Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования icon

Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования



НазваниеЦб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования
Дата конвертации16.07.2012
Размер374,37 Kb.
ТипРеферат
ЦБ РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Институт переподготовки и повышения квалификации кадров КУРСОВАЯ РАБОТА. Курс «Деньги, кредит,Банки» «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ» Слушатель Скокшин И.Л. Группа МЭО-2 Руководитель__________________. Москва 1998Банковская система и современная экономика. 3История ЦБ РФ. 4Государственный банк Российской Империи. 4Народный банк РСФСР 5Государственный банк СССР 6Центральный банк Российской Федерации (Банк России). 11Задачи и функции Банка России. 12Платежная система. 13Политика Валютного курса ЦБ. 17Рразвитие нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютногоконтроля в 1997 году 19Денежно-кредитная политика Банка России. 25Направление денежно-кредитной политики Банка России. 25Денежно-кредитное регулирование и современное состояние банковскойсистемы России. 28Текущие экономические тенденции периода 34Заключение. 35Банковская система и современная экономика.При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могутсравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующейструктурой коммерческих банков и эффективной системой управленияфинансовыми и кредитно-денежными отношениями. Банковская система вэкономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главныероли:1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. Вразвитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производитсяпутем перераспределения средств между различными банковскими вкладамипосредством чеков или электронных переводов. При системе государственногосоциализма и монополии государственного банка, Россия не испытываланеобходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство итоварообмен между предприятиями определялись государственным планом,устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике,связанной рыночными отношения-ми, платежная система обеспечиваетвыполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг переддругом посредством отлаженно работающей банковской системы. 2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляютсбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективностьосуществления процесса инвестирования средств в значительной степенизависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно темзаемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Этоособенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще незаняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитнаяэмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваиатьновые рынки без привлечения иностранного капитала.3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежнойполитикой Центрального Банка России, регулируют количество денег,находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, присоответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянствоуровня цен. Лишь в этом спучае рыночные отношения воздействуют наэкономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задачакредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, повозможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке долженбыть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального ного объемапроизводства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могутисказить результаты проведения кредитно-денежной политики.История ЦБ РФ.Государственный банк Российской Империи. Государственный банк Российской Империи был основан в 1860 г. впроцессе реорганизации российской банковской системы. Его созданиепроисходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из“великих реформ”, проведенных в стране Императором Александром II.Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызванноеособенностями экономического развития России, обусловило генезисГосударственного банка как органа экономической политики правительства. Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческогокредита и согласно уставу был учрежден “для оживления торговых оборотов иупрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселейи других срочных правительственных и общественных процентных бумаг ииностранных тратт, покупка и продажа золота и серебра, получение платежейпо векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приемвкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет. В деятельности Государственного банка Российской империи можновыделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся взначительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов.Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенноефинансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппаратуМинистерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводствопо ней, поддержание государственных ипотечных банков и так далее. До 1887г. Госбанк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных банков. Вселиквидационные операции должны были производиться за счет Государственногоказначейства, которое являлось должником этих банков. Но поскольку вусловиях бюджетного дефицита казначейство было не в состоянии предоставлятьнеобходимые для этого средства, Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г.направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли.Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй периодего деятельности - в 1901 году. На протяжении всего дореволюционногопериода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политикиправительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческихбанков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки-банкроты субсидировалисьим и финансировались, принимались в собственность или управление дляпоследующей продажи. С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, котораяначалась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотогомонометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право. С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период вдеятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-1906 гг., вызванногоРусско-японской войной и революцией, началась трансформация Госбанка в банкбанков. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейшихевропейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас,коэффициент которого, за исключением кризисного 1906 г., не опускался ниже93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял регулирование денежногообращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принималактивное участие в кредитовании промышленности и торговли. Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена восновном на ее финансирование. Большая часть его активов наканунеОктябрьской революции 1917 г. состояла из обязательств казначейства и ссудпод процентные бумаги. Золотой запас банка за это время сократился с 1604млн. руб. (на 16 июня 1914 г.) до 1101 млн. руб. (на 8 октября 1917 г.).История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банкасоветского типа. Народный банк РСФСР 25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили зданиеГосударственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде чемони стали реально контролировать работу банка. Утром 14(27) декабря былизахвачены петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИКпринял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом встране была введена государственная монополия на банковское дело. Частныекредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственнымбанком, который месяц спустя стал называться Народным банком РоссийскойРеспублики (позднее Народным банком РСФСР). Формально до своего упразднения в 1920 г. Народный банк функционировална основании устава 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Однакореально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК,Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачейбанка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк,находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство изаниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политикивоенного коммунизма безденежных расчетов между государственнымипредприятиями и учреждениями привело к тому, что банк прекратилосуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра такжебыли сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом впорядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись насчета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущностьНародного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду сфинансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции.Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Болеетого, само существование учреждения под названием Народный банкпротиворечило идее безденежного хозяйства, которое в то время пыталисьпостроить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСРбыл упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операцийстало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.Государственный банк СССР В условиях проведения новой экономической политики постановлениямиВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановленпод названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован вГосударственный банк СССР. Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с цельюспособствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитиюпромышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с цельюконцентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных кустановлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлятькредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности,а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченностиих и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркоматафинансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов. В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право напроведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был такжеустанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту,регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на биржезолота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных виностранной валюте. В 1922г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номиналсовзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфиномдля покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращениебыли выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубльвыпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официальноходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знакиобразца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100. 11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено правовыпуска в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился вэмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, врезультате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция. В течение 1922-1924 гг. в обращении одновременно находились совзнак ичервонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Онприравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е. к царской монетедостоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев,которые в основном использовались во внешней торговле. В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца,который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца,обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923г. или на 50 млн. руб.денежных знаков более ранних образцов. В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита, как учетвекселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов,обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. Вдополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания сталосуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервыесоставлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам. В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройстваГосударственного казначейства произошло объединение денежной наличностиГосбанка и Наркомфина. С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числеотраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита,которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочноекредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при ПравленииГосбанка был создан Комитет по делам банков, который должен былкоординировать их деятельность. Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельностиГосбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном сускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупныхвливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени. Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счетнакопления денежных средств внутри страны и внешних займов, былоневозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы немогли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис),ни по политическим причинам. В результате индустриализация в странепроводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, которыйпозволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежныесредства между секторами экономики, продолжался в течение всего периодасвертывания НЭПа. В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движениякраткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанностьнепосредственного оперативного руководства всей кредитной системой присохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов.Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитныхучреждений в соответствии с правительственными директивами в областикредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства икредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвоватьв их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен былувеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков. В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы вГосбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочномукредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиаловакционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль вкредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованиюосуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочногокредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банкекоммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти вЦентральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке). В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассовогоисполнения госбюджета, что позволило сосретодочить в нем кассовые операциисоциалистического хозяйства. В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которомубанк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочногокредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйстваСССР. В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ,целью которых было создание эффективного механизма централизованногопланового регулирования материального и финансового аспектоввоспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-1932 гг. былапроведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизмцентрализованного планового регулирования движения кредитно-денежныхресурсов. В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого кредитавсе операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться вГосбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сетьих отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны былиосуществлять через филиалы Госбанка. В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетовчерез Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банкакраткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства. В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятийна собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочногобанковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотнымисредствами дало возможность установить объекты банковского кредитования.Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только напотребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированиемсезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива,производственных и вспомогательных материалов, временным увеличениемвложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделийи товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессомпроизводства и обращения товаров. В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком ибанками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком иЦекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательноутратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанкасоветского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежногообращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета иосуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структуракредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет. В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось квнедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковскихрасчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплатузаработной платы (80% наличноденежного оборота) и сбором торговой выручки. В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицамзолота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятиемсоветской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка былаорганизована котировальная комиссия для установления курсов иностранныхвалют. В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов,улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилениювнутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей балансаГосбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделалобаланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход кдецентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общегоконтроля в центре. В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк для покрытиядефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чегоденежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализацииденежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформаликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денегстарого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады всберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственныхзаймов (кроме займа 1947 г.). В марте 1950 г. было установлено золотоесодержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанкубыла передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальныхбанков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочныхвложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новыеденежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременнозолотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412г чистого золота.В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведениеГосбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельностиГосбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, спланированием и регулированием денежного обращения, финансированиемкапиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видамикредитования промышленности стали кредитование по обороту материальныхценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам. В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результатекоторой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, ПромстройбанкСССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функцииглавного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитногоплана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам. В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, всоответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионнымцентром, организатором кредитных и расчетных отношений в народномхозяйстве. С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственныйрасчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводитьдо них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченныхсредств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте побанковским операциям. В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка ГосбанкаСССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банкРСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон оЦентральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк Россииявлялся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен ВерховномуСовету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организацииденежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономическойдеятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативныхбанков. В декабре 1990 г. были приняты Законы “О Государственном банке СССР” и“О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Госбанк СССРвместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банканациональными банками должен был создать единую систему центральных банков,основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функциирезервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (БанкаРоссии), подотчетного Верховному Совету РСФСР. Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостоянияРоссийского государственного банка и Госбанка СССР. В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества НезависимыхГосударств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральныйбанк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственногоденежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На негобыли возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полноехозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иныересурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все егоактивы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданыЦентральному банку РСФСР (Банку России).Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране наоснове коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сетькоммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена системасчетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка иначалась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажуиностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать ипубликовать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассовогоисполнения государственного бюджета вновь созданному ФедеральномуКазначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст .75)и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст.22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов федерации и органовместного самоуправления. В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системыБанк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, атакже систему валютного регулирования и валютного контроля. В качествеагента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственныхценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании. С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов дляфинансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлятьцелевые централизованные кредиты отраслям экономики.Задачи и функции Банка России. Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цельдеятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. Приэтом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также какорган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций БанкаРоссии закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает ипроводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную назащиту и обеспечение устойчивости рубля;- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,организует систему рефинансирования;- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;- устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерскогоучета и отчетности для банковской системы;- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает иотзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся ихаудитом:- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствиис федеральными законами:- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РоссийскойФедерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своихосновных задач;- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке ипродаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов синостранными государствами;- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так ичерез уполномоченные банки в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации:- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РоссийскойФедерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации:- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РоссийскойФедерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы истатистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии сфедеральными законами. Таким образом,Банк России по своей сути эквивалентен центральнымэмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, БанкРоссии формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политикугосударства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действияв качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниямидо обеспечения необходимого количества денег. Он независим от распорядительных и исполнительных органовгосударственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован толькоспециальным законодательным актом. Банк России экономическисамостоятелен,то есть осуществляет свои расходы за счет собственныхдоходов. Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной политики неруководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшениясостояния экономики в целом. Банк России является "банком банков", он предоставляет кредиты иприниает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет правовыпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуютпредложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеет. Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав.Председатель назначается сроком на 5 лет. Управление Банком России осуществляется на коллективной основеСоветом Директоров Банка. Банк России имеет большое количество своихотделений по всей стране.Платежная система. Платежная система как совокупность организационных форм, инструментови процедур, способствующих обращению денежных средств, имеет большоезначение для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитнойполитики. Порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации являютсяобязательными для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций инаселения. Формы безналичных расчетов определены Гражданским кодексомРоссийской Федерации. Основными формами безналичных расчетов являются расчеты платежнымипоручениями, в меньшей степени применяются расчеты платежными требованиями(по инкассо), расчеты аккредитивами и чеками применяются незначительно. Часть расчетов юридических и физических лиц осуществляется посредствомплатежных карт, их применение получает все большее развитие. Коммерческиебанки выпускают собственные платежные карты, карты российских систем (STBCard, Union Card, Золотая Корона), а также международные платежные карты, вчастности VISA, Eurocard/MasterCard, Diners Club, JCB и American Express. Банк России проводит политику обеспечения бесперебойностифункционирования системы расчетов, ее быстродействия и надежности. Большая часть платежей осуществляется через расчетную сеть БанкаРоссии. По данным на октябрь 1997 года, на территории России функционировало1490 расчетно-кассовых центров и других учреждений Банка России,осуществляющих расчетное обслуживание 1756 кредитных организаций, 4584 ихфилиалов, а также счетов бюджетов всех уровней и государственныхвнебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридическихлиц в случаях, предусмотренных законодательством. Банком России издан "Справочник банковских идентификационных кодовучастников расчетов на территории Российской Федерации" ("Справочник БИКРФ"), который содержит информацию о наименовании кредитной организации-участнике расчетов, ее банковском идентификационном коде, корреспондентскомсчете в Банке России, местонахождении и др. "Справочник БИК РФ"периодически корректируется. Кредитные организации, расположенные на территории РоссийскойФедерации (резиденты), имеющие лицензию Центрального банка РоссийскойФедерации на совершение банковских операций, открывают только одинкорреспондентский счет в одном из учреждений Банка России (расчетно-кассовом центре или операционном управлении), которое осуществляет ихобслуживание. Филиалы кредитных организаций имеют корреспондентскиесубсчета, но некоторые филиалы осуществляют расчеты только черезкорреспондентский счет головного банка. Для осуществления безналичных расчетов юридическим и физическим лицамоткрываются счета в коммерческих банках, в особых случаях счета юридическимлицам также могут быть открыты в учреждениях Банка России. Расчеты клиентовучреждений банков с клиентами других учреждений банков, их расчеты сбюджетом и внебюджетными фондами производятся через корреспондентскиесчета. Что касается расчетов между клиентами одного банка, то онипроводятся списанием или зачислением средств на соответствующие счетаклиентов, минуя корреспондентский счет банка. Расчеты между одногородними банками, или банками, обслуживаемыми однимвычислительным центром, часто организуются через счет взаимных расчетов.Вся информация по расчетно-денежным документам, обработанная вустановленном порядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. Накорреспондентском счете банка в расчетно-кассовом центре отражается толькосальдо проведенных операций. Такие расчеты представляют собой видлокального клиринга. Расчеты между расчетно-кассовыми центрами по операциям кредитныхорганизаций, а также по их собственным операциям осуществляются через счетамежфилиальных оборотов (МФО). Средством межфилиальных расчетов являютсяавизо по МФО. Правильность совершения расчетов со стороны расчетно-кассовых центровподтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессеквитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным. Платежи осуществляются при наличии и в пределах средств накорреспондентских счетах. Не исключена ситуация, когда у банка не достаетсредств, в этом случае очередность списания средств с корреспондентскихсчетов банков по платежам клиентов, располагающих необходимыми ресурсами, атакже по собственным платежам банков производится в очередности,установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. Неоплаченныерасчетные документы при этом помещаются в картотеку к корреспондентскомусчету кредитной организации. Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом (бумажнаятехнология) и электронным способом (безбумажная технология). Доляэлектронных платежей увеличивается по количеству и сумме проведенныхдокументов за счет снижения доли почтовых и телеграфных платежей. Общий срок безналичных расчетов установлен Федеральным Законом "ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)" и не долженпревышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации ипяти операционных дней в пределах Российской Федерации. Часть межбанковских расчетов, а именно расчетов многофилиальныхбанков, в том числе по перераспределению кредитных ресурсов, осуществляетсямежду головным банком и его филиалами и между филиалами банков с отражениемна их балансовых счетах. Внутрибанковские расчеты динамично развиваются. Межбанковские расчеты осуществляются также через корреспондентскиесчета, открываемые в других банках. Порядок открытия и режимфункционирования корреспондентского счета одного банка в другомопределяется по соглашению между ними. Операции, проводимые по корреспондентским счетам банков-корреспондентов, делятся, главным образом, на два вида: операции,основывающиеся на обслуживании клиентов, и собственные межбанковскиеоперации. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов;вторые включают кредитные операции, операции по покупке и продаже валют, поторговле ресурсами на денежном рынке и др. Банки, имеющие развитуюкорреспондентскую сеть, способны осуществлять расчеты с максимальнойскоростью и образуют собственные расчетные системы. Развитие корреспондентских отношений зависит от различных факторов:взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных ресурсов,возможности участия в торгах на региональных валютных биржах и других. Расчеты между банками - корреспондентами составляют значительную частьвсего платежного оборота России. Таким способом совершается большая частьрасчетов с банками стран СНГ и зарубежными банками. Еще одним способом межбанковских расчетов являются расчеты черезклиринговые палаты. В основу принципов проведения клиринговых операций положены двевозможные модели. Первая - без предварительного депонирования средств насчетах банков-участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательныйрасчет в этом случае осуществляет Центральный банк Российской Федерации.Вторая модель - с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схемеявляется само клиринговое учреждение. По первой модели в 1997 году в Москве начинает работать Клиринговаяпалата Межбанковского финансового дома. По данным на октябрь 1997 года, повторой модели действовало 7 клиринговых учреждений, расчеты через нихосуществляли около 200 кредитных организаций, филиалов и юридических лиц. Удельный вес расчетов, осуществляемых через них, в настоящее времяневелик. Банк России играет определяющую роль в разработке принциповорганизации клиринговых операций и контролирует их соблюдение. В 1996 году была разработана Стратегия развития платежной системыРоссии, которая содержит основные долгосрочные и среднесрочные мероприятия.Они включают создание системы расчетов в режиме реального времени, т.е.переход на качественно новый уровень передачи банковской информации,развитие негосударственных расчетных и клиринговых систем с соответствующимрегламентированием и надзором за их деятельностью, разработку системстандартизации и сертификации банковских технологий, создание в Россииусловий для внедрения расчетов платежными (пластиковыми) картами. Основной задачей Департамента методологии и организации расчетовявляется обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системырасчетов на основе проведения единой политики в области безналичныхрасчетов. Деятельность Департамента касается безналичных расчетов, совершаемых врублях на территории Российской Федерации. Департамент разрабатываетправила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов и осуществляетконтроль за правильностью прохождения операций через расчетную сеть БанкаРоссии. Для этого Департамент разрабатывает методологию идентификацииучастников расчетов, проводит обследования платежного оборота, анализируетсостояние различных расчетных и платежных систем.Политика Валютного курса ЦБ. Политика валютного курса Центрального банка Российской Федерации в1997 году осуществлялась в общем контексте денежно-кредитной политики,проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России, и являласьдополнительным фактором финансовой стабилизации. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильностинациональной валюты и создание условий для динамичного развития финансовогорынка. Проводимая с июля 1995 года политика стабилизации курса рубля далаощутимые результаты. Введение валютного коридора не только ограничиловалютный курс рубля снизу, создав ориентир для импортеров продукции, но ипредотвратило резкое повышение курса национальной валюты, поддержав темсамым российских экспортеров. Установление предельного нижнего уровнятекущего валютного курса явилось сильным антиинфляционным фактором ипозволило эффективно сдерживать темпы внутреннего обесценения рубля. Всего за 1996 год номинальный курс доллара США к российскому рублювырос на 19,8% (с 4640 до 5560 рублей за доллар США), что в ежемесячномисчислении составляет в среднем 1,5%. Поскольку инфляция в России за годсоставила 21,8%, а в США - около 3%, то по итогам года произошло снижениереального курса рубля на 1,3%. За 10 месяцев (январь-октябрь) 1997 года курс доллара к рублю вырос на5,9% (с 5560 до 5887 рублей за доллар), что в ежемесячном исчислениисоставляет в среднем 0,6%. Однако с учетом инфляции в России и США за этотпериод реальный курс рубля вырос на 1,6%. С мая 1996 года Банк России изменил систему установления официальногокурса иностранных валют к рублю Российской Федерации, отказавшись отпривязки официального курса рубля к фиксингу Московской межбанковскойвалютной биржи. В 10 часов московского времени каждого рабочего дня БанкРоссии объявляет курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям намежбанковском валютном рынке. Эти курсы устанавливаются с учетомсоотношения текущего спроса и предложения на иностранную валюту намежбанковском и биржевом валютном рынках, динамики инфляционныхпоказателей, положения на международных рынках иностранных валют, изменениявеличины государственных золотовалютных резервов, динамики показателейплатежного баланса страны. Арифметическое среднее курсов покупки и продажидоллара дает величину официального курса доллара США к российскому рублю наследующий календарный день. В 1998 году разница между официальным курсом икурсами покупки и продажи доллара не будет превышать 1,5%.Важным этапом в развитии валютной политики стало принятие ПравительствомРоссийской Федерации и Банком России в июне 1996 года международныхобязательств по снятию ограничений на конвертируемость рубля по текущимоперациям в рамках присоединения к VIII статье устава МВФ, что создалопринципиально новые условия для процесса курсообразования и привлечения нароссийский рынок иностранных инвесторов.Достигнутый прогресс в области финансовой стабилизации позволил установитьв 1997 году границы "валютного коридора" на весь год. С учетом возможныхнезначительных отклонений от вероятного сценария экономического развития в1997 году значения верхней и нижней границ допустимого изменения валютногокурса, установленные совместным Заявлением Правительства РоссийскойФедерации и Банка России, составили на начало года 5500 и 6100 рублей задоллар США, а на конец года - соответственно 5750 и 6350 рублей за долларСША.Стабилизация основных макроэкономических показателей, возросшаяустойчивость российского финансового рынка поставили перед Банком Россииновые задачи в области реализации государственной курсовой политики.Правительство Российской Федерации и Банк России 10 ноября 1997 года всовместном заявлении объявили о переходе от практики установления ежегодныхограничений изменения курса рубля к определению среднесрочных ориентировдинамики курса национальной валюты. Правительство Российской Федерации иБанк России средствами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политикибудут поддерживать такие условия на валютном рынке, что в ближайшиенесколько лет, как минимум в 1998-2000 годах, центральный обменный курсроссийского рубля будет находиться на уровне 6,2 рубля (с учетомденоминации) за 1 доллар США, а его возможные отклонения не превысят 15% отэтого значения. При этом будет обеспечен плавный, исключающий скачкивалютного курса переход к новому этапу валютной политики. Вместе с тем БанкРоссии считает, что в отдельные промежутки времени обменный курс рубляможет испытывать существенное воздействие внутренних и внешних факторов,что будет проявляться в большей его гибкости в рамках указанных вышепараметров.В 1998 году в число важнейших задач Банка России в области политикивалютного курса будут входить:- повышение внешней и внутренней стабильности национальной валюты,- обеспечение процесса дедолларизации российской экономики за счетсодействия динамичному развитию всех секторов финансового рынка и повышенияпривлекательности для населения сбережений в национальной валюте,- создание условий для улучшения структуры платежного баланса, а также дляактивизации инвестиционного процесса.Рразвитие нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютногоконтроля в 1997 году Совершенствование нормативной базы валютного регулирования и валютногоконтроля - это объективный процесс, диктуемый интенсивностью развитиявалютных отношений в стране и определяемый стратегией государственнойэкономической и валютной политики, которая направлена на обеспечениеустойчивости кредитно-финансовой системы страны и защиты национальнойвалюты. В текущем году Банком России была проделана серьезная работа поразработке нормативно-правовых актов, регулирующих обращение валютныхценностей как внутри страны, так и в сфере ее внешнеэкономическойдеятельности. Основное внимание было сконцентрировано на выработке болееэффективных механизмов регулирования валютных операций, упорядочении иусилении учетно-контрольных функций органов и агентов валютного контроля, атакже на обеспечении защиты банковской системы от проникновениянелегального капитала. Это явилось главным направлением развития валютногозаконодательства в 1997 году. Банк России активно участвовал в разработке базовых,системообразующих нормативных актов. Речь идет, в первую очередь, о проекте Закона "О внесении изменений идополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании ивалютном контроле". Сохраняя в целом преемственность основных принципов валютногорегулирования и валютного контроля, новая редакция Закона более широкоопределяет виды и порядок проведения валютных операций, включая операции нафондовом и срочном рынке. Устанавливает более широкий перечень валютныхопераций, связанных с движением капитала, а также определяет органы, ихрегулирующие. После принятия Россией на себя обязательств по Статье VIII СтатейСоглашений МВФ, снятия ограничений на конвертацию рубля по текущимоперациям и обеспечения внутренней конвертации в условиях начавшейсялиберализации в области привлечения иностранного капитала значительноизменился статус национальной валюты. Это нашло отражение в проекте новогоЗакона. При осуществлении расчетов в области внешнеэкономическойдеятельности рубль признается валютной ценностью, что позволитраспространить систему валютного контроля на сферу платежно-расчетныхотношений между резидентами и нерезидентами, при осуществлении которых вкачестве средства платежа используется национальная валюта. Законпредусматривает обязательную для резидентов репатриацию в страну валютнойвыручки от экспортных операции при одновременном упрощении условий импортакапитала в Российскую Федерацию. Кроме того, проект Закона разграничивает иупорядочивает полномочия Банка России и других органов и агентов валютногоконтроля, усиливает роль уполномоченных банков как агентов валютногоконтроля при усилении в то же время контроля за их деятельностью со стороныБанка России, а также устанавливает ответственность субъектов хозяйственнойдеятельности и четкую систему санкций за нарушения валютногозаконодательства. В то же время, используя существующую законодательную базу, БанкРоссии приступил к организации работы по защите банковской системы отпреступности. Одним из первых шагов в этом направлении стал выход в июле1997 г. "Методических рекомендаций по вопросам организации работы попредотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банкии иные кредитные организации" (Письмо Банка России от 3.07.97 № 479). Впроцессе работы над Рекомендациями Банк России использовал зарубежный опыти рекомендации ФАТФ. Осуществляя регулирование и контроль за внешнеторговыми операциямирезидентов, Банк России в 1997 г. распространил существующую системутаможенно-банковского контроля на внешнеторговые сделки, предусматривающиепоставки товаров в счет государственных кредитов. Вместе с тем Банк Россииотмечает недостатки действующей системы контроля экспортно-импортныхопераций, например, неурегулированность реэкспортных, реимпортных операцийи услуг, а также недостаточную оперативность и гибкость системы таможенно-банковского контроля. Статистические данные свидетельствуют о сохранениизначительного числа нарушений валютного законодательства в этой области.Так, отношение необоснованных непоступлений валюты за поставки товаров кзапланированной в соответствии с условиями контрактов валютной выручкеежегодно составляет около 7-10%, а из общей стоимости оплаченных авансомтоваров в установленные сроки не поступает около 30%. В результате суммавалютных средств, переведенных резидентами за границу с нарушениями порядкасовершения внешнеторговых операций, ежегодно оценивается примерно в 8-10млрд. долларов. Учитывая это, Банком России в настоящее время проводитсяработа по созданию системы мониторинга репатриации в Российскую Федерациювалютной выручки от экспортных операций и платежей по импортным операциям сцелью оперативного выявления и принятия адекватных мер по фактам нарушениявалютного законодательства. Одним из важнейших объектов контроля остается рынок наличнойиностранной валюты. В этой области создана наиболее разносторонняянормативно-правовая база, регламентирующая процедуру открытия и режимработы обменных пунктов, порядок совершения и учета ими валютно-обменныхопераций, а также порядок ввоза-вывоза уполномоченными банками черезтаможенную границу Российской Федерации наличной иностранной валюты иплатежных документов в иностранной валюте. В 1997 г. Банком России быливыпущены новые нормативные документы, конкретизирующие проведение отдельныхвидов валютных операций, а также их учет в обменных пунктах. В частности,за счет операций размена платежных денежных знаков, а также замены ипокупки за рубли неплатежных денежных знаков иностранного государства былрасширен круг операций для обменных пунктов, по которым оформляютсядокументы первичного учета. Кроме того, было разработано и выпущено Положение "О порядке покупки ивыдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" (от 25.06.97№ 62). Согласно этому документу клиентам предоставлено право покупать безразрешения Банка России иностранную валюту для оплаты командировочныхрасходов в безналичном порядке за рубли через уполномоченные банки. Послеснятия наличной валюты со счета она не может быть использована на иныецели, кроме командировочных расходов. Положение определило правиласовершения таких операций юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями (резидентами и нерезидентами) и коммерческими банками, неимеющими лицензии Банка России на проведение валютных операций, а такжеустановило отчетность уполномоченных банков и филиалов при проведении этихопераций. Наряду с этим в настоящее время Банком России разрабатываетсяПоложение "О порядке выпуска кредитными организациями банковских платежныхкарт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с ихиспользованием", в котором юридическим лицам будет предоставлено правоиспользования корпоративных пластиковых карт для оплаты командировочныхрасходов. В области регулирования и контроля валютных операций, связанных сдвижением капитала, развитие нормативной базы происходило в направлениипостепенного упрощения порядка совершения резидентами отдельных видов такихопераций при одновременном усилении учетных и контрольных функций за ввозоми вывозом небанковского капитала. С учетом ограниченности внутреннихинвестиционных ресурсов, продолжающегося снижения инвестиционной активностии в целях создания условий, способствующих притоку долгосрочных иностранныхинвестиций, Банк России Положением от 7.07.97 № 482 "0 регистрационномпорядке оплаты иностранными инвесторами участия в уставном (складочном)капитале организаций-резидентов Российской Федерации" предельно упростилпорядок их совершения, перейдя от применяемой практики выдачи резидентамлицензий или разрешений к регистрационному порядку проведения операций попереводу и конверсии иностранной валюты для осуществления иностранныхинвестиций в уставные капиталы российских предприятий. Указанный порядокраспространен на инвестиции в иностранной валюте, вносимые нерезидентами вуставные капиталы организаций путем приобретения акций и оплаты долей(паев) в уставном капитале или имуществе при создании организации, а такжепри увеличении размера ее уставного капитала. В то же время пока действиеданного Положения не распространяется на инвестиции в другие ценные бумагии в банковский капитал, а также на инвестиции, осуществляемые черезвторичный рынок. Облегчая процедуру операций по привлечению долгосрочныхиностранных инвестиций, Банк России одновременно исходил из необходимостиусовершенствования функций учета этих процессов, а также анализа их влиянияна развитие экономики России. Другим Положением от 22.04.97 № 436 "0 порядке выдачи разрешений наоткрытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами-резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничныхпредставительств" Банк России предоставил российским предприятиям (причемне только экспортерам, но и импортерам) право приобретения иностраннойвалюты на внутреннем валютном рынке для содержания своих представительствза границей, а также установил режим осуществления валютных счетов,открываемых в банках- нерезидентах, для оплаты расходов представительств. В развитие действующей нормативно-правовой базы в области проведениявалютных операций и в целях дальнейшей либерализации действующих вРоссийской Федерации правил совершения гражданами некоторых видов такихопераций Банком России был разработан "Порядок осуществления переводовиностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию безоткрытия текущих счетов" (утвержден Приказом Банка России от 27.08.97 № 02-371 и зарегистрирован Минюстом России). В соответствии с этим документом физические лица-нерезиденты могут безограничения сумм переводить иностранную валюту из Российской Федерации иполучать иностранную валюту, ранее переведенную в страну из-за границы. Чтокасается физических лиц-резидентов, то они получили право свободно получатьиностранную валюту, переведенную из-за рубежа, и переводить иностраннуювалюту из Российской Федерации в пределах 2000 долларов США в одном банке втечение одного операционного дня. Если же иностранная валюта была ранееввезена или переведена в Россию, то физическое лицо-резидент можетединовременно перевести за границу всю сумму ранее ввезенной или полученнойиностранной валюты. Необходимо отметить, что, сохраняя предельный размер ежедневногоперевода для физических лиц-резидентов, Банк России основывался в первуюочередь на результатах анализа валютно-обменных операций физических лиц. Поданным статистической отчетности о движении наличной иностранной валютычерез уполномоченные банки, в I полугодии 1997 г. 97% всех сделок попокупке уполномоченными банками наличной валюты у граждан совершалось насумму до 2000 долларов, а при ее продаже удельный вес таких операций вобщем количестве сделок составлял 78%. С учетом изменений порядка проведения в Российской Федерации некоторыхвидов валютных операций и либерализации осуществления отдельных видовопераций, связанных с движением капитала, а также в целях обеспечениясогласованности нормативно-правовой базы валютного регулирования ивалютного контроля Банком России в июле 1997 г. (Письмо от 17.07.97 № 488)были внесены соответствующие поправки в Инструкцию № 7 "0 порядкеобязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями частивалютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций навнутреннем валютном рынке". В результате, если раньше резиденты РоссийскойФедерации имели право покупать иностранную валюту только для выполненияобязательств по внешнеторговым контрактам и платежей в погашение кредитов,полученных в иностранной валюте, сейчас они получили возможностьприобретать иностранную валюту еще и для совершения валютных операций,связанных с движением капитала, как в рамках лицензий и разрешений БанкаРоссии, так и без таковых (имеются в виду операции, совершаемые всоответствии с Положением Банка России от 24.04.96 № 39). Кроме того,резиденты теперь могут покупать иностранную валюту для оплатыкомандировочных расходов своих сотрудников, а также для осуществленияпереводов на валютные счета своих зарубежных представительств с цельюоплаты расходов на их содержание. Рассматривая новые тенденции в валютном законодательстве, необходимоособо отметить предпринятые Банком России практические шаги по сужениюсферы использования наличной иностранной валюты в расчетах на территорииРоссийской Федерации. Речь идет о Положении Банка России от 15.08.97 № 503"О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностраннойвалюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)", которое,после регистрации в Минюсте, 10 октября текущего года вступило в силу.Задача указанного Положения - обеспечение процесса "дедолларизации"российской экономики и стабильности национальной валюты. В 1997 г. Банк России продолжил работу по развитию правовой базырегулирования валютных операций в отдельных областях хозяйственнойдеятельности, которые различаются спецификой производства и экономическихвзаимоотношений. Примером здесь может служить Положение Банка России от24.02.97 № 54 "0 порядке проведения расчетов в иностранной валюте,основанных на зачете взаимных требований между российскими судовладельцами,осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, осуществляющими ихагентское обслуживание". В целях ускорения проведения расчетов инедопущения нарушений договорных обязательств российскими юридическимилицами и с учетом мировой практики указанным нормативным документом былвведен особый порядок расчетов, согласно которому использованиесудовладельцами валютных средств, полученных от продажи продуктов рыбногопромысла, для совершения платежей через своих агентов ограничено четкимперечнем оснований расчетов. Положением определены функции уполномоченныхбанков как агентов валютного контроля, обслуживающих клиентов-судовладельцев, при осуществлении последними экспортно-импортных операций,а также установлена особая схема отчетности по таким операциям. Что касается перспектив развития валютного законодательства, товажнейшее направление в деятельности Банка России связано с продолжениемначатой в 1996 г. и реализуемой в настоящее время взвешенной политики,нацеленной на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершениирезидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Основноевнимание предполагается уделить созданию более благоприятного климата длядеятельности зарубежных инвесторов на российском рынке и особенно тех изних, кто намерен осуществить долгосрочные инвестиции в экономику России.Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынкаБанком России будет продолжена работа по созданию нормативной базы,направленной на «дедолларизацию» экономики, препятствующей утечке капиталовза границу, проникновению из-за рубежа и отмыванию «грязных» денег.Денежно-кредитная политика Банка России.Направление денежно-кредитной политики Банка России. С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена надостижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темповинфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивостиплатежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивныхструктурных сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого БанкомРоссии, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились внаправлении увеличения реального предложения денег в экономике придальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. В целом за 1997 годденежная масса (М2) в реальном выражении увеличилась на 17,4% против 10% в1996 году. В 1998 году денежная масса (агрегат М2) должна возрасти за годна 22-30% при инфляции не более 10% и росте ВВП до 2%. Одним из признаков устойчивого насыщения экономики деньгами сталозакрепление сформировавшейся в 1996 году тенденции замедления скоростиобращения денег. Средняя скорость обращения М2 составила 8,7 в 1996 году и7,9 в 1997 году. В 1998 году должны сохраниться основные предпосылки длядальнейшего замедления скорости обращения денежной массы. Представим диаграмму(диаграмма 1) , отражающую динамику измененияставки рефинансирования Банка России, построенную по данным публикуемым наофициальном электронно-информационном сервере Банка Росии. Отметим, что до конца 92 года механизм рефинансирования в практикеэкономического регулирования Банка России отсутсвовал. Банк России пыталсявлиять на процентные ставки КБ путем регулирования обьема и ценыцентрализованных кредитов, что отвечало требованиям задачи антиифляционногорегулирования. Однако путем простого увеличения ставок достич поставленнойцели антиифляционного рагулирования не удалось. Наметившаяся в 1996 году тенденция снижения общего уровня процентныхставок получила дальнейшее развитие в 1997г. и начале 1998 г. (повышениеставки рефинансирования в ноябре 1997 года и феврале 1998 года носилоантикризисный и кратковременный характер),чо тражает диаграмма 1 ,отражающая динамику изменения ставки рефинансирования Банка России(построенна по данным публикуемым на официальном электронно-информационномсервере Банка Росии).Диаграмма 1.[pic] Проводимая с середины 1995 года курсовая политика Банка России,направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля,сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России.Практика установления Банком России границ допустимых изменений обменногокурса рубля обеспечила предсказуемую динамику валютног




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconЦентральный банк России и его роль в осуществлении денежно кредитного регулирования

Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconКурсовая работа. Курс «Деньги, кредит,Банки»
«центральный банк россии и его роль в осуществлении денежно кредитного регулирования»
Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconПлан цели денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитная политика в Российской Федерации на современном этапе (краткий обзор)
Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconМеханизм денежно-кредитного регулирования

Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconОдним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования
В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост таковы ее высшие...
Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconСовременная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики

Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconСовременная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики

Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconСовет Федерации Федерального Собрания РФ органы денежно кредитного регулирования Органы финансового контроля Бюджетный кодекс
Охватывает социальное обеспечение Правильный(ные) ответ(ы) 2
Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconРазвитие Банком России инструментария денежно-кредитного регулирования в современных условиях
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...
Цб РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования iconКонтрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» студентка 3-го курса проверил
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы