Отношение к смерти в различных культурах и религиях icon

Отношение к смерти в различных культурах и религиях



НазваниеОтношение к смерти в различных культурах и религиях
Дата конвертации17.07.2012
Размер165.24 Kb.
ТипРеферат
Отношение к смерти в различных культурах и религиях


Оглавление.стр.Введение. 21. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.42. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира. 7Заключение. 10Список используемой литературы. 11 Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях. Введение.Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ееподразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий,философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался быо смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихии проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство илистарческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие,поскольку все духовные системы человечества исходили из идеипротиворечивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесьуделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческаяжизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он могдостойно подготовиться к смерти и бессмертию. За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались ожизни достаточно негативно, Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.);жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь -борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повестьглупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла"(Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) ит.п. Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь -копейка". Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, акак специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнькаждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складываласьжизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрецЭпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к намникакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, акогда смерть присутствует, тогда мы не существуем". Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка дляфилософского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе,соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и вэтом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смертьвообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточныепрактически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраиваетсямеханизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный сгеномом. Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретическиопровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальноебессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существованиеамебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человекдолжен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не можетсмириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира,где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной,не испытывать "насыщения днями" как библейские пророки - может ли быть что-то более заманчивым? Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй,единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые,любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались иделаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиесяназад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера,необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смертьпоправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойномотношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем, чтолучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищатьсяжизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться кним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в "Бхагавадгите"сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождениенеизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби". Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему втрагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И. Мечников,размышлявший о возможности "воспитания инстинкта естественной смерти",писал о Л.Н.Толстом: "Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить этузадачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейнаялюбовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это - напрасная надежда. Кчему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в такомже критическом состоянии, как и их отец? Зачем мне любить их, растить иблюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их,я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этойистины. А истина - смерть". 1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. 1. 1. Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия -биологическое, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороныодного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянногоналичия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известно определение Ф. Энгельса: "Жизнь естьспособ существования белковых тел, и этот способ существования состоит посвоему существу в постоянном самообновлении химических составных частейэтих тел", акцентирует космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы идругие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данныйаспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях,исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этоговселенского кругооборота. Материалистические концепции строятся на феноменесамопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Ф. Энгельса, " сжелезной необходимостью" порождается жизнь и мыслящий дух в одном местеВселенной, если в другом он исчезает. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым напланете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизниво Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение. Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существауже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеаловчеловечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живыесущества, а вмешательство в еще плохо познанные законы их жизни череватоэкологическим кризисом. Человек предстает как малая частица этой живойВселенной, микрокосмос, вобравший в себя все богатство макрокосмоса.Чувство " благоговения перед жизнью", ощущение своей причастности кудивительному миру живого в той или иной степени присуще любоймировоззренческой системе. Даже, если биологическая, телесная жизньсчитается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то ив этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должнаобрести иное, цветущее состояние. 1.2. Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано суяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого.Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народовпытаются найти этот водораздел. Чаще всего полагают, что все дело восознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищемпуть к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь,успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другойжизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумья о смыслежизни или ее бессмысленности, изводит этим себя, а часто и других, ивынужден топить эти проклятые вопросы в вине или наркотиках. Отчасти этоверно, но возникает вопрос: как быть с фактом смерти новорожденногоребенка, который не успел еще ничего понять, или умственно отсталогочеловека, который не в состоянии ничего понимать? Считать ли началом жизничеловека момент зачатия (который невозможно точно определить в большинствеслучаев) или момент рождения. Известно, что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим,сказал, чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели наодногольва. Безвестная, и никого не трогающая кроме матери смерть, смертьмаленького существа от голода где-нибудь в Африке и пышные похоронывсемирно известных лидеров перед лицом вечности не имеют различий. В этомсмысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что смерть каждогочеловека умаляет все человечество и поэтому "никогда не спрашивай, по комузвонит колокол, он звонит по тебе". Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямосвязаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека втечение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть многихгениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при этом нет основанийсчитать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы мирунечто еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, ноэмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: "Богприбирает в первую очередь лучших". В этом смысле жизнь и смерть не охватывается категориямирационального познания, не укладывается в рамки жесткой детерминистическоймодели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях хладнокровно можно доопределенного предела. Он обусловлен личной заинтересованностью каждогочеловека и его способностью к интуитивному постижению предельных основанийчеловеческого бытия. В этом отношении каждый подобен пловцу, прыгнувшему вволны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя, несмотря начеловеческую солидарность, веру в Бога, Высший разум и т.д. Уникальностьчеловека, неповторяемость личности проявляется здесь в высочайшей степени.Генетики подсчитали, что вероятность появления на свет именно этогочеловека от данных родителей составляет один шанс на сто триллионовслучаев. Если уж это свершилось, то какое же поражающее воображениемногообразие человеческих смыслов бытия предстает перед человеком, когда онзадумывается о жизни и смерти? 1.3. Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретениябессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека,особенно если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что послечеловека остается его дело, дети, внуки и т.д., продукты его деятельности иличные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т.д.). Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей.Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многиестремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влеченийчеловека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках иправнуках. В королевских династиях Европы прослежена передача определенныхпризнаков (например, носа у Габсбургов) на протяжении нескольких поколений. С этим связывается наследование не только физических признаков, но инравственных принципов семейного занятия или ремесла и т.д. Историкиустановили, что многие выдающиеся деятели русской культуры 19 веканаходились в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один веквключает в себя четыре поколения. Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-йпредок каждого из нас был современником Древнего Рима, а 130-й -современником египетского фараона Рамзеса II. Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное егосохранение. Опыт еще египетских фараонов, практика современногобальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Дзэдун др.) говорят о том, что в рядецивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца XX векасделали возможным криогенезацию (глубокое замораживание) тел умерших срасчетом на то, что медики будущего оживят и вылечат ныне неизлечимыеболезни. Такая фетишизация человеческой телесности характерна в основномдля тоталитарных обществ, где геронтократия (власть стариков) становитсяосновой стабильности государства. Третий вид бессмертия - упование на "растворение" тела и духаумершего во Вселенной, вхождение их в космическое "тело", в вечныйкругооборот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций,особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения кжизни и смерти и разнообразные материалистические или точнеенатуралистические концепции. Здесь речь идет об утрате личностных качеств исохранению частиц бывшего тела, могущих войти в состав других организмов.Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей иэмоционально отвергается. Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненноготворчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом"бессмертные". Научное открытие, создание гениального произведениялитературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, творениефилософского текста, выдающаяся военная победа и демонстрациягосударственной мудрости - все это оставляет имя человека в памятиблагородных потомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы исвятые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества иимена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос онеоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление,что чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческихсудеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем большеу него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способностьвлиять на жизнь сотен миллионов людей, "харизма" власти вызывает у многихсостояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагаютлегенды и предания, которые передаются от поколения к поколению. Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний,которые наука называет "измененные состояния сознания". В основном ониявляются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточныхрелигиях и цивилизациях. Тут возможны "прорыв" в иные измеренияпространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз ипросветление, мистическое ощущение причастности к Вечности. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути егодостижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно,эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установкитой или иной цивилизации.2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира. Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям -христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным. 2.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертияисходит из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения" иновозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти".Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертиеличности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь кнему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Этосфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом,который тоже есть личность. Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение кжизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустуюи праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовлениек жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано вЕвангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сынЧеловеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "впустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это нетрагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злыхи где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражениюодного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило,заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, атленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной. Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечногожида" Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофуи захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", зачто и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века ввек обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа,который один может лишить его постылого бессмертия. Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти,голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизньбез труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности.Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушаютплоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как себя".Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти:"Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианствокатегорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе,его жизнь и смерть " в воле Божьей". 2.2. Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенностичеловека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. Навопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах даетответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был онничем?". В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расцениваетсявысоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершиевоскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера взагробную жизнь является необходимой,поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки нес точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагаеттворение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена"запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующийприговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов моралии разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не можетнаходиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире.Ислам категорически запрещает самоубийство. Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведникимогли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - этопрекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока ивина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также"черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга".Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечноюные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников -огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на головудьявола, а их удел - "вопли и рев". Спрашивать Аллаха о смертном часенельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, -может быть, час уже близок". 2.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительноотличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывалсяотвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", атакже: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? Всущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, каквоплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющегоатрибутов. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение опереселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существоснова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного,божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизмасущественные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных длякаждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь"хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом ит.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежнымнесчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полноепрекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия. Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся впостоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость,бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что"рождение вновь и вновь - горестно". Выходом является путь обретениянирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления,блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничемне владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечнотрепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского пониманиясмерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека,видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, невидевшего высшей жизни". Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении,невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существообычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхожденияк "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из"круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений. Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию,стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для другихвосточных религий и культов. В этой связи меняется отношение ксамоубийству; оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным,ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей, а толькоприводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такуюпривязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личностиесть непрерывная смерть". 2.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные набезрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозныхлюдей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все,а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизньбессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пыталсянайти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящейкаждому человеку смертью. Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернативатрех возможных путей решения этой проблемы. Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой ипросто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение дажеэлементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество,энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем.Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборотбытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладатьсознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, этот видбессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в формепарадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневноотмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д. Поэтомузафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципеневозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали. Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодахматериального и духовного производства, которые входят в копилкучеловечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, чточеловечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идейК.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реальносамоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствиекаких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остаетсяоткрытым. Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштабдеятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Неожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума,соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людейпросто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них- не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневныхделах и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человекауверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам,станет примером такого типа отношения к жизни и смерти. Заключение. Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из"горячих" точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес кпроблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, которыйв принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни исмерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной нищете и ещеодин миллиард приближается к отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицинской помощи, миллиард людей не умеют читать и писать. В мире700 миллионов безработных. Миллионы людей во всех уголках земного шарастрадают от расизма, агрессивного национализма. Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, кпрезрению жизни как своей, так и другого человека. Вакханалия терроризма,рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств - этосимптомы глобальной патологии человечества на рубеже XX - XXI вв. В то жевремя на рубеже 60-х годов в странах Запада появилась биоэтика -комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии,медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией нановые проблемы жизни и смерти. Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе и поотношению к телесному собственному и духовному бытию и реакции общества наугрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблемчеловечества. Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писалЗ.Фрейд), то каждый имеет естественное, врожденное право не только жить,каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной изособенностей XX в. является то, что гуманизм и гуманные отношения междулюдьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньшелюбые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, чтобольшинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальностьможно считать понятием, производным от гуманизма.Используемая литература.1. Настольная книга атеиста. Издательство политической литературы. Москва, 1975 г.2. Философия. Учебное пособие для студентов. 1997 г.3. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconОтношение к смерти в различных культурах и религиях
Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее...

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconСущность, проблемы и отношение к смерти в различных религиях

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconПримерные темы курсовых работ
Специфика технологий управления субъектами мировой политики в различных культурах

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconФеномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconТезисы. «Семейные ценности в разных религиях»
Воспитательное мероприятие «Семейные ценности в разных религиях» нацелено на культивирование в школьной среде принципов взаимопонимания,...

Отношение к смерти в различных культурах и религиях icon6. Позитивное отношение родителей
Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к лицею формируется на основании их оценки наиболее значимых параметров, связанных...

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconОтношение Н. С. Хрущева к Сталину в 1946-1953гг.”
И. В. Сталин. С тех пор не прекращается дискуссии политиков, журналистов и историков о причинах его смерти и о роли Л. П. Берия,...

Отношение к смерти в различных культурах и религиях icon«Отношение Н. С. Хрущева к Сталину в 1946-1953гг»
И. В. Сталин. С тех пор не прекращается дискуссии политиков, журналистов и историков о причинах его смерти и о роли Л. П. Берия,...

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconУрок литературы учитель русского языка
Цель урока: Помочь ученикам осознать то, что любой человек на Земле имеет право на гуманное отношение не только при жизни, но и после...

Отношение к смерти в различных культурах и религиях iconИсследовательская работа ученицы 9 класса Серебряной Алёны По теме: " Отношение Н. С. Хрущева к Сталину в 1946-1953гг."
И. В. Сталин. С тех пор не прекращается дискуссии политиков, журналистов и историков о причинах его смерти и о роли Л. П. Берия,...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы