Мировой экономический кризис 1929-1933 гг icon

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг



НазваниеМировой экономический кризис 1929-1933 гг
Дата конвертации17.07.2012
Размер306.13 Kb.
ТипРеферат
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.


США в годы экономического кризиса 1. Переход США от процветания к экономическому кризису. В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира инаиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходомпромышленного капитализма к монополистическому центр мировогоэкономического развития переместился из Европы в Северную Америку. СШАразвивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировомпроизводстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепилисьпосле первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей отпоставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро рослопромышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал,увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории«просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась«великой иллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировойэкономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнеевсех поразил именно США. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. В 1927 г. совет Федеральной резервной системы США принял решениеоказать помощь Великобритании в поддержании золотого стандарта фунтастерлингов и снизил учетную ставку с 4 до 3,5%. Кроме этого, он организовалскупку государственных ценных бумаг, что привело к увеличению банковскихрезервов. Эти меры привели к росту курсов акций и вызвали расширение практикивыдачи кредитов для приобретения ценных бумаг. Кредиты выдавались в видеонкольных счетов – счетов, обеспеченных ценными бумагами и ликвидируемых попервому требованию открывшего их банка. К моменту начала кризиса величиназаймов коммерческих банков биржевым спекулянтам составила 8,3 млрд USD прирыночной стоимости всех котирующихся ценных бумаг, равной 89,7 млрд USD.1Банки были готовы выдавать деньги на приобретение ценных бумаг без проверкиплатежеспособности и под небольшие гарантии. Отрезвление наступило 24 октября 1929 г. В этот день на Нью-Йоркскойфондовой бирже в продажу поступил большой пакет акций компании "Дженералмоторс", а затем пришло сообщение о банкротстве крупных фирм и на продажупоступили новые крупные пакеты акций. Курсы акций начали резкое падение,что, в свою очередь, вызывало новое предложение акций на продажу. За тридня, с четверга, 24 октября, по понедельник, 28 октября, промышленныйиндекс Доу-Джонса сократился на 20%. 1Для многих компаний, покупавших акциив кредит, это падение означало финансовый крах. Начался обвал курсов,продолжавшийся до 1932 г., в результате чего промышленный индекс Доу-Джонса(индекс курса акций на основной нью-йоркской бирже) снизился на 90%. 1 Через год после биржевого краха стали закрываться банки, и с 1930 по1933 гг. в стране были закрыты 9 тысяч банков.1 Были ликвидированы 2/3предприятий, финансовая система практически не действовала, золотойстандарт исчез, а международное движение капитала замерло. 1 Кризис охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой циклический кризисперепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способностинаселения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказаласьнереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства,разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортныекомпании, банки. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось вцелом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше:производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%. Из 279доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвалмассовую волну банкротств. За 1929 — 1933 гг. потерпели крах 135 тыс.торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убыткикорпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешнейторговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.2 Неизбежное последствие циклического кризиса — ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. 1Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» — поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало — только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.3 2. Аграрный кризис. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорились около 1 млн. ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю.3 Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали — пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали. В США в этот период утвердилась философия «американского индивидуализма», не признающего государственного регулирования экономики, его вмешательства в дела частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войны оно применялось. Вступивший в президента Герберт Гувер (1874—1964) первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины. Положение в стране ухудшалось — она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (в 1931—1932 гг.), поход ветеранов первой мировой войны (1932 г.); фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Был создан Национальный Совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. 1В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек. 3. Попытки Гувера осуществить государственное кредитование банков. В этих условиях в целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности, транспортных предприятий. Для этого была создана Национальная кредитная корпорация., которая в январе 1932 г. была преобразована в Реконструктивную финансовую корпорацию. Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное «Федеральное фермерское бюро». Задачи этого бюро заключались в поддержании уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Деятельность бюро не увенчалась успехом и в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и дальнейшему разорению фермеров. Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. число безработных достигло 17 млн. человек.4 Таким образом обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалосьневыполненным. 4. «Новый курс» Рузвельта. С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта». Несмотря на то, что «Новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса». Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами. Теоретической базой «Нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. 5. Основные мероприятия «Нового курса». Рассмотрим основные мероприятия «Нового курса». Прежде всего началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.4 Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.4 Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.4 Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.5 Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользупромышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращенымассовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополийправительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулированиямелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация пострахованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов отриска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхованиядепозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышалодоверие вкладчиков. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблемевосстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двухнаиболее важных законов — закон о восстановлении национальнойпромышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрациянационального восстановления, в состав которой вошли представителифинансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс»,«Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты,деятели Американской федерации труда. Председателем Администрациинационального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемойэтого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или инойкомпании не было, то общество ее товары бойкотировало. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г.Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев. В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. человек. Для трудоустройства безработных на Юге США создавалась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее. Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: «В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом». Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В то же время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать уровень зарплаты минимальным, а продолжительность рабочей недели — максимальной. После введения таких кодексов общий уровень зарплаты снизился. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Второй важный закон — закон о регулировании сельского хозяйства — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе: 1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля. 2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.6 3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. Казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась. Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн.акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4всех посевов. За один годдействия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. головсвиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдалисьнеурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшаязасуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образомудалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходыфермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерскиехозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.)разорились и были проданы с молотка. Меры, предусмотренные законом орегулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкиефермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы засчет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработкихороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясьповышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготнымикредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, необремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермерыимели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процессконцентрации земельной собственности усилился. В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этогодобились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более8 млн. человек.7 Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячиестачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальныекруглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными испособствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях,где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивалисьвведения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошлосплочение всех рабочих организаций и они влились в единый Рабочий альянсАмерики. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на второмэтапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынужденобыло учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочегокласса США следует признать принятие закона Вагнере, билль которого былвынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавалисьнеобходимость коллективной защиты рабочими своих интересов черезпрофессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективныхдоговоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не моглаприменять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться вовнутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанностьрассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. рабочему движению.Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятыйнесколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсийпо старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет;оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались извзносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспеченияустанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размерыи сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако законраспространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.Рабочее законодательство 30-х гг.Серьезный. На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабыобщественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд.долл., то в 1935 г. — 4,9, а в 1938 г. — еще 5 млрд. долл. Создана новаяАдминистрация по реализации общественных работ, возглавляемая Г.Гопкинсом.К началу 1936 г. общественными работами было занято 3,5 млн человек.. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которымзапрещалось использование детского труда, на предприятиях федеральногозначения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный имаксимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели— 44 часа. На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупномуфермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживатьв лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться вкооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевныхплощадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, чтовызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь,наблюдавшихся в 30-е годы. Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно- монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся. В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала. Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся. В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития В политике Рузвельта воплотились черты либерально- реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся». В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло. Мировой экономический кризис и его особенности в Великобритании. Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г.т.е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период вправящих кругах страны не было единства в отношении антикризиснойпрограммы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборныеобещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегченияположения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном засчет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретиласопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот вантикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссиипо национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея.Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английскоеправительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранитьпрежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечениябюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенныхналогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальнымстатьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям наобщественные работы, пособиям по безработице. Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупныйвнешний займ, с целью восстановления платежного баланса. Антикризисные меры. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г золотого паритетанациональной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в такназываемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавия,Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колониии доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основаниианглийского фунта. Помимо этого, страны блока, что облегчило стране немалыевыгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг быливынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье ипродовольствие. В отношениях со странами – конкурентами, сохранявшими некоторое времязолотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.),Англия получила преимущество за счет повышения ценовойконкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политикипротекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства иВеликобритания наконец отказалась от принципа фрейредерства, перейдя кполитике жесткого протекционизма. В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933г. Англияудалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит восновном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ вотношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке идостаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ееантикризисную политику от 2Нового курса2 Рузвельта. Следует отметить, чтоуже в 1934г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколькосмягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановлениепособий по безработице , снижения размера подоходного налога и другиемероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий. Начавшийся в 1934г. подъем подкрепился существенными государственнымиассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этиммеры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политикапротекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслейэкономики, что впрочем существенно не изменило имевшиесявнутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленностьпродолжали стагнировать. Особенности мирового экономического кризиса во Франции. Мировой экономический кризис распространился на Францию несколькопозднее, в 1930г. , зато он был более продолжительным и глубоким. Вкризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитическихотношений, что было обусловлено отличной от других стран социальнойструктурой французского общества, а также политическими традициями страны. Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений появиласьтенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическимисилами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и вомногом повлияла на длительность кризиса. Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934г. попыткифашистского путча (за которым стояли не только фашистские организации, но ичасть крупных монополий, представители церкви.) вызвало заметный роствлияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической(ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падениеавторитета правительства. Народный фронт (единая организация левых антифашистских сил) к началу1936г. включал в себя еще и организацию радикал-социалистов, движениеинтеллигенции «Амстерам – Плейель» и др. Программа народного фронта была ориентирована в основном наудовлетворение ближэайших нужд широких слоев граждан. Среди самых основныхтребований следует отметить6 создание национального фонда безработицы,сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числарабочих мест (за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организациямасштабных общественных работ и др.) 4 июля 1936 года было создано первое правительство Народного фронта(во главе с премьер – министром Л.Блюмом), 7 июля было подписано соглашениемежду всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличениизаработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост.Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели,предоставление оплачиваемых отпусков , признание системы коллективныхдоговоров. Этот документ и большая часть положений платформы Народного фронтабыли закреплены законодательно парламентом страны. Это было триумфомнародного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку. Увеличение расходов по социальным статьям поставило правительствоперед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Этозаставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что незамедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоевграждан. Левая направленность политики правительства социалистовспособствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процессасокращения производства, появлению иных форм противодействияправительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала. В этих условиях правительство Блюма не решалось поставить подгосударственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговуюреформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и какрезультат – смену кабинета министров. Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найтикомпромисс между интересами широких слоев населения и представителейкрупного капитала за счет некоторого ограничения требований программыНародного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетныхрасходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудилоправительство вторично произвести девальвацию национальной валюты. Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутрисамого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и егопрограмма. В результате нового правительственного кризиса весной 1938г.формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертываниеполитики Народного фронта. За счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускоритьвоенно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качествеисточников средств для выполнения оборонной программы правительством былиназваны : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированныепредприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установлениежесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом инекоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходнойстатей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных ифинансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержкиграждан, с другой, что определило скорое падение кабинета. Сформированное в апреле 1938г. правительство Эдуарда Даладьеокончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученныхим от парламента чрезвычайных полномочий. Состояние экономической нестабильности было характерно для Франциивплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностьюантикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованнойобщенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франциясущественно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление вэкономике страны было вызвано накануне войны усилением государственныхассигнований на военное строительство. Особенности экономического кризиса в Германии. Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германииопределило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране. Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор ( 68тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромнуюбезработицу (около 8 млн. чел).[1] Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также испытывалиэкономический кризис, усугубило положение Германии. Неспособность режима Веймарской республики эффективнопротиводействовать экономическому кризису, обострению социальныхпротиворечий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций намировых рынках , растущая ностальгия широких общественных кругов гражданпо былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня,безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств другихстран было главным фактароми установления фашистского режима в стране в1933г. Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистскийхарактер. Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовалине только тактические цели вывода экономики в режим роста, но истратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшеерасширение границ государства, завоевание мирового господства. Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса,главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народногохозяйства. Нацисты создают мощный аппарат государственного регулированияэкономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых,производственных, людских и прочих ресурсов. Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке корганическому построению германского хозяйства, об оброне империи и др.позволили установить жесткий контроль государства над большей частьюпромышленного потенциала. Закон об организации национального труда создалнормативную базу для становления принудительного труда. Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра –Главного хозяйственного совета , перераспределявшего финансовые, людские исырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданскихотраслей. Таким образом в условиях фашистской диктатуры при отсутствиинеобходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейсяпомощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственногорегулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямыеадминистративные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственногосектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой«ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерныхкампаниях. Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказалисьвесьма эффективными и позволили в течении 1934г. покончить с кризисомпрежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрыетемпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолениикризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народохозяйственныедиспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решалозадачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций , расширениявнутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д.Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данныхпроблем. Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинутьнеотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому с 1935 г. Германия все болеевтягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторуюмировую войну. Мировой экономический кризис и его особенности в Италии. Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономическиразвитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положилначало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятияантикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свойконтроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрациифинансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны.Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существеннозатрагивало интересы мелких и средних собственников. Суммаправительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир,государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий.В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках былисосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но иэкономического воздействия на политику крупных монополистическихобъединений. Экономическая политика фашистского государства способствовала ростуавторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущиепредставители финансово-промышленного капитала - Донегани, Мотта, Пирелли,Аньелли, Вольпи и др. - стали одновременно и руководителями корпорацийсоответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии.Фактически в стране сложилась система государственно-монополистическогокапитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянскойэкономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест“Монтекатини”, электроэнергетический “Эдисон”, резиновый “Пирелли”,металлургический и оружейный “Терни” и некоторые другие. Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелкихчастных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилосьили было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие.8 Большаячасть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупныепредприятия или государственную службу. Централизация управления экономикой имела и другие негативныепоследствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурномурасцвету коррупции среди чиновников. Вместе с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровеньмонополизации в Италии был все же значительно ниже. Итальянским фашистам неудалось полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частныхпредприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильноограничивалось, но они не были полностью разрушены. Утрата поддержки предпринимателей и крах итальянского фашизма Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолинизадуматься о военной экспансии. Муссолини с 1935 г начинает менять свойэкономический и внешнеполитический курс. В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс наавтаркию - полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в томчисле и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителейкрупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада.Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило имсущественные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоеваниеновых территорий открывало перед представителями итальянского капиталановые масштабные перспективы. В итоге финансовые круги пошли по путикомпромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, сдругой - продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче имеждународных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами(такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличитьсвои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии сталоначалом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками.Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результатепереориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавшихв Италии центров влияния. Специфика Италии состояла в том, что, в отличие,например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластнымхозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки еготрадиционными институтами - в первую очередь королем и Католическойцерковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами,вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представителиполитической и финансовой элиты. Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам состороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера оготовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинаетсяподготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессииМуссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могладостаться легко и принести ему новые политические дивиденды. В ответ на оккупацию Эфиопии Лига наций объявила экономическую блокадуИталии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения двухфашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные,заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономическогопартнера. Экономика Италии все больше начинает ориентироваться нагерманские промышленные ресурсы: увеличивается ввоз германского угля,стали, военной продукции. В июле 1936 г., немецкие и итальянские фашисты совместно поддержалимятеж генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в этустрану. В марте 1938 г. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, а в апреле 1939г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании. В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией былиоформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано иРиббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получившийназвание “Стальной пакт”. Таким образом, накануне II мировой войны Италиябыла полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов. Влияние мирового кризиса на экономику Японии. Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г.На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшиепреодолеть внутренние экономические трудности с помощью вооруженной внешнейэкспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай,Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского ДальнегоВостока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнутав 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительствоммеры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебалидоверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену.Япония встала на путь ускоренной милитаризации. За этот выбор особенноратовали новые концерны, возникшие главным образом в годы первой мировойвойны и составившие себе капитал на военной конъюнктуре. В унисон имзвучали призывы офицерства, связывавшего свою карьеру с перспективамиграбительских военных походов, к вооруженному переделу мира. Фашистскиегруппировки укрепляли свои позиции не только в армии, но и вгосударственной власти. С марта 1931 г. было предпринято несколько попытокосуществления государственного переворота и установления военно-фашистскойдиктатуры. Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии.После серии вооруженных провокаций Квантунская армия в ночь на 19 сентября1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия былаоккупирована японцами. В 1932 г. на ее территории было образованомарионеточное государство Маньчжоу-го. Лига Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае ивывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе изЛиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунскаяармия заняла весь Северный Китай. Поворотным пунктом аграрной политики японского правительства послужиламировая депрессия 1929-1933 гг., в борьбе с которой оно, взяв за образецопыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь "План возрождения деревни" и"Пятилетку распространения производительных кооперативов". Коллективистскоенаправление в решении продовольственного вопроса укрепилось во времяупомянутой войны с Китаем. К началу японо-американской войны (1941 г.)сложилась продовольственно-контрольная система, которая покоилась на трехпринципах: 1) Государственная монополия на торговлю рисом 2) Единый каналраспределения риса, состоящий исключительно из государственных предприятийи общественных организаций. 3) Ценовая система с "обратными ножницами":правительственные заготовительные цены были выще продажных. Итак, то, о чем когда-то мечтало Временное правительство в России,было осуществлено в Японии в 1930-1940-х гг. Заключение. Период Великого кризиса 1929 – 1933гг., повторно, за короткийпромежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы ростагосударственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизмабыло характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта новогоэтапа развития системы регулирования в том, что феномен этатизации получаетдостаточно прочное обоснование в кейнсианской теории. В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системыгосударственного регулирования экономических отношений весьма популярные вто время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал –социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., чтосвидетельствует о повсеместности данного процесса.-----------------------1 - Шульц Э. Реформа Эрхарда // Вопросы экономики. 1991. № 8.-71с.2 Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г.-389с.3 . Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский,В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.-237 –239с.4 История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка,А.Н.Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000. –517 –518с.5 - Шульц Э. Реформа Эрхарда // Вопросы экономики. 1991. № 8.-75с.6 Мировой опыт системных преобразований: уроки для России // Вопросыэкономики.1992. № 11. –56с.7 История народного хозяйства капиталистических стран (до второй мировойвойны) / Под ред. А.Н.Марковой. М., 1991. –126с.[1] История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка,А.Н.Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000. –521с.8 - История народного хозяйства капиталистических стран (до второй мировойвойны) / Под ред. А.Н.Марковой. М., 1991. –135с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconКонтрольная работа по истории экономики на тему: Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.). Преподаватель Студент
Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929-1933гг
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconМировой экономический кризис 1929-1933 гг. Причины. Ход. Последствия
Нью-Иоркской фондовой бирже (обвальное падение курса акций) на­чало мирового экономического кризиса, последствия которого были огромными...
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconЖиття та творчість Григорія Косинки
Реабілітований 19. 10. 1957. Г. Косинка автор оповідань: "На золотих богів" (1922), "Заквітчаний сон" (1923), "Мати" (1925), "За...
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconКонтрольная работа по курсу "История экономики" Великая депрессия 1929-1933 гг и "Новый курс" Ф. Рузвельта (1933-38 гг.)
Экономическая история: Учебное пособие/ В. Г. Сарычев, А. А. Успенский, В. Т. Чунтулов- м., Высшая школа, 1985 г
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг icon1. Эволюция мировой валютной системы
Периодические кризисы мировой валютной системы занимают относительно длительный исторический период времени: кризис золотомонетного...
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconНациональная политика в Карелии с 1929 по 1933 гг

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconНациональная политика в Карелии в 1929 1933 гг

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconМировой экономический кризис
Он оказался уникальным по глубине падения производства, по масштабам охвата мировой экономики и по длительности. Правительства западных...
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconВеликая депрессия 1929-1933 гг и новый курс Рузвельта

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг iconНаучное сообщение «Современный мировой финансово-экономический кризис: конец экономики роста или смена парадигмы развития?»
Панфилов Вячеслав Степанович (Институт народнохозяйственного прогнозирования ран)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы