Роль женщины в российском обществе icon

Роль женщины в российском обществе



НазваниеРоль женщины в российском обществе
Дата конвертации25.07.2012
Размер331,91 Kb.
ТипРеферат
Роль женщины в российском обществе


ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………………………………………2 1. Международно-правовые основы защиты прав и интересов женщин и их реализация в современной России…………………………………3 2. Русские юристы о равноправии женщин…………………………………………………6 3. Государственная политика в отношении женщин и ее отражение в законодательстве Российской Федерации………………………………………………8 4. Признание, соблюдение, защита прав российских женщин как основная обязанность государства………………………………………………………..9 5. Реализация прав российских женщин на труд в современных условиях………………………………………………………………………………………………11 6. Некоторые проблемы правового регулирования труда женщин в свете реформы трудового законодательства…………………………………………………13 7. Профсоюзы и защита социально-трудовых прав женщин………………………15 8. Проблемы реализации прав женщин в России………………………………17 Заключение………………………………………………………………………………………………19 Список литературы……………………………………………………………………………………21 Введение Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических,идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним изважнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав иинтересов женщин. По-моему, экономика и политика изменили систему общественных отношенийв нашей стране и места в ней женщины. Жизнь обнажила расхождения междудекларациями и реальностью. Мне кажется, что кризис в экономике, снижение реальных доходов,нарастание социальных и национальных конфликтов, политическое иидеологическое противоборство — все это оказывает крайне негативное влияниена положение женщин, как в сфере занятости, так и в общественно-политической деятельности. Поэтому, развитие нашего общества имеет немало специфических черт, непозволяющих прямо переносить зарубежный опыт решения женского вопроса. Нопредставляется целесообразным сопоставление концептуальных подходов,общемировых тенденций изменения положения женщин в обществе, происходившихв 70—80 гг. Это имеет практическое значение, так как развитие рыночнойэкономики в России формирует условия, близкие к тем, в которых экономическиразвитыми странами накоплен опыт решения проблем женщин, в том числезаконодательным путем. По-моему, необходимо признать равную значимость профессиональноготруда, семейно-бытовых функций, общественно-политической деятельности, какдля женщин, так и для мужчин. И, исходя из эгалитарной концепции,формировать национальные программы, расширяющие для женщин выход в сферупрофессиональной деятельности и общественной, а для мужчин — в сферу семьии воспитания детей. В основе такого подхода лежит высокий уровень развитияпроизводительных сил, демократические традиции, психологический настрой,правовая культура и, конечно, особо важна соответствующая правовая база. Считают, что женщина по природе должна рожать детей, воспитывать их ибыть хранительницей домашнего очага, а на это прав не надо. Я считаю, чтоодни из главных вопросов, которые надо рассмотреть это: 1. Реализация прав и интересов женщин в современной России. 2. Обязанности государства в отношении женщин. 3. Реализация политических прав женщин в России. Несмотря на наличие правовой базы, механизма реализации и контроля заисполнением правовых документов по данному вопросу нет. Отсутствует ипросветительская деятельность в области прав женщин. Пассивную позицию поэтой проблеме заняли профессиональные союзы, а средства массовой информациив противовес государственной политике осуществляют прямую дискриминациюженщин, выставляя ее как объект сексуальной эксплуатации. Это, в числепрочих причин, способствует росту насилия в отношении женщин, а такжеувеличению преступности в обществе. Незащищенность женщин в сфере общественного производства, недоступностьдля значительной части семей качественного медицинского обслуживания,бытового, культурного — все это сконцентрировано в показателе де популяциинаселения. Смертность населения превышает рождаемость уже в 2 раза. Ктобудет жить в 21 веке и для кого проводятся реформы?/ Женщины России как носительницы генофонда нации требуют первоочереднойзащиты своих прав и интересов. 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Российским женщинам приходится бороться за свои права на протяжении всего20 века. 90 лет назад на I Всероссийском Женском съезде (1908 г.) женщинытребовали прежде всего политических прав. В 1913 г., впервые отмечаяМеждународный женский день 8 марта, они потребовали соблюдения своих правгражданки, труженицы и матери. Эти требования русских женщин-работницосновывались на научных выводах, сделанных А.М. Коллонтай, которая, изучивположение женщин в России и, исследовав законодательство в отношенииженщин в европейских государствах, обосновала необходимость участиягосударства в защите прав женщины-труженицы, женщины-матери*(7). Политические права российские женщины в полном объеме получили в 1917году, политика же равноправия законодательно была закреплена в Конституции1918 года, а затем во всех советских Конституциях. Дискриминация женщин неносила явного характера, и законодательство страны (СССР) в вопросеравноправия соответствовало международным стандартам и фактически, восновном, реализовывалось. Ситуация резко ухудшилась в связи с попытками перехода к рыночнымотношениям. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин (ст.7)*(8) не выполняется. Политические права женщин реализуются нев полной мере: реализуется только пассивная их часть — участие в выборах, аактивная часть — участие в принятии решений на всех уровнях законодательнойи исполнительней власти — реализуется не полностью. Если в 1985 г. доляженщин в Верховном Совете СССР составляла 32%, то в 1993 г. их доля вФедеральном Собрании Российской Федерации составила 11%, а в 1995 г. всеголишь 7%. В то же время доля женщин в составе населения РФ составляет 52%. Основные цели законотворческой деятельности в части обеспечения равныхправ на рынке труда должны быть в законодательном закреплении возможностипредоставления женщине рабочего места и самостоятельного дохода. Однакоименно среди женщин самое большое количество безработных. Между тем вкладженщин в совокупный доход семьи составляет 40%, а в последние годы в связис увеличением темпов распада семей, увеличивается удельный вес такназываемых «материнских» семей, где женщина является единственнойкормилицей. Рождение ребенка резко снижает уровень благосостояния семьи,отбрасывая ее за грань нищеты. Поэтому многие молодые женщины, оказавшисьперед дилеммой: ребенок или профессиональная занятость, делают выбор впользу последнего варианта. А в результате —депопуляция населения России, иблагими пожеланиями и призывами эту проблему не решить. Необходима четкаяправовая регламентация и государственные гарантии, реальный размер пособийпо материнству и детству, а не экономия бюджетных средств за счет женщин идетей. Статья 19 Конституции РФ требует дополнения в части гарантийреализации политики равноправия, а также санкций в случае несоблюдения этихправ. В статье 38 Конституции, где говорится, что материнство и детство, атакже семья находятся под защитой государства. Хороша защита, если в 1997г. новое пенсионное законодательство изъяло из трудового стажа, влияющегона размер пенсии, не только время отпуска по уходу за младенцем, но даже исам отпуск по беременности и родам! Все это противоречит статье 7 Конституции РФ, где говорится, чтоРоссийская Федерация — социальное государство, политика которого направленана создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства,отцовства и детства. По проверке Генеральной прокуратурой РФ было выявлено, что 3,5 млн.женщин трудятся в неблагоприятных условиях, а законодательные акты поохране труда нарушаются на каждую шестом предприятии. Конечно, сегодня этапроблема осложнена безработицей. Работодателям невыгодно нести затраты наохрану труда женщин, и сегодня уже есть обращения самих женщин снять всезапреты и ограничения на выполнение женщинами любых работ, в том числе ипод землей, что противоречит Конвенции Мот № 45. При этом в качествеаргумента выставляется все та же, нечетко прописанная статья 19Конституции. В истории нашей страны это уже было при переходе от аграрнойэкономики к промышленной — в конце 19 — начале 20 в. Дело в том, чтосуществует дискриминация и в оплате труда, причем с переходом к рыночнойэкономике разрыв в оплате труда женщин и мужчин растет. Свою «лепту» в это,как ни странно, вносят и профсоюзы. Регулярно подсчитывая минимальнуюпотребительскую корзину для женщин, они ее занижают, не учитывая в нейспецифические потребности женщин. В законодательных актах должно быть закреплено право женщин наповышение квалификации, переподготовку, особенно после рождения ребенка, атакже после перерывов в работе, связанных с материнством. Это также должнокасаться и жен военнослужащих, которые, проживая по месту воинской службымужа, как правило, не имели возможности трудиться из-за отсутствия тамработы для женщин. Теперь они также лишены права включать эти годы в стаж,необходимый для исчисления пенсии. И трудоустроиться, особенно по ранееполученной специальности, после длительного перерыва в работе весьмапроблематично. Такие коррективы следовало бы внести в закон РФ «Озанятости». Сегодня нарушаются и трудовые права женщин, находящихся в отпуске поуходу за ребенком. Законодательное введение такой нормы, как отпуск поуходу за ребенком, без сопровождения защитным механизмом сохранениярабочего места при выходе из него стало еще одним фактором дискриминации.Жизненность отпуска по уходу за ребенком для родителей должна подкреплятьсямеханизмом, позволяющим сохранить квалификацию, а также выплатой пособий,соответствующим социальным стандартам. Приватизация в нашей стране началась именно с ее разрушения.Практически оказалась разрушенной государственная система внешкольного изначительной части дошкольного образования. Свертывание деятельностипредприятий службы быта увеличило и без того высокую загруженность женщин,лишив их свободного времени, а заодно и учреждений культуры. Но самым вопиющим фактом дискриминации является введение принципаплатности медицинских услуг. Результатом этого является рост материнскойсмертности, рождение больных детей, резкое сокращение населения во всехсубъектах Российской Федерации за исключением Северо-Кавказского региона страдиционно высокой рождаемостью. Дело дошло до того, что правительствоРоссии на IV Всемирной конференции женщин (Пекин 1995) было вынуждено взятьна себя обязательство: создать условия для снижения материнской имладенческой смертности. Однако это обязательство, как и Международный пактоб экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный нашейстраной, не выполняются*(1). Во многих странах женское и семейное предпринимательство получаетгосударственную поддержку в виде налоговых льгот, гарантий по кредитам,лизинга на особых условиях и т.д. Обычно это касается малого и среднегобизнеса в социальной сфере, сферы бытовых услуг. В учебных заведенияхсоздаются бизнес-инкубаторы при поддержке государственных либо местныхорганов власти. Проблема занятости молодежи, а особенно женской ее части,везде стоит достаточно остро, но есть примеры положительного ее решения. В ряде экономически развитых стран существует закон «О равных правах иравных возможностях женщин и мужчин», который регулирует процессуальные ипроцедурные стороны реализации принципа равноправия, а также устанавливаетпорядок контроля за осуществлением на практике норм законодательства. Так,в Швеции действует «Акт о равенстве между мужчинами и женщинами»*(1),который регулирует эту проблему в сфере трудовой деятельности. Существуетинститут омбудсмена, а также другие варианты и механизмы недопущениядискриминации женщин, вплоть до обращения в Европейскую комиссию по правамчеловека и Европейский суд по правам человека, куда теперь могут обращатьсяи россиянки. Для выработки же национального механизма защиты прав и интересов женщинРоссии следовало бы провести, во-первых, экспертизу существующегозаконодательства России, во-вторых, разработать критерии и подходы к оценкедискриминации в отношении женщин, в-третьих, провести анализ действующегомеханизма контроля за соблюдением, международных и российскихзаконодательных актов в отношении прав женщин. Такая работа требуетобъединения усилий специалистов разных отраслей и не может строиться лишьна энтузиазме. 2. РУССКИЕ ЮРИСТЫ О РАВНОПРАВИИ ЖЕНЩИН Проблема равноправия женщин всерьез начинает подниматься в России вконце 19 -начале 20 века. Это было вызвано тем, что в обществе сталискладываться новые общественные отношения в связи с изменением правовойсистемы. Но женщин она не коснулась. Положение женщин оставалосьнеравноправным. Оно сложилось под влиянием следующих причин: во-первых, оноявилось результатом общественного разделения труда, когда в экономическойжизни общества огромное значение имела физическая сила. Второй причинойявляются политические условия старого времени: принижение женщины былонеизбежно и вполне допустимо при таком режиме, когда все населениесостояло, в сущности, не из «граждан», а из «подданных». Главной же задачейженщины в таком обществе было воспитание мирных подданных, а для этого ейправа были не нужны и даже вредны. И вот русские женщины начали борьбу за свои права. B начале 20-го века профессор Московского Университета В.М.Хвостов*(3) всвоих работах «Женщина и человеческое достоинство» и «О равноправии женщин»писал о необходимости предоставления женщинам, прежде всего политическихправ, которые означают избирательное право, т.е. право избирать и бытьизбранными. Женщинам же, бесправным в этом отношении, в утешение говорили,что они и без того имеют большое влияние на политическую жизнь: ведьбольшинство мужчин в их руках и подчиняются их обаянию. Такая точка зрения,отсылающая женщин к закулисным интригам, не соответствовала в полной мерене только существу дела, но и человеческому достоинству женщин, писалпрофессор Хвостов. Он также считал необоснованным довод противниковпредоставления политических прав женщинам, дескать, будучи вовлеченной вполитику они будут меньше уделять внимания семье и домашнему хозяйству, новедь осуществление избирательных прав не отвлекает мужчин от отцовских идругих обязанностей. Еще одним аргументом в пользу равноправия женщин он считал то, чтопривлечение женщин к активной политической жизни значительно подниметнравственный уровень самих женщин. В своей публичной лекции «О равноправии женщин», прочитанной воВладимире и Москве в 1906 г. он говорил: «... Я считаю, вопрос оравноправии женщин одним из самых важных социальных вопросов нашеговремени, даже важнейшим, стоящим наряду с вопросомо положении рабочих классов. Дело идет в моих глазах об исправлениивопиющей социальной несправедливости»*(14). Другой русский юрист, депутат Государственной Думы и профессор Санкт -Петербургского Университета, представитель Психологической школы праваЛ.И.Петражицкий*(3) писал: Предоставление женщинам политических прав ивозложение на них политических обязанностей — это средство заставить людейоставить эгоистическую узость интересов и поднять их до радения об общемблаге Дети таких матерей, которые с воодушевлением и энтузиазмом будутотноситься к великим идеям и задачам, впитают в себя общественнуюкультуру...»*(11). Передовые люди того времени не могли не осознавать необходимостьполного допущения женщин к занятию государственных должностей. Исследуя женскую проблему, юристы того времени отмечали нелогичностьгосударства в этом вопросе: при повсеместном поддержании версии о женскойнеполноценности, в отношении обязанностей государство не предусматривалоразличий между женщинами и мужчинами. Налоги женщины платили в том жеразмере, что и мужчины. Перед уголовным судом они отвечали на тех жеоснованиях, что и мужчины. Если закон и делал некоторое снисхождение кбеременным женщинам, то уж не из-за внимания к женщине, а, скорее, из-завнимания к ребенку. В остальном же отношение уголовного закона к женщинебыло явно пренебрежительное. Оппоненты напоминали радеющим за равноправие женщинам о воинской повинности, которую они не несли, может быть, именно потому, что не признавались равными мужчинам в правах, а следовательно и в обязанностях. По этому поводу Хвостов В.М. писал, что женщины несут повинность другого рода: они дают Родине будущих адмиралов и полководцев, платя кровавую дань своими жизнями, ведь по статистике того времени смертность при родах превышала количество погибших в войне. Мы можем прийти к следующему выводу: русские юристы, активновключившись в борьбу за равноправие женщин, смогли убедительно доказатьнеобходимость предоставления им прав, равных правам мужчин, во всех сферахжизни, умело выстроив логическую цепочку аргументов. Они поддержали женскоедвижение за равноправие, активно участвовали в работе ПервогоВсероссийского Женского Съезда (1908 г.). В 1911 г. женщины получилиизбирательное право при выборах в волостное земство. Политические же правабыли даны им в полном объеме в 1917 г, конституционно закрепленные в 1918г. 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Изменения в различных сферах деятельности Российского обществаоказывают значительное влияние на положение женщин, реализацию их прав исвобод. В условиях перехода к рынку, усиления экономического кризисапроблемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развитияприобретают особую остроту и требуют выработки единой государственнойполитики. Одним из ее важнейших направлений является ее законодательноеоформление. Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о равноправии женщин, однако отсутствуют гарантии его реализации и санкции за нарушения этого принципа. Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от 4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои обязательства по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостнойгосударственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного изприоритетных направлений социально-экономической политики государства. В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была созданаКомиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте РоссийскойФедерации (от 11.05.1993г.). В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальнымконсультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение иподготовку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ. В связи с подготовкой к IV Всемирной конференции по положению женщин«Действия в интересах равенства, развития и мира» правительственнымраспоряжением был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103),которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работуна государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственногодоклада, а также работу по участию РФ в международных мероприятиях,проводимых в рамках подготовки и проведения указанной конференции. В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято ПостановлениеПравительства РФ«О концепции улучшения положения женщин в РФ», гдеопределена общая стратегия и приоритетные направления государственнойполитики в отношении женщин. Концепция исходит из того, что права женщинявляются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправноеучастие женщин в политике, экономике, социальной и культурной жизни на всехуровнях, включая международный, должно стать главной целью государственнойполитики в области улучшения положения женщин в России. 4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовомположении женщины в российском государстве сегодня, на пороге новогостолетия возникает вновь с не меньшей актуальностью. В современномобществе, когда права человека и гражданина провозглашаются «высшейценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать изащищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситуацияфактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствиеравных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3)Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свободнезависимо от пола, но, очевидно, провозглашение равных прав мужчин иженщин должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, нои дополняться созданием оптимального, достаточно эффективного механизмареализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальноезначение материнства позволяют говорить о том, что общество и государствообязаны создавать женщине специальные гарантии для реализации их прав,данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины имужчины. Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) —понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государствомсостоит, главным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание,соблюдение, защита прав женщины в России. К 90-м годам нашего столетия, думается, мы пришли не с лучшимирезультатами. Накопленный в течение десятилетий опыт создания системыправовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство нереализовывало одну из главных своих целей: забота о женщине, обеспечение еесвободного и достойного развития, ее прав и свобод. Только спустя три года после принятая Конституции, после провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в России, необходимая для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих прав и свобод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). На федеральном уровне признается, что существуют отличительные черты статуса женщин, вызывающие «особую озабоченность» органов государственной власти и управления РФ. Это такие особенности правового положения женщин, как крайне низкое представительство женщин в федеральных и органах власти субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда; неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ практически не обозначает причины сложившейся ситуации, а лишь ограничивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации политики равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной областях жизни на всех уровнях. В качестве основных направлений деятельности государство предлагает какобобщение информации о правовом положении женщины (экспертизазаконодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о правахженщин международным стандартам о правах человека, организация сборастатистических данных об участии женщин в государственной и общественнойжизни), так и проведение конкретных мероприятий по реализации плана(обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питаниядля беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; развитие сетифизкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов;развитие учреждений социального обслуживания и др.). Хотелось бы отметить, что реализация целого комплекса задач в сфереправового положения женщин возможна только при активном участии регионов,которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составитьподобные планы в течение нескольких лет. Кроме того, вызывают некотороесомнение сроки исполнения многих мероприятий, определенные в федеральнойпрограмме достаточно неоднозначно. Тем не менее, государство приступило к обязанности разрешить проблему всфере правового положения женщины в России, признав и определив нагосударственном уровне основные направления, задачи, методы их разрешенияна ближайшие три-четыре года. Следующие шаги — соблюдение и защита правроссийских женщин — напрямую связаны с изложенным выше механизмом и,хочется верить, будут решительными и эффективными, ибо только тогда можноговорить и о новой российской государственности, и о гуманистическойсущности конституционного строя в целом. 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН НА ТРУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ходе социально-экономических перемен в России состоялся переход крыночной экономике, образовался рынок труда. Ситуация усугубляетсяпродолжающимся кризисом российской экономики, который привел к падениюпроизводства на 50% и резкому сокращению числа рабочих мест. В результатетолько за 1992—1995 гг. численность занятых в экономике уменьшилась на 10%(7,4 млн. чел.). В 1996г. численность работников сократилась еще на 2 млн.чел. При этом за весь период высвобождено (по инициативе администрации)7—8%, остальные увольнялись по собственному желанию и выбыли в неучитываемые госстатистикой сектора экономики. Главные причины уменьшениячисленности работников: спад производства, большие размеры неполнойзанятости в 1996 г. ежемесячно в среднем около 3,2 млн. (6,7% общейчисленности) работали в режиме неполного рабочего дня или недели. Побывалив вынужденных административных отпусках в 1996 г. 7,5 млн. (3.6%)работников крупных и средних предприятий*(12). Естественно, в этой ситуации возросла конкуренция за рабочие места.Процесс трудоустройства ведется в рыночном режиме. Четко выявились слабосоциально защищенные социально-демографические группы населения — женщины,молодежь, инвалиды, у которых низкие шансы на трудоустройство, на достойнуюзарплату, на полноценную социальную защиту. Им достаются рабочие места, непопулярные у мужчин. Наиболее уязвимыми (самая многочисленная категория —более 50% работающего населения) оказались женщины. В силу своего природного предназначения женщины относятся к особойкатегории работников, т.к. производят не только материальные и духовныеблага, но и человеческий род, выполняя материнские обязанности, чтонеизбежно связано с большими трудовыми затратами по воспитанию детей,обслуживанию семьи. Именно поэтому рыночные условия занятости более всегопривели к ущемлению женщин в сфере труда. К нерешенным ранее проблемам,таким как недооценка роли женщин в сфере управления, политике, чрезмернаязанятость их в отраслях производства и на участках с неудовлетворительнымиусловиями труда, отставание в квалификационном уровне, в оплате труда (попризнанию бывшего министра социальной защиты Л.Безлепкиной*(12) винтервью 8.08.96 г.) — зарплата женщин в среднем по народному хозяйствуРоссии меньше, чем у мужчин, на одну треть. К этому следует добавитьнесовершенство, а главное — нарушение правовых норм по охране труда. Кперечисленным проблемам добавились новые — неизвестность перспектив,неуверенность, снижение уровня жизни многих семей, невыплаты зарплаты,пособий на детей, сокращение детских дошкольных учреждений, расширениеплатности медицины, образования, страх за будущее своих детей. Вобщественном мнении все чаще высказывается идея возврата женщины кдомашнему очагу. Женщины-работницы в значительном ряде отраслей, профессийи видов работ работают лучше. И здесь очень важно для общества, чтобыженщина могла свободно выбирать свой жизненный путь, решать, чем ей и гдезаняться. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыгратьцеленаправленная, адресная государственная политика в сфере женскойзанятости, которая формально существует, но мало эффективна. Рынок труда с его неизменными атрибутами спроса и предложения рабочейсилы, конкуренцией, безработицей усилил существовавшую всегда дискриминациюженщин в сфере занятости. В немалой степени это обусловлено механизмомпредоставления женщинам дорогостоящих социальных льгот. Это увеличиваетстоимость женской рабочей силы и ограничивает возможности произволаработодателя в использовании женской рабочей силы. А поскольку работодателиориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованысодержать экономически невыгодного и «хлопотного», в плане соблюденияправовых норм, контингента работников. Сегодня на предприятиях свернутысоциальные программы. Женщины увольняются первыми (и в большинстве) посравнению с мужчинами, а принимаются на работу весьма неохотно (например, вчисле заявленных на высвобождение в Санкт-Петербурге в 1996 г. было 58,6%женщин, в 1997 г. — 56,4%). Конституционно декларируемое равенство прав, свобод и равныхвозможностей их реализации для мужчин и женщин (ст. 19 Конституции)фактически не достигнуто. Предусмотренное законом равноправие женщин еще неозначает фактического равенства, поскольку важнейшим условием ееравноправия является труд женщин в общественном производстве. Женский труд— особая категория, для ее регулирования устанавливаются государствомспециальные нормы права, охраняющие здоровье женщины и материнство. Когда-то классики ставили задачу втянуть женщину в общественно-производительныйтруд, вырвать ее из домашнего рабства. Путь достижения полного социального равенства женщин прошел несколькоэтапов:1. установление равенства прав женщин по закону;2. создание равенства возможностей, условий, гарантий для осуществления равных прав;3. достижение и обеспечение реального равноправия женщин;4. в перестроечный период вместо достижения полного социального равенства мы имеем откат позиций. Законодательство о трудовых правах женщин развивалось интенсивно.Существует большой перечень очень хороших нормативных актов и в планеособой охраны труда, облегчения условий труда, сокращения норм труда,особенно в период материнства, расширения социальной помощи по материнству(пособия), развитие сети дошкольных учреждений, и в плане защиты правженщин в труде. Однако, с обеспечением гарантий, с обязательным исполнениемзаконодательных актов дело обстоит проблематично. Гарантии означают:условия, способы и средства обеспечения фактической возможностипользоваться правами и свободами, закрепленными в законе, реально ихосуществлять, а также способы и средства охраны и защиты этих прав исвобод. Сформировался рынок женской рабочей силы, характеризующийся зауженнымкругом доступных профессий, низким социальным статусом труда,нестабильностью занятости, ограниченными возможностями должностного роста,низкой зарплатой. Стартовые условия женщин в сфере занятости гораздо менееблагоприятны по сравнению с мужчинами, не говоря уж о сфере политики. В Санкт-Петербурге, например, в критической зоне рынка труда (КЗРТ)(или зона риска рынка труда)*(12) по данным мониторинга Комитета позанятости населения Санкт-Петербурга за 1997 г. — численность женщин в КЗРТпочти в два раза выше, чем у мужчин. В отраслевой структуре КЗРТ первоеместо по удельному весу занимает бюджетная сфера, где, как известно,сосредоточено большинство работающих женщин, а также в сфере обслуживания,торговли*(12). Перестройка сломала наметившийся путь сокращения занятости женщин натяжелых и вредных работах, занятых ручным, тяжелым физическим,малоквалифицированным трудом. Система стимулирования непривлекательноготруда (большая зарплата и другие льготы) оказалась предпочтительной дляженщин, там наблюдается рост занятости женщин, что чревато для генофондаРоссии. Тем более, как показал опрос — 70% опрошенных женщин неудовлетворены 10-ю из 14 элементов условий труда, ухудшающих самочувствие ирабочее состояние (шум, физическая нагрузка, запыленность, вредныехимические вещества, неудобная рабочая поза и т.д.). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предшествующаярыночной ситуации политика государства в области женской занятости быланаправлена на защиту материнства и детства, но мало уделялось вниманияповышению конкурентоспособности женщин в сфере труда, особенно послерождения ребенка; повышения заинтересованности работодателей виспользовании женского труда с помощью налоговых льгот. 6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЕТЕ РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеютравные права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касаетсяправ и свобод, с этим положением еще можно согласиться, если рассматриватьпроблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности ихреализации, то эта конституционная сентенция не находит надлежащегоподкрепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями нашейобщественной жизни. Советское и затем российское трудовое законодательство всегда содержалоособые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин.Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половойпринадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальнойфункции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особымправилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредныхусловиях по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время,установление предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы нормникогда не содержали собственно льгот, наоборот, являлись по существуограничениями правового статуса женщины, связанными с общественнымипредставлениями о необходимости охраны нравственного и физического здоровьяженщин. Другая группа норм действительно предоставляла и предоставляет женщинамряд льгот в связи с материнством. Эти нормы в том виде, в каком онисуществуют в настоящее время, законодательно оформились к 1990 году (См.Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. «О неотложных мерахпо улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплениюсемьи»). С тех пор объем этих льгот не уменьшался. Существенно снизилисьлишь фактические возможности реализовать их для трудящихся женщин. Этосвидетельствует о том, что само по себе законодательное сохранение илирасширение льгот женщинам ничего не изменяет в их реальном положении всфере труда, а только усиливает их не конкурентоспособность на рынке труда,закрепляя за ними фактический статус «второсортной» рабочей силы. Поэтомухарактерно, что как раз женские организации выступают за отмену «женских»льгот при рассмотрении проектов нового трудового законодательства. Междутем из льгот, закрепленных за женщинами в связи с выполнением ими функцийматеринства, неотделимы от женщины-матери лишь немногие (необходимостьперевода беременных женщин на легкую работу, предоставление отпуска побеременности и родам, перерывов кормящим матерям). В связи с этим хотелосьбы обратить внимание на конвенцию МОТ № 156 от 1981 г. о трудящихся ссемейными обязанностями. К таким лицам в соответствии о данной конвенциейотносятся как мужчины, так и женщины, имеющие семейные обязанности вотношении находящихся на их иждивении детей, либо других ближайшихродственников, которые нуждаются в уходе и помощи, когда такие обязанностиограничивают их возможности подготовки, доступа и участия в трудовой(экономической) деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. 167КЗОТ РФ лишь частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полуторадет и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет могут бытьиспользованы отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками,фактически осуществляющими уход за ребенком по выбору семьи. Остальные жегарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ст. 172-1 КЗОТ РФ) распространяются на отцов, а также опекунов (попечителей)несовершеннолетних лишь в том случае, если они воспитывают ребенка безматери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и т.д.).Представляется разумным, во всех случаях семье выбирать того члена, которыйбудет использовать гарантии и льготы, связанные с воспитанием детей. Помимо этого следует признать, что возможности для расширения льгот,предоставляемых в сфере трудового права в связи с материнством(отцовством), почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформированиятрудового законодательства, возможно, их дифференциация, исходя из реальныхвозможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса. В создании надлежащих условий для материнства в обществе в первуюочередь и должно быть заинтересовано общество (соответственно игосударство). Отсюда вытекает положение, что решать проблемы, связанные ссозданием условий для рождения и воспитания детей, следует, прежде всего,средствами права на социальное обеспечение, а не трудового права. Однако,все разрабатываемые проекты реформ социального обеспечения этого неучитывают, напротив, активно игнорируют мысль о том, что рождение ивоспитание детей является самостоятельной сферой общественно-полезнойдеятельности. Необходимо напомнить, что социальное страхование — основнаяорганизационно-правовая форма социального обеспечения в нашей стране. И тутоткрываются принципиальные возможности стимулирования работодателей киспользованию женского труда путем соответствующей организации системысоциального страхования. 7. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН Профессиональные союзы, как на Западе, так и в России, всегдаучаствовали в решении «женского вопроса». Особо оговаривался вопрос опродолжительности рабочего дня для женщин, подростков и детей. В традицияхпрофсоюзного движения было оказание, к примеру, юридической или медицинской(оплата врача) помощи не только непосредственно члену профсоюза, но ичленам его семьи (жены, дети). Профсоюзы стремились улучшать условия трудаженщин, подростков и детей. Для этого они активно включались в работу«женских съездов», «съездов фабрично-заводских врачей», «антиалкогольныхсъездов», как это было в России в начале века. Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в полезрения профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьмаактуальная проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, пожалуй, самойнезащищенной категорией населения. Несмотря на то, что принципы равноправиямужчин и женщин закреплены в Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятостинаселения» и других документах. В сфере труда объективно сохраняетсяразделение на «мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая частьженщин занята в ограниченном количестве профессий на сравнительно низкомдолжностном уровне. Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным ималоквалифицированном трудом, несправедливо много их работает на тяжелыхфизических работах и на производстве с вредными условиями труда. Причемуровень заработанной платы в традиционно «женских» отраслях значительнониже. Высок и удельный вес женщин среди безработных — 62% . Две третипотеряли работу в результате высвобождения. В последние годы женщинызаметно вытесняются из финансовой сферы, где заработки существенно выше.Несмотря на высокий уровень образования (из числа работающих имеют высшееобразование 19,6% женщин и 16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делаютнезначительное число женщин. Происходит рост травматизма на производстве.Ежегодно травмы получают от 70 до 80 тысяч женщин-работниц*(4). К сожалению, те права и гарантии, которые записаны в законах,реализуются очень скверно. В итоге получается совсем неприглядная картина.Сегодня работодатели часто нарушают трудовое законодательствоПрофессиональным союзам, приходится иметь дело с настоящей дискриминацией»с незаконным увольнением матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске побеременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Профсоюзы сегодня предлагают срочно разработать скоординированнуюпрограмму по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Онитребуют принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных иопасных факторов на здоровье женщин, обеспечить их индивидуальнымисредствами защиты, постепенно заменять оборудование. Профсоюзы требуют иизменения политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята ворганизациях, финансируемых за счет средств бюджета, они добиваютсязаконодательно поднять зарплату бюджетных организаций. В Программе действий ФНПР до 2000 года, принятой III съездом ФНПР,записано, что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, восуществлении профсоюзного контроля за реализацией федеральных ирегиональных программ по защите семьи, женщин, молодежи и детей. Наиболее эффективным в защите социально-трудовых прав женщин сегодняостается социальное партнерство. Заключение соглашений на разных уровнях иколлективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса». В условиях правового беспредела российским профсоюзам очень важнопривести в соответствие наши правовые нормы в сфере труда с международными.Это, с одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзноголоббирования, а с другой, даст возможность требовать от зарубежныхпредпринимателей, работающих в России, соблюдать законы, регулирующиетрудовые отношения. Именно поэтому Федерация Независимых Профсоюзов России активновключилась в работу над программой подготовки и ратификации РоссийскойФедерацией «Европейской социальной хартии». «Европейская социальная хартия» наряду с «Европейской конвенцией озащите прав человека и основных свобод» является наиболее важным документомСовета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Конвенция являетсяпреимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, тоХартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин. В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996году внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая вСовет Европы, ее ратифицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятьюгосударствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией,Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы тригосударства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4). Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает гарантии трудящимся женщинам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4, п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справедливое вознаграждение за труд равной ценности с мужчинами; право детей и молодежи на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих «Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту семьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение. Для профсоюзов очень важно, что в новую редакцию Хартии внесена статьяо том, что профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе внерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время не должносоставлять уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24,п.3). 8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИПолитические права женщин, закрепленные в международном и национальномзаконодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов,механизм реализации которых в значительной степени затруднён тем, что в векинформатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужскойдеятельности. Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеютправо без какой-либо дискриминации голосовать ни всех выборах наравне смужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения,требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в томчисле и СССР, однако женщины на планете занимают всего 14% управленческихдолжностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах*(13).Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует каклюбое различие, исключение или ограничение по признаку пола, котороенаправлено на ослабление или сводит на нет признание, использование илиосуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических.Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не толькоравенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности ихреализации. Это указание не может истолковываться элементарно.Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжениирода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантияхравенства в сфере реализации не только социально-экономических, но иполитических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство гражданперед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав изаконных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеютравный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норми даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей,молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаютсяразличных, сфер общественных отношений, в том числе и политических. Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена спринятием Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народныхдепутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем додемократических нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин былаизбрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламентысоюзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%.Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусьдепутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламентеТурции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентахженщины-депутаты составляют порядка 40%, политика малоагрессивна иконструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека исоциального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходятво власть, как правило, пройдя школу политических партий и иныхобщественных движений, имея опыт работы с людьми. Так, в Голландии в каждойполитической партии, имеется 35% квота для женщин; программа «равныхвозможностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должностивыбирать в первую очередь женщин*(13). Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактическогонеравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцыуступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте илиином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор«квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественногодвижения также характеризуется конкурентной борьбой. Путь реализации политических прав женщин в России, как и в другихстранах, лежит через создание женской политической партии, которая быпредставляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров,которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение«Женщины России» — прототип политической партии, на выборах вГосударственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего составадепутатов Думы. В законе о политических партиях и иных законодательных актах особоевнимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенныхКонституцией равных прав и свобод мужчин и женщин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По-моему, переход от одной системы общественных отношений к другой, какэто происходит в нашей стране, неизбежно влечет за собой изменениязаконодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин.Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующейКонституции РФ осталась формулировка:«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для ихреализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая нетолько закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гарантировалаосуществление этих прав. В совокупности конституционных гарантий выделялисьдве группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивалиравноправие женщины как гражданки и трудящейся, т.е. равные с мужчинамивозможности в получении образования, профессиональной подготовки, в труде,вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политическойи культурной деятельности. Ко второй группе гарантий относились конституционные установления,учитывающие выполнение материнских функций и обеспечивающие возможности длясовмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числеэтих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин,создание условий, позволяющих сочетать труд с материнством. Дополнительные гарантии равенства женщин содержались в ст.53 советскойКонституции были конкретизированы формы государственной заботы о семье —создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация исовершенствование службы быта и общественного питания, а также различныевиды пособий и льгот. Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. Ксожалению эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано небыло. Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких гарантийравенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово констатирует:«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Фраза этаоставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает верховенствомеждународных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджетеотсутствуют соответствующие статьи расхода, а при хроническом его дефицитеурезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, неговоря уже о том, что многие родовспомогательные и детские учреждениязакрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистическихстранах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условийтруда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степеньюиндустриализации сферы быта, а также такими общераспространеннымиявлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка. В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны синдустриализацией народного хозяйства, разрушениями Великой Отечественнойвойной, экстенсивным развитием экономики в 60-е годы, созданием новыхрабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одногозаработка в семье. Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в общественное производство,рост их образовательного уровня оказали существенное влияние на возможностьреализации личности в различных сферах, включая общественно-политическую.Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности,статус в обществе, нашло соответствующее отражение в правовых нормах иправовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалосьотсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, неподкрепленных материальным и финансовым обеспечением, например, решениевысвободить женщин с тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочихмест для них с благоприятными условиями труда. Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу— показать безответственное отношение нынешнего государства к главномусубъекту общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину,суть которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государствои общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери,воспитательнице. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬИ 1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 2. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан(теория и практика). – Спб., 1998. 3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 4. Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 5. Зиновьев А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и студентов юридических вузов. Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия –Нева», 1996. 6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909; Общество и материнство. Петроград., 1916. 8. Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). – М., 1997. 9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 10. Пасешникова Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 11. Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб.,1907.С.7 12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 13. Челышева О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998. 14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М., 1911. С.12 ДОКУМЕНТЫ 15. Венская декларация и программа действий. 16. Всеобщая декларация прав человека. 17. Кодекс Законов о Труде РФ. 18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 19. Конвенция о политических правах женщин. 20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. 21. Конституция РФ (1993). 22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 23. Международный пакт о гражданских и политических правах. 24. Пекинская декларация.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Роль женщины в российском обществе icon«Женщины-математики»
Гипотеза: роль и место, которые занимают женщины в науке (в частности в математике) определяется их положением в обществе и системой...
Роль женщины в российском обществе iconРоль женщины в современном обществе

Роль женщины в российском обществе iconСодержание Введение 4 Глава I. Положение женщины в современном обществе 10
V. Женщины в населении Республики Башкортостан. Мероприятия в сфере труда и быта женщин 90
Роль женщины в российском обществе iconТень согласия и примирения екатерина михайлова "формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе"
Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе www tolerance ru
Роль женщины в российском обществе iconЖенщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761)

Роль женщины в российском обществе icon1. деловая женщина в бизнесе
Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает...
Роль женщины в российском обществе iconПоложение женщины в обществе

Роль женщины в российском обществе iconМолодежь в современном Российском обществе

Роль женщины в российском обществе iconПоложение женщины в обществе: Хиллари Клинтон

Роль женщины в российском обществе iconЗанятость и безработица в современном Российском обществе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы