Гражданская оборона: история, современность, перспективы icon

Гражданская оборона: история, современность, перспективы



НазваниеГражданская оборона: история, современность, перспективы
Дата конвертации17.07.2012
Размер261.75 Kb.
ТипРеферат
Гражданская оборона: история, современность, перспективы


СОДЕРЖАНИЕ:История российской гражданской обороны 2 Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг. 2 Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг. 3 Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг. 5 Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг. 5Гражданская оборона СССР 1961 – 1991 6МЧС и Гражданская оборона (современный период) 7Гражданская оборона: взгляд в будущее 12Факторы, влияющие на развитие РСЧС и ГО. 12ГО третьего тысячелетия 14История российской гражданской обороныМестная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг. Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны1914 —1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боеваяавиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника.Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городовот ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны,осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечитьзащиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха ибыструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекатьсянаселение. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны,опирающихся на мирное население городов.В Советском Союзе фундамент гражданской обороны - до 1961 г. онаименовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) — начал закладыватьсяв первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВОбыли осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушнойбомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО вгоды гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов,когда возникала угроза воздушных налетов.Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации,Советское правительство, начиная с 1925 г. издало ряд постановлений,направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противо-воздушной обороныпри постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этойзоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени,предписывалось в ходе Нового строительства осуществлять соответствующиеинженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народногохозяйства.В следующем году Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление,обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железныхдорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожныхстанциях должны были строиться убежища и создаваться специальныеформирования противовоздушной и противохимической защиты.В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано постановление «Оборганизаций воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Согласноэтому постановлению территория страны была разделена на приграничную(угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоватьсягородами-пунктами ПВО.
Общее руководство мероприятиями ПВО было возложенона Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязалНаркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовкеруководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданскихнаркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве иМинске.В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делам первомПоложении о противовоздушной обороне СССР было записано, чтопротивовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушныхнападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих каквоенному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественнымоборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникланеобходимость организации обучения населения защите от воздушного ихимического нападения. Выполнением этой задачи занимались главным образомОсоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК иКП), они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушнойобороны.Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне ипротивохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс.добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек было обеспеченопротивогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовленонесколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия посветомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующейсистемы оповещения населения об угрозе нападения.Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки длясоздания единой общегосударственной системы местной противовоздушнойобороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый роствозможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тылапотребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения инародного хозяйства.Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг. 4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение опротивовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местнаяпротивовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную частьвсей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой датыпринято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницейкоторой стала Гражданская оборона СССР.Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозенападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществлениемаскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения своздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения своздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовкабомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской иврачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказаниеветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественногопорядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти иМПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалосьсилами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства.Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на техпромышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиациипротивника. В таких городах и на таких объектах мероприятия попротивовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полномобъеме.Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку онаявлялась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны,общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным, иморским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военныхокругов - их командованием.Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинскиечасти МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, идобровольные формирования МПВО: в городских районах —участковые команды, напредприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях —группы самозащиты.Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100—300 рабочих ислужащих — на предприятиях и в учреждениях и от 200—500 человек жителей—при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальныхформирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений:медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраныпорядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковыекоманды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, аобучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне ипротивохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частностибыли установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушнойи противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась всоставе доб-ровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНКСССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок«Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачамиОсоавиахима.В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний инавыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО)—для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО)—для школьников.Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ КрасногоКреста и Красного Полумесяца.Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы,Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилениюместной противо-воздушной обороны в этих городах, в частностинепосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местныеорганы власти—Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городскихСоветов этих городов были введены должности заместителей председателейисполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. былизавершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи,медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной,торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации,восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавалисьна базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти;в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагализначительными материальными и техническими ресурсами. К этому же временивсе городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местнойпротивовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатныедолжности заместителей директоров предприятий по МПВО.Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большаяработа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны кпротивовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать,что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты отсредств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большоеколичество противогазов.В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО инеобходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовкеВооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР,постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было переданоНаркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главноеуправление МПВО.Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг. 22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевуюготовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовностьсистемы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстроустранялись.Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связис нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановлениеСНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения кпротивовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советскиеграждане от 16 до 60 лет должны были, овладеть необходимыми знаниями поМПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаныбыли состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии иправительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердилоПоложение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий.Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина, от 3 июля 1941г., в которой указывалось на необходимость немедленно «...наладить местнуюпротивовоздушную оборону».МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формированийпревысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы вгородские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинскихчастей значительно возросло.Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Ониликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации,предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектахнародного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн.снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями ВооруженныхСил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения инародного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силыпринимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника нагорода.Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг. В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественнойвойны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено вдействие новое положение о местной противовоздушной обороне, в которомнашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО.Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстроенаращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организациюМПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий,осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения,создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народногохозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных инеотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этомне называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены наорганизацию защиты именно от него.На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всегонаселения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической ипротивобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министрвнутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республикахявлялись министры внутренних дел, но общее руководство проведениеммероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономныхреспублик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах иВедомствах - на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства иведомства.Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых,областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилыхмассивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание группсамозащиты.Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народногохозяйства.Гражданская оборона СССР 1961 – 1991 РОЛЬ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СССРГражданская оборона (ГО)(название с 1961 года) представляет собой системуобщегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защитынаселения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военноговремени, повышения устойчивости функционирования объектов народногохозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ(СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) ив очагах поражения.Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий(катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил дляведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой иреализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное времясоздаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайнымситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при совминах союзныхреспублик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народныхдепутатов.Они работают под руководством соответствующих советских органов,вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий,создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупныхаварий (катастроф) или стихийных бедствий.Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военногокомандования и организациями государственного надзора и контроля. При нихсоздается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными длявыполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными насоответствующей территории.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫОрганизационная структура ГО СССР определяется общегосударственным иполитико-административным устройством, возможным характером чрезвычайныхситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными;на нее.Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах ина объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомовСоветов народных депутатов, а также органов военного управления.Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях,областях, городах, городских и сельских районах осуществляетсяпредседателями Советов народных депутатов, которые являются начальникамиГО.ГО организуется по территориально-производственному принципу.Территориальный принцип организации означает, что независимо отведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационновходит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов,районов, на территории которых они расположены.Производственный принцип организации заключается в том. что ГО объектовнародного хозяйства организационно входит также в структуру ГОсоответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полнуюответственность за состояние ТО в этих учреждениях.ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны.Организация ГО предусматривает сочетание централизованного идецентрализованного управления силами и средствами.ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонныхмероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин обязанактивно участвовать в проведении мероприятий ГО.МЧС и Гражданская оборона (современный период) 27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР“Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственногокомитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественнойсистемы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций”.В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателяРоссийской Федерации.Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпусаспасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательныхформирований России.17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгубыл назначен председателем российского корпуса спасателей. 28 апрелязаместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателейпостановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 былпреобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателемкоторого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был созданГосударственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР(ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новыйгосударственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданскойобороны РСФСР Министерства обороны СССР.Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ),Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-КавказскийРЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск(Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита(Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).13 марта 1992 года постановлением правительства Российской Федерации №154создан Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО) с базированиемего на аэроузле “Раменское” (г.Жуковский Московской области).18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “Осоздании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайныхситуациях”, которым утвердило Положение об РСЧС, а также определило функцииорганов государственного управления Российской Федерации по предупреждениюи ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим постановлением навсех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные иотраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие ихфункции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях,катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционированияРСЧС, ее подсистем и звеньев.Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательныхслужб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительстваРоссийской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствованиидеятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов ицентров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействияс другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 “Овзаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальныеподсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключениемЧеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионахсоздаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы почрезвычайным ситуациям.Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации поосновным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС Россиибыли созданы:· Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительстваРоссийской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);· Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международногодесятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановлениеправительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);· Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательныхформирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке(постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);· Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению иликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧСРоссии (постановление правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г.№ 636);· Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с леснымипожарами (постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 1993г. № 643).В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧСРоссии. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международнуюорганизацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширятьсяконтакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был учрежденМежгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного итехногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации №66 “О структурефедеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован вМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧСРоссии). Министерству были переданы функции госкомитета по социальнойзащите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской идругих катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особогоназначения.Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧСРоссии назначен Шойгу С.К.В 1994 году создается Центр специального назначения (г.Москва),предназначенный для повышения оперативности реагирования на чрезвычайныеситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС Россиии других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению мероприятий врайонах чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выполненияаварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступнойместности с десантированием спасателей и грузов.Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки иотображения информации, информационной поддержки принимаемых решений попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центруправления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисныхситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и комплексом техническихсредств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.Правительство России приняло решение об организации единой всероссийскойслужбы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.21 декабря 1994 года был принят закон “О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, который сталглавным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайныхситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий,катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовойосновы деятельности чрезвычайной службы России.С целью централизации межведомственных функций управления особенно прикрупномасштабных чрезвычайных ситуациях постановлением правительстваРоссийской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была созданамежведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций, определены ее задачи и персональный состав.14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской Федерации “Обаварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Этот закон определилобщие организационно-правовые и экономические основы создания идеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательныхформирований на территории Российской Федерации, закрепил права,обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственнойполитики в области правовой и социальной защиты спасателей и других гражданРоссийской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.С целью повышения эффективности экономического регулирования в областипредупреждения чрезвычайных ситуаций по инициативе и при содействии МЧСРоссии в июле 1995 года была создана Чрезвычайная страховая компания.2 ноября 1995 г. правительство Российской Федерации приняло постановлением№1085 “О федеральной целевой программе “Создание единой государственнойавтоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) натерритории Российской Федерации”.***Федеральное МинЧС уделяет значительное внимание работе с органамиисполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны ипредупреждения ЧС. Не менее важная задача для МЧС России - созданиевысокопрофессиональных мобильных территориальных спасательных служб.Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с временнымположением, утвержденным приказом МЧС России от 7 октября 1994 г. № 621выполняют следующие основные задачи:· координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньевведомственных и функциональных подсистем российской системы предупрежденияи действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация ихвзаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в областизащиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций;· руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданскойобороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям входе повседневной деятельности, при приведении их в различные степенибоевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач вчрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательнымислужбами на территории региона;· координация ведения гражданской обороны на территории региона;· координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидациирегиональных чрезвычайных ситуаций;· осуществление установленным порядком государственного надзора натерритории региона за выполнением мероприятий по предупреждениючрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;· организация региональных научно-прикладных исследований по проблемампредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;· организация разработки и реализации региональных программ, системинформационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральныхцелевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайныхситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий икатастроф(за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧСРоссии администраций по контролю за реализацией программ по ликвидациипоследствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения итерриторий;· организация на территории региона обучения населения, подготовкидолжностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны,подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;· участие, содействие и контроль за созданием на территории регионарезервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;· рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствахсубъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидациичрезвычайных ситуаций;· осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидациичрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фондаправительства Российской Федерации, а также организации финансового иматериально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны ичрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны натерритории региона.Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров:Центральный - г. Москва;Северо-Западный - г. Санкт-Петербург;Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону;Приволжский - г. Самара;Уральский - г. Екатеринбург;Западно-Сибирский - г. Новосибирск;Восточно-Сибирский - г. Красноярск;Забайкальский - г. Чита;Дальневосточный - г. Хабаровск.Источник информации: официальный сайт МЧС http://www.emercom.gov.ru/Гражданская оборона: взгляд в будущее Почти семь десятилетий существовали две системы защиты населения отнападений с воздуха — МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненнуюнеобходимость, разумность большинства мероприятий, а потому приобреливсенародный характер.МПВО в годы Великой Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла отразрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев,Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого нескажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город болееполугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, ногород выстоял и победил.С 1961 г. и по сей день гражданская оборона выполняла стратегическуюоборонную задачу: защищала население и промышленность от оружия массовогопоражения вероятного противника. большинство населения обеспечили укрытиемв надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средствиндивидуальной защиты, приборов радиационной и химической) разведки. Многоесделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.Но время неумолимо. Меняются политические устройства государств, социально-экономические условия, технологии производств и системы оружия,соответственно им и военные доктрины. Появились Концепция национальнойбезопасности России, законы "Об обороне", "О гражданской обороне", "Омобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуций природного и техногенногохарактера". Все они впитали в себя новое состояние нашей страны,особенности современной международной политики и отношений государствмногополярного мира.Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современнойгражданской обороны и перспективах ее развития.Факторы, влияющие на развитие РСЧС и ГО. ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЭТО ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ. Несмотря напринимаемые Меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера в России остается высокой. Обстановка,складывающаяся во многих регионах, сегодня сложная. Растет ущерб отчрезвычайных ситуаций. Остаются высокими санитарные и безвозвратные потерисреди людей. Наносится вред окружающей природной среде. Например, только отнаводнений в Якутии пострадал каждый второй житель, в Великом Устюге вообщене было человека, которому бы стихия не принесла беды.В техногенной сфере, несмотря нападение производства, число крупных аварийпродолжает расти. Как сказал первый заместитель министра РФ по делам ГО иЧС Ю. Воробьев; "Мы стоим на грани глобальных катастроф".Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуацийи увеличивается тяжесть их последствий. В этом году количество ЧСприродного характера увеличилось на 23%, а техногенного — на 7%.О ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ.Как отмечено в Концепции национальной безопасности, непосредственная угрозапрямой агрессии против Российской Федерации на современном этапеуменьшилась. Однако военная опасность продолжает сохраняться. Приопределенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозуи военные конфликты различной интенсивности.Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов,запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность примененияоружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах,но полностью ее не исключают. Не следует забывать, что количествогосударств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счет Индии иПакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле.Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая рольотводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (такназываемому нелетальному), использованию политических, экономических иинформационных мер давления на противника. В последние годы значительнуюугрозу для России начинает приобретать международный и внутреннийтерроризм.В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжаютоставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большуюзначимость.НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.ПЕРВАЯ.Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назреланеобходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководитдвумя смежными системами — РСЧС, выполняющей функции по защите населения итерриторий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданскойобороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показываетопыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методызащиты населения почти оди-наковы. Это сходство наводит на мысль оцелесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени врамках одной системы.Поэтому в перспективе представляется необходимым сформироватьунифицированную, на еди-ных принципах построенную систему, способную решатьвесь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное ивоенное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системойгражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением иликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешнодействовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военныхконфликтов и в ходе военных действий.На этом пути придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросыГО являются предметом федерального ведения, а защита населения отчрезвычайных ситуаций в мирное время — совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силыи организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.ВТОРАЯ.Назрела необходимость более активного влияния государства на управлениерисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения,соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежитпредупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения.Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Вот почему такактивно разрабатывается проект основ государственной политики в областиуправления рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная целеваяпрограмма "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".Главным в этой программе будет не только организация и совершенствованиемониторинга, а прогнозирование и предупреждение ЧС. Значительное местоотводится внедрению системы декларирования безопасности потенциальноопасных производственных объектов и лицензирования их деятельности,страхования рисков.Гвоздем, основой программы, являются выполнение инженерно-техническихмероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время,постоянное и все усиливающееся обучение населения.В какой-то мере новым, но все более необходимым становится обеспечениебезопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях. Раньшеэтому практически не уделяли внимания, считали, что люди в любых трудныхситуациях сами как-нибудь устроятся. На деле оказалось — без помощифедеральных и местных органов власти им просто не выжить. Все крупныечрезвычай-ные ситуации последних лет являются убедительным подтверждениемсказанному: землетрясение в Нефтегорске, наводнения в Якутии, РеспубликеКоми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, про-рывы дамб и плотин, оползни,бури и ураганы, лесные пожары.По мнению МЧС России, реализация этой программы должна способствоватьснижению потерь от ЧС не менее чем на 25 —30%.ГО третьего тысячелетия В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) всвязи с изменившейся военно-политической обстановкой происходиттрансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения.Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороныдолжны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколькоуметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этомособое внимание мобилизационному планированию.Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданскойобороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего временипродолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще впериод 1962 — 1976 годов.Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения,социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного ивсеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическоезначение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большуюсоциальную направленность; основной целевой установкой становится нестолько участие в достижении военного стратегического успеха, сколькосохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданскаяоборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобрететсамостоятельность.Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в ееорганизации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности,согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать этонадо с большой осторожностью, т.к. части и соединения ГО — это ее самоеорганизованное и боеготовое ядро.В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структуройдля общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие еесил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым,как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг:"Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народномухозяйству и необходимо человеку".В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше.В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитныесооружения создавать не за счет их специального строительства в мирноевремя, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземногопространства городов, приспособления для этих целей подвальных и другихзаглубленных сооружений.Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения изкрупных городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация(отселение) населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когдадругие способы защиты невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриватьсякак исключительный вариант.Видимо, отпадет необходимость и накапливать, хранить средстваиндивидуальной защиты для всего населения страны. Они потребуются в первуюочередь для личного состава формирований, участвующих в спасательных идругих неотложных работах, а также персоналу радиационно- и химическиопасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного заражения(загрязнения).Исходя из этого придется пересмотреть стратегию подготовки и ведениягражданской обороны, что, естественно, повлечет изменения в системефинансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной ирачительной. Раз ГО является всенародной, служит интересам всех граждан,значит и в финансировании ее должны участвовать все органы власти,коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационнойготовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружиямероприятия по защите населения долж-ны осуществляться повсеместно, натерритории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских иматериальных ресурсов.ЗаключениеВ обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться попринципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельскоехозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу наработу по планам военного времени.В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чемведомственный (производственный). Каждый регион станет болеесамостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXIвека можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегосяпотенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическимусловиям, создание возможностей для последовательного оперативногоразвертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня,гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.




Похожие:

Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconМедиаобразование в России: история, современность и перспективы для сферы образования, культуры, коммуникации и молодежной политики
Медиаобразование в России: история, современность и перспективы для сферы образования, культуры, коммуникации
Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconКонкурс 2008 года «Русский Север: история, современность, перспективы»

Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconКонкурс 2007 года «Русский Север: история, современность, перспективы»

Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconКонкурс 2004 г. «Русский Север: история, современность, перспективы»
В случае поддержки проекта обязуюсь предоставить отчет в соответствующие сроки и по установленным формам
Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconКонкурс 2005 г. «Русский Север: история, современность, перспективы»
...
Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconКонкурс 2006 года «Русский Север: история, современность, перспективы»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»
Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconГражданская оборона нато

Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconГражданская оборона в современных условиях

Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconПрограмма элективного курса «Ржевская битва. История и современность»
Предпрофильный элективный курс: «Ржевская битва. История и современность» предназначен для обучающихся 9 классов
Гражданская оборона: история, современность, перспективы iconГражданская оборона: устойчивость лаборатории к воздействию Электромагнитного Импульса(эми)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы