Культура Украины в 1940-1950-х годах icon

Культура Украины в 1940-1950-х годах



НазваниеКультура Украины в 1940-1950-х годах
Дата конвертации16.07.2012
Размер80 Kb.
ТипРеферат
Культура Украины в 1940-1950-х годах


Ученика 11 – В класса Цокало Сергея План.1. Украинская культура в годы второй мировой войны. А) наука и литература; Б) изобразительное искусство.2. Опасения сталинского режима по поводу потерь идеологического характера.3. «Чистка» в среде украинских культурных деятелей, искоренение «украинского буржуазного национализма».4. Смерть Сталина. «Хрущёвская оттепель». А) образование научных центров; Б) образование союза журналистов и союза кинематографистов; В) издание первой «Украинской Советской Энциклопедии»; Г) украинская литература в период «хрущёвской оттепели»; произведения «самиздата»; Д) конец «сталинщины» в изобразительном искусстве; Е) успехи архитекторов и художников; Ж) строительство Выставки народных достижений УССР.5. Список изученной литературы. В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результаткоторой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники немогли не считаться с основными новыми жизненно важными требованиямиукраинского народа, которые возросли в данной ситуации. И именно в этом –главная причина всей «либеральной политики» в национальном вопросе в годывойны, а это в свою очередь не могло не сказаться на научной, культурной илитературной жизни страны. С годами войны 1941 – 1945 гг. /включительно/ связан относительныйрассвет украинской исторической науки, культуры, литературы иизобразительного искусства. «Впервые за много лет – писал М. Рыльский, -украинские учёные и писатели одержали право вслух высказаться пронациональный дух украинского народа». С конца 1941 г в украинской советской литературе одна за другойначинают печататься статьи историков и писателей, посвящённые выдающимсястраницам национального прошлого. Возрождается тяга к национальномутрадиционализму. Известные деятели культуры выступают с обобщающимиработами про украинский национальный театр /Иван Кочерга/, музыкальнуюкультуру /Филипп Козицкий/, язык /Леонид Булаховский/. Именно в это время,впервые после террора 1933 – 1938 гг., Институт истории академии наук УССРимел смелость подготовить к печати многотомный труд «История Украины»,первый том которого вышел в переломный период войны / в 1943 г. /.Одновременно вышел популярный «Напис истории Украины», которого украинскаяшкола и читатель не имели более 10 лет. Художественная литература дала ряд романов, повестей, рассказов /О.Гончар «Прапороносцы» – трилогия Ю. Яновский «Живая вода», Ю. Смолич «Онине прошли», Л. Смиленский «София», О.Кундзич «Украинская хата»/. Годы войныстали временем появления значительных, пронизанных патриотическим пафосом,поэм /М. Рыльский «Слово про рiдну матiр»; П. Тычина «Голос матери»; В.Сосюра «Любите Украину»; Л. Первомайский «На Полтавщине»; А. Малышко –«Украина моя»… Весомый вклад в историю советского искусства 1941 – 1945 гг. внеслиукраинские художники. Уже на второй день войны расширенный пленум ЦК союзаработников искусства обратился с призывом развернуть активнуюхудожественную работу в армии, на фронте, в тылу.
Во многих городах Украиныбыли созданы штабы, которые наладили работу по выпуску плакатов. Заметным явлением в истории украинского изобразительного искусствапериода Великой Отечественной войны стал плакат В. Касияна «В бой,славяне!», отмеченный первой премией на московской выставке оборонногоплаката летом 1943 г. большой популярностью пользовались посвящённыеосвобождению столицы Украины плакаты В. Касияна «Киев наш», П. Супонина«Киев», к. Агнита – Следзевского «Под славным городом Киевом» и др. В годы войны активно развивается графическая живопись. Трагическиесобытия войны нашли отражение в рисунках И. Кружкова «Девочка на дороге»/1943/, В. Гливенка «Ведут заложников» /1941/, А. Гнилова «В «санчасти»концлагеря Шталаг 326» /1945/. Многочисленные фронтовые рисунки украинских художников, которые дошлидо нас на пожелтевших листках бумаги, страницах блокнотов, стали бесценнымвкладом в героическую военную летопись. Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было созданонемало картин, этюдов /Н. Сирота «Пленные немцы», 1942; С. Кравченко«Разгром немцев под Ростовом» 1942; Ю. Балановский «На днепровскихпереправах» 1944; Ф. Самусев «Под Корсунь – Шевченковском» 1944/ В военное время в украинской советской живописи развивается иисторический жанр /«Московские послы вручают грамоты Богдану Хмельницкому»И. Шульга, созданная в 1943 г. для центрального исторического музея; сериякартин М. Дергуса «Хмельничина»; «После Корсуньской победы» и др./… Всё это свидетельствовало, что признаки нового культурного иобщественного подъёма Украины, которая пережила странный шквал войны инемецкую оккупацию, были очевидными. Однако, несмотря на величайший моральный подъём, переживаемый советскимобществом, благодаря победе во второй мировой войне, Сталин считал, что онананесла его режиму серьёзные потери идеологического характера. Стремясьподнять боевой дух советских людей во время войны, советская властьстимулировала национальные чувства, как русского, так и других народовСССР, а также сняла ограничения с религии. Но наибольшее беспокойстворежима вызвало то обстоятельство, что около 70 млн. советских людей –жители оккупированных немцами территорий, угонявшиеся на принудительныеработы, военнопленные – познакомились с Западом и вкусили некоторые сторонызападного образа жизни. Кроме того, путём аннексии в состав СССР быливключены территории с миллионами людей, которые в большинстве отрицательноили в лучшем случае скептически относились к советской идеологии,политической системе и экономическому устройству. Поэтому Сталин считал: режим должен вновь сдавить в своём кулакеобщество. Новый размах культурной, научной и общественно – политической жизниУкраины, начиная со второй половины 1946 г. сменился новым систематическими плановым разгромом. Человеком, которому Сталин доверил задачу восстановления«идеологической чистоты» был его ближайший помощник Андрей Жданов. Началась жестокая «чистка» в среде украинских учёных, писателей,деятелей пера, кино и искусства. Результаты этой чистки оказались опустошительными. Достаточно сказать,что все работы по истории Украины, истории художественной украинскойлитературы, критики, истории театра, написанные в годы войны, т.е. в периодвынужденных со стороны Москвы послаблений и относительных свобод внациональном вопросе, все лучшие произведения литературы /проза, поэзия/теперь предавались анафеме, как проникнутые духом «украинского буржуазногонационализма». От многообещающих возможностей нового культурного иобщественного подъёма Украины не осталось и следа. Апогеем идеологического «закручивания гаек» стал 1951 год, когда былопредано анафеме стихотворение В. Сосюры «Любите Украину!», написанное наволне патриотического подъёма в 1944 г. и получившего сталинскую премию.Автора обвинили в национализме и заставили публично выступить сунизительным раскаянием. С конца 1948 г. в Украине развернулась компания борьбы против«низкопоклонства» перед Западом, а со временем и «космополитизма» еврейскихписателей, художников, в частности, О. Борщаковского, И. Стебуна, Е.Адельгейма, А. Каунельсона. Учёные и писатели, композиторы и художники в таких условиях не способныбыли творить, и это негативно сказалось на развитии литературы и искусства.Однако, именно тогда, когда все изготовились к очередной сталинскойприхоти, 5 марта 1953 г. «отец народов» отошёл в лучший из миров. Казалось,было слышно, как Украина облегчённо вздохнула. После смерти Сталина началась новая эра. Изнуряющие, нерациональные,расточительные, диктаторские методы правления были основаны на терроре имассовом принуждении, не могли существовать бесконечно. Назрела насущнаяпотребность в общем ослаблении жестокого сталинского контроля над всемисферами жизни общества. Н. С. Хрущёв, ставший победителем в борьбе за власть, понимал, что, вконце концов, прогресс Советского Союза возможен на основе насилия, аубеждения, роста производительности и инициативы, а не революционногозапала. Для того чтобы перейти на новый путь развития, следовало сначалапорвать с прошлым. На ХХ съезде КПСС в 1956 г. Н. С. Хрущёв сделал один из самыхдраматических в советской истории докладов. Посеяв величайший ужас ирастерянность в рядах «твёрдых партийцев», он развернул перед делегатамиобширную, детальную и устрашающую картину сталинских преступлений. Этот «секретный доклад» означал начало процесса «десталинизации»,сопровождающейся ощутимыми изменениями в культурной жизни страны. Этотпроцесс был сложным и противоречивым, но в целом, без сомнения,способствовал общественному, национальному и культурному возрождению вУкраине. Среди различных слоёв населения возрос интерес к украинскому языку икультуре, к истории своего народа. Появляются новые периодические издания,в частности, журналы «Знамя» /1956г./, «Советское литературоведение» /1957г./. В это время были образованы такие научные центры, как Академиястроительства и архитектуры, Украинская сельскохозяйственная академия наук/1956 г./; новые творческие союзы – Союз журналистов Украины /1958 г./. Началось издательство «Украинского исторического журнала» и первой«Украинской Советской Энциклопедии». Большое внимание стало уделятьсяразвитию литературоведения и языковедения, которое нашло отражение виздании многотомных работ по истории украинской литературы и литературногоязыка, «Антологии украинской поэзии» и т.д. В целом, либерализация и десталинизация общества имели позитивноезначение для развития украинской литературы. В это время были написаны«Зачарованная Десна» и «Поэма про море» А. Довженко, «Шумела Украина» П.Панча, «Человек и оружие» О. Гончара и «Правда и ложь» М. Стельмаха.Приостановились нападки на писателей, которые в начале 50–х были объектомкритики борцов с космополитизмом и буржуазным национализмом. На развитиеукраинской культуры, на общественную жизнь Украины оказало большое влияниеновое поколение талантливых деятелей. Произведения этих поэтов, прозаиков,литературных критиков с трудностями пробивали себе дорогу на страницыжурналов, но пользовались особой популярностью среди молодёжи. Именно сконца 50-х берут своё начало украинские внецензурные издание, проще говоря,«самиздат». Большой интерес вызвали у читателей сборники поэзии Л. Костенко«Промiння земли», /1957/, «Вiтрила» /1958/. В 1953 г. Д. Павлычкодебютировал со сборником «Любовь и ненависть». Критика культа личности положила конец «сталиниане» в искусстве УССР. Смузеев, выставок, галерей изымались многочисленные полотна и скульптуры,посвящённые «вождю всех народов». Художники Украины, прежде всего графики,начали поиски новых форм в изобразительном искусстве, выходя за рамкисоциалистического реализма. В связи с празднованием 150-летия со дня рождения Кобзаря в Москве былсооружён памятник Т. Г. Шевченко /работы М. Грицюка, Ю. Сенкевича, А.Фуженко/ в 1956 г. был открыт памятник во Львове И. Франко работы Б.Борисенко, Д. Кравича. Значительные успехи были достигнуты украинскими живописцами в развитииисторической тематики. Заметным явлением в украинской живописи этогопериода стали полотна М. Хмелька, О. Хмельницкого, В. Задорожного; такжеследует отметить работы М. Дергуса «Тарас во главе войска» /1952/, Л.Чернова «Вечерняя песня». Живописцы всё больше обращаются к традициям народного творчества.Наиболее ярко это прослеживается в работах художников закарпатской школыживописи. Ярким примером этому служит картина Г. Глюка «Лесорубы» /1954/,полотна А. Ердели «Обрученные» и А. Коуки «Верховинка» /1956/. Расцвет переживает в послевоенное время пейзажная живопись. И в этойсвязи необходимо, прежде всего, отметить работы М. Глущенко – одного извыдающихся в украинской живописи мастера пейзажа – «Тихий вечер» /1951/,«Весенняя лирика» /1958/, «Над Днепром» /1952/. «Шторм» /1952/. Дыхание самой жизни, его аромат чувствуется в работах А. Петрицкого«Певонии», С. Беседина «Розы» /1952/, М. Глущенко «Цветы на фоне моря»/1955/. Значительных успехов добились художники монументалисты С. Думенко, О.Попов, В. Токарева, которые выполняли монументально-живописные работы вОдесском Дворце культуры моряков /1951-1953/. Достижения и особенности украинского монументально-декоративногоискусства в первой половине 50-х годов наиболее чётко прослеживаются вхудожественном оформлении павильонов Выставки народных достижений УССР/1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы искульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов. Падение Н. С. Хрущева негативно сказалось, в том числе и на культурнойжизни Украины. Либерализация культурно-национальной жизни смениласьусилением русификации на Украине. Список изученной литературы. 1. Субтельный О. Украина: история. –К., 1993. 734 с. 2. История Украины /под ред. Ю. Зайцева. – Львов. 1996. 3. Шаповал Ю.И. Украина 20 – 50-е годы: страницы ненаписанной истории –К. 1993. 4. Костюк Г. Сталинизм в Украине. Генезис и последствия –К. 1993. 5. Украинское советское искусство. 1941 – 1960-е гг. /под ред. Юхимца/ Г. М. – К. 1983




Похожие:

Культура Украины в 1940-1950-х годах iconКуба в 1950-1990 годах

Культура Украины в 1940-1950-х годах iconТо есть 1950 1960-е гг
Модернизм достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и...
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconХроника литературной жизни Свердловска и области 1940–1950-х гг. 1940 Январь в кировоградском доме культуры поставлена пьеса П. Бажова и С. Королькова «Малахитовая шкатулка»
Январь в кировоградском доме культуры поставлена пьеса П. Бажова и С. Королькова «Малахитовая шкатулка» (УР. 01)
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconРеферат на тему: Птуха Михайло Васильович
Пермському університеті. У 1918 р переїхав до Києва. У 1919—1938 рр очолював організований ним Демографічний інститут, у 1940—1950...
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconРеферат на тему: Птуха Михайло Васильович
Пермському університеті. У 1918 р переїхав до Києва. У 1919—1938 рр очолював організований ним Демографічний інститут, у 1940—1950...
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconКонтрольная работа
Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности в Украине являются Конституция Украины, а также Законы Украины,...
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconКонтрольная работа
Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности в Украине являются Конституция Украины, а также Законы Украины,...
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconКонтрольная работа
Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности в Украине являются Конституция Украины, а также Законы Украины,...
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconПонятие, задачи и функции нотариата
Гражданский кодекс Украины в части наследственного права, Семейный кодекс Украины, Гражданско- и Уголовно-процессуальные кодексы...
Культура Украины в 1940-1950-х годах iconАнализ ресурсов и активов коммерческих банков Украины и Крыма. Система банковских учреждений Украины и Крыма. Закон Украины "О банках и банковской деятельности", положивший в марте 1991 год
Банковская система Украины двухуровневая и состоит из Национального банка Украины и коммерческих банков
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы