Органы осуществляющие финансовую деятельность icon

Органы осуществляющие финансовую деятельность



НазваниеОрганы осуществляющие финансовую деятельность
Дата конвертации17.07.2012
Размер274,57 Kb.
ТипРеферат
Органы осуществляющие финансовую деятельность


Распределение компетенции между представительными и исполнительнымиорганами. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственныеорганы, так как выполнение функций государства по всем их направлениямсвязано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местногосамоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовыересурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач иправового положения тех или иных государственных и местных органов масштабыих финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Представительные (законодательные) органы и органы исполнительнойвласти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в областифинансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределахсоответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовыевопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерацииили ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к полномочиямпредставительных органов относится прежде всего утверждение бюджетовсоответствующих уровней, установление налогов и сборов. Согласно принципу разделения властей прерогативой представительныхгосударственных органов власти является принятие законов по вопросамфинансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты овведении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпускегосударственных займов, об изменении финансовых обязательств государства,другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключенияПравительства РФ. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства илиадминистрации субъектов Федерации) принимают меры к их реализации,исполняют бюджет под контролем представительных органов. При Правительстве РФ в целях обеспечения координации действийфедеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ попроведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиленияконтроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действуетКомиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики; созданЭкономический совет. В структуре аппарата Правительства РФ имеетсяДепартамент финансов и денежно-кредитного регулирования. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансовсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственнойвласти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяетосновные направления внутренней и внешней политики государства,соответственно которой строится финансовая политика. С ежегоднымипосланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней ивнешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст.80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования иисполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансированиягосударственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики,организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений,организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольноеуправление Президента РФ осуществляет финансовый контроль5. В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ вобласти экономических проблем в составе Администрации Президента РФобразовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельностьраспространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета,межбюджетных отношений и др. Основными задачами Управления являются: — анализ социально-экономической ситуации в стране, прогнозирование ееразвития и выработка предложений Президенту РФ; — анализ хода исполнения федерального бюджета федеральными органами'исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; — подготовка предложений по реализации указов и распоряжений ПрезидентаРФ в области экономической политики государства; — экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров исоглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РФ,проектов указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-экономическим вопросам; — участие в подготовке предложений Президенту РФ о совершенствованиидеятельности федеральных органов власти по результатам анализа ходаисполнения ими федерального бюджета; — участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ ФедеральномуСобранию о положении в стране, в подготовке бюджетного послания ПрезидентаРФ; — комплексный анализ межбюджетных отношений и подготовка предложений поих совершенствованию, и др. Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органывласти РФ и субъектов Федерации, осуществляющие функции государственногоуправления в рамках определенных отраслей или сфер управления(министерства, комитеты и т.д.). Эти функции обеспечивают выполнение задачданных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связис ними. То же относится и к подобным органам, формируемым в системеместного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.). Вместе с тем существует система органов управления, для которых самафинансовая деятельность является основной, определяющей содержание ихкомпетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданныхдля управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как егонеотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием всезвенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит,страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Финансово-кредитные органы. В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи сэкономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новыеорганы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ поналогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческиебанки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующихнижестоящих органов. Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплекснымхарактером своих функций, направленных на разные стороны финансовойдеятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность вцелом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой,бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координируетдеятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти,издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросаморганизации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, МинфинРоссии взаимодействует с другими органами исполнительной власти —федеральными, органами субъектов Федерации, органами местногосамоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями. В последнее время предприняты меры по усилению роли Министерствафинансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенноймере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенциивопросов налогообложения, надзора за страховой деятельностью и др. исозданием соответствующих государственных служб. Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником рядасамостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именноФедеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ подрагоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей иигр РФ2. Изменена и организационная структура Министерства финансов РФ. В целяхповышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлениюэкономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппаратанаряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениямдеятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетныхотношений; финансирования государственного аппарата; оборонного комплекса иправоохранительных органов; макроэкономической политики и банковскойдеятельности; управления государственным внутренним долгом; управлениягосударственным внешним долгом; международного сотрудничества ивнешнеэкономической деятельности; отраслевого финансирования; страховогонадзора; государственного финансового контроля и аудита; методологиибухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический;управления делами Министерства1. Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основнымизадачами, к которым относятся: — совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюджетногофедерализма; — разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой ивалютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ,участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования ииспользования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценныхкамней; — концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направленияхсоциально-экономического развития РФ; — разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения,составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированногобюджета РФ; — разработка программ государственных заимствований и их реализация,управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; — осуществление в пределах своей компетенции государственногофинансового контроля; методологическое руководство аудитом (кроме аудита вбанковской системе, относящегося к функциям Центрального банка РФ); — методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью(кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитныхорганизациях). Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России функции(например, подготовка предложений по совершенствованию механизмамежбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений поосновным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевымиспользованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценныхбумаг, лицензирование деятельности страховых организаций, приобретение вГосфонд России драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.). Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеетнеобходимые права, состоящие из полномочий разного характера. К нимотносятся: — права, вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета исвязанного с этой деятельностью контроля (запрашивать у государственныхорганов исполнительной власти федерации и ее субъектов, а также организацийнеобходимые материалы); — права, определяемые участием в формировании и использовании целевыхбюджетных и государственных внебюджетных фондов (запрашивать материалы попроектам этих фондов и отчеты об их использовании); — права по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетовсубъектов Федерации, налоговых поступлений в федеральный бюджет(организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержкисубъектов РФ и предоставлять помощь за счет этих средств, выдаватьсубъектам Федерации краткосрочные ссуды на покрытие временных кассовыхразрывов, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам вфедеральный бюджет); — права по применению мер принудительного воздействия в Случаяхнарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых случаяхприостанавливать финансирование организаций, взыскивать с них вустановленном порядке средства федерального бюджета, израсходованные не поцелевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательствомРФ). Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяетсяна все звенья финансовой системы. Подобные органы создаются субъектами Федерации — министерства финансовили финансовые управления. Кроме того, в системе органов местногосамоуправления действуют финансовые отделы или управления. В задачи всех этих органов входят: — организация финансовой деятельности на соответствующей территории,способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличениюпоступлений в бюджет;— анализ и прогнозирование развития экономики ифинансов; — составление проекта бюджета данной территории и обеспечение егоисполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета,финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов; — наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие вразработке и осуществление мер по обеспечению товарно-денежных пропорций исбалансированности денежных доходов и расходов населения; — организация и проведение финансового контроля; — организация учета и отчетности в области финансов. Федеральное казначейство. Указом Президента Российской Федерации от 8декабря 1992 г. была образована система органов федерального казначейства вподчинении Министерства финансов РФ. В состав этой системы входят Главноеуправление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненныеему территориальные органы по субъектам Федерации, городам (за исключениемгородов районного подчинения), районам и районам в городах. НачальникГлавного управления федерального казначейства назначается и освобождаетсяот должности Правительством РФ, руководители территориальных районов —руководителем вышестоящего органа казначейства. Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетнойполитики, эффективного управления доходами и расходами в процессеисполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансированиигосударственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым иэкономным использованием государственных средств. На органы казначейства возложены следующие задачи: — организация, осуществление и контроль за исполнением федеральногобюджета, управление доходами и расходами этого бюджета, для чегооткрываются счета в казначействах, исходя из принципа единства кассы; — регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом игосударственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовоеисполнение и контроль за этими фондами; — краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовыхресурсов и оперативное управление ими; — сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственныхфинансов и представление высшим законодательным и исполнительным органамгосударственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операцияхПравительства РФ и о состоянии бюджетной системы РФ; — управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФгосударственного внутреннего и внешнего долга РФ; — разработка методологических и инструктивных материалов по вопросамкомпетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти иуправления, предприятий, учреждений и организаций. Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Срединих ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производитьпроверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления,организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитныхучреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений иорганизаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства;изымать у предприятий, организаций и учреждений документы,свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета ивнебюджетных фондов. Кроме того, органы федерального казначейства вправе применять мерыпринудительного воздействия, требовать от руководителей и другихдолжностных лиц проверяемых органов государственного управления ипредприятий, организаций, учреждений устранения выявленных нарушений;приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций;выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учреждений вбесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не поцелевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетнойставки Центрального банка РФ, налагать на банки штрафы в случаяхнесвоевременного зачисления ими средств, поступивших в федеральный бюджетили внебюджетные фонды, в размере действующей в данном банке процентнойставки по краткосрочному кредитованию, увеличенной на 10 пунктов. Органы федерального казначейства взаимодействуют с учреждениямиЦентрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговымиорганами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовнаяответственность, передают материалы правоохранительным органам. Помимогосударственной системы органов федерального казначейства, представительныеорганы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначействов целях управления средствами местной казны и обслуживания использованияместного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г.). В 1993 г в целях повышения эффективности инвестиций, создания условийдля широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранныхинвесторов, была создана новая государственная структура — Российскаяфинансовая корпорация, деятельность которой заключается в организациифинансирования капитальных вложений в приоритетные проекты. Российская финансовая корпорация как государственное предприятиенаделена функциями агента Правительства РФ по финансированию инвестиционныхпроектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовыхи кредитных ресурсов. Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами властисубъектов РФ. Налоговые органы. Формирование в РФ новой системы налоговых органовсвязано с необходимостью активного использования финансовых рычагов, вчастности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономикистраны. Налоговые органы были выделены в особую систему — Государственнуюналоговую службу РФ из структур финансовых органов (Министерства финансов,финансовых управлений и отделов). Начало такой реорганизации было положенопостановлением Совета Министров СССР «О Государственной налоговой службе»от 24 января 1990 г. До этого в финансовых органах имелись подразделения,ведавшие вопросами взимания налогов и других обязательных платежей.Деятельность налоговых органов была урегулирована Законом «О правах,обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций» от 21мая 1990 г., впоследствии принят Закон РСФСР «О Государственной налоговойслужбе» от 21 марта 1991 г., ныне Закон РФ «О налоговых органах РоссийскойФедерации». Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственнаяналоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.Такое преобразование произведено в целях совершенствования структурыфедеральных органов, деятельность которых направлена на реализациюналоговой политики, усиления государственного контроля за поступлением вбюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и другихобязательных платежей, а также в связи с этим — за производством и оборотомэтилового спирта и алкогольной продукции. На Министерство возложенавыработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечениясвоевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственныевнебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме,координация деятельности федеральных органов исполнительной власти,осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства РФо налогах и сборах. В систему органов Министерства РФ по налогам и сборам входят еготерриториальные органы, именуемые в совокупности налоговыми органами. Это единая централизованная система органов. Основное звено в системеналоговых органов — территориальные органы по районам и городам. Именно наних возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя изэтого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговыхплатежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов сдоходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того,существует функциональный отдел отчетности и учета. Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспечении единойсистемы контроля за соблюдением налогового законодательства, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетналогов и других обязательных платежей, установленных законодательствомРоссийской Федерации и ее субъектов. В связи с этими задачами органыналоговой службы контролируют соблюдение законодательства опредпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Закон РФот 8 июля 1999 г. отнес к задачам налоговых органов также валютныйконтроль. Законодательство (Налоговый кодекс) закрепляет права, обязанности иответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю,вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые имимеры ко взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случаесовершения ими налоговых правонарушений. Вся система налоговых органов финансируется из федерального бюджета. Вцелях укрепления финансовой системы страны, развития материально-технической базы и стимулирования труда налоговых органов на основанииуказа Президента от 31 декабря 1991 г. был создан Централизованный фондсоциального развития Государственной налоговой службы РФ, впоследствиипреобразованный в целевой бюджетный фонд. В рамках федеральных бюджетов на1998 г. и на 1999 г. был создан единый Федеральный фонд Государственнойналоговой службы РФ (впоследствии — Министерства по налогам и сборам) иФедеральной службы налоговой полиции РФ (ст. 9 Федерального закона «Офедеральном бюджете на 1998 год»; ст. 8 Федерального закона «О федеральномбюджете на 1999 год»3). Наряду с этими государственными налоговымиорганами представительныеорганы местного самоуправления имеют право создавать муниципальнуюналоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет икоординирует деятельность по контролю за соблюдением налоговогозаконодательства с государственными территориальными налоговыми органами,представляет последним всю необходимую информацию (ст. 14 Закона РФ «Офинансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 г.). Подобно налоговым органам, деятельность в области налогообложения врамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенныйкомитет РФ. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несутобязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров черезтаможенную границу, контролируют поступление средств в государственныевнебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность. В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложениясозданы федеральные органы налоговой полиции. Они действуют на основанииЗакона РФ от 24 июня 1993 г. Это правоохранительные органы, являющиесясоставной частью сил обеспечения экономической безопасности РоссийскойФедерации. Определены задачи этих органов: выявление, предупреждение и пресечениеналоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасностидеятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников отпротивоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей,предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. На основании Федерального закона «О внесении изменений и дополнений вЗакон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» иУголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 17 декабря 1995 г. федеральныеорганы налоговой полиции получили право проводить предварительное следствиепо налоговым преступлениям. Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системойорганов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту системувходят Федеральная налоговая полиция на правах государственного комитета,территориальные органы (управления) по субъектам Федерации и местные органыналоговой полиции (межрайонные отделы управлений). Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции директор, которыйназначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлениюПредседателя Правительства РФ. Директор осуществляет общее руководстводеятельностью федеральных органов налоговой полиции и ее координацию сдеятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственныхорганов. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховойдеятельностью. В связи с существенными преобразованиями в сфере страховыхотношений, в результате которых она перестала быть государственноймонополией, потребовалась перестройка организации и деятельности органовгосударственного управления в этой сфере. Указом Президента РФ «О Государственном страховом надзоре РоссийскойФедерации» от 10 февраля 1992 г. был образован Государственный страховойнадзор, органы которого заменили ранее действовавшую систему органовгосударственного страхования (Госстрах) при Министерстве финансов РФ.Одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля1992 г. была создана Российская государственная страховая компания(Росгосстрах) как акционерное общество на базе Правления государственногострахования РФ. Учредителем этой компании от имени государства выступилГосударственный комитет РФ по управлению государственным имуществом,который является держателем 100% ее акций. Впоследствии основные положения об организации государственного надзораза страховой деятельностью были закреплены в Законе Российской Федерации «Остраховании» от 27 ноября 1992 г. (затем в Федеральном законе «Оборганизации страхового дела в Российской Федерации»). Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Законуосуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ остраховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересовучастников страховых отношений и государства. Органы, осуществляющие государственный страховой надзор в РФ,действовали первоначально в лице Федеральной службы (Росстрахнадзор),подчиненной Правительству РФ. Помимо центрального органа этой службысозданы территориальные органы страхового надзора по республикам(региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев6. В настоящее время на основании Указа Президента РФ функции по надзоруза страховой деятельностью переданы Министерству финансов РФ, в структурекоторого создан Департамент страхового надзора. Основными функциями органов страхового надзора согласно Закону РФ «Остраховании» от 27 ноября 1992 г. являются: — выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; — ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединенийстраховщиков, а также реестра страховых брокеров; — осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов иобеспечением платежеспособности страховщиков. Помимо них орган страхового надзора осуществляет также функции поорганизационно-правовому регулированию страховой деятельности: — устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов,показатели и формы учета страховых операций и отчетности о страховойдеятельности; — разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы повопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения всемиюридическими и физическими лицами, в том числе методику расчета соотношениймежду активами и принятыми обязательствами страховщика для обеспечения егоплатежеспособности; — обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает ипредставляет в установленном порядке предложения по развитию исовершенствованию законодательства РФ о страхований. Таким образом, регулируется единый страховой рынок. Для осуществления функций органы страхового надзора имеют права: — получать от страховщиков установленную отчетность о страховойдеятельности, информацию об их финансовом положении; — получать информацию, необходимую для выполнения возложенных функцийот предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков; — проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ остраховании и достоверности представляемой ими отчетности. Органы страхового надзора вправе применять меры принудительноговоздействия: при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ остраховании давать им предписания по устранению нарушений; приостанавливать или ограничивать действие лицензий в случаеневыполнения страховщиками данных им предписаний до устранения выявленныхнарушений либо принимать решения об отзыве лицензий. В случае неоднократного нарушения страховщиком законодательства РФорганы страхового надзора вправе обращаться в арбитражный суд с иском о еголиквидации. Должностные лица органов страхового надзора обязаны соблюдатькоммерческую тайну страховых организаций. Банки. Банковская система. Банки принято именовать кредитными органамив связи <: тем, что характерной для них является деятельность именно покредитованию. Система банков РФ, их правовое положение и содержание функцийсущественно изменились в 1990-х гг. Значительные преобразования былипроизведены уже в 1987 г., когда три существовавших в СССР банка(находившихся в государственной собственности) — Госбанк СССР, СтройбанкСССР и Внешторгбанк СССР были реорганизованы в банки, специализированные поотраслям народного хозяйства (при сохранении Госбанка СССР как главногобанка страны): Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жил-соцбанк СССР,Внешэкономбанк СССР и для обслуживания населения — Сбербанк СССР. Все они по форме собственности остались государственными, а по условиямдеятельности являлись коммерческими. В 1988 г. на основе Закона СССР «Окооперации» начали создаваться кооперативные банки, что положило началоформированию новой банковской системы. Впоследствии, в 1990 г., специальноесоюзное и российское законодательство в связи с намеченным переходом крыночным отношениям в экономике закрепило принципиальное изменениебанковской системы. Банки перестали быть объектом исключительногосударственной собственности. Банковскую систему СССР составилиГосударственный банк СССР как центральный банк страны и коммерческие банки,которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формысобственности. По российскому законодательству также была установленадвухуровневая банковская система: на одном уровне — Центральный банк РФ(Банк России), на другом все остальные банки. Такая система существует и внастоящее время. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»банковская система РФ включает: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б)кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранныхбанков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован натерритории иностранного государства и признан банком по егозаконодательству. Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковскойсистеме, а его правовое положение отличается существенными особенностями3.Это главный банк Российской Федерации, он является государственнойфедеральной собственностью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеетстатус юридического лица. Однако получение прибыли не является цельюдеятельности Центрального банка РФ. Вместе с тем, как экономическисамостоятельное учреждение, он осуществляет свои расходы за счетсобственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет вразмере 50%. Центральный банк РФ и его учреждения, в отличие от другихбанков, освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и другихобязательных платежей на территории РФ в соответствии с законодательнымиактами РФ. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так жекак и банк не несет ответственности по обязательствам государства, кромеслучаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или этопредусмотрено федеральными законами. Эти положения применимы и к Центральному банку России как главномугосударственному банку страны. Однако Центральный банк РФ выступает вкачестве органа государственного регулирования, наделенного властнымиполномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Центральныйбанк РФ подотчетен Государственной Думе. Его Председатель назначается надолжность и освобождается от нее Государственной Думой Федеральногособрания РФ. Кандидатуру для назначения представляет Президент РФ. Он жеставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должностиПредседателя Центрального банка Российской Федерации (п. «г» ст. 83 и п.«в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Реализуя свои функции, Банк России участвует в разработке экономическойполитики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях,Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют своюполитику и проводят взаимные консультации. Банк России взаимодействуеттакже с Министерством финансов РФ. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковскийсовет, в состав которого входят представители палат Федерального СобранияРФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций иэксперты. Банковская система с выделением особого положения Центрального банка вкачестве государственного ведомства типична для современных экономическиразвитых государств1. Такие банки обычно действуют независимо от другихорганов государственного управления и, как правило, подотчетны парламентам.Подобный опыт был воспринят в период перестройки банковской системы союзными российским законодательством 1990 г. До того Государственный банк СССРподчинялся Правительству СССР (а прежде — Министерству финансов СССР). Основными целями деятельности Банка России являются: защита иобеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности икурса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковскойсистемы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования системы расчетов. Соответственно этим целям Банк выполняетфункции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводитединую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правилаосуществления расчетов и банковских операций; осуществляет валютныйконтроль и др. В целях реализации денежно-кредитной политики Центральномубанку РФ предоставлено право от своего имени осуществлять эмиссию (выпуск)облигаций, размещаемых только среди кредитных организаций1. Монополией Центрального банка РФ является осуществление эмиссии(выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. Выполняя свои функции, Центральный банк РФ вступает в отношения скредитными организациями (коммерческими банками), которые осуществляютнепосредственное денежно-кредитное обслуживание предприятий, учреждений,организаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитнойполитикой, реализация которой возложена на Центральный банк РФ. При регулировании денежно-кредитных отношений Центральный банк РФиспользует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивостикредитных организаций он устанавливает обязательные для коммерческихбанков: минимальный размер уставного капитала; минимальный размер риска наодного вкладчика; минимальный размер резервов, подлежащих депонированиюбанками в Центральном банке РФ и др. Центральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии насовершение ими банковских операций (в лицензии должны перечислятьсяоперации, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгурегистрации банков, расположенных на территории РФ, осуществляет надзор заих деятельностью2, проверяет соблюдение банками установленных для нихнормативов и банковского законодательства. Банки представляют Центральномубанку РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую длянадзора. В Центральном банке РФ для осуществления надзорной деятельности с 1января 1993 г. создано особое структурное подразделение — Департаментбанковского надзора (до него имелся Департамент по регулированиюдеятельности банков)1. В его состав входят управления экономическогоанализа деятельности банков, регламентации банковского надзора,лицензирования деятельности банков, кредитных учреждений и банковскогоаудита. Осуществляя полномочия по надзору, Центральный банк РФ вправе приобнаружении нарушений банками законодательства, экономических нормативов идр. применять к ним меры воздействия принудительного характера, даватьобязательные для исполнения предписания об устранении нарушений,предъявлять учредителям требования о проведении мероприятий по финансовомуоздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руководителей банка,взыскать штраф и др. В пределах предоставленных полномочий Центральный банк РФ независим всвоей деятельности, органы государственной власти и местного самоуправленияв нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издаетнормативные акты. Они обязательны для органов государственной власти иместного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Если эти нормативные акты затрагивают права, свободы или обязанностиграждан, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Кредитные организации как составная часть банковской системыподразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлеченияприбыли как основной цели своей деятельности на основании специальногоразрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлятьбанковские операции, предусмотренные названным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственностикак хозяйственное общество, т.е. является коммерческой организацией. Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельностикредитной организации является извлечение прибыли, чем Центральный банк РФотличается от указанных организаций. Заметим также, что Закон выделяетЦентральный банк РФ из системы кредитных организаций. ДеятельностьЦентробанка регулируется особым законом. Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеютисключительное право осуществлять в совокупности следующие банковскиеоперации: привлечение во вклады денежных средств физических и юридическихлиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет наусловиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковскихсчетов физических и юридических лиц. В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет правоосуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выданалицензия). Помимо перечисленных, к банковским операциям отнесены: осуществлениерасчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических июридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады иразмещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др. Кредитные организации вправе также совершать сделки, указанные взаконе: выдачу поручительств за третьих лиц, доверительное управлениеденежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции идр. Им вместе с тем запрещено заниматься производственной, торговой истраховой деятельностью. В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются наоснове любой формы собственности. Банки независимы от органовгосударственной власти и управления при принятии ими решений, связанных спроведением банковских операций. Банки действуют на основании своихуставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капиталкредитной организации складывается из средств ее участников — юридических ифизических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размеруставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ. Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе.Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечаютпо обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами РФ.Органы государственной власти и местного самоуправления не вправевмешиваться в деятельность кредитных организаций. Осуществляемый коммерческими банками контроль за деятельностью клиентовносит в основном гражданско-правовой характер, он направлен на обеспечениеинтересов самого банка. Однако в указанных законодательством случаях ониуполномочены проводить контроль в интересах государства. Так, на них можетбыть возложено проведение валютного контроля1 (контроля за соблюдениемвалютного законодательства, за своевременностью и полнотой реализацииустановленной части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке). Крометого, банки обязаны проверять соблюдение предприятиями, организациями иучреждениями порядка ведения кассовых операций2. Кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основедоговору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органовисполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлятьоперации с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами — сосредствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевоеиспользование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных ирегиональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций,помимо того, что она вообще способствует функционированию финансовойсистемы страны, имеет непосредственное отношение к выполнению функцийфинансовой деятельности государства и муниципальных образований. По решению органов государственной власти государственные кредитныеорганизации (банки) создаются на уровнях Федерации и субъектов РФ, а такжеорганами местного самоуправления — муниципальные банки. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год»Правительству РФ и Центральному банку РФ поручено создать Российский банкразвития в целях кредитования инвестиционных проектов. Уставной капиталБанка определен в сумме до 3 млрд. руб., для формирования котороговыделяются средства из федерального бюджета. Законодательство устанавливает перечень банков, в капитале которыхЦентральный банк РФ обязан обеспечить долю своего участия в объеме не менее50% плюс одна голосующая акция. К таким банкам отнесены Сбербанк России,Внешторгбанк, а также кредитные организации, созданные на территорияхиностранных государств, в частности, — Донау-банк АГ, Вена; Коммерческийбанк для Северной Европы — Евробанк, Париж и др. (ст. 7 Федерального закона«О Центральном банке РФ (Банке России)»). Это обеспечивает болееэффективное проведение Центральным банком РФ через данные банкигосударственной денежно-кредитной политики. Кризис в банковской системе1998 г. потребовал законодательного урегулирования порядка реструктуризациикредитных организаций. Иные финансово-кредитные организации. К другим государственнымфинансово-кредитным организациям относятся государственные внебюджетныефонды. Следует иметь в виду, что под термином «фонд» в рассматриваемомслучае понимается система органов, управляющих деятельностью пообразованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов. Всвою очередь, и сами эти финансовые ресурсы также называются фондами(внебюджетными). К ним относится, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации(России). Согласно Положению о фонде он образован в целях государственногоуправления финансами пенсионного обеспечения и является самостоятельнымфинансово-кредитным учреждением. Пенсионный фонд выполняет отдельныебанковские операции в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации о банках и банковской деятельности. Денежные средства Пенсионногофонда находятся в государственной собственности. Фонд социального страхования РФ также является самостоятельнымгосударственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондомосуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединенийпрофсоюзов.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Органы осуществляющие финансовую деятельность iconЛица, осуществляющие образовательную деятельность Статья 20. Образовательная деятельность
Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,...
Органы осуществляющие финансовую деятельность iconОрганы, осуществляющие финансовый контроль

Органы осуществляющие финансовую деятельность iconОрганы государства, осуществляющие финансовый контроль

Органы осуществляющие финансовую деятельность iconРиск является оценкой потенциальных (максимально возможных) потерь, которые может понести банк, страховая компания, пенсионный фонд или паевой фонд, осуществляющие определенную финансовую деятельность
Актуальность темы работы связана с нестабильным состоянием междуна­родных финансовых рынков, неполнотой исследований в данной области,...
Органы осуществляющие финансовую деятельность iconДолжностные лица и органы, осуществляющие ведомственный процессуальный и судебный контроль, прокурорский надзор
В круг участников уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс РФ включает все государственные органы и всех лиц, в...
Органы осуществляющие финансовую деятельность iconОрганы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка

Органы осуществляющие финансовую деятельность icon«20» октября 2009г. №345/09
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление
Органы осуществляющие финансовую деятельность iconУправление оценки качества образования
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление
Органы осуществляющие финансовую деятельность iconУл. Садовая-Сухаревская, 16, Москва, к-51, гсп-4, 127994 телефон/факс: 608-61-58 инн 7701537808
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
Органы осуществляющие финансовую деятельность iconРуководитель ул. Садовая-Сухаревская, 16, Москва, к-51, гсп-4, 127994 телефон/факс: 208-61-58 инн 7701537808
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы