Тема: Природные богатства Зауралья icon

Тема: Природные богатства Зауралья



НазваниеТема: Природные богатства Зауралья
Дата конвертации16.07.2012
Размер125,69 Kb.
ТипИсследование
скачать >>>

Березина Светлана Викторовна


Занятие факультативного курса «Мой край»


Тема: Природные богатства Зауралья


Класс: 4


Продолжительность мероприятия: 40минут


Цель:

способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к своей малой

родине


Задачи:

  • познакомить детей с природными богатствами Курганской области (водными ресурсами и полезными ископаемыми):

  • воспитывать интерес к родному краю, его природе;

  • обратить внимание детей на культуру Зауралья;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность как необходимое условие для подготовки младших школьников к самообразованию


Форма: игра-экспедиция по родному краю


Оборудование:

  • мультимедиа проектор,

  • презентации учителя и обучающихся,

  • компьютер,

  • русские народные наигрыши в формате мр3,

  • карта Курганской области,

  • флаг и герб Курганской области (их учитель размещает на доске по ходу занятия),

  • вещи для игры,

  • карточки с цифрами 1-4 для выбора правильного ответа,

  • знатки для фиксации успехов участников каждой группы


Прилагаемые медиаматериалы:

  • презентация учителя,

  • презентации обучающихся


План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя

  2. Проверка знания местности

  3. Исследование «Реки Курганской области»

  4. Привал «Зауральские загадки»

  5. Исследование «Озера Курганской области»

  6. Привал «Зауральская игра»

  7. Исследование «Полезные ископаемые Курганской области»

  8. Привал «Были-небылицы»

  9. Исследование «Природные богатства Катайского района»

  10. Итоги экспедиции


Ход занятия


  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы.


- Прочтите тему нашего занятия.

Слайд 1

- Что можно так назвать?

- Где можно найти эти богатства?

- Вам предстоит узнать о водных и подземных богатствах нашего края. Знания вы будете получать от своих товарищей, а так же будете делиться своими знаниями.

Сегодня мы отправимся в экспедицию по Курганской области. Что такое экспедиция?

Слайд 2

- Из БЭС я узнала, что

экспедиция - это поездка или поход группы или отряда людей с каким-либо специальным (научным, военным) заданием; а так же сама группа участников такого мероприятия

- С каким заданием отправляется наша экспедиция?

- Чтобы экспедиция была успешной, необходимо быть внимательным, стараться как можно больше узнать, запомнить и как можно точнее передать свои знания товарищам. И, конечно, нужно быть дружными, помогать друг другу.


  1. Проверка знания местности


- Отправляясь в экспедицию, её участники изучают ту местность, в которой им придется проводить свои исследования. Вам эта местность знакома, поэтому предстоит только проверить, насколько хорошо она вами изучена. У каждой группы есть сигнальные цифры для выбора правильного ответа. За каждый правильный ответ группа получает знатку. Знатки вы будете получать на протяжении всей экспедиции. По результатам экспедиции выявим знатоков родного края.

Слайды 3-7

Курганская область граничит с областями и государствами:

  1. Свердловская

Челябинская

  1. Тюменская

Свердловская

Омская

Казахстан

  1. Челябинская

Свердловская

Тюменская

Беларусь

Челябинская

Франция

  1. Свердловская

Тюменская

Челябинская

Казахстан


Курганскую область еще называют:

  1. Урал

  2. Сибирь

  3. Зауралье

  4. Приуралье



Административный центр Курганской области:

  1. Катайск

  2. Москва

  3. Шадринск

  4. Курган


Выбрать герб Курганской области:




(С-Петербург, Курганская область, Россия, Катайск)


Выбрать флаг Курганской области:




(Курганская область, Россия, Великобритания, Свердловская область)

Испытание пройдено. Можно смело вести исследования на территории Курганской области.


  1. Исследование «Реки Курганской области»


- Ребята, чтобы узнать, что предстоит сейчас изучить участникам нашей экспедиции, нужно отгадать загадку.

Слайд 8

Полями, лесом и лугами
Она бежит меж берегами,
Петляет от обрыва к мели,
Тут – быстро, где-то - еле-еле.
Она течёт уже века,

Названье дали ей – (река)

- Какие реки Курганской области вы знаете?

- Какое значение имеют реки для населения нашего края?

- Реки Курганской области изучили ребята I группы

Слайд 9 (переход по гиперссылке к презентации обучающихся)

(Отчет участников первой группы экспедиции: название рек, показ на карте Курганской области, сообщение интересных фактов, презентация, выполненная учащимися. Учитель дополняет сведения, полученные детьми:

В Курганской области насчитывается более 400 рек. Самыми крупными являются Тобол, Исеть, Миасс.

Главная река -Тобол, она впадает в Иртыш. Протекает по территории шести районов области, в том числе через г. Курган. Длина Тобола 1591 км. Исток находится в Кустанайской области Казахстана.      

Вторая по величине река - Исеть, берёт начало из горного озера Исетского (Свердловская область) и, пройдя по территории Курганской области, впадает в реку Тобол в Тюменской области. Длина Исети 606 км.

Реки Исеть и Миасс принимают сточные воды промышленных предприятий городов Екатеринбурга, Каменска - Уральского, Миасса, Челябинска. Из-за сильного загрязнения их вода не используется как питьевая. Кроме того, реки Исеть, Теча загрязнены радиацией.

Кроме крупных рек на территории области насчитывается 106 малых рек.)

- Ребята, что нового для себя вы узнали из отчета участников первой группы?

- Можно ли реки назвать богатством Зауралья? Почему вы так считаете?

- Существует ли проблема рек?

- Какие пути решения экологической проблемы вы можете предложить?

- Как вы оцените работу ребят?


  1. Привал «Зауральские загадки»


- Длинна дорога, отдохнем немного. Нашей экспедиции необычайно повезло. Найдены удивительные сокровища устного народного творчества жителей Курганской области. Это загадки. Есть возможность заработать знатки. Попробуем отгадать зауральские загадки?

Слайд 10 (музыкальная заставка)

Слайд 11 (загадки)

Без рук, без ног по полю скачет, в селе помчится, в двери стучится. (Ветер)

Не болела, а белый саван надела. (Зима)

В деревянной рубашке черная душа. (Карандаш)

Какая водица только для грамотных годится? (Чернила)

Жалованье не получаю, а учу днем и ночью. (Книга)

С виду клин, а раздвинешь – блин. (Зонт)

Что с земли не поднимешь? (Тень)

Из липы свито деревянное корыто. По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут. (Часы)

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу. (Шапка)

Вперед идут – поют, назад идут – плачут. (Ведра)

- Кому понравилось отгадывать загадки?

- У кого поднялось настроение?



  1. Исследование «Озера Курганской области»


- Продолжаем работать. Подумайте, что называют «голубыми глазами Земли»?

- О каких озерах Курганской области вы слышали?

- Кому доводилось бывать на берегах Зауральских озер, купаться в них?

- Что вы испытывали?

- Участники II группы исследовали озера нашей области. Они отчитаются о своей работе.

Слайд 12 (переход по гиперссылкам к презентациям обучающихся)

(Ребята представляют подготовленный материал, показывают озера на карте Курганской области. Учитель дополняет их информацию:


На территории Курганской области находится около 3000 озёр. Из них -около четырёхсот сравнительно крупных озёр. Самые крупные - Черное и Стекленей - в Мокроусовском районе, Малые Донки - в Куртамышском районе. В основном озера располагаются на востоке и юго-западе области. Большинство озёр - пресноводные.

Кроме пресных озер, на территории области имеются многочисленные соленые, горько-соленые и щелочные озера. В них залегают огромные отложения ценных лечебных грязей. Самые известные из них – лечебницы всероссийского значения. Далеко за пределами Курганской области известны такие курорты, как «Озеро Горькое» Щучанского района, «Озеро Медвежье» в Петуховском районе. Славятся своими лечебными грязями и озера Птичье и Горькое – Звериноголовское.

В водоёмах Курганской области в настоящее время обитают рыбы 27 видов. Из них 16 видов - аборигены, остальные - вселенцы различного происхождения. Преобладают карась, лещ, окунь, пелядь, плотва, сазан, судак, чебак, щука.

Многие озера пострадали от хозяйственной деятельности человека: из-за выпаса скота, свалок мусора пострадали растительный и животный мир водоемов, вода стала непригодной для питья.)

- Что можете сказать об исследовании второй группы?

- Какая информация была для вас новой и полезной?

- Каково значение озер в жизни зауральцев?

- Объясните, почему озера можно назвать богатством нашего края.

- Какая проблема озер существует?

- Можно ли ее решить? Как?



  1. Привал «Зауральская игра»


- Длинна дорога, отдохнем немного. Во все времена зауральцы умели не только работать, но и показать свою удаль в играх, поплясать в хороводе, спеть частушки. Наша экспедиция обнаружила одну из старинных игр. В нее играли наши предки. Поиграем?

- Игра называется «Заплети косу». В ней участвуют по четыре человека от каждой группы. Один участник берет в руку три цветных пояса – это волосы. Остальные три участника каждой команды берут три конца поясков (по одному концу каждый). Под звуки музыки команды начинают плести косу. Музыка через 4-5 минут останавливается. Выигрывает та команда, у которой коса получилась длиннее и ровнее.

Слайд 13 (музыкальная заставка, эта же музыка используется как фон к игре)

(Звучит музыка. Дети, не выпуская поясков из рук, «плетут косы». Прерывается музыка, подводится итог.)

- Кому понравилась игра?

- Где можно в нее играть?


7. Исследование «Полезные ископаемые Курганской области»


- Ребята, как вы думаете, где еще хранятся природные богатства?

- Что можно обнаружить в недрах Зауралья?

- Подземные богатства Зауралья изучили ребята III группы.

Слайд 14 (переход по гиперссылке к презентации обучающихся)

(Участники третьей группы представляют информацию о полезных ископаемых. Учитель дополняет их сообщения:

Курганская область богата минерально-сырьевыми ресурсами. В области ведется добыча следующих полезных ископаемых: урана, бентонитовых глин, минеральных и питьевых подземных вод (минеральная вода «Шадринская» известна не только в нашей области), строительных камней, кирпичных глин, строительных песков.

Предполагаются месторождения нефти, газа, торфа, железной руды. Добыча этих полезных ископаемых не ведется.

Курганская область богата солеными озерами, в которых содержится сернокислый натрий, сода, мирабилит, поваренная соль и множество других солей, в том числе разнообразные микроэлементы. Такие озера расположены в Звериноголовском, Щучанском, Куртамышском, Петуховском и других районах.

Область располагает огромными запасами лечебных грязей, обследовано 43 озера. Лечебная грязь озер Курганской области обладает высокими лечебными свойствами. К сожалению, используется лишь незначительная часть лечебных грязей и только на четырех объектах: озеро Горькое-Виктория (Щучанский район), озеро Медвежье (Петуховский район), озеро Горькое-Звериноголовское (Звериноголовский район), озеро Птичье (Шумихинский район). Люди со всей России приезжают лечиться грязями этих озер.

В Катайском районе ведется добыча строительного песка и строительного камня.)

- Какие открытия вы сделали для себя?

- Нуждаются ли в охране полезные ископаемые нашей области? Почему?


    1. Привал «Были-небылицы»


Слайд 15 ((музыкальная заставка)

- Во все времена находились весельчаки, мастера посмешить народ. Потешки, небылицы – это их рук дело. Экспедиция обнаружила залежи небылиц, рассказываемых на территории области. Попробуем поднять настроение?

- Каждая группа получит по одной небылице. В течение 2-3 минут, пока звучит музыка, нужно подготовиться к инсценировке произведения.


Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой молол муку.

Мама увидала,

Папе рассказала.

Папа удивился,

С лестницы свалился


Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…


Целый день висел на небе,

И похрюкивал негромко.

Туча в небе проплывала,

Утащила поросенка.

Он теперь живет на туче,

Поросенок стал летучим.


Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду красил?
- Я ее не мазал краской,

Не раскрашивал помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.


Стучит-бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
Туда ж по дорожке.
—Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?


— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.

(Каждая группа представляет небылицу всем участникам экспедиции.)

- Кому было весело?

- Кому захотелось придумать свою небылицу? Попробуйте это сделать дома.


    1. Исследование «Природные богатства Катайского района»


- Ребята, как вы думаете, чем богат наш район?

- Участники IV группы изучали природные богатства Катайского района.

Слайд 16 (переход по гиперссылке к презентации обучающихся)

(Участники четвертой группы представляют материало реках,озерах, полезных ископаемых Катайского района. Учитель дополняет:

На территории Катайского района протекает 8 больших и малых рек, размещается 12 озер, много болот.

Главная река - Исеть. Вытекая из озера Исетского, расположенного северо-западнее Екатеринбурга, на протяжении нескольких десятков километров она медленно и величаво несет свои воды по территории района. К сожалению, вода в реке не пригодна для питья.

Другой значимой рекой района является река Синара, приток Исети. Берега Синары – необычайно красивые места. Летом на берегах Синары много отдыхающих. Около Синары расположены хорошие пастбища для скота.

Теча, Басказык, Катайка, Вощиха, Боровая, Шутишка – те малые речки, которые украшают территорию Катайского района. В настоящее время Теча и Синара очень загрязнены. Использование их воды может принести вред здоровью человека.

Озера расположены, в основном, к югу от Катайска. Самое большое – Коклан. Оно находится на границе с Челябинской областью. Остальные озера расположены около сёл Улугуши, Пески, Чусовое, Большой Касаргуль, Митькино.

- Что узнали о природных богатствах Катайского района?

- Над чем задумались?


  1. Итоги экспедиции

- Наша экспедиция подходит к концу. Кому было интересно изучать родной край? Что особенно понравилось?

- Что запомнилось?

- Кому захотелось продолжить изучение родного края?

- А сейчас проверим, какая группа старательно приобретала знания о родном крае.

Слайды 17-20

Какая из рек не протекает по территории Курганской области?

  1. Тобол

  2. Иртыш

  3. Исеть

  4. Миасс


В каком озере нет лечебных грязей?

1) Горькое

2) Птичье

3) Малые Донки

4) Медвежье


Какой реки нет в Катайском районе?

  1. Тобол

  2. Теча

  3. Синара

  4. Исеть


Добыча какого полезного ископаемого ведется в Катайском районе?

  1. нефть

  2. известняк

  3. золото

  4. строительный камень


- Подсчитываем знатки. Определяем знатоков родного края.


Слайд 21 (Мальчик и девочка читают стихотворение)

Мы хотим, чтоб вода была чистой

В океане, в пруду, в роднике.

Мы хотим вместе с солнцем лучистым

В безопасной купаться реке.

Мы хотим, чтобы наша планета

Не болела. Хотим ей помочь.

Мы за матушку-Землю в ответе -

Сын отважный и добрая дочь.


Литература и ресурсы Интернет:


  1. Антропов В.И. Земля Катайская -2- Курган: Парус, 2009

  2. Фольклор и литература Зауралья. Региональный компонент государственного образовательного стандарта по литературе: Учебное пособие для учителей и учащихся ( 5-11 классы), в 2-х частях / В.П.Федорова, Л.А.Миронова, Л.Б.Тихонова и др. ; Под общ.ред. В.П.Федоровой. - Курган: Зауралье, 2000г.

  3. Ехал Сенька по воду. Детский фольклор Шадринского края / Составители В.Н.Бекетова, В.П.Тимофеев. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996г.

  4. Катайск. Новые времена – Курган: Зауралье, 2009 г. – 416 с


http://www.goldenkorona.ru/subjekt_rf.html

http://www.kurganregion.ru/prirodnie-resursi/vodnie-resursi

http://allnet.h1.ru/common/voda.htm

http://www.kurgan.ru/kurgan/dostoprim.php?id=1




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема: Природные богатства Зауралья iconКонспект классного часа: Великие люди России (4-б класс кро) Айгишева А. В. учитель начальных классов высшей категории мобу сош с. Железнодорожный
Наша страна – самая большая в мире по своей территории. На ее просторах мы можем увидеть самые разные природные богатства. (Просмотр...
Тема: Природные богатства Зауралья iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема : Что называют полезными ископаемыми
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, это полезные ископаемые. Они встречаются во всех...
Тема: Природные богатства Зауралья iconПервооткрыватели Дальнего Востока
Отечества: до недавнего времени прилегающие к Тихому океану земли еще не выделялись отдельным именем. Поразительная глубина пророчества...
Тема: Природные богатства Зауралья iconПриродные богатства россии
Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу,...
Тема: Природные богатства Зауралья iconГородская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана
Значение изучения произведений писателей Зауралья для формирования нравственности ребёнка: собиратели зауральского фольклора: А....
Тема: Природные богатства Зауралья iconТема: Без живого слова нет языка народа
Оборудование: выставка книг писателей Зауралья, иллюстрации, портрет В. П. Бирюкова
Тема: Природные богатства Зауралья iconПланы семинарских занятий (очная форма обучения, нормативные сроки) тема 3 тема 4 тема 5 тема 6 тема 7 тема 8 тема 9 тема 10 тема 11 тема 12 тема 13 тема 14 тема 15 тема 16 тема 17 тема 18 тема 19 тема 20 тема 21 тема 22 тема 23 тема 24 тема 25 тема 26
Понятие и соотношение предмета и объекта науки. Предмет теории государства и права
Тема: Природные богатства Зауралья iconУрок Выполнила Штырля Татьяна Андреевна Тема: поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе
Мотивационная: формировать мотивацию к чтению и изучению произведений зауральских
Тема: Природные богатства Зауралья iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт калужский филиал Кафедра статистики Курсовая работа По дисциплине «Статистика» На тему: «Статистическое изучение
Главными составными частями и движущими силами национального богатства являются природные ресурсы, аккумулированный капитал, трудовой...
Тема: Природные богатства Зауралья iconЧеловек и природа в современной литературе
Долгое время каждый с гордостью произносил: "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек ". Так если много значит ли...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы