«Детские болезни» icon

«Детские болезни»



Название«Детские болезни»
Дата конвертации16.07.2012
Размер86,92 Kb.
ТипМетодическая разработка
скачать >>>


Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра детских болезней лечебного и стоматологического факультетов


«Утверждаю»

Заведующая кафедрой

Профессор Н.А. Федько

______________________


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Детские болезни»

со студентами V курса специальности лечебное дело


Раздел VII «Патология сердечно-сосудистой системы у детей. Ревматические заболевания »

Тема №5 «Врожденные пороки сердца у детей. Принципы классификации. Клиническая и параклиническая диагностика. Консервативное лечение и показания к оперативному лечению».


Обсуждена на заседании кафедры


«21» января 2010г.

Протокол №183


Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Галимовой О.И.

«______»_______________ 2010г.

Ставрополь 2010г.


1. Раздел VII «Патология сердечно-сосудистой системы у детей. Ревматические заболевания ».

Тема №5 «Врожденные пороки сердца у детей. Принципы классификации. Клиническая и параклиническая диагностика. Консервативное лечение и показания к оперативному лечению».


2. Актуальность темы (мотивация).

У новорожденных детей в странах европейского континента частота врожденных пороков сердца (ВПС) составляет 0,8 %. В нашей стране каждый год в среднем рождается от 40 до 45 тысяч детей с ВПС. Около 60 – 70 % из них, если не проведено хирургическое лечение, погибают в течение первого года жизни. В связи с чем профилактика, ранняя диагностика, адекватная коррекция ВПС весьма актуальна.

3. Учебные и воспитательные цели:

3.1 - Общая цель: на основе лекционного материала и самостоятельной подготовки изучить особенности гемодинамики и клинические характеристики ВПС. Освоить дифференциально-диагностический алгоритм ВПС с различной гемодинамикой. Ознакомиться с показаниями для оперативной коррекции ВПС.

3.2 - Частные цели (задачи):

Студент должен:

- Ознакомиться с частотой встречаемости ВПС в популяции. 3. Учебные и воспитательные цели:

3.1 - Общая цель: на основе лекционного материала и самостоятельной подготовки изучить особенности гемодинамики и клинические характеристики ВПС. Освоить дифференциально-диагностический алгоритм ВПС с различной гемодинамикой. Ознакомиться с показаниями для оперативной коррекции ВПС.

3.2 - Частные цели (задачи):

Студент должен:

- Ознакомиться с частотой встречаемости ВПС в популяции.

- Знать основные причины формирования ВПС.

- Изучить классификацию ВПС.

- Изучить особенности гемодинамики ВПС с обогащением малого круга кровообращения.

- Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением малого круга кровообращения.

- Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением большого круга кровообращения.

- Знать сходные клинические характеристики определения групп ВПС.

- Знать основные методы обследования для подтверждения наличия у ребенка ВПС.

- Знать основные шумовые характеристики отдельных ВПС при аускультации.

- Знать основные показания для оперативного лечения ВПС.

- Знать план экстренных мероприятий при лечении гипоксемического приступа.

- Уметь перкутировать границы относительной сердечной тупости.

- Уметь проводить аускультацию сердца по точкам проекции клапанов и крупных сосудов.

- Владеть методом измерения артериального давления на руках и ногах.


- Знать основные причины формирования ВПС.

- Изучить классификацию ВПС.

- Изучить особенности гемодинамики ВПС с обогащением малого круга кровообращения.

- Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением малого круга кровообращения.

- Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением большого круга кровообращения.

- Знать сходные клинические характеристики определения групп ВПС.

- Знать основные методы обследования для подтверждения наличия у ребенка ВПС.

- Знать основные шумовые характеристики отдельных ВПС при аускультации.

- Знать основные показания для оперативного лечения ВПС.

- Знать план экстренных мероприятий при лечении гипоксемического приступа.

- Уметь перкутировать границы относительной сердечной тупости.

- Уметь проводить аускультацию сердца по точкам проекции клапанов и крупных сосудов.

- Владеть методом измерения артериального давления на руках и ногах.


4. Схема интегративных связей:

Объединить ранее полученные знания по биологии, гистологии, физиологии, патофизиологии, патанатомии, пропедевтике, хирургии с настоящим материалом.


5. Вопросы для самостоятельной работы студентов:

5.1 Формулировка вопроса:

- Какова частота встречаемости ВПС среди населения?

- В какие сроки внутриутробного периода формируются ВПС?

- Какие факторы способствуют формированию ВПС?

- На какие группы по нарушению гемодинамики подразделяются ВПС в классификации Мардера?

- Какие пороки включены в группу с обогащением малого круга кровообращения?

- Какие пороки включены в группу с обеднением малого круга кровообращения?

- Какие пороки включены в группу с обеднением большого круга кровообращения?

Укажите основные гемодинамические характеристики отдельных ВПС (ОАП, ДМПП, ДМЖП, тетрады Фалло, корктация аорты …)?

- Какова частота встречаемости ВПС среди населения?

- В какие сроки внутриутробного периода формируются ВПС?

- Какие факторы способствуют формированию ВПС?

- На какие группы по нарушению гемодинамики подразделяются ВПС в классификации Мардера?

- Какие пороки включены в группу с обогащением малого круга кровообращения?

- Какие пороки включены в группу с обеднением малого круга кровообращения?

- Какие пороки включены в группу с обеднением большого круга кровообращения?

Укажите основные гемодинамические характеристики отдельных ВПС (ОАП, ДМПП, ДМЖП, тетрады Фалло, корктация аорты …)?


6. Рекомендуемая литература.

  1. Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 2001

  2. Пропедевтика детских болезней. Под редакцией ак. РАМН А.А. Баранова, 1998.

  3. Лекции по педиатрии. М.В. Эрман, 2001.

  4. Детские болезни под ред. А.А. Баранова, 2007.

  5. Кардиология детского возраста, Киев, 1986.

  6. Врожденные пороки сердца, А.О. Мутафьян, 2001.


7. Аннотация

Формируются ВПС в результате нарушения эмбриогенеза на 2 – 8 неделе беременности, иногда они имеют наследственную (полигенную) природу. Наследуются они по аутосомному типу с различной экспрессивностью гена. К факторам, имеющим значение для появления ребенка с ВПС, относятся: возраст родителей старше 35 лет, наличие в семье старших детей с ВПС, хронические интоксикации, прием ряда лекарственных препаратов, острый инфекции. ВПС часто сочетаются с хромосомными болезнями.

Клиническое распознавание ВПС облегчается при использовании классификации Мардера, построенной по патофизиологическому принципу разделением пороков по нарушению гемодинамики: 1) с обогащением малого круга; 2) с обеднением малого круга; 3) с обеднением большого круга; 4) без нарушения гемодинамики.

В течение пороков выделяют три фазы: фазы первичной адаптации; фаза относительной компенсации; терминальная фаза.

ВПС с обогащением малого круга кровообращения.

Общая характеристика группы.

Для данной группы пороков характерно большее количество крови, поступающей в малый круг кровообращения в связи с наличием дефектов или патологических коммуникаций. Клинические особенности гемодинамики определяются развитием гиперволемии и гипертензии в малом круге кровообращения и ранней сердечной недостаточностью, склонностью к затяжным и повторным пневмония или респираторным инфекциям. Третья фаза характеризуется развитием легочной гипертензии с возникновением цианоза либо хронической сердечной недостаточности.

Открытый артериальный проток (ОАП). Соединяет начальную часть нисходящей дуги аорты с легочной артерией в области ее бифуркации. Гемодинамические нарушения заключаются в сбросе крови из аорты в легочную артерию, что приводит к переполнению малого круга кровообращения и перегрузке левых камер сердца.

Дефекты межпредсердной перегородки (ДМПП). Нарушение гемодинамики определяется сбросом крови через дефект слева направо, перегрузкой правых отделов сердца и увеличением минутного объема малого круга кровообращения.

Дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП). Гемодинамические нарушения определяются шунтом крови справа налево. Различают малые дефекты, чаще локализующиеся в мышечной части перегородки; и высокие дефекты – в ее мембранозной части.

Открытый общий атриовентрикулярный канал. При этом пороке нарушается развитие нижнего отдела межпредсердной перегородки, мембранозной части межжелудочковой перегородки и медиальных створок митрального и трикуспидального клапанов. В 40 – 60 % сочетается с болезнью Дауна. Гемодинамические нарушения проявляются большим сбросом крови слева направо и чаще митральной и трикуспидальной недостаточностью.

Полная транспозиция магистральных сосудов (ПТМС). Наиболее часто встречающийся ВПС синего типа, при данном пороке аорта выходит из правого желудочка, легочная артерия – из левого. Без компенсирующих коммуникаций (ОАП, ДМПП, ДМЖП) порок несовместим с жизнью.

Общий артериальный ствол. От сердца отходит один магистральный сосуд, по которому кровь поступает в большой и малый круг кровообращения.

ВПС с обеднением малого круга кровообращения.

Общая характеристика группы: во всех пороках присутствует стеноз или аномалия развития легочного ствола, препятствующие поступлению в малый круг крови из правого желудочка.

Болезнь Фалло (триада, тетрада, пентада).

Тетрада Фалло - наиболее часто встречающийся порок, включает в себя стеноз легочной артерии, высокий дефект межжелудочковой перегородки, транспозицию аорты вправо, гипертрофию правого желудочка. Цианоз отмечается при увеличении количества восстановленного гемоглобина до 50 г/л.

В триаду Фалло вместо ДМЖП входит ДМПП, а в пентаду – оба дефекта сердечной перегородки.

ВПС с обеднением большого круга кровообращения.

Изолированный стеноз аорты. Сужение клапанов аорты, реже сужение клапанного, надклапанного или подклапанного отверстия приводит к гиповолемии большого круга кровообращения.

Коарктация аорты. Врожденное сужение аорты на ограниченном участке ниже устья левой подключичной артерии. Патогномоничный симптом – артериальная гипертензия верхней половины туловища.

ВПС без нарушения гемодинамики.

К ним относятся: двойная дуга аорты, аномалия расположения сердца, аномалия расположения вен большого круга.

Большинство пороков подлежит оперативной коррекции, в связи с чем при подозрении на ВПС необходима консультация кардиохирурга.

Наиболее благоприятный срок для оперативного лечения ВПС – 2 фаза течения (3 – 12 лет). В терминальную фазу операция не приносит излечения, так как отмечаются дегенеративные изменения в органах.

Осложнения ВПС. Одним из осложнений синих пороков является гипоксемический приступ, клиника которого определяется степенью гипоксии ЦНС (беспокойство, страх, одышка, усиление цианоза, принятие коленно-локтевого положения, судороги, кома).

Для подтверждения диагноза ВПС в поликлинических условиях необходимо провести рентгенографию сердца в прямой и боковых проекциях, ЭХО-КГ, ЭКГ, ФКГ. Высокая частота встречаемости ВПС вынуждает с настороженностью оценивать состояние здоровья каждого новорожденного.


8. Самостоятельная работа студентов.


Курирование больных с ВПС в кардиоревматологическом отделении ДККБ, осмотр тематических больных в кардиоревматологическом отделении ДККБ, кардиоревматологическом кабинете поликлиники, клинический разбор истории болезни, разбор лент ЭКГ, ФКГ, рентгенограмм, записей ЭХО КГ, кардиоинтервалограмм. Контроль знаний – тесты.


9. Методическое обеспечение занятия.

Тесты, ситуационные задачи, рентгенограммы, ленты ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, таблицы, схемы, выписки из историй болезни.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Vii «Патология сердечно-сосудистой системы у детей. Ревматические заболевания»
«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Vii «Патология сердечно-сосудистой системы у детей. Ревматические заболевания»
«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Vii «Патология сердечно-сосудистой системы у детей. Ревматические заболевания»
«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Тема №3 «Затяжные и рецидивирующие заболевания органов дыхания у детей. Часто болеющие дети»
«Детские болезни» iconПолезный завтрак очень важен для подрастающего поколения
Если вы питаетесь правильно, то вас никогда не будут тревожить такие болезни как болезни крови и кроветворных органов болезни эндокринной...
«Детские болезни» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»
Травмы и их виды. Болезни системы кровообращения. Болезни системы дыхания. Болезни органов пищеварения. Болезни желез внутренней...
«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Современные аспекты лечения бронхиальной астмы у детей. Составление плана этапного лечения и профилактики. Посещение аллергологического...
«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Пиелонефрит первичный и вторичный. Цистит. Клиника, диагностика. Дифференциальная диагностика мочевого синдрома. Принципы терапии,...
«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Сердечные шумы. Понятия о диагностических особенностях кардиоинтервалографии,...
«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Этиология пневмоний в онтогенезе. Особенности течения внутрибольничных пневмоний. Критерии диагностики. Составление плана обследования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы