Николай Степанович Гумилев icon

Николай Степанович Гумилев



НазваниеНиколай Степанович Гумилев
Дата конвертации16.07.2012
Размер122,39 Kb.
ТипРеферат
Николай Степанович Гумилев


Доклад о поэте “Серебряного века”. Ученика 11 “В” класса Алексеенко Николая. Николай Степанович Гумилев. (1886 - 1921) План доклада:Образ времени.Определение литературного течения.Творческая биография Гумилева.Анализ его творчества.Заключение. Спасибо за внимание !15.01.1996 г.Школа # 1278, кл. 11 “В”. Акмеизм. Николай Гумилев.При создании доклада были использованы следующие книги:1. “Гумилев Николай Степанович. Стихотворения и поэмы”. Автор предисловия В.П.Енишерлов, автор биографического очерка В.К.Лукницкая.2. “Русская литература XX века”. Л.А.Смирнова, А.М.Турков, А.М.Марченко идр.3. Советский Энциклопедический Словарь.4. “Таганцевское дело”. В.Хижняк. (“Вечерняя Москва”). Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затемстановления новой послереволюционной действительности. Все это не могло несказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальныекатаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателейпонять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения.Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражаетнеобычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур.Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новыенаправления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателякакого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе. Модернисты “Серебряного века”. Литературные течения, противостоящие реализму, называлисьмодернистскими. Модернисты (с французского - “новейший”, ” современный”) отрицалисоциальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующуюдуховному совершенствованию человечества. Каждый автор представлял это по-своему, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколькотечений. Основными были: символизм, акмеизм и футуризм. Также существовалихудожники слова, организационно не связанные с этими литературнымигруппами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (М.Волошин,М.Цветаева и др.). Развитие модернизма имело свою, весьма напряженную историю. В остройполемике одно течение сменялось другим. Между членами каждого изобъединений нередко разгорались споры. Так проявлялась яркая оригинальностьтворческих индивидуальностей. Художественные свершения участников движениянавсегда остались с нами и для нас. Период творчества основных представителей модернизма принято называть“серебряным веком” по аналогии с “золотым” XIX веком в русской литературе.Действительно, никогда прежде не было такого множества и разнообразияталантливых авторов. Условно началом “серебряного века” принято считать1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов ДмитрийМережковский прочитал доклад “О причинах упадка и о новых теченияхсовременной русской литературы”. Так впервые модернисты заявили о себе.Фактический же конец “серебряного века” пришел с Октябрьской революцией.Первые годы после нее еще были возможны какие-либо искания у отдельныхпоэтов, но с постановлением “О политике партии в области литературы” в 1925году все они прекратились, и была признана только пролетарская литература итолько метод соцреализма как единственно возможные. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературебыл акмеизм. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программувзаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оностремилось внести в жизнь. Из Советского Энциклопедического Словаря: “Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила),течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н.Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии отсимволистских порывов к “идеальному”, от многозначности и текучестиобразов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру,предмету, стихии “естества”, точному значению слова. Однако “земной” поэзииакмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерностиили к поэтизации чувств первозданного человека.” Идея такого нового направления в литературе впервые была высказанаМихаилом Кузминым (1872-1936) в его статье “О прекрасной ясности” (1910). Вней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственноакмеистическое движение возникло в 1913 году на почве авторскогообъединения “Цех поэтов”, в который входили Николай Гумилев, СергейГородецкий (1884-1967), Анна Ахматова (1889-1966) и Осип Мандельштам (1891-1938). Первые манифесты акмеизма появились в журнале “Аполлон”(модернистском литературном журнале начала века) в январе. В своей статье“Наследие символизма и акмеизм” Гумилев подверг символистов сильнойкритике; Сергей Городецкий в статье “Некоторые течения в современнойрусской литературе” высказывался еще более резко, декларируя катастрофусимволизма. Но тем не менее многие акмеисты все же тяготели к поэзииБальмонта, Брюсова или Блока, хотя своими Учителями считали ИннокентияАнненского и Михаила Кузмина. И хотя акмеисты, как объединениепросуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромныйвклад в русскую литературу. Биография Николая Гумилева. Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. Вдействительности же, его творчество было гораздо более широко иразнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершиласьтрагично. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отецвышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Стихи и рассказыГумилев начал писать очень рано, а впервые в печати его стихотворениепоявилось в газете “Тифлисский листок” в Тифлисе, где семья поселилась в1900 году. Через три года Гумилев возвращается в Царское Село и поступает в7-й класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэти педагог И.Ф.Анненский, оказавший большое влияние на своего ученика.Учился Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себяпоэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью. Окончивгимназию, он уехал в Париж, успев выпустить до этого первый сборник “ПутьКонквистадоров”. Эту книгу юношеских стихов он, видимо, считал неудачной иникогда не переиздавал ее. В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне по французской литературе,изучал живопись и издал три номера журнала “Сириус”, где печатал своипроизведения, а также стихи царскосельской поэтессы Анны Горенко (будущейзнаменитой Анны Ахматовой), ставшей вскоре его женой. В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева “Романтическиецветы”. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый сборник поэта, врецензии на “Романтические цветы” указал на перспективу пути молодогоавтора: “Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, онсумеет пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности,нами не подозреваемые”. Приехав в Россию, Гумилев сближается с Вяч. Ивановым, подруководством которого была создана так называемая “Академия стиха”. Однимиз инициаторов ее организации стал Гумилев. В основанном С.Маковскимжурнале “Аполлон” он начинает постоянно печатать свои “Письма о русскойпоэзии”, собранные в 1923 году Г.Ивановым в вышедший в Петрограде отдельныйсборник. В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого годавпервые отправился в Абиссинию, совершив трудное и опасное путешествие. “Я побывал в Абиссинии три раза, и в общей сложности я провел в этойстране почти два года. Свое последнее путешествие я совершил в качестверуководителя экспедиции, посланной Российской Академии наук”,- писал в“Записях об Абиссинии” Николая Степанович Гумилев. Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника, квеликому, его людям и культуре. До сих пор в Эфиопии сохраняется добраяпамять о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в подготовленныйим сборник “Шатер”, и сухая точная проза дневника - дань его любви кАфрике. Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкуюизвестность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем.Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов писал:“...Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полномумастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекраснообдуманными и утонченно звучащими стихами”. А Вяч. Иванов именно в “Жемчугах” увидел точки расхождения Гумилева сБрюсовым и предрек молодому поэту иной путь. Характерно, что именно сосвобождением от влияния Брюсова связан поиск своего места в русской поэзииначала века таких разных поэтов, как Блок и Гумилев. Многие стихи “Жемчугов” популярны, но, конечно, прежде всегознаменитая баллада “Капитаны”. Свежий ветер настоящего искусства наполняетпаруса “Капитанов”, безусловно, связанных с романтической традициейКиплинга и Стивенсона. Н.Гумилев называл свою поэзию Музой ДальнихСтранствий. До конца дней он сохранил верность этой теме, и она при всеммногообразии тематики и философской глубине поэзии позднего Гумилевабросает совершенно особый романтический отсвет на его творчество. Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг символизма выявилаглубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на символизмвозникло созданное Н.Гумилевым и С.Городецким новое литературное течение -акмеизм, предтечей которого стало литературное объединение Цех Поэтов.Организационное собрание Цеха, на котором присутствовал А.Блок, состоялосьна квартире С.Городецкого 20 октября 1911 года. Акмеисты, противопоставляющие себя не только символистам, но ифутуристам, организационно оформились вокруг Цеха Поэтов, издавая небольшойжурнальчик “Гиперборей”. На щите акмеистов было начертано - “ясность, простота, утверждениереальности жизни”. Акмеисты отвергали “обязательную мистику” символистов.“У акмеистов,- писал в журнале “Аполлон” С.Городецкий,- роза опять сталахороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своимимыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще”. Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилевдобровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти былилегендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских “Георгия” -служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике “Колчан” нашлиотражение темы войны: И залитые кровью недели Ослепительны и легки Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей. Говоря о военной лирике Гумилева, нельзя не помнить о психологическихособенностях его личности. Гумилева не зря называли поэт-воин. Современникпоэта писал: “Войну он принял с простотою современной, с прямолинейнойгорячностью. Он был пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душувойна застала в наибольшей боевой готовности”. Но Гумилев видел и сознавалужас войны, показывал его в прозе и стихах, а некоторая романтизация боя,подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным,редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии и в жизни. В “Колчане” же начинает рождаться новая для Гумилева тема - “оРоссии”. Совершенно новые мотивы звучат здесь - творения и гений АндреяРублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Онпостепенно расширяет и углубляет свои темы, а в некоторых стихотворенияхдостигает даже пугающей прозорливости, как бы предсказывая собственнуюсудьбу: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливаньем пули, Что меня с землею разлучит. Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он былкомандирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занималсявосточной литературой, переводил, работал над драмой “Отравленная туника”.В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. Его захватилатогдашняя напряженная литературная атмосфера. Н.Гумилев вместе с А.Блоком,М.Лозинским, К.Чуковским и другими крупными писателями работает в созданномА.М.Горьким издательстве “Всемирная литературе”. В 1918 году выходит шестойсборник Н. Гумилева “Костер” и сборник переводов восточной поэзии“Фарфоровый павильон”. Последние прижизненные сборники стихов Н.Гумилева изданы в 1921 году- это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”. В этом сборнике мывидим нового, “вершинного” Гумилева, чье отточенное поэтическое искусстволидера акмеизма обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками,мастерским использованием причудливо переплетающихся прозаически-бытовых ифантастических деталей для создания многомерного, глубоко символическогохудожественного образа: Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет? У совершенно политически безграмотного Гумилева была своя “теория” отом, что должно, оставаясь при любых убеждениях, честно и по совестислужить своей Родине, независимо от того, какая существует в ней власть.Поэтому он признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всехотношениях лояльным, несмотря на то, что был в тяжелых личных условияхсуществования, и на то, что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизньН.С.Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годыофициально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие вконтрреволюционном, так называемом Таганцевском, заговоре. Но на деле еговина заключалась лишь в недонесении органам, о том, что ему предлагаливступить в заговорщическую организацию, что, кстати, также подлежитсомнению. “Таганцевское дело” вызвало широкий негативный резонанс. Мироваяобщественность не могла согласиться с таким приговором. Алексей Толстойнаписал позже: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева,-знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения истраха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая теньего, негодуя отлетела от... страстно любимой им Родины... Свет твоей душе.Слава - твоему имени”. Анализ творчества Гумилева. Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильноотличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногданастолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все этизамечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Здесь вспоминаютсяслова проницательного А.Блока: “Писатель - растение многолетнее... душаписателя расширяется периодами, а творение его - только внешние результатыподземного роста души. Поэтому путь развития может представляться прямымтолько в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, неощущаешь этой прямизны и неуклонности, вследствие остановок и искривлений”. Эти слова Блока, поэта, высоко ценимого Гумилевым, и в то же времяосновного его оппонента в критических статьях, наиболее подходят к описаниютворческого пути Гумилева. Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старшихсимволистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то жевремя обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле, Ф.Вийону,Т.Готье и даже к эпически-монументальным произведениям Некрасова. Позже онотошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркостиобразов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основойакмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первыйобъявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, какучатся музыке и живописи. Талант, чистое вдохновение должны были, по егопониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно исурово учил молодых мастерству. Стихотворения акмеистического периода,составившие сборник “Седьмое небо”, подтверждают такой трезвый,аналитический, научный подход Гумилева к явлениям поэзии. Основныеположения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма иакмеизм”. “Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (сгреческого - “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным ихдостижением Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”,вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущениемсобственного незнания”. Также к этому периоду относится написание Гумилевымсерьезной критической работы “Письма о русской поэзии”, опубликованнойпозже в 1923 году. Эта книга исключительно поэтической критики занимает особое место вистории русской критической мысли. Статьи и рецензии, вошедшие в нее, писалбольшой поэт и страстный теоретик стиха, человек безупречного поэтическогослуха и точного вкуса. Обладая безусловным даром предвидения, Гумилев-критик намечает в своих работах пути развития отечественной поэзии, и мысегодня можем убедиться, как точен и прозорлив был он в своих оценках. Своепонимание поэзии он выразил в самом начале своей программной статьи“Анатомия стихотворения”, открывающей сборник “Письма о русской поэзии”.“Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две,- писал Н. Гумилев,- предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнамисвоего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке” и“Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”.Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении законов, по которымслова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто “учитывает всезаконы, управляющие комплексом взятых им слов”. Именно это положение илежит в основе той громадной работы, которую после революции проводилГумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха, тайнам тогоремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна. Гумилевхотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было родиться, иотношение его к “святому ремеслу” поэзии сконцентрировано в несколькихстатьях и рецензиях, составивших “Письма о русской поэзии”. Но с годами поэзия Гумилева несколько меняется, хотя основа остаетсяпрочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвукиблоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Этатенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, нов стихотворениях “Огненного столпа” Гумилев как бы протянул рукуотвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружаетсяв мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается среальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Этоуже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительноотличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекраснойясности” и конкретности. Заключение. Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной ивместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта илитературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которымион с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности,несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне.Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальныепроизведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставилинтересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитиероссийской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высокимромантизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимаясамим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Николай Степанович Гумилев iconНиколай Степанович Гумилев и эпоха Серебряного века

Николай Степанович Гумилев iconДокументы
1. /Николай Степанович Гумилев.doc
Николай Степанович Гумилев iconНиколай Степанович Гумилев (1886 – 1921) акмеист
Африку (Египет и др.) после поступления на юридический факультет Петербургского университета (историко-филологический факультет)
Николай Степанович Гумилев iconВнеклассное мероприятие по литературе на тему: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем»
Знакомство с русской поэзией начала XX века занимает основное место в изучении курса литературы в 11 классе. Серебряный век отмечен...
Николай Степанович Гумилев iconХиценко Николай Степанович, заместитель Председателя Правительства Иркутской области Приветственное слово Нестерович Геннадий Николаевич, заместитель председателя закон
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области
Николай Степанович Гумилев iconНиколай Степанович Тураев начал свою трудовую деятельность в тыловом посёлке Кемеровской области во время Великой отечественной войны. Трудности тех лет приучили Николая к труду и дисциплине
РФ, ветерана атомной энергетики и промышленности, ветерана труда Николая Степановича Тураева. Почти пятьдесят четыре года из них...
Николай Степанович Гумилев iconЛичность в истории: Николай II
Николай II в Ставке Главного штаба в феврале 1917 года. Резкое обострение обстановки в Петрограде
Николай Степанович Гумилев iconНиколай II
Николай Александрович Романов, сын императора Александра III, родился 6 мая 1868г в Санкт-Петербурге. Рос он довольно подвижным мальчиком,...
Николай Степанович Гумилев iconГумилев Н. С

Николай Степанович Гумилев iconН. С. Гумилев

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы