История фермерства в России icon

История фермерства в России



НазваниеИстория фермерства в России
Дата конвертации17.07.2012
Размер104,12 Kb.
ТипРеферат
История фермерства в России


Введение Проблема сельхозпроизводителей в большей или меньшей степени заботитпочти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходногопериода вызывают, скажем прямо, противоречивые толки. Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источникценнейшей информации и конкретно - исторических примеров. На их основеможно в какой - то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а вопределенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальныенаправления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, ксожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мыснова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередьи в свое время забыли об ошибках наших.1. История развития фермерства в России увязывается с реформами П.А.Столыпина 1907 – 1908 гг. Именно с этого времени, по сути, крепкиекрестьянские хозяйства становятся массовым явлением. На рубеже XIX - XX веков потребность в ускорении капиталистическогоразвития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазныеотношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло дооткрытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этотконфликт не мог не разрешиться. 1905 - 1907 гг. со всей очевидностью показали неразрешенностьаграрного и других насущных вопросов тогдашней России. П. А. Столыпинсчитал, что пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы длядругих форм свободы (например, политической или личной). Пока крестьянинбеден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится втисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему благагражданской свободы. 10 мая 1907 г. Столыпин выступил с изложением правительственнойконцепции решения аграрного вопроса. Эта речь и последовавший за ней указтрактовался как выбор между крестьянином - бездельником и крестьянином -хозяином в пользу последнего. Кроме политических устремлений, в данный закон правительство заложилои экономический смысл. Экономические аспекты реформ основывались на том,что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельскогохозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывшихкрестьян, дешевой рабочей силы, промышленность России будет обречена начахлую жизнь при постоянной "подкормке" в виде казенных заказов. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральныебуржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и,следовательно, прогрессивные. Этот путь реформирования был ближе не кюнкерскому, а к американскому пути развития сельского хозяйства. В СШАЛинкольн открыл дорогу на запад всем, желавшим стать фермерами. Почти то жепытался сделать Столыпин, только дорогу он открыл на Восток. По существу онпытался соединить американский путь развития экономики капитализма ссохранением аппарата бюрократии самодержавия. Конкретные меры аграрной реформы Столыпина были следующими. Каждыйдомохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, мог во всякоевремя требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейсяему части из означенной земли. Более того, закон разрешил ему оставить засобой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взаменчересполосных земель отдельный компактный участок - отруб. Для проведенияземлеустройства не требовалось предварительного укрепления земли задворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы,автоматически объявлялись перешедшими к наследственно - подворномувладению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями,которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов иотрубов. Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частнойсобственности был кредитный банк. Посредством него государство помогаломногим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредитземли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. Приэтом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитамобщине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн.га земли. Необходимо, однако, заметить, что условия продаж были довольножесткими - за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась ивозвращалась в банковский фонд для новой продажи. Эта политика была весьмаразумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помоглаим, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне - бедняки немогли приобрести земли). Более того, выделение в отдельное хозяйство обычноне давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты деласущественно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян насвободные государственные земли. Массовое переселение было организовано длятого, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей (радикализм), обогатитьодних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того,что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихсябез земли должен был принять город и окраины, куда организуетсяпереселение. В конце 1910 г. Столыпин и главноуправляющий землеустройством иземледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончаниюделегации была выдвинута комплексная программа приватизации сибирскойземли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений,направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Суть егобыла весьма решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирскимсельским обывателям в собственность. В 1908 г. правительство приступило к размежеванию наделовкрестьянских общин в Сибири. Местным чиновникам в беседах с населениемрекомендовалось проявлять служебный такт и благожелательную настойчивость.В этом предписании отразились новые подходы в попытках правительствапровести фермеризацию России. Ведь в центральных областях насилие присоздании хуторов и отрубов было обычной практикой. В Европейской Россиипопытки выделиться на хутора и отруба обычно вызывали сопротивлениесередняцкой части деревни (многие крестьяне психологически не моглиосвободится от общинного уклада жизни). В Сибири же община была заметнослабей, и крестьяне охотно шли на отделение. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, ДальнийВосток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данныхрегионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул дляпереселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемыепереселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские"вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество. Крестьянин также получалпомощь в виде семян, скота, инвентаря. Все это можно было использоватьтолько в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке"государство- крестьянин" исключался перекупщик - торговец. Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса? Историки восновном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых.Реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частнойсобственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилосьантагонистическое противоречие между крестьянами и помещиками. Проведениеземлеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось внезначительной мере - около 10% крестьян выделилось из хутора; переселениекрестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой - то степениудалось. Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалосьосвободиться от опеки общины. Движение за упразднение "мирского" правленияна селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около полмиллионазапросов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сократилось.Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (около 130тыс.). "Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общейплощади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих земляхкрестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за нимипостоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8%общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны. Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов.Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменилоземельного строя, он остался прежним - приноровленным к кабале иотработкам, а не к новейшей агрикультуре указа 9 ноября. Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов.Всего за 1906- 1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс.десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. задесятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком назаемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывалодоверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз. Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итогистолыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться вуже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматьсяосвоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человеквыехали в Сибирь, около 1 млн. из них вернулись в европейскую часть России,но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано. С другой стороны, кое - какие сдвиги в положительную сторонунаблюдались: с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехникивырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на третьобъем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых.Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англиюмасла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегоднойдобычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов. Новсе же главную задачу - сделать Россию страной фермеров - решить неудалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности,предопределило развитие событий в 1917 году. 3. Крестьянское (фермерское) хозяйство, относящееся к индивидуальным илисемейным сельскохозяйственным предприятиям, известно законодательству всехстран СНГ и современному зарубежному законодательству. Несмотря на различияв построении этой организационно-правовой формы сельскохозяйственногопредприятия, нельзя но отметить сходства основных начал правовойорганизации этого вида семейного хозяйства. Российский закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 годарассматривает крестьянское хозяйство в качестве самостоятельногохозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленнымотдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющихпроизводство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции наоснове использования имущества и земельных участков, находящихся в ихпользовании, в том числе и в аренде, в пожизненном наследуемом владении илив собственности. Поскольку в деятельности крестьянского хозяйства преобладают не толькохозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной исвязанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленныена получение прибыли, закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйствовсем комплексом прав и обязанностей, которые необходимы ему дляосуществления частной предпринимательской деятельности. Формой осуществления предпринимательской деятельности крестьянинавыступает семейное, индивидуальное предприятие, правосубъектность которогохарактеризуется совокупностью прав и обязанностей в различных областяхсельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью. Началу аграрной реформы 1990-1991 гг. послужило принятие рядаосновополагающих документов, касающихся фермерских хозяйств: законов РСФСР"О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", указовПрезидента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлениюземельной реформы в РСФСР", "О регулировании земельных отношений и развитииаграрной реформы в России" и др. Реформа предусматривала цель сформироватьмногоукладную сельскую экономику, воссоздать институт частной собственностина землю, и на этой основе заменить административные методы хозяйствованияэкономическими, основанными на законах рынка, создать на селе условия дляпредпринимательской деятельности и конкуренции. Цель отвечала жизненноважным потребностям общества. За прошедшие годы реформа принесла в аграрный сектор существенныеизменения. Сегодня около 50 млн. семей имеют землю в собственности наплощади 29 млн. га, 12 млн. селян стали собственниками земельных долей(паев), которые в общей сложности составляют 132 млн. га. Право на землю(свидетельства), оформленное по закону получили более 95% собственниковземельных долей в реорганизованных сельскохозяйственных предприятиях.Появление большого числа земельных собственников создает предпосылкинеобратимости аграрной реформы, ее дальнейшего развития. В процессе аграрной реформы сформировался частный сектор. В странефункционируют 280,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, за которымизакреплено более 12 млн. га земли. Средний размер земельной площадифермерского хозяйства составляет 43 га. В их собственности находится 5,3% сельскохозяйственных угодий и 6,1%пашни (см. табл.). Крестьянские (фермерские) хозяйства России на 1 января 1996 г.| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 г. || |г. |г |г. |г. | || | |.————| | | || | |—————| | | || | |—————| | | || | |- | | | ||Число крестьянских |49,0 |182,8|270 |279,2|280,1 ||(фермерских) хозяйств на | | | | | ||начало года, тыс. | | | | | ||Площадь предоставленных им|2068 |7804 |11342|11870|12011 ||земель, тыс. га | | | | | ||В том числе: | | | | | ||сельскохозяйственных |- |7072 |10416|10935|11084 ||угодий | | | | | ||пашни |- |5125 |7533 |7899 |8016 ||В среднем на 1 хозяйство |42 |43 |42 |42 |43 ||всей земли, га | | | | | ||В том числе: | | | | | ||сельскохозяйственных |- |39 |39 |39 |40 ||угодий | | | | | ||пашни | |28 |28 |28 |29 ||Число хозяйств, |5,1 |14,1 |26,6 |26,6 |- ||прекративших свою | | | | | ||деятельность за год, тыс | | | | | ||в % к началу года . ..... |2,8 |7,8 |9,9 |9,9 |- | Следует отметить, что 56% крестьянских (фермерских) хозяйств имеютземельные участки площадью до 20 га, 22% - от 21 до 50 га, и 8,3% - свыше100 га. Преобладают мелкоземельные хозяйства, что, конечно, снижает ихвозможности в производстве товарной продукции и выживании в суровыхрыночных условиях. В основном специализация крестьянских (фермерских)хозяйств складывается при производстве наиболее рентабельныхсельскохозяйственных культур: зерна, масличных, сахарной свеклы.Выращивание овощей и получение животноводческой продукции менее выгодно ипока занимает незначительный удельный вес. Так, в 1995 засушливом годуфермерами произведено 5% зерна, 12 -семян подсолнечника. 4 - сахарнойсвеклы, 1.6 - скота и птицы, 1,3% овощей от их общего производства встране. Фермеры переживают те же трудности, что и крупные хозяйства. Практикапоказывает, что без помощи государства, особенно в начальный периодстановления, их деятельность малоэффективна. Учитывая это, правительство в1995 г. приняло ряд конкретных мер по поддержке крестьянских (фермерских)хозяйств и их объединений. Из федерального бюджета в прошлом году на помощьфермерам направлено 82 млрд. руб., кроме того, им продано техники наусловиях лизинга на 80 млрд. руб. оыли сохранены дотации, компенсации идругие меры государственной поддержки сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, включая и крестьянские (фермерские) хозяйства.Государство включило в свой внутренний долг и рассрочило на 10 лет платежипо кредитам, выданным в 1992-1994 гг., а также задолженность крестьянских(фермерских) хозяйств по уплате процентов за них. В ходе аграрной реформы фермерские хозяйства приобрели полнуюэкономическую самостоятельность, однако их возможности в повышениипроизводительности труда, организации высокоэффективного производствасельскохозяйственной продукции остаются невостребованными из-за нерешенныхпроблем. Острый недостаток финансовых средств, несвоевременность расчетовгосударства за продукцию, жесткий кредитный и налоговый прессинг - главныепричины того, что многие фермеры, не видя выхода из создавшейся обстановки,теряют интерес к самостоятельному хозяйствованию и свертывают своюдеятельность. Процесс образование фермерских хозяйств резко замедлился. В49 регионах произошло абсолютное снижение численности фермерских хозяйств,а в целом по стране на каждые 100 вновь созданных хозяйств приходится 96прекративших свою деятельность. Сегодня каждое пятое фермерское хозяйствоне имеет тракторов, более половины - грузовых автомашин. Еще хужеобеспечены фермеры прицепными машинами и технологическим оборудованием. Поэтой причине большинство из них не может своевременно проводить веськомплекс работ, вносить в достатке минеральные и органические удобрения.Половина хозяйств не имеет подъездных дорог, треть не электрифицирована, вподавляющем большинстве отсутствует водоснабжение. При таком положениипринцип равноправного отношения ко всем формам собственности складываетсяне в пользу фермеров.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

История фермерства в России iconИстория фермерства в России
Проблема сельхозпроизводителей в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного...
История фермерства в России iconРабочая программа дисциплины «история востоковедения в россии»
Корреквизиты: «История Китая», «История Японии», «История Кореи», «история стран Восточной Азии»
История фермерства в России iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
История фермерства в России iconПрограмма дисциплины «История. Ч. II. История России в компаративном освещении»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
История фермерства в России iconПромышленный переворот в Англии
Интенсификация сельскохозяйственного производства, развитие капиталистического фермерства
История фермерства в России icon«История России»
...
История фермерства в России iconКонцепция лекционного курса "Политическая история России" Политическая история России
России. Раскрывается соотношение и влияние западного и восточного влияний на русскую власть. Выясняется эволюция монархической, аристократической...
История фермерства в России iconПлан приема в состав студентов 1 курса фгбоу впо «петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск) на 2012/2013 учебный год
...
История фермерства в России iconДокументы
1. /История России 6 класс/Пояснительная записка к тематическому планированию по Истории России...
История фермерства в России iconИ. В. Челышева медиаобразование в россии: краткая история развития а. В. Федоров, И. В. Челышева медиаобразование в россии: краткая история развития монография
Медиаобразование в России: краткая история развития – Таганрог: Познание, 2002. 266 c
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы