Место и роль иностранных вложений в России icon

Место и роль иностранных вложений в России



НазваниеМесто и роль иностранных вложений в России
Дата конвертации16.07.2012
Размер259,55 Kb.
ТипРеферат
Место и роль иностранных вложений в России


План. . I. Введение. II. Инвестиции. Инвестиционный механизм. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования. III. Место и роль иностранных инвестиций в экономике России. 1. Иностранные инвестиции в России – общий обзор. 2. Проблема привлечения и регулирования иностранных инвестиций. Формы привлечения иностранного капитала. 3. Создание благоприятного инвестиционного климата. 4. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс. Законодательно-правовые нормы об иностранных инвестициях в России. IV. Заключение. V. Приложение. VI. Список использованной литературы. Введение. Одним из наиболее важных факторов развития экономики являютсяинвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового илисовершенствования и модернизации действующего производственного аппарата сцелью получения прибыли. Сегодня российская экономика действительно нуждается в притокеиностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращениемфинансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий,большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядомдругих причин. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднятьэкономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужитьстимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Вособенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россиюпоступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужитьдля временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путемроста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, ростиностранных инвестиций является непременным спутником "встраивания" Россиив мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны вмировое хозяйство и нахождению оптимальной "ниши" во всемирном разделениитруда. Конечно, на сегодняшний день инвестиционный климат в стране, как дляотечественных, так и для иностранных капиталовложений, нельзя назватьидеальным. Его улучшению не способствовало, как предполагалось, повышениеуровня открытости экономики за счет либерализации внешнеэкономическойдеятельности. Не смогла исправить и улучшить положение и государственнаяполитика в области привлечения иностранных инвестиций. За годы реформ неудалось разработать и внедрить в практику эффективный, стабильнодействующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в экономикуРоссии. Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современныероссийские социально-экономические реалии, недоступная для понимания сточки зрения цивилизованного бизнеса система налогообложения, криминогеннаяобстановка вкупе с коррумпированным государственным аппаратом - вот чтоотпугивает зарубежных инвесторов от рынка России. Но это же препятствуетактивизации деятельности и отечественных инвесторов, которые смогли быдостаточно весомо и эффективно работать в рациональной экономике, а небежать за рубеж в поисках рентабельного применения, или обменивать средствана иностранную валюту. Создание нормальных условий для привлеченияиностранных инвестиций в Россию, а значит и в регионы, - задача актуальная,решение которой носит и чисто прагматический характер. Поэтомувнешнеэкономическая стратегия государства должна наконец повернуться лицомк национальному производителю и инвестору - при формировании каквнешнеторгового, так и инвестиционного режима. Только тогда в экономикестраны заработает не только зарубежный, но и отечественный капитал. 1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования Рассмотрим инвестирование как многосторонний процесс. По определениюинвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отраслихозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, чтоосуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно бытьвзаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, накоторого последнее направлено, так и субъекту (инвестору). В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования: 1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала впромышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия). 2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции виностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). 3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займыссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другимфинансовым учреждениям. Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациямлибо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливатьнад ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более10% акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, впервую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежныхпрямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы иЯпонии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%). Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций:до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась наотсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страныс уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведениесдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперьпреимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутринее – в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капиталастановится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток. Портфельные инвестиции - основной источник средств дляфинансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями ичастными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, чтосвидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредникамиже при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступаютинвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг,занимающиеся финансированием долгосрочных вложений). На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница внорме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так,высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранныхинвесторов, особенно японских. В 70 - 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, чтопривело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международныйрынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовой объемувеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основнаядоля этих сумм приходится на межбанковские операции. В настоящее время международный рынок ссудных капиталовразделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов. 1. Денежный рынок - рынок краткосрочных кредитов (до одного года).С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотныхсредств. 2. Рынок капиталов - рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковскихкредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются восновном при выпуске и приобретении ценных бумаг. В последние годы на международном рынке используютсянетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектноефинансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов подконкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная формадолгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями. Место и роль иностранных инвестиций в экономике России. 1. Иностранные инвестиции в России – общий обзор. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций вотечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 годубыли приняты первые нормативные документы о создании и функционированиисовместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами,которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций вроссийскую экономику. Процесс массовой приватизации в России в 1992-94 годах, стремительноеразвитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базывпервые в отечественной истории создали предпосылки для развития зарубежныхпортфельных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря на определенныйпрогресс в последнее время, противоречивость, неполнота и нестабильностьнормативно-правовой базы остаются одними из важнейший препятствий на путипривлечения иностранных инвестиций в Россию. Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьма противоречива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, Госкомстат России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, дают существенно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоваться данными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в Россию к началу 1998 года составил около 12 млрд. долларов, из которых около 10,7 млрд. долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд. - на портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайне неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлял около 1,0 млрд. долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд. долларов, в 1996 году – примерно 2 млрд. долларов, в 1997 – 4,2 млрд. Поступление иностранного капитала в российскую экономику в 1999г.уменьшилось на 18,8%, но прямые инвестиции при этом увеличились при этом на26,7% (табл. 1). Речь идет, правда о валовых показателях, в которых неучтен встречный поток капитала. Например, по статистике платежного балансапрямые инвестиции в российскую экономику за девять месяцев 1999 г.составили 1976 млн. дол., отток капитала в этой же форме составил 1359 млн.дол. Следовательно, чистый («нетто») приток прямых инвестиций в этот периодравнялся 617 млн. дол. При таком же расчете объемов портфельных инвестицийоказывается, что произошел их отток – 408 млн. дол. Доля прямых инвестицийв валовом поступлении иностранного капитала возросла по сравнению не толькос 1998 г., но и двумя предыдущими годами, достигнув 44,6%. При рассмотренииотраслевой структуры притока в страну иностранного капитала (табл. 2)заметно повышение доли промышленности, падение удельного веса кредитно-финансовой сферы и организаций, обеспечивающих функционирование рынка (т.е.оказывающих посреднические услуги по купле-продаже товаров и ценных бумаг).Среди отраслей промышленности по объему иностранных инвестиций выделяетсятопливная. В последние годы все большая часть капитала вкладывается также впищевую промышленность и металлургию. Список десяти крупнейших инвесторов в российскую экономику в 1999г.почти не изменился: по сравнению с 1998 г. из него выпали Люксембург иФинляндия, их места заняли Италия и Япония (табл. 3). Обращает на себявнимание повышение доли США в поступлении иностранного капитала дорекордного за последние пять лет уровня. Сумма накопленных иностранных инвестиций в России за год сократилась с35,3 до 29,2 млрд. дол. Это связано в основном с изменением объема«прочих» инвестиций (кредиты и прочие вложения, предоставляемые навозвратной основе и инвестициями, строго говоря, не являющиеся). Размеры жепрямых инвестиций продолжают понемногу расширяться. Накопленные инвестиции из стран СНГ составляют ничтожную сумму – 19,3мил дол. Инвестиции России в эти страны оценивались на 1 января 2000г. в555,6 млн. дол., из которых 88% были вложены в экономику Белоруссии. Вцелом же «легальные» инвестиции России за границей равнялись на началотекущего года 1785 млн. дол. Инвестиционный климат в России в чисто экономическом плане, с учетомначавшегося промышленного роста, несколько улучшился. Но притокиностранного капитала продолжают сдерживать слабое развитие рыночныхмеханизмов и отношений, а также хорошо известные пороки и бедыотечественной системы хозяйствования и государственного управления. Вразличных рейтингах инвестиционной привлекательности, составляемыхзападными аналитиками и консалтинговыми организациями, Россия продолжаетзанимать одно из самых низких мест. Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятныйинвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются: . высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства; . резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги; . несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности; . высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;недостаток качественной инфраструктуры; . фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций. Например, в рейтинге стран по степени инвестиционного риска в 2000г.,подготовленном в конце 1999 г. аналитической группой английского журнала«Экономист» на основе учета 77 показателей социально-экономического иполитического развития. Россия оказалась на одном из первых (т.е. худших)мест. Ей был установлен коэффициент риска, равный 78 при максимуме 100. приэтом средний коэффициент риска для стран Африки составил 60, стран Ближнегои Среднего Востока – 53, стран Азии – 48, государств Восточной Европы _ 58(The Economist. 1999. Nov.13). 2. Проблема привлечения и регулирования иностранных инвестиций. Формы привлечения иностранного капитала. В привлечении иностранных ресурсов часто складываются перекосы. Одновремя мы увлекались компенсационными сделками. Затем стали моднымисовместные предприятия. Некоторые видели в увеличении их числа залогрешения всех проблем. Между тем при выборе оптимального решения надо иметьв виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностраннымипартнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать: 1. Международную кооперацию производства , сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности. 2. Получение зарубежных кредитов. 1. Получение иностранного оборудования на основе лизинга. 2. Получение кредитов на компенсационной основе. 3. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций. 6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. 6. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица. 8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции. 9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории. Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носятдолгосрочный стратегический характер. Они способны при правильнойпостановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых имежотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными(особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чемэто удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны ( вцелом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практическиисключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологическогоразрыва с ведущими индустриальными странами. Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решениястратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики,необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подверженывоздействию инфляции политической неустойчивости и экономическойдезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иныетекущие операции. Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранногокапитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может бытьвообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но оначасто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставкинекоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставкамикомплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранитьполностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектнымспособом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперацияможет сопровождаться созданием совместной собственности, например припередаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты запередачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместногопроизводства и т.д. Разные формы кредита ( просто получение, компенсационные сделки,лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают,что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однакособственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается вруках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получивкредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять своюпродукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовыхресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9) позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы,производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы,и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективнойформе, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплатылишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть «отоварена»конкретным продуктом ( предприятия, промысла и т.д.) получаемым зарубежнымпартнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции. Однако если при получении кредитов оплата завершается при погашениикредита, т.е. при погашении всей его суммы и процентов, то выплата прибылииностранному инвестору, которую или часть из которой он может вывозить изстраны, осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. Всфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициямиили иностранный инвестор, получивший концессию, получают правосамостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или инойформы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующейгосударственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что целипривлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности ихиспользования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтомупри сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средствнеобходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования. Есть общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капиталарешаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страныв целом. Это – совершенствование технического уровня и расширениемасштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода навнешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страныпути решения этих задач различны. В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечениядополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсовнеобходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежнойтехнологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортногооборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышениякачества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширениявыпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе имировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и длявнедрения собственных технических разработок, использование которыхсдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования. Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которыемогут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала,значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизациидействующих предприятий, но и . о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка; . о создании новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств; . о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции; . об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала; . об ускоренном развитии менее развитых территорий; . о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров. С учетом этих целей и должен расширяться вопрос о выборе формпривлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могутиспользоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия(независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такиеформы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия илисоздание свободной экономической зоны. В то же время, когда речь идет о необходимости привлеченияиностранного капитала в крупных масштабах на уровне региона или страны вцелом, только международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровнехозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранногокапитала, которые приемлемы для данного уровня. Попытка создать свободные экономические зоны в масштабе целых краев иобластей, начатая в 1990 - 1991 годах, оказалась неудачной. Вподготовленном правительством проекте закона Российской Федерации « Освободных экономических зонах» имеется в виду пойти по пути созданиянебольших по территории зон экспортного производства и свободных таможенныхзон. Для такого рода зон намечено установление льготного режима (посравнению с общим) хозяйственной, в том числе и внешнеэкономическойдеятельности (включая специальный таможенный режим). Конкретные виды иразмеры льгот, предоставляемых в установленном порядке иностранныминвесторам, будут устанавливаться в положениях по конкретным зонам. Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут бытьиспользованы различные формы. Однако основной формой этого процесса покаостаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнеевремя предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формыостаются в стадии становления. Не работают и объявленные свободныеэкономические зоны, за исключением, может быть, Находки и зоны вКалининградской области «Янтарь». Улучшение инвестиционного климата,расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для Россииактуальнейшей задачей. 3. Создание благоприятного инвестиционного климата. Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие вроссийской экономике благоприятного инвестиционного климата. В 1994 - 1995 годах Правительством Российской Федерации былипредприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климатадля отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темповинфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций синостранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимостьи спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные частик нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отмененоограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий,учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решенвопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курсарубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемойприбыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога насверхнормативное превышение расходов на оплату труда. В 1995 - 1997 годах решающее значение приобретает улучшениемакроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, какследствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита дляинвестиционных целей. Действующие законодательные акты в области налоговой политикипредоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий иорганизаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшиегоды необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентахРоссии на рынке инвестиционных капиталов. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику вомногом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитиекоторого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов ви стабилизации производства. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акцииприватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерендля акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях какнефтяная промышленность, энергетика, связь. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когдазначительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будетидти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российскихакционерных обществ, владеющих предприятиями. В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенноезначение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ попривлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируютблагоприятный инвестиционный климат регионов по средством организациивыставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционныхпроектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатныхизданиях. Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработалосовместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерациии заинтересованными органами государственной власти план мероприятий повопроса м привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ.Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционнойполитики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечениеиностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации. Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежьяслужит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развитияэкономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно безсогласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперациюи производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Привлечение капитала из государств-участников Содружества НезависимыхГосударств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международногофинансового лизинга, создания договорных совместных организаций типаконсорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимотакже создать условия для привлечения частных российских инвесторов впроизводственные объекты государств-участников СНГ в продукции которыхзаинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно состранами Содружества Независимых государств механизм инвестиционногосотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение. В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций вэкономику России, обеспечения проведения последовательной работы искоординированной государственной политики в этой области Правительство РФприняло постановление "Об активизации работы по привлечению иностранныхинвестиций в экономику Российской Федерации" от 29 сентября 1994 г. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применениенационального режима к иностранным инвесторам. До последнего времени основной формой участия иностранного капитала ввиде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря назначительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размерыпривлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономикенезначительна. Необходимо совершенствовать способы определения доли российскихинвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработатьметодики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых вкачестве российской части уставных фондов коммерческих организаций синостранными инвестициями. Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовыхресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливаютпрямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вкладыдля кредитования развития российских предприятий с условием возвратакредита поставками продукции (компенсационные соглашения). Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнерпоставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен навстречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленномоборудовании. Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику являетсястимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежныхбанках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечкикапиталов из России. Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретныхтерриториях следует использовать механизм создания свободных экономическихзон. Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственнойподдержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранныхинвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, неотносящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этойсвязи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечиваетсязащита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовкезаконодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций поценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Длямелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за арендупроизводственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработатьединый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией. Необходимо совершенствовать работу международного коммерческогоарбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палатеРоссийской Федерации. Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следуетразработать специальные государственные программы предупрежденияпреступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России сповышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,информационное и организационное укрепление соответствующих оперативныхслужб, следственных органов и судов. В части информационного обеспечения инвестиционной деятельностипредставляется необходимым содействие государства действующим и создаваемымкоммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационногообеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка иактуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективахразвития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продажеакций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективногоинформационно-консультативного взаимодействия потенциальных иностранныхинвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образаРоссии на мировых рынках капитала принято постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 30 июня 1995 г. "О Российском центре содействияиностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации". По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественноновая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям вРоссии, в состав которого входят представители зарубежных фирм,осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.Его основная задача - обеспечение постоянного диалог между ПравительствомРоссийской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработкиконкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата вРоссии, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации,созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции. Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямыхинвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущимимеждународными финансовыми организациями, прежде всего с Международнымвалютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейскимбанком реконструкции и развития и другими. При реализации широкой программы стимулирования отечественных ииностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы иоперативной корректировки состава мероприятий. 4. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс. Основные проблемы переходного этапа нашей экономики связанны с отсутствием достаточно понятных , корректных, стабильных "правилигры", т.е. законодательной базы, регулирующей инвестиционнуюдеятельность. Основу национального законодательства обиноинвестициях составляют правовые гарантии, непосредственно влияющие намеждународный инвестиционный процесс. Цель таких гарантий - обеспечениевзаимных интересов принимающих стран и иностранных инвесторов. В области государственной политики в отношении иностранных инвестицийнаиболее значительными событиями были принятие в январе 1999г. поправок кзакону «О соглашениях о разделе продукции» и принятие в июле прошлого годанового закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Статьей 9 этого закона вводится так называемая «дедушкина оговорка»,дающая иностранным инвесторам гарантии от изменений законодательства,которые могут ухудшить условия их работы на российском рынке по сравнению спервоначальными (например, увеличить налоговую нагрузку на ихдеятельность). Гарантии распространяются на организации с долейиностранного участия не менее 25% и касаются лишь инвестиций в приоритетныеинвестиционные проекты. Но и для них стабильность режима гарантируется лишьв течении срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет сдаты начала финансирования. Правда, в исключительных случаях при реализацииприоритетных проектов в сфере производства и инфраструктуры с суммарнымобъемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемостикоторых превышает 7 лет, правительство может продлить срок гарантии. Статьей 4 закона иностранным инвесторам фактически предоставляетсянациональный (т.е. недискриминационный ) режим. Это не исключает изъятий изэтого режима в виде каких-то льгот, но изъятия ограничительного характерамогут быть установлены федеральными законами «только в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и защитных интересов других лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства». Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям синостранными инвестициями - право без лицензии экспортировать продукциюи импортировать товары для собственных нужд, оставлять валютную выручкуполностью в своем распоряжении. До недавнего времени большая проблема было связана со взиманиемтаможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые практически неимели никаких преимуществ перед российскими инвесторами. Поэтомузарубежные партнеры вынуждены были уменьшать размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых пошлин и налогов. Но 25 январяподписан Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по привлечениюиностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ" Вкачестве таких мер установлено снижение в 2 раза таможенных пошлинна ввоз иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компанииявляются учредителями предприятий по производству аналогичных товарови осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материальногопроизводства РФ. Тоже относится к налогообложению компаний с долейиностранного капитала более 30% (или не менее 10 млн. $), оно приравнено фактически к налогообложению малых предприятий; инвесторы освобожденыот таможенных пошлин, НДС и акцизов при поставке оборудования длядействующих предприятий и при вкладе их в уставной капитал. Другое важное новшество состоит в значительном ужесточении условийполучения иностранными инвесторами таможенных льгот. Теперь льготы(освобождение от таможенных платежей) предоставляются только приосуществлении приоритетных инвестиционных проектов, определяемыхправительством РФ на основе ряда критериев, касающихся размера инвестицийи их характера. Это положение, направленное на борьбу со злоупотреблениямильготами, может, однако, стать очередной бюрократической ловушкой дляинвесторов. К недостаткам нового закона можно отнести и то, что он сам посебе – в отличие от закона об иностранных инвестициях 1991г. – неопределяет характер возможных льгот, предоставляемых иностранныминвесторам, но лишь отсылает к другим нормативным актам, содержащимупоминания об этих льготах. Так, все бизнесмены мира ведут свое дело наоснове законов, у нас же им приходиться руководствоваться указами,распоряжениями, постановлениями и другими нормативными документами,которые постоянно меняются, дополняются, уточняются, разъясняются, чтозатрудняет реализацию любых экономических программ. Заключение. Российская экономика в последнее время демонстрирует значительныеуспехи. Их объясняют по-разному. Высокими мировыми ценами наэнергоносители, эффектом девальвации, ослабившей остроту конкуренциивнутри страны. Однако нельзя рассчитывать, что эти факторы будутдействовать продолжительное время. Не решив проблему технологическоймодернизации, Россия не сможет занять достойное место на международныхрынках, а для этого необходимы инвестиции. Но, к сожалению, инвестиционныйклимат в нашей стране все еще далек от идеального. Пока преодолетьнедоверие инвесторов не удалось. Переломить их настроение – задача нетолько государства, но и финансовых институтов. Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечениеиностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним изнеобходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требуетзначительных нормотворческих и организационных усилий как от российскихфедеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий ифинансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены наулучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономическойи законодательной ситуации и создание эффективного экономическогозаконодательства, организацию эффективного внутрироссийского рынкакапиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальнымсектором. Приложение.Таблица 1Поступление иностранных инвестиций в РоссиюПо видам, млн. дол.|Инвестиции |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||А |1 |2 |3 |4 |5 |6 ||Всего |1053 |2983 |6970 |12295 |11773 |9560 ||Прямые |549 |2020 |2440 |5333 |3361 |4260 ||Портфельные |0,5 |39 |128 |681 |191 |31 ||Прочие |504 |924 |4402 |6281 |8221 |5269 |Примечание: данные табл.1-2 приведены без учета органов денежно-кредитногорегулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевыеинвестиции, пересчитанные в доллары США.Таблица 2Отраслевая структура поступления иностранных инвестиций в Россию, в %|Отрасль |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||А |1 |2 |3 |4 |5 ||Промышленность - всего |43,3 |32,7 |29,3 |39,9 |51,0 ||В том числе: | | | | | ||топливная |8.8 |7,4 |13,6 |16,0 |17,8 ||металлургия |- |- |4,0 |4,4 |9,7 ||машиностроение и |6.6 |2,8 |2,2 |2,6 |4,1 ||металлообработка | | | | | ||химическая и нефтехимическая |5.8 |1,5 |0,7 |0,4 |1,1 ||лесная, деревообрабатывающая и |5.8 |4,5 |1,6 |2,0 |2,0 ||целлюлозно-бумажная | | | | | ||пищевая |9.9 |11,2 |5,7 |12,5 |14,8 ||Строительство |7.3 |1,4 |2,2 |2,0 |1,0 ||Транспорт и связь |3.3 |3,9 |1,6 |5,0 |9,5 ||Торговля и общественное питание|17,0 |5,4 |6,0 |10,5 |17,0 ||Финансы, кредит, страхование и |13,6 |29,0 |38,7 |7,6 |1,2 ||пенсионное обеспечение | | | | | ||Общая коммерческая деятельность|4,9 |23,4 |18,7 |12,1 |2,0 ||по обеспечению функционирования| | | | | ||рынка | | | | | ||Управление |- |- |- |21,0 |15,5 ||Прочие отрасли |10,6 |4.2 |3,5 |1,9 |2,8 ||Итого |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |Таблица 3Доля крупнейших инвесторов в экономику России в общем объеме поступленияинвестиций, %|Страна |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |Накоплено на конец 1999г., млн. дол. | | | | | | |Всего |Прямые |Портфельные |Прочие | |А |1.1 |1.2 |1.3 |1.4 |1.5 |2.1 |2.2 |2.3 |2.4 | |Инвестиции – всего |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |29253 |12757 |309 |16187 | |Германия |10,3 |4,8 |13,4 |24,2 |17,7 |6946 |1007 |2 |5937 | |США |27,9 |25,4 |24,1 |19,0 |30,5 |6349 |4541 |7474|1734 | |Великобритания |6,1 |7,3 |19,6 |13,5 |7,7 |3628 |763 |15 |2850 | |Кипр |1,4 |11,8 |8,1 |7,8 |9,6 |3440 |2727 |49 |664 | |Франция |3,6 |0,6 |1,7 |13,1 |3,3 |3249 |172 |13 |3064 | |Нидерланды |2,8 |14,0 |4,4 |7,5|5,7 |707 |603 |20 |84 | |Италия |- |- |- |- |0,4 |630 |160 |- |470 | |Швейцария |14,6 |19,3 |14,3 |3,5 |4,2 |438 |309 |1 |128 | |Швеция |2,1 |2,3 |0,6 |1,2 |0,7 |380 |232 |- |148 | |Япония |2,5 |0,3 |1,1 |0,5 |0,4|357 |152 |- |205 | |Примечание: крупнейшие инвесторы определены по результатам 1999 г. Список использованной литературы.1. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1997.2. Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы // Эксперт. – 1997. - №47.3. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог. – 1998.- 24 февраля.4. Дробышева И. Сибирь и Дальний Восток: «Дайва-фонд» набирает темп // Золотой Рог. - 1998.- 24 марта.5. Дробышева И. Приморье - Республика Корея: Пока будет только торговать // Золотой Рог. - 1998.- 7 апреля.6. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.: Международные отношения, 1995.7. Крецу Н., Коротченков А. Инвестиционная деятельность в Приморском крае // Проблемы Дальнего Востока. - 1998.- № 1.8. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. - 1998.- № 4.9. Kaminski M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. - № 5.10. Петрова И. Подписан еще один меморандум // Золотой Рог. - 1998.- 24 марта.11. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь. - 1998.- № 13.12. Свиридонова Е. Лекарство для пугливого инвестора // Экономика и жизнь. - 1998.- № 13.13. Смирнов В. К задействованию внебюджетных источников финансирования // Российский экономический журнал. - 1997.- №5-6.14. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Место и роль иностранных вложений в России iconРоль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края: проблемы и перспективы развития

Место и роль иностранных вложений в России iconВнешние экономические связи России с отдельными странами
Место и роль России в мировой торговле, как главная форма 13 внешнеэкономических связей
Место и роль иностранных вложений в России iconРабочая программа дисциплины 032600 дпп. Ф. 03 История России (1917-1945 гг.)
России, видеть место и роль российской истории во всемирно-историческом процессе
Место и роль иностранных вложений в России iconМесто и роль России в мировой культуре

Место и роль иностранных вложений в России iconЛучшие дипломные работы: Первое место: Вергун А. Н. (Мгимо-университет) за дипломную работу «Создание свободных экономических зон в России как способ привлечения иностранных инвестиций. Мировой опыт»
Список призеров открытого конкурса студенческих работ «Москва крупнейший центр развития внешнеэкономических связей России»
Место и роль иностранных вложений в России iconВесельская Н. Р.    
Н. Р.             Правовое регулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана /Н. Р. Весельская, А. А. Нукушева//...
Место и роль иностранных вложений в России iconДипломная работа по предмету «Международное право» по теме «Правовое положение иностранных инвестиций в России»
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в рф" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система...
Место и роль иностранных вложений в России iconЛичность Петра I
Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени
Место и роль иностранных вложений в России iconИнвестиции Вопрос
Воспроизводственной структурой капитальных вложений называется соотношение в общем объеме капитальных вложений затрат на
Место и роль иностранных вложений в России iconВеличина кредитных вложений, млн руб
Распределение коммерческих банков по величине кредитных вложений характеризуется следующими данными
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы