственная экономическая политика находитвыражение и закрепление в таких документах, как ежегодные ПосланияПрезидента Российской Федерации федеральному Собранию, Основные направленияединой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год, утвержденныеЦБ РФ и др. Реализацию внутренней, в том числе экономической, политики РоссийскойФедерации осуществляет Правительство Российской Федерации в пределах своихполномочий (ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Объем государственного вмешательства в экономику, рыночные отношения —величина переменная, зависящая от многих факторов; Однако можно утверждать,что в переходный период от экономики социалистического типа к экономикерыночного типа роль государства не только не снижается, но значительновозрастает, учитывая необходимость смены основных правил игры, изменениевсей правовой базы деятельности субъектов рынка, установление контроля засоблюдением всеми участниками не только собственных интересов, но иинтересов общества. Таким образом, уровень, размер государственногорегулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке,востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений. Классификация видов государственного регулирования может основыватьсяна степени воздействия государства на те или иные отношения в различныхотраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделениемаксимального, среднего и минимального уровня государственногорегулирования экономики. Максимальный уровень регулирования предполагаетиспользование всех или большинства средств (инструментов) государственногорегулирования. Максимальный уровень государственного регулированияустановлен в отношении, например, естественных монополий в сферахжелезнодорожных перевозок, услуг общедоступной электрической и почтовойсвязи и др. Минимальный уровень государственного регулирования существует вотношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью. Существует классификация видов государственного регулирования взависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. Всвязи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральномуровне, на уровне субъекта Федерации. Каково же место предпринимательства во взаимоотношениях государства иэкономики? Представляется, что предпринимательство, будучи самостоятельнойкатегорией и предметом исследования, является сферой взаимодействиягосударства и экономики. По существу государство с помощью права регулируетотношения, возникающие при предпринимательской деятельности, и именно врамках предпринимательской деятельности использует специфические средства,формы, в том числе правовые, воздействия на рыночную экономику. Специалисты в области административного права совершенно справедливоотмечают, что «между государственным управлением и государственнымрегулированием нет принципиальных различии по целевому назначению. Малотого, по своей сути, регулирование — непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. В самом обыденном смыслерегулирование выражается в «подчинении определенному порядку, вупорядочении тех или иных действий». Однако трудно согласиться с выводами отом, что «налицо полное совпадение признаков регулирования и управления». Государственное управление предполагает прямое и непосредственноевмешательство органов государства в экономику с использованиемадминистративных методов регулирования, в то время как государственноерегулирование позволяет использовать более широкий спектр средств иинструментов, в том числе методы и средства косвенного регулированиярыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственногорегулирования более широкое, чем понятие государственного управления. Косвенные методы бесспорно являются основными в регулированиисовременной экономики, учитывая, что сам рынок представляет собойсаморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ отнепосредственно административных, прямых методов регулирования,свойственных государственному управлению. Необходимо также учитывать, что категория «государственногоуправления» в действующей Конституции РФ не используется и по существузаменена на категорию «исполнительная власть». Представляется более правильным на современном этапе развитияэкономики говорить о государственном воздействии на экономику, включающемкак понятие государственного управления со свойственными ему прямыми,директивными методами воздействия на регулируемые отношения, так игосударственное регулирование, использующее косвенные методы воздействия.Однако, учитывая широкое распространение понятия государственногорегулирования в научной литературе и нормативных актах, в том числе зарубежом, целесообразно использовать все же понятие государственногорегулирования. Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагаютрешение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функцийгосударства в сфере экономики. В качестве основной цели государственногорегулирования можно выделить создание наилучших условий для развитияэкономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества. Главная цель раскрывается через такие задачи, как выравниваниеэкономического цикла, стабилизация денежного обращения, созданиеконкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения,стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др.Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретныхзадач, возникающих в результате достижения поставленных целей. Одна из основных функций государства в области экономическойдеятельности заключается в создании правовой базы для эффективногофункционирования рынка, создания стабильных правил игры. В связи суказанной функцией государства возникает задача создания правовогообеспечения реализации функции государства в сфере экономики. Правовое обеспечение государственного регулированияпредпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы темсредствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качествеправовых форм государственного регулирования экономики традиционновыступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указыПрезидента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые актысубъектов Российской Федерации, ведомственные и внутренние (локальные)нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играетбольшую роль в деле охраны и защиты прав предпринимателей, однако внастоящее время судебные акты нельзя рассматривать в качестве источниковправа. Нельзя не сказать о том, что без создания правовой базы невозможнорассчитывать на эффективное функционирование экономики, предпринимательскойдеятельности. Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средствореализации экономической функции государства, а с другой — самостоятельноесредство государственного регулирования экономики наряду с иными средствамии инструментами экономического и административного характера. На сегодняшний день можно констатировать отсутствие надлежащейправовой основы государственного регулирования экономики, в том числе и вгосударственном секторе экономики. К сожалению, практика законотворческой деятельности в основном пошлапо пути разработки и принятия законов, посвященных государственномурегулированию отдельных сфер хозяйственной деятельности. В настоящее время в значительной степени отсутствует правовая база,обеспечивающая применение средств, инструментов государственногорегулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качествеприоритетного направления развития законодательства (в широком смыслеслова). Так, остро необходимо создание нормативной основы для эффективногоприменения таких средств государственного регулирования, какценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планированиеи т. д. Только после того, как будет создана правовая основа для эффективногоприменения отдельных средств государственного регулирования, после того,как будет обобщен опыт их применения на практике, следует рассмотретьвопрос о создании стержневого законодательного акта, определяющего основыгосударственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестветакого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России,содержащий раздел, посвященный государственному регулированию экономики. Значительное число самых разных субъектов участвуют в формированиигосударственной экономической политики, ее реализации путемгосударственного регулирования экономики. Нельзя ставить знак равенствамежду субъектами предпринимательской деятельности и субъектами,участвующими в формировании и реализации государственной экономическойполитики. Коммерческие и некоммерческие организации, ведущие предпринимательскуюдеятельность, бесспорно относятся к субъектам отношений, связанных среализацией государственной экономической политики. Однако круг субъектовгосударственного регулирования экономики значительно шире круга субъектов,осуществляющих предпринимательскую деятельность. К числу субъектов государственной экономической политики игосударственного регулирования экономики относятся органы законодательной,исполнительной и судебной власти. Ни одна из ветвей власти и соответствующие органы власти не могутформировать государственную экономическую политику и осуществлятьгосударственное регулирование экономики без тесного взаимодействия. Безпринятия законов, являющихся стержневыми нормативными актами прирегулировании практически всех сегментов рынка (рынка товаров, финансовогорынка, рынка труда, энергетического рынка и других видов рынка), невозможнареализация государственной экономической политики. Без деятельностиисполнительных органов власти, перечень которых утверждается указомПрезидента РФ, невозможно довести направления государственной экономическойполитики до этапа практического воплощения, без деятельности судебныхорганов невозможно защитить права субъектов предпринимательскойдеятельности. Важную роль при формировании и реализации государственнойэкономической политики играют общественные объединения и иныенекоммерческие организации, создаваемые на основе общих интересов в той илииной сфере предпринимательской деятельности, например, Всероссийский союзстраховщиков. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Большое влияние на государственную экономическую политику и еереализацию оказывают региональные объединения. Государственные органы и общественные организации (объединения) частотесно взаимодействуют путем представительства работников государственныхорганов в общественных организациях. В качестве самостоятельных субъектов, действующих в сфере экономики иоказывающих значительное влияние на выработку экономической политики еереализацию, защиту прав субъектов предпринимательской деятельности,выступает новый для нашего общества вид организаций — лоббистскиеорганизации. Лоббирование рассматривается в нашем обществе большей частью какотрицательное явление, связанное с негативными факторами в сфере экономикии политики. В действительности же лоббирование следует рассматривать какинструмент информирования власти, в том числе и при формированиигосударственной экономической политики, в интересах отдельных групппредпринимателей в тех или иных областях предпринимательской деятельности сцелью выработки отвечающих потребностям экономического развития решений инаправлений деятельности. Устранение негативных моментов лоббированияинтересов отдельных групп предпринимателей возможно путем принятиясоответствующего нормативного акта в виде закона, устанавливающего преградына пути недобросовестных действий отдельных лиц или групп лиц. Объекты государственной экономической политики, формой реализациикоторой является государственное регулирование экономики, чрезвычайноразнообразны. К их числу относят различные отрасли и подотрасли народного хозяйства,что подтверждается принятием, например. Закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ«О государственном регулировании агропромышленного производства». В качестве объекта государственного регулирования часто выступаютразличные регионы России, подтверждением чему является Федеральный закон от19 июня 1996 г № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»2. В качестве объектов государственного регулирования выступают такжеотдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные сзаготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород. Объектом государственного регулирования выступают отдельные средства(инструменты), с помощью которых осуществляется государственноерегулирование, такие, как планирование, цена, тарифы, денежное обращение идр. Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркиваютсмешанный характер современной экономики в развитых государствах,предполагающий существование государственного сектора в экономике4. Следует подчеркнуть, что государственный сектор — составная инеразрывная часть рыночных отношений, элемент рынка. В то же времягосударственный сектор экономики — средство, инструмент, с помощью которогогосударство активно воздействует на рынок: через закупки продукции, оплатуработ и услуг; путем прямого или косвенного влияния на цены, тарифы и т.д. Сам государственный сектор неоднороден, что отражается и в правовомрегулировании отдельных составляющих его частей или режимах правовогорегулирования. Например, можно выделить часть государственного сектора;связанного с деятельностью унитарных предприятий, основанных на правехозяйственного ведения; часть государственного сектора, связанного сдеятельностью унитарных предприятий, основанных на праве оперативногоуправления; часть государственного сектора, связанного с владением пакетамиакций приватизированных государственных предприятий; часть государственногосектора, связанного с имуществом государства, не переданным каким-либосубъектам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, втом числе с имуществом, и прежде всего недвижимостью, находящимися заграницей. Обычно государственный сектор экономики России рассматривают узко,включая в него лишь отношения, возникающие из деятельности унитарныхпредприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарныхпредприятий (казенных предприятий), основанных на праве оперативногоуправления. В действительности государственный сектор экономики России включает ииные перечисленные выше части, структурные элементы государственногосектора, что не может не учитываться при правовом регулированиисоответствующих отношений. Представляет интерес введение в научный оборот понятиягосударственного предпринимательства, смысл которого, на наш взгляд,заключается в создании условий, в том числе и правовых, для деятельностигосударственного сектора экономики на принципах рыночной экономики ссоблюдением условий, закрепленных в ст. 2 ГК РФ. Однако признакипредпринимательской деятельности, содержащиеся в названной статьеГражданского кодекса РФ, не в полной мере могут быть применены кдеятельности, осуществляемой в рамках государственного предпринимательства.Так, систематическое получение прибыли далеко не всегда должно бытьнепременным условием предпринимательства в рамках государственного сектораэкономики. Несостоятельность рынка, ограниченность его возможностей проявляется,например, в том, что частный сектор не всегда готов осуществлятьдеятельность в сферах экономики, не приносящих прибыль, в то время какобщественная потребность в соответствующих товарах, работах или услугахбесспорно существует. Метеорологические службы предоставляют информациюнаселению и коммерческим структурам, не получая за это какой-либо оплаты. В качестве одного из признаков предпринимательской деятельности ГК РФназывает осуществление предпринимательской деятельности на свой риск.Однако следует учитывать, что риски при государственномпредпринимательстве, в частности, унитарными предприятиями, существенноотличаются от рисков частных предпринимателей в силу особого правовогостатуса унитарных предприятий, закрепленного в настоящее время вгражданском кодексе. Особое внимание в рамках государственного




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственное регулирование экономики iconГосударственное регулирование экономики: формы и методы
Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных...
Государственное регулирование экономики iconРабочая программа дисциплины «Государственное регулирование национальной экономики» > цели, задачи и структура дисциплины «государственное регулирование национальной экономики»
Цели, задачи и структура дисциплины «государственное регулирование национальной экономики»
Государственное регулирование экономики iconГосударственное регулирование экономики, его формы и методы
Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных...
Государственное регулирование экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
«Регулирование международных энергетических рынков», «Государственное регулирование недропользования», «Комплексное использование...
Государственное регулирование экономики iconКурсовая работа по социальной рыночной экономике на тему: "Государственное регулирование экономики: формы и методы"
Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных...
Государственное регулирование экономики iconКурсовая работа по социальной рыночной экономике на тему: "Государственное регулирование экономики: формы и методы"
Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных...
Государственное регулирование экономики iconЦентр научного знания «логос»
Государственное регулирование экономики. Государственное и муниципальное управление
Государственное регулирование экономики iconМинистерство экономического развития и торговли РФ государственный университет – Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины «Государственное регулирование доходов населения»
Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора
Государственное регулирование экономики iconМинистерство экономического развития и торговли РФ государственный университет – Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины «Государственное регулирование доходов населения»
Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора
Государственное регулирование экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
«Регулирование энергетических и сырьевых отраслей в России и мире», «Регулирование внешнеэкономических отношений» Факультета мировой...
Государственное регулирование экономики iconПрограмма дисциплины Государственное регулирование инновационной сферы для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалистов
Инструменты государственной научно-технической политики. Инновации и рынок Стимулы к инновациям и экономический рост. Государственное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы