Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы icon

Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы



НазваниеОсобенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы
Дата конвертации17.07.2012
Размер278,34 Kb.
ТипРеферат
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы


Министерство образования и науки Украины Днепропетровский национальный университет Факультет международной экономики Кафедра международных экономических отношений и бизнеса Курсовая работа на тему: «Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы» Выполнила: студентка гр. ВВ-01-1 Матвийко Александра Викторовна Руководитель: старший преподаватель Дон Ольга Дмитриевна Днепропетровск 2004 Содержание Введение………………………………………………………………………………3 Глава 1. Определение, причины и содержание переходного периода встранах Восточной Европы…………………………………………………………………...……5 Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие странВосточной Европы……………………………………………………………………….102.1 Последовательность мероприятий и особенности влияния переходногопериода на экономику стран региона…………………………………………………………….102.2 Оценка современной экономической ситуации в странах ВосточнойЕвропы….232.3 Внешнеэкономические связи восточноевропейских государств……………...….302.4 Сотрудничество стран Восточной Европы с Европейским союзом...…………...32 Глава 3. Перспективы развития экономики стран Восточной Европы…………37 Заключение………………………………………………………………………….45 Литература…………………………………………………………………………..47 Введение На рубеже 80-х – 90-х годов 20 ст. многолетнее господство тоталитарныхрежимов в странах Восточной Европы завершилось закономерным крахом. Дискуссии вокруг вопросов, охватывающих социально-экономическуюпроблематику стран Восточной Европы и ряда им подобных стран другихрегионов мира, в последнее время становятся все более актуальными.Исследователи-экономисты выходят на уровень осмысления самого феноменастран, в экономике которых преобладает государственный сектор. Указанные государства прошли долгий и непростой путь креструктуризации экономики. Сегодня некоторые из стран региона сталичленами Европейского союза, значительно приблизившись к показателямэкономического развития государств ЕС-15. Имея практически одинаковыеусловия в начале реформ, далеко не все страны региона достигли такихвпечатляющих результатов, как его лидеры – Венгрия, Польша, Болгария. Иопыт этих стран очень полезен для нашего государства, в котором процесстрансформации все еще продолжается. Поэтому проблемы, поднятые в курсовойработе, очень актуальны сегодня. Цель курсовой работы – выявить сущность процесса перехода от планово-административной экономики к рыночной в странах региона, отследитьспецифику этого процесса и особенности его влияния на современноеэкономическое положение государств Восточной Европы. Таким образом, объектом работы выступает экономическое развитиегосударств восточноевропейского региона. Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующиезадачи: 1. Установить причины кризиса экономик стран Восточной Европы, определить сущность переходного процесса и охарактеризовать его основные этапы. Эти проблемы освещены в первой главе курсовой работы. 2. Установить зависимость между мероприятиями периода и изменением экономической ситуации в регионе: . Рассмотреть основные этапы переходного периода в хронологической последовательности и выявить изменения в экономике восточноевропейских государств, вызванные ними. . Дать характеристику современному экономическому положению региона. . Рассмотреть внешнеэкономические связи восточноевропейских стран, уделив внимание проблеме евроинтеграции. Этим вопросам посвящена глава 2 курсовой работы. 3. Определить пути решения проблем и перспективы дальнейшего развития государств региона (глава 3). Глава 1. Определение, причины и содержание переходного периода в странах Восточной Европы Господство тоталитарных режимов в социалистических государствахВосточной Европы завершилось кризисом экономики восточноевропейских стран. Среди основных причин этого кризиса можно выделить: . характер экстенсивного развития натурального хозяйства. В условиях расширенного экстенсивного воспроизводства для поддержания национального дохода на душу населения просто на прежнем уровне требуется, чтобы весь естественный прирост населения переходил в материальную сферу производства. Прирост же национального дохода на душу населения возможен лишь в той мере, в какой прирост занятых в материальной сфере производства опережает естественный прирост населения. Как видим, экстенсивно развивающаяся экономика имеет свой предел по трудовым ресурсам, который носит объективный характер; . не имея достаточного естественного прироста населения для простого воспроизводства в условиях экстенсивной экономики и полностью исчерпав свои возможности в маневрировании трудовыми ресурсами (такими как: вовлечение женщин в народное хозяйство, профориентации школьников на рабочие специальности, а самое главное перекачка трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность), страны Восточной Европы с середины 80-х годов стали ввозить рабочую силу из- за рубежа. Это отмечает начало последней фазы экономического кризиса в них; . экономика социалистических стран далее не может развиваться экстенсивно. Они закономерно пришли к кризису, последней фазой которого могла стать остановка производства. Выход из создавшегося положения усматривался только в подготовкеусловий для осуществления кардинальных преобразований. Речь шла опреобразовании тоталитарного общества в правовое и государственно-административной экономики в рыночную. Развертывание процессовтрансформации, масштабы и глубина его последствий в отдельных странахзначительно различались. Но в каждой из них они были по-своему сложными итяжелыми. Для практической реализации этих преобразований требовалось длительноевремя, обозначаемое как переходный период. Основные характеристики такогопериода – его протяженность во времени, социально значимая цена ирезультативность – оказались зависимыми от многих факторов. К главным изэтих факторов в сфере экономики и экономических отношений можно отнести:1) Исходное экономическое положение в каждой отдельно взятой стране. Уровень развития и сбалансированность экономики существенно различались по странам:[pic] Рис.1.1 Показатели ВВП в странах региона в 1990 г. (по ППС; ЕС = 100) Структура производимого ВВП во многом была схожей, однако, по сравнениюсо странами ЕС не могла считаться прогрессивной. Относительно равновеснымхарактеризовался товарный рынок только в Венгрии и ЧСФР. В других странахспрос на товарном рынке намного превышал предложение. Свободных рынков труда и капиталов практически не было. Они сталазарождаться только в Венгрии и Польше. В целом значительно различалисьпоказатели уровней благосостояния государства и населения.2) Состояние и тенденции развития борьбы политических сил и движений за определение главных характеристик преобразований. Отторжение тоталитарных порядков в обществе и экономике было почти единодушным. В острых спорах постепенно выделялись и формировались два основных направления системных преобразований – по концепциям неолиберализма или социал-демократии. На практике ни одно из этих направлений в чистом виде не реализовывалось. Наибольшей политической стабильностью в регионе до недавнего времени отличалось положение в Чехии. Следом за ней – Венгрия, Польша, Словакия. Более серьезным оценивалось положение в Болгарии и Румынии. Здесь не раз отмечались принципиальные изменения правительств, но успехами в реальном продвижении реформ особо не отличалось ни одно правительство.3) Качество действий правительства, включая реализацию принятых в обществе направлений реформирования. Отстранение государства от экономики не может быть полным, иначе появляется вакуум управления. В переходной экономике неизбежно одновременное действие регулирующих функций рынка (сфера свободных спроса и предложения), государственных рыночных регуляторов (сфера косвенно ограничиваемых государством спроса и предложения) и государственных административных мер воздействия на спрос и предложение. Механизмы регуляторов и административных мер должны развиваться по критериям их соответствия передовым достижениям в мире и адаптивности к национальным особенностям в каждой из стран. Международный опыт позволяет выделить три ключевых направленияэкономической политики в переходный период: 1. Создание либеральной экономической среды при полном отсутствии или с незначительным ценовым и административным контролем над деятельностью частного сектора, включая внешнюю торговлю и инвестиции; 2. Реализация консервативной финансовой и валютной политики, основными моментами которой являются низкие государственные расходы, нулевой или небольшой дефицит госбюджета, низкие налоговые ставки и невысокие расходы на систему социального обеспечения; 3. Высокая норма сбережений. При реализации подобной политики некоторым странам удалось добитьсятемпов экономического роста, значительно превышавших 5% в год в течениедлительного периода (в частности, странам Юго-Восточной Азии). Стольнепохожие друг на друга страны, как Чили, Ирландия и Маврикий, проводялиберальную экономическую политику и консервативную финансово-валютнуюполитику, добились беспрецедентно высоких уровней сбережений и темпов ростаэкономики. Со сложной задачей преобразования тоталитарной экономики в рыночнуюстранам Восточной Европы справиться удалось далеко не в равной мере.Критерием для таких оценок являлись, главным образом, продвинутостьрыночных преобразований и динамика конкретных результатов функционированияэкономики. Продвинутость рыночных преобразований – преобразования административнойэкономики в странах Восточной Европы. Они включали пять важнейших блоков: . Либерализация экономики – призвана снять административно-правовые барьеры для поощрения легитимной личной инициативы и предпринимательства, а также перевести административно-командные связи в хозяйстве на рыночные основы; . Стабилизация экономики, в первую очередь в сфере цен, денежно-кредитных и финансовых отношений, а затем и материального производства. Как недостаточно, так и излишне жесткая стабилизационная политика быстро приводят к отрицательному результату; . Реструктуризация экономики на макроуровне согласно требованиям рыночных отношений – означает замену преобладающей части государственного хозяйствования на частное предпринимательство путем приватизации государственной собственности и управления в сфере хозяйства, а также путем стимулирования учреждения и развития новых хозяйств, основывающихся на негосударственной собственности; . Формирование условий для реструктуризации экономики на микроуровне, т.е. на уровне непосредственно субъектов хозяйства – предприятий, банков и т.д. (тех, которые к началу преобразований уже существуют). Новые хозяйства должны с самого начала учреждаться и функционировать по рыночным требованиям, иметь структуру деятельности и управления, приспособляемую к требованиям рыночных отношений. . Реальная адаптация - после проведения макро- и микроэкономических реформ внутристрановые цены будут тяготеть к мировым и таким образом отражать издержки и сигнализировать о дефиците товаров и факторов производства. Однако распределение факторов производства и затрат в рамках компаний, унаследованных от эпохи социализма, может не вполне соответствовать новым ценам с точки зрения как затрат, так и выхода продукции. Какая-то продукция станет неконкурентоспособной в новых условиях. Не исключено, что часть реальных активов окажется устаревшей, а внутренняя и международная конкуренция обострится. Поэтому отдельные национальные компании и вся экономика ощутят трансформационный шок. Эти пять блоков задач переходного периода взаимосвязаны, и только ихсбалансированное и полное достижение может означать смену типа системыхозяйства. Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы 2.1 Последовательность мероприятий и особенности влияния переходного периода на экономику стран региона Продвинутость отдельных стран Восточной Европы на пути практическогодостижения рыночного реформирования значительно различается. Либерализация экономики. На деле во всех странах региона либерализациязатронула, в первую очередь, цены на рынках розничного и оптовоготоварооборотов. В некоторых странах, особенно в Венгрии и Польше,соответствующие меры осуществлялись в довольно широких масштабах и ранее.Так, доля либерализованных цен в розничном товарообороте уже к 1992 г.составляла в Венгрии 93,9%; Польше (к 1991 г.) – 83%; ЧСФР – 95%; Болгарии– 84%; Румынии – 80,0% [1]. Под прямым контролем государства оставалисьцены на отдельные виды особо важных для потребительского рынка товаров иуслуг. Позже в ряде стран вводились частичные ограничения, ужесточавшиережим установления свободных цен, но они уже не меняли сути дела. Исключительно важной является либерализация в сферепредпринимательства, особенно частного. Во всех странах были принятысоответствующие законодательные акты, в которых, как правило, допускалосьучреждение новых негосударственных предприятий в широком диапазоне их формпо заявительному принципу. Утверждалась их государственно-правовая защита иподдержка, экономическая самостоятельность и ответственность. С вступлениемв силу таких законов произошел всплеск учредительства новых семейных,индивидуальных и других, преимущественно мелких и средних, частных хозяйствв сфере торговли, услуг и производства потребительских товаров. Например, в Польше количество частных фирм за 1990-1995 гг. возросло с1,1 млн. до 2,1 млн. В Румынии общее число хозяйственных субъектов коктябрю 1996г. достигло 807 тыс., в т.ч. частных – 800 тыс. Из числачастных субъектов 246,5 тыс. составили предприятия, а остальные – средние имелкие, преимущественно семейные предприниматели. В Венгрии числохозяйственных организаций к июлю 1997 г. достигло 1,06 млн. Быстро рослоколичество частных хозяйств и в других восточноевропейских странах. Тем не менее, повышение доли частного сектора в экономике за счетучредительства новых частных хозяйств не могло быть значительным. Возникаломножество трудностей. Не было достаточных капиталов, опыта, налаженныххозяйственных связей и т.д. Исключительно важной здесь становиласьприватизация имущества и предприятий, особенно государственных.Приватизация и учреждение новых частных хозяйств – два главных путиразвития частного сектора в экономике. Оно обобщенно выражается в динамикепоказателей доли частного сектора в производстве ВВП. Например, в Польше,Румынии и Чехии исходные условия и темпы развития частного сектора по этомупоказателю имели значительные отличия: Таблица 2.1 Доля негосударственного сектора в производстве ВВП, %|Количество |828 |706 |1044 |1066 |1092 |905 || Доля прибыльных, | | | | | | ||%: |28 |60 |59 |37 |30 |48 ||1992 г. |45 |73 |70 |49 |24 |56 ||1995 г. | | | | | | | Актуальность проблем малорентабельных и убыточных предприятий для всехстран сохранялась и в последующие годы. Одновременно с проведением активной санации части банков и предприятийгосударство заняло более жесткую позицию в отношении нежизнеспособныхструктур. В последнее время в Болгарии, Венгрии, Польше и Словакииобъявлено о предстоящем закрытии десятков банков и предприятий в связи спрекращением их субсидирования. Например, в Польше с конца 1995 г. началасьреорганизация угольной промышленности, которая в течение многих лет входилав число наиболее депрессивных отраслей. В отдельных странах эти проблемы решались за счет притокацивилизованного (неспекулятивного) иностранного капитала, который поступалтуда, где экономическая и политическая ситуация были стабильнее, проходилиболее развитые рыночные преобразования. Объемы притока прямых иностранныхинвестиций составляли: Таблица 2.4 Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны Восточной Европы, млн. дол. [7]|Страны |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 [8] ||Болгария |42 |40 |105 |90 |120 |130 ||Чехия |1004 |654 |868 |2562 |1428 |800 ||Венгрия |1471 |2339 |1146 |4453 |1983 |1500 ||Польша |284 |580 |542 |1134 |2741 |450 ||Румыния |73 |94 |341 |414 |263 |290 ||Словакия |100 |134 |170 |157 |206 |90 ||Восточная | | | | | | ||Европа |3120 |4085 |3475 |9152 |7377 |… | Массовое закрытие убыточных предприятий относится к числу важнейшихусловий, выдвигаемых международными финансовыми организациями дляпредоставления необходимых кредитов, хотя эти же организации частооказывают финансовое содействие покрытию социальных расходов, связанных среструктуризацией промышленности. С другой стороны, восточноевропейскиестраны, как и большинство других пост социалистических государств, сегодняимеют больше условий для закрытия неконкурентоспособных производств, чем вначале рыночных реформ. В прошедшие годы возникло много новых компаний ифирм, способных трудоустроить высвобождаемых работников, на убыточныхпредприятиях сократилось число занятых, сформировались основы системытрудоустройства и политики занятости. Дополнительным фактором, определившимускорение реорганизации промышленности в 1995-1996 гг., явилось то, чтоактивизация этого болезненного социально-экономического процесса вбольшинстве стран Восточной Европы произошла в середине парламентскогоцикла. Экономический рост. Результаты функционирования экономик стран могутобобщенно характеризоваться динамикой производства ВВП и динамикойинвестиций как базы роста ВВП на будущее (табл.1.5): Таблица 2.5 Динамика темпов реального изменения ВВП и объема инвестиций в отдельных странах Восточной Европы, % к предшествующему году|В целом по миру |4.7 |2.3 |3.0 |3.2 |4.1 ||Промышленно развитые |3.6 |0.8 |1.7 |1.8 |2.8 ||страны | | | | | ||Страны Восточной Европы |6.6 |5.1 |4.1 |4.1 |4.1 | Эти страны благодаря воздействию высокого спроса на импорт со стороныЗападной Европы переживают экспортный рост, который питает рост их ВВП: [pic] Рис.2.2 Показатель ВВП в странах региона в 2002г. (по ППС; ЕС=100) Специалисты прогнозируют и дальнейший рост экономики в государствахвосточноевропейского региона (табл. 2.7): Таблица 2.7 Динамика изменения ВВП в отдельных странах Восточной Европы, % к предшествующему году|Страна |1999 |2000 |2001 |2003 |2004( ||Болгария |2,4 |4,0 |4,0 | | || | | | | | || | | | | | || | | | |3,9 |4,5 ||Венгрия |4,5 |5,5 |5,5 | | ||Польша |4,1 |4,5 |5,0 | | ||Румыния |-3,2 |0 |1,0 | | ||Чехия |-0,2 |1,5 |2,0 | | ||Словакия |1,9 |2,0 |3,0 | | | Однако за высоким темпом в регионе а целом скрываются значительныеразличия показателей по отдельным странам. Наиболее слабое оживлениенаблюдается в Румынии, Чехии и Словакии. Венгрия, Польша и Словенияпродолжают показывать высокие результаты, в последнее время усилилась такжеэкономика Болгарии, Украины и России. К сожалению, между пятью наиболее «продвинутыми» в деле социально-экономической трансформации странами региона (Чехией, Венгрией, Польшей,Словакией и Словенией) и остальными государствами существует значительныйразрыв в уровне доходов. Основным источником экономического оживления в рассматриваемыхгосударствах выступила промышленность. Здесь отмечается появление новойструктурной модели. Быстрее развиваются сложные отрасли обрабатывающейпромышленности (транспортное машиностроение, электротехника, оптическоеприборостроение, а также деревообработка, производство резиновых ипластмассовых изделий, химическая промышленность). Это особенно характернодля Венгрии, Чехии, Польши, Словакии и Словении, т.к. в этих странахзначительна степень проникновения иностранного капитала в промышленность, иименно эти страны используют транснациональные компании, прежде всего, вкачестве более дешевых и более эффективных производственных площадок. Несколько иную структуру изменений (но также определяемую высокимспросом со стороны Западной Европы) можно наблюдать в менее продвинутыхпереходных экономиках. Например, в Болгарии усиленно развиваетсяметаллообрабатывающая, топливная и табачная промышленность; в Румынии –текстильная, швейная, металлообрабатывающая, нефтяная и добывающие отрасли.В России и Украине растет отечественный спрос на продовольственные,текстильные, потребительские товары, а также некоторые виды продукциимашиностроения. Таблица 2.8 Динамика промышленного производства в странах Восточной Европы и России, % к предыдущему году| |1990 |1991 |1995 |1998 |1999( |2000 ||Чехия |-3,3 |-21,2 |8,7 |2,2 |-3,1 |5,1 ||Венгрия |-10,2 |-16,6 |4,6 |13,0 |10,4 |18,3 ||Польша |-24,2 |-8,0 |9,7 |4,8 |4,8 |7,1 ||Словакия |-4,0 |-19,4 |2,0 |5,0 |-3,6 |9,1 ||Словения |-10,5 |-12,4 |8,2 |3,7 |-0,5 |6,2 ||Болгария |-16,7 |-20,2 |4,5 |-8,0 |-12,3 |2,3 ||Румыния |-19,0 |-22,8 |9,4 |-17,3 |-7,9 |8,2 ||Хорватия |-11,3 |-28,5 |0,3 |3,7 |-1,4 |1,7 ||Россия |-0,1 |-8,0 |-3,3 |-5,5 |8,1 |9,0 ||Украина |-0,1 |-4,8 |-11,7 |-1,5 |4,3 |12,9 | Устойчивый индустриальный подъем требует крупномасштабногофинансирования. В этом направлении у стран с переходной экономикой большепроблем, чес достижений. Оборотной стороной роста эффективности экономики стало увеличениебезработицы. Катастрофична ситуация в ряде государств, образованных послераспада бывшей Югославии: почти 1/3 трудоспособного населения не имеетработы. Драматичные масштабы (почти 20%) безработица приобрела в Болгарии иСловакии: Таблица 2.9 Динамика уровня безработицы в странах Восточной Европы, %| |1995 |1998 | 2000 |2003 ||Болгария |11.4 |12.2 |17.9 |7.2 ||Чехия |3.0 |6.0 | 8.8 |8.5 ||Венгрия |10.4 |9.1 |8.7 |10.8 ||Польша |15.2 |10.0 |15.0 |17.8 ||Румыния |9.5 |10.3 |10.5 | 9.9 ||Словакия |13.8 |14.6 |17.9 |17.2 ||Словения |13.9 |14.5 |11.9 |11.0 ||Хорватия |15.1 |11.2 |22.5 | - ||Македония |36.9 |34.5 |32.0 | - ||Югославия |24.7 |13.7 |26.9 | - | Рынки труда в странах Центральной и Восточной Европы повысили своюэластичность. В развитых странах частота смены рабочих мест повышается вовремя экономического подъема. Однако в странах с переходной экономикойтакого не происходит: Таблица 2.10 Сравнительная таблица уровней безработицы в Восточной Европе и в мире(| |2001 |2002 |2003 ||В мире в целом |6.1 |6.3 |6.2 ||Промышленно развитые страны|6.1 |6.8 |6.8 ||Страны Восточной Европы |9.5 |9.4 |9.2 | Люди не верят в экономическую стабильность новых компаний,предлагающих работу. Они боятся оказаться безработными, посколькусоциальные льготы и выплаты по временной безработице просто символичны.Поэтому, несмотря на низкие заработные платы и плохие условия труда,рабочие и служащие часто предпочитают оставаться на своей нынешней работе. 2.3 Внешнеэкономические связи стран восточноевропейских государств Внешняя торговля стран региона Роль внешней торговли для восточноевропейских стран была традиционновелика. Они экспортировали 30-40% промышленной продукции. Поэтому разрывхозяйственных связей с бывшими социалистическими партнерами усугубил кризиснациональных экономик. На внешних рынках их продукция оказаласьнеконкурентоспособной. Переориентация на Запад была болезненной, но уже в1992 г. 3/4 экспорта стран Восточной Европы приходилось на западныерынки. Результатом усиления в регионе ЦВЕ интеграционных процессов сталообразование в 1992 г. Центральноевропейского соглашения о свободнойторговле (ЦЕФТА / ЦЕССТ). В эту организацию вошли 7 государств - Болгария,Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия. Основнымконсолидирующим фактором стало стремление стран соглашения достичь вминимально короткие сроки стратегической цели - усилить интеграцию экономикпутем поэтапной либерализации внешней торговли и образования на этой основезоны свободной торговли, а главное - обеспечить создание всех необходимыхпредпосылок для интеграции ЕС. С 1993 г. идет процесс ликвидации таможенныхпошлин на промышленную продукцию. Такие меры уже проведены по сырьевымматериалам, полуфабрикатам, бумаге, дереву и химической продукции. Внастоящее время, ликвидировано уже 90% всех таможенных ограничений. Вобласти сельскохозяйственных товаров эта величина составляет около 80% . Доля партнеров по ЦЕФТА в экспорте стран Восточной Европыварьируется от 4,4% (Румыния) до 32% (Словакия). Так же складываетсяситуация и с импортом. Даже если все страны соглашения вступят в ЕС, значениецентральноевропейского экономического пространства не изменится. Они влюбом случае останутся интересным хозяйственным партнером. Страны ЦВЕ в 2000 г. 2/3 экспортных операций проводят с ЕС инакопили около 100 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. С другой стороны, на развитие ЦЕФТА отрицательное влияниеоказывают такие факторы, как однотипность, а не взаимодополняемостьэкономик. Кроме того, рынки стран ЦЕФТА бедны капиталом, ограничены в сферевысоких технологий, а дефицит сырьевых и энергоресурсов покрывается, как ипрежде, в основном за счет поставок из России. Таблица 2.11 Внешняя торговля восточноевропейских государств (темпы изменения и доля в %) [10]| |Товарный экспорт |Товарный импорт |Сальдо торгового || |(темпы прироста) |(темпы прироста) |баланса ||Болгария |46.0 |73.6 ||Чехия |60.5 |106.0 ||Венгрия |55.8 |113.5 ||Польша |38.7 |44.8 ||Румыния |39.6 |56.4 ||Словакия |42.6 |104.3 ||Словения |62.0 |93.5 | 2.4 Сотрудничество стран Восточной Европы и Европейским союзом Переходный процесс и переориентация в сторону Западной Европы – дварешающих вызова, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы начиная с1989г. Если в начале 90-х гг. переход от системы централизованногопланирования к рыночной экономике был основной целью экономическойполитики, то сейчас большое значение приобрели требования более теснойинтеграции с западноевропейскими странами. На встрече в Копенгагене в июне 1993г. Европейский совет сформулировал3 критерия, которым должны соответствовать кандидаты на вступление в ЕС: . политический критерий – стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, соблюдение прав человека, уважение и защиту прав меньшинств; . экономический критерий – наличие функционирующего рыночного хозяйства, а также способность противостоять конкурентному давлению и рыночным силам в рамках ЕС; . критерий, связанный с принятием институциональных и юридических норм ЕС, – способность выполнять обязательства члена ЕС, в т.ч. в отношении создания политического, экономического и валютного союза. Таким образом, требования для перехода стран Восточной Европы к рынку итребования для их вступления в Евросоюз во многом совпадают. В этом году 10 стран Восточной Европы намерены вступить в Европейскийсоюз. На этом пути многими из них достигнуты весьма впечатляющие успехи,среди которых надо прежде всего выделить продвижение к копенгагенскимкритериям и переориентацию внешнеэкономических связей. В Венгрии, Польше,Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70%.Обнаруживается, что принятие стран Восточной Европы в ЕС – болеедорогостоящий проект, чем считалось ранее. Это усиливает позиции такназываемых европессимистов, полагающих, что ЕС не выдержит такой нагрузки.При распространении на страны-кандидаты финансовой поддержки отстающимрегионам, а также обязательств в рамках общей сельскохозяйственной политикиежегодные расходы бюджета ЕС придется увеличить минимум на 30–40 млрд евро.Тем не менее установка на расширение ЕС на восток не будет пересмотрена. Неисключен только пересмотр финансовых условий. Становясь полноправнымичленами Европейского союза, страны ЦВЕ официально включаются в жесткийинституционально-правовой каркас ЕС, несмотря на растущий дискомфорт всвязи с новым изданием «ограниченного суверенитета». Проблема различия между ЕС и странами-кандидатами на вступление вЕвросоюз остается. У Польши, самой крупной из стран Восточной Европы, этотразрыв составлял в конце 90-х гг. около 2% показателя для 15 стран-членовЕС (ЕС-15), а у всех прочих кандидатов – менее 1%: Таблица 2.11 Динамика изменения показателей ВВП на душу населения стран ЦВЕ в сравнении со средним значением ВВП ЕС (15 стран = 100).|Чехия |4,1 |3,7 |5,3 ||Венгрия |1,9 |3,2 |5,2 | Основной причиной различий в темпах экономического роста в Венгрииявляется низкий уровень сбережений, в Польше - низкая эффективностьхозяйства. Политика высоких темпов базируется на высокой норме сбережений ивысокой эффективности производства. По оценкам профессора Сакса, Чехия и Польша, если они сохранят текущуюэкономическую политику, достигнут экономического роста на уровне 4% в год,а Венгрия - только 2%. Если страны с переходной экономикой перейдут наполитику, типичную для членов ЕС, темпы экономического роста увеличатся вВенгрии и Польше, но снизятся в Чехии. В случае же осуществления политикивысоких темпов экономика во всех трех странах будет возрастать более чем на5% в год. Но даже при условии реализации политики высоких темпов ЧешскойРеспублике потребуется примерно 20 лет, чтобы доход на душу населениядостиг 75% уровня стран ЕС (на базе покупательной способности). Если же онасохранит текущую политику, то для этого потребуется более 40 лет. Длядругих стран выводы еще более отрезвляющие: Венгрии и Польше в случаепроведения политики высоких темпов необходимо около 30 лет, чтобы достичь75%-ного уровня душевого дохода в странах ЕС, и более 100 лет, если онибудут осуществлять текущую политику. Странам Восточной Европы следует поставить перед собой более скромнуюцель: добиться 75%-ного уровня современного (а не будущего) душевого доходаГермании. Для этого Чехии потребовалось бы 8 лет, Венгрии - 16, а Польше - 20 летпри условии, что они срочно перейдут на политику высоких темпов развития.По оптимистическим оценкам, Чехия сможет выйти на уровень 75% современногодохода на душу населения Германии в 2004 г., в Венгрии это произойдетпримерно в 2012 г., а в Польше - в 2016 г. Следует, однако, отметить, чтоне все страны с переходной экономикой могут взять на вооружение политикувысоких темпов. Быстрый рост производительности может также привести к быстромуповышению цен на товары и услуги «нерозничной» торговли. Оправданопредположить, что цены на эту категорию товаров и услуг в указанных странахвозрастут до уровня, характерного для государств, которые уже достигли 75%современного дохода на душу населения Германии (например, Испании). Подобная ситуация предполагает в свою очередь, что цены в Чехии должныбыли бы повышаться на 8% в год быстрее, чем в Германии, с тем чтобы подойтик «нормальному» соотношению рыночного обменного курса и паритетапокупательной способности валют. Средний уровень чешских цен в 2004 г.будет, видимо, на 30% ниже, чем в Германии (для товаров и услуг«нерозничной» торговли этот разрыв должен быть еще большим). Доступ к Европейскому союзу Перспектива вступления в Европейский союз еще не кажется определяющимфактором экономического благополучия. Однако в ближайшие годы картинадолжна измениться, поскольку такая перспектива будет усиливать политическуюволю к осуществлению структурных реформ, обеспечивать усилениезаконодательной базы и гарантировать финансовую поддержку от Европейскогосоюза. Специалисты утверждают, что вероятность того, что восемь странприсоединятся к ЕС в 2005 году (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия,Словения, Чешская Республика, Венгрия) составляет 60%. Болгария и Румынияполучат согласие не раньше 2008 года. Хорошие перспективы имеют такжеТурция и Хорватия. Другие же государства, которые пока не имеют реальныхперспектив к соединению с Европейским союзом, должны будут доказать своюготовность к преобразованиям. Благодаря улучшению макроэкономической ситуации, структурным иполитическим изменениям в Восточной Европе международные рейтинговыеагентства изменили и свои оценки рисков капиталовложений в государстваВосточной Европы. Расчеты специалистов показывают, что Чешская Республика и тем болеедругие страны региона практически не могут удовлетворить всем формальнымкритериям конвергенции в соответствии с Маастрихтским договором. Эти страныв состоянии проводить политику, согласующуюся с политикой валютного союза,но это не означает, что указанные критерии будут выполнены. Хотя позицииЧехии улучшаются благодаря ускоряющемуся экономическому росту и сильной идинамичной структурной политике правительства. Главное преимущество страны- в улучшении внешнеторговой позиции. Дефицит по текущим операциям растетмедленнее, чем поступление долгосрочных инвестиций. При этом сумма внешнегодолга и обязательства по его обслуживанию достаточно низки. Вероятность присоединения Словении к ЕС очень высока, и поэтому оценкаэкономики этого государства была самой высокой в течение нескольких лет. Еенаиболее внушительные достижения - полная экономическая стабильность ивысокий доход на душу населения, который, кстати говоря, приближается кнорме, разработанной ЕС для Португалии и Греции. Ее зависимость от импортавсе более ослабевает. В результате - и рейтинг стабильный. В феврале 2000 года рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг Венгриидо BBB+. Это более чем справедливая оценка. Рост экономики силен и основанна текущем внешнеторговом балансе. Дефицит бюджета снижается, а переговорыпо вступлению в ЕС подают немалые надежды. Специалисты ожидают дальнейшегоусиления экономики этого государства. Рейтинг - позитивный. Оценки перспектив трех балтийских республик последний раз менялись в1997 году. Они начали соответствовать действительности после успешногореформирования бюджетной сферы и появления перспектив вступления в ЕС.Рейтинг - стабильный. Согласно оценкам Хорватии, страна уже очень скоро сможет выполнитьтребования, которые предъявляются к кандидатам в члены ЕС. Рейтинг -позитивный. Реформы, начатые в Турции в январе 2000 года, значительно улучшилиперспективы ее экономики, и позволили повысить рейтинг этого государства.Перспективы Турции были подтверждены и агентством S&P в июле текущего года.Рейтинг - стабильный. По степени и факторам риска Болгария очень похожа на Турцию. Высокийдолг, сильная зависимость от импорта нефтепродуктов и низкий промышленныйрост - главные слабости. Тем не менее, специалисты считают, что ростэкономики этого государства будет ускоряться. Рейтинг - стабильный. Перспективы Румынии не слишком хорошие. Большая зависимость от импортатоваров является тяжким бременем для экономики. Рейтинг - стабильный. Оценка Украины должна улучшиться после того, как былиреструктуризированы еврообязательства. Это справедливо даже при томусловии, что текущие платежи по внешнему долгу остаются высокими и странане способна избавиться от зависимости от российского сырья. Перспективапозитивная. Целесообразно остановиться на более важном процессе структурнойтрансформации в странах Восточной Европы, а также на вопросе о том,насколько экономически оправдано и желательно их участие в валютном союзе.Кратко можно было бы ответить на этот вопрос утвердительно. Однако еслистраны присоединятся к валютному союзу до того, как проведут радикальныереформы в системах налогообложения, государственного финансирования исоциального обеспечения, преждевременное участие в действительности можетпривести к отрицательным результатам. Общая рекомендация сводится к тому, что страны региона должныизбирательно подходить к опыту западных соседей, накопленному в сферехозяйственной политики. Безусловно, необходимо использовать общие,обязательные принципы, например опыт "общего рынка". Однако не следуетадаптировать к своим условиям дорогостоящие и малоэффективные программысоциальной защиты, реализуемые некоторыми странами ЕС. В рядевосточноевропейских государств социальная политика уже требует большихрасходов и столь же обременительна для бюджета, как и на Западе. Этаполитика должна быть пересмотрена в сторону повышения ее гибкости до того,как валютный союз уберет основные политические рычаги для восстановленияконкуренции в новых странах-членах. В заключение следует подчеркнуть, что для стран Восточной Европы важнеепереключиться на политику высоких темпов роста, чем бороться за скорейшеевступление в валютный союз. Главнейшая задача стран Восточной Европы заключается в том, чтобызаложить тот фундамент, который был разрушен в течение 40-50 летэкономической бесхозяйственности. Причины для благоприятной оценки,конечно, есть. Это хорошие возможности роста экономики, укрепление бюджета,снижение инфляции и усиление внешнеторгового оборота, который определяеттекущее сальдо по операциям и повышает резервы иностранной валюты. Однакомы убедились в том, что, несмотря на благоприятные перспективы развитиявосточноевропейских государств, в странах региона остается множествонеразрешенных проблем. Они были указаны в предыдущих главах. Рассмотрим возможные пути их решения: 1. Исключительно важным фактором для развития экономики стран региона является обеспечение стабильности в странах. Причиной сохранения относительно высокого экономического роста в Польше, Чехии, Венгрии и Словакии является то, что они избежали внутренних беспорядков и тем самым спасли свою экономику от глубокого спада. А после распада бывшей Югославии ее республики были ввергнуты в состояние нестабильности и из-за этого экономическая ситуация в регионе резко ухудшилась. Несмотря на в целом благоприятные показатели экономического роста в странах Восточной Европы, нет оснований для самоуспокоенности органов, занимающихся разработкой и осуществлением политики. Дело в том, что большинство стран с переходной экономикой, включая страны, добившиеся наибольшего прогресса на пути реформ, по- прежнему остаются довольно уязвимыми к воздействию внешних и других потрясений, способных вызвать ухудшение экономических показателей, связанное с болезненными последствиями. Экономика этих стран чутко реагирует на изменения во внешней среде. Особенно уязвимы страны - экспортеры сырьевых товаров и страны, специализирующиеся на экспорте ресурсоемких товаров с низкой добавленной стоимостью. Из-за сильной зависимости от спроса со стороны западноевропейских стран передовые страны Восточной Европы весьма чувствительны к изменениям в спросе на их основных внешних рынках. Страны с переходной экономикой вполне могут столкнуться с последствиями отрицательных внешних шоковых потрясений. Маловероятно, что эти экономики стран Восточной Европы смогут долго избегать негативного влияния сохраняющейся слабости в мировой и западноевропейской экономике. Чрезвычайная зависимость от внутреннего рынка не может быть жизненной стратегией переходных экономик в среднесрочном периоде. Неопределенность экономических перспектив и усиление рисков экономического спада делают необходимым повышение роли экономической политики в странах Восточной Европы. Государственным органам следует пристально следить не только за развитием своей собственной экономики, но и за текущими тенденциями в экономике их основных торговых партнеров и развитием мировых рынков. В случае дальнейшего ухудшения внешних условий соответствующие органы стран с переходной экономикой должны быть готовы быстро принять антициклические меры, с тем чтобы компенсировать, по крайней мере частично, последствия возможных отрицательных шоковых потрясений. Своевременные ответные меры могут смягчить их отрицательные последствия. 2. Необходимо воспользоваться шансом преобразовать должным образом систему рыночной экономики, скорректировать экономическую структуру и макроэкономическую политику. После огромных изменений в регионе, экономическая система стала не плановой, а рыночной, поэтому функция правительства, деятельность предприятий и роль рынка должны быть пересмотрены. 3. Необходимо гибко и эффективно пользоваться внешним фактором, содействовать экономическому росту путем стимулирования экспорта и привлечения капиталовложений. С 1990 года по 2001 год объем капиталовложений в Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию, у которых относительно высокий экономический прирост, составил 79% от общего объема инвестиций в регион, а объем экспорта за этот период составил 71% от общего объема вывоза товаров региона. 4. Что касается проблемы безработицы, специалисты рекомендуют странам с Восточной Европы пересмотреть трудовое законодательство с точки зрения укрепления его норм, направленных на защиту рабочих и служащих, особенно тех, кто работает в частном секторе. Этим государствам предлагается вкладывать больше средств в развитие рынков труда и налаживания диалога между правительством, рабочими и работодателями. Для оживления экономики Восточной Европы необходимо обобщить опыт,воспользоваться предоставляющимися шансами и повысить комплекснуюэкономическую конкурентоспособность. Заключение С окончанием социалистической эпохи в Восточной Европе открыласьвозможность трансформации централизованно-плановой экономики в рыночную. Врезультате пятнадцатилетней практики рыночной трансформации национальныехозяйства государств восточноевропейского региона радикально изменили свойоблик. Конечно, прошло еще слишком мало времени, чтобы дать точнуюхарактеристику итогам этого процесса. Однако уже довольно отчетливопросматриваются некоторые результаты, из которых следуют вполнеопределенные выводы. В процессе выполнения курсовой работы была предпринятапопытка проанализировать специфику переходного периода и особенности еговлияния на современное экономическое положение государств Восточной Европы.Ниже в тезисной форме приведены выводы в соответствии с задачами,поставленными при написании работы: 1. Переходный период – процесс преобразовании тоталитарного общества в правовое и государственно-административной экономики в рыночную. Необходимость такого перехода в странах Восточной Европы была вызвана рядом причин, основной среди которой можно назвать неэффективность планово-централизованной экономики и естественную недолговечность подобной экономической организации. 2. В результате рыночной транформации в странах региона достигнуты серьезные результаты. Полностью демонтированы механизмы командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная инициатива людей, происходит относительно быстрое становление предпринимательского класса, формирующего основу будущего благополучия своих стран. Кроме того, можно говорить о значительных достижениях в области приватизации предприятий и реструктуризация материального производства, стабилизация денежно-кредитных и финансовых отношений. Экономическая ситуация стран Восточной Европы в настоящее время лучше,чем когда-либо после 1991 г. Рост экономики государств Восточной Европы,ускоряется. Лидерами региона являются Венгрия и Польша. Основным источником экономического оживления в рассматриваемыхгосударствах выступила промышленность. Оборотной стороной экономического роста стало увеличение уровнябезработицы и значительный разрыв в уровне доходов между пятью наиболееразвитыми странами региона (Чехией, Венгрией, Польшей, Словакией иСловенией) и остальными государствами, а также множество других важныхпроблем. 3. В целом, перспективы развития экономики стран региона оцениваются положительно. Причины этому – хорошие возможности роста экономики, укрепление бюджета, снижение инфляции и усиление внешнеторгового оборота, который определяет текущее сальдо по операциям и повышает резервы иностранной валюты. Главнейшая задача стран Восточной Европы заключается в том, чтобы заложить тот фундамент, который был разрушен в течение 40-50 лет экономической бесхозяйственности. Однако мы убедились в том, что, несмотря на благоприятные перспективы развития восточноевропейских государств, в странах региона остается множество неразрешенных проблем. Для их решения необходимо обобщить опыт и не упустить предоставляющиеся шансы. Литература: 1. Кулигин П. Уроки антиинфляционной политики Польши, Румынии, Венгрии,Болгарии. М.:ИМЭПИ РАН, 1994, стр.4. 2. Kolodko G.W., Nuti D.M. The Polish Alternative. Research for Action33. UNU/WIDER, 1997, p.2. 3. Sandru V. Romania – 8 years of past-totalitarian developmentprivatization in Romania. ECPD Meeting. Sveti Stefan, October 1997, p.15. 4. Hospodarske noviny. 1997. №229, S.9. 5. Гавлик П. Страны с переходной экономикой: состояние и перспективыроста // Проблемы теории и практики управления, 2001, №2, стр.60. 6. Pohe G. et al. Privatization and Restructuring in Central andEastern Europe. The World Bank Washington, D.C. Technical paper №368, p.6. 7. Свiтова економiка: Пiдручник / А.С. Фiлiпенко, О.I. Рогач, О.I.Шнирков та iн. – К.: Либiдь, 2000. – 582 с., стор.421. 8. The Wall Street Journal Europe’s. Central European Economic Review.XII-1997 – I-1998. V.Y. №10, p.37. 10. Гринберг Р. Результаты экономических реформ в постсоциалистическихстранах // Проблемы теории и практики управления, 2003, №3 11. Эмбарго Европейской экономической комиссии ООН, Press Release ECE /GEN / 01 / 08, Geneva, 4 May 2001. 12. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1996 г. // Мироваяэкономика и международные отношения. - 1997. - №11; 13. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1994-1995 гг.//Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - №3; 14. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1993-1994 гг. //Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №2; 15. Глинкина С. О трансформации экономической системы в странахЦентральной и Восточной Европы // Общество и экономика. - 2002. - №5; 16. Осьмова М.Н. Проблемы включения стран Центральной и ВосточнойЕвропы в Европейский Союз // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. - 2002. - №6; 17. Пьяцоло Д. Восточная Европа между трансформацией и вступлением вЕС: анализ реформаторских требований // Проблемы теории и практикиуправления. - 2002. - №2; 18. Сегодня и завтра Восточной Европы // Независимая газета - 2000. -24 октября; 19. Бойцова В.В. Европейский Союз: расширение на восток // Общественныенауки и современность. - 2002. - №2; 20. Европа: вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П.Шмелев. - М., 2002.- 823с.; 21. Евстигнеев Р.Н. Десять лет экономических реформ в странахЦентральной и Восточной Европы // Россия и современный мир. - 2003. - №2; 22. Нарочникова Н. Европа "старая" и Европа новая // Международнаяжизнь. - 2003. - №4; 23. Розенберг Д.Дж. Расширение Европейского союза на восток: проблемыконвергенции // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №1; 24. Шакина А. Прямые иностранные инвестиции в странах Восточной Европы// Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №2.( Курсивом даны инвестиции в экономику. ( Источник: МВФ (2003); ILO, Global Employment Trends Model, 2003; см.также Технические пояснения (Technical Note)( Средний показатель роста ВВП в регионе по прогнозу ЕЭК ООН (отчет"Economic Survey of Europe") ( Источник: Эмбарго Европейской экономической комиссии ООН, PressRelease ECE / GEN / 01 / 08, Geneva, 4 May 2001. ( Источник: ILO, Global Employment Trends Model, 2003.( Прогноз




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconТюркское влияние на этническую динамику русского народа
Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы, разрушение производительных сил, развитие местных культурных...
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconОсновы конституционного строя стран Восточной Европы (на примере Эстонии)
На тему: «Основы конституционного строя стран Восточной Европы (на примере Эстонии)»
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconК 2015 году лидеры стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии намерены создать блок, аналогичный Евросоюзу
Лидеры стран Ассоциация государств Юго-Восточной Азии должны сегодня договориться об отмене торговых ограничений для товаров и услуг...
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconОсобенности переходного периода из начальной школы в среднее звено
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей,...
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconОсобенности переходного периода из начальной школы в среднее звено
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей,...
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconОтчет о работе кафедры истории стран Северной Европы в 2010-2011 учебном году. Кадры
Кафедра истории стран Северной Европы является выпускающей для специализации 020713 «История Финляндии и Скандинавских стран», в...
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconКазахстан в средневековье
Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) рассели­лись...
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconНовые индустриальные страны Юго-Восточной Азии в мировой экономике
Некоторые особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии в 80-90-е годы 7
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине по выбору «экономика переходного периода» для студентов заочной формы обучения спец
Учебная дисциплина «Экономика переходного периода» является элективным курсом для студентов заочного обучения 5, 4 и 6 лет обучения...
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы iconДоклад по курсу " Социально-экономические проблемы переходного периода" тема: особенности экономических кризисов в послевоенной японии студентки 371 группы
Японии, для которой это были первые послевоенные серьезные кризисы после десятилетий бурного экономического роста, характеризующего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы