Иностранные инвестиции в экономику России icon

Иностранные инвестиции в экономику России



НазваниеИностранные инвестиции в экономику России
Т.А. группа
Дата конвертации16.07.2012
Размер207,6 Kb.
ТипРеферат
Иностранные инвестиции в экономику России


Кафедра международных экономических отношений Реферат по Мировой экономике Тема: Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России Выполнила: Агаян Т.А. группа 257 вечернее отделение Приняла: Л.А. Балабина Содержание:1.Введение. 32. Иностранные инвестиции. 5 2.1. Общий обзор 5 2.2. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования 63.Прямые иностранные инвестиции в России 84. Портфельные иностранные инвестиции в России. 11 4.1. Рынок корпоративных ценных бумаг. 12 4.2. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. 155.Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала вэкономику Российской Федерации 16 5.1. Создание благоприятного инвестиционного климата 16 5.2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов 186. Заключение. 197. Список литературы. 211.Введение. В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положенияРоссийской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашейстраны с привлечением в широких масштабах в российскую экономикуиностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания вРоссии цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизнинаселения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднятьэкономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужитьстимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Притокзарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, каквыход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. .При этом российские общественные интересы не совпадают с интересамииностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобыне лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляядействия последних на благо общественных целей. Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучитьконкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций внастоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательнуюбазы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большоевнимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именнонеопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, тоесть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент попривлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной,удерживающей инвесторов от крупных вложений. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики побольшинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог быпринести новые (для России) технологии и современные методы управления, атакже способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многихразвивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономикеначинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовыхтехнологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенныхиностранным капиталом. Среди регионов России 66% всего иностранного капитала ($4 млрд. 291,6млн.) было вложено в экономику Москвы. На долю развитых стран приходится более четырех пятых всех инвестиций вРоссию, причем из США в 1996 году поступило $1 млрд. 695 млн. (26,1%), изШвейцарии - $1 млрд. 323 млн. (20,3%), из Нидерландов - $980 млн. (15,1%),из Великобритании - $486 млн. (7,5%). Столь небольшие объемы иностранных инвестиций можно объяснить плохиминвестиционным климатом, создавшимся в настоящее время в России, а такженастороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства ируководителей некоторых предприятий. Опыт многих стран “третьего мира”, особенно латиноамериканских,показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компанийвнутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов ивозрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займыобычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинаюттормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являютсярычагом политического давления и причиной экономических уступок.2. Иностранные инвестиции.2.1. Общий обзор Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций вотечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 годубыли приняты первые нормативные документы, которые положили началорегулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельностьиностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон “Обиностранных инвестициях в РСФСР” Процесс массовой приватизации в России в 1992-94 годах, стремительноеразвитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базывпервые в отечественной истории создали предпосылки для развития зарубежныхпортфельных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря на определенныйпрогресс в последнее время, противоречивость, неполнота и нестабильностьнормативно-правовой базы остаются одними из важнейший препятствий на путипривлечения иностранных инвестиций в Россию. По данным Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капиталав Россию к началу 1998 года составил около 12 млрд долларов, из которыхоколо 10,7 млрд долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд -на портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годамнеравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлялоколо 1,0 млрд долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд долларов, в 1996 году– примерно 2 млрд долларов, в 1997 – 4,2 млрд. Следует отметить, чтоуказанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабыроссийской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечениязарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годыежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиландадостигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая -25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов.Следствием незначительного объема инвестиций является малая роль ужесуществующих предприятий с иностранными инвестициями в экономике России -на их долю, по самым оптимистичным данным, приходится менее 2% общегообъема промышленного производства в России.Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятныйинвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются: - высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства; - резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги; - несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности; - высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин; - недостаток качественной инфраструктуры; - фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций. Все эти причины приводят к тому, что в рейтингах инвестиционнойпривлекательности Россия находиться на до обидного низком для ранее великойдержавы уровне. Вместе с тем уже существующая практика иностранных инвестиций в Россиивыявила определенные закономерности, которые позволяют анализироватьсложившуюся структуру вложений зарубежного капитала и прогнозироватьразвитие инвестиционного процесса в ближайшие годы.2.2. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования Инвестирование (экспорт капитала) это многосторонний процесс. Поопределению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала вразличные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимоучитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должнобыть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, так исубъекту (инвестору). В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).1. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).2. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полноевладение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над нейфактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10%акционерного капитала.Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первуюочередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямыхинвестиций сократилась.Значительны изменения и в направлениях прямых инвестиций: до Второй Мировойвойны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, а впоследнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономическойсистемой. Объясняется такое поведение сдвигами в отраслевой структуреинвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается вобрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких ивысокотехнологичных отраслях.Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансированияакций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банкамиВ послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует обувеличении количества частных инвесторов. Посредниками при зарубежныхпортфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиесяфинансированием долгосрочных вложений).На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в нормепроцентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокаянорма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов,особенно японских. В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что привелок образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынокссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объемувеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг.3.Прямые иностранные инвестиции в России Основными способами привлечения прямых иностранных вложений вэкономику России являются: - привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); - регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; - привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; - создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономикубывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капиталапреобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц сзарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций. Вдальнейшем, когда недостатки “советской” формы СП (произвольная оценкавкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером)стали очевидными, преобладающей формой вложений в России стало приобретениекрупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходеприватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формыпрямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотяначала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия(в 1997 году только 26% прямых иностранных инвестиций было направленно впромышленность, 9% в деятельность по обеспечению функционирования рынка(аудит и реклама), а целых 54% (или 2,1 млрд долларов) – в финансово-кредитную сферу). До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов наоснове концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широкоприменяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранныхвложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государ-ственных земель Не получили пока должного развития в России и свободные экономическиезоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны существуютпрактически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтамместных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот дляинвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечениюв СЭЗ иностранных вложений. Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередьпоказывает, что львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК, горнодобывающая промышленность,деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо всверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительнойфондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание,строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищеваяпромышленность, финансовые услуги). Такой “отраслевой перекос” не случаен, сегодня он отражает реальноеположение России в международном разделении труда. Страна выступает намировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктовпервого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукциии услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то жевремя такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какиекатегории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямыевложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятныйинвестиционный климат. Прежде всего это: 1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, Philip Morris). 2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России; 3. компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране. При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторовпрактически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся внаиболее тяжелом экономическом положении. Инвесторов отпугивают низкаярентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ потехническому перевооружению, высокая конкуренция со стороны производителейиз стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичнойпродукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности наземлю (сельскохозяйственное производство). Кроме ”того на лицо и территориальная неравномерность размещенияинвестиций. Львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы сразвитой торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) иинформационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва иМосковская область, Санкт-Петербург), либо в регионы с высокой плотностьюэкспортноориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская,Нижегородская области, Татарстан). Характерно, что эта диспропорция неимеет тенденции к уменьшению. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал,не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитиенационального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста”лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первуюочередь на зарубежный спрос. Чтобы добиться существенного количественного увеличения прямыхиностранных вложений в российскую экономику можно путем выработкикомплексной государственной программы по привлечению иностранныхинвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых дляРоссии мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической имакроэкономической ситуации) должны войти: - создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон); - четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами; - создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства; - снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов; - введение частной собственности на землю; - создание механизмов страхования иностранных инвестиций. В условиях сегодняшнего экономического и политического кризиса нельзярассчитывать на скорое разрешение всех этих проблем.4. Портфельные иностранные инвестиции в России. Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов вценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельныйинвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя”по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, невмешивается в управление им. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решениеследующих экономических задач: - пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов; - пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг; - эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.4.1. Рынок корпоративных ценных бумаг. Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рыноккорпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучернойприватизации в 1992-93 гг. Приватизация впервые обеспечила рыночноепредложение акций российских промышленных предприятий для стороннихинвесторов, привлекательность вложений в которые объяснялась следующимифакторами: - ваучерная (и ранняя денежная) приватизация практически непреследовала цели получения в государственный бюджет доходов отприватизации - главной ее целью было формальное юридическое преобразованиегосударственных предприятий в акционерные общества и создание таким образомпредпосылок для возникновения в России рынка капиталов. Следствием такогоподхода явился достаточно произвольный порядок определения уставныхкапиталов новых акционерных обществ и крайне низкая цена, по которой акциибыли проданы. Поэтому одним из важнейших факторов, способствовавшихприобретению акций некоторых российских АО иностранными портфельнымиинвесторами, была огромная недооцененность этих ценных бумаг по сравнениюсо сходными компаниями в других странах (даже с учетом странового рискаРоссии); - акции многих российских предприятий (в особенности - предприятийэкспортноориентированных отраслей) имели, с точки зрения портфельныхинвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем; - высокая рисковость вложений в Россию, экономическая и политическаянестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильностикурсов российских акций и создать возможность получения высокойспекулятивной прибыли от операций с ними. В этот период выявились наиболее привлекательные для западныхпортфельных инвесторов акции российских предприятий. За весьма редкимиисключениями к ним относились: - акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятийцветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых другихсырьевых отраслей; - акции предприятий - национальных или региональных монополистов встратегических отраслях национального хозяйства - энергетике,телекоммуникациях и т.п. Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение привложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакетыакций которых были закреплены за государством. Это являлось своеобразнойстраховкой от грубого нарушения прав мелких акционеров крупными. Портфельные инвесторы предпочитали вкладывать средства в акциипредприятий, на продукцию которых в долгосрочной перспективе существуетплатежеспособный внешний или внутренний спрос, что позволяет ожидать вбудущем значительных прибылей этих АО и высоких дивидендов по их акциям.Многих портфельных инвесторов привлекала на российский рынок акций в первуюочередь возможность получения сверхвысоких прибылей за счет спекуляций сроссийскими ценными бумагами, имеющими очень нестабильную курсовуюдинамику. Спекулятивные тенденции среди иностранных портфельных вложений в Россиистали фактически доминирующими. Отрыв спекулятивного рынка акций отнуждающегося в инвестициях реального сектора приводит к тому, чтопортфельные инвестиции не оказывают практически никакого прямогоположительного воздействия на экономику и не выполняют своей основнойзадачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные вэкономическом смысле отрасли и предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий моментиностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий неиграют для российской экономики значительной положительной роли. Причинаэтого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении нароссийском рынке капиталов, которое создалось в результате общегоэкономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его всоответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором дляпривлечения портфельных вложений из-за рубежа. Главными задачами, стоящимив этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями,являются: - создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы,регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок ихобращения на фондовом рынке; - правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иныхкорпоративных ценных бумаг; - создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка,открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов; - создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций (в первуюочередь - инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно придатьрынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить егопривлекательность для спекулятивного иностранного капитала. Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического иполитического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранныхпортфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестицийокажется практически потерянной для развития российской экономики.4.2. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов засчет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемыесоответствующими органами власти долговые ценные бумаги является оченьшироко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.Существенным его преимуществом является то, что такое финансированиебюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств,которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются впроведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способприобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезнипревратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальныхбумаг). Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций вгосударственные ценные бумаги: - привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынокгосударственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило,номинированных в национальной валюте; - размещение государственых (муниципальных) облигаций, специальнопредназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычнономинируются в одной из ведущих мировых валют. Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигацийвнутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицитафедерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первыхпорах был закрыт для вложений зарубежных средств. Но зарубежные портфельныеинвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать деньги на этомрынке в обход существующих запретов, заключая договора с российскимибанками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п. К началу 1996года стала очевидной нехватка средств россйских инвесторов дляфинансирования расходов бюджета, привел к тому, что в феврале 1996 годаиностранные портфельные инвесторы были допущены на российский рыноккраткосрочных облигаций внутренних займов. Однако предложенная российскимивластями схема инвестиций, призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗот непредсказуемого притока/оттока иностранного спекулятивного капитала,существенно снизила доходность и ликвидность таких вложений. Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольнозначительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельныхинвесторов. В настоящее время основной задачей правительства становится недополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить их вреальный сектор (до сих пор во многом безуспешная). На рынке международных облигаций России удалось добиться определенногоуспеха, так 24 марта 1998 года Россия выпустила уже 4 выпуск еврооблигаций,на сумму 1.25 млрд немецких марок.5.Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала вэкономику Российской Федерации5.1. Создание благоприятного инвестиционного климата Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие вроссийской экономике благоприятного инвестиционного климата. В 1994 — 1995 годах Правительтством Российской Федерации былипредприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климатадля отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темповинфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций синостранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимостьи спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные частик нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,полученных от иностранных банков и кредитных учреждений В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшениемакроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, какследствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита дляинвестиционных целей. В обеспечении благоприятного инвестиционного климата существенноезначение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ попривлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируютблагоприятный инвестиционный климат регионов по средством организациивыставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционныхпроектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатныхизданиях. Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработалосовместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерациии заинтересованными органами государственной власти план мероприятий повопроса м привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ.Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционнойполитики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечениеиностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации. Необходимо совершенствовать способы определения доли российскихинвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработатьметодики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых вкачестве российской части уставных фондов коммерческих организаций синостранными инвестициями. Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнерпоставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен навстречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленномоборудовании. Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику являетсястимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежныхбанках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечкикапиталов из России. Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретныхтерриториях следует использовать механизм создания свободных экономическихзон.5.2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственнойподдержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранныхинвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, неотносящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этойсвязи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечиваетсязащита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовкезаконодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций поценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Длямелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за арендупроизводственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработатьединый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией. Необходимо совершенствовать работу международного коммерческогоарбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палатеРоссийской Федерации. Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следуетразработать специальные государственные программы предупрежденияпреступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России сповышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,информационное и организационное укрепление соответствующих оперативныхслужб, следственных органов и судов.6. Заключение. Российский рынок капиталов претерпел в 1996-97 гг. существенныеперемены. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране сложилась основадля долгосрочного стабильного развития финансового рынка и достигнутыпервые значительные успехи. Основными чертами этих перемен, ставящих Россию на одно из первых местсреди стран с так называемыми “возникающими рынками” капиталов, являются: - резкий рост объемов иностранных портфельных инвестиций в российские ценные бумаги; - получение Россией международного кредитного рейтинга и выход страны на рынок международных коммерческих заимствований; - начавшийся выход российских компаний и регионов на финансовые рынки с целью привлечения долгосрочных финансовых ресурсов; - начало формирования механизмов внутренних коллективных ивнестиций. Все эти перемены позволяют, опираясь на опыт других стран, надеяться наустойчивое развитие российского рынка капиталов и на высокую активность нанем иностранных инвесторов, что, безусловно, должно существенно помочьэкономике России в период ее перехода к долгосрочному росту. Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечениеиностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним изнеобходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требуетзначительных нормотворческих и организационных усилий как от российскихфедеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий ифинансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на: - улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства; - организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором; В настоящее время в России, происходит увеличение притока иностранныхинвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестированиеостается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российскойэкономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Этообъясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и поотношению к иностранным инвестициям в особенности.7. Список литературы. 1. "Большой экономический словарь". М., “Правовая культура”, 1994 г 2. Самуэльсон. "Экономика", 1 т., М., 1992 г. 3. С. Фишер. "Экономика", M., 1997 г. 4. С. Глазьев. "Стабилизация и экономический рост" М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г. 5. Е. Кондратенко. "Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции" М., Ж. "Экономист", №7, 1997 г. 6. А. Мартынов. "Активизация инвестиционной политики" М., Ж. "Экономист", №9, 1997 г. 7. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы/Под редакцией И.П. Фаминскогою - М: Международные отношения - 1995.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Иностранные инвестиции в экономику России iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в экономику России iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в экономику России iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в экономику России iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в экономику России icon1. Введение. 1 Иностранные инвестиции в царской россии. 3
Экономическое же определение инвестиций можно сформулировать следующим образом: инвестиции – это расходы на создание, расширение,...
Иностранные инвестиции в экономику России iconПортфельные инвестиции в экономику России

Иностранные инвестиции в экономику России iconПрямые испанские инвестиции в экономику России

Иностранные инвестиции в экономику России iconИностранные инвестиции в России: основные доноры, масштабы, направления и перспективы

Иностранные инвестиции в экономику России iconВведение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2
Современная проблематика привлечения иностранных инвестиций в экономику России и Краснодарского края 4
Иностранные инвестиции в экономику России iconИностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы