Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области icon

Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области



НазваниеСамоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области
Дата конвертации16.07.2012
Размер372.98 Kb.
ТипРеферат
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области


Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области. В 20-х годах 19 столетия царизм, добившись значительных успехов всвоей политике, направленной на изживание старых патриархальных формуправления Казахстаном, приступил к окончательной ликвидации ханскойвласти, феодально-родовых съездов к сознанию новых форм управления,связанных с политикой, направленной на присоединение Казахстана к России ипревращение его в колонию.[1] Именно в этот период начинается новый этапполитике царской России в Казахстане. Он характеризуется тем что былоположено начало превращения Казахстана в сырьевой придаток Российскойимперии. Все более нарастающая потребность в дешевом сырье и рынке сбытавынуждало к вступлению в определенные отношения Российских промышлеников, исобственно, саму царскую администрации. Исторический сложилось так чтотерритория Казахстана была транзитным путем между империей и Средней Азией.Через Казахстан пролегали стратегический важные караванные тропы и ко всемусказанному, он еще являлся емким рынком сбыта продукции русскойпромышленности взамен на поставку сырья. Этот торговый обмен требовал отцаризма и соответствующего изменения в методах и системе управленияКазахстаном. Реорганизация управления была начата со Старшего ж уза, сразработки «Устава о Сибирских киргизах». Общим руководителем посоставлению его основных положений был выдающийся государственный деятельРоссии, человек либеральных взглядов М.М. Сперанский, который до этого засвой смелый проект государственного преобразования Российской империи попалв не милость и был отправлен в ссылку.[2] К концу второго десятилетия XIX века правительство встревоженноепадением общей суммы казенных сборов Сибири решило произвести ревизиюуправления поручив ее М.М. Сперанскому. Мы не будем подробно останавливаться на конкретных результатах скажемто что она вскрыла все злоупотребления и произволы чиновников, чтопревратило государственную службу бесконтрольный, бюрократический произволцарской администрации в Сибири. Но главная заслуга ревизоров в том что онипопутно подготавливали ряд административных реформ для Сибири и Казахстана,которые в итоге получили название « Устав о Сибирских киргизах», «Устав оСибирских инородцах» и так далее. В конец второго десятилетия XIX столетия на территории Среднего жузаКазахстана сложилась благоприятная обстановка для предполагаемой реформыуправления. К этому времени скончался последний хан жуза Вали, да и сомаханская власть за последние годы переживала острый кризис. Интересным был и сам процесс принятия закона проектов. Проекты реформбыли готовы к февралю 1821 года, затем они неоднократно рассматривались вноябре и декабре в Сибирском комитете после чего 26 января 1822 годапроекты реформ рассматривал и сам Александр I, и только 22 июня 1822 годаони были утверждены в качестве законодательного акта.
С того времени ипочти до середины 60-х годов XIX века с не которыми дополнениями «Устав оСибирских киргизах» являлся главным законом, на основании которогоуправлялись казахи Сибирского ведомства.[3] Необходимо отметить то, с каким профессионализмом, со знанием своегодела царская администрация проводила в жизнь устав, учитывая все факторы,обстоятельства той ситуации. Политика реформатора заключалась в осторожном,постепенном образовании новых административных единиц без ломки старых,сложившихся порядков управления в степи. Этим и объясняется с толь позднееоткрытие первого (Каркаралинский округ, июль 1824 года ) округа. Открытиеновых административных установлений не всегда находило поддержку уфеодально- родовой верхушки, есть факты когда определеная группа,преимущественно султанов, не скрывало своего враждебного отношения коткрытию округов. Но несмотря на это, открытие округов продолжалось не безприсмотра царской администрации, так уже 1838 году вся средняя ордауправлялась семью подведомственными областному начальству окружнымиприказами.[4] По уставу 1822 года основными административными единицами были аулыкоторые составляли волость, а те в свою очередь округ. Но конкретное числокибиток необходимых для образования аула указанное в уставе подтверждает недороботанность устава и то что он был составлен без учета спецификирасселения коренного населения так как аулы в Казахстане состоялипреимущественно из родственников, в отличии от сел внутренних губерний,количество людей в аулах было различным и нельзя ограничить егоопределенными рамками. Уже к 1838 году в семи округах среднего жуза было 98волостей состоящих из 1042 аулов. Управление административно территориальными единицами возлагалась наГенерал -Губернатора Западной Сибири, далее шел аппарат администрацииОмской области, во главе которой стояло управление возглавляемоеначальником, управление в свою очередь осуществляло свою деятельность черезокружные приказы во главе которых стояли ага султаны и ли старшие султаны идалее через волостных управителей и аульных старшин. Прогрессивной сторонойустава являлось не только изменение в административно территориальномделении, но и вод выборности должностей стоящих во главе новыхустановлений.Так старший султан избирался сроком на три года, но за ним сохранялосьправо переизбрания на второй и другие сроки. Интересно заметить чточиновники царской администрации просили «центр» о поощрение султанов заисправную службу, поощрение включало в себя чин или в случае переизбраниясултана на три срока подряд, последний имел право «просить диплом надостоинство дворянина Российской империи»(( 52)[5]. Старший султан имеетправо быть везде признаваемым и почитаемым в чине майора российской службы,пока пребывает в должности(( 51), но следует заметить что чин майора можетудерживать тот которому он пожалован будет, означающее что администрацияможет, за какие-либо проступки или нарушения, лишить этого звания. Сам порядок выборов вызывает большой интерес. Выборы старшего султанапроходили в летнее время в местах расположения самого округа, султанамиокруга. Выборы производились по большинству голосов, причем отсутствующийпо каким - либо причинам избиратель мог прислать доверенное лицо и изложитьсвое мнение в письменном виде. Многочисленные материалы свидетельствуют отом что вопросы как таковые носили формальный характер, так как судьбавыбора решала за долго до самих выборов, кандидаты путем подкупа и взятоквсяческий старались привлечь на свою сторону как избирателей так иобластных чиновников. Во врем выборов кандидату приходилось идти на большиерасходы, но как показывает документы они с лихвой окупались в случаепобеды. В кругу обязанностей старшего султана, по уставу, входило управлениеверным ему округом, во всем подчинятся областному начальству, сохранятьтишину и покой, а так же безопасность в округе. Для осуществления всегоэтого ему довались некоторые полномочия. При каждом окружном приказенаходился отряд казахов состоящий из 200 человек. Письмоводители,переводчики, лекарь, коме того при старшем султане находились «двароссийские законодатели и два заседателя из киргиз».[6] Последние выполняли роль советников и помощников султана . Кроме тогоадминистративных полномочий старший султан мог рассматривать и судебныедела, касающиеся преступлений совершенных казахами. Давая некоторыепослабление и самостоятельность в управлении степью администрация все жедержало его под контролем. Так избранный султан не вступал в должность безутверждения областного начальника.[7] В функции приказа входило кроме всего сказанного, ведение переписичерез каждые три года, сбор сведении о местах занимаемых волостями иаулами. Проведением переписи занимались заседатели приказа из числа русскихчиновников, но главная задача заключалась в сборе ясака, как главной целиколониальной политики царизма. Вообще устав Сперанского имел много прогрессивных сторон в частноститакими являлись обязанности связанные с общими функциями приказов, в нихвходили: (62.2 Забота о посвящении, трудолюбии и хозяйственных нужд всех икаждого. (230 При каждом округе учреждается неподвижные больницы. (245 Учредить при себе школы для обучения. Но как это обычно происходило не все сказанное осуществляется на деле.Так по учреждению школ в округах, председатель комиссии Тирс, говорит чтона эти цели из бюджета каждого округа должны были выделить по 500 рублейсеребром для основания школ,[8] по медицинской части вся работа по практикезаключалась прививании вакцин от сыпи. По части улучшения жизни в степи в уставе посвящена целая глава «Наказхозяйственный» но который в каждом округе подлежит быть построены следующиездания:Дом для помещения окружного приказа, его членов, членов канцелярии,переводчиков тоямачей.Молитвенный дом с жилищем для духовенства.Больничный дом с помещением для духовенства от 150 до 200 человек.Казарма для помещения казахов, ежели не представляется возможным водворитьо них.[9] Но на самом деле была открыта одна единственная школа в городе Омске свакансиями на 20 человек, причем вакансии находились в руках военныхгубернаторов по 10 человек области сибирских киргиз и 10 человекСемипалатинской области. Вопрос обучения среди киргиз складывался в пользународного образования. Все имевшиеся школы в степи состояли при мечетях,под руководством мулы. Необходимо заметить что должности составлявшие как окружной приказ таки волостное управления являлись оплачиваемыми должностями((117). Окружнымприказом и для волостных дел назначается канцелярская сумма((118). Во главе волости как составной части округа стоял волостной управитель-султан. Это должность была обозначена как наследственная, дающая право науправление волостью по прямой нисходящей линии и попервородству.[10]Должность волостного являлась выборной лишь в моментобразования волости. Анализируя содержание устава можно прийти к выводу что основную ставкуцарское законодательство делает на султанскую группу. Касательно наследственной должности волостного управителя естьнебольшая оговорка «но и в случае, сообразно с нынешними обычаями, должноистребовать согласие общества, которое может избрать и другого султана, ноне верует ему власти, без утверждения областного правления,» оставляла темсамым населению волости шанс на осуществление самоуправления. В круг егообязанностей входило «охранение общей и частной безопасности» и вообщеспокойствия и тишины в волостях.[11] Так во втором отделение «о султанах» говорится что султан управляетвеерной ему волостью, в отличии от старшего султана «суд и расправа от негоне зависят « ((93), волостной султан лишь исполняет судебныеприговоры((304).Каждый султан имеет при себе помощника, по своемуназначению сына или ближайшего родственника, кроме того при нем находилисьтолмачь и письмоводитель который должен был знать русскую грамоту итатарский язык.( (99). Султаны- управители мимо своего приказа непроизводят никаких письменных сношений, исключая жалоб на самый приказприносимых((102). Старшинами в аулах султаны распоряжаются словесно и непосылают к ним не каких никаких бумаг, исключая всенародных объявлений,если таковые будут получены от приказа ((103). Следует заметить что властьволостного управителя не должна выходить за рамки вверенной ему волости тоесть « султан не распространяет своей власти ни в какой волости ввереннойдругому султану, хотя бы сей последний и искал его содействия по поводустаршинства в роде. Оба они во всех случаях прибегают к окружномуприказу.((107)» из него вытекает следующие последствие, так пункт стовосьмой гласит «поступок вышеозначенного правила считать наравне ссамоуправством.»[12] Из начально царское правительство делало акцент на то что бы должностьволостного занимали именно султаны так как со времени принятия устава какговорилось уже в начале султанская группировка являлось наиболееприемлимой, по своей власти и авторитету, альтернативой ханскойгруппировке. В первые годы принятия если посмотреть на действительное происхождениелиц занимавших места волостных, то оно так и было, но последующие годыбыстро изменили это положение. Так при начальном открытии округов в волостные управления было выбрано43 лица султанского происхождения и не султанского -44, а «в настоящиевремя состоит на службе управителей в округах ... султанского происхождения-11, не султанского происхождения -62.»[13] И вот таким образом к 1860году, видя противоречий закона с реальной обстановкой, колониальнаяадминистрация, в лице генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорда,подымает вопрос об изменении порядка выборов волостных управителейсетующего на затруднения на применение закона из-за того что «должностьволостного управителя по закону непременно соединена с званием, или покрайне мере с рода происхождением султанским ...»[14] В результате в 1861году Сибирский комитет с Высочайшего соизволения внес изменения в порядоквыборов волостных управителей по которому в управлении киргизских волостейизбираются лица султанского происхождения, а также все, имеющие офицерскиечины , знаки отличия военного ордена, медали, почетные кафтаны и ... те изордынцев, которые хотя не имеют отличия, но пользуются особым положением,уважением народа Следующим звеном в исполнительной системе были аульные старшины,которые, « по сравнению с волостными управителями стали ступенью ниже как вполитике так и в экономике.»[15] Устав конкретно определяет обязанностиаульного старшины, так аульный старшина должен состоять в точнойзависимости султана той волости, которому вверенный ему аул принадлежит((110). Старшина управляет вверенным ему аулом на праве сельскогостаршины.((109) Все личные приказания султана исполняет с точностью ((110),он также обязан доставлять вышестоящему все потребные сведенья, охраняеттишину и порядок во вверенном ему ауле ((114), аульный старшина без ведомасултана не откочевывает с места на место ((113), не производит мимосултана ни с кем по службе сношений, нужно сказат что старшина мог носить идругие звания об этом говорит нам пункт 116 «старшинам коим по согласиюнарода и звание бия присвоено будет, имеют право принимать оное.»[16] Формально в выборах аульного старшины могло принимать все взрослоенаселение аула. В небольших кочевых коллективах в большей степенисохранялись и поддерживались остатки демократических учреждений. Сколько -ни будь важный вопрос, будь то хозяйственный[17] или политический раньше нерешался без совета старшин-аксакалов, влиятельных и опытных лиц. Но какпоказывает действительность решающими были голоса глав наиболие зажиточныхсемей, собственно говоря один из них и являлись аульными старшинами. Выборы старшин в аулах производились словесно, большинство голосоврешало исход дела, на выборах обязательным было присутствие волостногоуправителя но он в выборах не участвует но в случае несогласия на сейвыбор, представляет о выбранном окружающему приказу, могут присоединять ктому свои мнения. Демократический характер выборов старшин заключался в томчто окружной приказ не мог отменить выбор, областному начальнику. Кромевсего вышеперечисленного аульный старшина должен был заботится о сбореясака, который одновременно являлся для него средством обогащения.[18] По проекту реформы 1824 года произошла ликвидация ханской власти вМладшем жузе. Содержание султанов-правителей царской администрацией«определялось 100 р. в месяц и по 60 четвертей ржаной муки в годкаждому».[19] В отличие от среднего жуза где устав 1822 года проводился в жизньпостепенно, реформа 1824 года в младшем жузе стала проводится без особойподготовки, так как Азиатский комитет Министерства Иностранных Дел полагал,что «по неустройствам, в орде происходящим и по совершенному безналичию,ныне в одном существующему ... разделение орды и определение частныхправителей комитет признает крайне нужным и настоятельным, не ожидаярешительного утверждения общего образования ... вследствие чего ... ныне жеположить начало введению устройства ...»[20] 5 марта 1855 года высочайше было утверждено положение комитетаминистров о проведение новой лини по границы оренбургской губернии скиргизкой степью. В положении говорилось, что часть оренбургской линии, напространстве между крепостями Орскою и Троицкою, велено перенести далее вкиргизскую степь и все пространство между старою и новою линиями заселитьна следующих основаниях:По селяне новой линии должны быть вместе с тем и защитниками ее, и поэтомуновую линию следует заселить исключительно казаками, не допуская кводворению на ней людей других сословий.Заселение новой линии произвести постепенно, переводом на ее части жителеиз мало удобных мест существующей линии, а равно из внутреннихмалоземельных станиц.Казакам Оренбургским, предполагаемым к переводу на новую линию следуетотвести 15-ти верстную полосу вдоль новой линии. 4. Эта полоса будет собственностью Оренбургского казачьего войска. 5. Землю, остающихся затем между новою и старою линиями, объявить собственностью казны, вводя однако ее на первый случай в состав Оренбургской губернии, но оставив в распоряжение пограничной комиссии. 5 февраля 1837 года вышел указ, следующего содержания:»киргизоввнутренней орды, под начальством хана Джангера Букеева состояниях изаведованием оренбургским Военным губернатором сопричислить куправлению Министерства Государственных имуществ.[21] Для проведения управления Оренбургскими казахами и казахами малой Орды1844 году 14 июня было издано новое положение, которое было поручено вестив действие, опыта на пять лет. Внутренняя или Букеевская Орда былаоставлена в зависимости от Оренбургской Пограничной комиссии еще на одингод со времени введения в действия нового положения. Согласно этогоположения, управления Оренбургскими казахами, под главным заведованием Министерства Иностранных дел и под непосредственным начальствоморенбургского военного Губернатора состояло из оренбургский пограничнойкомиссии и из органов, действовавших в степи:3 султанов повителей, 75дистаночных начальников и неопределенного числа начальников аулов.[22] Пограничная комиссия состояла из председателя, товарища председателя,четырех советников, четырех заседателей из казахов и канцелярии поштату.[23] При комиссии так же состояли врачи, ветеринарный лекарь спомощником, один фельдшер с десятью учениками начальства. При султанахправителях было назначено по одному фельдшеру из казахов. Длязаступничества за киргизов, находился при линии , по делам их с линейнымижителями, было назначено 6 попечителей из русских чиновников,преимущественно из отставных военных. Занимаемы Оренбургскими земли, в виде особой области, состояли введении Министерства Иностранных дел.[24] Пограничной комиссии были представлены права обязанности Губернскогоправления и Палат: Казеной, Государственных имуществ и Гражданского иУголовного суда. Кроме этого Пограничная комиссия должна была собирать ипроводить в порядок киргизке обычаи, имеющие силу закона, чтобы составитьиз них род особого свода для руководства при производстве и решении техдел, которые должны были решатся на основе народных обычаев.[25] Этот своддолен был быть потом представлен на рассмотрение и утверждение высшегоправительства. Казахи были должны кибиточным сбором по 1р. 50 коп. серебром в год скаждой кибитки и сверх того с них взимались: плакатный сбор по 15 коп. вмесяц за билеты, выдаваемые казахам, которые нанимались в работу к оседлымжителям; штрафные деньги за просрочку билетов по 30 коп. в месяц. Штрафныеденьги и остатки от штатного содержания обращались на образованиепенсионного капитала для выдачи пенсий и пособий законом, оказавшим услугии преданность правительству. Пенсии не свыше 150 р. И пособие не свыше 300р. На одно лицо определялись Военным Губернатором по согласованию сМинистром Иностранных дел. Пенсия и пособия в вашем размере назначались свысочайшего разрешения. При Оренбургской Пограничной комиссии в 1844 году учреждается школа натридцать воспитанников из казахов. Главная цель учреждения школы, кромераспространения между казахами знания русского языка и некоторойграмотности, состоит в приготовлении способных людей на должностьписьмоводителей при султанах - правителях и дистаночных начальников попограничному управлению, а так же к исправлению других должностей, накоторые назначаются исключительно из казахов. Школою заведовал надзиратель, род ближайшим наблюдением товарищапредседателя Пограничной комиссии. Отличнейшим воспитанникам школы велсясписок для преимущественного замещения ими должностей по пограничномууправлению в орде. При Оренбургской Пограничной комиссии в 1845 году было учрежденоВременное отделение. Оно было создано на два года. В функции этогоотделения было предусмотрено рассмотрение и решение накопившихся до 1840года старых незаконченных дел. В его состав входило: Начальник отделения,два столоначальника, помощник протоколист и шесть писцов. Исчисления насодержание этого отделения сумма 3630 р. В год отнесена на кибиточный сборс киргизов.[26] Основание для учреждения подобного отделения явилось «Высочайшее утвержденное положение об учреждении Временного Отделения приОренбургской пограничной комиссии» от 5-го июня 1845 года. Необходимо заметить, что учреждение новых аппаратов, отделений а также суммы на их содержание собирались с народа. В 1846 году 21 января вышло постановление Министерства Юстиций обоставлении внутренней орды, до времени, в зависимости Оренбургскогогубернатора и Оренбургской Пограничной комиссии на существовавшихоснованиях. Данное постановление было обнародовано за истечениемназначенного срока от 14 июля 1844 года положения, согласно которомуВнутренняя или Букеевская орда была оставлена в зависимости от Оренбургскойпограничной комиссии еще на 1год.[27] Положение от 30 апреля 1851 года было продолжено действие «Положениеоб управлении Оренбургскими киргизами» от 14 июня 1844 года впредь доведения нового положения.[28] В малой орде в 1846 году по положению от 19 марта того же года былоразрешено, впредь до подготовленная письмоводителей из воспитанниковОренбургской киргизкой школы, допускать к занятиям письмоводством придистаночных начальниках и по другим должностям благонадежных грамотныхлюдей свободного состояния, на положение волостных писарей. Люди эти должныбыли работать без прав государственных служащих. Им назначалось жалованьеПограничной комиссией из штатных сумм с утверждения Оренбургского ВоенногоГубернатора. В1847 году за смертью хана Джангера, для управления Внутренний ордойбыл учрежден Временный совет под председательством султана Адиля Букеева изтрех членов: двух султанов и одного чиновника Государственных Имуществ.Киргизы обязаны были платить установленные ранее Джангиром зякет и сугумбез увеличения.[29]Штат этого совета был значительно изменен и расширен в1858 году положением от 24 января. Совет, предназначенный для управлениявнутренней киргизкой ордой был образован в следующем составе: председатель,2 советника из русских и 2 советника из киргиз, секретарь при председателеи чиновник при нем же для производства следствий, делопроизводитель,помощник его, бухгалтер, казначей, регистратор и 3 переводчика, среди ниходин из русских.[30] Так же расширяется аппарат пограничной комиссии и генерал-губернатора.Для ближайшего надзора за действиями местного ордынского начальства былиутверждены две должности чиновников при генерал-губернаторе и дведолжности при Оренбургской Пограничной комиссии. Содержание вновьобразованных должностей было решено возложить на кибиточный сбор скиргизов.[31] Генерал- губернатор имел канцелярию со штатом : Управляющийканцеляриею, 3 начальника отделения, 7 столоначальников с 8 помощниками,бухгалтер, 3 журналиста, архивариус, экзекутор и казначей, переводчик и 15писарей. Из определенной по штату суммы 14513 р. 36 коп. на подати скиргизов было отнесено около 3250 р..[32] В 1859 году Малая орда была переименована (степь за уральскихкиргизов) была названа Областью Оренбургских киргизов. Вместе с темпограничная комиссия была переименована в Областные Правления Оренбургскимикиргизами. Порядок же делопроизводства в Правлении сохранялся на прежнемосновании то есть такой же как и при Пограничной комиссии. ПредседательПограничной комиссии был переименован в Управляющего областью Оренбургскихкиргизов, а его товарищ в помощники управляющего.[33] Пава и обязанностипредседателя пограничной комиссии, а затем Управляющего областью быливесьма неопределенными. Это вело к многочисленным ошибкам излоупотреблениям в его деятельности. Он имел огромную власть. Он следил засохранением благоустройства и тишины между казахами, искореняя барымту идругие нарушения, наблюдал за законностью действий лиц местной степнойадминистрации, следил за делопроизводством, контролировал работупопечителей из русских чиновников, отправляя гражданское и уголовныесудопроизводство.[34] Чиновники пограничной комиссии допускали огромныезлоупотребления по должностям, и в основном занимались умножением своеголичного достояния за счет простого народа.[35] К главным обязанностям султанов-повителей относились « надзор заповедением киргизов, содержание их в порядке и верности ... и вообщеприведение в исполнение мер, какие будут предписываемы комиссиею».[36] Они,султаны правители обладали административными, политическими, иногда, даже исудебными функциями. С начало весны, они, начинали объезжать подведомственные им территории. Все дела, накопившиеся за зиму, султан-правитель пытался разрешить именно в весенний и летний период. Для этогоон привлекал так же аульных и дистаночных начальников. Зимой султаны-правители обычно жили в своих ставках при линии, выполняя практическивозложенных на него функций. Вследствие этого у него накапливалось огромноеколичество нерешенных дел. Султаны -правители назначали дистаночных и аульных начальников, чтопосле утверждалось Пограничной комиссией. Дистаночные начальникипрактически были ни чем иным как послужным оружием в уках султана-правителя, потому что находились в полной от них зависимости. Деятельностьдистаночных начальников, по существу, сводилась к выполнению воли султановправителей, то есть непосредственных начальников. То же самое можно сказатьи о деятельности аульных начальников по отношению к дистаночнымначальником. Кроме этого существовал институт попечительства. О назначениипопечителей было сказано выше. Функции попечителей сводились в основном кполицейским. Они разрешали споры, возникавшие у казаков с населениемсоседних губерний.[37] Введение института попечительства из русских чиновников явилось первымшагом российской администрации по ограничению власти султанов-правителей изамене так называемого среднего звания управления чиновниками российскогопроисхождения.[38] Вся система управления казахами оренбургского ведомствапредставляла из себя аппарат, при помощи которого царизм проводилколониальную политику в младшем жузе.[39] Характерными чертами этогоуправления являлись бюрократизация и огромная централизация власти,отсутствие выборного принципа, присвоение судебных функций биев султанами-правителями, дистаночным начальниками.[40] Положение об управлении оренбургскими казахами отличались своей слабойразработанностью, неопределенностью прав и обязанностей административныхзвеньев.[41] Сложная внешне политическая и внутренняя обстановка в Средней жузезаставила правительство руководствоваться в первой половине XIX века.«Уставом о сибирских киргизах « 1822 года с небольшими изменениями. Наиболее крупные изменения произошли в административном делении. Этобыло продиктована задачами централизации власти, усиления контроля состороны русской администрации над местным управлением Но в следствиибыстрого захвата земель и колонизации Казахстана к концу 30-х годов XIXвека становилось ясно, что принятый 1822 года «Устава о сибирскихкиргизах» уже не отвечал многими своими положениям и задачам экономическогоосвоения и политического подчинения казахских земель. Поэтому в 1838 годувводится целый ряд новых законов и актов в 50-х годах. Этими законами,актами царское правительство пыталось приспособить управление Средним жузомк земельной и торговой политике царизма. Отсюда стремление царизма добитьсяв административном устройстве большей централизации власти и усиления состороны российского начальства над местным управлением. Так, приведем положение, об отдельном управлении Сибирскими киргизамиот 6 апреля 1883 года. В нем сказано, что образование в 1822 году Омскойобласти было предпринято для того, чтобы по средствам местного управленияпостепенно достигнуть между сибирскими киргизами того устройства котороепредусмотрено для них в учреждении о сибирских инородцах. Но Омскоеобластное управление, по мере расширения его действий в степи, должно былоотвлекается делами внутреннего управления, в ущерб главной своей задачи вотношении киргизов. Вследствие этого признано необходимым обратиться кдругому, более соответствующему намереньям правительства порядку, а именнок устройству отдельного управления сибирскими киргизами. По существовавшему на тот момент порядку центральное управления былососредоточено в Омском областном управлении с подчинением его генерал-губернатору Западной Сибири. В проект журнала Азиатского комитета от 19марта 1838 года указывалось : «Омская область была учреждена с целью, чтобы вернее действовать к постепенному введению между киргизами Положения1822 года.»[42] К 1838году окружная система была в основном в Среднем жузе,но так как в Омскую область входила и внутренние округа, казачье игражданское население, численность которого росла из года в год, товозникли трудности в управлении и контроле над местным населением. Взаписке генерал-губернатора Западной Сибири указывается на ряд ошибок,допущенных из-за отсутствия контроля над управлением. Поэтому в вышеприведенном положении было сказано следующее «Омскуюобласть упразднить, а входившие в ее состав города Омск и Петропавловскпричислить к Тобольск ой губернии, а Семипалатинск и Усть-Каменогорск кБийскому уезду Томской губернии, селения же станицы распределить междууездами: Курганским, Ишимским и Байским.»[43] По Положению требовалось учредить отдельное управление для общегоуправления Сибирскими киргизами, под названием Пограничного управлениясибирскими киргизами. Оно должно было находиться, впредь до усмотрения, вгороде Омске и состоять из пограничного начальника в чине генерал-майора,председателя пограничного упражнения в чине полковника или подполковника, 4советников, в том числе 1 киргиз кого асессора, стряпчего казенных иуголовных дел и канцелярии по штату. Частное же управление степнымиокругами оставалось на прежнем основании. Нельзя не отметить и таких правил из положения как: о скорейшемсобрании, рассмотрении и представлении на утверждение киргизских законов иобычаев для руководства пограничному управлению;[44] о закрытии помалолюдству Учбулакского округа;[45] о распределении киргиз, не принявшихеще введенного устава, по округам, соображаясь с рода происхождением икочевками их[46] и о скоплении независимых киргизов подчинятся общемупорядку, вводимому в степи, действуя в том случае с благоразумием и мерамиувещанья.[47] По положению военные функции при пограничном начальнике должен былисполнять старший адъютант, аудитор и штаб-лекарь. Во главе округов по прежнему стояли старшие султаны, волостей-волостные управители, аулов -аульные старшины. Но несколько изменилсяпорядок подчинения и степень их власти. Пограничный начальник и председатель пограничного управленияназначались и увольнялись царскими приказами. Пограничный начальникнаходился в подчинении генерал-губернатора Западной Сибири и имел властьгражданского губернатора и дивизионного начальника для местных войск. Онимел право сношения с соседними государствами по пограничным делам, норешения согласовывал с генерал-губернатором, а последний согласовывал сМинистерством Иностранных Дел. Управление сибирскими казахами , пограничноеуправление, его советники, в том числе и «киргизский» асессор, чиновник дляособых поручений и секретарь назначался и увольнялся генерал-губернатором. Старшие султаны, как и прежде, избирались на три года, но утверждалисьони теперь не Омским областным начальником, а генерал-губернатором ЗападнойСибири с одобрения пограничных начальников. С положением сибирского комитета. О порядке избрания на киргизскойстепи в старших султанов. Так в положении сказано: «Старший султанизбирается на 3 года и утверждается, с одобрения Военного губернатораГенерал -Губернатором. Право быть избранным в старшие султаныпредоставляется всем вообще султанам и лицам, пожалованным офицерскимичинами, ограничив впрочем число последних теми, которые прослужат не менеетрех лет Заседателями Окружных Приказов или волостными управителями. Вчисло же избирателей сверх лиц султанского происхождения допускаются всевообще имеющие офицерские чины, а ровно и те из почетных киргизов, которыепрослужили в классных должностях, по выборам, девять лет, хотя они и неимели офицерских чинов. Заседатели от киргизов в Окружной приказ избираютсябиями и старшинами из почетных киргизов на два года утверждения ВоенногоГубернатора.»[48] Из приведенного выше видно, что 1 старшие султаны уже избирались нетолько султанского происхождения. Так же заметно расширен круг избирателей:кроме султанов, теперь избирателями могли быть казахские офицеры и почетныеказахи с девятилетним сроком службы. Выборы старших аулов теряют свою кастовую принадлежность. Положение от 31 октября 1856 года Сибирским комитетом было поставленоназначить кандидатов на должности старших султанов «во всех внешних округахкиргизской степи.»[49] Политика царского правительства, направленная на ограничение правверхушки феодального общества в 50-х и 60-х годах становится болеевыраженной в законодательных актов того времени в отличие от 20-х годов. Так в частности, 4 апреля 1861 года Сибирский комитет постановил:Включить в штабы управления Кокбектинского и Сергиопольского окружныхприказов Семипалатинской области должности военно-окружных начальников ипредседателей приказов из военных штаб-офицеров, с возложением обязанноститоварища - председателя на старших султанов и с производством содержанияозначенным штаб-офицером наравне с окружными начальниками и председателямиприказов в прочих округах области.И потребные на это издержки возложить на остатки не исполненных покиргизской степи расходов. Была изменена система выборов волостных султанов. Это было сделаноПоложением Сибирского Комитета об изменении порядка выбора волостныхуправителей в киргизской степи и Семипалатинской области. Оно имелоследующие содержание:В управители киргизских волостей избираются лица султанского происхождения,а так же все имеющие офицерские чины, знаки отличия военного ордена, медалипочетные кафтаны, пожалованные при грамотах генерал-губернатора, и те изордынцев, которые хотя не имеют никаких отличий, но пользуются особымуважением народа, в случае избрания их большинством голосов, определяютсяисправляющими должности управлений до того времени, когда приобретут знакиотличия, дающие право на утверждение их управителями.Право избирателей представляется всем султанам, лицам не султанскогопроисхождения, имеющим чины, медали, почетные кафтаны, аульным старшинам,почетным биям, внесенным в списки окружных приказов и пяти зажиточнейшимкиргизам из каждого аула, принимая в основание количество скота, показанноев исчислении для взноса ясака.[50]Не имеющий права избираться не может быть избран.Выборы проводится в областях, в присутствии старшего султана и участковогозаседателя .В отклонение всяких влияний на свободную подачу голосов производитсябаллотировка шарами.В окружных приказах ведутся списки для каждой волости лицам, имеющим правоучаствовать в выборах.Удаление от должности за преступления и подвергшиеся наказаниям по суду илиоставленные в подозрении не могут быть избирателями и избираемыми.Не явившиеся на выборы могут прислать от себя письменные отказы и даватьруку, а вместе с тем письменное уполномочие доверенным от себя лицом.Не прибывшие на выборы и не приславшие отзыв или доверенное безуважительных причин лишаются права быть избирателями на этот раз.Уважительными причинами для неявки к выборам и не присылки отзывовпризнаются: а) болезнь; б) отлучки из волости.Большинство голосов дает безусловное право на утверждение; при равном числеголосов преимущество отдается тому из кандидатов, о способностях иблагонадежности которого засвидетельствует старший султан, и вообще тому оком у начальства будут в виду одобрительные сведенья.Волостные управителиизбираются на неопределенное время, но удаления от должности зависитисключительно от суда, административной власти военного губернатора. В этом положении явно прослеживается некоторые положительные моменты.Среди них отмена права наследственности на должности волостных султанов.Интересен и тот факт, что политика царского правительства переориентации наэкономический сильный слой феодалов черной кости, биев, к 60-м годам XIXвека получает законодательное утверждение, о чем говорят положения ,которые приводились выше. Отмечая же общие характерные черты системы управления и колониальнойполитики в Среднем жузе, нужно подчеркнуть, что введение выборности местныхзвеньев управления было положительным. Эффективность деятельности всех инстанций управления в 60-х годах XIXвеке значительно снижалось из-за огромной переписки, которую они должныбыли вести между собой по уставу 1822 года. Окружные приказы, к примеру,ежегодно, помимо отчета, должны были доставлять следующие сведенья вобластную администрацию:1. «О приходах и расходах и остаток сумм на содержание приказа.2. Список лиц, имеющих право участвовать в выборах старших султанов и кандидатов к ним.3. Список волостных управителей и почетных киргиз, не имеющих чинов, но получивших награды от начальства.4. Списки письмоводителей и толмачей.5. Ведомости о приходах и расходах округа.»[51] Все это, в свою очередь, вызывает беспорядки и запутанность вделопроизводстве приказов и волостных управителей, при чем всю этупереписку должны были осуществлять старшие -султаны и волостные управители.Последние, не знали русского языка, полностью полагались на заседателей изрусских чиновников, которые сами являлись полуграмотными людьми. Подобныефакты вынуждены были признать и чиновники областной администрации,считавшие, что документы и переписка писана часто не ясно и вообще простонебрежно.[52] В окружных приказах,все что касается делопроизводства и переписки,ведение формальных следствий и судопроизводств по уголовным законом империинаходилось в руках русских заседателей. Они же, в свою очередь, и самиплохо разбирались в общеимперском законодательстве. В то же время, еслидело касалось внутреннего быта казахов, то тут же старшие султаны, агасултаны и волостные управители, представляя одно целое являлисьполновластными хозяевами. Причем заседатели из русских чиновников, которыедолжны были контролировать их деятельность, «по нежеланию или поневозможности понимать киргизскую жизнь не могут контролировать действиясултана, не вмешиваться ради пользы дела».[53] К середине 50-х гг. XIX в. Колониальная администрация, затрудняласьпроводить действенный контроль за местными органами власти, разбросаннымипо огромной территории области сибирских киргизов, и в целях дальнейшегоусиления колониальной политики в крае, а так же из-за экономическогоразвития отдельных частей области, особенно Семипалатинского экономическогорегиона, в котором бурные развитие получило торговля, обрабатывающаяпромышленность, поднимается вопрос разделения области на двесамостоятельные территориальные единицы, что было признанно и самимицарскими чиновниками. В связи с этим 1854 году 19 мая было утвержденоследующие положение об управление Семипалатинской области.[54] Из частей,находившихся на левом фланге киргизской степи, а и именно :Кокбектинского иАягузского внешних округов, Семиречинского края, земель занимаемыхказахами. Кочевниками на внутренней стороне Сибирской линии по правуюсторону р. Иртыша и городов: Семипалатинска, Усть-Каменогорска иБухтарминского укрепления была образованна особая область с наименованиемСемипалатинской. В составе ее, кроме перечисленных местностей вошли станцииКопальская с принадлежащими к ней укреплениями и землями, и Заилийскоеукрепление. С отделением левого фланга в степи в составе Семипалатинскойобласти, правый фланг степи, состоявший из пяти округов, был отделен вобласть Сибирских киргизов, при чем Пограничный Начальник, былпереименован в Военного Губернатора, а Пограничное Управление -в ОбластноеПравление Сибирских киргизов. Семипалатинская область была разделена наокруги: Семипалатинский внутренний, в состав которого вошли пространство,занимаемаемое киргизами, кочевавшими на внутренний стороне линии Сибирскоговойска по правую сторону р. Иртыша, города Семипалатинск и Усть-Каменогорска, Бухтарминское укрепление и селения по Иртышской линии открепости Железинской до Мало-Нарымска включительно: Кокбектинская иАягузский внешние и Капальский Военный округа. Город Семипалатинск былвозведен на степень областного, а станицы: Кокбекты, Аягуз и Копальская -настепень окружных городов, с назначением в первый Полицмейстера и впоследние офицеров к исполнению обязанностей а городничих.[55] Областноеуправление состояло из военного Губернатора, заведовавшим войсками вовнешних округах области и областного правления в следующем составе:Председатель -Товарищ Военного Губернатора, пять Советников (один изказахов) и Асессор.[56]Кроме того при Губернаторе, кроме канцелярии поштату состояли Областной Землемер с двумя чертежниками и Горный Ревизор.Для заведования прокурорской частью в области назначался стряпчий казенныхи уголовных дел. Областное правление исполняло обязоности ГубернскогоПравления, Казенной Палаты и Губернского Суда. Управление внешними округамиоставлено на прежнем основании, а управление Семипалатинским внутреннимокругом, было возложено на Окружной Приказ, который был образован изокружного военного начальника (он же Председатель) старшего -султана(Товарищ Председателя) трех русских и одного казахских заседателей.[57]Кочевые были разделены на волости и аулы. Аулы управлялись старшинами, аволости -султанами или «почетными киргизами»;те и другие по выбору народана неопределенное число лет.[58] Киргизы внутреннего округа были обложеныясаком со скота: лошадей, баранов с 60 голов по одной штуке, по ценамутвержденным в 1852 году для внешних округов.[59] Старшие султаны, здесь, превратились в простых исполнителях волиокружных военных начальников. По этому здесь становится более заметнымвлияние чиновников колониальной администрации, так как вместо выборногостаршего султана главой округа становился русский чиновник из военных. Каквыразился один из чиновников: «от подобного изменения основных степныхположений, бесспорно, выиграла правительственная власть... и политическаяцентрализация заметна»[60] Резко сократив компетенцию старших султанов, царская колониальнаяадминистрация была вынуждена в управлении казахами в большей мере опиратьсяна волостных управителей и аульных старшин, которым были даны более широкиеполномочия, чем в соседней области сибирских казахов. В результате всех этих изменений усилилось влияние колониальнойполитики в Семипалатинской области, был усилен так же и налоговый гнет. Самоуправление в Казахстане в период с 1867 по 1916г. Административная реформа 1867 года в Казахстане была лишь следствиемосновного перелома в проводимой царской политике, по отношению ко всемподданным Российской империи. Административная реформа 1867 года былавесьма обширной и прогрессивной для своего времени. Административная система существовавшая до 67-го года пересталаотвечать интересам российской администрации, а так же коренного населенияКазахстана, так как сложившиеся за века локальные особенности кочевойкультуры, в корне противоречили европейской культуре. «При проведении вопроса о структуре местного самоуправления Казахстанав законодательном порядке, значительная часть постановлений проекта 1867года была сохранена как в положении об управлении Туркестанским краем 1886года, так и в степном положении 1891 г.»[61] Те немногие изменения, которыебыли сделаны в вышеупомянутых постановлениях заключались в следующем:1) Порядок разделения аула на пятидесятства (т.е. каждые 50 кибиток представляли собой разновидность административной единицы, которая избрала из своей среды одного выборного на волостной съезд), который существовал по положению 67-го года, был отменен, и выборные избирались на общем аульном сходе из расчета, один на 50 кибиток.2) Полномочия властных съездов у оседлого населения были прерваны к аналогично существующим у кочевой части населения. «Раннее полномочия волостных съездов были ущемлены в связи с переселенческой политикой»[62]3) Существовавшая по реформе 67-года кибиточная подать в размере 2 рубля 75 копеек была увеличена до 4 рублей., а прежде изымаемый с оседлого населения Херадж и Тананный сбор были заменены поземельным налогом.4) Реформа 1867-го года создала относительно демократические начала в казахском самоуправлении: несменяемость аульных и волостных старшин на период срока их полномочий, невозможность влияний на ход выборов. Но Степное и Туркестанское положение представили царской администрации. Право отменять выборы и менять старшин, предоставив прежде рассмотрение данного вопроса военному губернатору; а кроме того генерал-губернатор имел право назначать волостных старшин без проведения выборов, но только в исключительных случаях .( Правда, как показывает наша история «исключительных» случаев было довольно-таки много).5) «По Туркестанскому и Степному положениям было строго определены количественные стандарты для административных единиц: для аулов- 200 кибиток, для волости -2000 кибиток»1 . Но местные особенности сделали проведение данных стандартов в жизни почти невозможными. И каждая администрация не придавала вышеуказанным нормам обязательного значения, но старалась выполнить их по мере возможности. Можно с уверенностью сказать, что в Казахстане того периода Туземноесамоуправление носило чисто декоративный характер, так как полномочиянижеуказанных органов имели номинальный характер, и за установленнымпорядком вещей осуществляли бдительный надзор областные и уездныеадминистрации.К органам местного самоуправления в Казахстане можно было отнести, укочевников: аульные съезды, особые съезды, волостные съезды; у оседлогонаселения( большая часть которого была сосредоточена в Семиречье): сельскиесходы, частные сходы и т.д. В круг ведомства аульных съездов входило: 1) избрание аульных старшин (которое, как правило производилось по триальной системе, где 20 кибиток представляли собой 1 голос); волостных выборных (так же по триальной системе, где 50 кибиток представляли собой 1 голос); а так же на аульных съездах выбирались уполномоченные на особые съезды кочевников. 2) «так же на аульных на аульных съездах ставились вопросы об изгнании того или иного члена рода, с последующей выплатой податей и повинностей аулом, до следующей податной переписи»1 3) «так же ставились вопросы об опекунстве, которые до выхода Туркестанского положения не входили в круг рассматриваемых аульным съездом вопросов, так как казахское обычное право не было знакомо с данным институтом в том виде, в котором оно существовало в России. С выходом же Туркестанского положения данному вопросу стали уделять много внимания, хотя бы потому, что на аульном съезде мог иметь голос лишь кибитковладелец не состоящий под опекой.»2 4) вопросы о разделе семейного имущества. 5) каждый год обсуждались вопросы о распределении зимних стоянок и летних пастбищ между «отдельными кибитковладельцами»3, а так же в нередких случаях исполнили судебные функции при разборе земельных споров. 6) вопросы об общественных нуждах, в том числе выдача доверенностей по общественным делам. 7) своего рода социальные программы по поддержанию должного уровня образований и соответственные денежные сборы на них. 8) «вопросы по контролю фискальной политики, в том числе рассматривались дела недоимщиков налогов, а так же порядок взимания налогов»1 9) порядок образования контингента общественных работников (как правило имеющих способности к дипломатической и канцелярской работе), и назначение им жалования в пределах двухстах рублей в год. Аульные старшины, которые избирались на аульных съездах простым большинством голосов, в течении своего трехлетнего срока полномочий, несли довольно таки широкий круг обязанностей. Аульный старшина был обязан регулярно созывать аульный съезд, для проведения выборов, на которых избирались выборные на волостной съезд и особый съезд кочевников. На проведении вышеупомянутых выборов аульный старшина должен был осуществлять контроль за проведением, обеспечивать общественный порядок, но «без вмешательства в самую сущность выборов.»2 Аульный старшина в течение своих полномочий был обязан документально фиксировать и вести списки умерших, брачующихся и новорожденных, а также вести отчётность об изменение национального и количественного состава аула с последующим предоставлением выше указанных данных волостному управителю. Аульный старшина должен был вести контроль за общественными расходами, с целью исключить злоупотребления общественной казной (хотя на практике, сами старшины довольно-таки часто злоупотребляли своим должностным положением ). В случаях перекочёвок из одной волости в другую, они должны были осуществлять документационную переписку с волостными управителями и уездными начальниками. Аульные старшины так же осуществляли контроль за материальнымиблагосостоянием кибитковладельцев и данные полученные в ходе наблюдениязаносились в подручную документацию, которая впоследствии проверяласьволостным управителем. Старшины со своими помещиками осуществляли сбор налогов в ауле ивыдачу соответствующих документов кибитковладельцами. Собранныеденежные средства передавались волостному управителю, вместе с такназываемыми «шнуровой» книгой, в которой отмечалось, где и когда былавыплачена та или иная сумма.1Ко всему аульный старшина с вступлением в должность обязан был сделатьпровереку последних данных податной переписки; впоследствии результатыпроверки пересылались на рассмотрении волостного съезда. Любопытно отметить роль функции волостного съезда у кочевников,который являлся следующей ступенью в самоуправлении Казахстана. Волостной съезд проводился, как правило отдельно у кочевого и уосёдлого население, даже если они проживали в пределах одной волости.Волостной съезд состоял согласно существовавшей тогда мажоритарной системе,из выборных, которые избирались на аульных съездах, в количестве «один накаждый 50 кибиток»2 «Выборные же от аульных съездов на первом волостномсъезде избирали волостного управителя, который в последствии, в течении 3-х летнего срока своих полномочий, вместе с уездным начальником назначалместо и время созыва волостного съезда»1.К тому же волостной управитель былобязан следить за общественным порядком на волостных съездах.Ведомственность волостных съездов распространялось на следующее: 1. Волостной съезд выборных избрал из своих рядов волостного управителя, а так же его заместителей. 2. Избрание народных судей, которые как правило, либо были биями, либо наряду с ними осуществляли судебные функции. 3. На волостных съездах избирались по три специальных представителя для каждой волости, которые представляли интересы своей волости в случаях поземельных разбирательств на межволостном уровне. 4. На волостных съездах, как правило решались все хозяйственно - экономические вопросы в пределах волости, в том числе устанавливались размеры жалования членами самоуправления в волости. А так же осуществляется контроль за те2 м, что бы местная политика не шла вразрез с царской. 5. Волостной съезд выборных решал так же вопросы по фискальной политике.Волостной съезд периодически осуществляет проверку данных податнойпереписи, представляемой им аульными старшинами.[63] Интересно отметить, что на волостных съездах отсутствовал, такназываемый институт политических фракций. И на съездах каждый выборный имелвсего один голос и представлял интересы аула, и голосование, а в месте сним принятие решения проводилось простым большинством голосов. Но насмотрятдаже на полную ведомость демократизации порядков, царская администрация нежелала терять контроль над местным населением, об этом говорит хотя бы то,что большинство решений волостного съезда прежде чем в ступить в силу,должно было пройти через рассмотрение их уездным начальником и военнымгенерал-губернатором.[64] В обязанности волостного управителя входило:1. Созывать и распускать волостные съезды, а так же следить за правопорядком на них.2. Волостной управитель был обязан передать список рассматриваемых вопросов на волостном съезде, уездному начальник.3. Он должен был следить за точным и единообразном исполнением решений принятых волостным съездом.[65]4. Волостной управитель должен был следить за нормальным состоянием дорог в пределах своей волости.5. Волостной управитель должен был следить за исполнением обязанностей аульными старшинами, с целью недопущения халатностей должностных злоупотреблений. Если же таковые им замечались, он обязан был донести об этом местному участковому приставу.[66]6. Волостной управитель, так же должен был осуществлять наблюдения за сборами налогов, которые осуществляли аульные старшины, а так же следить за соблюдением процессуальных правил при сборе налогов. После сборов, аульные старшины передавали ему денежные суммы вместе с «шнуровыми» книгами, и волостной управитель передавал собрание денег уездному начальнику, с соответствующей документацией.[67]7. Волостной управитель должен был контролировать данные по податной переписи, а так же вести надзор за правильностью ведения документации вообще.[68]8. Волостной управитель должен был осуществлять финансовый надзор за расходами из общественной казны.9. Волостной управитель был обязан фиксировать в документацию и наблюдать за перекочевками тех или иных аулов.10. Волостной управитель до 1891 года, когда в Казахстане была введена судебная реформа 1864 года, должны были принимать жалобы на приговоры народных судов, с последующим вынесения выше указанных вопросов на рассмотрение волостного съезда.11. Волостной управитель должен был следить единообразным и правомерным исполнением решений российской администрации, а также следить правопорядком в пределах своего уезда и в случаях замеченных правонарушений, он должен был донести о них, либо участковому судебному приставу. Из всего выше перечисленного, можно прийти к следующим неутешительнымвыводам, о том что в действительности, в Казахстане того периодасохранялась лишь видимость существования местного самоуправления.Должностные лица местного самоуправления были лишь ставниками царскойадминистрации, которые должны были защищать интересы последней. Интересно отметить место, которое занимал в системе местногосамоуправления, особый съезд кочевых казахов, который скорей играл рольсудебного - совещательного органа на местном уровне. Особый съезд, какправило собирался в случаях, возникали споры не предусматривающаяся русскимзаконодательством, например: земельные споры основные на национальныхособенностях ,а так же вопросы, касающиеся религии. Порядок создания особых съездов был следующим: избрание так жепроисходило мажоритарной системе, каждые 20 кибиток избирали одноговыборного, который в случаях в случаях созыва ездил на съезды. Любопытно отметить так же роль так называемого сельского схода,который состоял как правило из всех домовладельцев, кроме тех, кот состоялпод опекой, а в Семиречья же прибавлялись те кто был лишен голоса сельскимсходом сроком на три года. Интересно заметить такую своеобразную деталь,как возможность голоса другому лицу, этот акт записывался в книгуволостного управителя, а в Семиречье же волостной управитель, плюс ко всемупрочему выдавал удостоверение подтверждающее передачу голоса. На сельскомсходе избирался сельский староста, который должен был следить заправопорядком на съездах, а так же созывать сельский сход, преимущественнов выходные дни.В компетенцию рассматриваемых сельским сходом дел входило: 1. Выборы должностных лиц местного самоуправления, а затем уже определяло размеры их жалования, в Семиречье же все происходило наоборот: сначала сельский сход определял жалование, а потом уже осуществлял выборы должностных лиц. Так же на сельских сходах избирались выборные на волостные съезды.2. На сельских сходах так же поднимались вопросы о замещение некоторых чинов уездной полиции.3. Сельский сход рассматривал вопросы об изгнании того или иного члена сельского общества, в случае если он резко нарушил нравственные нормы.4. Сельский сход решал так же вопросы о принятии новых членов в сельское общество.5. Сельский сход также решал вопросы о назначение попечителей опекунов сельчанам, которые действительно нуждались в этом, а так же проверка их деятельности с целью предотвращения злоупотреблений.6. Интересно заметить, что сельские сходы, ни Семиречья, ни остальной части Казахстана в отличии от аналогичного существующих сходов в России не разрешали возникающих семейных споров.7. Сельский сход решал вопросы о распределение земельных участков между сельскими жителями, а так же изредка возникающие вопросы о наследование земельных участков.8. Сельский сход вел контроль за финансовым состоянии сельских школ, медресе так же следил за уровнем образования даваемого в них, а в Семиречье плюс ко всему этому сельский сход осуществлял присмотр за тяжелобольными и одинокими стариками.9. По решению сельского схода, приносились просьбы и жалобы по общественным делам в вышестоящею русскую администрацию, через специально выборных для подобных случаев людей.10. Сельский сход определял суммы сборов на общественные расходы, а так же проводил налоговую политику на локальном уровне, с учетом материального благосостояния тех или иных домовладельцев. А так же способов отбытия натуральных повинностей.11. Сельский сход определял размеры жалования должностными лицами местного самоуправления.12. Сельский сход определял так же меры наказания, согласно местным обычаям, для лиц не уплатившим налоги.13. На сельском сходе определялись размеры выдаваемых крестьянам денежных и зерновых кредитов. Нужно отметить, что решения сельского схода вступали в силу, лишь втом случае, если на сходе присутствовал сельский староста, либо егозаместитель и не мание половины всех домовладельцев имеющих правоучаствовать в подобных сходах. Функции сельского старосты сводились следующему:1. Сельский староста периодически осуществлял созыв и роспуск сельского схода, а так же следил за общественным порядком на нем.2. Только сельский староста предлогал на рассмотрение сельского схода дела общественного характера.3. На сельском старосте лежала обязанность приводить в исполнение все решения сельского схода и распоряжения русской администрации.4. Сельский староста следил за неприкосновенностью земельных наделов выделенных крестьянам.5. Сельский староста следил за нормальным состоянием дорог, а так же за исправным состоянием школ, медресе, больниц.6. Сельский староста, в документации вел учет уровня смертности и рождаемости в пределах своего поселения, а Семиречье данная процедура, почему-то проводилась только с волостным управителем.7. Сельский староста так же осуществлял надзор за исполнением натуральных повинностей.8. Сельский староста наблюдал за правильным осуществлением фискальной политике. Главным органом местного самоуправления в колониальном Казахстане,центральных районах российской империи были волостные и аульные (сельские)сходы (съезды).Сейчас, мы остановимся на волостных сходов оседлогонаселения. Необходимо отметить, что существовали некоторые различья междуорганами местного самоуправления Семиречья [69] и остального Казахстана,которые мы будем отмечать в ходе нашей работы. Это связано с временнымиразличиями в присоединении Казахстана к России. Волостные съезды выборных, избирались аульными съездами в следующемпорядке: один выборщик от 50 хозяев, в тех селениях, где существуетостаток более 25 хозяйств, прибавляется по одному выборщику. ВСемиреченской же области, волостные съезды состояли из: выборщиков,избираемых на сельских сходах, сроком на 3 года, на тех же условиях, что ина остальной территории Казахстана, и вдобавок к этому из волос




Похожие:

Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconСамоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области
Общим руководителем по составлению его основных положений был выдающийся государственный деятель России, человек либеральных взглядов...
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconОренбургской области
Об утверждении Положения о конкурсе на лучший Web-сайт среди образовательных учреждений Оренбургской области в 2010 г
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области icon«Развитие спорта в Октябрьском районе Оренбургской области»
«Развитие спорта в Октябрьском районе Оренбургской области». Коваленко Мария, ученица 8 класса моу осош села Октябрьское, Октябрьского...
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconПоложение о порядке проведения региональных экзаменов для обучающихся общеобразовательных учреждений Оренбургской области в 2011-2012 учебном году
Оренбургской области по исполнению государственной функции осуществления контроля качества образования, утвержденного приказом министерства...
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconПротокол заседания Наблюдательного Совета № от 2012 г
Министерством образования Оренбургской области; Свидетельство о государственной аккредитации регистрационный №324-15 от 09. 08. 2011...
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconОбразование села Октябрьское Смолякова Надежда Сергеевна, ученица 9-б класса моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Данная работа написана на основе архивного материала гу «Государственный архив Оренбургской области», литературы по истории России...
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconСписок детей, обучающихся в моу «Баклановская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района, Оренбургской области»
Моу «Баклановская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района, Оренбургской области»
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconКонтрольная работа по дисциплине «Теория организации» Вариант №5 «Самоорганизация и самоуправление»
Более того, самоуправление предполагает хотя бы в силу акцентируемой сопряженности базовых понятий «управление») и «организация»,...
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconИсполнительная власть субъектов РФ (на примере Оренбургской области)

Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области iconЗакона о бюджете Воронежской области на 2008 г и на плановый период 2009 и 2010 годов
Закона Воронежской области от 14. 02. 2005 года №3-оз «Об образовании» нормативы расходов на реализацию государственного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы