Социальная работа в пенитенциарной системе icon

Социальная работа в пенитенциарной системе



НазваниеСоциальная работа в пенитенциарной системе
Дата конвертации17.07.2012
Размер380.98 Kb.
ТипРеферат
Социальная работа в пенитенциарной системе


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Новосибирский Государственный Технический Университет Кафедра социологии Хмаренкова Инна Валерьевна Студентка 2 курса Факультет Гуманитарного Образования КУРСОВАЯ РАБОТА Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы. Научный руководитель: канд. филос. наук Ромм Марк Валерьевич Новосибирск – 2000 -Содержание:Введение1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника впенитенциарной системе РФ 8 1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы 8 1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере 132. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере163. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ: 204. Основные направления деятельности социального работника впенитенциарной системе. 22 4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях: 22 4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях: 275. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамкахпенитенциарной системы РФ: 32Заключение: 41Литература 43Приложения 46 Введение:Актуальность:В современном Российском обществе находящемся в кризисной ситуациипроисходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей.Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явныйкризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемыхпреступлений совершаемых в обществе. На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикойзафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.[1]На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений.Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью длядемократических сил пришедших к власти. Социальные изменения которыепривели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людейтребуют их адаптации к новым условиям, что связано не только странсформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образомэкономического, политического или иного социального поведения. Те кто непреуспел в приспособлении к новой ситуации пополняют группы маргиналов,криминальная активнось которых выше чем в других группах, а нашесовременное Российское общество практически полностью состоит измаргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная системаотличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательнымпотенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитаниюпреступников. Об этом нагдядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по1993 год, преступность возросла на 239 % .[2]Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг.составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершилновое преступление отбывая наказание.
[3]Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных”социальных” болезней. За последние пять лет уровень заболеваемостиоткрытой формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далееИТУ) увеличился в шесть раз.Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороныперсонала ИТУ. Действующая пенитенциарная основана именно на приоритетенаказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентациякарательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризисупенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризисапенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительнойсистемы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейсяименно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению косужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современнаятеория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоленияотмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работупенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закони становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.Проблема:Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы вРоссийской пенитенциарной системе.Объект:Пенитенциарная система Российской Федерации.Предмет:Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.Цель:Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональнойдеятельности социального работника, определить ее основные направления,принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФЗадачи: 1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ. 2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал социального работника в пенитенциарной системе РФ. 3) Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ. 4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.Гипотеза:Нравственно-гуманистические принципы на современном на современном этаперазвития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельностисоциального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время вОтечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.Анализ литературы:Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественнойлитературе разработаны в недостаточной степени.В большей или меньшей степени вопросы по данной теме разработаны лишь влитературе по смежным дисциплинам.Литературу имеющую отношение к проблеме социальной работы в пенитенциарнойсфере условно можно разделить на семь групп:Авторы первой исследуют теоретические аспекты криминологии. Этоисследования А.И. Алексеева, Г.А. Аванесова, В.К. Дуюнова, В.Н.Кудрявцева, Г.С. Кудрявцева, И.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева, Г.Й. Шнайдера,Г.Ф. Хохрякова и др. Вторую группу составляют работы посвященные исследованиям преступностикак одной из форм девиантного поведения. Это исследования А.В. Борбай, Б.М.Голубцова, А.И. Ковалевой, Я.И. Гилинского, И.Б. Михайловского, В.В.Панкратова, Г.В. Антонова и др. В третью группу входят работы о структуре и деятельности пенитенциарныхсистем. К данной группе относятся работы А.И. Зубкова, В.В. Филипова, Л.И.Беляевой и др. В четвертой группе рассматриваются вопросы, касающиеся проблемпенитенциарной социологии. К их числу относятся работы в основном Ю.А.Алферова. Пятая группа состоит из работ посвященных пенитенциарной психологии. Этоработы Г.А. Аминева, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцева и др. Шестую группу образуют работы, в которых раскрываются проблемыпенитенциарного права. Данный круг проблем представлен в работах Ф.С.Бражника, С.И. Дементьева, П.Г. Мищенкова, А.А. Игнатьева, В.А. Уткина,В.А. Фефелова и др.В седьмой группе авторы рассматривают вопросы, касающиеся методов обращенияс осужденными. Это прежде всего исследования А.Н. Пастушенной, В.Г.Стуканова, Г.Й. Шнайдера и др.Особо важными в методологическом плане для данной работы оказались работыВ.С. Кудрявцева и Г.С. Кудрявцева в которых достаточно глубоко отраженывопросы о личности преступника и становлении его “преступной карьеры”. Атакже работы Ю.А. Алферова, Г.А. Аминева посвященные проблемампенитенциарной социологии и психологии. При определении и выявлении методовобращения с осужденными наиболее актуальными и отвечающими задачам даннойработы нам показались работы Белорусских авторов А.Н. Пастушенной и В.Г.Стуканова, а также монография немецкого криминолога Г.Й. Шнайдера.В целом, на основе выполненного анализа, можно утверждать, что специальнаялитература по теории и методике пенитенциарной социальной работы насегодняшний день в отечественной науке практически отсутствует. И если внескольких учебниках по теории социальной работы существуют данные опенитенциарной социальной работе, то они, как правило, приведены лишь вразделах описывающих формы девиантного поведения. И касаются они, восновном, вопросов деятельности социальных работников только по отношению кнесовершеннолетним преступникам в рамках пенитенциарных учрежденийориентирующихся именно на этот контингент осужденных.В основном всю информацию по данной проблеме приходилось черпать изисточников по смежным дисциплинам. Это пенитенциарная психология,социология, криминология, правоведение (Уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, уголовное право). 1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ 1.2. Характеристика современной Российской пенитенциарной системыДля наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельностисоциального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо датьхарактеристику современной Российской пенитенциарной системы.В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности находилосьна 1 июля 1998г. 1017814 человек .[4] “Видами исправительных учреждений[ст. 74 УИК РФ] являются:Исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительныеучреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительныхучреждений в отношении некоторых осужденных [см. Приложение 1].Исправительные учреждения являются органами государства входящими впенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы наопределенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправленияосужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а такжеобеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасностиосужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду,организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраныздоровья осужденных.Систему пенитенциарных учреждений определяет классификация осужденных клишению свободы.Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. Приэтом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенногопреступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранееназначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особоопасный рецидив преступлений.Указанные категории призваны обеспечить раздельное отбываниеНаказания различным категориям осужденных в зависимости отвышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасностьосужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных вкриминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для ихисправления.“Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными достигшимисовершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общегорежима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиесятяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особоопасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасныерецидивисты, и которым смертная казнь замененалишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказаниеосужденные к лишению свободы за преступления, совершенные понеосторожности, а также осужденные переведенные из ИТК общего и строгогорежима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет засовершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидивепреступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителямиустановленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК.Тюрьмы бывают особого и строгого режима.В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетниеосужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях додостижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетниемужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетниеженского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима,несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - вколониях усиленного режима.”[5]Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарнуюсистему РФ.В пенитенциарных учреждениях стоит острый вопрос об обеспечении заключенныхнеобходимыми средствами к существованию. В этих условиях очень высоказаболеваемость и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровеньзаболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100000 населения, ав уголовно-исполнительной системе – 2481 человек, тогда как уровеньсмертности на воле был 14,4 человек на 100000 населения, в пенитенциарнойсистеме – 201,54 человек на 100000 .[6] Проблемами реформированияпенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мироваяобщественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарныхучреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросыобразования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов изачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существуетизлишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним.Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма иправового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большомколичестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие надличностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики былисправительно-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего,как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритетагосударства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случаесовпадения интересов государства, общества и личности.После краха советского союза пенитенциарная система подвергласьреформированию. Суверенная Россия в качестве основополагающего принципапровозгласила приоритет интересов личности: “Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью” (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.) . Этот принциплег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общегороста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилиистрогость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазахобщественности и персонала пенитенциарных учреждений о личностипреступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главноенаказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлениемопределенного объема право ограничений материально-бытового характера приподдержании связей с внешним миром .[7] Деятельность исправительно-трудовыхучреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, ане на исправление осужденного В настоящее время исправительная системаРоссии не вооружена научно-обоснованными программами формированиязаконопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризисаисправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третийосвободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, великоколичество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризисобусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примеромпоследних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которыене могутотказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причинызаключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных.Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУпобывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшуюкриминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризисанеобходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики.Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальнымиклиниками, где будет происходить организация педагогического процессаперевоспитания, “ лечение “ социально запущенных заключенных.[8]По нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно бытьдополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальныхработников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь нанравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опытзарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность поперевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы,наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступностив обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция,Норвегия, Швейцария, Дания. 1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере .Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е.годы XXв. На современном этапе развития социальной работы в России большоезначение имеет разработка ее теоретических основ.Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальнойработы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:1)Психолого-ориентированная2)Социолого-ориентированная3)Комплексно-ориентированнаяТеоретическое обоснование различных направлений социальной работы вобществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например,изучение источников по теории социальной работы показало, что еслисоциальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными идругими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическоеобоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере вотечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, чтодолгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальнойработы, так как они не являются полноправными членами общества и отбываютзаслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е.по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций.Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне обществаэлементов. « В преступниках видят только «монстров». Этим обществопоступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своимижертвами».[9] Однако на основе анализа данных о преступности, о преступныхличностях можно утверждать, что преступность – это разновидностьчеловеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение –одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного,отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и вморально-этической сфере. «Существует так называемая девиантнаясубкультура, которой является такая система ценностей, норм и формповедения, которую признает определенная группа антиобщественных элементови строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себявнутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существованиеконфликта с обществом».[10] Деятельность социального работника должна бытьнаправлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта имаксимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторыеаспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различныхаспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, темне менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. Понашему мнению теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работытакже сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным икомплексным моделям. На наш взгляд наиболее эффективной модельюпенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует иопределенная особенность пенитенциарной социальной работы, котораязаключается в том, что она больше чем все другие направления социальнойработы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительнымзаконодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работыопираются в основном на гражданское, административное и социальное право.Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста попенитенциарной социальной работе, причем какпрофессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработатьспециальные программы обучения для подготовки именно социальных работниковв пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан направовое образование будущих социальных работниковТакже в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единоетеоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требуетпрактическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой иперестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных нагуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно.Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулироватьпенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальнаяработа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарнойсоциальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странахЗападной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфередовольно развит и хорошо теоретически “ подкован “. Однако при этом следуетучитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системесовременной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденныхсложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашейстране очень велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет всебе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, какизвестно социальная работа носит междисциплинарный характер позволяющийиспользовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарнойсоциальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер,позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждогоклиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы,чего не может сделать ни психология рассматривающая только психологическиеаспекты, ни право рассматривающее только правовую сторону проблемы.Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых дляпомощи клиенту.Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую,человек находящийся на воле может решить свою проблему путем обсуждения еес различными специалистами, к которым он может обратиться в любой моменткак только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничениясвоих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо запомощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа впенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимымиусловиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть впенитенциарной системе РФ 2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научнойтеории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятсяна общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные,социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфическиепринципы социальной работы. Специфические принципы социальной работы это:принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принциппрофилактики, принцип социального реагирования, принцип клиентоцентризма,принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальныхресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности.[11] Все эти принципытакже являются и принципами пенитенциарной социальной работы, как частисоциальной работы.Однако на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальнаяработа в пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическимипринципами, это: гуманизм, законность и справедливость.Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарнойсфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник долженспособствовать приведению осужденного к законопослушному поведению.Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из ч.2 ст.15Конституции РФ: ”Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязанысоблюдать конституцию РФ и законы”. Лица, отбывающие наказание обязанынеуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условияисполнения наказания. В соответствии с новой редакцией ст.10 Исправительно-трудового кодекса осужденным должны быть разъяснены в полном объеме ихправа и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для нихзаконом. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказанийсостоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовоеположение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных наних обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальнаявозможность использования осужденными или лицами представляющими ихинтересы, прав предоставляемых законом.[12] Однако, зачастую применениеэтого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер изадача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип косужденным в реальности. Принцип справедливости содержит требованиесоответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и ихсоциальным положением, между их правами и обязанностями, деянием ивоздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием,заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношенияхрасценивается как несправедливость. В философской литературе принятоусматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий.Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом,второй аспект гласит, что: ”наказание или иная мера уголовно-правовоговоздействия, подлежащая применению к лицу совершившему преступление, должныбыть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления,обстоятельствам его совершения и личности виновного” (ст.6 УК РФ).Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнениемуголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льготи поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов,который должен обеспечиваться в деятельности социального работника впенитенциарной сфере.Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социальногоработника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что:”человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). Всоответствии с ч.2 ст.21 Основного Закона, “никто не должен подвергатьсяпыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинствообращению или наказанию”. Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ:”Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своейцелью причинение физических страданий или унижение человеческогодостоинства”. Гуманизм по сложившимся в советской юридической наукепонятиям имеет две стороны. Одна сторона выражается в “ минимуме и мягкостирепрессии”. Другая сторона защищает общество и допускается существованиесамых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. По нашему мнению такоепонимание гуманизма несколько устарело ибо оно по существу оправдываетпериод 30-х – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовнаярепрессия была наиболее сурова, а миллионы людей отбывали наказание всталинских лагерях и тюрьмах. По нашему мнению гуманизм в отношении кпреступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства иобщества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможнымнаправлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания. Гуманизм– это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному,когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п.целей.[13] Гуманизм- это прежде всего признание возможности каждогоосужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это признаниесотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе поих человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принципгуманизма не означает всепрощенства, строгость режима исполнения наказанияможет даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушениючеловеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его вобъект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международныхдокументах об обращении с осужденными. Таким образом принцип гуманизмаопровергает то мнение, что тюрьма делает ужасным плохого человека, ахорошего – плохим.Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системыдолжен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными,так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с “ низшимсуществом” мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности,которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры поотношению к осужденному мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденныйсмотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма ичеловеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно нанравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с нимипенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. Ипроводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в видуспецефических особенностей его профессиональной деятельности. 3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работниковсостоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрациейсоставить план обучения и работы в период лишения свободы; помочьосужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их подарестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организоватьсвободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы ненарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного врешении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному врегулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу насвободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу;регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУотносятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служитблагодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейшихфункций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориямосужденных которые и на воле традиционно являются объектами социальнойработы. Это прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины,безработные, пенсионеры, инвалиды.Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды.Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи даннойкатегории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, изкоторых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55лет, из них 17,3 % пенсионного возраста.Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденныхдостигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленныенеобходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей,социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательствомдля них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по ихпросьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должныспособствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемыхдействующим законодательством.Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хроническиезаболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения вбытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи.Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хроническихзаболеваний фактически не учитывается при организации исполнениянаказания[14]. Очень низка эффективность системы профессиональнойреабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровыеосужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющеебольшинство осужденных – инвалидов не только социально дезадаптированы, нои лишены социальных связей.В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности былосделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновьпроходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и всеэто время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо наиждивении родственников либо попрошайничать. Поэтому в местах лишениясвободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечениясоциальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условийдолжен именно социальный работник, он также должен определять объем иструктуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно сврачами медико-социальной комиссии.[15]Таким образом, рассмотрев только одну категорию объектов помощи мынаблюдаем то какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнятьсоциальный работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развитияпенитенциарной системы существует особенность деятельности социальныхработников которая заключается в том что, социальный работник должен взятьна себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников повоспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительнойработе.То есть можно сделать небольшой вывод о том , что функции пенитенциарногосоциального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшениибыта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных иперсонала. Однако основополагающими на наш взгляд являются следующие:1) Правовая помощь и поддержка осужденных2) Психолого-педагогическая диагностика личности осужденного3) Разработка совместно с администрацией ИТУ программ социально- психологической и профессиональной реабилитации осужденных4) Адаптация осужденных к среде ИТУ. 4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе. В теории принято выделять два основных аспекта социальной работы впенитенциарной сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый из них. 4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере являетсяправовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существованияСоветской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительныхучреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, скоторыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденныхнарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенныеиспользовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенныхне является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни послевыхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятиябудут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием или средствомуменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный факторресоциализиции осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение ктруду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен чем образование обэтом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. По исследованиямпрактики применения наказания в федеральной системе США, американскийученый Даниэл Глейзер установил, что продолжительное образование снижаетрецидив. Следовательно нужно использовать средства и методы обучения вперевоспитании осужденных”[16]. Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных.”Так по результатам даннымиобщественными организациями на 1 января 1998г. в следственных изоляторахсодержалось на 58,8 % людей больше чем положено по государственномустандарту. А также 18-20 кв. м. на 38 человек, то есть 0,4 кв. м. начеловека”.[17]Широкое применение репрессий в значительной форме обусловлено формированиеу населения своеобразного правосознания связанного с применением косужденному жесточайших мер.Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношенияосужденных и общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а нелишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзяутверждать о том, что никакие меры не принимаются, особенно на уровнезаконодательства. Было принято около 40 указов президента, постановленийправительства и других нормативно-правовых актов. (Федеральный закон “Обучреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишениясвободы”, “О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовойкодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР”и др.) Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы,существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но вреальности все состояние дел глубоко отличается от законодательнозакрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительногокодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишениюсвободы. ” которое представляет собой комплекс организационных мероприятийпроводимых на основе норм уголовно-исполнительного законодательстванаправленных на создание условий для обеспечения нормальнойжизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Значениематериально-бытового обеспечения осужденных проявляется в том, что хорошоналаженный быт способствует нравственному изменению личности осужденного,закреплению положительных привычек, приучает его к порядку и дисциплине.Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание надлежащих жилищно-коммунальных условий, организацию питания, вещевого обеспечения и торговогообслуживания. В исправительных центрах регламентация большинства указанныхнаправлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе нормобщего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить своиправа в области материального обеспечения, и тут необходима помощьсоциального работника, который должен следить за выполнением основных нормматериально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности приисполнении наказания в виде лишения свободы , при несоблюдении этих нормсоциальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам иучреждениям.Также социальный работник может осуществлять связь междуродственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственнымотправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному врегулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлениемрелигиозного верования осужденного. Причем, необходимо отметить чтоотправление религиозного культа очень важно для многих осужденных, так какиз общего числа осужденных верующим считает себя каждый третий. По даннымна середину 1995г. среди осужденных православные христиане составляли 18300 человек, баптисты – 3 900, мусульмане – 2 250 человек таким образом, впенитенциарной системе РФ содержится приблизительно 34 000 верующих (безучета осужденных находящихся в тюрьмах и колониях-поселениях). Работаконфессиональных организаций, прибщение к вере, способствуют улучшениювзаимоотношений, укреплению дисциплины и порядка, расширяют контакты свнешним миром, определяют возможность покаяния за содеянное, оказываютпомощь в нравственном воспитании, организации быта и досуга, трудовогоустройства. Деятельность социального работника должна быть направлена намаксимально эффективное сотрудничество с религиозными организациями. Вобязанности социальных работников входит также подготовка к выходузаключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (повозможности) или постановка на учет в центре занятости. Социальный работникдолжен следить за выполнением условий труда осужденных и получениеосужденными не имеющими никакой специальности получение начальногопрофессионального образования или профессиональной подготовки. “Трудосужденных в основном регулируется законодательством РФ о труде. В первуюочередь это кодекс законов о труде, в соответствии с которым на осужденныхбез каких-либо ограничений и изъятий распространяются нормы трудовогозаконодательства, регулирующие рабочее время и время отдыха, нормы труда,заработную плату, гарантии и компенсации, трудовую дисциплину и охранутруда. В соответствии с указанными нормами осужденные к ограничениюсвободы, имеют право на оплачиваемый отпуск, пособия по временнойнетрудоспособности, льготы предоставляемые женщинам и молодежи, в том числесвязанные с обучением и.т.п., на осужденных к ограничению свободыраспространяется государственное социальное страхование”.[18] Всоответствии с этими нормами социальный работник обязан контролироватьвыполнение всех этих условий по отношению к осужденному, а также следить завыполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потерекормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либодискриминаций в отношении к осужденным.В функции социального работника также входит контроль за медицинскимобеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарныхучреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом,чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количествобольных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечиватьбольным необходимые условия для лечения.В соответствии с действующим законодательством, которое гласит:“Осужденным, отбывающим ограничение свободы гарантируется право на охрануздоровья, включая получение медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основаниемзаконодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан”.[19]Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинскихслужб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различныепрофилактические мероприятияТаким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагаетвыполнение ими функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов,контролеров и социальных посредников. 4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях:В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важныпсихологические методы. Как известно, человек, впервые попавший висправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологическогодискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости,собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности,страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будетинтересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическоеперенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденныесовершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУсовершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многиестремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение.Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, јосужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, чтопосле 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения впсихике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создаватьпсихологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатомпсихиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведетсяработа по созданию организационно-методической базы психологической службы.О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности поресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный так иотечественный опыт.[20]Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, нотолько в сентябре 1992г. она приобрела законодательную основу. Сталисоздаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТУ Саратовской,Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории поизучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи икоррекции поведения.[21] Современная пенитенциарная социальная работаопределяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного идифференциации методов психологического воздействия, так как при разработкепсихологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количествасудимостей и времени пребывания человека в ИТУ происходит усилениепсихологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе.Функции социального работника заключаются в диагностике личностиосужденного с помощью различных психологических методик, заключение оличности на основе полученных данных и разработка совместно садминистрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общенияс осужденным. Также социальные работники должны организовывать свободноевремя осужденных. По нашему мнению наиболее правильно описывает задачивоспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер, Он говорит отом, что: “задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся ктому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальнуюатмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода насвободу. Свободное время в тюрьме не должно оставаться “ объектом убийства”или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий кновым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурныйуровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентациязаключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досугспособствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических ипсихических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказанияи его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки,он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество инесамостоятельность заключенных действуют на них угнетающе”.[22] Также,социальные работники должны проводить работу по адаптации личности взаключении, способствовать формированию у него максимально возможнойактивной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовитьосужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или надолгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взглядуна мир; составлять программы психологических аутотреннингов. В своейдеятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобысистема изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, испособствовать укреплению их семейных и родственных отношений.Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию сосужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность илисистемность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себеразличные методики по отношению к осужденному. Системный подход изученияличности - это система осуществляемых социально-педагогических,психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализасведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективногоприменения методов, приемов и средств переубеждения, исправления,перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. Тоесть, психологические методы социальной работы должны использоватьсистемный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой впенитенциарных учреждениях.[23]Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работыдолжны стать: 1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.5) Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы.Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так напримерсуществует множество методов изучения личности преступника.По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.)“Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях иинтересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализациииндивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства,мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологическойхарактеристике в целом”.[24]В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут вклчать всебя:1) Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.2) Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.3) Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.4) Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.5) Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизнненые цели и ценностные ориентации субъекта.6) Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе7) Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.[25]На наш взгляд данный перечень на настоящий момент можно дополнитьнесколькими характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либорелигии, данные из личных документов(анализ дневников, писем и др.)Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после крахасоветской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий.Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изученияличности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологическихлабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощьюпсихологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест“Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часовполучить большой объем информации о преступнике, составить прогноз егоповедения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями,полученными в результате визуального наблюдения, независимымихарактеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных кразличным типам поведения.Отделив склонных к выполнению общественных работ,своевременно отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лицсклонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных кправонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.[26]Однако по нашему мнению только с помощью психологических методов невозможнопостроить эффективную программу исправления преступников и программудеятельности социального работника. Поэтому необходимо разработатьпрактические рекомендации по деятельности социального работника впенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарнойсоциальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистическиепринципы обращения с осужденными. 5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках пенитенциарной системы РФ:В отечественной литературе фактически не приводится ни одного описаниядеятельности социального работника опирающегося на нравственно-гуманистические принципы в отношении всех категорий осужденных. Хотяимеются достаточные наработки по работе с несовершеннолетними преступникамив рамках педагогики, психологии, криминологии и собственно социальнойработы. Где заявляется о важности и приоритетности воспитательной икоррекционной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, в ущербостальным “взрослым” категориям осужденных, которые как правило считалисьуже неисправимыми людьми, которых только следует изолировать от общества спомощью карательно-репрессивных мер. Однако социальная практика показала,что такое положение дел является совершенно неправильным и необходимакоррекция и перевоспитание всех категорий осужденных, потому что все онирано или поздно возвращаются в общество и причиняют еще большее социальноезло. Те же, кто осужден пожизненно, хотя и не оказывают влияние наположение днл на воле, но тем не менее оказывают влияние на другихосужденных в стенах ИТУ, поэтому необходимо рассматривать методы социальнойработы применительно ко всем категориям осужденных. Эти методы должныосновываться в первую очередь на нравственно-гуманистических принципах. Какуже отмечалось, в России ввиду долгой ориентации пенитенциарной системы нарепрссивные методы воздействия на осужденных, отсутствует описание методовсоциальной работы с осужденными. Поэтому в данной ситуации необходимообратиться к международному опыту, однако не забывая об особенностяхРоссийской пенитенциарной системы и адаптировать зарубежные методыдеятельности социальных работников в пенитенциарной сфере к современнойРоссийской действительности.Прежде всего необходимо сказать о методах наблюдения за преступностью. Вописании методов наблюдения мы опираемся на представления немецкого ученогоГ.Й. Шнайдера. В соответствии с которыми “ поскольку непосредственноенаблюдение за преступностью невозможно, следует использовать методынепрямого исследования. Одной из форм опосредованного наблюдения являетсяинтервью, которое берут у преступников. Интервью как средство исследованияпредставляет собой планомерную деятельность с научными целями в ходе,которой интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побуждается ксообщению вербальной информации”.[27]Для проведения данного метода важнаименно деятельность социального работника, который может установитьдоверительные, равные отношения с осужденными. С помощью интервью какправило изучают “преступную карьеру” личности, которая строитсяпреимущественно на личностных особенностях и свойствах характера, которыене поддаются объективной оценке. Делать выводы о личности осужденного,составлять типологии и классификации последней возможно лишь на основесравнительного метода, метода эмпирических наук, когда результатыисследования будут лишь тогда подлинными, когда они будут повторяться врезультатах различных исследований. На основе данных родовых методовизучения преступности можно выделить конкретные методы и моделидеятельности социальных работников в пенитенциарной сфере, опирающиеся нанравственно-гуманистические основы и принципы. Западные ученые выделяютнесколько основных методов деятельности социальных работников сосужденными. Это: модель или метод справедливости, метод воспитательноговоздействия включающий различные модели: общинная и групповая терапия,трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модификацияповедения.[28]Модель справедливости гласит, что наказание не должно вести к тому, чтобыпреступнику наносился социальный, психический или физический вред. Гуманноеотношение к преступнику – основная обязанность общества, если оно хочетчтобы такое отношение дало положительный эффект и отсутствие рецидива. Помодели справедливости следует существенно уменьшить количествопреступлений, за которые полагается лишение свободы. Так например затяжкие преступления должно следовать непродолжительное лишение свободыпримерно в несколько месяцев, ведь считается, что долгий срок не болеедейственен, чем короткий. Необходимо отметить что в Росси данный метод всовременных условиях неприемлем ибо короткие сроки лишь увеличат количествосовершаемых преступлений, так как люди будут знать что за свои преступлениязначительного наказания они не понесут.Следующий метод – метод воспитательного воздействия предполагаетпревращение тюрьмы в клинику. Она объясняет возникновение преступленийтолько индивидуальными патологиями и исходя из этого предлагает методыисправления и воздействия на осужденных. Это могут быть и индивидуальныеконсультации и групповые собрания, физическая, психическая и социальнаятерапия.[29]На основе вышеперечисленных данных можно утверждать, что эти методыбезусловно имеют как свои неоспоримые достоинства, так и недостатки, ноприменение их без тщательной адаптации на Российскую действительностьфактически невозможно, так как Российская пенитенциарная система еще необладает ни финансовыми ни профессиональными, ”кадровыми возможностями”реального использования этих методов в практической деятельности социальныхработников в пенитенциарной сфере. Для российской пенитенциарной системы наиболее эффективны методыразработанные Российскими учеными, либо учеными стран ближнего зарубежья(например Белоруссии).Так Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарнойсфере строятся прежде всего по плану последовательного устранения всехобъективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств ворганизации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношенийсубъекта». Разработанный еще советскими криминологами (В. Н Кудрявцев).Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивнойнаправленности. Расширение позитивных связей осуществляется через:1) Приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности2) Ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей3) Предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью4) Привлечение осужденного к общественной деятельности.Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане:1) Последующего формирования и утверждения социально-полезной направленности, доминирующих побуждений с постепенным вытеснением нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств, антиобщественных взглядов2) Воспитание уважения к нормам и законам существующим в обществе.[30]Данный метод с небольшими изменениями и доработками может использоватьсясоциальными работниками в пенитенциарной сфере. Однако на современном этаперазвития пенитенциарной системы исходя из ее особенностей и спецификименяются принципы деятельности социальных работников в пенитенциарнойсфере.Главенствующим принципом становится принцип экономии предусмотренныхзаконом ограничений прав и свобод личности. В целом, обеспечение процессасоциальной реабилитации сводится к тому, что лица нарушившие чужие права исвободы должны нести по конституции ответственность, но характер этойправового воздействия должен быть таким, чтобы применение ограничений вправах и свободах в минимальной степени осложняли процесс возвращениячеловека в нормальную жизнь. На основании этого принципа и должна строитьсядеятельность социального работника в пенитенциарной сфере. Во главу угладолжен быть поставлен не труд в период отбывания наказания, а помощь вкоррекции личности в обладании способами социальной адаптации к нормальнымусловиям жизни после освобождения. Труд из основного метода воздействия наличность осужденного должен стать дополнительным, дифференцированным идозированным средством предупредительного воздействия в период отбываниянаказания в ИТУ. Методы деятельности социального работника должны бытьпостроены и ориентированны на то, чтобы:1) Не происходило истощения физических и психических сил осужденного2) Происходило перевоспитание осужденных.На наш взгляд ниаболее эффективными методами обращения с осужденнымиявляются методы предлагаемые Белорусскими учеными. Это метод так называемой“ прогрессивной системы исполнения наказания ” и метод исправительно-психологической коррекции личности осужденного.[31] Уровень формы и направления деятельности в этих методах социальныхработников кардинально различается. Рассмотрим метод прогрессивного исполнения наказания. Он заключается всовокупности юридических, организационных и воспитательных средствобеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышениястепени его исправления. Целью является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Подисправлением понимается формирование устойчивой готовности личности вестиправопослушный образ жизни. Это выражается в совокупности психологическихсвойств личности детерминирующих правовую направленность индивида.Исправление происходит за счет в основном активной позиции самогоосужденного ориентированного именно на возвращение на свободу. Социальныйработник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного. Иосуществляя оценку степени исправления самого (с помощью использованияразличных методик психологических, социологических) дает рекомендации пооблегчению дальнейшей исправительной практики осужденного. Прогрессивный подход претендует на роль главного принципа в уголовно-исполнительной сис




Похожие:

Социальная работа в пенитенциарной системе iconНовосибирский Государственный Технический Университет
Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ 7
Социальная работа в пенитенциарной системе icon040100. 68 Социальная работа по магистерской программе «организация и управление в социальной работе»
Социальная политика и социальная работа: основные направления и формы взаимодействия
Социальная работа в пенитенциарной системе iconСоциальная работа в системе социального обслуживания

Социальная работа в пенитенциарной системе iconАннотация к основной образовательной программе высшего профессионального образования Направление подготовки: 040400. 62 Социальная работа Профиль подготовки: «Социальная работа»
Получаемая квалификация: бакалавр по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа
Социальная работа в пенитенциарной системе iconВ рамках специальности «Социальная работа» открыты новые специализации
Специализация «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях и с жертвами экологических и техногенных катастроф»
Социальная работа в пенитенциарной системе iconВ рамках специальности «Социальная работа» открыты новые специализации
Специализация «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях и с жертвами экологических и техногенных катастроф»
Социальная работа в пенитенциарной системе iconКареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов
Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Социальная работа в пенитенциарной системе iconРабочая программа модуля (дисциплины) Политология
Профиль подготовки (специализация, программа) «Социальная работа в системе социальных служб»
Социальная работа в пенитенциарной системе iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру по направлению: «Социальная работа (Социальная работа с разными группами населения)»

Социальная работа в пенитенциарной системе iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Программное обеспечение»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы