Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв icon

Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв



НазваниеКультура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв
Дата конвертации16.07.2012
Размер145,86 Kb.
ТипРеферат
Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв.


Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв.Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Времяобразования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Но ещеславяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образычеловека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялисьот солнечного жара и не смывались дождем. В древних вендских могилах былинайдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображениемльвов, медведей, орлов и покрытые лаком; также копья, ножи и мечи, икинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправой и насечкою. Карамзинписал, что, «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумываетблестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах своих умелинаслаждаться действием так называемых искусств изящных.» Но все это было лишь предпосылками для образования настоящей,древнерусской культуры, которая начала свое существование в год 852 отРождества Христова. Основные черты русской средневековой культуры определяются, с однойстороны, особенностями феодальной формации, свойственными ей способомпроизводства, характером классовых отношений и надстроечных институтов, сдругой стороны - конкретно-историческими условиями развития России,своеобразием ее социального и политического строя, а такжевнешнеполитическими обстоятельствами. Культура Руси не стала простым продолжением культуры предшествующеговремени. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни,выразившиеся в разложении первобытнообщинного строя и вызревания феодальныхотношений, в возникновении государства и в формировании древнерусскойнародности, привели к качественным сдвигам в жизни восточных славян иобусловили быстрый подъем в развитии, в результате которого древнерусскаякультура за сравнительно короткий исторический период достигла высокогоуровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре. До 988 г. Русь была языческой, а потому культура Древней Руси делитсяна два периода: языческий и христианский. До принятия Православиябронзовые, каменные, деревянные идолы были разбросаны по всем славянскимземлям. Много их было и в Киеве. Как пишет летописец: «И нача княжитиВолодимер и на Киеве един и постави кумиры на холму вне двора теремнаго:Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Даждьбога, иСтрибога, и Симарьгла, и Мокошь». Самым знаменитым из сохранившихся древних истуканов является Збручскийидол, поставленный на реке Збруч на рубеже IX-X веков. Идол представляетсобой большой каменный столп, покрытый барельефами. На верхнем ярусеизображено четырехликое божество: 4 безбородых, длинноволосых лица,обращенные на четыре стороны света и увенчанные одной круговой шапкой,весьма напоминающий княжеский убор. Чуть ниже - фигурки людей и 3 истукана,поддерживающие всю композицию. Иначе говоря, все это представляет собойдохристианское мироздание, подразделенное на небо, землю и подземный мир. В 988 г. языческому идолопоклонству пришел конец. Ко времени принятияХристианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международныйавторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла,техника деревянного строительства; складывался эпос. Синтез славянскойдохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русьс принятием Христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течениестолетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщилстрану к византийской и славянской христианской культурам, а через них - ккультурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековойкультуры. Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и вдоказательствах не нуждается. Несомненно и его большое положительноезначение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболееинтенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в.до середины ХII в. Значительным было воздействие византийской культуры навысшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения.Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии,канонического права, культового изобразительного искусства. Иной характер имели культурные контакты Киевской Руси со странамиЦентральной и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала всвоем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурноевзаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. Центром новой, христианской культуры остался Киев. Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература. Создание славянской азбуки связывается с именами византийскихмиссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885) Это событие связано с принятием христианства, но дохристианскаякультура уже имела зачатки систем письма. Об этом свидетельствует сказание черноризца Храбра «О письменах»,относящееся к концу 9 - началу 10 в. В нем на основании показаний очевидцевповествуется о создании Константином Философом азбуки. Во времена язычестваславяне применяли некоторые примитивные знаки, после же принятияхристианства в практику вошло использование латинских и греческих букв,которые не были приспособлены к особенностям славянской речи. В 862 г. в Константинополь прибыли послы моравского князя Ростислава,который просил императора Михаила и патриарха Фотия направить в Моравиюпроповедников для устроения там христианской религии, причем нужно было,чтобы это велось на наречии, которое будет понятно народу. Оба брата были родом из македонского города Солуни. Константин(Кирилл) изучал богословие и был назначен позднее патриаршим библиотекарем,а также преподавал философию. Он владел несколькими языками, в том числе иместным славянским диалектом. Мефодий занимал пост управителя в одной изславянских провинций Византийской империи. Вскоре после обращения послов к императору Кирилл создал славянскуюазбуку, которая состояла из 38 букв. Поскольку ее нельзя было составитьмеханически, часть букв была взята из греческого алфавита, а некоторые былиспециально придуманы для правильной передачи звуков славянских диалектов.Кириллом же был сделан перевод Евангелия и ряда других церковных книг. Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита -кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX в. был создан глаголическийалфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянскогонаселения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-X в.в. на территории ПервогоБолгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесьгреческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавалиособенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название«кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснилглаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Появление письменности обусловлено внутренними потребностями обществана определенной стадии его развития - разложение первобытнообщинного строя,возникновение классового общества и государства. Это означало качественныйскачок в развитии культуры, т.к. письменность является важнейшим средствомзакрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей,сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русскаяцерковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности иобразования. О распространении грамотности среди демократических слоевгородского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма,памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо,таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных июридических актов, но и в быту. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразиифольклора Киевской Руси. Значительное место в нем занимала календарнаяобрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Существовали такжеи формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы,поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Народная музыка, возникшая задолго до профессионального музыкальногоискусства, играла в общественной жизни языческой Руси гораздо большую роль,нежели в более поздние эпохи. Народные песни были плодом коллективногоустного творчества и имели много вариантов. Фольклор обладал сложившейсястройной системой жанров и средств музыкальной выразительности. В числе самых древних свидетельств музыкальной одаренности русскогонарода - календарно-обрядовые песни. Они создавались в соответствии скалендарем, отражающим этапы сельскохозяйственных работ в течение года. Всодержании календарно-обрядового фольклора отразились самые разнообразныеверования наших предков, представления о круговороте природы и устройствемироздания. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды,поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучимисилами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил. Совсем иной была сфера семейно=бытового фольклора. В Древней Русисобытия, связанные с рождением человека, вступлением в брак, его смертью,отразились в прекрасных народных песнях. Наиболее развитым был обряд русской свадьбы. Также были распространеныплачи-причитания: «причет», «вопль», «голошение». Синтетическим жанром, в котором с особой яркостью воплотилсямузыкально-поэтический дар русского народа, была былина (или старина). Вней рассказывалось о том, что «было» и одновременно велось повествование онебылицах, сказочных героях, фантастических образах. Большинство персонажейкиевских былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) - бесстрашныебогатыри, защитники родной земли, совершающие подвиги в самых необычныхситуациях. С принятием христианства смысл языческих верований породивших те илииные жанры музыкального фольклора, стал забываться. Однако внешние формыобрядов остались. Церковь Древней Руси не отвергла традиционные народныепраздники, но лишь придала им новый духовный смысл. В храмовой музыки стали распространены псалмы, кондаки, стихиры,тропари, входящие в Литургию, Всенощное бдение и другие службы. Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же послевведения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей«лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост идуховных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму,основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа,готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из нихсуществовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видныедеятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословиемизучались философия, риторика, грамматика, использовались историческиесочинения, сборники высказываний античных авторов, географические иестественнонаучные труды. В аристократической среде широко было распространено знаниеиностранных языков. Получали образование и некоторые женщины в княжескихсемьях наравне с мужчинами. Хорошо известны в Киеве были сочинения римских и византийскихбогословов- Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Кессарийского,Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского. Сборники переводных сочиненийсодержат многочисленные памятники агиографии- литературы, посвященной житиюсвятых. Достаточно распространены в ту эпоху были тексты апокрифов-преданий о героях библейской истории, не вошедших в канонические книги.Встречаются хроники, излагающие историю мира, а также великолепный переводзнаменитой книги Иосифа Флавия «История Иудейской войны». Переводная литература способствовала обогащению и развитию русскойоригинальной литературы. Но она не предшествовала русской литературе, асопутствовала ей. Многие из переводных произведений появились тогда, когдауже существовали оригинальные произведения русской литературы. Переход от чтения к созданию своих текстов был очень стремительным.Как считают современные исследователи, анализ первых произведенийлитературы Киевской Руси показывает ее самостоятельность и в языке, и всюжетах, и в системе образов, и даже в жанровом отношении. Характерная особенность русской литературы - ее остраяпублицистичность. Поэтому памятники литературы одновременно являются ипамятниками общественно-политической мысли. В основе их содержания -важнейшие проблемы жизни страны. Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературыстало летописание. Летописи - это крупнейшие памятники всей культуры Руси. Самым значительным памятником летописания считается «Повесть временныхлет», составленная в 1113 г. монахом Нестором. Однако «Повесть временныхлет» не самое первое летописное произведение. Древнейшие летописи на Русиизвестны со времени князя Ярослава Мудрого, хотя устные предания бытовализадолго до этого времени. Другой этап приходится уже на 60-е-70-е г.г. ХIв. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Около1095 г. создается новый летописный свод, который русский ученый А.А.Шахматов предложил назвать «Начальным сводом». И, наконец, в начале XIIвека русская летопись обогатилась трудами монаха Киево-Печерского монастыряНестора. В «Повести» автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввестиисторию Руси в контекст всемирного исторического процесса, переработавстаринные летописи. Поэтому произведение начинается библейским рассказом оНое, от одного из сыновей которого ведет свое начало славянский род. ДалееНестор повествует о возникновении первой династии Рюриковичей, о крещенииРуси, о походах киевских князей на иноземцев, о междоусобицах. Для этойлетописи характерно свободное сочетание элементов жития, поучения, повести,похвального слова. Как и всякая летопись, «Повесть временных лет»отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала.В нее вошли и тексты дипломатических и юридических документов, и пересказыфольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной литературы, изаписи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения-исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальныеслова. «Повесть», возникшая в период, когда уже начался распад Древнерусскогогосударства на отдельные земли и княжества, проникнута идеей единстваРусской земли, которое мыслилось как сплочение всех земель под властьюкиевских великих князей. «Повесть» сыграла огромную роль в утверждении и сохранении идеиединства Руси в сознании последующих поколений, живших во времена княжескихусобиц. С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. Вусловиях феодальной раздробленности оно приобретает областной характер.Значительно увеличивается количество центров летописания. Кроме Киева иНовгорода летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и Смоленске,во Владимире и Ростове, в Галиче и Владимире-Волынском, в Переяславле-Залесском, Рязани и других городах. Появляются родовые княжеские летописи,жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях междукнязьями. Среди жанрового разнообразия киевских памятников также выделяется жанрслова, отразивший пафос торжественного и поучающего слушателей красноречия.Наиболее знаменитым сочинением является «Слово о Законе и Благодати»,написанное первым русским митрополитом Иларионом в 30-40 гг. XI века. Своимострием «Слово» направлено против притязаний Византии на культурную иполитическую гегемонию в Восточной Европе. Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси являетсязнаменитое «Слово о полку Игореве». В нем повествуется о неудачном походекнязей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем противполовцев в 1185 г. «Слово о полку Игореве» - произведение общерусское, в нем нет местныхчерт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшегоподняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусскихинтересов. Это светское произведение, в нем отсутствуют церковная риторика,христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народнымтворчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении природы, в широкомиспользовании языческой символики и образов языческой мифологии, типичныхдля фольклора форм (например, плача) и художественных средств. О связи снародным творчеством свидетельствует и идейное содержание «Слова», и егохудожественная форма. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные для древнерусскойлитературы этого периода черты: живая связь с историческойдействительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобногопроизведения свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русскойлитературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культурывообще. Не менее важны и шедевры архитектуры и изобразительного искусства. До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, носуществовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формыкоторого повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианстваначинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых былизаимствованы из Византии. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная вКиеве в конце Х века греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 г.г. в Чернигове был воздвигнут греческимизодчими Спасо-Преображенский собор- самый «византийский», по мнениюспециалистов, храм Древней Руси. Вершиной южнорусского зодчества ХI в. является Софийский собор в Киеве- огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 г.г. греческими ирусскими мастерами. София Киевская, возведенная на высоком берегу Днепра,блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальнуюкомпозицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни-асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественностьхрама, подчеркивая его особую роль в государстве. Внутренне убранство также вполне соответствовало месту собора вдуховной жизни киевлян. Он как бы претворил религиозные, национальные идаже политические идеи, господствовавшие во времена Ярослава Мудрого. Приэтом создателям храма удалось найти верное решение в соотношенииразнообразных деталей и украшений. Например, важным элементомхудожественного замысла являлся контраст залитого светом центральногопространства с затененными помещениями под хорами. В лучах света искрилисьдрагоценные мозаики, расположенные в центре, боковые же части были украшеныфресками. Благодаря точному расчету внимание каждого, кто входит в храм,приковывается к алтарной его части и пространству под центральным куполом.Здесь помещена мозаика с изображением Христа-Вседержителя. Подлиннымшедевром Софии является огромная мозаичная фигура Богоматери -Оранты. На противоположной алтарной части храма изображены бытовые сцены изжизни княжеского двора, а также сцены «бесовских забав» разудалых русскихскоморохов. Особого внимания заслуживают фрески-портреты семьи ЯрославаМудрого. Лучше всего сохранилось изображение четырех дочерей князя. Ихстройный и нежный облик наделен ярко выраженными индивидуальными чертами. София Киевская является блистательным олицетворением идеи единстварусской государственности и Православия. Собор как центр общественной жизниКиева воплотил в себе философию, этику и эстетику Руси, стремящейся кнациональному самоопределению. Храм оказал серьезное влияние на дальнейшееразвитие каменного зодчества. Появились Софийские соборы в Новгороде,Полоцке, расцвело строительство величавых храмов и крепостей в другихрусских княжествах. С ХII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. ЗодчествоXII-XIII в.в. отличается от архитектуры предшествующего времени меньшеймасштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивыхформ, простой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм спозакомарным покрытием и массивной главой. Со второй половины ХII в. заметно ослабевает византийское влияние, чтоознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразнойформы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такогохрама является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159г.), атакже собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь ПараскевыПятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремленность здания вверхподчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар идекоративными кокошниками у основания барабана. Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основдревнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храмов спозакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек:аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонни пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливаякаменная резьба. Расцвет зодчества естественно стимулировал развитие изобразительногоискусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые длянее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковаяживопись (иконопись). С принятием христианства из Византии на Русь пришлиновые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а такжестанковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русскиххудожников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографическийканон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи былисозданы в Киеве. В киевских храмах было много икон. Создавались они нетолько греческими, но и русскими мастерами. Суровой красотой имонументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Онивыполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийскоймонументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразиеоттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря отличаютсядовольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальнымихарактеристиками отдельными персонажей. В XII - XIII вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнеестановятся местные особенности. Во второй половине XII в. формируетсяспецифически новгородский стиль монументальной живописи, который достигаетнаиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Сиарой Ладоге,Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах вотличие от киевских заметно стремление к упрощению художественных приемов,к экспрессивной трактовке иконографических типов, что диктовалось желаниемсоздать искусство, доступное для восприятия не искушенного в теологическихтонкостях человека, способное непосредственно воздействовать на егочувства. Распространение письменности, появление книг привело к возникновениюеще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюрыимеются в «Остромировом Евангелии» (1056-1057) , где помещены изображениятрех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов иобилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие. В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские идругие православные традиции, сумела создать искусство с высокимикритериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовнойхристианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшегоразвития национальной художественной культуры.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconВопросы к экзамену Проблема происхождения славян в исторической науке
...
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв icon1. Периодизация
...
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconИмени О. В. Ключевского
Древней Руси", "От Закона Русского к Русской Правде", "Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XX веков",...
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconСодержание Введение Культура языческой Руси принятие христианства Культура Киевской Руси. Двоеверие Заключение список использованной литературы Введение
Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость...
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconХристианство и культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconТематика курсовых работ 2011/2012 учебного года История отечественного государства и права Государственный строй Киевской Руси
«Русская Правда» – кодекс феодального права Киевской Руси (происхождение, основные редакции, общая характеристика)
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconЗарождение политических взглядов в Киевской Руси в IX-XIII вв
Это также поможет проанализировать политические процессы, происходящие в наше время, изучить способы общего развития и формирования...
Культура Киевской Руси в IX первой половине XIII вв iconРапов О. М. Русская церковь в ix-первой трети XII в
Книга О. М. Рапова посвящена важной исторической теме – принятию Киевской Руси крупнейшей мировой религии – Христианства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы