С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели icon

С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели



НазваниеС. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели
Дата конвертации17.07.2012
Размер239.67 Kb.
ТипРеферат
С.Ю.Витте и П.А.Столыпин - крупные политические деятели


Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра истории С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятелиРефератШульгиной Анны Михайловныгр. 1-М-I Санкт-Петербург 1998 Содержание 1. Введение 3 2. Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и идеология реформ 3 3. Время и реформы С. Ю. Витте 7 4. Политическая карьера и реформы П. А. Столыпина 12 5. Причины неудач реформаторов 17 6. Заключение: Уроки реформ 19 Литература 20 1. Введение Каждый период времени в Российской истории влиял на дальнейшую жизньстраны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа надолгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были втораяполовина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения,время кардинальных перемен в жизни нашей страны. На политической арене действовали в это время, конечно, не толькопредставители революционного движения. Но политические деятели,принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались,как правило, искаженно. Между тем на исторической сцене в тот периоддействовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиесяразличных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформироватьРоссию бескровным, не революционным путем. Среди них - С. Ю. Витте иП. А. Столыпин. Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен намсейчас, в так называемый переходной период - от тоталитаризма к демократии,период экономических и политических реформ. И исторический опыт нашихпредшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманнопроводить эти реформы и не повторять их ошибок. 2. Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и идеология реформ К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательскийпотенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощенконтрреформистским курсом консерваторов после трагической гибели АлександраII в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ. После экономического подъема 90-х годов, Россия пережила тяжелыйэкономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии1904-1908 годов. В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной.Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный веспринадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - отмануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня сталасосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупныепомещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собойпрямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделамитормозили модернизацию крестьянского хозяйства. Слишком медленное политическое развитие России определялось, восновном, ее аграрным устройством. Солженицин объясняет: "российскаягосударственная власть срослась с имущим напуганным дворянством, весьправящий слой дрожал и корыстно держался за свои земли - дворянские,великокняжеские, удельные. Только начнись где-нибудь какое-нибудь движениеземельной собственности - ах, как бы не дошло и до нашей". Держась завласть и за землю, самодержавие, помещики, военная и гражданскаябюрократия надеялись: "будет вот так само-само-само плыть еще триста лет"[1]. Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ееэкономического развития. Наряду с формированием классов буржуазногообщества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжалисуществовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазиязанимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играласколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизнистраны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствиечего и оставались аполитичной и консервативной силой. Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главнойопорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность,сближаясь с буржуазией. Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронутосоциальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% -бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия. В начале ХХ века класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Онбыл неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших вгород крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого классастал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн.человек. Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строяв буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Законгласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный"[2]. До 1905 года высшим государственным органом в России былгосударственный совет, постановления которого имели рекомендательныйхарактер для царя. Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительнаявласть осуществлялась двумя министерствами, деятельность которыхконтролировалась комитетом министров. Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта.Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, сталаодним из примеров раздела сфер влияния в мире. К сожалению, верхи нередконе совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию вобществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попыткауйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией нетолько не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась вреволюционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, чтовозле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А.Столыпин. Война четко показала неподготовленность русской армии, а такженеподготовленность экономики к войне. С. Ю. Витте писал: "Вместо того, чтобустранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила нас надесятки лет к революции." Военные расходы, которые понесла Россия в этойвойне превышали 3 млрд. рублей. С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране(1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались какполитические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить иоздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XXявились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий вРоссии строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу". Однако, С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения вобщественной и государственной жизни надо начинать с измененияполитического строя: создать качественно новую государственную машину, ауже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможноусовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядкабез предварительного перехода от рабства к свободе. П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, вгосударстве, - не суть главное и, тем более, не есть условие реформэкономических. Отсюда проистекает следующее противоречие в его политическойдеятельности: программа реформ была рассчитана на буржуазно-демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно- демократические(например, в вопросах, касающихся земских органов власти), но Столыпинискренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной длякачественно нового уровня капиталистических отношений политической системы.Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но иверил в личность императора- политика, скажем, недалекого. Его путь реформслужит некой моделью "революции сверху" [3]. Реформатор считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, гдеони необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободногохозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической илиличной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личнойземельной собственностью, пока он находится тисках общины, он остаетсярабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы [4]. Скажем, к слову, что этот спор актуален и сегодня, спустя почти век.Теснейшая связь экономики и политики не дает достичь положительныхрезультатов реформирования одной общественной сферы без изменения другой.По мнению Г. Попова современные реформы тоже начинались "с курса на новоегосударство. А теперь мы видим, как на его лице растет хорошо нам знакомаящетина авторитарного бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть и не может,пока он всевластен, и если нет в стране, говоря словами Столыпина,самостоятельных собственников." [5]. 3. Время и реформы С. Ю. Витте С. Ю. Витте (17.06.1849 - 28.02.1915) родился в Тифлисе и воспитывалсяв семье своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказскогонаместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказскогокрая. Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верностиправославию). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 онкончил курс наук в новороссийском университете по математическомуфакультету со степенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малыхвеличинах". 1 июля 1871 года Витте был причислен чиновником в канцелярииНовороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а еще через два годаназначен столоначальником. После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшаяказне железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железныхдорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела (1878,Петербург). С 1880 - начальник эксплуатации, а 1886 - управляющий Юго-Западной железной дороги (Киев). Уже на этих постах ярко проявляетсяреформаторский настрой Витте [6]. Он ввел в практику выдачу ссуд подхлебные грузы, проводил тарифную политику на принципах конкуренции: длякаждого груза устанавливался максимальный тариф, резко снижавшийся в случаеотправления груза по Юго-Западных железных дороге; внедрил техническиеусовершенствования, повысившие скорость движения поездов.Высокообразованный специалист, Витте широко использовал в работе научные истатистические данные. Его активность не была незамеченной, и в 1889Александр III привлекает его в Министерство финансов в качестве директораДепартамента ж.-д. дел, а в 1892 он уже министр финансов и начинаетактивную реформаторскую деятельность в экономической политике России. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Виттепоказал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонниксамобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатораевропейского образца, заявившего о своей готовности в течение двухпятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. В начале 90-х годов Витте еще не изменил общинным идеалам, считалрусское крестьянство консервативной силой и "главной опорой порядка". Видяв общине оплот против социализма, он сочувственно относился кзаконодательным мерам конца 1880-х - начала 1890-х годов, направленных наее укрепление. Хотя промышленность, строительство и железные дороги в 90-хгодах активно развивались, сельское хозяйство - основной оплот аграрнойРоссии - после неурожая 1891 и последовавшего за ним обнищания (вплоть доголода) крестьян и землевладельцев находилась в очень тяжелом состоянии.Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознаниюнеобходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей вправительстве, толкавших страну на грань экономического и духовногораспада. В этой обстановке появился на политической сцене С. Ю. Витте. Наэтого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразованияэкономической жизни страны. В 1894-95 г. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, чтоне удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение,обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и притокиностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение. Одним изсамых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана сталавведенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина иводочный изделий. На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполнеопределенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнатьв промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочныепозиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренноепромышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранныхкапиталов, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов ипоощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - вконце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскуюпромышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарствомпротив бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии. Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни одиниз царских министров финансов, широко использовал исключительнуюэкономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиямигосударственного вмешательства служили Государственный банк и учрежденияминистра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков. В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитиюпромышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышлана 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режими развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя,охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственныхзаймов и железнодорожных обществ. В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а самВитте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическомаппарате империи. В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своейполитикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе властив условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику,ничего не меняя в системе государственного управления. Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться.Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозившийразвитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов,нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем иСреднем Востоке обострила русско-английские противоречия и приблизила войнус Японией. С началом же военных действий ни о какой последовательнойэкономической программе не могло уже быть речи. Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной присохранении традиционной системы власти и существовавших экономическихотношений в деревне и Витте скоро начал отдавать себе в отчет. "...сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империинужно было быть дураком, чтобы не понимать, что машина без топлива непойдет. Топливо это - экономическое состояние России, а так как главнаячасть населения - это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область"[7]. В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотрааграрного курса, сорванную, однако, В. К. Плеве, К. П. Победоносцевым иП. Н. Дурново. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждахсельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе вминистерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Впредставленной записке выступил сторонником ликвидации крестьянскойсословной обособленности в области права, управления и землепользования,высказывался за свободный выход из общины, за ограничения на распоряжениенадельными землями. Положения его программы были впоследствии использованыП. А. Столыпиным при разработке аграрной реформы. Однако, из-запротиводействия Плеве и других чиновников Министерства внутренних дел(поддержанных Николаем II) добился лишь отмены круговой поруки в общине(1903) и облегчения паспортного режима крестьян. Витте считал, что если быСовещанию дали окончить работу, то многое, что потом произошло, было быустранено. Крестьянство, вероятно, не было бы так взбаламучено революцией,как оно оказалось. В манифесте 26 февраля 1903 года, определившем программу царизма, какойее видели Николай II и Плеве, снова, хотя и с некоторыми оговорками,провозглашалась "неприкосновенность общинного строя крестьянскогоземлевладения". Объединенными усилиями противники Витте при очевидномсочувствии императора (заметим, что Николай II, всемерно ограждая своювласть, очень ревниво относился к любой крупной политической личности)начали оттеснять министра финансов и от рычагов управления дальневосточнойполитикой, находившихся до того в его почти исключительном владении. Каковыбы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра,отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитетаминистров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен. Сам Виттепоэтому сравнивал свое пребывание на этом посту с тюремным заключением. По мнению А.Ф. Керенского [8], устранение Витте и замена его в 1903году оголтелым реакционером Плеве, сразу же приступившим к разрушению основполитической жизни империи, ознаменовали начало того периода в русскойистории, который можно рассматривать как пролог к революции 1905 года.Последствия деятельности Плеве были столь плачевны, что в революционноедвижение постепенно втягивались не только наиболее прогрессивныепредставители земства и интеллигенции, но и рабочие, а затем и крестьяне. Самодержавие, ставшее к тому времени не более чем пережитком российскойистории, было обречено. Однако, Николай II, вместо того, чтобы продолжитьреформы своего деда и даровать конституцию, с помощью таких людей, какПлеве, упрямо тянул страну назад, к самым мрачным временам бюрократическогоабсолютизма. После 15 июля 1904 года, когда был убит министр внутренних дел Плеве ина пост министра внутренних дел назначен прогрессивный генерал-губернаторВильны князь П. Д. Святополк - Мирский, Витте возвращается к активнойполитической деятельности. В 1904 г. он публикует свою антиобщиннуюплатформу ("Записка по крестьянскому делу"). Рост эффективностисельскохозяйственного производства при низких ценах на его продукцию былважной составной частью программы индустриализации. Он видел в этомсредство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовалисьбы в промышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата. Тут-то главным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был вмолодости. Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения итребовал сделать из крестьянина "персону" путем уравнения крестьян в правахс другими сословиями. Речь шла при этом обо всех правах, в том числе иимущественных, иными словами - о выходе из общины с выделом земли. В общинеВитте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственногопроизводства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку онавоспитывала пренебрежение к праву собственности. Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско - японская война.Поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералысочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году,заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередьконституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентскихкругах, но и решились на попытку скоординировать действия среволюционерами. События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот в мышлениирабочих масс, разорвали те духовные узы, которые связывали царя и простыхрабочих. 17 января 1905 года Николай II, обращавшийся за советом к Витте идругим министрам, приказал ему составить из них совещание по "мерам,необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах. Именно осенью1905 года (в октябре) впервые обсуждалась на совещании Витте с"общественными деятелями" кандидатура Столыпина на пост министра внутреннихдел. С этого периода они находились на политической арене одновременно. 4. Политическая карьера и реформы П. А. Столыпина П. А. Столыпин (1862-1911 гг.) - выходец из старого дворянского рода,известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихсяполитических и литературных деятелей. Бабушка М. Ю. Лермонтова - урожденнаяСтолыпина. Прадед - сенатор А. А. Столыпин - друг М. М. Сперанского,крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - АркадийДмитриевич - участник Крымской войны, друг Л. Н. Толстого, навещавший его вЯсной Поляне. Мать П. А. Столыпина - Анна Михайловна - урожденная Горчакова- племянница канцлера России А. М. Горчакова, одноклассника А. С. Пушкинапо лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А. В. Суворова. Таким образом,семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшимилюдьми России. Семья П. А. Столыпина владела поместьями в Нижегородской,Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях. Петр Аркадьевич Столыпин не пошел по традиционной для его фамилиислужбе, он не стал ни дипломатом, ни военным, окончив Виленскую гимназию,неожиданно для всех родственников и друзей, он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После окончанияуниверситета он служит в министерстве государственного имущества, но черезгод переводится в Министерство внутренних дел и попадает, предводителемдворян, в Ковенскую губернию, где на собственном опыте познает заботы итяготы аграрной России. В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на которомговорилось о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительновысказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам.Это заявление явилось неким начальным положением его в будущем обширной"аграрной реформы". Надо отдать должное смелости Столыпина: когдаразгорелась полемика о путях аграрной реформы между Витте и Плеве, он неподдержал позиции своего начальника, хотя в 1902 году убеждения Столыпинабыли еще весьма далеки от четкой программы Витте, которая была отклоненанакануне революции 1905-1907 года. В марте 1903 года Столыпина назначают губернатором в более крупную иважную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, вкоторой проявились две его характерные черты: во-первых, он не смущалсякарать не только левых, но и правых, если их деятельность переходила зарамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленныхдеятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу сразгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуныГосударственной Думы: "Не запугаете!", но и на самом деле вел себябесстрашно. В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел и всяборьба с революцией ложится на его плечи. Вскоре он сменяет Горемыкина напосту председателя Совета министров. Ему было доверено проложитьполитический курс в новых исторических условиях - обеспечить сожительстводотоле ничем не стесненного самодержавия с "народным представительством".Подключившись к работе, он начал политику успокоения народа. Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые,по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышениякачества жизни народа. В намерения Столыпина не входило ни восстановлениеабсолютизма, ни уничтожение народного представительства - он стремился лишьк установлению в России консервативной, но строго конституционной монархии.Его мечтой была могучая, централизованная империя, экономически здоровая икультурно развитая. "Противникам государственности, - сказал он, выступая вДуме, - хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения отисторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Имнужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!" Судьба монархии зависела от воли и способностей верховной властиосуществить комплекс реформ, которые объективно стояли перед страной.Решить эту задачу призвана была программа, которую П.А.Столыпин изложил 24августа 1906 года. Она состояла из двух частей "успокоения и реформ". Новыйпремьер министр полагал, что 20 лет внутреннего и внешнего спокойствияРоссии радикально преобразят ее. Первая часть правительственной программыпредусматривала беспощадную борьбу с революционным движением. Этой целислужило и объявление на военном положении отдельных губерний, введение вних военно-полевых судов, которые разбирали дела и выносили приговоры втечение 48 часов. За август 1906- апрель 1907 было вынесено 1102 смертныхприговора(за 30 лет до 1905 их было вдвое меньше). Высылка вадминистративном порядке неблагонадежного в политическом отношении элементаиз крупных городов в 1906-1907 годах составила не менее 26 тыс. человек. Вторая часть правительственной программы предлагала проведение реформ.Ее стержнем стала аграрная реформа. С 1861 года она была вторым крупнымшагом, призванным изменить положение крестьянства. Революция показала, чтонадежды царя на крестьянство как оплот режима оказались несостоятельны.Поэтому Столыпин полагал создать в деревне слой крупных хозяев (кулаков),которые могли стать опорой власти в борьбе с революцией. Сохранение вдеревне общины препятствовало развитию буржуазных отношений. Разрушениеобщины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составлялоглавное содержание земельной реформы. Что касается помещичьегоземлевладения, то его также необходимо было модернизировать в интересахсамих же помещиков - снизить их влияние на ведение дел в крестьянскомхозяйстве, но сохранить господствующее положение дворянского сословия вроссийском государстве. Каждый крестьянин отныне мог выйти из общины,объявить своей частной собственностью надельный участок земли. Все земли,разбросанные в разных местах, разрешалось соединить в один участок,присоединив приусадебный участок, и перенести дом с постройками (хутор).Это вело к тому, что единый деревенский мир (община) исчезал, как исчезалаи деревня. Столыпин разработал и реализовал реформу о добровольческом переселениикрестьян в районы Западной Сибири. Переселение в районы Сибири и другиемалоосвоенные территории России значительных масс населения центральныхгуберний решало важную общенационально-стратегическую задачу- укреплениеобороны страны и служило средством борьбы с малоземельным перенаселениемцентральных районов России. В течение 15 лет население Сибири увеличилосьна 3 млн. человек. Но во многих публикациях до сих пор утверждают, чтоаграрные преобразования, осуществленные под руководством Столыпина, непринесли желаемых результатов. В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельныхземель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с цельюослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банкомпокупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготныхусловиях, посреднические операции по увеличению крестьянскогоземлепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его,причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили емукрестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета,составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей. Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян,приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. Витоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляликрестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличнымикрестьянами. Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спроскрестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространениеполучила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа.На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношениймелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкогокредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки напервоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы,правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапесельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал,развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сетьинститутов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков икредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств.К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных,потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началахсоздавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества,потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы. В январе 1916 г. из общины вышло около 3 млн. домохозяйств Поволжья,юга Украины, Сибири. В целом реформа способствовала развитию буржуазныхотношений в деревне. Значительно усилилась позиция кулака , который давал50 % товарного хлеба и начал осваивать внешний рынок. Посевные площадиувеличились на 10 %. Экспорт хлеба достиг 20-25 %, а в урожайные годы -40 %. Однако едва ли правомерно относить это только к достижениямстолыпинской реформы: отмена выкупных платежей стимулировала развитиеаграрного сектора; рост мировых цен на хлеб способствовал его вывозу:сыграли свою роль и погодные условия, когда в 1912-13 гг. были полученыочень высокие урожаи. Власти не удалось главное - разрушить общину и создать сразу массовыйслой крестьян-собственников. Отруба и хутора сами по себе не являлись ещеусловием прогресса, около 50 % их оказались нежизнеспособны.Переселенческая политика, при всех ее недостатках, вне сомнения, былаявлением положительным. Но она не ликвидировала ни перенаселенности, низемельного голода в деревне. Бюрократические методы, схематизм в осуществлении реформы, психологиякрестьян затрудняли ее успешное проведение. Община обнаружила своюжизнеспособность. Она обеспечила не только защиту от помещика, но иминимальный прожиточный уровень. Главное же состояло в том, что одна этареформа, ставшая "осью" всей внутренней политики правительства, не способнабыла решить проблемы, которые стояли перед страной. Требовался комплексреформ. Они имелись в арсенале Столыпина. Реорганизация земского самоуправленияпризвана была открыть дорогу в него крепким хозяйствам, проектпреобразований местной администрации - губернского и уездного звена -снижал влияние не эти органы помещиков, рабочее законодательство(страхование рабочих, сокращение рабочего дня и др.) должно было перевестирабочее движение с революционного на реформистский путь, в вопросахвероисповедания Столыпин предложил снять ряд ограничений (о старообрядцах,переход из православия, облегчение смешанных браков), что смягчило бырелигиозную борьбу в стране. Предполагая децентрализовать управление Россией, Столыпин был намеренпроизвести реорганизацию администрации и полиции России. Преградой креорганизации на самых низах государственного управления являлась сословнаяиерархия. Уезды возглавляли уездные предводители дворянства, многим изкоторых, однако, по причинам обеднения дворянства, произошедшего еще вконце прошлого столетия, приходилось служить в городах и появляться в своихуездах лишь изредка. Связь между уездами и дворянством была ослаблена. Амежду тем, происходил рост других слоев населения - промышленников икупцов, городской интеллигенции и др. - которые добивались права голоса. Сучетом этого в проекте предлагалось вместо предводителей дворянствапоставить во главе уезда уездных начальников из местной среды, назначенныхминистром внутренних дел. На губернском уровне проект предполагал усилениевласти губернаторов, сосредоточения в его руках всего механизма управлениягубернией. Параллельно с этим был разработан проект реорганизации полиции,численность которой в те времена была явно недостаточной. Программа реформ затрагивала все отрасли государственного управления ибыла рассчитана, по замыслу Столыпина, на 20 лет. Эти реформы, по мыслиСтолыпина, делали империю более современной, вели к укреплению монархии.Этой же цели служил и законопроект о введении всеобщего начальногообразования в стране. Однако все эти проекты встретили ожесточенное сопротивлениегосподствующих классов. Только в национальном вопросе между Столыпиным иними разногласия отсутствовали. Вокруг курса правительства разгореласьострая борьба. Николай II встал в конце концов на сторону правых. Онопасался, что реформы в конечном итоге поставят под вопрос самосуществование монархии. В придворных кругах заговорили об отставкеСтолыпина. Развязка была трагической - 1 сентября 1911 г. П. А. Столыпинбыл смертельно ранен в Киеве агентом охраны Д. Г. Богровым, при преступномпопустительстве высших чинов полиции. Гибель Столыпина означала, чтовласть, сделав шаг на пути преобразования монархии в буржуазию, отказаласьот предыдущих реформ. 5. Причины неудач реформаторов Среди государственных деятелей последних лет существования Российскойимперии С. Ю. Витте выделялся необычным прагматизмом, граничившим сполитиканством. Прагматизм Витте был не только отражением свойств еголичности, но и явлением времени. Витте показал себя выдающимся мастеромлатать расползшийся политический режим, ограждая его от радикальногообновления. Он многое сделал для того, чтобы продлить век старой власти,однако был не в силах приспособить отжившую свое систему государственногоуправления к новым отношениям и институтам и противостоять естественномуходу вещей. Политика индустриализации, проводимая Витте без учета аграрнойнаправленности экономики страны, способствовала углублению кризисасельского хозяйства на рубеже XIX - XX веков. Развитие промышленности вовсех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельскомхозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он небыл болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной.Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это. Понимание этойпроблемы пришло к Витте поздно, поэтому попытка исправить ситуацию выпалауже на долю его преемника - П. А. Столыпина. Однако, страна в период столыпинских реформ переживала революционныйкризис. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а тольконаоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования.Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения моглиизменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформбыли половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что онхотел осуществить реорганизацию внедемократическим путем и вопреки ему.Струве писал:" Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречиис его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, в товремя как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большейнеприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает еефасад" [9]. Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но присуществовании такой системы, которая была в России, все его проекты"раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность егоначинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как:смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость -Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой-то вклад в развитие страны. Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства,недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохаяорганизация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новойаграрной политики. Сразу же после окончания революции 1905-1907 годов события принялисовсем не тот оборот, на который рассчитывал Столыпин. Революцияразоблачила царский строй, оттолкнула от него почти все классы. И толькокласс помещиков в своем огромном большинстве оставался на стороне правящегорежима, только на него этот режим мог с уверенностью опереться.Соответственно возросла зависимость правительства от настроений помещиков.А последние быстро опомнились от страха и решили, что жизнь вошла в прежнююколею и ничего не нужно в ней менять. Как пишет Солженицын [1], правымкругам и внешним сферам Столыпин был нужен для борьбы с революцией, а когдареволюция отошла, "политика Столыпина стала им всем нетерпима иневозможна". И еще одна причина провала реформ - реформаторы, убежденные вправильности своих проектов, не считали настоятельно необходимым убедить вэтом народ, крестьянство, которые, по их мнению, по своей "некультурности"не сознавало собственной пользы. Столыпинская программа была "революциейсверху", которую не поддерживали ни один крупный общественный класс, ниодна партия или общественная организация. Последующий период показал, насколько неслучайной была неспособностьСтолыпина использовать силу государства в деле преобразования России - заоставшиеся до краха империи годы не было ни одного другого предложения,исходящего от правящих кругов, существенно изменить законодательствоРоссии. 6. Заключение: Уроки реформ Крах реформ, невозможность срастить тоталитаризм и авторитаризм ссамостоятельностью, крах курса на крестьянина - фермера стал уроком длябольшевиков, которые предпочли опереться на колхозы. Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года былотвергнут. И теми, кто революции не хотел. И теми, кто к ней стремился. Что же мы можем почерпнуть из опыта наших предшественников? Во-первых, понимание того, что история повторяется. Разве не те жепроцессы идут в нашей Думе, что и на рубеже предыдущих веков - отторжениезакона о частной собственности на землю, открытые националистическиевысказывания, неприятие прогрессивных законов и начинаний и т.д.? Адействия "реформаторского" правительства - те же полуреформы, а на самомделе - их отсутствие, то же нежелание говорить с народом (он не поймет!),то же пренебрежение социальной политикой. Во-вторых, понимание того, что исторический опыт представляет собойнеисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно- историческихпримеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно суверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой - то мереприблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях ипредсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития вбудущем. Может все-таки попробуем учиться на чужих, а не на своих ошибках? Литература 1. Дякин В. С. Был ли шанс у Столыпина?, Звезда, 12, 1990. 2. Корелин А. П. Краткое пособие по истории, Москва: "Высшая школа", 1992. 3. Эйдельман Н. "Революция сверху" в России, Москва: "Книга", 1989. 4. Бок. П. А. Столыпин, Москва: "Современник", 1992. 5. Попов Г. О столыпинской реформе, Наука и жизнь, N , 199 . 6. Отечественная История (История России с древнейших времен до 1917 г.), Москва: "Большая российская энциклопедия", 1994. 7. Ананьин Б. В., Р. Ш. Ганелин. Сергей Юльевич Витте, Вопросы истории, 8, 1990. 8. Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте, Вопросы истории, 6 - 8, 1990. 9. Столыпин П. A. Нам нужна великая Россия, сборник речей, Москва: "Молодая Гвардия", 1991.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconС. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели
Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и идеология реформ 4
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconС. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели
Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории...
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconРеферат По спецкурсу " Математики политические и государственные деятели России XVIII-XX вв."
По спецкурсу “ Математики – политические и государственные деятели России XVIII-XX вв.”
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconС. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг

С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте
Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода...
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconРеформаторская деятельность С. Ю. Витте Реформаторская деятельность С. Ю. Витте
Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской...
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconС. Ю. Витте и его экономическая политика
Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей...
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconС. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения

С. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели iconВведение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте
Внешняя деятельность С. Ю. Витте. Портсмутский мирный договор
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы